СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Банковский маркетинг в современных
российских условиях 9
1.1. Специфика банковского маркетинга 9
1.2. Клиентура и клиентская база банка 27
1.3. Маркетинговая информация о клиентах банка:
содержание и особенности 38
Глава 2. Исследование деятельности банка в современных рыночных условиях 54
2.1. Функциональный анализ клиентов банка 54
2.2. Социально-психологический анализ клиентов банка 83
2.3. Финансовый анализ клиентов банка 86
Глава 3. Совершенствование маркетинговой деятельности банка 93
3.1. Перспективы обслуживания физических и юридических лиц как источник формирования ресурсов банка………………………………..93
3.2. Разработка структуры фонда маркетинговой информации
о клиентах банка 94
3.3. Клиенто-ориентированная стратегия банка 109
Заключение 114
Библиография 119
Приложения 126
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Российская экономика переживает период глубокого преобразования. Наметились процессы, обуславливающие будущий подъем страны. Вместе с тем существует ряд вопросов требующих своего решения. Необходимо учитывать объективную реальность — адаптация к новым условиям хозяйствования будет продолжаться еще не один год.
В России не налажено денежное обращение из-за существования ряда социально-экономических противоречий, следствием которых являются, в частности, массовые неплатежи. В этих сложных условиях идет поиск оптимальных форм развития и функционирования банковской системы.
Банковская система играет важную роль в экономике любой страны. От эффективности банковской системы зависит успех построения устойчивой экономики. Во многом банки являются проводниками на пути становления эффективных методов хозяйствования. К настоящему времени сформировалась отечественная банковская система, имеющая уже более чем 10-летний опыт рыночных отношений. Но и она не лишена внутренних проблем и противоречий.
Несбалансированность экономики отражается как на функционировании всей банковской системы, так и на деятельности каждого из коммерческих банков.
Сегодня российский рынок банковских услуг характеризуется возросшей конкуренцией. Коммерческие банки стремятся переманить друг у друга клиентов приносящих наибольшую прибыль. В такой ситуации необходимо перестраивать технологии обслуживания клиентов. Необходимо помнить, что
коммерческие банки и обслуживаемые ими клиенты представляют интересы большей части субъектов хозяйствования России.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ
... Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... частота и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из них ...
Огромный интерес к маркетингу вызван социально-экономической ситуацией, существующей внутри российского общества. Создание устойчивой банковской системы возможно лишь путем внедрения рациональных принципов построения и функционирования коммерческих банков.
Целью деятельности любого коммерческого банка является получение прибыли. Одним из методов повышения устойчивости функционирования коммерческого банка является применение принципов эффективного маркетинга.
Зарубежный опыт использования маркетинга может быть применен в России только после необходимой адаптации, так как он основывается на иной социально-экономической системе и не учитывает территориально-культурные особенности нашей страны.
Маркетинг ориентирует действия производителя на интересы потребителя его услуг. Для получения прибыли любой хозяйствующий субъект должен согласовывать свои интересы с запросами рынка.
С развитием информационных технологий значимость информации растет быстрыми темпами. Информация является важнейшим ресурсом, используемым коммерческими банками. В маркетинге она имеет определяющее значение, так как любая маркетинговая деятельность основана на оценке рыночной ситуации. Отсутствие точных данных может стать причиной просчетов и финансовых убытков.
При принятии финансовых решений маркетинговая информация о клиентах выходит на первый план, и именно от нее часто зависит успех функционирования банка. Таким образом, информация о клиенте занимает одно из центральных мест в деятельности коммерческого банка. От полноты осведомленности коммерческого банка о состоянии и соответствующих потребностях своих клиентов зависит как эффективность удовлетворения их потребностей, так и величина прибыли, получаемая коммерческим банком.
