Составитель: старший преподаватель, магистр психологии Кодекова Г.Б

Титульный лист программы дисциплины

Форма

Ф СО ПГУ 7.18.4/17

(наименование кафедры)

Программа дисциплины (Syllabus)

POP 3208 Психология отклоняющегося поведения

(код и название дисциплины)

Павлодар, 2014г.

Программа дисциплины (Syllabus)

Форма

Ф СО ПГУ 7.18.4/19

Утверждаю

Декан факультета ГПФ

___________ Сарбалаев Ж.Т.

(подпись) (Ф.И.О.)

«___»_____________20__г.

Составитель: старший преподаватель, магистр психологии Кодекова Г.Б.

(должность, учёная степень, звание, подпись) (Ф.И.О.)

POP 3208 Психология отклоняющегося поведения

(полное наименование и код дисциплины по рабочему учебному плану)

для студентов очной__________________ формы обучения специальности(ей)

(форма обучения)

5В050300 Психология

(шифр и полное наименование специальности (ей))

Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утверждённой

«___» _________20__г.

Рекомендована на заседании кафедры от «___»____________20__г.

Протокол №_____.

Заведующий кафедрой ________________ Бурдина Е.И. «____» ________20__г.

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрена УМС гуманитарно-педагогического факультета

именование факультета)

«____»______________20__г. Протокол №____

Председатель УМС ________________ Ксембаева С.К. «____» ________20__г.

(подпись) (Ф.И.О.)

1. Паспорт учебной дисциплины

Наименование дисциплины Психология отклоняющегося поведения

Дисциплина по выбору

Количество кредитов и сроки изучения

Всего – 3 кредита

Курс: 3

Семестр: 5

Всего аудиторных занятий – 45 часов

Лекции — 30 часов

Практические /семинарские занятия — 15 часов

Лабораторные – 0 часов

СРС – 90 часов

в том числе СРСП – 11,25 часов

Общая трудоемкость — 135 часов

Пререквизиты

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки приобретённые при изучении следующих дисциплин: Дифференциальная психология личности

Постреквизиты

Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для освоения следующих дисциплин: Основы психологического консультирования

Форма контроля

Экзамен – 5 семестр

2. Сведения о преподавателях и контактная информация

Ф.И.О. Кодекова Галия Бикеновна

Учёная степень, звание, должность: магистр психологии, старший преподаватель

Кафедра «Психологии и педагогики», аудитория 149,

телефон: 67-36-85 вн.11-39,

Е-mail: galeka1985@mail.ru.

3. Предмет, цели и задачи

Предмет дисциплины: психология отклоняющегося поведения

Цель преподавания дисциплины

формирование у будущих психологов знаний по проблеме отклоняющегося поведения и умений его диагностики, коррекции и профилактики

Задачи изучения дисциплины

— ознакомить с основами психологических знаний по проблеме отклоняющегося поведения, различными классификациями поведенческих отклонений;

— изучение детерминант и психологических механизмов формирования отклоняющегося поведения, его основных видов, методик диагностики и направлений коррекции и профилактики;

— формирование практических умений в области диагностики, профилактики и психологической коррекции отклоняющегося поведения.

4. Требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

иметь представление о:

— Методологии и теоретических основах психологии девиантного поведения и о ее месте в системе наук о поведении;

знать:

— Поведенческие нормы и девиации. Диагностику поведенческих стереотипов;

уметь:

– корректно использовать психологические понятия;

— мыслить критически, анализировать, сопоставлять психологическиеявления и процессы, использовать методы смежных дисциплин;

— самостоятельно приобретать новые знания, изучать специфику современных информационных технологий и инновационных подходов;

— находить в поисковой системе Интернет материалы для выполнения заданий по психологииотклоняющегося поведения, изучать передовой психологический опыт творчески работающих психологов;

— проводить психологическое исследование, используя анкеты, социологические опросники, диагностические методики;

— работать в команде, продуктивно сотрудничать при выполнении групповых заданий;

— оценивать психологическую ситуацию и выявлять возможности для адекватного реагирования на поведение клиентов, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности и необходимость создания благоприятных условий для их развития;

— на основе воображаемых и реальных проблемных, коллизийных, конфликтных ситуаций находить наиболее эффективные пути выхода из них;

приобрести практические навыки:

– презентовать результатов исследовательской работы на семинарах, круглых столах, конференциях, форумах, конкурсах, смотрах, обеспечивающих мобильность личности в обществе, его успех и социальную защищенность.;

быть компетентным:

в умении психологической квалификации нарушений поведения, расстройств личности, обуславливающих отклоняющееся поведение.

