РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

ПЛАН

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития сознательного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Эколого-валеологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования.

2.Содержание понятия «сознательное отношение к здоровому образу жизни» в психолого-педагогической литературе.

3. Психолого-педагогические основы развития у дошкольников сознательного отношения к здоровому образу жизни.

4.Проектирование педагогической технологии в педагогическом процессе дошкольного образования.

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2.Состояние педагогической практики по развитию сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.

2.1.Методика исследования состояния педагогической практики по развитию сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.

2.2.Результаты исследования состояния педагогической практики по развитию сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по второй главе

Глава 3. Развитие сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.

3.1.Педагогическая технология развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.

3.2.Динамика развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития и воспитания является формирование сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. При этом определяющее значение в разработке целей и содержания современного образования имеет гуманистическая идеология, обуславливающая признание абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов, становление его ценностного самосознания, убежденности в безграничных возможностях и способностях к самосовершенствованию. В системе общечеловеческих культурных ценностей базисной является здоровье, ибо оно определяет возможность освоения человеком всех других ценностей, является залогом жизнестойкости и прогресса общества. В ряде научных работ устанавливается прямая взаимосвязь между здоровьем и счастливой полноценной жизнью, здоровье рассматривается как важный аспект счастья, непреходящая ценность (М. Аргайл[4], Б.Н. Беленов[6]).

5 стр., 2388 слов

ПМ.01. здоровый ребенок. задачи

... Стул желтый. Что, вероятнее всего, явилось причиной желтухи? Ваша тактика. ЗАДАЧА № 16 Ребенок здоров, держит голову, фиксирует взор. Масса тела 5000 г, длина 58 см (при ... седьмой беременности, третьих родов, роды протекали дома, без осложнений. Последний раз ребенка взвешивали в возрасте одного месяца, весил 3 кг. На грудном вскармливании до полутора месяцев. ...

В работах E.H. Водовозовой[34],, П.Ф. Лесгафта[29], и др. обращается внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья ребенка с раннего возраста, на создание условий для воспитания в ребенке бодрости духа, активности, выносливости и формирования здорового образа жизни. Анализ современной литературы свидетельствует о внимании представителей различных наук к проблеме защиты детства и охраны здоровья детей. Философско-социологические аспекты проблемы представлены в работах И.М. Быховской [10] и др.; медико-гигиенические аспекты рассмотрены в работах Н.М. Амосова [3], И.И. Брехмана [9], Ю.П. Лисицына [31] и др. В исследованиях ученого В.Т. Кудрявцева[28] отражены пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в рамках проблемы оздоровления детей; разработаны здоровьесберегающие технологии для дошкольного и начального школьного образования Л.Г. Татарниковой [50]; разработаны методологические основы валеологизации педагогического процесса (С.М. Десятов[16];, Т.В. Поштарева[39], и др.).

Основы здорового образа жизни человека, сознательное отношение к здоровью целесообразно закладывать еще в детстве, так как именно этот период наиболее восприимчив к воспитательным воздействиям (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин и др.).

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим ему единство физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития. В это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, формируется мотивация на сохранение здоровья. Вместе с тем исследователи отмечают необходимость повышения эффективности здравотворческой деятельности, использования резервных возможностей в воспитании здорового ребенка, построения процесса формирования сознательного отношения к здоровью с учетом системности и последовательности. Это позволит повысить у детей приоритет здорового образа жизни. Анализ философской, психолого-педагогической, медико-гигиенической литературы и педагогической практики по данной проблеме подтверждает необходимость преодоления противоречия: — между необходимостью развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием теоретически обоснованной эффективной технологии развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. -необходимостью построения образовательной среды с целью развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данного вопроса.

Исходя из этого, сформулирована проблема исследования: какова педагогическая технология развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы ВКР: » Развитие у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни «. Цель исследования — теоретически изучить и экспериментально проверить педагогическую технологию развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования — эколого- валеологическое образование детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования — процесс развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования. Развитие сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться успешно, если: — сознательное отношение к здоровому образу жизни будет рассматриваться как интегративное образование личности, которое характеризуется включенностью здоровья в сферу интересов и деятельности ребенка, наличием у детей необходимых представлений о здоровье, здоровом образе жизни, сформированностью устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья, следованием такому стереотипу поведения, в основе которого здоровье человека осознается как наивысшая жизненная ценность.

7 стр., 3085 слов

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

... ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе « Развитие» и ряд дополнительных программ с ... Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни». ...

— будет разработана педагогическая технология, содержательной основой в которой выступает использование ресурсных возможностей образовательного процесса с учетом когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного компонентов. Задачи исследования: 1. На основе теоретического анализа изучить ведущие идеи в исследованиях проблемы развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. 2. Определить критерии и уровни проявления сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию, способствующие эффективности развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. Теоретическую основу исследования составили: — философские, психологические и педагогические теории, определяющие воспитание как целенаправленный процесс формирования у человека системы социально-ценных отношений к себе и окружающему миру (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, В.А. Караковский, В.А. Сластенин и др.); — концептуальные идеи реализации преемственности в воспитании и образовании (А.Г. Асмолов, Т.А. Ерахина, A.B. Запорожец, В.Я. Лыкова, Л.А. Парамонова, А.П. Сманцер, Т.В. Тарунтаева и др.); — положения о целостности здоровья, взаимосвязи здоровья и здорового образа жизни (Н.М. Амосов, ИМ. Брехман, Ю.Ф. Змановский, Ю. П. Лисицын и др.); — валеологические концепции (С.М. Десятов, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.О. Морозов, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова и др.).