В зарубежной практике получили определенное развитие системы управления взаимоотношениями с клиентами Customer Relations Management (CRM), которые позволяют вести учет не только «единиц» клиентов, но и их характеристик-предпочтений, поведения, истории взаимоотношений и т.п. Однако по данным ряда исследовательских компаний, около 80% банков в России даже не слышали о подобных технологиях.
Отсутствие в банковском маркетинге эффективных средств анализа клиентской базы банка и предопределило актуальность темы исследования.
Объект исследования — маркетинговая деятельность коммерческих банков Российской Федерации на примере Внешторгбанка.
Предметом исследования является клиентская база банка.
Цель исследования состоит в разработке и обосновании научных подходов к совершенствованию анализа клиентской базы банка в современных экономических условиях с учетом интересов как клиентов, так и банка. Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
— выявить специфику банковского маркетинга в современных российских условиях;
— проанализировать содержание и уточнить определения понятий
«клиент», «клиентура» и «клиентская база» банка;
— определить содержание и выявить особенности исследования
клиентской базы банка;
— выявить наиболее значимые характеристики управленческого, маркетингового, финансового, производственного и социально-психологического состояния клиентов банка;
— разработать структуру фонда маркетинговой информации о клиентах банка;
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... 5.Терминологический аппарат научного исследования. Анализ исследовательских методов для получения формулировок определений основных понятий научного исследования 6.Гипотеза. Формулировка гипотезы исследования. Выбор и обоснование ... любой науки, в том числе, исследовательской деятельности, на базе эмпирических и теоретических исследований. 16 Типы теорий •Естественнонаучный (цель: познание ...
— разработать методику маркетингового анализа клиентской базы банка.
Методология исследования. Теоретико-методологической основой послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области банковского дела и банковского маркетинга. В процессе исследования применялись общенаучные методы: системный анализ, синтез, логико-аналитические методы, параметрическое моделирование, построение таблиц и графических зависимостей.
Разработанность проблемы. С развитием в России рыночных отношений появилось большое количество работ по маркетингу. Отдельные аспекты маркетинговой деятельности банков рассматриваются в трудах отечественных ученых Г. Г. Абрамиашвили, Е. Э. Автухова, И. К. Беляевского, А. 3. Ефименко, И. В. Корнеева, В. Д. Миловидова, А. Н. Романова, И. В. Сапрыкина, В. Т. Севрук, И. О. Спицына, Я. О. Спицына, Б. А. Соловьева, А. М. Тавасиева, В. М. Усоскина, В. Е. Хруцкого и др.
Фундаментальные вопросы маркетинга вообще и маркетинга финансово-кредитных организаций в частности рассматриваются в работах таких зарубежными специалистов и предпринимателей, как Б. Берман, Ф. Котлер, Ж. Ламбен, Г. Сестр, Дж. Эванс и др.
Работы российских авторов более полно отражают реалии современной России и специфические условия, сложившиеся в банковской сфере.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обосновании оптимальных структуры и содержания необходимой банку маркетинговой информации о клиентах, разработке основ научного подхода к анализу указанной информации и в содержании практических рекомендаций, направленных на совершенствование анализа клиентской базы банка и всей маркетинговой деятельности банка в целом. Большое внимание уделено совершенствованию работы с клиентами банка. В ходе исследования получены следующие основные результаты:
— выявлена необходимость интеграции в коммерческом банке сведений о состоянии клиентов;
— обоснована важная роль маркетингового анализа клиентской базы в
деятельности коммерческого банка;
— уточнено толкование понятий «клиент», «клиентура» и «клиентская база» банка;
— разработан перечень наиболее важных для банка характеристик клиента;
— разработана методика маркетингового анализа клиентской базы банка.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в исследовании клиентской базы в рамках банковского маркетинга дан комплексный анализ клиентов конкретного банка, что позволило предложить ряд мероприятий по совершенствованию работы с клиентами. Приведенные в работе решения и рекомендации могут эффективно использоваться в работе коммерческих банков.
Структура и объем ВКР: ВКР состоит из введения, 3-х глав, иллюстрированных таблиц и заключения.
