Исследование специфических особенностей соревновательной деятельности элитной группы прыгунов и метателей

21

Оглавление

Оглавление 1

Введение 2

Глава 1.Тактика и её основные положения. 3

Методические указания к обучению тактике 6

Глава 2. Методы и организация исследования 13

Списки используемой литературы 36

Введение

Настоящий этап развития спорта высших достижений характеризуется, в первую очередь, исключительно высокой напряжённостью соревновательной борьбы, связанной с выравниванием спортивных достижений участников крупнейших состязаний. Это явление значительно повысило требования к качеству, стабильности и надёжности технического и тактического мастерст­ва, морально-волевой подготовленности и психологической устойчивости спортсменов в условиях частных и ответственных международных стартов [1,11,17,36,40,47].

Необходимо заметить, что сегодня “элитные” спортсмены во многих видах лёгкой атлетики достигли столь высокого уровня специальной подготовлен­ности, что дальнейшее его повышение становится весьма сложной задачей. В этой связи супдественный научный и практический интерес представляет постановка задач поиска наиболее эффективных форм организации трениров­ки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации адаптационных возможностей организма спортсмена на основе конструиро­вания рациональных схем соревновательной деятельности [5,8,12,18,32,53].

Управление подготовкой квалифицированного спортсмена требует привле­чения более широкой по своему содержанию сумм знаний о специфике деятельности организма в экстримальных условиях состязаний с равным соперником, возможных тенденциях и путях достижения максимального результата [2,15,19,27,33,37,41].

Подобные знания должны быть систематизированы с учётом совокупности научных представлений, освещающих воздействие различных тренирующих факторв на личность и организм спортсмена. Таким образом, выдвижение и решение задач совершенствования как отдельных сторон сложившейся системы спортивной подготовки, так и её в целом требует, в первую очередь, накопление специалистами всесторонних и глубоких знаний о сущности тренировочного процесса[13,26,35,39,44,5Г.

Следует заметить, что в поле зрения исследователей этого феномена должны находиться, наравне с общими, глобальными явлениями, частные закономерности протекания тех или иных специализированных процессов.

Общая характеристика работы

Актуальность: Рациональное использование физических и психических возможностей спортсмена для победы над равным соперником формируется на основе как общих, так и специфических закономерностей спортивной тактики — исскуства ведения соревнования с соперником. Тактическое исскуство небходимо во всех видах лёгкой атлетики. Наибольшее значение оно имеет в спортивной ходьбе, беге на средние и длинные дистанции и наименьшее там, где соревнования происходят без непосредственного контакта с противником (прыжки, метания)[14,20,42,48,59].

11 стр., 5149 слов

24.Условия труда

Условия труда непосредственно на рабочем месте, участке, в цехе представляют собой совокупность факторов (элементов) производственной среды, оказывающих влияние на работоспо­собность и здоровье человека в процессе труда Основные факторы и методы оценки условий труда на рабочем месте. Условия труда непосредственно на рабочем месте, участке, в цехе представляют собой совокупность факторов ( ...

значимость тактики в легкоатлетических прыжках и метаниях в целом не исключает её присутствия при конструировании целесообразной соревновательной деятельности в этих видах упражнений. Это, в свою очередь, требует от тренера и спортсмена глубокого знания тех специфических особенностей, которые реально присутствуют и оказывают определённое влияние на реализацию спортсменом своего специфического потенциала в условиях экстримальной ситуации[ 10,24,45].

Гипотеза исследования: Исследование специфических особенностей соревновательной деятельности элитной группы прыгунов и метателей позволит в определённой мере повысить качество способов и приёмов ведения состязания.

Цель работы: Совершенствование системы тактико-технических действий прыгунов и метателей в условиях воздействия внутренних и внешних возмущаюш, их факторов.

Задачи работы:

  1. Определить вероятностный уровень позитивного решения целевой задачи соревновательного упражнения элитной группы прыгунов и метателей.
  2. Установить характер распределения лучшего спортивного результата соревнования представителей элитной группы прыгунов и метателей в ходе состязания.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использова­ны следуюш;ие методы исследования: анализ научно-методической литературы, методы математической статистики.

Практическая значимость. Аналитическая работа с выделенным информа­ционным массивом позволила впервые получить ряд конкретных показате­лей соревновательной деятельности элитной группы прыгунов и метателей, которые плзволяют некоторым образом моденизировать способы и приёмы тактической борьбы в этих видах лёгкой атлетики. Опираясь на объективные параметры реализации возможностей высококвалифицированных спортсме­нов, возможно повысить эффективность данного вида подготовки и на более ранних этапах.

9 стр., 4134 слов

Соревновательная деятельность пловцов

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Соревновательная деятельность пловца и её поведенческая структура Глава 2. Спортивная техника и тактика соревновательной деятельности пловца Глава 3. Требования к физическим и психическим возможностям пловца Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Одним из основных направлений совершенствования системы спортивной тренировки в современном плавании ...

Научная новизна. Проведённые исследования позволили впервые получить определённые количественные характеристики соревновательной деятельности элитных спортсменов в прыжках в длину и тройным, толкании ядра, метании диска, молота, копья. Проделан определённый сопастовитель-

Глава 1.Тактика и её основные положения

1.1 Общие основы тактики.

Уровень результатов в современных прыжках в длину и в тройном, метани­ях — очень высок. Достижение высоких результатов требует непрерывного совершенствования системы спортивной подготовки, включая и тактическую подготовку. Одной из главных задач этого процесса является воспитание спо­собности принятия самостоятельных решений[28,46‘ .

Спортсмен высокого класса умеет навязывать сопернику свою волю, оказы­вает на него постоянное психическое давление разнообразием и эффективно­стью действий, выдержкой, волей к победе, уверенностью в успехе.

Знания тактики приобретаются на протяжении всей спортивной деятельно­сти. С ростом мастерства и накоплением опыта объём знаний увеличивается.

Овладению знаниями по теории тактики способствует весь комплекс сло­весных и наглядных методов. Источниками знаний является специальная ли­тература, лекции, беседы, объяснения, просмотр соревнований, кинофильмов и видео записей, разбор и анализ. Однако накопленные знания не подкрепле­нные личным опытом спортсмена, не могут оказать положительное влияние на спортивные результаты [16,44,52].

Ведь правильно говорят, что сповтивная тактика — это искусство ведения соревнования в том числе и с противником. Её главной задачей является на­иболее целесообразное использование сил и возможностей для решения пос­тавленной задачи. Основное средство для этого — техническое мастерство, физическая и психическая подготовленности, применяемые в постоянных и изменяюш,ихся условиях внешней среды, по заранее намеченному плану и в соответствии с возникаюгцими задачами и ситуациями [5,9^.

Необходимо напомнить, что совокупность форм, способов и средств, из­бираемых спортсменом для ведения соревновательной борьбы, а, следовате­льно, и характер его тактической деятельности, получающий отражение в та­ктических (смысловых) компонентах применяющихся двигательных дейст­вий для различных видов спорта, чрезвычайно специфичны ( рис.1 ) [40^.

28 стр., 13959 слов

Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям

Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям Введение Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях. Многие тренеры видят одну из задач подготовки к соревнованиям в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, изолировать спортсмена от стрессовых влияний. Называют ...

Рис. 1.1 Основная направленность тактических действий в спорте

в зависимости от квалификации и индивидуальных особенностей спортс­мена — тактика может носить алгометричный, вероятностный и эвристичес­кий характер:

  • алгометричный, когда в ходе поединка спортсмены ожидают активного противодействия соперников и заранее планируют свои действия;
  • вероятносный, определяется действиями, в которых планируется конкрет­ное начало с последующими вариантами продолжения, зависящими от реак­ции соперника и партнёров по команде.
  • эвристический характер — строящийся на реагировании соревнующихся в зависимости от создавшейся ситуации.

На выбор тактики существенно влияют специфика вида спорта, индиви­дуальные особенности спортсмена, а так же ряд психологических моментов, связанных с особенностями конкретных соревнований [44,45] .

Тактическое искусство — это мощное вооружение спортсменов и команд, позволяющее им более рационально использовать свою спортивную подго­товленность. В настоящее время техническая и физическая подготовленность сильнейших спортсменов разных стран обычно находится на высоком, при­мерно одинаковом уровне. Большей частью мало отличаются спортсмены и в волевом отношении [29,54^.

