Приоритетные направления исследований Института коррекционной педагогики

Приоритетные направления исследований Института коррекционной педагогики На протяжении ряда лет основными и традиционными для Института направлениями научных исследований являются психологическое, нейро — психофизиологическое изучение детей и подростков; комплексное медико-психолого-педагогическое обследование и дифференциальная диагностика различных отклонений в развитии ; разработка содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха, зрения, речи; педагогическая коррекция нарушенной слуховой функции ; разработка содержания и методов обучения детей с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями; задержкой психического развития, со сложной структурой нарушений; разработка компьютерных технологий специального обучения разных категорий аномальных детей . В последние годы в программе научных исследований Института выделены следующие приоритеты, каждому из которых соответствует исследовательский Проект : «Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России»; Исследовательский Проект : «Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России».

Научный руководитель : Малофеев Н. Н.

На каком этапе работа : Проект начат в 1994 г. и завершен в 2000 г. С 2001 по 2003 разработки по данному направлению будут продолжены в рамках исследовательского Проекта «Стратегия реконструкции системы специального образования и ее взаимодействия с массовым образованием» (Научный руководитель: Малофеев Н.Н., д.п.н., член-корр.РАО).

Основные результаты:

  • периодизация эволюции отношения обществ и государств к детям с отклонениями в развитии;
  • новый методологический подход к сравнительному анализу систем специального образования разных стран мира;
  • концепция развития государственной системы специального образования в современных условиях;
  • периодизация процесса становления и развития систем специального образования;
  • систематизированы и описаны социокультурные факторы, оказавшие влияние на процесс становления и развития отечественной системы специального образования.

«Фундаментальные и прикладные проблемы медико-психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей»; Исследовательский Проект : «Фундаментальные и прикладные проблемы медико-психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей».

Научные руководители : Гончарова Е. Л., Григорьева Л. П.

На каком этапе работа : Проект начат в 1994 г. и завершен в 2000 г. С 2001 по 2003 разработки по данному направлению будут продолжены в рамках следующих исследовательских Проектов: «Теоретические и методические проблемы становления службы специальной психологии в образовании» (Научные руководители: Никольская О.С., д.психол.н.; Гончарова Е.Л., к.психол.н); «Психофизиология развития и особые образовательные потребности детей со сложными нарушениями» (Научные руководители: Григорьева Л.П., д.психол.н.; Басилова Т.А., к.психол.н.).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... лет — высшая ступень образования (философско-теоретический план); 8) 30-35 лет — чисто философское образование. Платон в принципе не мог принять идею развития, она существовала для него ... известной является позиция Жан Жака Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О воспитании». Интересно отметить, что считавшийся ...

Основные результаты:

  • разработаны новые методы нейрофизиологической диагностики состояния центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов;
  • созданы комплексные модели компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития у детей;
  • представлено новое понимание аффективной сферы как многоуровневой адаптивной системы организации сознания и поведения;
  • доказана возможность раннего выявления особенностей формирования аффективной сферы аутичного ребенка, выделены диагностически значимые сочетания признаков аффективного неблагополучия, создающих новые ориентиры психологической оценки динамики раннего психического развития и ранней коррекции аффективных нарушений;
  • разработана методика изучения адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям воспитания, определены психологические критерии адаптационных возможностей и принципы построения индивидуальных адаптационных профилей;
  • разработан диагностический инструментарий для оценки готовности детей к решению элементарных «читательских задач», разработаны и основные элементы технологии, позволяющей определять «координаты» читательского развития проблемного ребенка школьного возраста (по критерию развития жанрового сознания) на специально сконструированной шкале развития жанрового сознания в раннем и дошкольном онтогенезе.

«Ранняя коррекция нарушений и дошкольное воспитание детей с отклонениями в развитии»; Исследовательский Проект : «Ранняя коррекция нарушений и дошкольное воспитание детей с отклонениями в развитии».

Научный руководитель : Стребелева Е. А.

