Основы формирования у младших школьников дружеских отношений

Введение

дружеский школьник психологический

Актуальность темы заключается в том, что среди многообразия проблем современной психологии, проблема общения и дружеских отношений является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Помимо общения на уроке, младшие школьники вступают в достаточно сложные дружеские отношения между собой, и психологические особенности этих отношений во многом остаются неизученными.

Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более внимательное отношение к психологическому благополучию детей.

Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребёнка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных дружеских отношений и их мотивации имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребёнка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками [4, с. 114].

Проблема дружеских отношений в педагогике является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях дружеских отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться.

Проблема дружбы относится к числу важнейших для младшего школьника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения с другом в формировании личности в младшем школьном возрасте. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности.

Объект исследования: младшие школьники

10 стр., 4652 слов

Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями

... демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы ... и ценностей, формирования у него качеств личности, активного субъекта социального взаимодействия в обществе. ... годы. Актуальность диссертационного исследования определяется также характерным для всего мира процессом гуманизации отношений между ...

Предмет исследования: дружеские отношения младших школьников.

Цель: исследование особенностей формирования дружеских отношений у младших школьников.

Задачи:

изложить теоретические основы формирования у младших школьников дружеских отношений;

провести экспериментальное исследование дружеских отношений у младших школьников.

Гипотеза: предполагается, чтоименно общие интересы, наличие чувства взаимной симпатии объединяют детей и формируют дружеские отношения.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Теоретической базой послужили труды следующих авторов: Альберони Ф., Бреслав Г.М., Кон И.С., Кондратьева С.В., Шумилин, Е.А.

1. Теоретические основы формирования у младших школьников дружеских отношений

.1 Понятие дружеских отношений

Интуитивно понятие «дружба» вызывает у нас представление о чувстве глубоком, честном, предполагающем доверие и откровенность. Эмпирические исследования тоже показывают, что подавляющее большинство людей именно так представляет себе дружбу.

Дружба это друг, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства.

Также можно выделить еще несколько определений дружбы. Дружба — особая форма межличностных взаимодействий, которая характеризуется индивидуально-выборочным отношениями, взаимной привязанностью участников общения, усилением процессов афилиации, высоким уровнем удовлетворенности межличностных контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств. Дружеское взаимодействие считается самым высоким уровнем кооперации [6, с. 124].

Дружбу можно определить как положительные отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, преданности людей друг другу, полном доверии и т.д. Дружеским отношениям присущи: личностный характер (в противоположность, например, деловым отношениям); добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе); внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства); устойчивость. Но цели, которые преследует дружба могут быть самыми различными: деловыми или эмоциональными, рациональными и нравственными — все это сложным образом переплетается и обретает многоцелевую ориентацию.

5 стр., 2253 слов

Психологические и лингвистические основы формирования грамматических ...

... темой был определен объект исследования: Формирование грамматических понятий младших школьников. Предмет: процесс развития психологических и лингвистических основ формирования грамматических понятий младших школьников. Цель: изучить этапы и условия успешного ... частям речи не только самих по себе, но и их связей и отношений с различными сторонами языка, а это, в свою очередь, поможет осмысленному ...

В отличие от любви, дружба это в основном отношения меду людьми одного и того же пола.

Дружба — важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов и т.д. Высшие нравственные ценности — а дружба во все времена считалась таковой — всегда были дефицитными.

Необходимо различать дружбу как:

социальный институт, или систему социальных норм (социологический аспект)

моральное чувство (психологический аспект)

специфический вид взаимоотношений (социально-психологический аспект)

Следует не путать само понятие дружбы с близкими по значению понятиями.

Понятие первое: знакомые. Большинство людей, которых мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас массы людей. Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает у нас невольной радостной улыбки. сплетни, зависть, вражда. Часто за внешне сердечными отношениями прячутся глубинные конфликты [7, с. 134].

Понятие второе: коллективная солидарность. Нужно отличать дружбу от солидарности. В последнем случае друзья — это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны, друзья, с другой — враги. В такой солидарности нет ничего личностного. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Но во всех этих случаях мы имеем дело с коллективными, а не чисто личностными отношениями.

