1. История формирования культурных норм общения. Взаимосвязь и различия этики, этикета и психологии.
2. Принципы и нормы этики деловых отношений
3. Виды и формы этикета. Приоритеты в общегражданском этикете.
4. Деловой этикет как свод правил поведения в сфере деловых отношений. Приоритеты в деловом этикете.
5. Невербальные факторы культуры общения. Дистанция общения, визуальные контакты, язык телодвижений.
6. Культура внешнего вида.
7. Речевой этикет. Виды и формулы речевого этикета.
8. Правила приветствия.
9. Правила знакомства, представления.
10. Использование визитных карточек.
11. Особенность поведения мужчин. Мужская галантность как активная вежливость.
12. Взаимосвязь этики и этикета в поведении руководителя.
13. Деловой разговор как особая разновидность деловой речи. Речевая, логическая и психологическая культура делового разговора.
14. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звонят вам и когда звоните вы.
15. Правила пользования мобильным телефоном в общественных местах.
16. Правила участия в деловом совещании.
17. Культура работы с документами.
18. Этикет деловых писем.
19. Назначение деловых подарков и сувениров. Умение дарить и принимать подарки. Ограничения по стоимости и функциональному назначению подарков.
20. Национальные особенности делового этикета.
21. Международный и деловой протокол.
22. Обмен делегациями. Подготовка к приему делегации.
23. Встреча делегации.
24.Визит вежливости.
25. Проводы делегации.
26. Технология ведения переговоров. Подготовка плана рассадки за столом. Порядок ведения переговорного процесса.
27. Деловые завтраки, обеды, ужины и их отличие от деловых приемов. Этикет неформальных деловых встреч.
28. Виды деловых приемов. Подготовка к проведению приемов и правила участия в них.
29. Столовый этикет. Правила поведения за столом.
30. Правила сервировки различных видов столов.
31. Правила сочетания напитков и блюд.
Тема 9. Правила деловой переписки и телефонных переговоров
... определенным набором клише, штампов, стандартов, специально служащим для написания делового письма. По отечественным правилам после вступительного обращения ставится восклицательный знак, по международным — ... начале письма обязательно вежливо упоминается последнее полученное от него письмо. Деловое письмо состоит, как правило, из следующих частей: Внимание -интерес - просьба - действие. Пример ...
32. Правила пользования столовыми приборами.
33. Умение произнести тост.
34.Особенности приглашения на танец.
35. Поведение во время танца и после его окончания.
36. Функциональность и эстетика рабочего места. 37. Колористика (использование цвета) в деловом общении.
38. Финансовый этикет.
39.Этикет в переписке по электронной почте.
40.Этикет и факсимильная связь.
41. Этикет в Интернете.
Рекомендуемые темы рефератов
1. Виды этикета. Функции делового этикета.
2. Концепция делового общения Д.Карнеги.
3. Кодекс делового человека.
4. Специфика делового общения.
5. Кодекс делового общения.
6. Структура и уровни коммуникации.
7. Этапы общения.
8. Требования к деловому разговору.
9. Деловая риторика.
11. Цель и структура деловой беседы.
12. Этапы деловой дискуссии.
13. Программа презентации.
14. Задачи модератора (руководителя) совещания.
15. Цель и идеал переговоров.
16. Организационная и содержательная подготовка переговоров.
17. Почему переговоры могут „не пойти”?
18. Манипулятивные приемы в процессе переговоров.
19. Этические принципы общения по телефону
20. Типы телефонных разговоров „вам звонят” и „вы звоните”.
21. Структура и особенности делового письма.
22. Правила этикета для пользователей электронной почты.
23. Типы сигналов тела.
24. Функции невербальных форм общения.
25. Методы эффективного делового общения.
26. Барьеры эффективной коммуникации.
27. Цель и стили корпоративного делового общения.
28. Виды и принципы корпоративного делового общения.
29. Деловые приемы (официальные и неофициальные).
30. Тактика поведения за столом.
31. Этика и этикет подарков и сувениров.
32. Специфика этикета на отдыхе.
33. Правила поведения за границей.
36. Факторы делового успеха.
37. Сущность руководителя. Моральные качества руководителя.
38. Имидж и имиджирование в деловой сфере.
39. Имидж делового мужчины и деловой женщины.
40. Качества, помогающие найти работу (профессиональные и личностные).
41. Профессиональные и личностные качества, мешающие поиску работы.
42. Основные правила написания резюме.
43. Собеседование и его виды.
44. Адаптационные ошибки новичка (поведенческие и функциональные
45. Устройство рабочего места.
19.Этикет построения взаимоотношений с банками.