Вот почему основу тактической подготовленности отдельных спортсме­нов и команд составляют:

  • владение современными средствами, формами и видами тактики данного вида спорта;
  • соответствие тактики — уровню развития конкретного вида спорта с оптима­льной для него структурой соревновательной деятельности;
  • соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (состояние мест соревнований, характер судейства, поведение болельщиков и т.п.);
  • увязывание тактики с уровнем совершенства других сторон подготовлен­ности — технической, психологической, физической [53].

И при прочих равных условиях победа на крупнейших международных соревнованиях очень часто определяется, в конечном счёте, зрелостью такти­ческого мастерства [23,32^.

10 стр., 4584 слов

Классификация видов спорта. Требования, предъявляемые различными видами спорта к занимающимся

Размещено на http:/// Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» НОВОТРОИЦКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра ГиСН Реферат по физической культуре на тему : «Классификация видов спорта. Требования предъявляемые различными видами спорта ...

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошом уро­вне технической, физической, психической сторон подготовленности. Осно­ву спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, уме­ния, навыки и качество тактического мышления [44^.

Тактические знания — предстовляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их примене­ния в тренировочной и соревновательной деятельности.

Тактические умения — форма проявления сознания спортсмена, отража- юшая его действия на основе тактических знаний. Могут Ьыть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревнова­тельной борьбы, видоизменять собственную тактику и т.п.

Тактические навыки — это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий. Тактические навыки всегда выс­тупают в виде целостного, законченного тактического действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.

Тактическое мышление — это мышление спортсмена в процессе спорхив- ной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач [44J.

Тактическая подготовка бывает:

  • обш,ая;
  • специальная.

Содержание обгцей тактической подготовки составляет овладение тактиче­скими навыками, которые во всех случаях необходимы для успеха в спортив­ных соревнованиях.

Специальная тактическая подготовка необходима для успешного выступ­ления в конкретном соревновании и с конкретными соперниками. Специаль­ная тактическая подготовка ведётся путём прогназирования возможных ситу­аций предстояш;их соревнований. Она базируется на заблаговременом изу­чении мест проведения соревнований, их климатических и метеорологичес­ких усилиях, сборе сведений о соперниках, их спортивных результатах, ма­нере ведения спортивной борьбы, приверженности к определёным тактичес­ким схемам и других данных[5,15,33].

4 стр., 1708 слов

ВИДЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

ВИДЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА Совершенствование спортсмена включает в себя четыре вида подготовки: физическую, техническую, тактическую и психологическую. Каждый из этих видов, в свою очередь, имеет две разновидности: общую и специальную подготовку. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Физическая подготовка является основой спортивной тренировки. Она представляет собой целенаправленный процесс формирования ...

В плане спортивной борьбы определяются тактический замысел, основ­ные задачи предстояш,его соревнования и в некоторых случаях намечается несколько вариантов их осуш;ествления. В нём должны быть предусмотрены основные действия и формы поведения спортсмена до начала и во время со­ревнования (своевременное проведение разминки, нахождение рациональных способов отдыха и его продолжительность, восстановление спортивной рабо­тоспособности, сохранение тела в тепле и др.).

Шесть признаков, которые свидетельствуют о тактическом мастерстве спортсмена:

1 .Способность анализировать информацию о своих соперниках и умение ис­пользовать её во время соревнований;

  1. Наличие персонального арсенала тактических действий;
  2. Способность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию и мгновен­но менять тактические приёмы в зависимости от поведения соперника;
  3. Необходимость соревновательной деятельности в течении всего года и, особенно, на этапе, предшествуюгцем главному соревноманию;

. 5.Выход на уровень наивысших результатов незадолго до главного старта года;

6.Умение навязать противнику свою тактику [40] .

Методические указания к обучению тактике

1. Тактическая подготовка слогается из приобретения теоретических знаний в области тактики и практического овладения ею применительно к требова-

ниям своего вида спорта. В специальную тактическую подготовку входит так же разработка наиболее целесообразных способов и приёмов ведения состя­зания, составление планов, вариантов, графиков и т.д. с учётом конкретного противника.

  1. Задачи тактической подготовки: а) изучение общих положений тактики; б) изучение закономерностей состязаний в специализируемом виде; в) изучение тактики избранного вида спорта; г) изучение тактического опыта сильнейш­их спортсменов; д) изучение мест предстоящих соревнований, оборудывания и других внешних условий; е) обучение практическому использованию эле­ментов, приёмов,вариантов тактики в тренировочных занятиях,прикидках и соревнованиях (тактические умения); ж) обучение сознательному подходу к выбору действий, тактическому мышлению, коллективной согласованности в команде; з) анализ участия в соревновании, эффективность тактики и её сос­тавляющих элементов, вариантов и пр. Учёт ошибок и порожений.
  2. Главное средство обучение тактике — повторное выполнение упражнений, действий, элементов по заданному плану.
  3. Тактическое мастерство тесно связано с уровнем развития физических и волевых качеств. Недостаточная быстрота и выносливость нередко препятст­вуют улучшению тактического мастерства. Если новая тактика, которую спо­ртсмен хочет применить в решающем соревновании, потребует особых физи­ческих и психических сил, то соответственно надо вести и тренировку.

5.Особое внимание следует обращать на выполнение сореновательных упр­ажнений в тренировочных занятиях так, как это понадобится в самих сорев­нованиях. В конечном счёте, именно это — главная цель всех занятий и упра­жнений по тактике.

13 стр., 6055 слов

Обучение технике горнолыжного спорта

... в избранном виде спорта. Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей ... перепад высот составляет 500-650 м, а у женщин – 400-600 м. Дистанция между воротами в супер-гиганте не должна быть меньше 30 м. ...

  1. Непосредственное наблюдение спортсмена, не участвующего в состяза­нии, за спортсменами, с которыми предстоит встреча в будущем, очень важ­но и будет служить отличной школой во всех отношениях, в том числе и для практического образования.
  2. Большую роль играет для учеников демонстрация видеофильмов наибо­лее примечательных в учебном смысле соревнований с вашим анализом и по­вторными показами. Такой подход к обучению тактике незаменим в любом виде спорта.
  3. Кроме учебных занятий и тренировки в натуральных условиях, желатель­но проигрывание соревновательных действий тактических решений на маке­тах и тренажёрах, на которых соответственно виду спорта создаётся «поле боя». Неоднократные соревновательные проигрывания на макетах интересны и поучительны для спортсменов.
  4. Решение многообразных задач тактической подготовки приучает спортс­мена не только действовать самостоятельно, но и коллективно, объединяя ко­манду взаимопониманием и сыгранностью [53\

1.2 Значение тактики в различных видах спорта Специфика вида спорта является решающим фактором, определяющим структуру тактической подготовленности спортмена. Основной составной частью тактической подготовленности во многих циклических, скоростно-

силовых и сложно — координационных видах является выбор рациональной тактической схемы и её использование независимо от действий основных ко­нкурентов.

Однако выбор рациональной тактической схемы соревновательной деяте­льности в этих видах спорта определяется бодьшим количеством факторов, зависящих от специфики вида спорта и индивидуальных технических, физи­ческих и психических возможностей спортсменов [15].

Например, в спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании тактическое мышление спортменов направлено главным образом на коррек­цию метрических свойств выполняемого движения. Поэтому здесь процесс корригирования (внесения поправок в движение) — осуществляется на фоне имеющейся программы действия, по средствам прямой и обратной связи от зрительного и кинестетического анализаторов.

В лёгкой атлетике, гребле, плавании тактическая деятельность спортсмена направлена на преимущественный контроль силовых акцентов в хронострук­туре относительно стандартизированных двигательных навыков. Поэтому в этих видах спорта процесс корригирования тактического действия связан, с улучшением собственного результата.

В марафонском беге, индивидуальной и командной велосипедной гонке на треке, плавании на дистанции 800 и 1500 м наиболее эффективным оказыва­ется равномерное прохождение дистанции, обеспечивающее наибольшую экономичность. В то же время в индивидуальной велосипедной гонке, беге на 5000 и 10000 м рациональная тактика часто связана с существенным варь­ированием скорости [8,17,37,57 .

Вместе с тем индивидуальные особенности спортсменов (строение тела, возможности системы энергообеспечения, психические качества и др.), изме­нение функционального состояния организма спортсменов на различных уча­стках дистанции накладывают существенный отпечаток на тактическую схе­му прохождения дистанции и на основные параметры спортивной техники, обеспечивающие её реализацию.

