Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Пензенской области «Пензенский социально-педагогический колледж»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
№ ДР-44.02.01-3-138-17
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пенза, 2017 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………..6
1.1 Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………..6
1.2 Анализ примерной основной общеобразовательной программы ДОУ по проблеме формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….10
1.3 Методика формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста………………………………………………..13
Глава 2. Практические аспекты использования моделирования в процессе формирования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………22
Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения ...
... К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот ... проблемы мы определили тему нашего исследования: “Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению”. Цель исследования — выявить психолого- ...
2.1 Моделирование: понятие, виды и особенности использования в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………22
2.2 Методические рекомендации по использованию моделирования, как метод формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………………………………..35
Список используемой литературы……………………………………………………………39
Приложение……………………………………………………………………………………………41
Введение
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
Вопросами формирования у дошкольников представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, А.М. Леушина, В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер и др.).
Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста ...
... 2. Определить место краеведения в ДОУ, 3. Рассмотреть психологические и физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, 4. Провести анализ программ по краеведческой работе. Глава 1. Проблемы краеведческой ... родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Согласно Типовому положению ...
Т. А. Мусейбова считает — лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношениях, являются игры и игровые упражнения на разных этапах, но в последние годы предлагается использовать моделирование (Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева), данные авторы разработали определенное содержание и методику по формированию пространственных представлений. Вопросы моделирования рассмотрены в работах логико-филосовского плана с позиций использования моделей для изучения тех или иных свойств оригинала, или его преобразования, или замещения оригинала моделями в процессе какой-либо деятельности (И.Б. Новиков, Н.А. Уемов, В.А. Штоф и др.).
Метод моделирования дает положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей, с помощью модели дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности [8, с.236].
Несмотря на достаточную степень изученности проблемы использования моделирования в развитии математических представлений у дошкольников, не в полную меру разработан один из её аспектов – использование моделирования в формировании пространственных представлений.
Использование знаковых моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем т.п.), появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей, что соответствует социальному заказу современной школы. Однако системы работы по формированию пространственных представлений с помощью знакового моделирования нет.
В связи со всем вышесказанным проблема использования данного метода в процессе обучения дориентировки в пространстве на данный момент является достаточно актуальной.
Цель исследования: изучить особенности использования моделирования в развитии пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: пространственные представления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс использования моделирования в развитии пространственных представлений старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию пространственных представлений старших дошкольников;
2. Изучить этапы развития пространственных представлений ребёнка-дошкольника при использовании математических моделей.
3. Рассмотреть современные методы и приемы формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по развитию пространственных представлений старших дошкольников.
Социально-нравственные представления детей старшего дошкольного ...
... модели поведения на музыкальных занятиях. Объектом исследования явились социально-нравственные представления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В качестве предмета изучения выступали ... данной проблемы заключается в определении специфики социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а так же в разработке методических рекомендаций ...
5. Подобрать картотеку игр и игровых упражнений, направленных на развитие пространственного моделирования, у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• сбор, обработка информации;
• наблюдение;
• аналитический анализ полученных данных, формирование выводов и рекомендаций.
Практическая значимость: разработанные материалы по развитию пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста методом моделирования могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОУ, методистов.
Глава 1 Теоретические и методические основы формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста
Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т.А. Мусейбова, В.П. Новикова, М.А. Фидлер и др.) [2].
Пространственные представления — это представления о про-странственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов [2].
В психологическом словаре пространственные представления рассматриваются как представления о пространственных и пространственно – временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д….
Заключение
Пространство является базисной категорией в познании ребенком окружающего его мира. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.
От уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Пространственные представления ? это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Вопросами формирования у детей пространственных представлений занимались В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, Е.В. Сербина, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр, Л.М. Фидлер и др.
Следует отметить, что пространственные представления у детей дошкольного возраста развиваются в направлении целостного познания предметов и явлений окружающего мира, т.е. на основе принципа интеграции различных видов детской деятельности в образовательной деятельности детей. Е.В. Шаталова отмечает, формирование и развитие пространственных представлений дошкольников интегрируется с такими направлениями развития личности ребенка как социальное развитие, экономическое, речевое, физическое, художественно-эстетическое (междисциплинарная интеграция), а также может осуществляться и во взаимосвязи между отдельными составляющими разделов программы по элементарной математике (внутридисциплинарная интеграция).
Моторное развитие детей с нарушениями зрения дошкольного возраста
... особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения. Одна из таких особенностей - дети не имеют реальных представлений о предметах ... зрения психологического комфорта. Роль слухового восприятия в познавательной деятельности и повседневной жизни человека с глубоким нарушением ... кормили ее. 1. Возрастные особенности развития моторики Возраст Навыки поведения Развитие общей моторики Развитие тонкой ...
Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемого ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным.