Деловые письма (памятка)
... характер и содержание информационных взаимосвязей организаций достаточно жестко регламентированы; предметом делового общения является деятельность организаций – управленческая, производственная, экономическая, научная, техническая ... изложен грамотно в соответствии с действующими правилами орфографии и пунктуации, в нейтральном официально-деловом стиле. Информируем Вас... Настоящим подтверждаем свое ...
Учебно-методическое обеспечение курса Рекомендуемая литература
1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. — М.: Изд-во «ЭНН»: Центр правовой защиты, 1996.
2. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или игра по правилам: Правила, принципы, рекомендации. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2002.
3. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. — Л.: 1990.
4. Биркенбил В. Язык интонации, мимики и жестов. — СПб.; 1997.
5. Бишоф А., Бишоф К. Секреты эффективного делового общения. — М.: 2006.
6. Бостико М. Этикет бизнесмена. — М.: 2006.
7. Ботавина Р.Н. Этика делового общения. М.: 2005
8. Венедиктов В.И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд “Правовая культура”, 1994.
9. Волгин Б.К. Деловые совещания. М.: 1991.
10 Вольф И. Современный этикет.-М.: АОЗТ “Кристина и К”, 1996.
11. Деловой протокол и этикет.- М.: “КОРИНФ”, 1992.
Деловое общение. Деловой этикет. М.: 2004.
12. Деловой этикет для успешных людей. М.-СПб.,: 2005.
13. Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. Этика деловых отношений. Нижний – Новгород, 2005.
14. Дунцова К.Г., Станкович Г.П. Этикет за столом.- М.: «Экономика», 1990г
15. Камычек Я. Вежливость на каждый день. — М.: 1988.
16. Канитц А. Техники ведения беседы. — М.: 2006.
17. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: 1990.
18. Кибанов А.Я.. Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика делового общения. -М.: 2005.
19. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. — М.: ИНФРА-М, 1995.
20. Кукушкин В.С. Деловой этикет. — Ростов на-Дону, 2005.
21. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. — СПб.: 1997
22. Лоуэн А. Язык тела. — СПб.: 1997.
23. Лоренц М., Роршнайдер У. Поиск работы. — М.: 2006.
24. Матвеев В., Панов А. В мире вежливости — М.: «Дейта Пресс», 1991.
25. Митчелл М., Корр Дж. Деловой этикет. — М.,: 2005
27. Пиз А. Язык телодвижений. — Н.Новгород: 1992.
28. Правила этикета: Краткий справочник под ред. Л. Васильевой-Гангнус.- М.: “Дельта-МКС”, 1992.
29. Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол. — М.: ТОО “Интел Тех”, 1993.
30. Степанов С.С. Язык внешности: Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда – М: 2000.
31. Фихтингер Х., Штерценбах Г. Правила хорошего тона. Как вести себя во время пребывания за границей. — М., 2006.
32. Форсайт П. Переговоры. — М.: 2003.
34. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей.-М.: «Анкил», 1994.
35. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. — М.: 1994.
36. Школа этикета. Сост. Л.С.Лихачева — Екатеринбург: Сред.-Урал, кн. изд-во, 1995.
Психология и этика делового человека
... краткость, выразительность и соблюдение норм речевого этикета. -6- Внешний вид Одежда делового человека Самая распространенная и наиболее признанная на ... этики делового общения в офисах и фирмах. -3- СУЩНОСТЬ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Этика делового общения - учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров. В основе этики делового ...
37. Шотт Б. Как вести переговоры. — М.: 2006.
38. Юри У. Преодолевая „нет”, или переговоры с трудными людьми.- М.,: 1993.
39. Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. — М.: 1994.
Лекция 1. Взаимосвязь этики и этикета
Предмет этики как науки
Этика (ëthicá от ēthos — обычай, нрав, характер) — это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.
Мораль – это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.
Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» — от латинского «mos».
Смысл обоих слов – нрав, обычай*. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п.
В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (например, одобрения или осуждения).
Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью.
Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.
«Отцом» античной этики является Сократ. Он абсолютизирует мораль, считая ее основой достойной жизни и культуры. Только моральный человек может быть счастлив.
Сократ различает счастье и наслаждение, ставит проблему свободы воли, определяет главные добродетели, подчеркивает значимость нравственного самосовершенствования личности.
Первой попыткой систематизации этических идей, осуществленной на объективно-идеалистической основе, было сделано Платоном* (V – IV вв. до н.э.)
Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые осуществил ученик Платона Аристотель. Наука, которая изучает этические добродетели и исследует, какой характер и какой образ действий человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой (IV в. до н.э.) Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он впервые построил глубокую теорию морали. В понимании Аристотеля этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить человека, как стать добродетельным (и счастливым).
Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.
Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель стремится найти пути их гармонического взаимодействия в разумном индивидом стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо – с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан – с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства. Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия выражают меру полноты, с которой общественные отношения входят в содержание жизнедеятельности каждого из индивидов. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности.
Психология и этика профессиональной деятельности
... разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что ...
Добро только тогда добро, когда оно имеет в виду благо человеческого рода как такового, то есть добрый поступок и помысел далеки от прямой личной выгоды и раздвигают границы всякого личногоинтереса.
В противоположность добру зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека.
Зло — всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели.
В этом мире нас все подталкивает к злу, а к добру ничто не побуждает, кроме собственной воли. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой.
Понятие о профессиональной этике
Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.
Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.
Происхождение профессиональной этики
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.
Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности. Профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов.
Этика профессионального поведения медицинской сестры
... точки зрения сестринской этики должна поступать медицинская сестра в конкретных ситуациях, возникающих в процессе её профессиональной деятельности. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ ( ... г. Занятие №8 Лекция Тема 1.5.1 Этика профессионального поведения медицинской сестры Студент должен иметь представление: -о медицинской этике, как прикладной науке; - о сущности ...
Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, зародилась в рамках конкретных видов деятельности, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. Эти обобщения содержались как в писаных, так и неписаных правилах поведения.
Большую роль в становлении и усвоении новой профессиональной этики играет общественное мнение.. Отмечается взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Основные принципы профессиональной этики
Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.
Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью. Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
Шестой принцип — этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям , традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.
Восьмой принцип — индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Поведение как психофизиологический феномен
... его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание ... принципам, образуют девиантное поведение. В реальной жизни нередко также могут возникать ситуации, когда удовлетворение той или иной потребности приносит вред другим людям, ...
Девятый принцип — не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм* как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
Десятый принцип – никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.
Тринадцатый принцип- состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности, т.к. конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.
Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
Шестнадцатый принцип — работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
Семнадцатый принцип — не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» — коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.
Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.
Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики.
Виды профессиональной этики
Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями.
Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.
Например, врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа.
Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.
Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия*, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия*, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция).
Реферат Дисциплина: Профессиональная этика и этикет
... человека. Это - этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции. Экономическая этика включает в себя деловой этикет, ... этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения ... этического кодекса предпринимателя ...
Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.
Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов. Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»).
Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только u1087 производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.
Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» — теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, имеют практическое значение и в настоящее время.
Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.
Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.
Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны.
Психогенетика поведения человека. Модели поведения
... этот мир, как чистый лист. И это было верно ранее, НО!!! Психогенетика поведения человека добавляет очень существенные детали. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом длиной не ... семьи «до седьмого колена» заложен в индивидуальной модели поведения каждого человека. И если мы хотим изменить модели поведения своего ребёнка, его плохие привычки, то надо начинать ...
Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику.
Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.
В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).
Кодексы профессиональной этики
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Об этом свидетельствуют вавилонские, египетские, индийские и китайские рукописи. Они содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Клятва и сегодня читается и воспринимается как вполне современный, полный нравственной силы документ. В 1969 г. на Международном конгрессе по медицинской этике и деонтологии сочли возможным дополнить ее одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».
Термин деонтология введен в 1834 г. И. Бентамом* как обозначение науки о профессиональном поведении человека. Определенная внутренняя связь между деонтологией и этикой прослеживается в целях и практической реализации деонтологических норм и правил. Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения.
Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.
Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение. требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той организации, в которой они принимаются.
Деловая этика основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.
Этикет – это установленный порядок поведения где-либо. Это нормы взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет. Он связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности.
В основе этикета лежит уважение к людям. Он возник как придворный церемониал во времена французского короля Людовика ХIV (1638 – 1715 гг.).
Его правление – апогей французского абсолютизма*. Именно Людовику ХIV мы обязаны названием «Этикет» На дворцовых приемах у Людовика ХIV гостям раздавались карточки с написанными правилами поведения. От названия «карточка» — этикетка произошло слово «Этикет».
Зародившись в ХVII в. в среде Версаля, оно стало распространяться по всему миру, проникая во все языки без перевода и особых комментариев.
Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет. В отличие от норм морали он носит как бы характер неписанного соглашения людей.
Этика оперирует нравственными категориями. В чем-то этика и этикет могут совпадать, например, говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали. Но вежливого обращения требует лишь этикет.
Как этикет, так и этика представляют собой разные кодексы правил поведения. О них должен думать деловой человек.
Когда сотрудник в разговоре с другим критикует действие отсутствующего сотрудника, он, естественно, нарушает этикет, но когда психолог фирмы жалуется на работника (пациента) другому – это нарушение этики.