В лёгкоатлетических метаниях, тяжёлой атлетике, гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании, акробатике, лыжном спорте и других видах участ­ники соревнуются неодновременно. При этом очерёдность выступления спо­ртсменов определяется жеребьёвкой. В данных видах спорта на особенности тактики влияет последовательность выступлений спортсменов, т.е. до или после основных конкурентов. Так, включение вкомбинацию наиболее слож­ных элементов в гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании и др. видах в значительной мере зависит от очерёдности выступления основных соперни­ков [15,18,32].

Важное место занимает тактика в соревновательной деятельности спортс­менов в единоборствах и спортивных играх. Так, в фехтовании, боксе, борьбе и одиночном разряде тенниса тактика поединка схожа . Сложность такти­ческих действий здесь определяется возникающими затруднениями восприя­тия ситуации, принятия решений и их реализации из-за большого разнообра­зия и частой смены соревновательных ситуаций, дефицита времени, ограни-

ченности пространства, недостаточности информации, маскироки соперник­ом своих действительных намерений и др.

Все эти условия ставят перед соперниками сложные двигательные и мыс­лительные задачи. Поэтому не случайно здесь двигательная деятельность в соревновательных условиях отличается большой вариативностью подготав­ливающих действий при относительной стабилизации основного механизма движения.

В этой связи следует отметить, что даже самое моментальное восприятие сложившейся в ходе игры или поединка ситуации и максимально быстрое от­ветное движение не всегда могут обеспечить своевременность переигрыван­ия противника и выполнения, например, контрдействия, адекватного обстан­овке соревнования, ввиду возникновения так называемых рефлекторных пом­ех, обусловленных скоротечностью атакуюш;их (нападаюш;их) намерений противника (противников) [33,44].

Эффективность тактической деятельности во многих видах спорта опреде­ляется способностями спортсмена к пространственной и временной антипа- ции, т.е. предвосхигцению соревновательной ситуации до её развёртывания.

1.3 Значимость тактических действий в различных видах лёгкой атлетики

Во всех видах лёгкой атлетики для обеспечения общей тактической подго­товленности следует:

  • програмировать варианты тактических действий, стремясь выработать для каждого наиболее целесообразную манеру ведения борьбы;
  • повышать уровень технической подготовленности, развивать двигательные качества в соответствии с требованиями избранного вида. Особое внимание обратить на развитие ловкости, «чувства времени», «чувства пространства»;
  • развить способность сохранять ясность мышления в сложных ситуациях спортивной борьбы, быстро и точно оценивать создавшиеся условия, предво­схищать действия противников, быстро выбирать из нескольких возможных тактических вариантов наиболее соответствующий данному моменту;
  • обучать приёмам психологического воздействия на соперника путём демон­страции уверенности в своей готовности к соревнованиям, либо, маскировать свои возможности вплоть до решающего момента;
  • моделировать разнообразные тактические приёмы в условиях тренировок, отрабатывания их в соревнованиях вспомогательного характера;
  • подготовить спортсмена к тому, что в определённых условиях целесообраз­но идти на рациональный риск;
  • стремиться к достижению наивысших результатов за 10-30 дней до главных стартов;
  • после каждого соревнования анализировать действия спортсменов, показать их сильные и слабые стороны в отдельных эпизодах спортивной борьбы;
  • на тренировочных занятиях варьировать условия сопутствующие выполняе­мым движениям;
  • приобретать опыт участия в соревнованиях различного масштаба на протя­жении всего года;
  • метателям, прыгунам в длину и тройным на учебнотренировочных заняти­ях и прикидках приучаться добиваться максимально высоких результатов в первых попытках [22,27,28,29,30,46,50].

В циклических видах спорта к успеху может привести применение самых разнообразных вариантов преодоления соревновательной дистанции:

  1. равномерная скорость;
  2. высокая скорость в первой части дистанции с постепенным её снижением;
  3. высокая скорость в первой и последней частях дистанции и её уменьшение
  • в средней;
  1. постоянное наростание скорости в течение всей дистанции;
  2. постоянная вариативность скорости в процессе преодоления дистанции;
  3. постоянная скорость в начале и середине дистанции и резкое возрастание её на финише и др.

Классическим примером варьировании скорости является яркая победа на Играх Олимпиады в Мельбурне (1956г.) В.Куц на дистанции 5000м над выда- юш;имся бегуном тех лет Г.Пири. Куц, разработавший тактику переменного прохождения дистанции, со значительными перепадами скорости, ускоре­ниями и специально готовяш,ийся к её реализации, сумел навязать её Пири в финальном забеге. Пири, оказавшийся в непривычной ситуации, не смог ока­зать сопротивление и вынужден был сойти с дистанции [44^.

Неожиданное, как у В.Куца, тактическое оружие может стать решаюш;им для победы. Вот давний пример этому. Все сильнейшие бегуны мира знали англичанини Д.Лоу как спортсмена сильного, но темповика, не обладаюш;его быстрым финишем. Тренируясь к Олимпийским играм 1928 г., Д.Лоу в тайне подготовил длинный финиш и так преуспел в этом, что в финале бега на 800 м неожиданно для остальных участников после 600 м бега в группе резко вы­шел вперёд и умчался к олимпийскому рекорду [45].

В лёгкоатлетических метаниях, как уже упоминалось в главе 1.2, участни­ки соревнуются неодновременно. При этом очерёдность выступления спортс­менов определяется жеребьёвкой. На особенности тактики влияет последова­тельность выступлений спортсменов, т.е. до или после основных конкурен­тов [15].

Прыгуны в высоту и с шестом, желая сэкономить силы и оказать психоло­гическое воздействие на соперников, заказывают начальную высоту, ориен­тируясь на собственные силы, а в ходе соревнований могут пропускать оче­редные высоты или преодолевать их в зависимости от индивидуального так­тического плана. Ориентиром в этом плане должен служить основной сопер­ник и его турнирное положение, связанное с обш;им количеством попыток, количествсм удачных и неудачных попыток и другими факторами.

Составив реальный тактический план, спортсмен должен стремиться осу­ществить его, мобилизовав все свои физические и волевые возможности, а по окончании соревнований проанализировать свои выступления [58].

1.4. Помехоустойчивость и надёжность

Проблема помехоустойчивости и надёжности стала актуальной в подготов­ке высококвалифицированных спортсменов лишь в конце 60-х годов. Под помехоустойчивостью сегодня в широком смысле понимают способность человека к высоким результативным показателям в определённом роде деятельности, протекающих в условиях воздействия помех. Здесь необходимо отметить, что в ряде видов спорта, в частности, в спортивных играх и едино-борствах, по существу, давно сформировались относительно самостоятель-ные частные методики подготовки, накоплен практический материал в виде совокупностей двигательных заданий специфической направленности, обес-печивающий устойчивость деятельности спортсмена на фоне действия неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.

Среди специалистов педагогики спорта существуют различные взгляды на экспериментальные и практические пути разрешения проблемы надёжности и помехоустойчивости в специальной подготовке спортсмена. Например, некоторые из них отмечают невозможность прямого переноса представлений о надёжности технических систем на надёжность двигательной деятельности спортсмена, некоторые выделяют самостоятельные аспекты надёжности и помехоустойчивости спортсмена, предлагая рассматривать отдельно сорев­новательную надёжность как чрезвычайно сложное свойство, включающие такие производные, как безотказность и помехоустойчивость[5 .

Выдвигаются и относительно самостоятельные факторы, обуславлива­ющие надёжность деятельности спортсмена, например, такие, как надёж­ность используемых технико-тактических средств и приёмов, рациональ­ность распределения задач, решаемых в системе соревновательных меропри­ятий, наличие видов избыточности, в частности, физической, технико-такти­ческой, психической, информационной, функциональной, и т.п.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Методы и организация исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Математико-статистическая обработка данных.

2.1. Методы исследования.

2.1.1. Анализ научно-методической литературы.

\

Изучение соревновательной документации имело ретроспективный подход и проводилось на основе анализа научно-методической литературы и прото­колов соревнований. Всего проанализировано 2231 выступлений спортсме­нов ( прыжки в длину — муж. — 284 чел., жен.-224; тройной прыжок — муж.-265 чел. и жен.-192; толкание ядра — муж. — 263 и жен. — 43 человека; метание диска — муж. -233 и жен. -105; метание молота — муж. — 211 и жен. — 64; метание копья — муж. — 235 и жен. — 112).

Всего попыток выполненных спор­тсменами 13386. Брались лучшие результаты показанные в данных видах, начиная с мировых рекордов. В каждом из этих случаев рассматривались шесть попыток, которые классифицировались как;

а) удачная;

б) неудачная;

в) пропущенная.

