Вопросы к зачёту по психологии — зима 2011

IV

ВОПРОСЫ

К ЗАЧЁТУ ПО КУРСУ «ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ»

  1. Психология как наука о закономерностях, механизмах психической деятельности, поведения и их применении на практике, её предмет и объект.
  2. Развитие психологии как науки (донаучная психология, рождение науч­ной психологии, развитие психологии в XX веке).
  3. Структура современной психологии. Теоретическая и прикладная пси­хология. Общая психология. Социальная психология. Педагогическая пси­хология. Медицинская психология. Психология управления.
  4. Психология в системе естественных и гуманитарных наук.
  5. Глубинная психология.
  6. Психоанализ 3. Фрейда.
  7. Аналитическая психо­логия К. Юнга.
  8. Индивидуальная психология А. Адлера.
  9. Бихевиоризм Основные понятия. Трансформация поведения.
  10. Гуманистическая психология. Основные понятия. Психотехнологии.
  11. Трансперсональная психология.
  12. Отечественная психологическая школа. Психологическая теория дея­тельности.
  13. Развитие психики и сознания. Основные этапы развития психики в фи­логенезе.

    Основные особенности онтогенеза психики человека. Общая ха­рактеристика человеческого сознания.

  14. Основные этапы психологического исследования (формулировка про­блемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация результа­тов проверки).
  15. Методы психологических исследований Наблюдение Эксперимент. Беседа. Психодиагностическое исследование. Методики психодиагностики. Тесты. Опросники. Основные задачи психологического исследования в работе медицин­ской сестры, врача, преподавателя, менеджера.
  16. Психика как субъективный образ объективного мира. Психологические школы о структуре психики.
  17. Понятие о сознании. Свойства сознания. Язык и сознание человека. Самосознание Показатели сохранности сознания.
  18. Бессознательное. Основные формы проявления бессознательного.
  19. Состояние сознания. Активное бодрствование. Измененные состояния сознания: медитация, творческое вдохновение, мистический экстаз, гипно­тическое состояние, состояние при сенсорной изоляции, состояние сознания перед смертью.
  20. Психологи­ческая характеристика деятельности.

    8 стр., 3936 слов

    3). Возникновение и развитие психики в филогенезе. Основные функции психики

    ... Лурия). Строение нервной системы. Основные функции психики, их реализация в когнитивных, волевых, эмоциональных процессах. Психические состояния. Психические свойства как устойчивые психические ... Зарождение и эволюция психики. Сознание как высший уровень развития психики. Общественно-историческая природа психики человека. Сознательное и бессознательное в психике человека) Функциональная организация ...

    Структура деятельности. Потребности. Мотив. Цель. Действия. Опера­ции. Ориентировочная основа деятельности. Управление поведением. Особенности деятельности медицинского работника.

  21. Субъект деятельности. Воля. Волевые качества человека. Структура простого и сложного волевого акта. Достижение желаемого результата деятельности. Механизмы интрапсихической защиты и их значение в медицине: вытеснение, отрицание, подавление, аскетизм, интел­лектуализация, проекция, регрессия, сублимация и др. Агрессия: предпосылки, виды, пути преодоления.
  22. Личность как субъект деятельности. Формирование личности в дея­тельности. Психологические теории личности в западной психологии (Б.Скиннер, А.Маслоу, К.Юнг, С.Грофф), в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский, К.К. Платонов).
  23. Структура личности. Биологическое и социальное в личности. Самосознание личности. Образ Я. Составляющие Я-концепции (когнитивная, оценочная, поведенческая).

    Функции Я-концепции (как сред­ство обеспечения внутренней согласованности, как интерпретация опыта, как совокупность ожиданий).

  24. Социализация личности. Воспитание и самовоспитание. Развитие лич­ности. Критерии личностного роста в различных психологических школах. Понятие «дифференцированной» личности. Личность и индивидуальность. Психология индивидуальных различий. Психодиагностика личности. Функции психодиагностики.
  25. Мотивация как источник поведения. Мотивация и активность организ­ма. Мотивация и личность. Потребности, мотивы, мотивировки в структуре деятельности лич­ности. Развитие мотивации в процессе социализации личности. Сдвиг мотива на цель.
  26. Мотивация здоровья и болезни. Психологический смысл болезни (позитивный, условно-желательный, конфликтный, негативный).

    2 стр., 741 слов

    35 Понятие личности и ее структура

    35 Понятие личности и ее структура. План Структура личности четыре шутки Все структуры личности взаимосвязаны Факторы влияющие на развитие личности Чуть-чуть про свойства личности Индвивид индивидуальность личность Концепции?? Согласно концепции динамической функциональной  структуры личности К. К. Платонова, многообразие свойств и особенностей личности можно объединить в четыре подструктуры. ...

    Социопсихосоматический подход к здоровью. Психологическая составляющая здоровья.