На каком этапе работа : Проект начат в 1994 г. и завершен в 2000 г. С 2001 по 2003 разработки по данному направлению будут продолжены в рамках исследовательского Проекта: «Особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии» (Научные руководители: Стребелева Е.А., д.п.н.; Разенкова Ю.А., к.п.н).

Основные результаты:

  • система экспресс-диагностики состояния умственного развития у детей 2-3 лет;
  • электрофизиологические и педагогические методы оценки степени и характера нарушений слухового и зрительного восприятия, методы сочетания раннего слухопротезирования или офтальмологической коррекции с системой специальных коррекционных занятий по развитию слухового или зрительного восприятия у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
  • доказано, что при условии реализации разработанной системы раннего (с первых месяцев жизни) выявления и ранней коррекции нарушенных функций 15 % детей с нарушениями слуха уже к 3 — 5 годам максимально сближается по уровню общего и речевого развития с нормально слышащими сверстниками, что позволяет организовать интегрированное обучение таких детей в среде слышащих без постоянной специализированной помощи; 10 % детей получают возможность обучаться в массовой школе при постоянной систематической помощи сурдопедагога; 60 % детей могут впоследствии обучаться в школах для слабослышащих, не только II, но и I отделения;
  • показано значение ранней коррекционной работы для глухих и слабослышащих детей, имеющих и другие нарушения развития (грубое нарушение зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и т.п.);
  • разработана система коррекционной работы с детьми младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития, воспитывающимися в условиях домов ребенка;
  • доказано, что ранняя (с первых месяцев жизни) комплексная коррекция отклонений в развитии у детей-сирот позволяет нормализовать ход психического развития у 28% детей и добиться положительных изменений в темпе развития у всех других уже к концу первого года жизни;
  • описаны педагогические технологии, развивающие и поддерживающие взаимодействие ухаживающего взрослого и младенца, имеющего риск отставания в развитии (более четырехсот модельных занятий — игр и упражнений);
  • описано более четырехсот модельных занятий — игр и упражнений, обеспечивающих развивающее взаимодействие ухаживающего взрослого и младенца, имеющего риск отставания в развитии;
  • разработана система дидактических игр и заданий (более двухсот), раскрывающая особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями в умственном развитии в максимально развернутом, специально организованном умственном воспитании.

«Научно-методическая поддержка функционирующей системы образования разных категорий аномальных детей»; Исследовательский Проект : «Научно-методическая поддержка функционирующей системы специального образования разных категорий детей».

9 стр., 4373 слов

Развитие лидерских качеств руководителя

... Homo Sapiens, и группы индивидов. Предметом исследования являются лидерские качества руководителя. Цель - исследовать особенности развития лидерских качеств руководителя. Основной задачей исследования является раскрытие и анализ особенностей ... важными психологическими качествами и навыками. Если у человека Присутствие лидерских задатков у ребенка дает шанс на то, что в будущем у него могут развиться ...

Научный руководитель : Зыкова Т. С.

На каком этапе работа : Проект начат в 1995 г. и завершен в 2000 г. С 2001 по 2003 разработки по данному направлению будут продолжены в рамках исследовательского Проекта: «Научно-методическое обеспечение действующей системы специального школьного образования» (Научный руководитель: Зыкова Т.С., д.п.н.).

Основные результаты:

Исследования сотрудников в этом разделе носят практико-ориентированный характер. Результатами проведенных исследований является разработка учебных программ, создание методических пособий, рекомендаций, дидактических материалов для учащихся специальных школ 1-8 видов.

Подробные сведения о готовящихся и завершенных разработках можно получить у научных лидеров соответствующих направлений:

  • Обучение и воспитание школьников с нарушениями зрения — Л.И. Плаксина, д.психол.н.
  • Обучение и воспитание школьников с нарушениями слуха — К.Г.Коровин, д.п.н.; А.Г. Зикеев, д.п.н.; Т.С.Зыкова д.п.н, Л.И.Тигранова, д.психол.н.
  • Обучение и воспитание школьников с нарушениями речи — Г.В. Чиркина, д.п.н.
  • Обучение и воспитание школьников с задержкой психического развития — С.Г. Шевченко, к.п.н.
  • Обучение и воспитание школьников с интеллектуальными нарушениями — И.М.Бгажнокова, к.психол.н.

