Педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чеченский государственный педагогический университет»

Институт педагогики, психологии и дефектологии

Кафедра педагогики и дошкольной психологии

«Организация социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни дошкольника»

Выпускная квалификационная работа

По направлению: 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль: Дошкольное образование

Выполнила:студентка 5 курса

Грозный, 2018

Содержание

Введение_________________________________________________________

Глава 1. Теоретические основы организации социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни дошкольника____

1.1. Формирование здорового образа жизни дошкольника как социально-педагогический феномен___________________________________________

1.2.Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста_____________________________________________ 1.3 Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста_____________________________________________

Глава 2. Организация работы по формированию здорового образа жизни дошкольников в дошкольном учреждении______________________

2.1. Состояние работы в ДОУ «Солнышко» по формированию здорового образа жизни дошкольников________________________________________

2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы____________________________________________________

2.3. Результаты экспериментальной работы_____________________________

Заключение _______________________________________________________

Список литературы_________________________________________________

Введение

Здоровье считается главной ценностью и важной основой активной творческой жизни и благополучия человека. Все преобразования, которые произошли в Российском обществе, глобализация мировых процессов и экологические проблемы привели к целому ряду нерешенных проблем и отрицательно отразились на здоровье советских людей. В настоящее время проблема становления основ здорового образа жизни порождает большой интерес современного общества и является актуальной в силу сложившихся отрицательных факторов, связанных с резким снижением рождаемости, высокой смертностью, регрессирующим ухудшением состояния здоровья населения, в том числе дошкольников. От состояния здоровья, его фундамента, охваченного в детстве, во многом зависит, какой будет жизнедеятельность человека в будущем.

5 стр., 2382 слов

Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

... представления о ЗОЖ у дошкольников, а также психолого-педагогические рекомендации по формированию здорового образа жизни могут применяться в дошкольных образовательных учреждениях. Структура работы. Работа состоит из введения ...

Воспитание у ребенка основной системы исторически сложившихся здоровьесберегающих ценностей, основ здорового образа жизни, мышления, интеллекта через познание здорового образа жизни закладывается именно в период дошкольного возраста, когда происходит становление личности, связанное с ее развитием, с воспитанием самосознания, реализуется творческий потенциал ребенка как активного субъекта общества, познающего мир и самого себя. Становление здорового образа жизни является основной частью общей культуры образованного, грамотного человека. Культура оказывает своё влияние не на собственный уровень развития познания личности, а скорее, на характер ее интеллектуальных предпочтений, отражающих требования культуры того общества, в котором живут его представители. В связи с этим особую важность приобретает сохранение и укрепление здоровья ребенка и общества в целом, общей и гигиенической культуры человека, становление мотивации к сохранению здоровья, формированию здорового образа жизни. Нынешняя политика Российского государства направлена на сохранение такого ценного ресурса — здоровья — как главного показателя благополучия человека, которое должно закладываться с раннего дошкольного возраста. В этой связи необходимо обновить подходов к становлению основ здорового образа жизни детей как ведущей задачи концепции Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, обеспечение ребенка необходимым запасом знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Формирование здоровой личности зависит в большей степени от того, насколько дошкольник будет подключен в контекст культуры.

2 стр., 599 слов

ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

... возрастов, родительским и педагогическим сообществом.   ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ   Красавина Анна Викторовна - педагог-психолог ... мамы, «почти как настоящие, максимально приближенные к естественному…». Прослеживается динамика образа матери от патриархальной семьи к матриархальной, от социально-ориентированной к ...

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это главная основа становления личности ребенка дошкольного образования. Главная задача начального становления культуры здоровья ребенка актуальна, необходима и достаточна сложна в связи с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Дошкольный возраст является основным в становлении основного фундамента физического и психического здоровья дошкольника. До семи лет у дошкольника идет напряженное развитие органов и становление функциональных систем организма, прикладываются основные черты личности ребенка, вырабатывается характер. Важно на этом этапе воспитывать у детей дошкольного возраста базу знаний и практических навыков здорового образа жизни (далее ЗОЖ).

