Развитие творческих способностей у детей на занятиях по резьбе

оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у школьников среднего возраста на занятиях художественной резьбой.

1.1. Сущность творчества и его роль в развитии личности…………………….7

1.2. Творческие способности: понятие и особенности развития у школьников среднего возраста………………………………………………………..……..10

Глава 2 Содержание, формы и методы организации занятий по художественной резьбе.

2.1. Искусство резьбы по дереву в системе формирования творческих способностей школьников среднего возраста…………………………………26

2.2. Содержание, методологические основы и формы занятий по художественной резьбе со школьниками среднего возраста…………..……33

2.3. Экспериментальная программа кружка по художественной резьбе со школьниками среднего возраста………………………………………….……..44

Глава 3. Экспериментальная проверка путей и методов развития творческих способностей школьников среднего возраста на занятиях художественной резьбой.

3.1. Организация и проведение эксперимента по формированию творческих способностей школьников среднего возраста на занятиях по художественной резьбе……………………………………………………………………………..52

3.2. Использование компьютерных технологий в преподавании декоративно прикладного искусства………………………………………….……….…..….65

Заключение…………………………………………………………..…..….71

Список использованной литературы.………….……….…………73

Приложение 1.…………………………………………………………..…..1-5

Приложение 2 …………………………………………………….…………1-3

Введение

Актуальность исследования. Коренные изменения, происходящие в социально-экономической и гуманитарной сферах, определяют новое понимание личности в ее взаимодействии с социальной средой. В связи с этим современное общество нуждается в личности, способной к ее активному и творческому преобразованию.

Утверждение приоритета личностных интересов, гуманизация всех сторон общественной жизни, активизация человеческого фактора во всех звеньях социальной структуры приводит к перестройке всей системы обучения, к изменению ее целей, задач и содержания. Главной целью обучения и воспитания подрастающего поколения на современном этапе становится не только передача общечеловеческого опыта, развитие социально значимых умений и навыков, но и формирование способности к творческому мышлению, проявлению инициативы и самостоятельности в деятельности.

24 стр., 11795 слов

Развитие творческих способностей у детей с нарушениями слуха 2

... творческих способностей Развитие творчества в разных возрастах у детей с нарушением слуха Условия развития творческих способностей Методы изучения творческих способностей Вывод Глава 2. Изучение возможностей развития творческих способностей младших школьников ...

Проблема творчества и его места в системе формирования личности, а также вопросы развития творческих способностей представлены в работах отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов (О.В. Афанасьев, Л.С. Выготский, Д.И. Говорун, Е.С. Громов, В.В Давыдов, В.Л. Дранков, Л.Б. Ермолаевой-Томина, Е.И. Игнатьев, В.М. Киреенко, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.Н. Лук, Б.С. Мейлах, А.А. Мелик-Пашаев. Р.С. Немов, Я.А. Пономарев, А.Б. Потапов, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман и др.).

Одним из эффективных средств формирования и реализации творческих способностей, развития творческого мышления, творческого отношения к деятельности, а также творческой активности и навыков изобразительной деятельности, рассматривается традиционное народное искусство (В.С. Бадаева, К.В. Ефремичевой, Е.С Лыковой, Л.В. Неретиной, М.С. Соколовой, Е.Н. Хохловой и др.).

Важное место в системе формирования творческих способностей школьников, средствами народной культуры занимает работа по изучению искусства резьбы как одной из разновидностей традиционного декоративно-прикладного искусства. Важнейшие факты из истории развития декоративно- прикладного искусства, народных промыслов по изготовлению резных изделий и его роли в развитии творческих способностей мы почерпнули в работах А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, В.А. Бородулина, Е.С. Двойниковой, И.В. Лямина, Б.А. Рыбакова, А.Б. Салтыкова, А.С. Хворостова, и др.

Однако проблема развития творческих способностей у школьников при художественной обработке древесины остается не достаточно изученной и разработанной. Поэтому тема дипломной работы «Развитие творческих способностей у школьников на уроках резьбы» является актуальной.