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, медико-гигиенической, психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, педагогические наблюдения, опрос, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Этапы исследования: Первый этап (сентябрь,2012 — ноябрь,2013 гг.) — теоретическое изучение и анализ проблемы исследования, определение цели и задач опытно-экспериментальной работы, изучение опыта работы дошкольного образовательного учреждения, обоснование методики опытно-экспериментальной работы. Второй этап (декабрь, 2012 — май, 2013 гг.) — разработка и опытная проверка технологии развития осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста, уточнение исходных теоретических позиций. Третий этап (2002 — 2003 гг.) — систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, оформление ВКР. Базой исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в дошкольном образовательном учреждении №_________ города Нижневартовска. Теоретическая значимость исследования заключается теоретическом обосновании содержания процесса развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников.

13 стр., 6454 слов

Исследование характера детей с интеллектуальной недостаточностью

... черт личности детей с интеллектуальной недостаточностью и детей в норме. Объект исследования. Характер детей с интеллектуальной недостаточностью. Предмет исследования. Особенности характера детей с интеллектуальной недостаточностью. Задачи исследования. . Анализ ... У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми ...

Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогической технологии развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста, в определении содержания и форм воспитательно-образовательной работы с детьми. Результаты исследования могут быть использованы в организации воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, задачам и логике, личным участием автора в опытной работе, количественным и качественным анализом полученных результатов. Структура исследования. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава «Теоретические аспекты проблемы развития сознательного отношения к здоровью у детей» ……

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ П. — Что нового для себя вы узнали на занятии? — О каких способах (формах) закаливания организма вы узнали? — Назовите правила приема солнечных ванн. — Как следует закаляться свежим воздухом? — Расскажите о формах закаливания организма водой. — Где можно ходить босиком? Конспект физкультурного занятия «Путешествие в Страну Здоровья» Программное содержание: Формировать навыки здорового образа жизни. Упражнять детей прыгать в длину с места. Закрепить умение ползать по скамейке на животе. Совершенствовать умение ходить по узкой рейке гимнастической скамейки. В п/и «Собери ручейки в речку» развивать быстроту, ловкость, выносливость. Развивать в игре мелкие мышцы рук, артикуляционный аппарат. Оздоравливать детский организм с помощью дыхательной и зрительной гимнастики. Укреплять свод стопы упражнениями для профилактики плоскостопия. Проведение психогимнастики через игру «Я-доктор». Побуждать детей к творческому самовыражению, развивать дружеские взаимоотношения. Оборудование: Костюмы Мойдодыра, Воздуха, Воды; музыкальное сопровождение — ритмическая мелодия + вальс, 3 воздушных шарика, пиктограммы с заданиями, коврики для прыжков, ориентиры, таблица с упр. для глаз, скамейки, кубики мелкого размера или конструктор, набор предметов для «Угадайки», конверт красочный, большой, голубые атласные ленты. Ход занятия Физорг: Сегодняшнее занятие мы посвятим своему здоровью, узнаем о себе, узнаем о том, как надо заботиться о своем здоровье, чтобы быть крепкими, сильными, выносливыми. Раздается стук в дверь. В зал входит Мойдодыр (воспитатель).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, ... это чувство, а на того, кто подвернется под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое ... осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических ...