Понятие третье: функциональные отношения. Они относятся к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Такова дружба между компаньонами или между политическими деятелями. Такие отношения длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.

Значение четвертое: дружелюбие. Отношения также основаны на взаимной симпатии, но в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.

Виды дружеских отношений.

2 стр., 825 слов

Психологический тренинг для детей подросткового возраста на тему ...

... должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Подобное потребительское отношение к другу, от которого требуется служить подателю объявления, вряд ли встретит понимание и сочувствие. ... ценны, и какие из них необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы. До свидания! Дополнительные упражнения: Упражнение № 6 «По парам» - Сейчас вы будете свободно ...

Духовная дружба — взаимное обогащение и дополнение друг друга. Тем самым он дает своему другу возможность получить столь желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право. Каждый чувствует себя совершенно не похожим на другого и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого [9, с. 74].

Творческая дружба — это оба друга сохраняют свою ярко выраженную индивидуальность. Более того, дружба помогает творчески дополнять личность каждого из друзей, придать законченный характер их индивидуальности.

Будничная дружба может существовать и развиваться только при условии непосредственной территориальной близости. Друзья обязательно должны жить рядом, оказывать друг другу услуги, обращаться за помощью, ходить вместе в куда-либо или хотя бы просто болтать о том о сём. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч. Это может быть обычное соседство или общая работа.

Семейная дружба на первый взгляд кажется полным антиподом дружбы творческой, но это не так. Для рассматриваемого нами типа дружбы характерно то, что наш друг, в сущности, становится другом всей семьи. А если речь идет о супружеской паре, у которой есть дети, можно со всей очевидностью говорить о дружбе семьями.

Психология дружбы тесно связана с особенностями личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы. Прежде всего, надо отметить половозрастные особенности [5, с. 10].

Девичьи критерии дружбы тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские. Мотив понимания в определения дружбы выражен у девочек во всех возрастах более сильно, чем у мальчиков, да и само это слово они наполняют не совсем одинаковым содержанием. В общении с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат секртные темы. Эти различия весьма существенны. Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны, придают большее значение межличностным отношениям и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девочки раньше созревают, у них раньше проявляются сложные формы сознания, а, следовательно, и потребность в дружбе.

Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности.

Реальное содержание дружбы менялось в ходе истории. В первобытном обществе дружбой называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символическим породнением (кровная дружба, побратимство и т.п.); способы её заключения, права и обязанности друзей регламентированы обычаем и часто ставятся выше фактического родства.

Интеллектуальные и иные привязанности ещё не отделялись в Древней Греции от эротических. Платоновский идеал бескорыстной дружбы — любви, в которой чувственное влечение подчиняется стремлению к нравственному совершенствованию, остаётся внутренне противоречивым.

Содержание и функции дружбы существенно изменяются с возрастом.

6 стр., 2517 слов

59 Психологическая характеристика дошкольного возраста. особенности ...

... толкающие его на поступок, заслоняют сам поступок, и только к концу дошкольного возраста ребенок учится правильно оценивать свои действия, сравнивая себя с другими; 7.развивается и эмоциональная ... он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Эльконина, ...

Детская дружба представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребёнка

Подлинная потребность в «другом я» появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями другого. Юношеская дружба склонна к исповедальности, занимает едва ли не самое главное место в жизни и чрезвычайно эмоциональна. Поэтому зачастую нуждаясь в глубоких эмоциональных привязанностях молодые люди не замечают реальных качеств партнера, такие отношения зачастую недолговечны.

Дружеские связи взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т.д.).

Основное отличие дружбы взрослых от дружбы в детском или юношеском возрасте — терпимость к различиям, по мере становления и формирования личности.

.2 Особенности формирования дружеских отношений у младших школьников

С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Прежде всего, изменяется социальная среда за пределами семьи, для некоторых весьма существенно. Дети, которые не посещали детский сад, вообще впервые становятся членами формального детского коллектива. Даже в том случае, когда дети поступают в школу из детского сада, их положение в детской среде сразу же кардинально меняется: если в детском саду они были старшими, то теперь становятся самыми младшими [4, с. 114].