«Национальная образовательная система и интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии»; Исследовательский Проект : «Национальная образовательная система и интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии».

Научный руководитель : Шматко Н. Д.

На каком этапе работа : Проект начат в 1994 г. и завершен в 2000 г. С 2001 по 2003 разработки по данному направлению будут продолжены в рамках исследовательского Проекта «Научно-методическое обеспечение социальной и образовательной интеграции детей с отклонениями в развитии» (Научный руководитель: Шматко Н.Д., к.п.н.).

Основные результаты:

  • разработана отечественная концепция интегрированного обучения детей с различными отклонениями в развитии, базирующаяся на трех основных принципах: интеграция через раннюю коррекцию, обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребенку, обоснованный отбор детей для интегрированного обучения;
  • показана опасность попыток противопоставления интегративных подходов к образованию детей с нарушениями в развитии дифференцированной системе специального образования.
  • разработаны вариативные модели интеграции: полная, частичная, временная, комбинированная.

«Компьютерные технологии коррекционного обучения и педагогической диагностики детей с особыми нуждами»; Исследовательский Проект : «Компьютерные технологии коррекционного обучения и педагогической диагностики».

Научный руководитель : Кукушкина О. И.

На каком этапе работа : Проект начат в 1993 г. и завершен в 2000 г. С 2001по 2003 разработки по данному направлению будут продолжены в рамках исследовательского Проекта: «Компьютерная поддержка развивающейся системы специального образования» (Научный руководитель: Кукушкина О.И., к.п.н.).

Основные результаты:

  • концепция использования компьютерных технологий в коррекционном обучении детей с различными нарушениями в развитии;
  • концепция построения специализированных полифункциональных компьютерных программ инструментального типа;
  • показана возможность и доказана эффективность построения компьютерно опосредованных педагогических технологий для выявления и преодоления дисбаланса ( разрыва) между развитием и обучением ребенка;
  • разработан первый в России пакет специализированных компьютерных программ для детей с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития ( «Мир за твоим окном»; «Математика для тех, кому трудно», и др.);
  • разработан общий для разных категорий детей с нарушениями в развитии подход к обучению «текстовому редактору», предполагающий введение компьютерных технологий работы с текстом в контекст обучения родному языку на ранних этапах его освоения детьми школьного возраста, описана специальная методика обучения Текстовому редактору. Исследованы специфические особенности реализации общей модели применительно к обучению детей с нарушениями слуха и детей с различными речевыми нарушениями. Доказана возможность обучения этих категорий младших школьников компьютерной технологии создания и редактирования текста в младшем школьном возрасте, и, таким образом, открыта возможность поиска новых, возможных только на базе компьютерных технологий, «обходных путей» развития письменной речи и коррекции ее недостатков у младших школьников;
  • русифицированы все три версии зарубежной компьютерной программы «Видимая речь» («Speech Viewer»), и разработан методический подход к ее использованию в процессе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи у детей с нарушениями слуха, описаны развивающие и коррекционные эффекты формирования и коррекции произношения в условиях компьютерной поддержки.

«Коррекционное обучение школьников со сложной структурой дефекта»; Исследовательский Проект : «Коррекционное обучение школьников со сложной структурой дефекта».

Научный руководитель : Басилова Т. А.

На каком этапе работа : Проект начат в 1994 г. и завершен в 2000 г. С 2001 по 2003 разработки по данному направлению будут продолжены в рамках исследовательского Проекта: «Психофизиология развития и особые образовательные потребности детей со сложными нарушениями» (Научные руководители: Григорьева Л.П., д.психол.н.; Басилова Т.А., к.психол.н.).