Введение содержит обоснование актуальности темы исследования, цели и задачи, основные положения, выносимые на защиту.
Исследование на тему «Психология потребителя»
... увеличению расходов на маркетинговые исследования. 4. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя: 1) наблюдение; 2) опросы ... же организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары, услуги, идеи. Содержательную основу ... пишущей машинки. Они также повлияли на маркетинг, давая фирмам, например, возможность осуществлять массовую ...
I глава — Банковский маркетинг в современных условиях — посвящена изучению банковского маркетинга. Приведена специфика банковского маркетинга, рассмотрена клиентская база банка, раскрыта маркетинговая информация о клиентах банка.
II глава — Исследование деятельности банка в современных рыночных условиях. Проведено исследование клиентской базы Внешторгбанка, апробирована методика анализа клиентской базы банка: дан функциональный, социально-психологический и финансовый анализ клиентов банка.
III глава — Совершенствование маркетингового анализа клиентов банка — изложена на основе проведенного исследования. Разработана организационная структура фонда маркетинговой информации и предложен ряд мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности в банке…….
БИБЛИОГРАФИЯ
Официальные материалы
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ. Части I и II.
З.О банках и банковской деятельности: Федеральный закон №17-ФЗ от 3.02.
1996г.
4.0 Центральном банке РФ (Банке России): Федеральный закон №65-ФЗ от 26.04.1995г.
5. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный
закон №24-ФЗ от 20.02.1995 г.
6. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера: Указ
Президента РФ №188 от 6.03.1997 г./
7.0 перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну: Постановление Правительства РФ №35 от 5.12.1991 г.
8. Методические рекомендации к Положению Банка России №54-П от 31.08.
1998 г. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (письмо ЦБ РФ №273-Т от 5.10.1998 г.).
9. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных
проектов (утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999г.).
10. Методические указания по проведению анализа финансового состояния
организаций (утверждены приказом ФСФО №16 от 23.01.2001 г.).
Книги
11. Абрамишвили Г. Г. и др. Операция «Маркетинг». Стратегия и тактика
конкурентной борьбы монополий. -М.: Международные отношения, 1976.
12. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. -М.: Проспект, 1998.
13. Банки на развивающихся рынках. Т. 1,2. — М.: Финансы и статистика, 1994.
14. Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3-х кн. /Ред. кол.:А. Г. Грязнова, А. В. Молчанов, А. М. Тавасиев и др. — М.: ДеКА, 1995,кн. 1-3.
15. Банковский портфель-2 (Книга банковского менеджера. Книга
банковского финансиста. Книга банковского юриста) — М.: Соминтекс,
1994.
16. Банковское дело: управление и технологии / Под ред. А. М. Тавасиева. —
М.:ЮНИТИ,2001.
17. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ,
прогноз. — М.: Финансы и статистика, 2001.
18. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2001.
Особенности психонейроиммунологического портрета банковских служащих
... деятельность согласно Федеральному закону № 395-1 «О банках и банковской деятельности» на основании своих учредительных документов. Для полноценного осуществления своей деятельности ... эффективность работы конкретных специалистов отдельных подразделений и банка в целом. Банк - финансово-кредитное учреждение является частью банковской системы Российской Федерации и осуществляет свою ...
19. Березин И. Маркетинг сегодня. — М.: Менеджер, 1996.
20. Богачева Г. Н., Денисов Б. А. Реальный и фиктивный капитал: опыт
политэкономического исследования. — М.: ГУУ, 1999.
21. Богданова О. М. Коммерческие банки России: формирование условий
устойчивого развития. — М.: Финстатинформ, 1998.
22. Бритченко И. Г. Банковский маркетинг: организация процессов
инвестирования. — Донецк, 1997.
23. Герчикова И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. — М.:
Внешторгиздат, 1990.
24. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и
практика. -М.: Финпресс, 2000.