  27. Теории мотивации. Теория биологических побуждений. Теории опти­мальной активации. Когнитивные теории мотивации. Классификация потребностей. Иерархия потребностей. Индивидуали­зация способов удовлетворения потребностей. Контроль личностью своих потребностей. Защитные мотивы.
  28. Восприятие в структуре деятельности личности. Ограничения, связан­ные с органами чувств, с программами обработки информации мозгом. Восприятие как образ. Отличия восприятий от ощущений. Организация восприятий. Свойства восприятий. Индивидуальные различия восприятий.
  29. Классификации восприятии. Элементы картины мира, конструируемой личностью. Образ как обобщенная картина мира, складывающаяся в резуль­тате переработки информации о мире, поступающей через органы чувств. Восприятие как действие. Роль предшествующего опыта в процессе восприятия. От стимуляции к восприятию. Избирательность восприятия. Перцептивная зашита. Подпороговое восприятие. Иллюзии как ложное восприятие. Виды иллюзий.
  30. Внимание как состояние психологической сосредоточенности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте Свойства внимания. Виды внимания. Расстройства внимания. Внимание как свойство лич­ности.
  31. Память. Виды памяти. Общая характеристика процессов памяти. Запо­минание, хранение и воспроизведение. Забывание и сохранение. Факторы, влияющие на эффективность запоминания. Факто­ры, влияющие на забывание. Индивидуальные различия памяти.
  32. Мышление в общей структуре познавательных процессов. Мышление как процесс. Стратегия мышления. Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное).

    Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение).

    Мышление и речь. Индивидуальные особенности мышле­ния.

  33. Воображение. Процессы построения образов. Фантазии. Виды вообра­жения. Отличие образов фантазии от представлений.
  34. Интеллект как способность индивида адаптироваться к окружающей среде. Структура интеллекта. Уровни интеллекта. Факторы интеллектуаль­ного развития (врожденные факторы, факторы окружающей Среды).

    9 стр., 4032 слов

    Структура и виды сервисной деятельности

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Факультет Электронного обучения Направление Информационный сервис КУРСОВАЯ РАБОТА тема Структура и виды сервисной деятельности Разработал 08.05.2014 г. Полонская К.С Руководитель Пахомова А.И ШАХТЫ 2014 г. Содержание Введение 1. Понятие и сущность сервисной ...

    Интел­лект и творчество. Феномен гениальности.

  35. Классификация эмоциональных проявлений человека: эмоциональный тон ощущений, настроения, аффекты, собственно эмоции, страсти, чувства. Понятие об эмоциональном стрессе.
  36. Функции эмоций. Классификация эмоций. Взаимосвязь эмоциональный процессов с восприятием, памятью, мышлением, речью, воображением. Эмоции и мотивация. Динамика эмоций. Проявление эмоций в физиологи­ческой активации, в поведении, во внутренних переживаниях. Вербализация эмоциональных состоянии. Факторы, вызывающие эмоции.
  37. Эмоциональное обеспечение поведения. Эмоции в структуре психической деятельности. Эмоциональные особенности и свойства личности. Развитие чувств. Профилактика, страха и тревожности, Патогенное и саногенное мышле­ние.
  38. Эмоции радости и горя и их значение для медицины. Психология умирания и смерти. Типология смерти и проблема эвтаназии.
  39. Понятие об общении. Структура общения (коммуникация, интеракция, восприятие людьми друг друга).
  40. Коммуникация. Структура коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры. Каналы коммуникации (вербальные и невербальные).
  41. Интеракция. Виды взаимодействия (кооперация; конкуренция; согласованное взаимодействие; конфликтное взаимодействие; помогающее обще­ние; общение, «расшатывающее» совместную деятельность.
  42. Перцептивная сторона общения. Впечатление. Взаимопонимание. Идентификация. Приписывание. «Классификация» людей. Каузальная атри­буция. Установки. Эффекты, наблюдаемые при восприятии людьми друг друга: эффект ореола, эффект новизны и первичности, стереотипизация. Структура диалога. Само понимание и само регуляция в процессе обще­ния. Коммуникативные умения. Эмоциональная привлекательность партнёра и факторы, на неё влияющие.
  43. Адекватность социальной перцепции как необходимая предпосылка эффективности профессиональной деятельности врача.
  44. Эффективность профессионального общения в медицине. Уровни общения. Ритуальное общение. Деловое общение. Личностно ориентированное общение. Трансфер, контртрансфер, эмоциональная идентификация.
  45. Особенности интимного общения. Психология дружбы и любви, брака и семьи.
  46. Понятие социальной психологии: основные этапы ее развития и кате­гориальный аппарат.
  47. Понятие группы. Отличительные признаки группы, выделяющие ее из простого скопления людей. Классификация групп. Основные параметры малой группы: численность, структура отношений, индивидуальный состав (композиция), групповые нормы, каналы коммуникации, психологический климат.
  48. Структура группы и ее измерение: формально-статусное измерение, социометрическое измерение, модели коммуникативных сетей, позиция влас­ти, лидерство.
  49. Механизмы групповой динамики: разрешение внутригрупповых проти­воречий, «идиосинкразический кредит», психологический обмен. Детерми­нанты возникновения малой группы. Модели развития малой группы.
  50. Нормативное поведение в группе. Социальные санкции. Конформное поведение. Изучение групп в контексте профессии. Здоровье и положение человека в системе межличностных взаимоотношений и взаимодействий. Семья как малая группа.