МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Выполнила:
студентка IV курса очной формы обучения
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Программа Начальное образование
«___»____________2018 г.
СТЕРЛИТАМАК – 2018
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Выполнила:
студентка IV курса очной формы обучения
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Программа Начальное образование
Допущена к защите в ГЭК и проверена
на объем заимствования:
Заведующий кафедрой
д-р пед. наук, профессор
«___»____________2018 г.
СТЕРЛИТАМАК – 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
6
1.1 Понятие познавательных способностей в психолого-педагогической литературе
6
1.2 Роль уроков технологии в развитии познавательных способностей младших школьников
15
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
21
2.1 Развитие сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках технологии
21
2.2 Диагностика уровней сформированности познавательных способностей учащихся второго класса
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопрос развития познавательных способностей младших школьников является основой, фундаментом процесса обучения, является «нескончаемым» педагогическим вопросом, который с течением времени не теряет своей значимости, требуя непрерывного, изучающего интереса и последующего формирования. На сегодняшний день общество особенно нуждается в людях активных, креативных, способных отыскать новейшие подходу к решению актуальных социальных, экономических, культурных проблем, способных существовать в новейшем демократическом мире и являться нужными данному окружению. Во взаимосвязи с данным вопрос формирования познавательных способностей личности становится особенно актуальной сегодня. Эта задача отображена в других просветительных программах, в инноваторских действиях, совершающихся в нынешней школе. Познавательная деятельность развивается в процессе занятий, которые являются творческими, что заставляет учащихся учиться и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Подобным способом, в преподавательской науке и практике проходит активный отбор новейших, нестандартных форм, методов и приемов обучения. Широко используются нетрадиционные виды занятий, проблемные методы обучения, коллективная творческая деятельность во внеучебной деятельности, способствующие развитию познавательных способностей младших школьников.
принципы наглядности в формировании универсальных учебных действий ...
... и обеспечения преемственности образования. Значительным потенциалом для формирования универсальных учебных действий младших школьников обладают уроки технологии. Активное развитие современных технологий ставит перед ребенком ... преподавания технологии с практикумом / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2002. – 480 с. 17. Купирова, Е.А. Развитие младшего школьника как субъекта познавательной деятельности ...
Изучение отличительных черт формирования познавательных возможностей младших школьников проводилось в работах Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Н. С. Лейтс С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, И. Ф. Харламов, В. Д. Шадрикова, Г. И. Щукина и другие. Среди различных средств формирования познавательных возможностей младших школьников особую роль занимают технологические занятия в начальных классах.
Актуальность и необходимость формирования познавательных возможностей обучающихся в практике начального обучения обусловили подбор проблемы изучения: развитие познавательных способностей младших школьников на уроках технологии.
Цель исследования: проанализировать уровень формирования познавательных способностей младших школьников на уроках технологии.
Объект исследования: процесс формирования познавательных способностей младших школьников.
Предмет исследования: значимость уроков технологии в формировании познавательных способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательных способностей младших школьников на уроках технологии станет наиболее эффективным, в случае если:
– развивать физические и интеллектуальные способности младшего школьника;
– создать среду, определяющую развитие младшего школьника;
– создание комфортной психологической обстановки, поощрение взрослыми устремления детей к творчеству;
– предоставление учащимся свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий в одном случае, и т. д.
Задача исследования:
1. Изучить понятие познавательных способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть возрастные характерные черты формирования познавательных способностей младших школьников.
Развитие познавательных способностей младших школьников
... методику организации обучения математике для развития познавательных способностей младших школьников. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках математики в начальной школе Предмет – развитие познавательных способностей младших школьников. Задачи ВКР: 1.Изучить и проанализировать психолого ...
3. Исследовать значимость уроков технологии в формировании познавательных способностей младших школьников.
4. Диагностировать уровень развития познавательных способностей младших школьников.
5. Разработка и проведение технологических занятий, направленных на развитие познавательных способностей младших школьников.
6. Разработка рекомендаций по развитию познавательных способностей младших школьников.
Метод исследования:
– теоретические методы: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме развития когнитивных способностей студентов;
– практические методы: анкетирование учащихся (вопросы для анкеты взяты из методики диагностики когнитивных способностей, предложенная е. Н. Елфимова);
– статистические методы: количественное и качественное исследование результатов.
База исследования: МБОУ «Лицей № 3» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан. В эксперименте принимали участие учащиеся 2В класса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в психолого-педагогической и методической литературе по проблеме исследования изучается содержание, формы и методы формирования познавательных способностей младших школьников на технологических уроках.
