Педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чеченский государственный педагогический университет»

Институт педагогики, психологии и дефектологии

Кафедра педагогики и дошкольной психологии

«Организация социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни дошкольника»

Выпускная квалификационная работа

По направлению: 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль: Дошкольное образование

Выполнила:студентка 5 курса

Грозный, 2018

Содержание

Введение_________________________________________________________

Глава 1. Теоретические основы организации социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни дошкольника____

1.1. Формирование здорового образа жизни дошкольника как социально-педагогический феномен___________________________________________

1.2.Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста_____________________________________________ 1.3 Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста_____________________________________________

Глава 2. Организация работы по формированию здорового образа жизни дошкольников в дошкольном учреждении______________________

2.1. Состояние работы в ДОУ «Солнышко» по формированию здорового образа жизни дошкольников________________________________________

2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы____________________________________________________

2.3. Результаты экспериментальной работы_____________________________

Заключение _______________________________________________________

Список литературы_________________________________________________

Введение

Здоровье считается главной ценностью и важной основой активной творческой жизни и благополучия человека. Все преобразования, которые произошли в Российском обществе, глобализация мировых процессов и экологические проблемы привели к целому ряду нерешенных проблем и отрицательно отразились на здоровье советских людей. В настоящее время проблема становления основ здорового образа жизни порождает большой интерес современного общества и является актуальной в силу сложившихся отрицательных факторов, связанных с резким снижением рождаемости, высокой смертностью, регрессирующим ухудшением состояния здоровья населения, в том числе дошкольников. От состояния здоровья, его фундамента, охваченного в детстве, во многом зависит, какой будет жизнедеятельность человека в будущем.

34 стр., 16580 слов

Конспект по немецкому языку "За здоровый образ жизни". здоровый ...

... Урок немецкого языка в 9 классе Тема: “Здоровый образ жизни” Цель урока: Средствами немецкого языка сформировать у учащихся понимание значимости здоровья человека, формирование у учащихся ... работы учащихся. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся читают пословицы по теме и находят правильный перевод. Учащиеся составляют ассоциограмму определяют для себя что значит для них здоровый образ жизни ...

Воспитание у ребенка основной системы исторически сложившихся здоровьесберегающих ценностей, основ здорового образа жизни, мышления, интеллекта через познание здорового образа жизни закладывается именно в период дошкольного возраста, когда происходит становление личности, связанное с ее развитием, с воспитанием самосознания, реализуется творческий потенциал ребенка как активного субъекта общества, познающего мир и самого себя. Становление здорового образа жизни является основной частью общей культуры образованного, грамотного человека. Культура оказывает своё влияние не на собственный уровень развития познания личности, а скорее, на характер ее интеллектуальных предпочтений, отражающих требования культуры того общества, в котором живут его представители. В связи с этим особую важность приобретает сохранение и укрепление здоровья ребенка и общества в целом, общей и гигиенической культуры человека, становление мотивации к сохранению здоровья, формированию здорового образа жизни. Нынешняя политика Российского государства направлена на сохранение такого ценного ресурса – здоровья — как главного показателя благополучия человека, которое должно закладываться с раннего дошкольного возраста. В этой связи необходимо обновить подходов к становлению основ здорового образа жизни детей как ведущей задачи концепции Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, обеспечение ребенка необходимым запасом знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Формирование здоровой личности зависит в большей степени от того, насколько дошкольник будет подключен в контекст культуры.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это главная основа становления личности ребенка дошкольного образования. Главная задача начального становления культуры здоровья ребенка актуальна, необходима и достаточна сложна в связи с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования ( далее ФГОС ДО).

Дошкольный возраст является основным в становлении основного фундамента физического и психического здоровья дошкольника. До семи лет у дошкольника идет напряженное развитие органов и становление функциональных систем организма, прикладываются основные черты личности ребенка, вырабатывается характер. Важно на этом этапе воспитывать у детей дошкольного возраста базу знаний и практических навыков здорового образа жизни (далее ЗОЖ).

В этом возрасте. Как утверждают педагоги, появляется осознанная потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

4 стр., 1833 слов

Формирование привычки к здоровому образу жизни в условиях дошкольного ...

... обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровье сбережению, оптимальному использованию ...

Занятия физической культурой обостряются компенсаторные вероятности организма, повышают его сопротивляемость. Бег, гимнастические упражнения, физические упражнения, катание на лыжах, велосипеде, плавание, принятие загара– все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм. В связи с этим педагогу необходимо проконтролировать напряженность нагрузок на детей в процессе физкультурно-оздоровительной работы. Главным значением оздоровительной физической культуры являются самостоятельная двигательная деятельность детей в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание дошкольников. Физическая активность является одним из самых глобальных средств предупреждения заболеваний, упорядочения защитных сил организма ребенка.

Актуальность проблемы выпускной квалификационной работы исследования на социально-педагогическом уровне истекает из социального заказа общества на выпускника дошкольной образовательной организации (далее ДОО), самостоятельно соблюдающего правила здорового образа жизни, физически развитого и владеющего главными культурно-гигиеническими навыками.

Отношение дошкольника к своему здоровью является вершиной, на котором можно будет выстроить здание потребности в педагогическом сопровождении формирования основ здорового образа жизни. Оно появляется и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия [21].

Проблемы сохранения и укрепления детского здоровья и пути их решения нашли свое отражение во многих законодательных и нормативно-правовых актах. В Концепции дошкольного воспитания (1989г.) указана стратегическая цель: поддержка становлению ребенка как личности для его успешной социализации в современном обществе [58].

Дошкольный возраст является начальным звеном социализации ребенка в своем социуме, в ДОУ . Важным условием успешной социализации детей является состояние их здоровья. В зависимости от здоровья дошкольника и зависит уровень социализации ребенка в ДОУ. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Концепции демографической политики России на период до 2025 года отмечается, что одной из главных задач государства является сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни [2].

Согласно закону РФ «Об образовании в РФ» (273-ФЗ РФ, 29 декабря 2012 г.), дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из главных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Здесь так же выделено пять самостоятельных образовательных областей, одной из которых является «Физическое развитие», которая включает в себя получение опыта в становлении главных ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при становлении полезных привычек и др.) [3].

4 стр., 1975 слов

Психологические аспекты здоровье сбережения детей дошкольного возраста

... физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Таким образом, понятие «здоровый образ жизни» применительно к детям дошкольного возраста, это сущность образа жизни ребенка. По мнению Ковалько В.И., здоровьесбережение может выступать как одна ...

Актуальность нашего выпускного квалификационного исследования определяется недостаточностью теоретических подходов к организации основ формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Но исследования таких современных ученых-педагогов, как H.A. Андреевой, В.А. Деркунской, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, С.Б. Шармановой доказали, что именно в дошкольном возрасте у ребенка начинает выявляться интерес к своему здоровью, его сохранению и укреплению.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают воздействие на состояние здоровья и развитие детей, по насыщенности воздействия физическое воспитание в дошкольном возрасте занимает важное место. Сегодня не вызываетясности, что в условиях увеличения объема и напряженности познавательной деятельности согласованное развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.

Таким образом, актуальность исследования определила тему нашей выпускной квалификационной работы «Организация социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни дошкольника»

Цель исследования: теоретически обосновать, опытно-поисковым путем проверить надобность педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс организации здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

1.Организация сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам формирования здорового образа жизни.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

v провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

v изучить особенности педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, исходные положения его педагогического сопровождения;

v определить и апробировать педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: для осуществления поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, анкетирование, беседа.

Этапы исследования:

Констатирующий этап (октябрь-декабрь) – изучение теоретических подходов к проблеме педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, осуществление анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы, поиск диагностического инструментария.

5 стр., 2257 слов

Психологическая реабилитация детей-сирот старшего дошкольного ...

... Челябинска. В исследовании приняли участие 123 ребенка старшего дошкольного возраста. Из данной группы детей были выбраны 80 детей старшего дошкольного возраста с ре- зидуально-органическим психосиндромом. Выборка была ... и подчиняют их [3, 7, 13]. Возникновение нарушений в развитии ребенка дошкольного возраста может быть обусловлено психической депривацией. Этимология термина «депривация» (от англ. ...

