Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников в учебном процессе

Содержание

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников в учебном процессе.

1.1. Понятие «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе.

Средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в учебном процессе.

Вывод по 1 главе.

Глава 2.

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников в учебном процессе

1.1. Понятие «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе

Мотивация, возникающий на мотивах причинах, которые заставляют учиться, совершать какие либо поступки и действовать. Самый главный мотив – это интерес, который можно прокомментировать как проявление познавательного интереса потребностей, то есть желание познания какого либо явления или объекта. [5].

Интерес в целом играет главную роль в образовании человека. Педагоги трактуют его определения по разному, например, Б.Г.Ананьев дает следующее понятию этому понятию: «избирательная направленность внимания человека» [2, с. 105]. Л.А.Гордон считает, что интерес – это активатор разнообразных чувств[12]. По мнению С.Л.Рубинштейна – «проявление умственной и эмоциональной активности человека» [30, с. 250]. Н.Г.Морозова дает определение — «активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру» [22, с.116], а по К.П.Коралёву, интерес – «специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» [18, с.36].

Большую часть общего явления интереса — это познавательный интерес, предметом, которого является познание человеком окружающей его мира, а именно — в желании познать его разнообразие, выражать в своем сознании значимые стороны, закономерности, противоречивость, причинно-следственные отношения.

Следует отметить, что главную роль познавательный интерес осваивается в первые годы обучения, когда становится главной частью жизни. Поэтому учителю необходимо у ученика вызвать не только интерес, но и направить его в нужное русло. «…Использование интереса, — как считает Л.С.Выготский, — предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [10, с. 117].

Отметим, что познавательный интерес, являясь включённым в познавательную деятельность, тесным образом связан с возникновением и развитием таких личностных отношений, как отношение к изучаемой области науки, участие в ее изучении, а также познавательная деятельность.

2 стр., 893 слов

Тема: Познавательные психические процессы

... 1991. - №3. Семинарское занятие №2 Тема: Познавательные психические процессы Цель:получить представление о чувственном и теоретическом уровнях познавательной деятельности человека. Теоретические вопросы: 1. Ощущения и восприятие: понятие, виды, ...

Познавательный интерес проявляется у человека в активном поиске изменения его окружающей среды. Также он активирует все психологические процессы человека, на высоком уровне его развития [13].

Спецификой познавательного интереса является его особенность стимулировать и обогащать процесс как познавательной, так и любой другой деятельности человека, так как познавательное начало находится в каждой из них. Например, человек в труде использует предметы, инструменты, материалы, он нуждается в познании их качеств и свойств. Какой-либо вид деятельности человека имеет в себе познавательное начало, творческие поисковые процессы, которые способствуют изменению действительности. Всякую деятельность облагороженный познавательным интересом человек, осуществляет более оперативно, с наибольшим интересом [8].

В процессе жизнедеятельности у человека развивается важное образование личности — познавательный, который создается в социальных условиях его существования и ни в коем случае не является неотъемлемо присущим человеку от рождения.

Роль познавательного интереса в жизни определенного человека трудно оценить. Интерес является самым энергичным стимулятором деятельности, реальных творческих, предметных, учебных действий и жизнедеятельности в целом.

Итак, познавательный интерес — это общие явление интереса, выступающий как совокупное образование личности. Он как имеет сложную структуру, составляющую как отдельные психические процессы: умственные, эмоциональные, регулятивные, так и субъективные и объективные связи личности с миром, выраженные в отношениях.

По мнению отечественных педагогов, познавательный интерес выражается в своём развитии некоторыми состояниями, которые принято условно различать: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес – это последовательные стадии его развития. Несмотря на то, что эти стадии выделяются символически, наиболее характерные их признаки являются общепринятыми. Рассмотрим их подробнее.

Любопытство — желание узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь. Эта особенность характера человека, заложенная самой природой. Считается, что любопытствоявляется одной из основных потребностей человека. Любопытство нужно оценивать нейтрально: любопытствуя, человек удовлетворяет потребность узнать что-нибудь новое. Однако необходимо различать любопытство и любознательность. Любознательность — это стремление к познанию, к наукам и т.п. Благодаря любознательным людям развиваются науки и искусство. Если бы человек не был любознательным, то безработными остались бы воспитатели, учителя, журналисты, преподаватели.

Любознательность определяется желанием ребенка проникнуть за границы увиденного и узнанного им. Это ценное состояние личности, когда обнаруживаются более глубокие выражения эмоций радости познания, удивления, удовлетворённости своей деятельностью. Сущность этого явления интереса как активного мировоззрения личности заключается в появлении загадок и их разгадке. Любознательность должна формироваться и развиваться не только во время школьных занятий, но и в самом труде, когда школьник отрешён от обыденного исполнения деятельности и пассивного запоминания. Любознательные личности не безразличны к окружаемому миру, они постоянно находятся в поиске. Любознательность же, становится устойчивой чертой личности, имеет огромную ценность в развитии человека [24].

5 стр., 2315 слов

Методики изучения личности и познавательной сферы школьника

... тяжелым характером Самые несчастливые 2. Ответьте на вопросы: 1). Каких людей Вы считаете здоровыми? __________________________________________________________________ умными? ____________________________________________________ с хорошим характером? ... 11. Какие из названных кружков и секций вызывают у Вас интерес? 11.1. посещаете постоянно 11.2. посещаете иногда, посещали и перестали 11.3. ...