В этом возрасте. Как утверждают педагоги, появляется осознанная потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Занятия физической культурой обостряются компенсаторные вероятности организма, повышают его сопротивляемость. Бег, гимнастические упражнения, физические упражнения, катание на лыжах, велосипеде, плавание, принятие загара- все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм. В связи с этим педагогу необходимо проконтролировать напряженность нагрузок на детей в процессе физкультурно-оздоровительной работы. Главным значением оздоровительной физической культуры являются самостоятельная двигательная деятельность детей в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание дошкольников. Физическая активность является одним из самых глобальных средств предупреждения заболеваний, упорядочения защитных сил организма ребенка.

Актуальность проблемы выпускной квалификационной работы исследования на социально-педагогическом уровне истекает из социального заказа общества на выпускника дошкольной образовательной организации (далее ДОО), самостоятельно соблюдающего правила здорового образа жизни, физически развитого и владеющего главными культурно-гигиеническими навыками.

4 стр., 1975 слов

Психологические аспекты здоровье сбережения детей дошкольного возраста

... для достижения душевного, физического и социального благополучия. Таким образом, понятие «здоровый образ жизни» применительно к детям дошкольного возраста, это сущность образа жизни ребенка. По мнению Ковалько В.И., здоровьесбережение может ...

Отношение дошкольника к своему здоровью является вершиной, на котором можно будет выстроить здание потребности в педагогическом сопровождении формирования основ здорового образа жизни. Оно появляется и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия [21].

Проблемы сохранения и укрепления детского здоровья и пути их решения нашли свое отражение во многих законодательных и нормативно-правовых актах. В Концепции дошкольного воспитания (1989г.) указана стратегическая цель: поддержка становлению ребенка как личности для его успешной социализации в современном обществе [58].

Дошкольный возраст является начальным звеном социализации ребенка в своем социуме, в ДОУ. Важным условием успешной социализации детей является состояние их здоровья. В зависимости от здоровья дошкольника и зависит уровень социализации ребенка в ДОУ. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Концепции демографической политики России на период до 2025 года отмечается, что одной из главных задач государства является сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни [2].

Согласно закону РФ «Об образовании в РФ» (273-ФЗ РФ, 29 декабря 2012 г.), дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из главных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Здесь так же выделено пять самостоятельных образовательных областей, одной из которых является «Физическое развитие», которая включает в себя получение опыта в становлении главных ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при становлении полезных привычек и др.) [3].

25 стр., 12183 слов

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

... Содержание этой деятельности чрезвычайно благоприятно для сенсорного развития.(35) Таким образом, ребенок дошкольного возраста при активном участии в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок ... выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. Воспитывать у детей любовь к музыке, желание слушать ее ...

Актуальность нашего выпускного квалификационного исследования определяется недостаточностью теоретических подходов к организации основ формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Но исследования таких современных ученых-педагогов, как H.A. Андреевой, В.А. Деркунской, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, С.Б. Шармановой доказали, что именно в дошкольном возрасте у ребенка начинает выявляться интерес к своему здоровью, его сохранению и укреплению.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают воздействие на состояние здоровья и развитие детей, по насыщенности воздействия физическое воспитание в дошкольном возрасте занимает важное место. Сегодня не вызываетясности, что в условиях увеличения объема и напряженности познавательной деятельности согласованное развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.

Таким образом, актуальность исследования определила тему нашей выпускной квалификационной работы «Организация социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни дошкольника»

Цель исследования: теоретически обосновать, опытно-поисковым путем проверить надобность педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс организации здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

13 стр., 6014 слов

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

... развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Заключение Список литературы Приложение Введение Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика ... был вынужден исправлять неправильно сформированные старые [16, с. 240]. Таким образом, опыт показывает, что дошкольник не имеет богатого, разностороннего опыта лепки ...