А так же в какой из попыток был показан лучший результат спортсмена. 2.1.2. Математико-статистическая обработка данных.

Математико-статистическая обработка материалов предусматривала вычисление основных статистических характеристик как % соотношение удачных, неудачных и прпущенных попыток. Математическая обработка результатов провадилась на ПЭВМ[43,49].

2.2. Организация методики исследования

Работа началась в 2002 году с изучения рабочих нротаколов соревнований, изложенных в литературе, выступления сильнейших спортсменов мировой элиты в метаниях и прыжках. Далее были обработаны результаты при помощи ПЭВМ и записаны в прцентном соотношении к результатам. Объединены по группам мужчины и группам женщины, прыжкам в длину и тройным отдельно и в целом, аналогично в метаниях. После чего все результаты были вынесены на графики и проанализированы. Это дало возможность сделать выводы о том, как выступают сильнейшие спортсмены мира дать практические рекомендации, которые позволят повысить уровень тактической подготовленности метателей и прыгунов.

Глава 3. Особенности соревновательной деятельности элитной группы прыгунов и метателей.

Соревновательная деятельность во многих видах лёгкой атлетики проводит­ся в строго регламентированных специальными правилами условиях и нап­равлена на максимальную реализацию психофизических возможностей спор­тсмена [15,17,32,45]. В большинстве случаев, оценивая её уровень, основное внимание уделяют конечному спортивному результату, являющемуся общепринятым показателем эффективности использования легкоатлетом присущего ему фонда движений в условиях воздействия разнообразных факторов внешней и внутренней среды [5,6,30,31]. Последний чаще всего отождествляется со степенью совершенства основного двигательного действия с позиции рациональности организации его биомеханической структуры, эффективности владения спортсменом целесообразными двигательными ко-ординациями, экономичности расходования энергии в рассматриваемой сис-теме движений [12,13,56].

Однако при подобной версии анализа условий достижения спортивного результата вне поля зрения исследователей остаются весьма важные аспекты как технической, так и тактической подготовленности спортсмена, отражаю­щие качество воспроизведения соревновательного упражнения. Представля­емая правилами соревнований возможность неоднократной реализации своего двигательного потенциала, с одной стороны представляет спортсмену дополнительный шанс для достижения наиболее адекватного для данного этапа подготовленности технического результата. С другой стороны возни­кает проблема эффективного использования регламентированных условий с точки зрения, достижения максимального показателя функционирования специализированной биологической системы. Естественно, что наиболее полный ответ на многие вопросы этой проблемы можно получить, ознако­мившись с соревновательной деятельностью элитной группы спортсменов, поскольку именно здесь достоверно проявляются многие специфические особенности специфического длительного функционирования специализиро­ванной системы движений в условиях воздействия помех внутреннего и внешнего происхождения [5].

3.1. Прыжок в длину Рассматриваемое лёгкоатлетическое упражнение характеризуется высокой скоростью заключительной части разбега и большими напряжениями опорно-двигательного аппарата в период выполнения отталкивания. Кроме этого правила соревнований строго лимитируют условия выполнения успеш­ного прыжка параметрами места отталкивания. Совокупность этих сбиваю­щих факторов в основном и влияет на качество выполнения соревнователь­ных попыток в прыжках в длину[24,25,34,46].

На рис.3.1, представлена информация в определённой мере характеризу­ющая количественную сторону надёжности выполнения соревновательного упражнения в ходе выступления элитных прыгунов в длину на соревновании- ях с высокой мотивационной напряжённостью.

муж.

жен.

среднии

показатель

□ удачные ■ неудачные И пропущенные

Рис.3.1. Соотношение удачных, неудачных и пропущенных попыток у элитной группы прыгунов в длину

Анализ полученных результатов свидетельствует о достаточно значитель­ной величине сбоев у данной группы спортсменов в процессе реализации ими своей специальной подготовленности в условиях напряжённой соревновательной деятельности. Так средний показатель неудачных попыток у исследуемых спортсменов составляет 24.6%, а с учётом пропущенных прыжков величина нереализованной возможности достигает 31.25, то есть практически одной трети от общего числа попыток. Отсюда, в контексте реальных соревновательных условий, элитная группа прыгунов в длину в среднем выполняет только четыре попытки с достижением конечного поло­жительного результата. В двух остальных уровень помехоустойчивости системы движений соревновательного упражнения опускается ниже крити­ческой отметки и это приводит к негативному решению двигательной задачи.

Следует отметить, что столь высокий средний процент неудачных соревно­вательных действий у рассматриваемой группы спортсменов в значительной мере формируется под влиянием количественных показателей мужского кон­тингента. Внутригрупповая величина неудачных попыток у прыгунов в длину на 12.6% больше, чем аналогичный показатель у представительниц слабого пола. Да и число отказов от выполнения соревновательного упраж­нения у них на 1.2% превосходит параметры женской группы.

Таким образом, можно высказать предположение, что помехоустойчивость системы движений соревновательного навыка в прыжках в длину достаточно тесно связана с психофизическими особенностями, свойственными предста­вителям различных половых групп.

Данные, отражающие соревновательную эффективность предварительных и финальных попыток у элитной группы прыгунов в длину, представлены в табл.3.1.

Напомним, что количественной мерой соревновательной эффективности попыток выступило относительное число лучших результатов соревнований, показанных в каждой из них.

Таблица 3.1.

Распределение лучшего результата соревнований у элитной группы прыгунов в длину в предварительных и финальных попытках.

ВИД

пол

попытки, в %

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ

ФИНАЛЬНЫЕ

1

2

3

сумма

4

5

6

сумма

ПРЫЖОК

в

ДЛИНУ

м

N=

271

10.0

12.5

13.2

35.7

16.3

17.0

31.0

64.3

Ж

N=

224

10.2

16.9

19.6

46.7

18.7

11.6

23.0

53.3

Средний

Показа­

тель

N=

495

10.1

14.7

16.4

41.4

17.5

14.3

27.0

58.8

Следует отметить, что в данном случае динамика рассматриваемого нами показателя выявлена на основе анализа результатов соревнований, где спортсмен весьма успешно решил целевую задачу соревнований: выиграл одно из призовых мест и продемонстрировал при этом очень далёкий прыжок. Отсюда наметившаяся система распределения соревновательной эффективности попыток, скорее всего наиболее достоверно отражает те характерные особенности реализационной деятельности, которые присущи спортсменам элитной группы (в процессе их многократного воспроизведения основного двигательного навыка).

Рассмотрим наиболее заметные из них. Первое, что привлекает внимание, это достаточно однозначный рисунок распределения исследуемого показате­ля. В обеих группах прыгунов в длину его наименьшая величина зафиксиро­вана в первой предварительной попытке, а наибольшая — в третьей финаль­ной. Причём эффективность последней попытки у женщин превышает исход­ный уровень в два, а у мужчин в три раза. У прыгунов, между этими крайни­ми значениями, распределение лучшего результата по всем шести попыткам однозначно определяется ростом эффективности каждой последующей, а у прыгуний эта тенденция несколько нарушена в пятом повторении. Положи­тельная динамика развития исследуемого показателя соревновательной деятельности формирует и суммарный эффект предварительных и финаль­ных попыток в этом виде лёгкой атлетики. В мужской групп он выражается отношением 35.7 к 64.3, а в женской — 46.7 к 53.3. Таким образом, в прыжках в длину наблюдается тенденция как бы постепенного повышения коэффици­ента полезного действия прыгунов по мере выполнения всей серии соревно­вательного упражнения.

3.2. Тройной прыжок

Этот вид лёгкоатлетических прыжков предъявляет, пожалуй, самые жёст­кие требования к уровню специальной подготовленности спортсменов, пос­кольку высокая скорость разбега и три активных взаимодействия прыгуна с опорой являются мощным комплексом сбивающих факторов, противодейст­вовать которому возможно лишь при условии соответствующей готовности опорно-двигательного аппарата[21,24,60].

Рис.3.2. Соотношение удачных, неудачных и пропущенных попыток у элитной группы прыгунов тройным

Анализ результатов, представленных на рис.3.2., достаточно убедительно показывает, что и в этом упражнении наблюдается весьма значительная величина отклонений от оптимального решения соревновательной задачи.

муж. жен. средний

показатель

Средний показатель неудачных попыток в рассматриваемой группе спортс­менов составляет 26.4%, что на 1.7% больше, чем у прыгунов в длину.