Когда любознательный ребенок начинает тратить свое свободное время на предмет познавательного интереса, проявляется новая стадия — познавательный интерес, который принято характеризовать познавательной активностью, очевидной избирательной направленностью учебных предметов, а также ценной мотивацией, где важную роль играют познавательные мотивы. Познавательный интерес способствует проникновению личности в значимые для нее отношения, связи и закономерности познания. Данная стадия определяется постепенно растущей познавательной деятельностью ребенка, поиском интересующей его информации [32].

Последней ступенью познавательного интереса, условно принято считать теоретический интерес. Он напрямую связан и со стремлением к познанию более сложных теоретических вопросов и проблем изучаемого предмета, и с использованием их как способа познания. Данная стадия активного влияния человека на переустройство окружающего мира, непосредственно связана с мировоззрением личности, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Таким образом, теоретический интерес характеризует как познавательное начало в структуре личности, так и человека — деятеля, субъекта, личность.

В жизнедеятельности ребенка, перечисленные стадии познавательного интереса выражают сложные взаимосвязи и сочетания. Следует отметить, что в познавательном интересе случаются иногда и рецидивы, связанные со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство перетекает в любознательность.

В современных условиях обучения, познавательный интерес проявляется в расположении школьника к познавательной деятельности какого-либо учебного предмета и к учению в частности.

Анализируя психолого-педагогические исследования, мы пришли к выводу, что интересы младших школьников отличаются ярко выраженным эмоциональным отношением к тому, что наиболее эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес у школьника, как правило, проявляется к впечатлившим его фактам (к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории).

Нужно помнить, что учитель играет не последнюю роль в формировании познавательного интереса у школьника, например, наблюдения за миром с помощью учителя, могут породить у ребенка интерес к явлениям окружающей среды. Что позволяет нам говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения и от своего учителя. Вместе с тем практические занятия с растениями, животными во внеурочное время еще больше формируют кругозор детей, тем самым, повышая интерес, провоцируют исследовать причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора младших школьников вносит в их познавательные интересы изменения [37].

По мнению И.П.Подласова, интересы младшего школьника в учебно-познавательной деятельности иногда не сосредоточены, так как объём систематизированных знаний и опыт их приобретения незначительны. В связи с этим попытки учителя сформировать способы обобщения, а также поиск детьми обобщённых приемов решения поставленных задач, могут стать безуспешными, что сказывается на характере интереса личности ребенка, обращённого обычно не только к самому процессу учения, но и в большей степени к его практическим результатам (решил, сделал, сумел).

23 стр., 11002 слов

Формирование познавательного интереса младших школьников на х ...

... тема работы: «Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках технологии средствами игры». Цель исследования: спроектировать уроки ручного труда с применением игровых технологий, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников. Объект исследования: методы формирования познавательного интереса на уроках технологии. ...

Поэтому близость к цели деятельности, к его результату становится для младшего школьника немаловажной основой, укрепляющей его интерес. Но стоит помнить, что частые переключения интереса нередко отрицательно влияют не только на укрепление интереса к учению, но и на сам процесс формирования личности младшего школьника. Только с приобретением опыта познавательной деятельности, безошибочно направляемой учителем, осуществляется постепенное познание обобщённых способов, позволяет решать сложные задачи обучения, обогащать интерес младшего школьника [29].

Многочисленные исследования Т.А.Куликовой, И.Г.Морозовой, Г.И.Щукиной доказали, что познавательный интерес не является неотъемлемо присущим человеку от рождения, а складывается в социальных условиях его существования, формируется в процессе жизнедеятельности человека [25]. В то же время развитие интереса младшего школьника протекает в несколько этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающей действительности к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, которые существуют между ними.

Итак, познавательный интерес в общей трактовке можно рассматривать, как избирательную деятельность младшего школьника, направленную на познание предметов, явлений и событий окружающего мира, которая активизирует психические процессы, деятельность ребенка, его познавательные возможности.

 

Средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в учебном процессе

Дети младше школьного возраста, когда приходят в школу находятся в новых для них условиях, которые включают в себя учебную деятельность и результаты которой оцениваются взрослыми высоко или низко. От успеваемости в школе на прямую зависят оценки и непосредственно развитие его личности.

Яркие различия у младших школьников наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, — единицы. Большинству детей младше школьного возраста присуще не слишком высокий уровень познавательного интереса. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры [4, с.217].

15 стр., 7242 слов

Психологическое влияние компьютерных игр на школьников

... их дети. На магазинных полках можно встретить огромное разнообразие компьютерных игр. Каким играм отдают предпочтение школьники, сколько времени проводят за компьютером, контролируют ли родители время, ... сравнению с контрольной группой . В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к создание собственного мира, уход от реальности. По ...

В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

в качестве технологии занятия или его фрагмента( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница» и т.д.) [20, с.84].

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.

Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, нами выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников: а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов; б) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности; в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий; г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры [28, с.140].

12 стр., 5910 слов

Реализация дидактических игр для активизации познавательного ...

... познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, - изучение реализации игрового метода в обучении детей дошкольного возраста основным умениям и навыкам, - анализ влияния дидактической игры в рамках направления развития познавательной ... и избирательностью. Основой познавательного интереса является активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок способен к ...

 

 

Заключение

Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.

Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.

В заключении хочется сказать, что мои дети любят уроки и ждут их с нетерпением, каждый урок для них – открытие нового, еще не познанного. Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.