5. Тематический план изучения дисциплины

Распределение академических часов по видам занятий

№ п/п

Наименование тем

Количество аудиторных часов по видам занятий

СРО

лекции

практические (семинарские)

лабораторные студийные, индивидульные

Всего

в том числе СРОП

1

Социальная норма и социальные отклонения

2

1

8

2

Классификация видов отклоняющегося поведения

2

1

8

1

3

Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности

2

1

8

1

4

Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности

3

1

8

1

5

Агрессивное поведение

3

1

8

1

6

Делинквентное поведение

3

1

8

1

7

Зависимое поведение

3

1

8

1

8

Суицидальное поведение

3

2

8

1

9

Превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности

3

2

8

1

10

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности

3

2

9

1

11

Вандализм/граффити как особый вид девиации подростков

3

2

9

1,25

Всего:135 (3 кредита)

30

15

0

90

11,25

7 Содержание лекционных занятий

8 Содержание практических (семинарских, лабораторных, студийных, индивидуальных) занятий, их объем в часах

Тема 1 Социальная норма и социальные отклонения

План:

1 Виды социальных норм и механизмы их функционирования

2 Социальные отклонения

Задания: Ответьте на следующий вопросы:

Что такое социальная норма? Каковы ее свойства и способы образования?

Каковы механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного человека?

Перечислите виды социальных норм.

Дайте определение и приведите конкретные примеры нормального поведения личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностные отношения и семья, сексуальные отношения, правовые отношения, здоровье.

В чем различие между понятиями «отклоняющееся поведение» и «социальные отклонения»?

Приведите современные примеры негативных, нейтральных и позитивных социальных отклонений.

Литература: [3, 4]

Тема 2 Классификация видов отклоняющегося поведения

План:

1 Медицинская классификация поведенческих расстройств

2 Сравнительная характеристика поведенческих феноменов

Задания: Ответьте на следующий вопросы:

Назовите причины, затрудняющие создание единой классификации поведенческих отклонений.

Перечислите основные виды социальных отклонений.

Назовите основные виды поведенческих расстройств (для взрослого и детско-подросткового возраста) в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра.

Сформулируйте основные достоинства и недостатки психологических систематизации отклоняющегося поведения личности.

Воспроизведите рабочую классификацию поведенческих отклонений.

Предложите свою классификацию видов отклоняющегося поведения.

Перечислите и сравните различные поведенческие феномены.

Литература: [3, 4]

Тема 3 Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности

План:

1 Биологические предпосылки поведенческих девиаций

Задания: Ответьте на следующий вопросы:

Что такое детерминация отклоняющегося поведения личности?

Перечислите социальные детерминанты девиантного поведения.

Перечислите биологические предпосылки отклоняющегося поведения.

Раскройте характер взаимодействия социальных и биологических факторов поведения личности.

Литература: [3, 4]

Тема 4 Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности

План:

  1. Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения o Отклоняющееся поведение как результат научения
  2. Схема анализа отклоняющегося поведения

Задания:

Назовите социальные причины отклоняющегося поведения.

Каковы биологические предпосылки поведенческих девиаций?

Объясните отклоняющееся поведение с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода.

Что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз?

Каковы психодинамические механизмы отклоняющегося поведения?

Раскройте понятие «психологическая защита» и перечислите основные ее виды.

Перечислите основные положения поведенческой психологии.

Каковы факторы отклоняющегося поведения с точки зрения поведенческой психологии?

Что такое классическое и оперантное обусловливание?

Раскройте понятие «подкрепляющий стимул» и перечислите виды подкреплений.

