К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

УДК 378.147

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

С. А. Дю

Рассматривается проблема поиска путей оптимизации процесса педагогической деятельности. Представлены основные подходы к оцениванию педагогической деятельности, включающие в себя личностные и профессиональные педагогические качества. Проведен анализ профессионально необходимых качеств педагога в различных исследованиях (Е. А. Климов, А. К. Маркова, Н. А. Аминов, Н. В. Кузьмина).

It Is Considered problem of searching for of the ways to optimization of the process to pedagogical activity. The main approaches will Presented to оцениванию pedagogical activity, comprising of itself larval and professional pedagogical quality. The Organized analysis professional necessary quality teacher in different study (E. A. Klimov, A. K. Markova, N. A. Aminov, N. V. Kuzimina).

Стремительные изменения, происходящие в системе образования в последние годы, требует пересмотра и сложившихся методов оценивания эффективности деятельности педагогов. Если оценка деятельности проводится регулярно и объективно, то она превращается в действенное средство контроля, воспитания ответственности, развития личностного потенциала преподавателя. Отдельные аспекты оценивания могут дополнять друг друга, но в любом случае должно прослеживаться воздействие мотивации, направленной на повышение эффективности труда. Оценка имеет большое значение для самих преподавателей, так как она задает координаты дальнейшего профессионального развития.

В настоящее время вопрос о критериях качества педагогической деятельности остается дискуссионным. Это связано с тем, что педагогическая деятельность является многоаспектной и многорезультативной. В профессиональной деятельности отражаются качественные характеристики ее субъекта – представителя данной профессии, и, прежде всего, владение им продуктивными способами профессиональных функций, современными средствами решения профессиональных задач.

Вестник СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки», №2 (12), 2004, ISBN5–9296–0200–х © Северо-Кавказский государственный технический университет,

Одним из подходов к оцениванию педагогической деятельности является профессиографический подход, принципы которого были сформулированы еще К. К. Платоновым. Его важнейшими принципами являются:

— принцип комплексности, целенаправленности;

— принцип личностного подхода;

— принцип надежности (требования к помехоустойчивости личности);

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

... возможности профессионального и личностного роста, взаимоотношения внутри педагогического коллектива   Раздел: «Психология педагогической деятельности» Тема 1: Общая характеристика педагогической деятельности Педагогическая деятельность – социальная деятельность, направленная на передачу от старших поколений к младшим ...

— принцип дифференциации, предусматривающий различные специальности, входящие в данную профессию;

— принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы;

— принципы перспективности и реальности.

В соответствии с данными принципами, для преподавательской деятельности были разработаны профессиограммы, включающие описания социально-экономических, производственно-технических, психологических и других особенностей профессии. Согласно модели В. А. Сластенина, структура педагогической деятельности включает в себя личностные и профессиональные педагогические качества, основные требования к психолого-педагогической подготовке.

В основе другого подхода к оценке педагогической деятельности лежит анализ ее соответствия, имеющимся в науке схемам профессиональной деятельности.

По Е. А. Климову, педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек-человек». Профессионалу этой схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать; 2) уме-ние слушать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая (коммуникативная) культура; 5) наблюдательность; 6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; 7) способность сопереживания; 8) уме-ние решать нестандартные ситуации; 9) вы-сокая степень саморегуляции.

Согласно Е. А. Климову, возможность решения профессиональных педагогических задач определяется следующими личностными качествами профессионала: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, способность быстро понимать намерения, помыслы, настроения других людей, способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способность хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей и т.д. Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа «Человек-человек». Входящая в данный тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых профессиональная компетентность и дидактическая культура являются основными [3].

В работах А. К. Марковой структура профессионально необходимых свойств педагога представлена двумя блоками характеристик [4].

— Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания.

— Субъективные характеристики: психологические позиции, установки, личностные особенности.

К важным профессиональным качествам, согласно А. К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, педагогическое предвидение и рефлексия.

Еще один подход к определению критериев оценки педагогической деятельности принадлежит Н. А. Аминову. Рассматривая успешность деятельности в качестве ведущего критерия оценки труда профессионала, Н. А. Аминов выделяет два ее вида: индивидуальная и социальная успешность. Индивидуальная (ресурсная) успешность, включает в себя достижения человека по отношению к самому себе во времени. Социальная успешность определяется достижениями одного человека по отношению к достижениям других людей (конкурентоспособность).

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... университета имени А.С. Пушкина Скворцов В.Н. Члены оргкомитета: доктор педагогических наук, профессор Л.М. Кобрина; доктор психологических наук, профессор А.Г. ... деятельности. 7. Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ...

Вестник СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки», №2 (12), 2004, ISBN5–9296–0200–х © Северо-Кавказский государственный технический университет,

Н. А. Аминов под собственно способностями понимает именно те индивидуально-психологические особенности человека, которые не только обеспечивают ему успешность в какой-либо деятельности, но и повышают его конкурентоспособность, т. е. успешность в ситуации соперничества с другими на любом поприще. Психологические ресурсы (способы), с помощью которых человек достигает успеха в реализации себя (личностном росте) без конкуренции с другими, Аминов называет инструментальными способностями.

По мнению Н. А. Аминова, для педагога важным качеством является сопротивление так называемому «синдрому эмоционального сгорания» или психологического истощения. Н. А. Амиинов подчеркивает, что этот синдром сказывается сильнее у учителей, проявляющих профессиональную непригодность. Индивидуальные психофизические и психологические особенности предопределяют качество сопротивляемости развитию этого субъективного синдрома, т. к. он развивается в процессе и результате деятельности.

И. А. Зимняя выделяет три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности педагога. Первый план – предрасположенность или пригодность. Пригодность определяется биологическими, анатомо-физиологи-ческими и психическими особенностями человека. Пригодность к педагогической деятельности подразумевает отсутствие противопоказаний в деятельности типа «Человек-человек». Пригодность к педагогической деятельности предполагает норму интеллектуального развития человека, эмпатийность и положительный эмоциональный тон, а также нормальный уровень развития коммуникативно-познавательной активности.

Второй план – его готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает отрефлексированную направленность на профессию типа «человек-человек», мировоззренческую зрелость, широкую и системную профессионально-предметную компетентность, а также коммуникативную, дидактическую потребности и потребность в аффилиации.

Третий план – включаемость во взаимодействие с другими людьми, в педагогическое общение. Включаемость предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника.

Естественно, что только полное совпадение этих трех планов соответствия индивидуально-личностных качеств человека педагогической деятельности обеспечивает наибольшую ее эффективность.

Одним из основных профессионально значимых качеств педагога является его «личностная направленность». Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по мнению Н. В. Кузьминой, три типа направленности:

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

1. Истинно педагогическую.

2. Формально педагогическую.

3. Ложно педагогическую.

Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» [2].

В значительной степени уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности, а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Педагогическое творчество эффективно там и тогда, когда оно опирается на высокую профессионально — педагогическую компетентность.

В процессе взаимодействия с учащимися на основании принципа обратной связи преподаватель прежде всего сам принимает решение относительно достоинств и недостатков собственной деятельности, причин, их вызвавших, самооценок, верность принятых стратегий самосовершенствования зависит от способности, одаренности, таланта преподавателя, его культуры и личности в целом, с одной

Вестник СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки», №2 (12), 2004, ISBN5–9296–0200–х © Северо-Кавказский государственный технический университет,

стороны, уровня профессионализма психолога образовательного учреждения, выявляющего и развивающего мотивацию, и стимулирование личностного развития и профессионального роста преподавателя, с другой.

Анализ обширной научной литературы показал существование большого числа подходов к определению критериев оценки труда педагога: профессиографический подход (К. К. Платонов, Е. А. Климов, В. А. Сластенин), акмеологический подход (Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач и т. п.), социально-психологический (А. К. Маркова, Н. А. Амиинов).

На наш взгляд, поиски критериев оценки труда педагога связаны с интеграцией обозначенных подходов.

Литература

1. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология // Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003.

2. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. – М.: Высшая школа, 1989.

3. Климов Е. А. Психология профессионала. – М.: Воронеж, 1996.

4. Маркова А. Н. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996.

5. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб., 1999.

7. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. – 2-е издание. – М., 1996.