Основные результаты :

  • разработаны методические рекомендации по воспитанию неслышащих подростков с нарушенным зрением в школе для неслышащих;
  • разработаны методические рекомендации по развитию средств общения у дошкольников со сложными сенсорными нарушениями;
  • описаны методические подходы к дифференцированному обучению словесной речи неслышащих младших школьников с задержкой психического развития;
  • предложено новое содержание первых занятий по развитию речи для неслышащих дошкольников с нарушенным зрением и другими дополнительными нарушениями, не справляющихся с традиционными программами обучения неслышащих детей;
  • представлены образцы и методические приемы создания первых книг для чтения младших неслышащих школьников с дополнительными нарушениями.

На начальную страницу

«Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями».

Исследовательский Проект : «Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями».

Научные руководители : Никольская О. С., Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И.

На каком этапе работа : Проект начат в 1998 г. и завершен в 2000 г. С 2001 по 2003 разработки по данному направлению будут продолжены в рамках исследовательских Проектов: «Теоретические и методические проблемы становления службы специальной психологии в образовании» (Научные руководители:., Никольская О.С., д.психол.н. Гончарова Е.Л., к.психол.н); «Компьютерная поддержка развивающейся системы специального образования» (Научный руководитель: Кукушкина О.И., к.п.н.).

Основные результаты :

  • дополнены и расширены актуальные разделы диагностики, коррекции и профилактики отклонений в эмоциональном развитии у детей в раннем возрасте, адаптированы методы холдинг-терапии и поведенческой терапии, рассмотрены новые аспекты коррекционной работы с подростками и взрослыми с последствиями аутизма, условия и технологии их социально-бытовой адаптации;
  • впервые обобщены результаты разработок, направленных на проектирование общей модели нового раздела содержания специального образования, поддерживающего развитие самосознания у детей с различными отклонениями в развитии. Раздел обучения с условным названием «Внутренний мир человека» рассматривается как смыслообразующая парадигма проектирования нового содержания специального образования в целом. Представлены цели, задачи, тематические блоки раздела, последовательность этапов обучения, исходный базовый уровень развития ребенка, необходимый для освоения данного раздела. Ведется разработка средств, обеспечивающих возможность презентации ребенку недоступных непосредственному восприятию явлений внутренней эмоциональной жизни человека, их развернутого знакового опосредования, моделирования и прогнозирования в этой области;
  • на примерах воспитания детей с ранним детским аутизмом и детей со сложной структурой нарушений раскрыты подходы к решению задач предупреждения и коррекции нарушений эмоционально-смыслового структурирования жизненного пространства ребенка — одного из важнейших условий становления индивидуальной картины мира и самосознания ребенка в онтогенезе. Представлены формы и приемы эмоционально-смыслового комментирования разнообразных бытовых, учебных и игровых ситуаций, текстов литературных произведений.

Малофеев Николай Николаевич Доктор педагогических наук, член-корр. РАО. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Исследования процесса становления и развития национальных систем специального образования. Социо-культурные основы развития специального образования.

Гончарова Елена Львовна Кандидат психологических наук, ст.н.сотрудник. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Обучение и воспитание слепоглухих детей, психология читательского развития, компьюторные технологии в специальном образовании, социально-эмоциональное развитие детей.

Басилова Татьяна Александровна Кандидат психологических наук, ст.н.сотрудник. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Формирование предметно-игровой деятельности слепоглухих детей, методы воспитания и обучения слепоглухих детей, диагностика детей со сложной структурой дефекта.

Григорьева Лидия Петровна Доктор психологических наук, кандидат биологических наук, ст.н.сотрудник. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Психофизиологические исследования, связанные с разработкой теоретико-методологических принципов исследований и методов компенсации нарушений перцептивно-когнитивных процессов у детей с отклонениями в развитии; психологические исследования, включающие разработку психодиагностических и обучающих методик, предназначенных для исследования и развития когнитивных процессов у слабовидящих, частично видящих и слепоглухих детей.