Общение младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми:

Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон — ребёнок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые проявляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду.

Чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения — повышенная эмоциональность и раскованность контактов младших школьников отличает их от взаимодействия со взрослыми.

В общении со сверстниками у ребёнка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева [11, с. 54].

Нестандартность и нерегламентированность общения — если в общении с взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определённых общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность и ненормированность.

5 стр., 2257 слов

§ 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском ...

... -непрагматический тип субъективного отношения к природе. Отношение к природе в старшем подростковом возрасте В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. Исследования ... незначителен опыт субъектификации, непрагматического субъект-субъектного взаимодействия, т. е. общения с ними. Ребенок, который долго мечтал о собаке и наконец уговорил родителей ...

Преобладание инициативных действий над ответными — особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из — за отсутствия ответной активности партнёра. Для ребёнка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает.

Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего школьного возраста.

На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения.

Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы.

Изменяется положение ребенка и в семье: раньше он был просто маленьким мальчиком или девочкой, теперь же он — школьник, у которого дома могут быть серьезные занятия. В соответствии с этим меняется и отношение к нему со стороны взрослых членов семьи: наряду с некоторыми приобретаемыми привилегиями, к нему предъявляются и новые требования, связанные, например, с необходимостью выполнения распорядка дня, соответствующего школьному расписанию.

Значительно возрастают требования к умениям ребенка и его развитию, появляются формальные оценки его достижений и неудач, и неформальные реакции родителей на эти оценки. В связи с этим ребенок вступает в сложные отношения посредничества между двумя институтами социализации — семьей и школой [6, с. 88].

Расширяются границы и характер активного взаимодействия ребенка с физическим миром. В этом возрасте ребенок не только ходит в школу и, возможно, пользуясь транспортом, посещает другие учреждения, например музыкальную школу, но и часто в компании сверстников выходит за пределы двора и даже улицы.

В младшем школьном возрасте социальные отношения все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.

Поведение в школе

В первом классе самой авторитетной фигурой для ребенка является учитель (как правило, учительница).

На это указывают все исследователи, которые пишут об этом возрасте. «Учителю он верит безгранично». В глазах ребенка учитель всемогущ, потому что он не только «все знает», но и ему «все» подчиняются. Учительница может вызвать в школу даже родителей, поговорить с ними, и те будут ее «слушаться». То, что «Мария Григорьевна сказала», становится наивысшим критерием истины.

При этом доверие, тяга к учителю не зависит от качеств самого преподавателя. В связи с выраженной склонностью детей к подражанию, на учителе лежит высокая ответственность за демонстрацию образцов социального поведения.

20 стр., 9921 слов

Кризис среднего возраста, гендерные отношения

... во время которого осуществляются важнейшие личностные выборы (профессиональные, отношение к любви, браку, семье, друзьям, ценностям, своему образу ... состояния мужчин и женщин в 40-45-летнем возрасте. Объект исследования: мужчины и женщины 40-45 ... развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание ...

Во втором и третьем классе личность учителя становится менее значимой для ребенка, зато теснее становятся его контакты с одноклассниками.

В первые недели учебы в школе дети «сначала — притихшие, некоторые даже робкие», они настолько «ошеломлены» новой ситуацией, что долгое время даже не в состоянии описать внешние особенности соседа по нарте. При этом отмечается, что у возбудимых и подвижных детей наблюдается «тормозная реакция», а у спокойных и уравновешенных — «возбуждение». Спустя некоторое время наступает обратная реакция — дети становятся чрезмерно подвижными и шумными, в связи с чем остро возникает вопрос о приучении их к школьной дисциплине и порядку [4, с. 114].

С постепенно возрастающей ориентацией на сверстников все менее значимым становится эмоциональная зависимость ребенка от родителя (матери).