Законы этики рассматривают проблему в более широком плане и не касаются таких мелочей, как обиды из-за того, что кто-то не сказал: «Спасибо» или «Пожалуйста» или не отправил коллеге поздравление и др.
Каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм, действующих в данной организации, в данном обществе. Например, не принято дарить часы ни на Востоке, ни на Западе. В Японии число четыре является несчастливым, поэтому японцам неприлично дарить набор, состоящий из четырех предметов, сервиз на четыре персоны и т.д.
Незнание этикета, неловкость, неуверенность в себе мешают развитию беседы в нужном направлении, ограничивают инициативу и сковывают поведение человека в любой обстановке.
Сознавая, какие выгоды это может принести в будущем, японские фирмы ежегодно обучают свой персонал хорошим манерам, правилам и формам общения, проводят консультации по этим вопросам для своих служащих. Они тратят на обучение этикету сотни миллионов долларов. Они справедливо полагают, что лучше сегодня потратить деньги на эти цели, чем завтра потерять потенциальных клиентов, рынки сбыта своей продукции. Из-за неумения своих сотрудников правильно одеваться, корректно вести себя друг с другом, с клиентами, с руководителями, неумения грамотно составить письмо, вежливо и тактично общаться по телефону, правильно подобрать и расставить персонал, порой, рушатся карьеры. Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно, сколько наносится травм из-за неправильного поведения или невоспитанности.
Правила делового этикета помогают сближению экономических, финансовых интересов деловых людей, способствуют установлению деловых отношений с иностранными партнерами.
Знание делового этикета является основой предпринимательского успеха.
По словам Д. Карнеги: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми».
И этика и этикет показывают человеку, как он должен себя вести. Этика и этикет шествуют рядом друг с другом. Важно понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях. Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой.
Правила поведения с точки зрения этики и этикета
Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство.
Совесть – моральное осознание человеком своих действий. Совесть является фактором, предостерегающим личность от неблаговидных поступков и побуждающим к нравственной деятельности.
Совесть тесно связана с такой моральной категорией, как долг. Долг – это осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей, это нравственная обязанность индивида перед обществом, коллективом, семьей, друзьями. Благодаря совести при нарушении долга человек несет ответственность перед другими людьми и перед самим собой.
Честь обязывает человека добросовестно выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обязанности, быть правдивым, требовательным к себе и другим и т.д.
Достоинство выражается в самоуважении, в осознании значимости своей личности. Достоинство не позволяет человеку унижаться, льстить, угодничать ради своей выгоды, терпеть оскорбления со стороны других индивидов.
Благородство — это способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать бескорыстные поступки. Это нравственное поведение высшего качества.
Нравственные качества личности: совесть, долг, честь, достоинство, благородство имеют базовый характер, нравственные же требования к общению: вежливость, тактичность, точность, скромность и др. относятся к этикету.
Вежливость – это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. Суть вежливости – доброжелательность. Вежливость может проявляться по-разному. Существует несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.
Корректность – несколько подчеркнутая, официальная, сухая вежливость, умение держать себя в рамках приличий в любых ситуациях, в том числе и конфликтных. Проявлять корректность — значит сохранять достоинство свое и своего партнера по общению.
Учтивость – вежливость почтительная, проявляемая обычно к старшим. Уважение к родителям входит в любой свод писаных и неписаных правил от Ромула до наших дней. Соблюдаются обычаи и традиции народа почитать старших, любить родителей, уважать женщину.
Любезность – вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому человеку.
Деликатность – это вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение.
Одним из элементов вежливого обхождения является тактичность. Чувство такта – это прежде всего чувство меры, чувство границы в общении, превысив которые можно обидеть человека или поставить его в неловкое положение. Тактичный человек не сделает замечания кому- либо в присутствии других людей, не унизит человеческое достоинство. Тактичное поведение предполагает и умение задавать вопросы.
Точность – это моральная норма. Нарушение ее в общественной жизни, деловой сфере приводит к невыполнению контракта, срыву важного задания и др.
В деловом мире считают, что нельзя положиться на того, кто опаздывает. Нужно уметь ценить свое время, не бросать слов на ветер. «Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей», — говорил французский король Людовик ХVIII.
Скромность является проявлением высокой этической культуры. Она означает сдержанность в оценках, не бравирование своими достоинствами, служебным положением, уважение вкусов и привязанностей других людей. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью, способнее, умнее других, не требует для себя никаких привилегий.
Предупредительность – это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобства и неприятностей. Предупредительный человек первым предложит место в транспорте инвалиду или пожилому человеку, без просьбы подаст ему руку, когда он выходит из транспорта, поможет ему перейти улицу.
Общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности, лежат в основе коммуникативной культуры. Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
15