Девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза: психологический подход

 

Е. С. Фоминых

Наиболее эффективной формой получения высшего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время признается инклюзивное, потому как предполагает повышение их включенности в образовательную среду при условии предоставления равных с другими возможностей. Однако при всех его достоинствах оно не только не исключает социальной эксклюзии данной категории, но и само может ее провоцировать, усугубляя негативные личностные черты и установки студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) через механизм их виктимизации. Поэтому очень важным представляется разработка теоретических и прикладных аспектов девиктимизации студентов с ОВЗ в образовательном пространстве вуза.

Девиктимизацию мы определяем как трансформацию личности из потенциальной, реальной или воображаемой жертвы в сознательного и ответственного субъекта своей жизни. Теоретическим базисом данного процесса являются три взаимодействующих процесса [7]:

психологическая компенсация, нацеленная на восстановление или создание у лиц с ОВЗ чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в трудных образовательных ситуациях;

психологическая реабилитация, ориентированная на реорганизацию и оптимизацию социально-психологического бытия человека с ОВЗ, приведение его возможностей в соответствие с потребностями и ценностями, преодоление конфликта потребностей с ограниченными возможностями;

социально-психологическая адаптация и гармонизация личности, направленные на формирование свойств и качеств, способствующих успешной интеграции в учебнопрофессиональную деятельность и налаживанию продуктивных отношений с другими субъектами образовательного процесса.

Продвижение в процессе девиктимизации может быть обеспечено только благодаря системному подходу, предполагающему одновременное воздействие и на профессиональнообразовательную среду, и на личность инвалида. Совокупность общественных ресурсов и ресурсов развития личности для решения трудных жизненных задач — это система мер, совокупность мероприятий, ресурсов и условий, необходимых и для актуализации и наращивания собственного потенциала личности студента с ОВЗ, и для интенсификации и повышения эффективности его обучения. Содержание этой деятельности предполагает разрешение противоречия между наличием ресурса и актуализацией его потенциальных и реальных возможностей в определенных организационных формах.

20 стр., 9863 слов

Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности ...

... с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, которая исключает родителей из воспитательного процесса и ... помощь семье представлена системой здравоохранения: отделениями психологической помощи при центрах психического здоровья, консультациями ... развития высших психических функций и личности в целом. В процессе развития ребенка функциональные системы взаимовлияют ...

Ресурсы можно разделить на четыре группы:

Личностные — социальный статус, социальные роли, жизненные позиции и опыт, мотивационно-потребностная сфера, индивидуальные свойства и уровень их развития.

Институциональные — уровень образования, структура образовательного процесса и учреждения и др.

Субкультурные — специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений, набор предпочитаемых источников информации, увлечения и др.

Ресурсы социальной среды — наличие материальных объектов, образовательных, социальных учреждений, промышленных предприятий, учреждений культуры, общественных организаций и политических движений, административных органов, с которыми взаимодействует вуз [6].

Первая группа противоречий связана с организацией работы со студентами с ОВЗ и касается выбора эффективных форм, приемов, технологий организации работы. Вторая группа противоречий и их разрешение затрагивают непосредственно личность студента, основные проблемы данного возраста и ресурсы [6]:

Потребность в самореализации, самоутверждении, защите, принятии и изменении жизненной ситуации, вхождении в новую общность со своеобразной структурой, ценностями и возможностями. В разрешении данного противоречия задействованы личностные ресурсы (потребности, обусловленные возрастными особенностями, занимаемая личностью позиция, наличие жизненного опыта и др.), ресурсы социальной среды и ряд субкультурных ресурсов общности (набор предпочитаемых источников информации, статусная структура, набор ценностных ориентаций и норм поведения).

Противоречие между требованиями к умениям самоорганизации молодого человека в связи с его вступлением во взрослую жизнь и наличным уровнем их развития. В разрешении данной проблемы используются все личностные и институциональные ресурсы, возможности субкультуры общности.

Противоречие между потребностью в личностном и профессиональном развитии, поиске путей его реализации и недостаточными знаниями о себе, своих возможностях и возможностях среды для осуществления этих процессов. Преодоление противоречия возможно благодаря личностным ресурсам, субкультурным ресурсам общности, а также ряду институциональных ресурсов социальной среды (проблемные лекции, научнопедагогические отряды и объединения и т.д.).

Важное ресурсное обеспечение девиктимизации студента с ОВЗ — актуализация физических, интеллектуальных, личностных, духовных и творческих возможностей, необходимых для выхода из критического состояния, стимулирование самоуважения и уверенности в себе. В научной литературе употребляются такие понятия, как развитость жизненных сил [3], жизненный потенциал [2], жизненная (личностная) продуктивность [4] и др.

13 стр., 6081 слов

Определение уровня притязаний личности

... выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности. Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный ... т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, ... уровень притязаний, а также адекватности или неадекватности его формирования в зависимости от успеха или неуспеха. Стимульный материал представляет собой набор ...

Комплекс свойств, определяющих возможности осуществлять жизнедеятельность с тем или иным уровнем активности и полноты самореализации, представляет собой жизненный потенциал человека, включающий:

статусный потенциал — комплекс устойчивых, мало изменяющихся в процессе жизни свойств человека:

физиологических: уровень общего физического развития и здоровья, резервные возможности организма, выраженность биологических потребностей;

психологических: уровень общей активности, мотивации достижения и самоэффективности личности, уровень общих способностей, выраженность базовых психологических потребностей;

культурных: уровень освоения культуры, включая систему ценностей, нравственные нормы и идеалы, общую образованность, выраженность высших психологических потребностей;

ситуационный потенциал — ядро жизнедеятельности: ощущение своей силы, желание активно действовать, чувство радости от самого факта своей жизни; это базовый элемент потребностей, интересов, ценностей, мотивационных тенденций человека [2].