Каждый вид детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд) является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Каждый из планируемых видов детской деятельности выполняет определенные функции: одни вводят детей в содержание изучаемой темы, пробуждают познавательный интерес; другие обогащают имеющиеся пространственные представления, дают возможность с разных сторон взглянуть на данное явление; третьи создают условия для использования полученных пространственных представлений в самостоятельной деятельности детей. Такой подход способствует более глубокому и творческому освоению окружающего мира, возникновению ассоциаций, воплощению детских представлений в игре и переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит, их обобщению и присвоению.
На основании научных положений мы предположили, что существуют определенные условия развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста:
1. Подтвердилось положение Л.А. Венгера, что у детей дошкольного возраста, возможно сформировать способность к пространственному моделированию в процессе специально организованного обучения при постепенном усложнения заданий:
— ориентироваться на ограниченном пространстве, с постепенным расширением пространства (от ограниченного пространства к открытому пространству), использовать реальные предметы, ориентиры;
— ориентироваться по плану (схеме) составленному воспитателем, с постепенным расширением пространства (от ограниченного пространства к открытому пространству), использовать предметы-заместители;
— ориентироваться по нескольким видам планов, составленным воспитателем, отображающим пространство с разных позиций;
— самостоятельно составлять план (схему), ориентироваться по нему в пространстве, с постепенным расширением пространства, и количества предметов-заместителей.
2. Убедились в том, что формирование пространственного моделирования осуществляется более эффективно в процессе игр и игровых упражнений при условии:
— правильного отбора игр и игровых упражнений, с учетом их постепенного усложнения по содержанию, правилам и включения вариативности выполнения способов действий, решения проблемных ситуаций;
— широкого использования дидактического наглядного материала, реальных предметов, предметов-заместителей, планов, схем, инструкций, активность и эмоциональность детей поднималась при использовании материала изготовленного ими же.
Адаптация ребенка к детскому саду
... если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то в ... создали эмоциональный профиль или, поэтичнее, портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Так что же это за портрет ребенка? Какие показатели включает он? I. Отрицательные эмоции ...
— организации взаимодействия детей и взрослых, обсуждение планов действия, оценка способов действия, работа в команде, контроль над выполнением.
3. Усвоение и осознание пространственных представлений, и пространственное моделирование происходит в разнообразных формах детской деятельности: в режимных моментах; в свободной и самостоятельной деятельности, на занятиях.
4. Использование дифференцированного подхода при организации игр и игровых упражнений сделало обучение более доступным и интересным.
5. Способность к пространственному моделированию спонтанно не возникает у детей. Если даже иногда проявляется у старших дошкольников, то носит эпизодически неосознанный характер.
6. Новизна содержания игр и игровых упражнений активизировали познавательную деятельность детей, что способствовало осознанному усвоению знаний и умений.
7. Метод моделирования способствует осознанному усвоению пространственных отношений.
?
Список используемой литературы
1. Бим-Бад, Б.М. Моделирование / Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия.- 2012. – 528 с.
2. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 2013. — № 9. – С. 4-5.
3. Венгер, Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей детей / Л.А. Венгер // Вопросы психологии.-2010.-№2 С.7-8.
4. Вершинина, Н.Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой: диагностический журнал. Подготовительная группа / Н.Б. Вершинина.- Волгоград.: Учитель, 2011.-47с.
5. Гончарова, Н.В. План-программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие для воспитателей детского сада / Н.В. Гончарова.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.-255с.
6. Данилова. В. В. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. — М.: Академия, 2010.-158 с.
7. Калинченко, А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи Методические пособие / А.В. Калинченко.- М.: Айрис-пресс, 2011.-224с.
8. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2014. – 416 с.
9. Лебедева, С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации / С.А. Лебедева // Вопросы психологии.-2012.-№5 С. 14.
10. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина.-М.: Просвещение , 2014.-368с.
11. Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / В.И. Логинова. — Л.: Просвещение,2013.-97с.
12. Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина.- М.:Просвещение , 2012.-256с.
13. Программа Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. — СПб., 1999. – 244 с.
14. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников Современные направления / Г.А. Репина. — М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с.
15. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольников / Е.Е. Сапогова. — Тула.: Приокское кн. Издание,2015.- 246с.
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой ...
... базой курсовой работы явилось МДОУ № 43 – детский сад комбинированного вида для детей задержкой психического развития города Тулы. ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению ... условием формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Поэтому для развития потенциальных возможностей развития детей с задержкой психического развития необходимо исследовать не только наиболее сложные ...
16. Тимофеева, Н.В. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2013.-131с.
17. Фидлер, М.А. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / М.А. Фидлер.-М.: Просвещение, 2012.-156с.
18. Яковлева, Н.А. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография / Н.А. Яковлева. – М.: Информ. изд. центр «АТиСО», 2013. – 239 с.