Гипотеза исследования: процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

1.Организация сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам формирования здорового образа жизни.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

v провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

v изучить особенности педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, исходные положения его педагогического сопровождения;

v определить и апробировать педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: для осуществления поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, анкетирование, беседа.

Этапы исследования:

Констатирующий этап (октябрь-декабрь) — изучение теоретических подходов к проблеме педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, осуществление анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы, поиск диагностического инструментария.

Формирующий этап (январь-апрель) — реализация педагогических условий исследования, разработка перспективного плана работы с родителями воспитанников и работой с детьми.

Контрольный этап (май-июнь) — осуществление анализа результатов проведенного исследования, формулирование выводов.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко», с. Ножай-Юрт, в исследовании принимали участие 24 детей 5−6 лет и 24 семей.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложения.

5 стр., 2257 слов

Психологическая реабилитация детей-сирот старшего дошкольного возраста с психомоторными нарушениями

... . В исследовании приняли участие 123 ребенка старшего дошкольного возраста. Из данной группы детей были выбраны 80 детей старшего дошкольного возраста с ре- зидуально-органическим психосиндромом ... , динамического, зрительно-пространственного праксиса и слухомоторной координации. Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная психологическая реабилитация ...

Глава 1. Теоретические основы организации социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни дошкольника

1.1. Формирование здорового образа жизни дошкольника как социально-педагогический феномен

В последние годы 21 века вопрос становления представлений о здоровом образе жизни детей и взрослых рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

Данная проблема находит отражение в педагогической теории и практике [17]…

Заключение

Модернизация содержания образования в связи с реализацией ФГОС ДО, определили актуальность проблемы настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом государства на формирование личности ребёнка дошкольного возраста, который осознает ценность здоровья и ориентированный на здоровый образ жизни, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте, а также на обеспечение условий и создание мотивации для ведения здорового образа жизни детьми дошкольного возраста, а с другой — недостаточным вниманием со стороны образовательных организаций к деятельности по осуществлению педагогического сопровождения формирования ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоционально-положительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Эффективность формирования основ здорового образа жизни у дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной деятельности, общения) информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой базе эмоционально-положительного отношения к данному процессу.

Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа жизни

В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения. Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОО осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Во второй главе определяли практическое значение разработанной системы формирования здорового образа жизни у детей старшей группы МБДОУ № 2 «Солнышко» с. Ножай-Юрт, организовали развивающую среду, ориентированную на обогащение знаний детей о здоровом образе жизни, стимулирующую двигательную и познавательную активность. В работе учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Каждый новый день начинался с утренней зарядки, Она поднимала всем настроение и заряжала энергией на весь день, создает хорошее настроение.

Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляли в «Уголке здоровья» рекомендации, советы.

Таким образом, экспериментально установлено, что если: правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к работе по здоровому образу жизни родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни, что и подтверждает выдвинутую гипотезу.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года. document/cons_doc_LAW_140 174/

2. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное воспитание. 1989.- № 5.-С. 10−23. doc_ussr/usr_15 714.htm

3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. 2013/11/25/doshk-standart-dok.html

4. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. — М.: АСТ, 2003. — 128 с.

5. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. — СПб.: Детство-пресс, 2005 — 144с.

6. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, JI. И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры. 1995. — № 4. — С. 5−11.

7. Барбашов, С.В.Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников Текст.: дис.. д-ра пед. наук / C.B. Барбашов. Омск, 2013. — 389 с.

8. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. / М.Р. Битянова. М.: Совершенство, 2007. — 298с

9. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. — М.: Академический Проект, 2015. — 240 с.

10. Васильева Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с

адержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам: Дис. канд. психол. наук. — Н. Новгород, 1994.

11. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Дефектология. — 1999. — № 4.

12. Гузеев В.М. Организация урока в форме проблемного семинара / Народное образование. — 2002. — № 8.

13. Данилов, М.А. Дидактика Текст. / М.А. Данилов, под ред. Б.П. Есипова. М.: Изд-во АПН, 2008. — 520с.

14. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Проф. Г. С. Никифорова. Спб.: Речь, 2011. — 950 с.

15. Дмитракова, Н.П. Условия эмоционального воздействия учителя на воспитанников. / Н.П. Дмитракова / Советская педагогика, 1984. -№ 8. С. 28−34.

16. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней.: монография/ М.Е. Дуранов. -Челябинск, ЧГАКИ, 2002. 276 с.

17. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. / Е.С. Евдокимова. Москва: ТЦ Сфера, 2005. — 986 с.

18. Зайцев Г. К. Опыт внедрения валеологического компонента в школьное образование. / Г. К. Зайцев, В. В Колбанов, И.В. Кузьмина, Л.С. Михайленко / Валеология. 1998. — № 1.С 5−17.

19. Зайцев, Г. К. Валеология и современные тенденции в образовании / Валеология. 1997. — № 4. — С. 9−16.Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2010. — 170 с.

20. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. — Шадринск, 2004.

21. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. — М.: МарТ, 2008. — 448 с.

23. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях. / В.В. Колбанов / Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 2009. — Вып. 3. -С.139−146.

24. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. / П.Ф. Лесгафт. М., 2009. — 170 с.

25. Лисицын, Ю.П. Слово о здоровье. / Ю.П. Лисицын. М.: Советская Россия, 2008. — 192 с.

26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. — М.: «Академия», 2005.- 456с.

27. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. — М.: Академия, 2004. — 320 с.

28. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. / В.В. Марков. М.: Академия, 2001. — 289 с.

29. Мельниченко, И.Б. Гигиена: слов.- справ.: учеб. пособие. / П. И. Мельниченко, И.

30. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина / Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4. — С. 14−17.

31. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2009 — 96с.

32. Новикова И.М. Изучение способностей становления самосохранительного поведения в условиях мегаполиса / Экология и промышленность России. — 2006. — Декабрь.

33. Новикова И.М. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни. — М., 2006 — 18с.

34. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с задержкой психического развития / Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2010. — № 6.

35. Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей / Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2006. — № 8.

36. Новикова И.М. Представления о здоровом образе жизни старших дошкольников с ЗПР / Коррекционная педагогика. — 2006. — № 5.

37. Павлова, Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста. / Л.Н. Павлова / Дошкольное воспитание. 2002. — № 8. — С. 13.

38. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. / Л.Н. Павлова. М.: Айрис-пресс, 2006. — 208 с.

39. Павлова, Л.Н., Раннее детство: познавательное развитие. / Л.Н. Павлова,

40. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. — Мн.: Современное слово, 2005. — 720 с.

41. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3−7 лет.-М.: Сфера 2009. -128с.

42. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.

43. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 208 с

44. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. 25. 25. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада, М.: 2014.-312 с.

Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с.

45. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Карапуз, 2003 — 423с.

46. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 208 с.

47. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 288 с.

48. Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. — Ставрополь: СГУ, 2007. — 111 с.

49. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. — М.: Медицина, 2003. — 270 с.

50. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. — М.: ТЦ Сфера, 2003 — 128с.

Хакимова, Г. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.07/ Г. А. Хакимова. Екатеринбург, 2014.- 159 с.

57. Чучалин, И.П. Модели управления учебным процессом. / И.П. Чучалин, В.З. Ямпольский, В.Н. Чудинов и другие; Том. Политехнический. Томск: Изд- во Томского уни-та, 1992. — 178 с.

58. Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования. / Н.О. Яковлева. М.: Информационное издательство Центр AT и СО, 2012. — 239с.

59. Якуничев, М.А., Голышенков, СП., Вершинина И.В., Волкова, О.Н. Сущность понятий «здоровье» и «ЗОЖ» в контексте культурологического подхода к образованию школьников / Валеология. — 2016.-№ 3. —С. 52−59.

60. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. / В.А. Ясвин. М., 2011. — С. 12−16.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector