Кафедра общей и социальной психологии
Вопросы к итоговому экзамену по курсу
«Общая психология»
для студентов 2 курса специальности «Психология»
- Психологические факты и психологическое объяснение. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания.
- Основные методы исследования психики (сознания) на начальных этапах становления психологии как современной науки. Их возможности и ограничения. Основные достижения и результаты психологии сознания.
- Примеры гештальтфеноменов, понятие инсайта.
- Проблема объективного метода в психологии. Предмет и задачи психологии поведения. Основная схема изучения поведения в бихевиоризме, представление о научении.
- Неосознаваемые процессы в поведении человека. Проблема бессознательного в психоанализе. Представление об аффективных комплексах и методе свободных ассоциаций.
- Категория деятельности в психологии. Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.
- Видовой биологический опыт и его воспроизведение у животных и человека. Органические предпосылки становления и развития индивида.
- Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Проблема выделения критериев психического. Гипотеза о возникновении чувствительности как элементарной формы психического отражения. Основные стадии развития психики и поведения животных.
- Общая характеристика инстинкта и примеры исследования инстинктивного поведения животных.
Облигатное и факультативное научение.
- Индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект.
- Исследование интеллекта животных, функциональное использование орудий.
- Совместная (трудовая) деятельность людей: ее основные характеристики и их филогенетические предпосылки.
- Трудовые действия и необходимость общественного сознания.
- Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизводства. Материальная культура. Социализация индивида как присвоение культурного опыта. Развитие общественного и индивидуального сознания в антропогенезе.
- Понятие высшей психической функции. Строение и развитие высших психических функций. Основные свойства высших психических функций, закономерности их формирования.
- Понятия потребности и мотива. Подходы к классификации потребностей. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Строение потребностно-мотивационной сферы, специфика потребностей человека.
- Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры исследований.
- Определение деятельности. Структура деятельности.
- Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура.
6 стр., 2528 слов
1.Смысл проблемы сознания и трудности её решения. Основные подходы ...
... внешней и внутренней среды. Психика – регулятор неосознаваемого поведения и у человека, и у животных. Сознание – специфически человеческий способ организации деятельности и отношения ... с характером жизнедеятельности людей, является культурно-историческим феноменом. Основные подходы к проблеме сознания в философии – физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический ...
Процессы целеобразования и поиска средств решения задач.
- Психофизиологические функции. Уровни построения движений.
- Образ (представление) мира как условие деятельности в нем и основа его познания. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов. Ограничения, связанные с органами чувств. Проблема адекватного познания реальности.
- Психология познания и когнитивная психология. Понятие когнитивной схемы.
- Исследование мотивации в отечественной психологии.
- Исследование мотивации в зарубежной психологии.
- Неэкспериментальные и экспериментальные методы изучения мотивации.
- Эмоций: их роль и функции в жизнедеятельности человека, отличие эмоциональной оценки и отношения.
- Общая характеристика эмоций (модальность, знак, сила, глубина, устойчивость и т.д.).
- Исследование эмоциональных переживаний в отечественной психологии.
- Исследование эмоциональных переживаний в зарубежной психологии.
- Неэкспериментальные и экспериментальные методы изучения эмоций.
- Проблема определения и классификации эмоции.
- Механизм возникновения и протекания эмоций (теоретические подходы).
- Режимы функционирования психики и эмоциональные явления.
- Феномены, сенсорная очевидность познавательных феноменов.
Основные проблемы психологии познания.
- Основные теоретические подходы к изучению познания.
- Сущность процесса ощущения. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Классификация ощущений.
- Общие закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Развитие чувствительности. Компенсаторные возможности в области ощущений.
- Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия. Роль моторных компонентов в процессах восприятия. Оперативные единицы восприятия и проблема сенсорных эталонов.
- Перцептивные действия: задачи перцептивных действий, средства осуществления перцептивных действий, перцептивные операции, ориентировочная основа перцептивных действий.
- Психофизиология восприятия. Иллюзии восприятия.
- Перцептивный образ и его важнейшие характеристики: предметность, целостность, избирательность, осмысленность, константность. Постоянная и временная апперцепция.
- Классификация и виды восприятия. Восприятие формы и законы перцептивной организации. Проблемы восприятия времени и пространства.
- Наблюдение и наблюдательность. Формирование наблюдательности. Развитие наблюдательности и перестройка восприятия.
- Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.
- Основные функции, процессы, содержания и связи памяти.
- Явление и понятие ассоциации.
1 стр., 181 слов
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Законы, условия и виды ассоциаций.
- Проблема памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Экспериментальное исследование опосредствованного запоминания.
- Представление о памяти в бихевиоризме. Когнитивный подход к исследованию памяти: основные понятия и положения.
- Характеристика, задачи и установки произвольного запоминания. Понятие и источники мнемической направленности. Характеристика и исследования непроизвольного запоминания.
- Кратковременная память: основные методы и результаты исследований. Структура долговременной памяти. Феноменальная память. Амнезии.
- Внимание как состояние и процесс сознания. Внимание как высшая психическая функция. Экспериментальные исследования внимания в школе Л.С. Выготского.
- Гештальтпсихология о внимании. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии
- Исследование внимания в классической психологии: методы, факты, проблемы.
- Основные виды и свойства внимания.
- Понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания.
- Основные теоретические подходы к анализу мышления.
- Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Теоретическое и эмпирическое мышление. Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление.
- Мышление как процесс постановки и решения субъектом творческих задач.
- Индивидуальные особенности мышления.
- Речь и мышление, их генетические корни. Язык и речь.
- Виды и функции речи.
- Понятие о живом движении, его характеристики. Характеристики моторного поля.
- Строение рефлекторного кольца. Его работа.
- Уровни и этапы построения движений (по Н.А. Бернштейну).
- Соотношение психики и деятельности. Структура деятельности человека. Соотношение сознания и деятельности
- Взаимопереходы между внешней и внутренней деятельностью.
- Нарушения деятельности: причины и источники сбоев. Отлаживание деятельности обучения.
- Интериоризация и экстериоризация. Закон культурно-исторического развития Л.С. Выготского.
- Автоматические и автоматизированные действия. Навыки и привычки. Формирование навыков.
- Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
- Ориентировочная деятельность. Ориентировочная основа действия.
- Совместная деятельность людей и возникновение сознания.
Роль речи в развитии сознания. Развитие общественного сознания в антропогенезе
- Характеристики индивидуального сознания: значение и личностный смысл. Значение как единица анализа сознания. Развитие индивидуального сознания в антропогенезе.
- Понятие высших психических функций. Их строение, основные характеристики, закон развития.
- Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Понятие интериоризации.
- Особенности подхода к анализу сознания на ранних стадиях становления психологии как науки
- Сравнение представлений о сознании у Вундта, У. Джеймса и в гештальтпсихологии.
- Сознание как философская категория. Отличие понятий сознания в психологии и философии.
- Орудие и знак как основные образующие сознания.
- Постановка проблемы сознания В.М. Алахвердовым.
Согласовано:
Дать характеристику мышлению как высшему психическому процессу.Составить ...
... [текст] / В.А. Крутецкий. – М. : Социосфера, 2001. – 352 с. 9. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст] / А.Н. Леонтьев / Проблемы развития психики: 4-е изд. – М. : МПСИ, ... наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности и т.п. – это обобщения, выраженные словом [3]. Мышление в узком смысле понимается как процесс ...
Зав. кафедрой Е.Л. Доценко
3