Практическая значимость заключается в том, что разработаны уроки по технологии развития познавательных способностей младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Апробация результатов исследования отражается в статье «Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках технологии» в сборнике научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов «Актуальные вопросы техники и технологии» (Стерлитамак 2018).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие познавательных способности в психолого-педагогической литературе
Ян Амос Коменский был первым педагогом, который совершил революцию в дидактике, считал новую школу источником радости, света и знаний, считал умение учиться одним из главных способов создания этой яркой и благополучной учебной среды. Ж. — Ж. Руссо, исходя, из необходимости познавательных способностей учащихся находиться в кругу дисциплин и действий, стремился создать нормальное и приятное обучение для детей. К.Д. Ушинский в знаниях увидел основу внутреннего механизма успешного обучения. Он показал, что внешний вид системы не достигает желаемого результата. И. Ф. Герберт, признавая познавательные способности, присущие этому свойству, призвал педагогов не заставлять детей скучать, а основывать свое образование на способностях, присущих ребенку.
К. Д. Ушинский сочинил то, что образование, лишенное всякого интереса и установленное только силой, хотя и было собрано из лучших источников-из любви к учителю, разрушает желание в учении – это учение, без которого он никуда не уйдет. Он считал, что необходимо сделать воспитательную работу максимально информативной, а не превращать эту работу в забаву [Ушинский, 2017, с. 57].
Познавательное обучение не исключает умение работать с усердием, а скорее способствует этому. Единая концепция знаний, разработанная советскими психологами (Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), показывает материалистический аспект этого сложного вопроса. Понятие «знания» не является спекулятивным. Оно отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, человеческой деятельность.
Психическое развитие младшего школьника 1. Общая характеристика ...
... меняются интересы и ценности......................................... 2. Познавательное развитие младшего школьника Младший школьный возраст - возраст интенсивного ... функцию развития личности тогда, когда только складывается, т.е. в младшем школьном возрасте..................... Младший школьник с ... в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: ...
Истоки знаний лежат в общественной жизни. В познании выражается единство объективного и субъективного.
Психология считает, что через познание устанавливается связь субъекта с объектом. Все, что является предметом познания, человек, черпает из объективной реальности. Но предметом знания для человека не все, а только то, что ему нужно, важность, ценность и привлекательность.
Педагогический подход к этому вопросу должен быть:
– выявить в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;
– возбуждать и постоянно поддерживать состояние активного интереса (а не безразличия) детей к окружающим явлениям, нравственным, эстетическим, научным ценностям;
– вся система обучения и воспитания целенаправленно формируют познавательные способности как ценное свойство личности, способствует ее творческой активности, ее целостному развитию.
Познавательные способности являются результатом развития личности. Они сопровождают его формирование и способствуют ему. Исследования советских психологов позволяют предположить, что развитие познавательных способностей – не замкнутый автономный процесс.
Анализ психологической структуры познавательные способностей проведен советскими психологами (С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон, П. А. Леонтьев) с выводом о том, что это чисто личностные образовательные потребности, в которых слияние органического единства имеют важное значение для индивидуальных процессов интеллектуального, эмоционального, волевого.
Познавательная деятельность человека – это очень сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних обстоятельств. Внешние действия считаются характеризующими формирование интенсивной познавательной активности личности, но в соответствии с гранью формирования сознания человека, констатация направленности его личности, все без исключения значимые в его деятельности приобретают внутренние потребности: мастерство, взгляды на жизнь, круг интересов и необходимость. Эти условия в собственном противоречивом единстве и делают фокус человеческой деятельности, который влияет на все развитие психологических процессов [Ананьев, 2004, с. 97].
Из-за ориентации личности ученика начальных классов, его познавательной работы становится селективным, то что формирует стойкий интерес к объекту знания. Под воздействием стабильного интереса к предмету познания улучшается и динамическая концепция психологических действий, обеспечивающая формирование познавательной активности и самодостаточности личности.
В самом процессе, отсутствует, и не способен являться интенсивной познавательной деятельности лица в отсутствии стабильного интереса с его стороны к законам и действам находящегося вокруг общества. Познавательная работа человека, постоянно сопряжена с тем или иным — в таком случае предметом, проблемой, постоянно направленной – в первую очередь в целом с этими предметами и действами, какие насущно нужны и занимательны человеку [Королева, 2008, с. 31].
Методика комплексного экспресс-тестирования познавательных способностей ...
... тельного процесса с учетом склонностей и способностей школьников, а также повышение его эффективности и качества. Поэтому тесты для оперативной диагностики познавательных способностей должны обладать практичностью – свойством,обуславливающим успешность ...
Разный уровень заинтересованности человека к объекту либо явлению порождает разнообразные подходы к работе, таким образом, и степень познавательной деятельный и самодостаточности. И безусловно, то что в ходе направленной познавательной деятельности индивид не только демонстрирует собственный подход к объектам общества, однако и активизирует не только познавательную, но и регулярную значимость: они не только могут помочь приобрести новейшие познания, но и проявят продуктивное воздействие в развитие взаимоотношений к самой познавательной деятельности.