Назовите основные механизмы формирования отклоняющегося поведения в соответствии с теорией социального научения.

Что такое копинг, копинг-стратегии и копинг-ресурсы?

Найдите какую-либо форму нежелательного поведения в личном опыте. Проведите его анализ по приведенной схеме.

Литература: [3, 4]

Тема 5 Агрессивное поведение

План:

  1. Условия формирования агрессивного поведения личности
  2. Агрессия и делинквентное поведение

Задания:

Раскройте содержание и соотнесите следующие понятия: «агрессия», «агрессивное влечение», «агрессивность», «агрессивное поведение».

Назовите негативные и позитивные проявления агрессии.

Назовите основные виды агрессии и агрессивного поведения.

Перечислите основные признаки агрессивного (нежелательного) поведения с учетом возрастной специфики.

Приведите основные психологические теории, объясняющие агрессивное поведение.

Каковы условия и механизмы формирования агрессивного поведения?

Сформулируйте условия, препятствующие становлению и проявлению агрессивного поведения личности.

Раскройте связь между агрессивным и делинквентным поведением личности.

Литература: [3, 4]

Тема 6 Делинквентное поведение

План:

  1. Противоправная мотивация
  2. Антисоциальная (социопатическая) личность

Задания:

Раскройте основные понятия, связанные с противоправным поведением личности.

Перечислите основные формы делинквентного поведения и типы правонарушителей.

Перечислите внешние и внутренние условия делинквентного поведения.

Какова специфическая мотивация антиобщественного поведения?

Что стоит за термином «антисоциальная личность»?

Литература: [3, 4]

Тема 7 Зависимое поведение

План:

  1. Факторы зависимого поведения личности
  2. Феномен со-зависимости
  3. Химическая зависимость
  4. Пищевая зависимость

Задания:

Что такое адцикция?

Опишите этапы формирования аддикции.

Что такое зависимое аддиктивное поведение и каковы его основные признаки? Чем отличается зависимое поведение от вредной привычки?

Какие виды зависимого поведения наиболее распространены в настоящее время?

Перечислите известные вам концептуальные модели зависимого поведения.

Каковы факторы, способствующие формированию аддикции?

Перечислите сознательные и бессознательные мотивы аддиктивного поведения.

Каковы ведущие характеристики наркотической и пищевой зависимости?

Литература: [3, 4]

Тема 8 Суицидальное поведение

План:

  1. Возрастные особенности суицидального поведения
  2. Концепции формирования суицидов
  3. Суицидальная мотивация

Задания:

Докажите, что самоубийства являются одной из наиболее серьезных общественных проблем.

Раскройте понятия: «суицид», «суицидальная попытка», «суицидальное поведение».

Что входит в структуру суицидального поведения?

Приведите типологии самоубийств.

Каковы возрастные особенности суицидального поведения?

Как суицидальное поведение объясняется психологическими теориями?

Каковы причины суицидального поведения?

Каковы условия, способствующие суицидальному поведению?

Что препятствует самоубийству?

Назовите бессознательные и осознаваемые мотивы суицидального поведения.

Литература: [3, 4]

Тема 9 Превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности

План:

  1. Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности
  2. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения

Задания:

Раскройте принцип комплексности в оказании социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности.

Каковы цели, принципы и формы психопрофилактики отклоняющегося поведения?

Перечислите основные концептуальные модели психопрофилактики.

Что такое психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности? Каковы ее задачи, формы и методы?

Сформулируйте примерные программы оказания социально-психологической помощи в отношении отдельных видов отклоняющегося поведения.

Литература: [3, 4]

Тема 10 Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности

План:

  1. Методы коррекции эмоциональных состояний
  2. Методы саморегуляции
  3. Когнитивное переструктурирование
  4. Методы угашения отклоняющегося поведения
  5. Методы формирования позитивного поведения

Задания:

Каковы цели и принципы поведенческой интервенции?

Сформулируйте возможности и ограничения, преимущества и недостатки поведенческого подхода.

Перечислите основные методы поведенческой интервенции и области их оптимального применения.

Какие методы можно использовать для стимулирования мотивации личности к сотрудничеству и позитивным изменениям?