25. Дейнека О. С. Экономическая психология. — СПб., 2000.
26. Джозлин Р. В. Хамфриз Д. К. Банковский маркетинг. Введение в рыночное планирование. -М.: Церих-ПЭЛ, 1995.
27. Дражек 3. Применение методов искусственного интеллекта для выбора и
интерпретации данных с целью поддержки принятия решений //Труды 2-й
международной конференции «Новые информационные технологии в образовании». Т.2. -Минск, 1996.
28. Егоров Е. В. Маркетинг банковских услуг. — М.: Теис, 1999.
29. Иванова С. П. Банковский маркетинг, его значение и специфика. — М.:
Моск. ун-т леса, 2000.
30. Капустина Н. Е. Теория и практика маркетинга в США. — М.: Экономика,
1981.
31. Коган М. Л. Предприятие — клиент банка. Расчетное кредитное
обслуживание. Валютные операции. — М.: ИНФРА-М, 1996.
32. Козлова Е. П., Галанина Е. Н. Банк и клиент — юридические лица. — М.:
Финансы и статистика, 1998.
33. Коробов Ю. И. Банковский маркетинг. — Саратов, 1997.
34. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент — СПб, 1999.
35. Кулубеков Т. К., Галиева А. X. Маркетинговые исследования и
микроэкономика. — Алма-Ата, 1995.
36. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг /Пер. с франц. — СПб., 1996.
37. Линтон И. Маркетинг по базам данных /Пер. с англ. — М.: Амалфея, 1998.
38. Макарова Г. Л. Система банковского маркетинга. — М.: Финстатинформ,
1997.
39. Маркетинг / Под ред. А. Н. Романова. — М.: ЮНИТИ, 1995.
40. Масленченков Ю. С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Кн.
3 «Технология финансового менеджмента клиента». — М.: Перспектива, 1997.
41. Масленченков Ю. С., Тавасиев А. М. Банк — партнер предприятия:
расчетно-платежные операции и хеджирование. — М.: ЮНИТИ, 2000.
42. Масленченков Ю. С. Технология и организация работы банка: теория и
практика: -М.: ДеКА, 1998.
43. Мешалкин В. В. Психологическое сходство руководства и персонала как
детерминанта устойчивости предпринимательских структур. — М.: МГУ,
1997.
44. Миловидов В. Д. Современное банковское дело. Опыт организации и
функционирования банков США. — М.: МГУ, 1992.
45. Моисеев В. Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.
46. Молчанов А. В. Коммерческий банк в современной России: теория и
практика. -М.: Финансы и статистика, 1996.
47. Москвин В. А. Кредитование инвестиционных проектов: Рекомендации
Психологическая поддержка менеджеров в Московском банке Сбербанка России
... по усовершенствованию системы психологической поддержки менеджеров. Объектом исследования дипломной работы является Московский банк Сбербанка России. Предметом исследования является процесс психологической поддержки менеджеров организации. В ... Эта деятельность будет тем успешней, чем эффективней психологическая наука включается в управленческую практику, в деятельность организации в целом. В мире ...
для предприятий и коммерческих банков. — М.: Финансы и статистика,
2001.
48. Москвин В. А. Подготовка и контроль финансовых договоров. — М.:
ИНФРА-М,2001.
49. Москвин В. А. Предприятие и коммерческий банк. Основы эффективного
взаимодействия. — Пермь, 1998.
50. Мюррей Р. Нейл Р. Как завоевать клиента. — М.: Питер-пресс, 1996.
51. Нейман Дж., Моргенштейн О. Теория игр и экономическое поведение
/Пер. с англ. — М.: Мир, 1970.
52. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. — М.:
Высшая школа, 1998.
53. Петровский В. И. Информационные технологии в маркетинге. — Краснодар,
2000.
54. Поршнев А. Г., Азоев Г. Л. Маркетинг. -М.: Финстатинформ, 1999.