Формирующий этап (январь-апрель) – реализация педагогических условий исследования, разработка перспективного плана работы с родителями воспитанников и работой с детьми.

Контрольный этап (май-июнь) – осуществление анализа результатов проведенного исследования, формулирование выводов.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко», с. Ножай-Юрт, в исследовании принимали участие 24 детей 5-6 лет и 24 семей.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложения.

Глава 1. Теоретические основы организации социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни дошкольника

1.1. Формирование здорового образа жизни дошкольника как социально-педагогический феномен

В последние годы 21 века вопрос становления представлений о здоровом образе жизни детей и взрослых рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

Данная проблема находит отражение в педагогической теории и практике [17]…

Заключение

Модернизация содержания образования в связи с реализацией ФГОС ДО, определили актуальность проблемы настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом государства на формирование личности ребёнка дошкольного возраста, который осознает ценность здоровья и ориентированный на здоровый образ жизни, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте, а также на обеспечение условий и создание мотивации для ведения здорового образа жизни детьми дошкольного возраста, а с другой — недостаточным вниманием со стороны образовательных организаций к деятельности по осуществлению педагогического сопровождения формирования ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоционально-положительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Эффективность формирования основ здорового образа жизни у дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной деятельности , общения) информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой базе эмоционально-положительного отношения к данному процессу.

Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа жизни

В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения. Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОО осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

7 стр., 3250 слов

Клинико-психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

... психодиагностического исследования). 2. Стребелева Е. А.Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для ... психологическая реабилитация. Практическое занятие 2. Клинико-психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста План занятия. 1. Изучение проблемы дефекта и ...

Во второй главе определяли практическое значение разработанной системы формирования здорового образа жизни у детей старшей группы МБДОУ №2 «Солнышко» с.Ножай-Юрт , организовали развивающую среду, ориентированную на обогащение знаний детей о здоровом образе жизни, стимулирующую двигательную и познавательную активность. В работе учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Каждый новый день начинался с утренней зарядки, Она поднимала всем настроение и заряжала энергией на весь день, создает хорошее настроение.

Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляли в «Уголке здоровья» рекомендации, советы.

Таким образом, экспериментально установлено, что если: правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к работе по здоровому образу жизни родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни, что и подтверждает выдвинутую гипотезу.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года. document/cons_doc_LAW_140174/

2. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное воспитание. 1989.- №5.-С. 10-23. doc_ussr/usr_15714.htm

3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. 2013/11/25/doshk-standart-dok.html

4. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2003. – 128 с.

5. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-пресс, 2005 – 144с.

6. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, JI. И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры. 1995. — № 4. — С. 5-11.

7. Барбашов,С.В.Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников Текст. : дис. . д-ра пед. наук / C.B. Барбашов. Омск, 2013. — 389 с.

8. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. / М.Р. Битянова. М.: Совершенство, 2007. — 298с

4 стр., 1811 слов

Особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста ...

... Изучая развитие самосознания в онтогенезе, отечественные исследователи уделяют преимущественное внимание самооценке детей дошкольного возраста (Л. М. Боришевский, А. И. Запрягалова, А. И. Липкина, Л. ... критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к представляемым жизнью требованиям, умением самостоятельно ставить перед собой осуществляемые цели, строго оценивать ...

9. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. : Академический Проект, 2015. – 240 с.

10. Васильева Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с

адержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам: Дис. канд. психол. наук. – Н.Новгород, 1994.

11. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Дефектология. – 1999. – № 4.

12. Гузеев В.М. Организация урока в форме проблемного семинара / Народное образование. – 2002. – № 8.

13. Данилов, М.А. Дидактика Текст. / М.А. Данилов, под ред. Б.П. Есипова. М.: Изд-во АПН, 2008. — 520с.

14. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. Спб.: Речь, 2011. — 950 с.

15. Дмитракова, Н.П. Условия эмоционального воздействия учителя на воспитанников. / Н.П. Дмитракова / Советская педагогика, 1984. -№8. С. 28-34.

16. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней.: монография/ М.Е. Дуранов. -Челябинск, ЧГАКИ, 2002. 276 с.

17. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. / Е.С. Евдокимова. Москва: ТЦ Сфера, 2005. — 986 с.

18. Зайцев Г.К. Опыт внедрения валеологического компонента в школьное образование. / Г.К. Зайцев, В.В Колбанов, И.В. Кузьмина, Л.С. Михайленко / Валеология. 1998. — № 1.С 5-17.

19. Зайцев, Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании / Валеология. 1997. — № 4. — С. 9-16.Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 170 с.

20. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. – Шадринск, 2004.

21. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М.: МарТ, 2008. – 448 с.

23. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях. / В.В. Колбанов / Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 2009. — Вып. 3. -С.139-146.

24. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. / П.Ф. Лесгафт. М., 2009. — 170 с.

25. Лисицын, Ю.П. Слово о здоровье. / Ю.П. Лисицын. М.: Советская Россия, 2008. — 192 с.

26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: «Академия», 2005.- 456с.

27. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

28. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. / В.В. Марков. М.: Академия, 2001. — 289 с.

29. Мельниченко, И.Б. Гигиена: слов.- справ.: учеб. пособие. / П. И. Мельниченко, И.

30. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 14-17.

31. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 96с.

8 стр., 3630 слов

Возраст ребёнка и тип воспитания отца 2

... доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровеньответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом. Следовательно, одним из направлений работыпсихолога, работающего ... как психологическая безопасность,эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подго­товка детей к жизни вобществе. Реализация этих функций предполагает зрелость чувств ипсихологическую культуру всех ...

32. Новикова И.М. Изучение способностей становления самосохранительного поведения в условиях мегаполиса / Экология и промышленность России. – 2006. – Декабрь.

33. Новикова И.М. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни. – М., 2006 – 18с.

34. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с задержкой психического развития / Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 6.

35. Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей / Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 8.

36. Новикова И.М. Представления о здоровом образе жизни старших дошкольников с ЗПР / Коррекционная педагогика. – 2006. – № 5.

37. Павлова, Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста. / Л.Н. Павлова / Дошкольное воспитание. 2002. — № 8. — С. 13.

38. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. / Л.Н. Павлова. М.: Айрис-пресс, 2006. — 208 с.

39. Павлова, Л.Н., Раннее детство: познавательное развитие. / Л.Н. Павлова,

40. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с.

41. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет.-М.: Сфера 2009. -128с.

42. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

43. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 208 с

44. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. 25. 25. Радуга: программа воспитания,образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада, М.: 2014.-312 с.

Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с.

45. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2003 – 423с.

46. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с.

47. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.

48. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2007. – 111 с.

49. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 2003. – 270 с.

50. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 128с.

Хакимова, Г. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.: дис. . канд. пед. наук: 13.00.07/ Г.А. Хакимова. Екатеринбург, 2014.- 159 с.

57. Чучалин, И.П. Модели управления учебным процессом. / И.П. Чучалин, В.З. Ямпольский, В.Н. Чудинов и другие; Том. Политехнический. Томск: Изд- во Томского уни-та, 1992. — 178 с.

4 стр., 1794 слов

педагогические условия формирования самостоятельности у детей ...

... предметно-развивающей среды. 2. Разработана поэтапная программа воспитания навыков самообслуживания детей третьего года жизни, включающая различные формы и методы воспитания. 3. Работа по развитию самостоятельности ... Буре, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, Л.Н. Павлова, С.Н. Теплюк, Р.А. Юдина) рассматриваются вопросы воспитания самостоятельности у детей раннего возраста. Они отмечают, что уже ...

58. Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования. / Н.О. Яковлева. М.: Информационное издательство Центр AT и СО, 2012. — 239с.

59. Якуничев, М.А., Голышенков, СП., Вершинина И.В., Волкова, О.Н. Сущность понятий «здоровье» и «ЗОЖ» в контексте культурологического подхода к образованию школьников / Валеология. — 2016.-№3. —С. 52-59.

60. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. / В.А. Ясвин. М., 2011. — С. 12-16.