Итоговый экзамен Общая психология

Кафедра общей и социальной психологии

Вопросы к итоговому экзамену по курсу

«Общая психология»

для студентов 2 курса специальности «Психология»

  1. Психологические факты и психологическое объяснение. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания.
  2. Основные методы исследования психики (сознания) на начальных этапах становления психологии как современной науки. Их возможности и ограничения. Основные достижения и результаты психологии сознания.
  3. Примеры гештальтфеноменов, понятие инсайта.
  4. Проблема объективного метода в психологии. Предмет и задачи психологии поведения. Основная схема изучения поведения в бихевиоризме, представление о научении.
  5. Неосознаваемые процессы в поведении человека. Проблема бессознательного в психоанализе. Представление об аффективных комплексах и методе свободных ассоциаций.
  6. Категория деятельности в психологии. Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.
  7. Видовой биологический опыт и его воспроизведение у животных и человека. Органические предпосылки становления и развития индивида.
  8. Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Проблема выделения критериев психического. Гипотеза о возникновении чувствительности как элементарной формы психического отражения. Основные стадии развития психики и поведения животных.
  9. Общая характеристика инстинкта и примеры исследования инстинктивного поведения животных.

    Облигатное и факультативное научение.

  10. Индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект.
  11. Исследование интеллекта животных, функциональное использование орудий.
  12. Совместная (трудовая) деятельность людей: ее основные характеристики и их филогенетические предпосылки.
  13. Трудовые действия и необходимость общественного сознания.
  14. Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизводства. Материальная культура. Социализация индивида как присвоение культурного опыта. Развитие общественного и индивидуального сознания в антропогенезе.
  15. Понятие высшей психической функции. Строение и развитие высших психических функций. Основные свойства высших психических функций, закономерности их формирования.
  16. Понятия потребности и мотива. Подходы к классификации потребностей. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Строение потребностно-мотивационной сферы, специфика потребностей человека.
  17. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры исследований.
  18. Определение деятельности. Структура деятельности.
  19. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура.

    6 стр., 2528 слов

    1.Смысл проблемы сознания и трудности её решения. Основные подходы ...

    ... внешней и внутренней среды. Психика  – регулятор неосознаваемого поведения и у человека, и у животных. Сознание – специфически человеческий способ организации деятельности и отношения ... с характером жизнедеятельности людей, является культурно-историческим феноменом.   Основные подходы к проблеме сознания в философии – физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический ...

    Процессы целеобразования и поиска средств решения задач.

  20. Психофизиологические функции. Уровни построения движений.
  21. Образ (представление) мира как условие деятельности в нем и основа его познания. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов. Ограничения, связанные с органами чувств. Проблема адекватного познания реальности.
  22. Психология познания и когнитивная психология. Понятие когнитивной схемы.
  23. Исследование мотивации в отечественной психологии.
  24. Исследование мотивации в зарубежной психологии.
  25. Неэкспериментальные и экспериментальные методы изучения мотивации.
  26. Эмоций: их роль и функции в жизнедеятельности человека, отличие эмоциональной оценки и отношения.
  27. Общая характеристика эмоций (модальность, знак, сила, глубина, устойчивость и т.д.).
  28. Исследование эмоциональных переживаний в отечественной психологии.
  29. Исследование эмоциональных переживаний в зарубежной психологии.
  30. Неэкспериментальные и экспериментальные методы изучения эмоций.
  31. Проблема определения и классификации эмоции.
  32. Механизм возникновения и протекания эмоций (теоретические подходы).
  33. Режимы функционирования психики и эмоциональные явления.
  34. Феномены, сенсорная очевидность познавательных феноменов.

    Основные проблемы психологии познания.