55. Представление и использование знаний. — М., 1989.
56. Сапрыкин И. В. Маркетинговая стратегия планирования корпоративных
клиентов коммерческого банка. — М.: Гелла принт, 1999.
57. Севрук В. Т. Банковский маркетинг. — М.: ДЕЛО, 1994.
58. Соловьев Б. А. Маркетинг. — Изд-во РЭА, 1993.
59. Спиркин А. Г. Основы философии. -М.: Политиздат, 1998.
60. Спицын И. О., Спицын Я. О. Банковский маркетинг. — Тернополь, 1993.
61. Стрельченко Ю. А. Обеспечение информационной безопасности банков. —
М.: ИПКИР, 1994.
62. Тихомирова А. В. Менеджмент (теория и методология).
— М.: ИНФРА-М,
2000.
63. Токарев Б. Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации
М.:Юристъ, 2001.
64. Толковый терминологический словарь-справочник по маркетингу. — М.:
Инфоконт, 1991.
65. Урсул А. Д. Отражение и информация. — М.: ДЕЛО, 1993.
66. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк: управление и операции.
-М., 1993.
67. Уткин Э. А. Банковский маркетинг. — М.: Инфра-М, 1995.
68. Финансовый менеджмент /Под ред. Самсонова Н. Ф. — М.: ЮНИТИ, 1999.
69. Хапенков В. Н. Основы моделирования маркетинговой информации в
системе управления торговлей. — М.: Триада, 1997.
70. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В., Автухова Е. Э. Современный маркетинг. —
М.: Финансы и статистика, 1991.
71. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. — М.: ИЛ, 1963.
72. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового
анализа. — М.: ИНФРА-М, 2001.
73. Эванс Дж. М., Берман Б. Маркетинг /Сокр. пер. с англ. М..: Экономика,
1993.
74. Юсов А. Б. Управление проектом построения информационных
банковских систем. — М.: Рос. акад. гос. службы, 1996.
Диссертации и авторефераты диссертаций
75. Алавидзе Т. Л. Социально-психологические аспекты оперирования
деньгами и ценными бумагами в ситуации социальной нестабильности:
Дис. … канд. психолог, наук. -М., 1998.
76. Алихашкина Е. Н. Формирование информационной системы
маркетинговых исследований: Дис. … канд. экон. наук. -М., 1998.
77. Ахмедов Н. А. Стратегия и тактика маркетинга активных банковских
операций: Дис . …канд. экон. наук. -М., 1996.
78. Бабенко И. П. Развитие банковского маркетинга в условиях формирования
Преподаватель: канд. пед. наук, доцент Долгова А.А.
... его функции, формы, виды и уровни. 2. Структура общения. 3. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. 4. Средства коммуникации. Речь. 5. Невербальная коммуникация ... социального взаимодействия людей. 4. Типы взаимодействия. 5. Понятие отношений в психологической науке. 6. Общая характеристика взаимопонимания. 7. Понятие социальной перцепции. 8. Механизмы взаимопонимания ...
рыночной экономики: Дис. …канд. экон. наук. -М., 1996.
79. Воеводская Н. П. Банковский маркетинг в современных условиях: Дис. …
канд. экон. наук. -М., 1995.
80. Гинджа А. Исследование и организация маркетинга в деятельности
зарубежных коммерческих банков: Дис. … канд. экон. наук. — СПб, 1995.
81. Колодяжный Г. В. Совершенствование организации управления
процессами обслуживания клиентов рынка финансовых услуг (на примере
коммерческих банков): Автореф. диссертации … канд. экон. наук. — М.,
1999.
82. Лопатинский И. О. Информационное обеспечение маркетинговых
решений: Дис. … канд. экон. наук. -М., 1999.
83. Магомедов М. Г. Маркетинговая политика зарубежных коммерческих
банков в области кредитования: Дис. … канд. экон. наук. -М., 1999.