Познавательные способности – это заинтересованность к учебной работе, к получению знаний, к науке. Возникновение познавательных возможностей находится в зависимости, в первую очередь от степени развития детей, его навыка, познаний, основы, питающего заинтересованность, а с иной стороны, с метода подачи использованного материала.
Способность учащихся начального звена к обучению считается характеризующим условием в ходе освоения ими познаниями. Знаменитые педагоги классики абсолютно всех эпох акцентировали внимание основную важность умения к знаниям, увлечению и тяготению к знаниям.
Познавательное обучение никак не ликвидирует способность трудиться с напряжением, а, напротив, содействует данному. Поэтому одной из основных вопросов преподавателей должно быть – обнаружение существующих возможностей к познаниям, формирование и развитие заинтересованности к познаниям обучающихся.
Познание – это модель проявления познавательных потребностей, обеспечивающая нацеленность личности на понимание целей работы и этому наиболее содействует ориентировка, ознакомление с новационными фактами, наиболее глубокому и основательному отражению реальности [Савельева, 2006, с. 42].
Но познавательные возможности не постоянно стимулируют человека к интенсивной учебной работе. Данные возможности только в таком случае преобразуются в требуемую охоту познания, растут на уровне духовной необходимости, когда они включаются в единую концепцию мотивов, характеризующих острые позиции личности, её нацеленность.
Вопрос стремления учиться в ходе обучения далеко не свежа. Значимость его заявляли многочисленные дидактики прошлого. В просторном многообразии трактовок проблем традиционной педагогики, непосредственно главная функция виделась абсолютно всем так, для того чтобы послужить причиной воспитанника к учению, охотиться, «зацепить» так, чтобы учение для воспитанника стало желаемым, важным, а никак не посредственным, невообразимым для эффективного обучения.
Познавательные способности обязаны быть признаны одним из основных условий учебного процесса, воздействие которого бесспорно равно как в формирование ясной и веселой атмосферы обучения, таким образом, и насыщенность каждой иной деятельности учащегося [Щукин, 2009, с. 18].
Развитие познавательных способностей у младших школьников через ...
... игры способствуют развитию у младших школьников познавательных способностей (мышления, внимания). Объект: познавательные способности (внимание, мышление) младшего школьника. Предмет: развитие познавательных способностей младших школьников через участие в интеллектуальных ... умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и убежденность, любовь и ...
При присутствии познавательных способностей учеба становится актуальной ценностью, в которой обучаемый насущно заинтересован в ней.
Методика исследования и развития познавательных способностей учащихся начальных классов является темой, в одинаковой мере важной как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. Мы приближаемся к способам следования познавательным способностям обучающихся младших классов, в первую очередь всего, с позиции единой проблемы обучения и формирования, в следствии чего же обнаруживаются основные направленности в создании и формировании различных индивидуальных свойств.
Процесс развития познавательных способностей, а вдобавок тот или иной стороны личности, совершается в деятельности, строение которой (её задачи, сущность, методы и аргументы) оформляют непредвзятую базу формирования познавательных способностей.
Основным типом данной работы считается преподавание, в процессе которого совершается регулярное получение знаний в разных предметных сферах, получение и усовершенствование приемов (навыков) познавательной деятельности, преобразование целей, выставляемых окружением, школой, в мотивы обучения.
Учение закладывает основы познавательных способностей, однако никак не описывает все без исключения возможности их развития. В каждом варианте работы, поскольку познавательные и практические аспекты человека никак не отделены, есть необходимая почва с целью развития познавательного стремления. В особенности благоприятная деятельность сопряжена с предметными познаниями младшего школьника [Шамова, 2002, с. 74]…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своей работы мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме, рассмотрели критерии, методы и средства формирования познавательных способностях младших школьников, проведена диагностика формирования познавательных способностей учащихся, а также уроки с использованием игровых форм обучения. Таким образом, мы достигли цели исследования, которая заключалась в разработке уроков ручного труда с использованием игровых технологий, направленных на формирование познавательных способностей младших школьников, так как наиболее последовательным способом повышения интереса детей к обучению является метод игры.
В процессе написания выпускной квалификационной работы нами были решены следующие задачи:
1. Анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме формирования познавательных способностей на уроках технологии.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности формирования познавательных способностей младших школьников.
3. Организована практическая работа младших школьников на уроках технологии использование игры.
4. Подведены итоги проделанной работы по формированию познавательных способностей младших школьников и разработаны методические рекомендации.
Для этого мы использовали урок – игру, а также проводили на каждом занятии 1-2 игры, способствуя повышению интереса. В конце эксперимента была повторена диагностика уровня формирования когнитивных способностей испытуемых.