Должна начаться так называемая «естественная сепарация», т.е. постепенное психологическое отделение ребенка от взрослого и обретение им независимости и самостоятельности. Данная постепенная сепарация предоставляет очевидное условие для социального созревания ребенка, его самореализации и, наконец, психического здоровья.

В младшем школьном возрасте контроль со стороны родителей сохраняет свое воспитательное значение, но должен быть менее опекающим и более тонким. В то же время взаимодействие с родителями, их оценки поведения ребенка, а также образцы их поведения, являются для ребенка одним из важнейших источников формирования у него устойчивых форм как действенно-предметного, так и нравственного поведения. Родители — это по-прежнему наиболее авторитетные фигуры в социальном окружении, поэтому для ребенка так важны реакции и оценки с их стороны.

Естественная сепарация — в отличие от эмоционального отвержения — инициируемое и поддерживаемое взрослым постепенное психологическое отделение от него ребенка, начинающееся предпочтительно в возрасте 6-7 лет, и приобретение им независимости и самостоятельности.

В связи с этим особое значение приобретает для ребенка отношение родителей к результатам его труда. «Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовит ь и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость… Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности», поскольку дети при этом чувствуют свою несостоятельность в освоении «технологического этоса культуры». Развитию этого чувства, конечно, могут способствовать не только родители, но и школьные учителя и сверстники.

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому такими действенными становятся санкции со стороны группы, применяемые к тем, кто нарушил ее законы. Меры воздействия при этом применяются очень сильные, иногда даже жестокие — насмешки, издевательства, побои, изгнание из «коллектива» [5, с. 64].

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с развития психических ... топанье и т. д.). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей любых возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. В соответствии с теорией ...

Группы, как правило, имеют своего «вожака» или «заводилу». Лидером группы становится сверстник, который представляет собой «квинтэссенцию характерных качеств данного коллектива». В обычном детском коллективе вожак — это умный, ловкий и инициативный сверстник. В группе менее развитых ребят основным качеством вожака становится его физическая сила. У более развитых ребят — интеллект. В любом случае вожак — это прежде всего хороший товарищ, всего лишь первый среди равных. Вожак-не товарищ немыслим. Правила товарищества не писаны, но соблюдаются строго. Развиты взаимопомощь и «дележка».

Дети в этом возрасте любят рассказывать друг другу различные истории, услышанные, увиденные в кино или по телевидению, особенно истории, свидетелями или участниками которых были они сами. Поскольку владение словом, искусство рассказа высоко ценится, хороший рассказчик может приобрести высокий статус в группе [4, с. 114].

По степени эмоционального вовлечения общение ребенка со сверстниками может быть товарищеским и приятельским. Товарищеское, то есть эмоционально менее глубокое, общение ребенка реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское — как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом.

Только 8% мальчиков и 11% девочек дружат с представителями противоположного пола. Численность групп составляет в первом классе — по 2-3, в третьем — по 4-5 человек [3, с. 44].

Именно в этом возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных детских отношений, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.

Я.Л. Коломинский предлагает рассматривать так называемые первый и второй круги общения школьников. В первый круг общения входят «те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, — к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение».

Среди оставшихся имеются такие, выбирать которых для общения ребенок постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию». Эти последние и составляют «второй круг общения» школьника.

6 стр., 2813 слов

Лекция 1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. ...

... на группу сверстников (И.В. Дубровина). В этом возрасте переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества: с одной стороны, ребенок хочет "быть как все", с другой - "быть ...

Если иметь в виду только личностные качества, то «популярности в группе вредит как излишняя агрессивность, так и излишняя застенчивость».

Личные характеристики детей, которые служат основанием для взаимных выборов, с возрастом меняются: если в первом и во втором классе взаимные выборы детей определяются их успехами или неуспехами в учебе — соответственно 85% и 70% выборов, то в более старшем возрасте положение школьника в группе уже больше зависит, во-первых, от его личностных качеств и, во-вторых, от характерных особенностей самой группы [12, с. 16].

Группы младших школьников чрезвычайно однородны по половому признаку, более того, группы мальчиков и девочек в этом возрасте могут даже враждовать между собой.