Однако если в последнем случае вышеупомянутая величина в значительной степени формируется под влиянием составляющей мужского контингента, то здесь мы наблюдаем примерно равный вклад мужской и женской групп, поскольку процент неудачных попыток составляет у них соответственно 25.6% и 27.7%.

У представителей этого вида лёгкой атлетики наблюдается и достаточно значимое увеличение числа отказов от выполнения очередной попытки. И если данный показатель у прыгуний тройным практически не отличается от количества пропущенных соревновательных попыток у прыгуний в длину, то прыгуны тройным на 5.8% превосходят своих коллег по количеству случаев текущего снятия спортсменов с соревнования.

Анализ распределения лучшего индивидуального результата спортсменов по ходу выполнения предварительных и финальных попыток показывает, что ранее обозначившаяся тенденция характерна и для соревновательной деяте­льности прыгунов тройным (табл.3.2.).

Таблица 3.2.

Распределение лучшего результата соревнований у элитной группы прыгунов тройным в предварительных и финальных попытках

ВИД

ПОЛ

ПОПЫТКИ, в%

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ

ФИНАЛЬНЫЕ

1

2

3

сумма

4

5

6

сумма

Тройной

прыжок

м

N=

265

5.3

20.4

16.9

42.6

16.7

11.7

29.0

57.4

Ж

N=

186

9.9

11.5

18.8

40.2

16.1

25.0

18.7

59.8

Средний

Показа­

тель

N=

451

7.6

15.9

17.9

41.4

16.4

18.3

23.9

58.6

Минимальное значение исследуемой характеристики у представителей обоего пола зафиксированы в первой предварительной попытке, а максима-

льные соответственно в пятой и шестой. Причём у мужчин уровень наиболее эффективной попытки превосходит соответствующий показатель предыду­щей на 9%, а у женщин на 6.5%. В группах сохранилась и суммарное преиму­щество финальных попыток перед предварительными, оцениваемое пример­но тем же соотношением, что и у прыгунов в длину.

3.3. Резюме по горизонтальным прыжкам Исследование всего массива данных, отражающих выбранные нами сторо­ны соревновательной деятельности группы элитных спортсменов в горизо­нтальных легкоатлетических прыжках, позволило выявить как наиболее общие черты этого процесса, так и получить информацию о влиянии поло­вых различий прыгунов на характер их выступления на соревнованиях с высокой психологической напряжённостью.

На рис.34- представлены данные о надёжности выступления всех прыгунов в целом. Сопоставление всех прыгунов в целом. Сопоставлением рассматри­ваемых величин свидетельствуют о том, что в определённой мере спортсмен более стабильно выполняют своё соревновательное упражнение. Они в два раза реже отказываются от выполнения очередной попытки, на 5.7% меньше чем прыгуны нарушают правила выполнения основного двигательно­го действия. В конечном итоге это приводит к тому, что по сравнению с мужчинами у них количество удачно выполненных попыток больше на 9.9%.

80

70

60

50

40

30

муж. жен. средний

показатель

□ удачные 1 неудачные I пропущенные

20 10

Рис.З.з!. Соотношение удачных, неудачных и пропущенных попыток у представителей элитной группы горизонтальных прыжков

В целом же из 5476 зафиксированных попыток, представители горизонталь­ных прыжков в 1407 случаях выполнили соревновательное упражнение с нарушением правил соревнований и в 443 из них отказались от выполнения. Таким образом, в 33.8% соревновательных попыток ими была упущена возможность реализовать свою двигательную подготовленность в виде л спортивного результата. Этот факт свидетельствует о

значительном потенциале в пры­

гунов в длину и тройным, реализация которого, по нашему мнению, связана с совершенствованием учебно-тренировочного процесса, моделирующего как общие, так и частные ситуации выступления спортсмена в соревнованиях.

Обобщённая динамика соревновательной эффективности попыток, отража­ющая специфику выступления элитных прыгунов в условиях воздействия сбивающих факторов, представлена в табл.З.й-

Таблица 3.3.

Распределение лучшего результата соревнования у элитных представителей горизонтальных прыжков в предварительных и финальных попытках

ВИД

ПОЛ

ПОПЫТКИ, в %

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ

ФИНАЛЬНЫЕ

1

2

3

сумм

а

4

5

6

сумм

а

Г оризонтальные лёгкоатлетически е

прыжки

М

N=

536

7.7

16.5

15.0

39.0

16.5

14.4

30.0

60.8

Ж

N=

410

10.1

14.2

19.4

43.7

17.4

18.2

20.8

56.3

Средни

й

П-ль

N=

946

8.8

15.3

17.2

41.3

16.9

16.2

25.5

58.7

Схема распределения изучаемого показателя в мужской группе свидетель­ствует о контрольной функции первой предварительной попытки, где зафик­сировано минимальное количество лучших результатов. Далее мы наблю­даем плато из четырёх попыток, размах колебаний которых составляет 2.1%. Шестая попытка в этой группе характеризуется максимальным уровнем концентрации лучших достижений, который в два раза превы­

шает показатель второй и четвёртой попыток (табл.З.^.).

У

женского изменение соревновательной эффективнос­

ти попыток можно соотнести с предварительной и финальной частями соревнований. В первой из них наблюдается быстрый рост уровня с 10.1 до 19.4%о, а во второй плавное увеличение с 17.4 до 20.8%>.

Распределение усреднённого показателя в большей степени формируется под влиянием динамики мужской группы. Здесь мы наблюдаем минимальное

значение парциального показателя в первой попытке, а максимальное , зна-

■ — в шестой. Между ними заключены четыре попытки, где исследуемая характеристика варьирует в пределах от 15.3% до 17.2%.

Анализ суммарных величин, характеризующих эффективность предвари­тельных и финальных попыток в горизонтальных прыжках, свидетельствует о большой значимости последних. Соотношение 41.4 к 58.6%> показывает постепенность развёртывания напряжённости процесса соревновательной деятельности в лёгкоатлетических прыжках и представляется определённой моделью, которую необходимо отрабатывать в условиях учебно-тренировоч- ного процесса.

3.4.Толкание ядра

Соревновательное упражнение в данном виде лёгкой атлетики выполняется в условиях строго ограниченного пространства и характеризуется высоким уровнем проявления мощности двигательных действий. Результативность толкания ядра во многом определятся способностью спортсмена к созданию большого пути активного воздействия его силы на снаряд[4,25,56].

К сожалению в толкании ядра у женщин количество информации в их группе не позволило с должной ответственностью отнестись к восприятию её содержания (всего 44 случая).

В этой связи мы посчитали неправомерным анализировать суммарные результаты толкателей, особенно в отношении распределения лучших результатов спортсменов по попыткам, так как в данном случае значительное преимущество мужского контингента могло исказить реальные характеристики в свою пользу.

Качество использования технических попыток толкателями ядра представлено на рис.3.4.

муж. жен. средний

показатель

Данные свидетельствуют, что в этом виде лёгкой атлетики наблюдается заметное повышение надёжности реализации соревновательного упражнения. Здесь практически в 85% всех случаев выполнение соревновательного действия достигается его определённый положительный результат. При этом следует отметить весьма низкий уровень отказов спортсменов от очередной попытки (всего 1,8%),что в первую очередь детерминируется, на наш взгляд, спецификой построения и выполнения основного соревновательного действия, а также степенью специальной подготовленности представителей этого вида к ведению соревновательной борьбы.

В толкании ядра отмечается и невысокий уровень технического брака при реализации соревновательного упражнения в условиях повышенной психологической напряжённости. Особенно заметно это на примере женской группы (рис.3.4).

Объективной основой отличённого явления может также служить конструктивная особенность системы движений этого двигательного действия, обладающая, несмотря на известные лимитирующие факторы, заметным запасом прочности.

В табл. 3.4 представлены данные, отражающие характер концентрации по попыткам лучшего результата соревнований.

Таблица 3.4

Распределение лучшего результата соревнования у элитной

группы толкателей ядра в предварительных и финальных попытках

ВИД

ПОЛ

Попытки, в %

Предварительные

Финальные

1

2

3

Средний

показа­

тель

4

5

6

средний

пока­

затель

Толкание

ядра

м

N=

263

12,9

23,6

15,2

51,7

13,3

15,9

19,1

48,3

Ж

N=

44

20,9

20,9

13,9

55,7

20.9

13,9

9,5

44,3

X

N=

307

16,9

22,3

14,5

53,7

17,1

14,9

14,3

46,3

В подгруппе мужчин распределение интересующего нас показателя несколько напоминает рисунок, характерный для горизонтальных прыжков. Как и там, минимальное значение соревновательной эффективности здесь зафиксировано в первой предварительной попытке, что определённым

образом свидетельствует о её настроечно-подготовительной функции. Во втором повторении мы наблюдаем увеличение парциального объёма результатов до максимального уровня (23.6%), а далее, в последующих трёх попытках, показатель снижается до 13-15% и вновь возрастает в шестой финальной попытке (19,1%).