Зикеев Анатолий Георгиевич Доктор педагогических наук, профессор. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Изучение особенностей речевого развития глухих и слабослышащих школьников и обусловленных ими затруднений в восприятии и порождении речевых высказываний, с разработкой специальных направлений коррекционной работы по развитию и формированию словесной речи.

Зыкова Татьяна Сергеевна Доктор педагогических наук, ст.н.сотрудник. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Разработка дидактических основ обучения глухих детей; определение научно-методических основ формирования речевой деятельности у глухих школьников в условиях коррекционного обучения; изучение проблемы содержания и методов обучения языку глухих детей с дополнительными нарушениями.

Кукушкина Ольга Ильинична Кандидат педагогических наук, доцент. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Методология внедрения компьютерных технологий в специальное образование разных категорий детей с нарушениями в развитии.

Никольская Ольга Сергеевна Доктор психологических наук, ст.н.сотрудник. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Нарушения психического развития при детском аутизме, нарушения эмоционального развития ребенка, закономерности эмоционального развития в норме, методы психологической помощи при нарушениях эмоционального развития.

Плаксина Любовь Ивановна Доктор психологических наук, кандидат педагогических наук,ст.н.сотрудник. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Изучение особенностей психофизического развития детей с нарушениями зрения. Методологические основы психолого-педагогической помощи во взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой. Содержание и методика коррекционной работы в образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения.

Тупоногов Борис Константинович Доктор педагогических наук, ст.н.сотрудник. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Коррекционная направленность преподавания основ естественных наук в школах для слепых и слабовидящих.

Тигранова Людмила Иосифовна Доктор психологических наук, профессор. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Психолого-педагогические аспекты развития мышления детей с недостатками слуха. Формирование логической грамотности и логической интуиции на разных этапах обучения (начальные, средние, старшие классы).

Стребелева Елена Антоновна Доктор педагогических наук, профессор. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста; исследования в области познавательного развития детей с ограниченными возможностями; воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии; воспитание и обучение детей в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта; социально-педагогическое изучение потребности в специальном образовании и коррекционно-развивающее обучение детей раннего и дошкольного возраста.

Фишман Мария Натановна Доктор биологических наук, ст.н.сотрудник. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Клиническая электроэнцефалография, особенности структурно-функциональной организации мозга детей в норме и патологии, специфика интегративной деятельности мозга детей с отклонениями в развитии, функциональная асимметрия мозга.

Шевченко Светлана Гавриловна Кандидат педагогических наук, ст.н.сотрудник. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Коррекционно-развивающее воспитание и подготовка к школе детей с ЗПР. Активизация познавательной деятельности и развитие речи детей с ЗПР. Модели организации коррекционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении. Окружающий мир — средство коррекционно-развивающей деятельности учителя.

Шматко Наталия Дмитриевна Кандидат педагогических наук, ст.н.сотрудник. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Проблемы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии детей (от рождения до 3 лет); воспитания и обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях специальных учреждений, в семье, в коллективе слышащих сверстников; коррекции нарушенной слуховой функции и формирования произносительной стороны речи у глухих и слабослышащих детей; организации консультативной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям; разработки, совершенствования и педагогической апробации технических средств в помощь неслышащим лицам; интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив нормально развивающихся сверстников.

Чиркина Галина Васильевна Доктор педагогических наук, профессор. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Исследования в области дошкольной и школьной логопедии. Проблемы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями устной и письменной речи. Методики коррекции дисграфии, дислексии, ринолалии.

Разенкова Юлия Анатольевна Кандидат педагогических наук, ст.н.сотрудник. Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Исследования в области ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей младенческого и раннего возраста группы риска; вопросы воспитания и обучения детей-сирот младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии; организация и содержание консультативной помощи семьям, воспитывающим проблемных детей младенческого и раннего возраста.

Дунаева Зинаида Михайловна Кандидат педагогических наук, ст.н.сотрудник Поле профессиональных интересов в области руководства Исследованиями:Задержка психического развития, олигофрения.

Приоритетные направления исследований Института коррекционной педагогики — Стр 2