Разделение по половому признаку характеризует не только составы групп, но и места проведения игр и развлечений. При этом на всей территории игр образуются специальные «девчоночьи» и «мальчишечьи» места, внешне никак не обозначенные, но оберегаемые от вторжения «посторонних» и избегаемые ими. В случае объединения мальчиков и девочек для общей игры для нее выбирается место между двумя территориями.

Общение и дружба с представителем своего пола, а также дифференциация групп по половому признаку способствуют формированию у ребенка определенной и устойчивой идентификации с полом, развитию у него самосознания, а также готовят почву для формирования у него новых глубоких и продуктивных отношений в подростковом и юношеском возрасте.

С наступлением среднего детства и началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Существенно изменяется социальная среда: ребенок вступает в сложные отношения посредничества между двумя институтами социализации — семьей и школой.

В связи с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой. Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Они бегают, прыгают, катаются на всем, что движется, лазают, ныряют, плавают, возятся друг с другом, толкаются, пинаются и иногда дерутся. Значительная часть активности связана с проверками окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и т.д. Ориентация детей в своем поведении на взрослых во 2-4-м классе заменяется ориентацией на коллектив сверстников.

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

Дружеские отношения в школьном возрасте могут служить мощным источником эмоциональной поддержки не только в этот период, но и в течение всей жизни [2, с. 64].

Именно этот ранний опыт партнерских отношений помогает формировать детям уверенность в себе, самосознание и самооценку. Дети учатся полагаться на человеческие отношения как мощный инструмент преодоления рамок своего «Я» и расширения своего мироощущения.

Напротив, у детей оставшихся без друзей в школьном возрасте, чаще формируются в качестве компенсации разрушительные модели поведения.

Обычно у детей 6-8 лет появляются достаточно случайные дружеские отношения с большим количеством сверстников. Многие из подобных отношений основываются на каком-либо одном виде совместной деятельности. Могут быть друзья «для нескольких» дел (в такую категорию обычно попадают живущие по соседству), с которыми ребенок проводит много времени, но в целом отношения с такими друзьями довольно простые и нетребовательные.

В возрасте около 9 лет дружба становится более серьезной. К этому времени ребенок много общается со сверстниками, понимает значение близких, надежных союзников. Еще важнее тот факт, что ребенок в этом возрасте уже достаточно зрел, чтобы сопереживать сверстникам, и поэтому более заинтересован, чем ребенок младшего возраста, делиться мыслями и чувствами с близкими людьми [4, с. 114].

В результате ребенок старше 9 лет обычно пытается найти или поддерживает тесные дружеские, взаимно требовательные отношения с ровесником одного пола — с так называемым лучшим другом (лучшей подругой).

Такие отношения могут оставаться важным источником радости и огорчения в течение многих лет. Вообще все дружеские отношения в этом возрасте более сложны и длительны.

Таким образом, дружеские отношения помогают им преодолевать эмоциональные кризисы и конфликты, которые могут вызвать длительные психологические проблемы.

2. Экспериментальное исследование дружеских отношений у младших школьников

.1 Описание методик исследования

Работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы №2 г. Брянска. Исследование младших школьников проводилось во 2 «А» классе.

Объект исследования: младшие школьники

Предмет исследования: дружеские отношения младших школьников.

Цель: исследование особенностей формирования дружеских отношений у младших школьников.

Задачи:

подобрать диагностические методики

обработать полученные результаты

сделать выводы

Состав исследуемых детей представлен в таблице 1.

Таблица 1. Состав учащихся во 2 «А» класса

№№1Соколов Никита11Васильев Андрей2Иванова Даша12Львова Кристина3Тихонова Юля13Жестянова Люба4Андреев Паша14Потапова Аня5Казаков Максим15Журавлева Маша6Трофимова Аня16Арсентьев Витя7Илларионов Саша17Яшин Антон8Семенова Юля18Иванова Дина9Калинина Оля19Степанов Вова10Павлова Кира20Алексеева Инна

Для исследования формирования дружеских отношений у младших школьников использовались следующие методики: анкета «Дружба», проективная рисуночная методика «Я и мои друзья».

. Методика — анкета «Дружба» (Приложение 1).

Разработка анкеты, включающая в себя вопросы об обычных занятиях с другом, о причинах дружбы, о ссорах друзей, о значении дружбы вообще.

. Проективная рисуночная методика «Я и мои друзья».

Цель методики — выявление внутренних переживаний ребенка, его глубинного отношения к себе и окружающим.

Инструкция: проводится индивидуально с каждым ребенком. Предлагается нарисовать, как он играет со своими друзьями («Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)»).

Выбор карандашей не ограничивается.

Рисунки анализируются со следующих позиций:

) выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый — ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый — негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета;

) старательность рисования;

) отражение желаний детей в своих рисунках;

) выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей (прорисовка рук, выражение лиц, расстояние и барьеры между персонажами, порядок изображения, величина фигур и т.д.).

2.2 Анализ результатов исследования

В результате исследования по указанным выше методикам были получены следующие данные.

Результаты исследования по анкете «Дружба» отображены в таблице 2.

Таблица 2. Процентное распределение классифицированных ответов на вопросы анкеты «Дружба»

Классифицированные ответымальчикидевочкиВсе«Однополая» дружба948388Дружба со сверстником818383Дружба с младшим603Дружба со старшим61310Дружба с одноклассником385850Дружба с соседом626260

Чтобы выяснить соотношение классных и «внешних» дружеских связей, мы просили ребят ответить на вопросы: «Учитесь ли вы со своим другом в одном классе?» и «Далеко ли Вы с другом живете друг от друга?» Выяснилось, что 50% дружеских пар учатся в одном классе и 60% — живут по соседству. Значит, соседство (по крайней мере, в городских условиях) играет в установлении и поддержании дружбы значительно большую роль, чем совместная учеба.

То, что у девочек преобладают подруги-одноклассницы (58%), говорит о том, что они больше времени проводят вместе, больше общаются и узнают друг друга, а значит и дружба их более эмоциональна.

Отвечая на вопрос о возрасте друга, младшие школьники отдают решительное предпочтение сверстнику (83%), значительно реже — старшему (10%) и совсем редко (3%) — младшему. Смысл этих расхождений заключается в том, что возраст друга приоткрывает некоторые, часто неосознаваемые, психологические потребности. Ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Дружба со сверстником основывается на принципе сходства и равенства: «Равноправие, независимо от социального положения и средств в кармане».

Выбор более старшего друга выражает потребность в примере, опеке, руководстве. Этим и обусловлен более частый выбор старших друзей у девочек (13%), чем у мальчиков (6%), ведь девочкам часто нужен чей-либо совет, мнение, поддержка, которые чаще получаешь от уже созревшей личности. Потребность в общении с младшими — это желание руководить, делиться опытом, опекать. У мальчиков младшие друзья встречаются (6%), значит, у них существует потребность в проявлении своей смелости, ума, доброты, самостоятельности.

Разумеется, дружеское взаимодействие всегда как-то объективировано. Не говоря уже о совместной учебе, порождающей много общих проблем и интересов, в общении старшеклассников с друзьями важное место занимают совместный досуг, развлечения, спорт, реже различные любительские занятия и увлечения. Однако 60% опрошенных, вопрос о совместных занятиях с другом оставили вообще без ответа. Видимо, таких специфических занятий и в самом деле нет, а дружба ассоциируется преимущественно с разговорами, спорами, обменом мнениями, короче с вербальным общением.

Результаты исследования проективной рисуночной методики «Я и мои друзья».

Исследуя детские рисунки можно отметить, что изображение друзей — это не просто тематический рисунок, но и психологическая методика исследования межличностных отношений детей.

Изображая себя и своих друзей, раскрывая, декорируя одних и небрежно рисуя других, ребенок невольно выражает свое отражение к ним. В рисунке часто проявляются и те чувства, которые ребенок сознательно не признает или не может выразить другими средствами. Поэтому рисунок «Я и мой друг» в некоторых случаях может дать определенную информацию об особенностях отношениях между детьми.