Мойдодыр: Здравствуйте дети! Я рад, что вы пригласили меня в этот чудесный зал. Но я пришел не один. Со мной мои друзья. Отгадайте: Зимой падает, Весной журчит, Летом шумит, Осенью капает. Дети: Вода (входит Вода — её роль исполняет воспитатель) Должен быть он чистым, свежим. Чтоб дышалось нам легко. Вы, ребята, мне ответьте, что же это? — Дети: Воздух (Входит Воздух — его роль исполняет воспитатель) Мойдодыр: В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся! № Содержание Дозир. Метод. указания 1. Вводная часть. Дети строятся в две колонны, звучит мелодия. Ходьба вокруг зала, на носках. Легкий бег на носках «так бежит вода». Ходьба, с высоким подниманием колена, Бег с ускорением — «сильное течение» Ходьба змейкой; речка извилистая. Медленный бег. Ходьба спокойная. Дышим носом. Мойдодыр: « Вот мы и пришли в страну здоровья». Вода и Воздух: «А зачем нужны мы?» Дети: «Для умывания; чтобы не было микробов, надо мыть руки с мылом, воздух должен быть чистым». Вода и Воздух: « Сейчас мы вам предложим в этом свежем помещении дышать носом, активно работать руками и ногами и повторять за нами». Под ритмическую музыку дети занимают ориентиры в зале. 30 с. 25 с. 8-10 р. 30 с. 30 с 15 с Следить за осанкой, дышать носом. Активно работаем руками и ногами, не наталкиваясь друг на друга. 1) «Наклоны головы». И.п. о.с. 1 — наклон головы (вправо) к плечу; 2 — и.п. 3 — наклон головы к плечу (влево); 4 — и.п. 5 — наклон головы назад; 6 — и.п. 7 — наклон головы вперед; 8 — и.п. 2х2 Не резко, следить за осанкой 2) «Выглянем в окошко» И.п. — стоя, ноги врозь, согнуты в коленях, руки над головой в «замок». 1 — голову вперед («выглянем в окно»); 2 — и.п.; 3 — голову назад; 4 — и.п. 5 — голову вправо; 6 — и.п. 7 — голову влево; 8 — и.п. 8х2 Сохранять осанку, выполнять ритмично, ближе к плечу 3) а) И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — правое плечо вверх; 2 — и.п. 3 — левое плечо вверх; 4 — и.п. б) И.п. тоже. 1 — оба плеча вверх; 2 — и.п. 3 — оба плеча вверх; 4 — и.п. в) И.п. тоже. Приставной шаг вправо, влево, поднимая плечи. 8 р. 8 р. 2х2 Плечи поднимать выше, руки на поясе. 4) И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1, 2, 3, 4 — кисти правой и левой руки поднимаем вверх и отпускаем. и.п. — то же, круговые вращения кистями рук вперед, назад. 4х2 Активно работать кистями рук. 5) И.п. о.с. 1 — шаг вправо (влево) руки в стороны; 2 -наклон вперед; 3 — выпрямиться; 4 — и.п. 8 р. Колени не сгибать. При наклоне можно делать хлопок 6) И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены 1 — присесть, руки скрестить вверху; 2 — и.п., 3 — присесть, руки скрестить внизу; 4 — и.п. 8 -10 Спина прямая. Колени развести, пятки приподнять. 7) И.п. — стоя, ноги врозь, руки в стороны 1 — согнуть правое колено, к нему направить левый локоть; 2 — и.п., 3 — то же самое в др. сторону; 4 — и.п. 8х2 Выше колени, носок тянуть 8) И.п. лежа на левом (правом) боку, упираясь рукой в голову, ноги прямые 1, 2, 3, 4 — махи правой (левой) ногой. Менять положение, лечь то правым, то левым боком. 8х2 Ноги прямые носки тянуть. 9) «Дождя не боимся» Бег и прыжки на месте с различным положением рук. Ходьба. 30х2 Мягко приземляемся, дышим носом. 10) Дыхательная гимнастика. «Шарик» Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг он лопнул, воздух вышел — Стал он тонкий и худой. Перестроения в колонну по 3. 2-3 р. Набираем воздух носом, выпускаем ртом. 2. ОВД. Мойдодыр: «А теперь мы вам предлагаем три шарика с заданиями. (К шарикам прикреплены пиктограммы с ОВД, с разной последовательностью выполнения заданий для каждой команды).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

С одной работает Мойдодыр, с другой Вода, с третьей — Воздух).

Дети внимательно слушают задание. 1. а) прыжки в длину с места; б) зрительная гимнастика по таблице. 5 — 6 р. Ноги вместе, отталкиваясь сильно 2. а) ползанье по гимнастической скамейке на животе. б) упражнение по профилактике плоскостопия. «Носильщики» — перенести кубики, конструктор с помощью ног из одного места в другое. 4-5 р. Ноги прямые, носки тянуть. Захватить без помощи рук. 3. а) ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки б) «Угадайка» — с завязанными глазами нащупать и угадать предмет. 4-5 р. Руки в стороны. Мойдодыр: «А вот теперь я вам вручаю большой конверт». Что в нем? Много «ручейков» — голубых лент. П/и «Собери ручейки в речку». Варианты: бег с лентами врассыпную бег с ускорением друг за другом. Отдых: дыхательные упражнения взявшись за концы, медленно двигаться друг за другом змейкой. разложить быстро на полу ручеёк из лент. разложить, выстроив из лент озеро. «Ловишки с лентами» 2-3 р. 2-3 р. 15-20с. 30-40с. 2 р. 2 р. 2 — 3 р. Не наталкиваться друг на друга. Не расцеплять руки от лент 3. Ходьба. Дыхательная гимнастика «Подуем на ручеёк» (ленточку) Психогимнастика. Звучит легкая нежная музыка. Дети садятся в позу факира, расслабляются, представляют, что они доктора. Прикладывают руку к месту. 1. Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым. 2. Кровь, будь чистая, здоровая. 3. Животик, будь мягкий, кишечник мой, работай точно и в нужное время. Мойдодыр: Какие вы молодцы! Были вы и ловкими, Были вы и сильными. Вода: Были вы и сильными, Были вы умелыми. Воздух: А теперь пора прощаться… Вам желаем закаляться. Мойдодыр, Воздух и Вода: Солнце, воздух, спорт, вода — наши лучшие друзья. Дети: Физкульт — ура. Звучит музыка. Все уходят. 3-4р. дышать правильно говорить тихим, спокойным голосом.