Проблема исследования: совершенствование системы работы по развитию творческих способностей у школьников при художественной обработке древесины.

Цель исследования: разработать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у школьников среднего возраста при художественной обработке древесины.

Объект исследования — творческая деятельность школьников среднего возраста на занятиях художественной резьбой.

26 стр., 12964 слов

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности

... возраста. Объектом исследования является творческие способности детей дошкольного возраста. Предмет исследования: нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Цель исследования изучить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста ... в изучении художественных способностей. Художественное творчество. ... школьников ...

Предмет исследования — система работы по развитию творческих способностей у школьников среднего возраста при художественной обработке древесины.

Гипотеза исследования. Система работы по развитию творческих способностей у школьников среднего возраста при художественной обработке древесины будет эффективна при соблюдении следующих условий:

— работа будет строиться с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей;

— работа будет сочетать различные формы познавательной, репродуктивной деятельности,

— поэтапность, систематичность и последовательность в работе по развитию творческих способностей у школьников при художественной обработке древесины;

— работа будет основываться на изучении народных традиций выполнения резных изделий и на ознакомлении с основными технологиями резьбы по дереву.

Задачи исследования :

1. Теоретически обосновать проблему развития творческих способностей у школьников на уроках резьбы.

2. Проанализировать содержание работы на занятиях по художественной резьбе в объединениях и определить их роль в развитии творческих способностей у школьников.

3. Изучить уровень развития творческих способностей у школьников среднего возраста.

4. Разработать, апробировать и проверить эффективность работы по развитию творческих способностей у школьников среднего возраста при художественной обработке древесины в системе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана и апробирована система работы по развитию творческих способностей у школьников среднего возраста при художественной обработке древесины в системе дополнительного образования с учетом психофизиологических особенностей данной категории школьников; подобрана система упражнений, заданий, дидактический материал, направленные на развитие творческих способностей у школьников среднего возраста.

22 стр., 10926 слов

Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого-педагогическом исследовании

Введение Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками и взрослыми. Общение с взрослыми и сверстниками имеет большое значение для психического развития ребенка. Через общение он приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Общение имеет огромное значение для ...

Методы исследования: теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирический: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение, анализ продуктов деятельности школьников; качественный и количественный анализ результатов исследования.

Этапы исследования:

Работа проводилась в три этапа. На первом этапе была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература. На основе анализа были раскрыты понятия «творчество», «творческие способности» и их роль в развитии личности; определены психологические особенности школьников среднего и старшего возраста; рассмотрена роль искусства резьбы по дереву в развитии творческих способностей школьников.

На втором этапе проводилось изучение исходного уровня развития творческих способностей у школьников среднего возраста на базе кружка «Художественная резьба» в системе дополнительного образования. Также были проанализированы используемые в студиях г. Белгорода программы занятий по художественной резьбе, на основе которых была разработана система работы по развитию творческих способностей у школьников на занятиях по художественной резьбе с учетом психофизиологических особенностей данной категории школьников.

На третьем этапе была апробирована и проверена эффективность предложенной работы по развитию творческих способностей у школьников среднего возраста при художественной обработке древесины в системе дополнительного образования.

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у школьников среднего возраста на занятиях художественной резьбой

1.1. Сущность творчества и его роль в развитии личности

Проблема творчества является объектом изучения философии, социологии, психологии и педагогики. Взаимодействие природных задатков индивидуума, творческих способностей и активности личности волновала философов и психологов, начиная с эпохи древности (Платон, Аристотель).

В философской литературе творчество рассматривается, как процесс создания нового. Е.С. Громов отмечает, что «объективным результатом творческой деятельности является возникновение чего-либо нового, не существовавшего ранее. Формы творчества бесконечно разнообразны, а сущность его одна: созидание» (41. с.10).

4 стр., 1983 слов

« Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Содержание Введение…………………………………………………………………………………………………………...3 Глава1.Эмоциональное развитие детей в театрализованной деятельности……………………………………………………………………………………………………..6 1.1 Характеристика театрализованной деятельности и руководство ею в ДОУ…………………………………..…………………………………………………………………………..6 1.2 Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста……………………………………………………………………….14 1.3 Педагогические ...

Понимание творчества, как процесса создания нового, отсылает нас к общефилософским категория деятельности и развития. Однако, исследователи отмечают, что не всякая деятельность может быть творческой. Творчеству, как деятельности продуктивной, противопоставлена деятельность репродуктивная, то есть не связанная с производством качественно новых материальных и духовных ценностей.

Кроме того, творческую деятельность, нельзя рассматривать отдельно от способностей индивида к творчеству. В этом аспекте, творческие способности часто отождествляют с гениальностью, а само творчество признают исключительным правом талантливого меньшинства. Так, например, В.Л. Дранков отмечал, что в творчестве принимают участие лишь незначительная часть общества и способности к творчеству представляются редким даром. Л.С. Выготский высказывал по этому поводу другую точку зрения и отмечал, что только высшее выражение творчества доступно немногим гениям человечества. В рамках нашего исследования актуальной является точка зрения Л.С. Выготского потому что способность к творчеству не является уделом исключительно талантливой личности, это и определяет концепцию нашего исследования.

Очевидно, что уровень творческой активности (креативности) зависит от всех параметров, определяющих структуру личности:

1) устанавливается связь между творчеством и индивидуально-психологическими особенностями личности (характер, темперамент и задатки);

2) творчество связано с интеллектуальной деятельностью человека;

3) способность к творческой деятельности является показателем уровня развития и сформированности интересов индивида;

4) творчество выступает важнейшим критерием активности личности и одновременно, как уже отмечалось, высшей формой деятельности.

Творчество человека может проявиться во всякой целенаправленной деятельности — в строительстве личной и общественной жизни, в науке, культуре, искусстве и т.д. Но наиболее благоприятными возможностями для проявления творческой природы человека и развития его общих творческих способностей обладает художественное творчество. Художественное творчество определяется в узком и широком смыслах. В первом случае, художественное творчество есть деятельность, в процессе которой создаются новые, оригинальные произведения, имеющие общественное значение. Во втором — художественное творчество рассматривается, как творчество, присущее всем видам продуктивной деятельности.

5 стр., 2137 слов

Игровая деятельность – путь к детскому творчеству и как одна из форм здоровьесберегающих технологий, согласно ФГОС

... развитию личности ребёнка. Тема: Игровая деятельность - путь к детскому творчеству и ... . Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный ... человеку в его дальнейшей жизни. Воспитанию личности ребёнка, развитию его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей способствует музыкально-танцевальная деятельность ...

В рамках данного исследования, особую актуальность представляет понимание художественного творчества в широком смысле, так как обеспечивает установление обратной связи между художественным творчеством, в том числе и творчеством вообще и развитием личностных качеств.

Взаимодействие художественной деятельности и личностного развития прослеживается на всех этапах творческого процесса. Я.А. Пономаревым была разработана схема художественного процесса в его связи с психо-мыслительными операциями, которая включает в себя 4 основные фазы:

1) сознательная фаза (подготовка) — предпосылка для интуитивного проблеска новой идеи;

2) бессознательная работа (созревание) над проблемой, сохранение направляющей идеи;

3) переход бессознательного в сознание (вдохновение) — в сферу сознания поступает идея решения (например: открытия, изобретения, создания нового шедевра литературы, искусства и т.п.) в виде гипотезы, принципа, замысла;

4) сознательная работа — развитие идеи, ее оформление и проверка.

Таким образом, можно отметить, что творчество является показателем сформированности не только личностных качеств, но и воздействует на все состовляющие структуры личности и способствует ее развитию.

По мнению А.З. Рахимова творчество оказывает воздействие и на более высокие уровни структурной организации личности, связанные с деятельностью человека по самосовершенствованию и саморазвитию; оно способствует процессам самосозерцания, самоанализа, самоконтроля. В этом смысле мы опираемся на точку зрения исследователя, который утверждал, что наивысшим результатом творческой деятельности человека является самосозидание собственной личности.

Таким образом, творчество можно рассматривать, во-первых, как деятельность человека по созданию качественно нового; во-вторых, как структурирующий признак гармоничной, сформировавшейся личности и одновременно как движущий фактор развития личностных качеств.

6 стр., 2826 слов

Особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста 2

... развитие личности определяют актуальность настоящего исследования. Цель исследования – изучить особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития ... проявляют искаженное понимание отношения со стороны другого, отсутствие способности к пониманию эмоционального состояния другого человека, и в ... М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с. 26. Локтева, Е.В. ...

1.2. Творческие способности: понятие и особенности развития у школьников среднего возраста

Современное общество нуждается в творческой личности, способной к созданию новых материальных ценностей. Данная тенденция обусловливает необходимость поиска и создания специальных условий, которые способствовали бы полному проявлению творческого потенциала у каждого человека. Также формирование творческих способностей невозможно без учета индивидуальных задатков, обуславливающих способность индивида к определенной деятельности. Таким образом, структура творчески активной личности может быть рассмотрена через четырехчленную иерархическую систему, включающую в себя: природные задатки; специальные способности; общие творческие способности; творческую активность (креативность).

Задатки рассматриваются, как низший уровень личностной структуры, как психофизиологические факторы, регулирующие познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание, память, речь).

В.С.Кузин по этому поводу отмечал, что человек рождается с природными предпосылками развития способностей (задатками).

Эти предпосылки, присущие человеку как биологическому существу, не могут быть приобретены в процессе жизни, а могут развиваться или остаться в зачаточном состоянии.

Задатки рассматривают, как основу формирования способностей индивида к какой-либо деятельности, но при этом нельзя отождествлять эти два понятия. Способности могут рассматриваться как форма реализации природных задатков в благоприятных социальных условиях. Таким образом, может терять смысл утверждение о врожденных (природных) способностях (музыкальных, математических, художественных и т.д.).

С другой стороны, задатки могут рассматриваться и как потенциальные способности. Такой подход к определению задатков предполагает, что целенаправленная деятельность по формированию специальных способностей (музыкальных, математических, художественных) должна учитывать наличие у человека задатков к той или иной деятельности. Так, например, для успешной художественной деятельности важными являются такие свойства зрительного анализатора, которые обеспечивают восприятие пропорций, объемных и плоскостных форм, направленность линий, пространственные отношения предметов, светотеневые отношения, ритм, перспективные сокращения объемных предметов.

Проблеме развития способностей посвящены исследования отечественного психолога Б.М. Теплова. Он определял способности, как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности и обуславливающие легкость, быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. В данном определении выделяются два аспекта способностей, которые позволяют рассматривать их как звено в общей структуре творчески активной личности — между потенциальными природными задатками и реализованными формами творческой активности.

А.Н. Леонтьев дает обобщенное определение понятия «способности» и выделяет два их типа: 1) «природные, биологические в своей основе, и «специфические человеческие, общественно-исторические по своему происхождению» (34, с.128).

В отечественной науке выделены два направления в толковании способностей: в сопоставлении и отождествлении с биологическими задатками и в связи с социально значимой деятельностью индивида, понимаемой как форма реализации способностей.

В рамках первого направления (на заре научного познания), а именно в работах Аристотеля, который ссылаясь на платоновские представления о способностях как потенциально данных внутренних свойствах человека, выделяет два типа — врожденные и приобретенные. Врожденные способности понимаются, как природные задатки и индивидуальные особенности протекания психических процессов. Все способности являются приобретенными и являются результатом целенаправленного развития задатков. Современные исследователи отказываются от рассмотрения способностей как чисто имманентных характеристик человеческой психики вне их связи с деятельностью, активностью. Например, Р.С. Немов считает, что определение способностей, как свойства человека, как совокупность всевозможных психических процессов и состояний, является устаревшим.

В рамках второго направления, исследователи отмечают, что способности возникают в конкретной целенаправленной деятельности личности и вне ее способности как таковые не существуют.

Различие в понимании способностей обусловливает и разграничение их видов, иерархически противопоставленных друг другу. Способности первого уровня — специальные способности (музыкальные, математические, технические, литературные, художественные, спортивные и др.) — формируются на основе природных задатков, являются формой их реализации и определяют успешность человека в конкретной деятельности. Способности второго уровня — творческие способности — формируются на основе специальных и определяют успехи индивида в любой деятельности. На отнесение творческих способностей к числу общих, настаивал Н.С. Боголюбов и отмечал, что «творческие способности являются общими по отношению к специальным и определяются по отношению к процессу деятельности, особенностям его протекания» (19, с. 5).

В исследованиях И.Я. Лернер выделены основные черты, присущие творческим способностям индивида относительно к его виду деятельности: «Самостоятельное осуществление ближайшего и дальнего внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую систему; виденье новой проблемы в новой ситуации; виденье структуры объекта; виденье новой функции объекта в отличии от традиционной; учет альтернатив при решении проблем; комбинирование и преобразование известных способов деятельности при решении новой проблемы; исключение известного и разработка нового подхода» (55, с. 21).

Взаимодействие способностей и деятельности, имеет двусторонний характер: способности реализуются и развиваются в деятельности, с одной стороны, с другой, оказывают воздействие на особенности протекания деятельности и ее результаты.

В.С. Кузин, среди основных форм человеческой деятельности, влияющих на формирование специальных и творческих способностей, выделял игровую, учебную и трудовую.

Игровая деятельность выступает как подготовительный этап в процессе перехода от простых к более сложным видам деятельности — учению и труду. В своих иследованиях Р.С. Немов отмечает, что в игровой деятельности у детей совершенствуется восприятие, внимание, память, мышление, воображение способствующие превращению задатков в способности. Важная роль отводится соревновательным играм, которые способствуют формированию таких важных личностных качеств, как потребность в самоутверждении, настойчивость, стремление к успеху и т.д., а также стимулируют развитие способности к поиску нестандартных путей решения, выбору альтернатив. С другой стороны, уже в игре у детей можно наблюдать зачатки формирования способностей к различным видам деятельности — художественной, музыкальной, интеллектуальной и т.д.

Учение как процесс освоения индивидом знаний, накопленных человечеством, связан с развитием способностей. В.С. Кузин отмечал, что «тесная, неразрывная связь между способностями и знаниями, умениями человека проявляется в том, что процесс формирования любой способности возможен лишь благодаря усвоению знаний и умений» (41, с.291).

и поэтому учащиеся с невысоким уровнем развития природных задатков под непосредственным руководством учителя успешно овладевают знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на развитие их способностей.

Однако, нельзя отождествлять объем знаний с уровнем развития способностей. Общеизвестно, что знания могут быть получены в результате бездумного заучивания или, наоборот, в процессе интеллектуальной деятельности. В свою очередь, способности определяют характер приобретения знаний, прочность усвоения умений и навыков. Например, развитые общие способности содействуют быстрому и легкому усвоению получаемой учебной информации, способствуют прочному овладению знаниями, умениями и навыками; специальные способности определяют склонности ученика и его успехи в определенной области — в спорте, в литературе, в математике, в живописи, и т.д.

Наглядно общие и специальные способности проявляются в трудовой деятельности, определяя ее характер и результаты. Трудовая деятельность в свою очередь содействует развитию способностей. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев отмечают, что «способности не просто проявляются в труде , они формируются, расцветают в труде и гибнут в бездействии» (63, с. 87).

В процессе трудовой деятельности развиваются также и такие важнейшие личностные качества, как настойчивость, любознательность, инициативность, самостоятеольность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы. Все эти составляющие являются важными чертами творческой активности личности, т.е трудовая деятельность содействует развитию творческих способностей.

Специфика творческих способностей, в сравнении со специальными, состоит в том, что они не только формируются и развиваются в процессе конкретной деятельности, но и оказывают воздействие на них. Примером этого положения является история жизни и деятельности многих творческих людей — признанных талантов не только конкретно в своей области, но и проявивших свои способности и дарования в других видах творческой деятельности: Леонардо да Винчи проявил себя и как выдающийся инженер, став изобретателем вертолета и подводной лодки; А.С. Грибоедов был автором знаменитого вальса; такими же вычурно фантастическими, как и рисунки, были поэтические образы художника О. Бёрдсли; известны своими графическими и живописными работами А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Т.Г Шевченко; многосторонне одаренными творческими личностями показали себя и известные отечественные актеры театра и кино В. Высоцкий, Ю. Визборг, Ю. Богатырев, Л. Филатов и др.

Высшим показателем развития творческих способностей является факт их реализации в творческой деятельности. Наличие творческих способностей и их проявление в деятельности составляют два взаимосвязанных, но разных уровня характеристик личности. В структуре творческой личности выделяют два иерархически противопоставленных уровня — творческие способности и творческая активность, которые взаимодействуют по принципу «потенциальное — реализованное». Кроме того, отмечается, что творческие способности не всегда реализуются в творческой деятельности и уровни их развития определяются только экспериментальным путем.

Творческая активность (креативность), наоборот, характеризуется наглядным проявлением творческих способностей, представленных в результатах творческой деятельности. Творческая активность отличается тем, что субъект в процессе деятельности проявляет самостоятельность в овладении новыми знаниями и умениями, к открытию субъективно неопознанных приемов деятельности. На этом уровне субъект самостоятельно формулирует цели и задачи деятельности, выбирает пути их реализации; находит выход из сложных ситуаций, требующих исследовательского подхода. Кроме того, относительно волевых качеств, деятельность субъекта характеризуется наличием устойчивого интереса, упорством и настойчивостью в достижении постепенной цели.

В рамках данного параграфа рассмотрим также особенности развития школьников среднего и старшего возраста.

В психологических и педагогических работах А.С.Белкина, Н.С.Боголюбова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.В. Корешкова, В.С.Кузина, Н.С. Лейтес, А.Н. Леоньтьева, Р.С. Немова и др. рассматриваются особенности протекания психических процессов, а так же дается возрастная периодизация психофизического развития.

«Психическое развитие рассматривается психологами, как непрерывный переход количественных накоплений в качественные и с……..

Список использованной литературы

1. Абрамова А.А.., Каплан Н.И., Митляиская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. 2-е изд. М. Просвещение. 1985.

2. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. — М.: Просвещение,1984. -160 с., ил.

3. Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства. М.. 1973.

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Про­метей, 1994.

5. Асатрян Л.Т. Развитее творческих технических способностей школьников в кружках юных техников: Автореф, дис… кан. пед. наук. — М., 1987.

6. Афанасьева О.В. Творчество; свобода и необходимость (Сущность творчества).- М.: Юрид. Ин-т, МВД Рос. Федерации, 1995.

7. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М. Просвещение. 1979.

8. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. 3-е изд. М..1980.

9. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Просвещение,1981.

10. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. — М.: Просвещение, 1983.

11. Богданова О.С., Л.И. Катаева, А. И. Шемшурина О нравственном воспитании подростков: ( В помощь классным руководителям IV — VIII кл.) — М.: Просвещение, 1979.- 111с.

12. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное становление личности школьника. — М.: Просвещение, 1988.

13. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение,1969

14. Болдырёв Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории).

— М.: Педагогика, 1979.

15. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1981.

16. Волков Н.Н. Композиция в живописи. — М.: Искусство, 1977. Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство,1984.

17. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

18. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991.

19. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987.

20. Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М. Просвещение, 1972.

21. Воронов Н. В. Искусство предметного мира. Л., 1975.

22. Воспитание школьников во внеурочное время: Сборник методических материалов в помощь организаторам внеклассной и внешкольной работы с учащимися / Под ред. Л. К. Балясной; сост. Т. В. Сорокина. М. Просвещение, 1980.

23. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение, 1967.

24. Выгодский Л.С. Психология искусства. М. Просвещение.1968.

25. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня Под ред. Н.Л.. Селивановой. — М., 1998.

26. Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников. М. Просвещение, 1977.

27. Двойникова Е.С. Лямин И.В. Художественные работы по дереву. М. Просвещение. 1972.

28. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. М. Просвещение. 1973.

29. Динабургкский В.Д. Деревья не умирают. Тула, 1974.

30. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального и психологического исследования. — М.: Педагогика, 1989.

31. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. — Л.: Искусство, 1986.

32. Званцев М.П. Нижегородская резьба. М.Знания, 1969

33. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М. Знания, 1961.

34. Искусство и школа: Книга для учителя Сост. А. К. Василевский. М. Знания, 1981. Искусство Кубачи. Л.. 1976.

35. Колугин А.И., Плотников Ю.В. Охрана труда и пожарная безопасность в обще­образовательной школе. М. Знания, 1980.

36. Кантор К.М. Красота и польза. М. Знания. 1967.

37. Крейндлин Л.Н. Столярные работы. М. Знания. 1974.

38. Ковалёв А.Г. Психология личности. — 3-е изд. — М.: Просвещение,1970.

39. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. — М.: Знание, 1978.

40. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — М.: Просвещение,1984.

41. Кунчева Л.И. Эстетическое и этическое в жизни и в искусстве.- М.: Мысль, 1986.

42. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М. Знания, 1974.

43. Матвеева Т.М. Мозаика и резьба по дереву. 2-е изд. М. Знания. 1981.

44. Матвеева Т.М. Убранство русских кораблей. Л., 1979. Основы декоративного искусства в школе / Под ред. Б.В. Нешумова. М. Знания, 1981.

45. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1980.

46. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности).- СПб.,1996.

47. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школьных кружков / Под ред. В. А. Барадулнна. М. Мысль. 1979.

48. Охрана труда в школе. (Сб. норматив, док.) / Сост. С. М. Кулешов. М. Мысль, 1981.

49. Печорский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах. М. Мысль. 1970.

50. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М. Мысль, 1976.Пономарьков С.И.

51. Прекрасное своими руками. Народные художественные ремесла / Сост. С. Газарян. М. Мысль,1979.

52. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду).

М. Мысль, 1982.

53. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение,1980.

54. Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В. Я- Архитектор.- М.: Изд. Открытый мир, 1997.

55. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. — М.: Прометей, 1993.

56. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

57. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра в изобразительном искусстве.- Ярославль: Академия развития, 1997

58. Уроки детского творчества. Под редакцией Дюминой Г.- М.: Мысль, 2002.

59. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. — 2-е изд. — М.: Просвещение,1977.

60. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе.- М.: Просвещение, 1985.

61. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 2 классе.- М.: Просвещение, 1985.

62. Щербаков В.С. Искусство и художественный труд детей.- М.: Просвещение, 1991.

63. Щербакова Е. Фантазии старых газет (изделия из папье-маше).

Наука и жизнь.- 2004.-№5.

64. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца.- М.: Просвещение, 1975.

65. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии.- М.: Знание, 1998.

66. Этюды об изобразительном искусстве /Сост. Н.И.Платонова, В.Ф. Тарасова- М.: Педагогика, 1993.

67. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования.- М.: Мысль, 1981.

68. Юренайте Р. Гобелен.-//Юный художник.- 1987.-№10.-С.35-36.

69. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества.- М.: Высшая школа, 1972.