Таким образом, мы выполнили все поставленные задачи и доказали гипотезу: если активно использовать различные методы развития познавательных способностей на уроках техники в начальной школе, то это способствует успешному формированию познавательных способностей учащихся, тем самым делая творческую деятельность более интересной, яркой и увлекательной для детей, увеличивая успехи младших школьников в обучении.
Теоретические основы развития познавательного интереса у младших ...
... интереса к учению, но и на сам процесс формирования личности младшего школьника. Только с приобретением опыта познавательной деятельности, безошибочно направляемой учителем, осуществляется постепенное познание обобщё ... истории). Нужно помнить, что учитель играет не последнюю роль в формировании познавательного интереса у школьника, например, наблюдения за миром с помощью учителя, могут породить у ...
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов работы в преподавании.
Таким образом, изучение теоретических основ проблемы и практических результатов позволяет предположить, что на развитие познавательных способностей младших школьников оказывают влияние технологические занятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. Педагогический поиск – М.: Педагогика, 2000. – 165 с.
2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы Б.Г.Ананьев. – СПб.: Питер. 2004. – 254 с.
3. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения РБК. – 2008. – №.3. – С. 19-27.
4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М.: Просвещение, 2005. – 145 с.
5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2012. – 157с.
6. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте // Союз – №11. – 2007. – С. 67-69
7. Выготский JI.C. Психология искусства. – М.: Современное слово, 2008. – 480 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2001. — 408 с.
9. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках художественного труда: Пособие для учителя. – М.: ВЧГК «Русский Центр». 2003. – 67с.
10. Голомшток А.Я. Анкета интересов // Воспитание школьников / 2007. – №1. – С. 57-60
11. Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса. Радяньска школа. 2000. – №11.– С. 33
12. Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию. – Педагогика. 2001. – № 9. – С. 72 – 81
13. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. – М.: Просвещение, 2001. – 58 с.
14. Закон федеральный от 29.12.2012 n 273-фз (ред. От 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
15. Занков Л.В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении. – Учпедгиз, 2000. – №7. – С. 58
16. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
17. Королёва К.П. Формирование познавательных интересов и творческого отношения к учению. – Свердловск: Свердл. ГПИ, 2008. – 59 с.
18. Леонтьев В.Г. Формирование учебной деятельности обучающихся: Межвуз. Сб. науч. тр. – Новосибирск: НГПИ, 2005. – 134 с.
19. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
20. Маркова А.К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности // Советская педагогика. – 2009. – №11. – С. 63-71
Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.
... не было путаницы, необходимо ввести понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный недостаток в развитии и/или ... носят прогрессирующий характер. 2. Олигофрения – врождённые органические нарушения интеллектуальной деятельности вследствие органического повреждения центральной нервной системы (ЦНС). Изменения не носят ...
21. Маркова А.К. Пути исследования мотивов учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. – 2000. – №5. – С. 63-71
22. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Диагностика и психология. – 2009. – №2. – С. 5
23. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. – М.: Просвещение, 2006. – 184 с.
24. Неменская JI.A. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Учебник для 1 класса. – М.: Просвещение , 2004. – 166 с.
25. Педагогика: Большая современная энциклопедия / под ред. Е.С.Рапощевин. – М.: «Современное слово», 2005. – 720 с.
26. М.М. Безруких, В.А. Болотов, JI.C. Педагогический энциклопедический словарь. Под ред. Б.М. Бим-Бад Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528 с.
27. Петровский A.B. Мотивация как проявление потребностей личности // Общая психология. – 2010. – №7 – С. 101-117
28. Петрусинский В.В. Игры для интенсивного. – М.: Прометей, 2005. – 285 с.
29. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование». – М.: ВЛАДОС, 2008. – 463 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Серия «Мастера психологии». – СПб.: Питер Ком, 2009. – 720 с.
31. Рыбалко Е.Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в школьном возрасте // Учёные записки ЛГУ. № 265.: Серия философских наук. 2009. – №16. – С. 61 — 70
32. Савельева О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения. – М.: Просвещение 2006. – 133 с.
33. Ушинский К. Д. Педагогика. Избранные работы – 2-е изд., стер. –М.: Издательство Юрайт, 2017. – 284 с.
34. Шамова Т.И. Активизация учения школьников // Педагогика, 2002. – №8. – С. 74
35. Шорохов Е.В. Психология. – М.: Просвещение, 2008 – 245 с.
36. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. – СПб.: Просвещение, 2007. – 266с.
37. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе // Педагогика. – 2009. – №7. – С. 97
38. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 2001. – №5. – С. 31
39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2009. – 554 с.
40. Якунин В.А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов // Вестник. – 2007. – №23. – С.14-23