Виктимное поведение приводит к ущербу для физического, психологического или социального здоровья личности, отражаясь на социальном функционировании и качестве жизни студентов с ОВЗ, поэтому особое внимание должно уделяться вопросам отношения студента с ОВЗ к своему здоровью.

Здоровье включено в систему социокультурной детерминации, а также определяется индивидуальной «культурой здоровья», т.е. ценностными ориентирами, целями, установками и стратегиями конкретного индивидуума. Совокупность этих факторов позволяет говорить о макродетерминации здоровья и о внутриличностных механизмах его регуляции, которые предполагают своеобразие и свободное самоопределение человека [1; 5].

Рассогласования в структуре личности, способные привести к нарушениям психического здоровья, обусловливаются блокировкой психической активности на определенном уровне, вследствие чего нарушается оптимальный режим функционирования всех остальных уровней и системы в целом, возникает дезадаптация, неспособность справиться с проблемой. Для восстановления целостности личности необходимо оптимизировать интегративные механизмы психики: сон, связное дыхание, спонтанное движение, творчество и созидательную деятельность, положительные эмоции, осознавание, социальное участие [1].

В психике конкретного человека содержится ряд компонентов, непосредственно связанных с психическим здоровьем: представления о здоровье и болезни; эмоциональное отношение к проблемам здоровья, их субъективная оценка и переживание, а также эмоциональный настрой, обусловленный общим самочувствием; поведенческие стереотипы, направленные на преодоление и поддержание здоровья. Исходя из этого в теории социальной перцепции здоровья выделяются три основные характеристики (валеоуста- новки) психических структур, отвечающих за состояние здоровья личности [1]:

Сформированность представлений о здоровье и болезни (фокусировка сознания на феноменах рассогласования, в силу которой болезнь воспринимается более дифференцированно и конкретно, чем здоровое состояние; идея дефицитарности, согласно которой человеку недостает собственных ресурсов для постоянного поддержания здоровья; установка на отказ от индивидуальной ответственности за здоровье (основная ответственность возлагается на государство и общество); отчужденное отношение к своему здоровью, обусловленное действием научных шаблонов, социальных и профессиональных стереотипов; обусловленность содержательных параметров представлений о здоровье принадлежностью индивидуума к определенной социальной группе (влияние профессиональных, гендерных, возрастных характеристик на социальную перцепцию здоровья).

10 стр., 4892 слов

Сельское учительство: образ жизни и адаптационный ресурс

... лет, а 33,6% - всю свою жизнь, т.е. с рождения. Таким образом, 84% учителей - это люди, хорошо знающие деревенскую жизнь, со всеми ее трудностями и невзгодами, ... учитель и его семья: социально-демографический портрет Важнейшим социальным институтом, призванным обеспечивать социализацию личности в сельской местности, сохранение национальной культуры, традиций и обычаев, формирование гражданина своего ...

Позитивный эмоциональный настрой, связанный с осознанием своего потенциала здоровья, а также с отношениями к себе, другим, к жизни вообще, предполагает использование внутриличностных ресурсов.

Стратегии активного поведения по укреплению своего здоровья и преодолению болезней, определяемые характером включенности субъекта в социальную практику оздоровления. Их сочетание определяет структуру индивидуальной «установки быть здоровым». Эти аспекты относятся соответственно к когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферам личности. Если в эмоциональном отношении к собственному здоровью и его ресурсам проявляется индивидуально-личностное своеобразие, субъектность, то когнитивный и поведенческий компоненты — это в значительной мере интерперсональные феномены, поскольку их форма и содержание определяются характером распро-

страненных социальных представлений и выработанных культурой стратегий и практик оздоровления. Это указывает на значимость духовных, нравственных и ценностносмысловых детерминант психического и личностного здоровья студента с ОВЗ.

Девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза: психологический подход

Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студентов с ОВЗ

Модель психолого-педагогического сопровождения, призванного способствовать самопознанию студента с ОВЗ, раскрытию ресурсов его личности, преодолению психологических барьеров в процессе обучения и общения, самореализации, сохранению и укреплению психологического здоровья и в целом девиктимизации, представлена на рисунке 1.

Итак, девиктимизация — трансформация личности из потенциальной, реальной или воображаемой жертвы в сознательного и ответственного субъекта своей жизни. Анализ возможностей вуза в работе со студентами с ОВЗ позволяет выделить в качестве теоретического основания специфику реабилитационных, компенсаторных и адаптационных процессов с активизацией и мобилизацией ресурсов профессионально-образовательной среды и личностных ресурсов студента. В качестве основных ориентиров девиктимизации рассматривается: формирование способности контролировать события, понимать причины стресса, осознавать действия, которые необходимо предпринять; развитие гибкости в решении проблем; снижение уровня тревожности; преодоление комплекса неполноценности; отказ от непродуктивных защитных стратегий; утверждение своей индивидуальности через конструктивное поведение и общение; формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь.

Список литературы

Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М. : Издат. центр «Академия», 2001. 352 с.

11 стр., 5497 слов

Личность как субъект управления. Сущность и теории лидерства

... поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить понятие личности как субъекта управления; дать характеристику руководителя как субъекта управления на современном предприятии и основные требования к ... к непрекращающимся изменениям. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что ...

Зараковский Г. М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 319 с.

Лига М. Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография / под ред. проф. М. В. Константинова. М. : Гардарики, 2006. 223 с.

Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб. : Питер, 2008. 400 с.

Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Питер, 2006. 607 с.

Социальная работа с молодежью / под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд. М. : Дашков и К, 2009. 328 с.

Шаповал И. А. Специальная психология. М. : ТЦ «Сфера», 2005. 197 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestospu.ru