ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Пензенской области «Пензенский социально-педагогический колледж»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

№ ДР-44.02.01-3-138-17

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пенза, 2017 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические и методические основы формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………..6

1.1 Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………..6

1.2 Анализ примерной основной общеобразовательной программы ДОУ по проблеме формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….10

1.3 Методика формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста………………………………………………..13

Глава 2. Практические аспекты использования моделирования в процессе формирования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………22

23 стр., 11429 слов

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

... отразится на формировании личности ребенка и осложнит его вхождение в детский коллектив. В старшем дошкольном возрасте познавательная активность ... ручку, карандаш, кисть и т. д.); формирование пространственной ориентации на листе бумаги. Интегрированные занятия в ... , тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта, представлений, способствует у детей возникновению желания познания ...

2.1 Моделирование: понятие, виды и особенности использования в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………22

2.2 Методические рекомендации по использованию моделирования, как метод формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………………………………..35

Список используемой литературы……………………………………………………………39

Приложение……………………………………………………………………………………………41

11 стр., 5312 слов

Моделирование социального пространства

Реферат Моделирование социального пространства 1.Средний класс - гарант стабильности и экономического процветания. Средний класс России Становление и процветание среднего класса являются фактором, обеспечивающим стабильность общества. Однако интересно, какие слои населения следует включать в данную группу? Отметим, что сейчас полемика о среднем классе весьма активно ведется не только в ...

Введение

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

Вопросами формирования у дошкольников представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, А.М. Леушина, В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер и др.).

Т. А. Мусейбова считает — лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношениях, являются игры и игровые упражнения на разных этапах, но в последние годы предлагается использовать моделирование (Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева), данные авторы разработали определенное содержание и методику по формированию пространственных представлений. Вопросы моделирования рассмотрены в работах логико-филосовского плана с позиций использования моделей для изучения тех или иных свойств оригинала, или его преобразования, или замещения оригинала моделями в процессе какой-либо деятельности (И.Б. Новиков, Н.А. Уемов, В.А. Штоф и др.).

Метод моделирования дает положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей, с помощью модели дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности [8, с.236].

Несмотря на достаточную степень изученности проблемы использования моделирования в развитии математических представлений у дошкольников, не в полную меру разработан один из её аспектов – использование моделирования в формировании пространственных представлений.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Использование знаковых моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем т.п.), появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей, что соответствует социальному заказу современной школы. Однако системы работы по формированию пространственных представлений с помощью знакового моделирования нет.

В связи со всем вышесказанным проблема использования данного метода в процессе обучения дориентировки в пространстве на данный момент является достаточно актуальной.

Цель исследования: изучить особенности использования моделирования в развитии пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: пространственные представления детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс использования моделирования в развитии пространственных представлений старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию пространственных представлений старших дошкольников;

2. Изучить этапы развития пространственных представлений ребёнка-дошкольника при использовании математических моделей.

3. Рассмотреть современные методы и приемы формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

23 стр., 11487 слов

Особенности социализации детей младшего школьного возраста

Введение социализация школьный психический ребенок Вся жизнь человека состоит из определенных этапов, периодов. Развитие не прекращается ни на одном из них, этот процесс непрерывен. В каждый период человек приобретает что-то новое, уникальное. Младший школьный возраст - не исключение. Да, по сравнению с подростковым, этот период не сопровождается таким ярко выраженным кризисом и изучается менее ...

4. Разработать методические рекомендации по развитию пространственных представлений старших дошкольников.

5. Подобрать картотеку игр и игровых упражнений, направленных на развитие пространственного моделирования, у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

• анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

• сбор, обработка информации;

• наблюдение;

• аналитический анализ полученных данных, формирование выводов и рекомендаций.

Практическая значимость: разработанные материалы по развитию пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста методом моделирования могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОУ, методистов.

Глава 1 Теоретические и методические основы формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста

Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т.А. Мусейбова, В.П. Новикова, М.А. Фидлер и др.) [2].

Пространственные представления — это представления о про-странственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов [2].

В психологическом словаре пространственные представления рассматриваются как представления о пространственных и пространственно – временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д….

Заключение

Пространство является базисной категорией в познании ребенком окружающего его мира. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

От уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Пространственные представления ? это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Вопросами формирования у детей пространственных представлений занимались В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, Е.В. Сербина, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр, Л.М. Фидлер и др.

Следует отметить, что пространственные представления у детей дошкольного возраста развиваются в направлении целостного познания предметов и явлений окружающего мира, т.е. на основе принципа интеграции различных видов детской деятельности в образовательной деятельности детей. Е.В. Шаталова отмечает, формирование и развитие пространственных представлений дошкольников интегрируется с такими направлениями развития личности ребенка как социальное развитие, экономическое, речевое, физическое, художественно-эстетическое (междисциплинарная интеграция), а также может осуществляться и во взаимосвязи между отдельными составляющими разделов программы по элементарной математике (внутридисциплинарная интеграция).

Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемого ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным.

Каждый вид детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд) является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Каждый из планируемых видов детской деятельности выполняет определенные функции: одни вводят детей в содержание изучаемой темы, пробуждают познавательный интерес; другие обогащают имеющиеся пространственные представления, дают возможность с разных сторон взглянуть на данное явление; третьи создают условия для использования полученных пространственных представлений в самостоятельной деятельности детей. Такой подход способствует более глубокому и творческому освоению окружающего мира, возникновению ассоциаций, воплощению детских представлений в игре и переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит, их обобщению и присвоению.

5 стр., 2101 слов

Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал впервые посещать детский сад

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ Адаптационный период– серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период ...

На основании научных положений мы предположили, что существуют определенные условия развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста:

1. Подтвердилось положение Л.А. Венгера, что у детей дошкольного возраста, возможно сформировать способность к пространственному моделированию в процессе специально организованного обучения при постепенном усложнения заданий:

— ориентироваться на ограниченном пространстве, с постепенным расширением пространства (от ограниченного пространства к открытому пространству), использовать реальные предметы, ориентиры;

— ориентироваться по плану (схеме) составленному воспитателем, с постепенным расширением пространства (от ограниченного пространства к открытому пространству), использовать предметы-заместители;

— ориентироваться по нескольким видам планов, составленным воспитателем, отображающим пространство с разных позиций;

— самостоятельно составлять план (схему), ориентироваться по нему в пространстве, с постепенным расширением пространства, и количества предметов-заместителей.

2. Убедились в том, что формирование пространственного моделирования осуществляется более эффективно в процессе игр и игровых упражнений при условии:

— правильного отбора игр и игровых упражнений, с учетом их постепенного усложнения по содержанию, правилам и включения вариативности выполнения способов действий, решения проблемных ситуаций;

— широкого использования дидактического наглядного материала, реальных предметов, предметов-заместителей, планов, схем, инструкций, активность и эмоциональность детей поднималась при использовании материала изготовленного ими же.

— организации взаимодействия детей и взрослых, обсуждение планов действия, оценка способов действия, работа в команде, контроль над выполнением.

3. Усвоение и осознание пространственных представлений, и пространственное моделирование происходит в разнообразных формах детской деятельности: в режимных моментах; в свободной и самостоятельной деятельности, на занятиях.

4. Использование дифференцированного подхода при организации игр и игровых упражнений сделало обучение более доступным и интересным.

5. Способность к пространственному моделированию спонтанно не возникает у детей. Если даже иногда проявляется у старших дошкольников, то носит эпизодически неосознанный характер.

6. Новизна содержания игр и игровых упражнений активизировали познавательную деятельность детей, что способствовало осознанному усвоению знаний и умений.

7. Метод моделирования способствует осознанному усвоению пространственных отношений.

?

Список используемой литературы

1. Бим-Бад, Б.М. Моделирование / Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия.- 2012. – 528 с.

2. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 2013. — № 9. – С. 4-5.

3. Венгер, Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей детей / Л.А. Венгер // Вопросы психологии.-2010.-№2 С.7-8.

4. Вершинина, Н.Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой: диагностический журнал. Подготовительная группа / Н.Б. Вершинина.- Волгоград.: Учитель, 2011.-47с.

5. Гончарова, Н.В. План-программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие для воспитателей детского сада / Н.В. Гончарова.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.-255с.

6. Данилова. В. В. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. — М.: Академия, 2010.-158 с.

7. Калинченко, А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи Методические пособие / А.В. Калинченко.- М.: Айрис-пресс, 2011.-224с.

8. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2014. – 416 с.

9. Лебедева, С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации / С.А. Лебедева // Вопросы психологии.-2012.-№5 С. 14.

10. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина.-М.: Просвещение , 2014.-368с.

11. Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / В.И. Логинова. — Л.: Просвещение,2013.-97с.

12. Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина.- М.:Просвещение , 2012.-256с.

13. Программа Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. — СПб., 1999. – 244 с.

14. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников Современные направления / Г.А. Репина. — М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с.

15. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольников / Е.Е. Сапогова. — Тула.: Приокское кн. Издание,2015.- 246с.

16. Тимофеева, Н.В. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2013.-131с.

17. Фидлер, М.А. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / М.А. Фидлер.-М.: Просвещение, 2012.-156с.

18. Яковлева, Н.А. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография / Н.А. Яковлева. – М.: Информ. изд. центр «АТиСО», 2013. – 239 с.