Так, например, рисунок Львовой Кристины, насыщен яркими красками, все фигуры расположены близко друг к другу, взявшись за руки. Все девочки изображены очень радостными, можно предположить, что Кристина испытывает очень теплые, положительные чувства к своим подругам.

В рисунке Ивановой Даши изображает себя в ярком, красном красивом платье, в короне. А свою подругу Аню в черном цвете. Это говорит о трудностях в общении друг с другом. При исследовании удалось выяснить причину. Хотя девочки и дружат, между ними всегда происходит соперничество (у кого лучше платье или игрушка).

Часто спорят друг с другом. А вот Журалева Маша изобразила в рисунке только себя, с большим количеством деталей, несколько раз стирает, рисует улучшенный вариант, это свидетельствует о самовлюбленности, о своей собственной значимости. Хотя девочка и не испытывает трудности в общении, но вырисовывая себя на подруг у нее не осталось времени.

Дети, уверенные в себе, импульсивные, рисуют все фигуры очень большими, во весь лист, так например, рисунок Соколова Никиты. Он и его друг изображены очень больших размеров, можно предположить, что в их дружбе присущ «культ силы».

При исследовании дружеских отношений детей, с использованием методик мы пришли к следующему заключению.

В изучаемой группе большинство детей общительны и легко вступают в контакты со сверстниками, но играют они, главным образом, в маленьких группах с детьми своего пола, что способствует закреплению разобщенности мальчиков и девочек, а также отдельных групповых объединений.

Ребенок, общаясь среди сверстников, накапливает большой опыт дружеских отношений.

В рисунках «Я и мои друзья» отражает в основном свое отношение к своим друзьям и к себе.

Обобщенные экспериментальные данные по проективной методике «Рисунок: Я и мои друзья» можно отметить следующее: у большинства детей, преобладает завышенная и контрастная самооценка.

Заключение

Итак, каждому из нас нужны друзья, каждый ценит дружеские отношения, но в науке феномен «дружба» и «дружеские отношения» изучен пока плохо. Лучше всего его разобрал, пожалуй, Игорь Семенович Кон, который даже написал книгу, под названием «Дружба» [7, с. 114].

В заключении отметим, младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дружеские отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки.

Большинство мальчиков и девочек легко выбирают себе друзей. Ведь дети дружелюбны и общительны, и с первой встречи им нравятся новые знакомые.

Друзьями становятся одноклассники и дети, живущие по соседству. Такая система выбора друзей естественная и надёжная.

Выявив и проанализировав структурно-содержательные характеристики дружбы младших школьников, делаем вывод о подтверждении выдвинутой нами гипотезы: общие интересы, наличие чувства взаимной симпатии объединяют детей и формируют их дружеские отношения.

Список литературы

1.Альберони Ф. Дружба / Ф. Альберони. — М.: Прогресс, 2012. — 521 с.

2.Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. Тр / А.А. Бодалев. — М.: Педагогика, 2013. — 654 с.

.Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2014. — 544 с.

.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. — М.: Изд-во МГУ, 2014. — 574 с.

5.Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. — М.: Политиздат, 2012. — 319 с.

6.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Мн.: Изд-во БГУ, 2014. — 352 с.

.Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. — М.: Политиздат, 2013. — 255 с.

.Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 2014. — 255 с.

.Кон И.С. Психология младшего школьного возраста. — М.: Просвещение, 2012. — 175 с.

.Кон И.С. Психология детской дружбы / И.С. Кон. — М.: Знание, 2014. — 91 с.

.Кон И.С. Проблемы исследования дружбы / И.С. Кон, В.А. Лосенков // Педагогика. — 2014. — №10. — С. 35 — 45.

.Кондратьева С.В. Межличностное познание и его роль в общении. — М.: Просвещение, 2012. — 275 с.

.Майерс, Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2012. — 183 с.

.Мид, М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 2013. — 423 с.

.Мир детства / М.В. Антроповой. — М.: Педагогика, 2012. — 254 с.