Развитие творческого воображения на уроках технологии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты развития творческого воображения обучающихся на уроках технологии. 3

1.1 Сущность и особенности развития творческого воображения обучающихся на уроках технологии. 5

1.2 Психолого-педагогическое условие развития творческого воображения у обучающихся в технологическом

образовании.

2 Урок по теме: «Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями» (практическая часть).

8

Заключение 28

Список использованных источников 30

Приложения 32

?

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические реформы в обществе диктуют необходимость развития творчески активной личности, которая обладает способностью эффективно и нестандартно решать актуальные проблемы. В этом случае перед школой встает немаловажная задача развития творческих возможностей подрастающего поколения, и это требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Практически вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Имея богатое воображение, человек может «проживать» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Тема развития творческого воображения на уроках технологии актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного освоения детьми новых знаний, но также является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в большой степени обуславливает результативность учебно-воспитательной деятельности в школе.

Объект исследования: процесс развития творческого воображения у учащихся.

Предмет исследования: развитие творческого воображения у учащихся на уроках технологии.

Цель работы: выявление и обоснование приёмов и методов работы по развитию творческого воображения у учащихся на уроках технологии.

3 стр., 1457 слов

На х русского языка как один из способов развития основных компетенций учащихся

... с предложенным творческим заданием. Обратимся к примеру – заданию, которое было предложено учащимся восьмого класса на обобщающем уроке по теме ... теорией написания сочинения. Можно обратиться к повторению какого-либо одного вопроса, который, по мнению учителя, усвоен учащимися не в ... и сзади. Диктанты по аналогии могут проводиться для проверки теоретических знаний по всем разделам курса русского ...

Задачи исследования:

— рассмотреть понятие «творческое воображение»;

— изучить особенности творческого воображения учащихся;

— провести исследование по развитию творческого воображения учащихся на уроках технологии;

— описать особенности уроков технологии в развитии творческого воображения.

Методы исследования:

— теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, изучение передового педагогического опыта);

— методики на выявление уровня развития творческого воображения;

— изучение продуктов деятельности учащихся.

Теоретическая значимость исследования: в работе представлен подробный анализ литературы по проблеме развития воображения, в том числе творческого. Выделены особенности развития воображения у учащихся.

Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, приложений и списка использованных источников.

?

1 Теоретические аспекты развития творческого воображения обучающихся на уроках технологии.

1.1 Сущность и особенности развития творческого воображения обучающихся на уроках технологии

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Во многом оно помогает человеку в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

Воображение – это психический процесс, который содержится в способности формирования новых соображений и мыслей на основе существующего опыта, способность представлять отсутствующий или подлинно не существующий образ сохраняя его в сознании и мысленно манипулируя им.

Много известно о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно воздействует на его психические состояния, процессы и даже на организм.

Благодаря воображению человек творит, рационально располагает свою деятельность и управляет ею. Практически вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творчества и воображения людей, а какое значение данная культура имеет для психического развития и усовершенствования вида «homosapiens», уже довольно хорошо известно. Воображение выводит человека за грани его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Владея богатым воображением, человек может «жить» в разнообразном времени, что не может себе позволить никакое другое живое создание в мире. Прошлое закреплено в образах памяти, произвольно воссоздаваемых усилием воли, будущее передано в мечтах и фантазиях…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

1. Современный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области «Технология», заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности.

15 стр., 7182 слов

Условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках

... сущность творческого потенциала, его развития. .Выявить особенности развития творческого потенциала школьников. .Определить роль многообразия видов деятельности на уроках в развитие творческих способностей ... понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности мозга. Отсюда продукты творческой деятельности выступают как кристаллизованное воображение.[13] ...

2. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.

3. Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.

4. Творческое воображение — создание нового, оригинального образа, идеи, протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов, продолжительное «погружение» в проблему.

5. Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Но есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра. Использование при изучении технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, чувство времени, точность, координацию движений, пространственные представления и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.

2. Электронная библиотека [электронный курс] база данных. URL: (дата обращения 10.12.15).

Загл. с экрана. Яз.рус.

3. Лутцева Е.А. Урок технологии в начальной школе – это не сложно, а интересно. Методисту, завучу, учителю и будущему учителю начальной школы. – М.: АПКиППРО, 2006. – 72 с.

4. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. М.: «Педагогика», 1991. — 153с.

5. Глебова И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения школьников в процессе лепки. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — 31-34с.

6. Крупнейший литературный портал. Свободная энциклопедия [электронный курс] база данных. URL: (дата обращения 2.01.16).

Загл. с экрана. Яз.рус.

7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Официальный сайт [электронный курс] база данных. URL: (дата обращения 1.12.15).

Загл. с экрана. Яз.рус.

8. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Свободная энциклопедия [электронный курс] база данных. URL: (дата обращения 20.11.15).

Загл. с экрана. Яз.рус.

15 стр., 7164 слов

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

... биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм). К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов. Представители третьего подхода ... индивидуальных особенностей развития воображения и фиксацию результатов, достигнутых после проведения развивающих занятий; методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Выборочная совокупность: ...

9. Нечаева Н.В. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008. — 320 с.

10. Симоненко В.Д. Технология . 7 класс .Издательство «Вентана Граф»,2011.- 45с.

11. Лаптева Г.Б. «Из истории цветов». Газета для внеклассных занятий «Школьные игры и конкурсы» 1/2013.- 9с.

12. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства. 3 класс. Издательский дом « Федоров» : Издательство « Учебная литература», 2001. – 95 с.

13. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. 4 класс. Издательский дом « Федоров» : Издательство « Учебная литература», 2007. – 120с.

14. «Комнатные растения от А до Я», 2012.- 78с.

15.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. — №6