  35. Основные теоретические подходы к изучению познания.
  36. Сущность процесса ощущения. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Классификация ощущений.
  37. Общие закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Развитие чувствительности. Компенсаторные возможности в области ощущений.
  38. Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия. Роль моторных компонентов в процессах восприятия. Оперативные единицы восприятия и проблема сенсорных эталонов.
  39. Перцептивные действия: задачи перцептивных действий, средства осуществления перцептивных действий, перцептивные операции, ориентировочная основа перцептивных действий.
  40. Психофизиология восприятия. Иллюзии восприятия.
  41. Перцептивный образ и его важнейшие характеристики: предметность, целостность, избирательность, осмысленность, константность. Постоянная и временная апперцепция.
  42. Классификация и виды восприятия. Восприятие формы и законы перцептивной организации. Проблемы восприятия времени и пространства.
  43. Наблюдение и наблюдательность. Формирование наблюдательности. Развитие наблюдательности и перестройка восприятия.
  44. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.
  45. Основные функции, процессы, содержания и связи памяти.
  46. Явление и понятие ассоциации.

    1 стр., 181 слов

    Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

    ... изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

    Законы, условия и виды ассоциаций.

  47. Проблема памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Экспериментальное исследование опосредствованного запоминания.
  48. Представление о памяти в бихевиоризме. Когнитивный подход к исследованию памяти: основные понятия и положения.
  49. Характеристика, задачи и установки произвольного запоминания. Понятие и источники мнемической направленности. Характеристика и исследования непроизвольного запоминания.
  50. Кратковременная память: основные методы и результаты исследований. Структура долговременной памяти. Феноменальная память. Амнезии.
  51. Внимание как состояние и процесс сознания. Внимание как высшая психическая функция. Экспериментальные исследования внимания в школе Л.С. Выготского.
  52. Гештальтпсихология о внимании. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии
  53. Исследование внимания в классической психологии: методы, факты, проблемы.
  54. Основные виды и свойства внимания.
  55. Понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания.
  56. Основные теоретические подходы к анализу мышления.
  57. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

    Теоретическое и эмпирическое мышление. Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление.

  58. Мышление как процесс постановки и решения субъектом творческих задач.
  59. Индивидуальные особенности мышления.
  60. Речь и мышление, их генетические корни. Язык и речь.
  61. Виды и функции речи.
  62. Понятие о живом движении, его характеристики. Характеристики моторного поля.
  63. Строение рефлекторного кольца. Его работа.
  64. Уровни и этапы построения движений (по Н.А. Бернштейну).
  65. Соотношение психики и деятельности. Структура деятельности человека. Соотношение сознания и деятельности
  66. Взаимопереходы между внешней и внутренней деятельностью.
  67. Нарушения деятельности: причины и источники сбоев. Отлаживание деятельности обучения.
  68. Интериоризация и экстериоризация. Закон культурно-исторического развития Л.С. Выготского.
  69. Автоматические и автоматизированные действия. Навыки и привычки. Формирование навыков.
  70. Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
  71. Ориентировочная деятельность. Ориентировочная основа действия.
  72. Совместная деятельность людей и возникновение сознания.

    Роль речи в развитии сознания. Развитие общественного сознания в антропогенезе

  73. Характеристики индивидуального сознания: значение и личностный смысл. Значение как единица анализа сознания. Развитие индивидуального сознания в антропогенезе.
  74. Понятие высших психических функций. Их строение, основные характеристики, закон развития.
  75. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Понятие интериоризации.
  76. Особенности подхода к анализу сознания на ранних стадиях становления психологии как науки
  77. Сравнение представлений о сознании у Вундта, У. Джеймса и в гештальтпсихологии.
  78. Сознание как философская категория. Отличие понятий сознания в психологии и философии.
  79. Орудие и знак как основные образующие сознания.
  80. Постановка проблемы сознания В.М. Алахвердовым.

Согласовано:

3 стр., 1133 слов

Дать характеристику мышлению как высшему психическому процессу.Составить ...

... [текст] / В.А. Крутецкий. – М. : Социосфера, 2001. – 352 с. 9. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст] / А.Н. Леонтьев / Проблемы развития психики: 4-е изд. – М. : МПСИ, 2003. ... наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности и т.п. – это обобщения, выраженные словом [3]. Мышление в узком смысле понимается как процесс ...

Зав. кафедрой Е.Л. Доценко

3