84. Мезенцев Д. В. Финансирование инвестиционной деятельности
нефтегазодобывающих предприятий: Дис. … канд. экон. наук. -М., 1999.
85. Мещеряков А. А. Банковский маркетинг: Дис. … канд. экон. наук. — М.,
1997.
86. Морозова Н. А. Маркетинг новых банковских продуктов: Дис. … канд.
экон. наук. — М., 1996.
87. Плохин А. А. Маркетинг как фактор устойчивого развития коммерческого
банка: Дис. … канд. экон. наук. -М., 1999.
88. Радченко Л. А. Маркетинговая деятельность банка (на примере
Новосибирсквнешторгбанка): Дис. … канд. экон. наук. -М., 1996.
89. Семенов В. И. Организация управления производством в условиях
реализации стратегии маркетинга: Дис. … канд. экон. наук. -М., 1998.
90. Старостин С. Ю. Маркетинговая концепция управления инвестиционной
деятельностью коммерческого банка: Дис. … канд. экон. наук. — М, 1999.
91. Сергеев Л. В. Механизм взаимодействия предприятий и банков: Дис. …
канд. экон. наук. — Екатеринбург, 1997.
92. Сухушина Г. В. Организация маркетинговой деятельности в сфере
финансовых услуг (на примере коммерческих банков): Дис. … канд. экон.
наук.-М., 1999.
93. Шкаровский С. И. Маркетинговые технологии расширения бизнеса на
региональном уровне (на примере финансово-кредитных организаций):
Автореф. дис. … канд. экон. наук. — М., 2001.
94. Юсов А. Б. Структурообразующее свойство информации в экономике: Дис.
… канд. экон. наук. -М., 1999.
95. Ярыгина И. 3. Роль информации в обслуживании внешнеэкономических
связей: Дис. … канд. экон. наук. -М., 1997.
Статьи
96. Алеева Е., Рушайло П. Технология высокого полета //Деньги, 2001, ноябрь.
97. Бахтадзе Н. Н. Информационный подход к организации маркетинга
//Экономика и математические методы, 1996, №4.
98. Бирман А. Олигархическая «Зарница» //Компания, 2001, №25.
99. Бронников М. Функционирование маркетинговых информационных
систем //Маркетинг, 2000, № 4.
100. Вагнер А. Деловая этика банков: ответственность перед клиентами,
сотрудниками и обществом //Бизнес и банки, 1999, №10.
101. Валеева Р. Е. Аналитическая служба банка — новый подход к информации
1.Псих. как наука, задачи
... коллективах. Задачей психологии яв-ся исследование психических явлений. Особенности психологии как науки: 1). Психология наука о самом сложном-о психике. Психика - это «свойство» высокоорганизованной материи. 2). ... пути изучения этого предмета, Основные разделы и отрасли психологии. Псих-я — разветвленная наука, имеющая много отраслей. Возникновение отраслей связано с широким внедрение псих-ии во ...
//Банковское дело , 1996, №10.
102. Воробьев Г. Г. Выигрывает тот, кто лучше работает с клиентами
//Экономика и коммерция, 1998, №2.
103. Гайкалов А. В. Директ-маркетинг как способ повышения лояльности
потребителей //Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2000,
№3.
104. Григорян И. Сколько стоит осторожность? //Банковское дело в Москве,
1998. №8.
105. Джонсон М., Херрман А. Ориентация на клиента — ключевой фактор
успеха предприятия //Проблемы теории и практики управления, 1999, №2.
106. Ентц С. «Прозрачным» должен быть не только банк, но и клиент
//Банковское дело, 2000, №9.
107. Ефименко А. 3. Управление, информация и маркетинг //Экономика
строительства, 1998, №4.
108. Ермолаев В. Взаимная выгода требует доверия //Банковское дело в
Москве, 2000, №1.
109. Зайцева И. В. Оперативный анализ прибыльности операций банка с
отдельными клиентами //Деньги и кредит, 2000, №9.