Индивидуальные особенности изменения эффективности соревновательных попыток в толкании ядра отразились и на её суммарных величинах. Анализ показывает, что представители этого вида лёгкоатлетических метаний с гораздо большим вниманием относятся к выполнению предварительных попыток, чем их коллеги прыгуны. Аналогичная тенденция отмечена и в группе толкательниц ядра, где этот показатель ещё выше (55,7%).

3.5. Метание диска

Система движений соревновательного упражнения в метании диска характеризуется высоким уровнем координационной структуры и проявлением значительных усилий в минимально короткие промежутки времени[4,7,55].

Количественный анализ результатов технических попыток, проведённый как с позиции принадлежности к биологическому полу, так и в целом отражающий специфические особенности данного вида лёгкоатлетических метаний, позволяет сделать на этой основе следующие частные выводы.

У мужского и женского контингента элитных метателей диска выявлено очень незначительное количество пропущенных попыток, что косвенно свидетельствует, как и в толкании ядра, о потенциальной возможности этих групп метателей вести соревновательную борьбу от первой до последней попытки.

Средний процент технических нарушений при выполнении соревнова­тельного упражнения превышает аналогичный показатель в толкании ядра на 6.6%, что скорее всего детерминируется разной степенью сложности постро­ения этих двух физических действий. Как и в первом виде метаний, мужской контингент менее качественно выполняет свое спортивное упражнение.

В целом же в данном виде метаний наблюдается один из самых высоких уровней реализации соревновательных попыток: в соревновательной деятельности метателей диска с различной долей успешности выполняется пять попыток из шести.

В целом же в данном виде метаний наблюдается один из самых высоких уровней реализации соревновательных попыток: в соревновательной деятельности метателей диска с различной долей успешности выполняется пять попыток из шести.

Динамика соревновательной эффективности попыток у мужчин и женщин характеризуется следующими особенностями (табл. 3.5).

У метателей диска наименее результативной в этом отношении выглядит первая предварительная попытка. Последующие пять повторений выполне­ния спортивного упражнения характеризуется весьма незначительной вари­ацией рассматриваемого показателя и с большой долей уверенности можно говорить о равнозначности этих попыток

Рис. 3.5. Соотношение удачных, неудачных и пропущенных попыток у элитной группы метателей диска

□ удачные Ш неудачные Ш пропущенные

муж.

жен.

средний

показатель

Таблица 3.5.

Распределение лучшего результата соревнования у элитной группы метателей диска в предварительных и финальных попытках

ВИД

ПОЛ

Попытки, в %

Предварительные

Финальные

1

2

3

средний

показа­

тель

4

5

6

средний

показа­

тель

МЕТАНИЕ

ДИСКА

м

N=

233

9.9

16.3

17.6

43.8

18.4

18.9

18.9

56.2

Ж

N=

105

13.3

16.2

20

49.5

15.2

11.5

23.8

50.5

средний

п=

338

11.6

16.2

18.8

46.6

16.8

15.2

21.4

53.4

В женской группе отмечается двухпиковый рисунок изменения реализаци­онной ценности бросков. Предварительные выполнения характеризуются последовательным ростом уровня результативности с 13.3 до 20%, а вот четвёртая и пятая попытки у метательниц диска по этому критерию явно отличаются от предыдущей. Особенно выделяется в этом плане предпослед­няя реализация соревновательного упражнения, где зафиксирован минималь­ный показатель соревновательной эффективности (11.5%).

Последняя попытка у женщин обладает максимальной соревновательной ценностью, что в целом устанавливает достаточно ровное отношение между предваритель­ной и финальной частями в виде отношения 49.5 к 50.5%. В мужской подгруппе финальные броски выглядят на 12.4% предпочтительнее своих предшественников.

3.6 Метание копья

Рис.3.6. Соотношение удачных, неудачных и пропущенных попыток у элитной группы метателей копья.

Основной лимитирующий фактор в этом виде легкоатлетических метаний — выполнение заключительного финального усилия на фоне высокой скорости предварительного разбега. Рациональное взаимодействие основных двига­тельных звеньев в данной ситуации порождает очень высокую скорость конечного звена биомеханической цепи, что требует от опорно-двигатель­ного аппарата чрезвычайно надёжного и точного функционирования[3,50]. Эти специфические особенности метания копья определённым образом отража-ются и на соревновательной деятельности элитных метателей I рис.3.6).

□ удачные И неудачные LJ пропущеные

Во-первых, по отношению к предыдущим метаниям несколько увеличился процент неудачных попыток, особенно у женщин. Во-вторых, заметно вырос уровень пропущенных попыток в мужской группе, который практически в 3.5 раза превосходит аналогичный показатель метательниц копья. Объясне­ние подобного феномена необходимо искать как в сопоставлении меры воздействия соревновательного упражнения на представителей различного пола, так и в тактических особенностях реализации соревновательной готов­ности мужчинами и женщинами, что будет рассмотрено ниже.

Средний показатель удачных попыток свидетельствует о значительных потерях в метании копья в плане полноценного использования всего объёма имеющихся возможностей. Анализ показывает , что представители данного вида лёгкой атлетики теряют около полутора попыток из шести.

Исследование динамики соревновательной эффективности предваритель­ных и финальных попыток позволяет сделать предположение о том, что метатели копья уже в первых из них настраиваются на показ высокого результата. Цифры свидетельствуют, что первая и вторая попытка у мужчин и у женщин собирают около 40% лучших результатов, предварительные попытки в целом на 6% превосходят финальные (табл.3.6)

Таблица 3.6

Распределение лучшего результата соревнования у элитной группы метателей копья в предварительных и финальных попытках.

ВИД

ПОЛ

ПОПЫТКИ, в %

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ

ФИНАЛЬНЫЕ

1

2

3

сумма

4

5

6

сумма

МЕТАНИЕ

КОПЬЯ

М

N=

235

17.9

22.1

14.1

54.1

13.2

17.0

15.7

45.9

Ж

N=

112

18.7

20.5

12.5

51.7

16.2

14.3

17.8

48.3

Средний

Показа­

тель

N=

347

18.3

21.3

13.3

52.8

14.7

15.6

16.8

47.1

3.7.Метание молота

Метание молота выполняется в условиях ограниченного пространства и характеризуется проявлением очень высокого уровня центробежной силы. Кроме этого при анализе полученного цифрового материала следует

учитывать, на наш взгляд, факт недавнего возникновения женского молота, несомненно оказывающий свое влияние на многие стороны соревнователь­ной деятельности спортсменок[3,38].

С этих позиций можно подойти и к объяснению тех значительных различий, которые отмечены при сравнении количественных показателей мужской и женской групп, оценивающих общее качество их соревновательной деятель- ности (рис.3.7.)

□ удачные И неудачные ЕЗ пропущенные

муж. жен. средний

показатель

Рис.3.7. Соотношение удачных, неудачных и пропущенных попыток у элитной группы метателей молота Можно предположить, что больший процент технического брака в женской группе, а его превышение над группой мужчин составляет 7.6%, возникает именно на основе их недостаточной технической подготовленности, приво­дящей к более частому срыву функционирования специализированной системы движений. А поскольку количество попыток в обеих группах примерно одинаково, то предыдущий показатель оказывает основное влияние на формирование процента удачного выполненных движений, который у мужчин значительно выше.

Что же касается характера изменения соревновательной эффективности попыток, то у мужчин он напоминает рисунок метателей диска, а у женщин — метательниц копья. Общим же отличительным признаком динамики данного явления можно считать значительную концентрацию лучших результатов в

метании молота во второй попытке, хотя в целом финальные броски в этом виде лёгкой атлетики имеют несколько большую значимость (табл.3.7.)

Таблица 3.7.

Распределение лучшего результата соревнования у элитной группы метателей молота в предварительных и финальных попытках

ПОПЫТКИ, в %

ВИД

ПОЛ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ

ФИНАЛЬНЫЕ

1

2

3

сумма

4

5

6

сумма

М

N=

211

9.9

21.3

17.5

48.7

18.0

14.7

18.6

51.3

МЕТАНИЕ

МОЛОТА

Ж

N=

64

10.9

28.1

9.3

48.3

18.8

17.3

15.6

51.7

Средний

Показа­

тель

N=

275

10.4

24.7

13.4

48.5

18.2

15.3

17.8

51.5

3.8. Резюме по метаниям

Анализ всей совокупности показателей,

свидетельствует о более высоком уровне этой стороны технической подготовленности у данного контингента спортсменов по сравнению с представителями горизонтальных прыжков. Из 7422 случаев выполнения метателями соревновательного упражнения поло­жительного результата они достигли в 5804 бросках (78.2%), что на 12.0% больше аналогичного показателя в прыжках. 1440 <:ел ‘ попыток

(19.4%) были выполнены с различными нарушениями правил соревнова­ний. У прыгунов в длину и тройным случаев подобного выполнения соревно­вательного упражнения было на 6.6% больше. Наибольшие принципиальные отличия обнаружены по качественному показателю “ Пропущенные попыт­ки”: в горизонтальных прыжках его величина в 3.4 раза превосходит уровень отказов от выполнения очередного броска в метаниях (рис.3.3 и 3.8).

Можно ли на основе полученных данных сделать вывод о том, что качество соревновательной деятельности ■ метателей намного выше,

чем у прыгунов в длину и тройным? Да, если сравнивать только

голые цифры безотносительно содержания рассмотренных соревновательных упражнений и нет, если эти показатели отождествлять с характером построе­ния этих двух классов двигательных действий. Дело в том, что в обоих случа­ях рассчитанные уровни получены на основании анализа равнозначных групп спортсменов, представляющих различные виды двигательной деятельности и в этой связи их реальная величина во многом определяется спецификой организации основного двигательного действия.

жен. средний

показатель

80 70 60 50 40 30 20 10 0

муж.

  • удачные

■ неудачные

  • пропущенные

Рис.3.8. Соотношение удачных, неудачных и пропущенных попыток у элитной группы спортсменов в метаниях Более низкий уровень надёжности выполнения соревновательного упражне­ния в прыжках, на наш взгляд, формируется под влиянием предельных для человека скоростей выполнения промежуточных элементоц фаз разбега и отталкивания, а также возникающих при этом силовых нагрузок на опорно — двигательный аппарат спортсмена. В легкоатлетических метаниях подготови­тельные движения выполняются на оптимальной для данного вида метаний скорости, превышение которой чаще всего приводит к разрушению двигате­льного действия.

Однако сопоставление данных позволяет и в этом классе

движений заметить негативное действие скорости подготовительных фаз на надёжность реализации всего упражнения в целом.

Для наглядности приведём ве-

личины предварительных скоростей в каждом виде метаний: толкание ядра — до 2 м/с, метание копья — до 7.5 м/с, метание диска — до 10 м/с, метание молота — до 22 м/с.

Биологические особенности метателей слабо отражаются на среднестати­стических показателях количества неудачных бросков. В обеих группах их уровень зафиксирован на отметке 19.4%, который, однако, не отражает на наш взгляд истинного положения вещей.

метаний наблюдается видимое превосходство Спортсменок женских групп в качестве технического исполнения соревновательных бросков.,

„ то есть наблюдается та же тенденция; что и в горизонтальных прыжках

(рис.З;*/.)

под влиянием данных метательниц молота, которые, как об этом/говорилось

Исследование особенностей распределения по попыткам лучшего результа­та соревнования у элитных метателей позволило получить, в отличии от горизонтальных прыжков, несколько иную картину изменения этого показателя (табл.3*2 •)•

Таблица 3.2.

Распределение лучшего результата соревнований у элитных метателей в предварительных и финальных попытках

ПОПЫТКИ, в %

ВИД

ПОЛ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ

ФИНАЛЬНЫЕ

1

2

3

сум

ма

4

5

6

сум

ма

м

N=

912

12.7

20.8

16.1

49.6

15.7

16.7

18.1

50.4

Легкоатлетические

метания

Ж

N=

325

15.7

20.7

14.9

50.9

17.0

13.9

18.2

49.1

Средний

Показа­

тель

N=

1237

14.2

20.8

15.3

50.3

16.3

15.3

18.1

49.7

В легкоатлетических метаниях первая предварительная попытка не носит ярко выраженный настроечный характер, поскольку её величина не имеет значительного отличия от попыток среднего уровня. Максимальное значение соревновательной эффективности попыток отмечается во втором повторе­нии, однако разница между ним и минимальным уровнем здесь не столь контрастна как в легкоатлетических прыжках (рис.3:3 и З.Д.).

Здесь, как и в предыдущем классе движений, наблюдается рост активности спортсменов к окончанию соревнований, то есть к шестой финальной попытке, но её абсолютный уровень примерно на 2% ниже, чем соответству­ющий показатель второго броска.

Схема распределения соревновательной эффективности попыток в мужс­кой и женской группах по отношению к усреднённой не имеет принципиаль­ных отличий. Анализ показывает лишь наличие некоторой количественной разницы в нескольких бросках.

Тактическая нацеленность в метаниях на эффективную реализацию уже первых предварительных бросков отражается и на отношении сумм первой — третьей и четвёртой — шестой попыток — 50.3 к 49.7%. В этом плане суммар­ный показатель соревновательной деятельности метателей формируется под мощным влиянием прямолинейных видов соревновательных упражнений,

И, наконец, весьма интересно рассмотреть обобщённую динамику распре­деления соревновательной эффективности попыток, выявленную на основе анализа местоположения всех 2183 лучших результатов в прыжках и метаниях. Заметно, что в ней есть особые признаки обоих спортивных упраж­нений и их проявление связано с конкретным соревновательным броском.

В первой предварительной попытке осуществляется влияние прыжковых дисциплин, поскольку здесь самый низкий уровень изучаемого показателя — 11.5%. Вторая же попытка, наоборот, в большей мере сформирована массивом данных лёгкоатлетических метаний 18.1%. Последующие три повторения (16.4%), 16.6%> и 15.8%) практически равнозначны и имеют очень маленький размах средних величин.

Заключительная попытка отражает максимальную нацеленность всех представителей прыжков и метаний на показ лучшего результата соревнова­ния. Она не столь количественно отличается от предыдущей как в прыжках, но всё же превосходят её в данном случае на 4.1%>.

Выводы по 3 главе

Заключение

  1. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о значитель­ном внимании специалистов, особенно на уровне высшего спортивного мастерства, к вопросам рационального планирования спортсменами своей соревновательной деятельности. В видах лёгкой атлетики этой способности наибольшая значимость придаётся в цикличиских упражнениях и меньшая в прыжках и метаниях[27,30].
  2. Соотношение удачных, неудачных и пропущенных попыток демонстри­рует значительную величину негативного решения основной соревнователь-ной задачи в этой группе спортсменов. В среднем прыгуны и метатели выполняют только 72.8% удачных попыток.
  3. Влияние биомеханической конструкции системы движений в прыжках и метаниях проявляется следующим образом: в первом случае потери составляют 33.8% всех попыток, а во втором — 21.8%.
  4. Наибольший процент удачно выполненных соревновательных действий зафиксирован в толкании ядра — 85.8%, а наименьший в тройном прыжке
  • 63.9%, что подтверждает обратную связь между надёжностью выполнения и конструкцией основного двигательного действия.
  1. Средние показатели удачно выполненных двигательных действий у мужчин и женщин по всем видам лёгкоатлетических упражнений демонстрируют небольшое, всего 3.4% преимущество последних. В отдельных видах лёгкой атлетики эта разница достигает гораздо более значимых величин, прчём с приоритетом как женщин (длина -12.8%, копьё — 6.4%), так и мужчин (молот — 7.1%).
  2. Общая схема распределения лучшего результата прыгунов и метателей характеризуется его минимальным количеством в первой попытке 11.5% и максимальной — в шестой 22.2%. Относительные величины этого показателя в четырёх промежуточных попытках варьируют в пределах 15.8-18.1%).

    Следует отметить, что большее количество лучших результатов демонстрируется в финальных попытках.

  3. В горизонтальных лёгкоатлетических прыжках вышеобозначенная схема распределения лучшего результата по предворительным и финальным попыткам ещё более выражена и имеет вид: 8.8 — 15.3 — 17.2 — 16.9 — 16.2
  • 25.5%. В лёгкоатлетических метаниях минимум и максимум совмещены и относятся к первому и второму повторению: 14.2 — 20.8 — 15.3-16.3-15.3-18.1%.

8.. Связь между биологической природой спортсменов и характером рас­пределения лучшего результатапо попыткам не носит принципиальных отличий, хотя в каждом виде лёгкой атлетики имеются свои частные особенности, которые следует учитывать при выработке программы соревновательной деятельности.

9. Общая схема распределения исследуемого показателя свидетельствует о способности спортсменов элитной группы в прыжках и метанияз эффективно выполнять соревновательное упражнение с первой до последней попытки.

Списки используемой литературы

  1. Белкин А.А. Идеомоторная тренировка в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 128с.
  2. Буланчик Е. Раньше приобретать мастерство. Jl/a, 1966, №1, с. 18-19
  3. Васильев Г.В. Метание копья и молота. M.-JL: Физкультура и спорт, 1947, 60с., ил.
  4. Васильев Г.В. Толкание ядра и метание диска. M.-JL: Физкультура и спорт, 1947, 57с.
  5. Войнар Ю., Бойченко С.Д., Барташ В.А. Теория спорта — методология программирования. — Мн.: Харвест, 2001. — 320с.
  6. Волкова В.М. Физическая характеристика некоторых видов спорта,- Смоленск: Физкультура и спорт, 146с.
  7. Гетманец С.И. Метание диска. — В кн.: Лёгкая атлетика. 1964, с. 117-132
  8. Гиссен Л. Проблемы психологической индивидуализации. Особен­ности личности спортсмена в различных видах л/а. Лёгкая атлетика, 175, №1, с.26-27
  9. Данилова. Влияние целевой установки на результат прыжка в длину с разбега у женщин. — В кн.: Сборник тезисов студенческих работ. Смоленск, 1968, с. 142-143.
  10. Десять советов рекордсмена Европы, заслуженного мастера спорта, кандидата педагогических наук Игоря Тер-Ованесяна. “Юный олимпиец Лёгкая атлетика, 1972, №2, с.23.
  11. Дьячков В.М. Проблемы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1961.
  12. Дьячков В.М. Экспериментальное обоснование и разработка системы тренировки в скоростно-силовых видах спорта (по материалам исследования лёгкоатлетов — прыгунов): Автореф.дис. доктор пед.наук. — М., 1963. — 60с.

13.3ациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1966 -270.

  1. Иванов Ю.В. Тактическое мышление в лёгкой атлетике. — В кн.: Сборник тезисов студенческих научных работ. Смоленск, 1968,с. 153.
  2. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта. Уч.пособие в 3-х частях.

4.1. Минск, 1996, с 33-37.

  1. Ивойлов А.В. Помехоустойчивость движений спортсмена.т — М.: Физкультура и спорт, 1986. -110с.
  2. Ивойлов А.В. Соревнование и тренировка спортсмена. — Мн.: Выш. школа, 1982. — 144с., ил.
  3. Ивойлов А.В. Теоретические аспекты спортивной тактики. — Теория и практика физической культуры, 1972, №12, с.63-65.
  4. Кац А.М. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. — Л.: Наука, с.377-384.
  1. Книга тренера по лёгкой атлетике / Под ред. Коменкова JI.C. — 3-е изд., иерераб. М.: Физкультура и спорт, 1987 — 399.
  2. Ковтун Г. / Тройной прыжок/ Л/а, 1978, №6, с.27.
  3. Козлов Е. Как готовиться к попытке. Лёгкая атлетика, 1972, №2, с. 14 — 15.
  4. Коробков Г. и Озолин Н. Современная методика спортивной тренировки лёгкая атлетика, 1956, №2, с.3-7. .
  5. Креер В.А., Попов В.Б. Лёгкоатлетические прыжки. — М.: Физкультура и спорт, 1986 — 174с.
  6. Котов Б. Метания, прыжки, многоборья. Вып.2. Изд. Б.А. Майтова. М.:Подрезков, 1917.112с., ил.
  7. Лёгкая атлетика. Основы тренировки в лёгкой атлетике: Учеб. Пособие для слушателей факультета усовершенствования /ГЦОЛИФК.-М.,

1977.-29с.

  1. Лёгкая атлетика: Учеб. Для ин-тов физ. культ. / Под ред. Н.Г.Озолина, В.И.Воронкина, Ю.Н.Примакова. — изд.4-е, доп., перераб. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 671с., ил.
  2. Лёгкая атлетика: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 ’’Физическое воспитание” /Под ред.А.Н.Макарова. — 2-е изд., перераб. и дип. — М.: Просвящение, 1987. — 304с., ил.
  3. Лимирь П.Л. Лёгкая атлетика: Учеб. Для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — 150с.
  4. Марков Д.К. Лёгкая атлетика: Учеб. Для ин-тов физической культуры — М.: Физкультура и спорт, 1965. — 191с.

31 .Масальчин Н.А. Физиология спорта. Лекция для студентов — заочников. — М.: ГЦОЛИФК, 1979. — 78с.

  1. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учеб. Пособие для ин- тов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 271с., ил.
  2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин- тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543с.
  3. Методика обучения лёгкоатлетическим упражнениям: Учеб. пособие для ин-тов физ. Культуры фак. физ. Воспитания / Под общей ред. М.П.Кривоносова, Т.П.Юшкевича. — Мн.: Выш.шк., 1986. — 312с., ил.
  4. Методика тренировки в лёгкой атлетике: Учеб. пособие /Под общей ред.В.А.Соколова, Т.П.Юшкевича, Э.П.Позюбанова/ — Мн.: Полымя, 1994.-504с.
  5. Минаев Т. Наши соперники. Лёгкая атлетика /Прыжки, толкания и метания, многоборья/ Спорт за рубежом, 1968, №16, с.3-5.
  6. Настольная книга тренера: Наука побеждать /И.Г.Озолин. — М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО ’’Издательство ACT”, 2002. — 864с.
  7. Ненашев С.И. Метание молота. Под ред. В.В.Садовского. М.: Физкультура и спорт, 1967.
  8. Несколько слов о лёгкоатлетической тренировке. Русский спорт,1913, №1, с.4.

40.Обучение движению: Монография /Е.Эйдер, С.Д.Бойченко, В.В.Руденик. — Барановичи: РУПП «Барановичская укрупнённая типография», 2003. — 291с.

41.0золин Н.Г.Основы методики обучения л/а. Учёные записки. Вып.2. /Центр. Гос. Ин-т физической культуры/ М, 1947, с. 116-119

42.0золин Н.Г.Советская система спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176с.

43.Основы матам. Статистики: Учеб.пособие для ин-тов физической культуры /Под ред. В.С.Иванова/ — М.: Физкультура и спорт, 1990 — 176с.

  1. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 1997.
  2. Платонов В.Б. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 286с.
  3. Попов В.Б. Прыжок в длину. 3-е изд., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1977.-96с., ил.
  4. Попов В.Б. Теория спортивной тренировки на службе спорта высших достижений// Теория и практика физической культуры, 1998, №4. — с.50-53.
  5. Пуни А. О непосредственной подготовке к соревнованию. — Наука и спорт. Лёгкая атлетика, 1961, №7, с. 13-14
  6. Ракицкий П.В. Биологическая статистика. Мн.: Выш.школа, 1967. — ,263с.
  7. Сулиев Л.Г. Метание копья. М.: Физкультура и спорт. 1961. — 255с., ил.
  8. Теория и методика физического воспитания. Учеб. для ин-тов физ. кул- ры. Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд.2-е, испр. и доп. (в 2-х т.).

    М.: Физкультура и спорт, 1976.

  9. Тер-Ованесян И.А. Гармония прыжкаи психология спортсмена. Лёгкая атлетика, 1965, №11, с.5-6.
  10. Тер-Ованесян И.А. Подготовка лёгкоатлета: современный взгляд. — М.: Тера — Спорт, 2000 — 128с.
  11. Тер-Ованесян И.А. Спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1967.
  12. Тутевич В.Н. Метание диска. — М.: Физкультура и спорт, 1958, 222с., ил.
  13. Тутевич В.Н. Теория спортивных метаний. — М.: физкультура и спорт, 1969.
  14. Уткин В.Л. Биомеханические аспекты спортивной тактики /Под ред. В.М. Зациорского. — М.: Физкультура и спорт, 1984. -128с.
  15. Учебник тренера по лёгкой атлетике / Под общ.ред. Л.С. Хоменкова. — М.: Физкультура и спорт, 1974. -535с.
  16. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский ценр “Академия”, 2003. — 480с.