110. Зубченко Л. Банковский маркетинг и торговая марка банка //Бюллетень финансовой информации, 2000, №8.
111. Иванов А. А. Современные маркетинговые исследования //Банковское
обозрение, 1998, №2.
112. Киселев В. Содержание банковского маркетинга //РЭЖ, 1997, №11-12.
113. Конина Н. Ю. Классификация источников информации о фирмах//Маркетинг, 1996, №5-6.
114. Кричевский Н. А. Основные пути развития клиентской базы банка
//Финансы, 1999, №9.
115. Кричевский Н. А. Рынок банковских услуг: некоторые аспектыпривлечения корпоративных клиентов //Финансы, 1999, № 4.
116. Кукушкин И., Титов Ю. Информационное обеспечение работыруководителя //Банковские технологии, 2001, №4.
117. Левиков A. CRM: средство повышения лояльности клиента //Банковские
технологии, 2001, №7-8.
118. Мальцев В. Н. Информация и экономическая теория //Экономика и
коммерция. 1999, №2.
119. Мальцев В. Н. Информация как предмет потребления //Экономика и
коммерция, 2000, №2.
120. Маркетинг: информация к размышлению и руководству — научно
обоснованный способ искать и находить доход //Бизнес, 1999, №3-5.
121. Михайлов А. Проектирование маркетинговой информационной системы
//Маркетинг, 2000, №2.
122. Москвин В. А. Виды обеспечения при долгосрочном кредитовании
//Банковское дело, 2000, №7.
123. Плешаков А. М. Банковская тайна: запрет, обязанность и порядок
предоставления сведений //Деньги и кредит, 1997, №10.
124. Пивоварова М. А. Неявные формы знания в работе менеджеров
//Социально-гуманитарное знание, 1999, №3.
125. Русман X. Сегментирование круга вкладчиков и выделение типов вкладчиков в процессе предоставления консультаций //Бизнес и банки, 2000, №41(519).
126. Саакянц А. Ю. Социально-экономическая оценка клиента банка
//Финансы, 2000, №3.
127. Сапрыкин И. В. Решение проблем обслуживания клиентов в банке:
практические рекомендации //Бюллетень финансовой информации, 2000, №6.
128. Сваровский Ф. Информационные войны или как специалисты по PR покупают СМИ //Ведомости, 2002, № 11 (574).
129. Попов Е. Актуальные проблемы маркетинга //Маркетинг, 2000, №1.
130. Сестр Г. Стратегическое значение информации и роль базы данных в маркетинге //Проблемы теории и практики управления, 1997, №1.
Контрольная маркетинг
... теории фирмы. Историческая модель маркетинга определяется главным образом экономикой, статистикой, математикой, психологией. Однако ... продукции и послепродажном обслуживании должна лежать информация об условиях и требованиях рынка, ... находясь в постоянном контакте с клиентами, отслеживать изменение их потребностей и ... маркетинга, а со спадом производства его роль и значение особенно возросли. Дело ...
131. Сидоров А. А. Байнев В. Ф. Информация как экономическая категория//ЭКО, 2000, №8.
132. Тавасиев А. М. Банковский менеджмент//Деньги и кредит, 1997, №8.
133. Тарасов В. Развитие банковских технологий в интересах клиента
//Банковское дело в Москве, 2000, №2.
134. Торстен И. Г. Эмпирическое исследование лояльности клиента//Проблемы теории и практики управления, 2000, №6.
135. Филлипов А. В., Ковалев С. В. Психология и экономика//Психологический журнал, 1989, №1.
136. Шкаровский С. И. Изучение клиентуры как этап маркетингового анализа
банковского филиала //Маркетинг в России и за рубежом, 2000, №3.
137. Эрроу К. Информация и экономическое поведение: вопросы теории
//Вопросы экономики, 1995, №5.
Яновский А. Маркетинговая информация в предпринимательстве
//Бизнес, 2000, №3-4.