Какие методики коррекции эмоциональных состояний вам известны?

В чем сущность и какова процедура методики систематической десенсибилизации?

Опишите методики саморегуляции.

Самостоятельно выработайте навык саморелаксации (в соответствии с приведенными методиками) и сообщите результаты.

Перечислите приемы когнитивного переструктурирования.

Каковы методы угашения нежелательного поведения?

Опишите методики подкрепления позитивного поведения.

Что такое тренинг ассертивности?

Составьте сравнительную характеристику методов поведенческой интервенции с точки зрения их задач, сложности, эффективности, сфер желательного применения (с учетом вашего личного или профессионального опыта их использования).

Литература: [3, 4]

Тема 11 Вандализм/граффити как особый вид девиации подростков

План:

  1. Классификация мотивов вандализма Д.Кантера
  2. Граффити
  3. Основные мотивы рисовальщиков

Задания:

Подготовить эссе.

Литература: [3, 4]

9 Задания самостоятельной работы

Тема 1. Социальная норма и социальные отклонения

Задания СРС:

1Прочитать монографии, посвященные данным вопросам.

Тема 2 Классификация видов отклоняющегося поведения

Задания СРС:

1 Проанализировать труды различных авторов по классификации видов отклоняющегося поведения.

Тема 3 Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности

Задания СРС:

1Прочитать монографии, посвященные данным вопросам.

Тема 4 Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности

Задания СРС:

1Прочитать монографии, посвященные данным вопросам.

Тема 5 Агрессивное поведение

Задания СРС:

  1. Определите различие понятий «агрессия», «агрессивность».
  2. Приведите по два примера социальной оправданной и неоправданной агрессии личности.
  3. Определите понятия «мотивационная агрессия», «инструментальная агрессия». Проведите анализ понятий.
  4. Составьте тематической кроссворд.

Тема 6 Делинквентное поведение

Задания СРС:

  1. Опишите основные типы правонарушителей.
  2. Составьте схему, отображающую внешние и внутренние условия делинквентного поведения.
  3. Изучите на сайтах статистку преступлений, совершенными несовершеннолетними, за 2010-2011 гг.в РК.

Тема 7 Зависимое поведение

Задания СРС:

  1. Перечислите группы особого риска среди современных неформальных объединений, которые имеют большую степень вероятности вовлечения в наркоманию.
  2. Назовите акцентуации характера, оказывающие влияние на формирование наркотической зависимости.
  3. Составьте тематический глоссарий.
  4. Опишите типы семей, которые чаще всего способствуют вовлечению детей в употребление спиртных напитков.

Тема 8 Суицидальное поведение

Задания СРС:

  1. Составьте схему структуры суицидального поведения.
  2. Опишите значение понятий «суицидальные мысли», «суицидальные действия», «завершенный суицид».
  3. Сделайте тематическую подборку статей за последние пять лет.

Тема 9 Превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности

Задания СРС:

  1. Составьте методику контактного взаимодействия с девиантным ребенком.
  2. Дайте определение следующим понятиям: «Первичная профилактика», «вторичная профилактика», «третичная профилактика».
  3. Составьте таблицу основных форм профилактической работы с ребенком-девиантом.

Тема 10 Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности

Задания СРС:

  1. Составьте таблицу методов диагностики девиантного поведения личности.

Подберите специальные методики социально-педагогической диагностики девианта. Используйте одну из них в группе ваших сокурсников. Обработайте результаты исследования. Составьте рекомендации.

Тема 11 Вандализм/граффити как особый вид девиации подростков

Задания СРС:

  1. Проведите исследование среди студентов вашего курса. Обработайте результаты социологического исследования по следующим показателям:
  • Количество человек, совершавших вандальные действия.
  • Причины, толкнувшие на совершение вандальных действий.
  • Последствия вандальных действий.
  • Типология вандальных действий.
  1. Приведите типы граффити, преобладающие в современной детской и подростковой среде.
  2. Опишите основные действия администрации учебных заведений, которые могут привести к снижению вандальных действий учащихся.

Наиболее сложные вопросы учебной программы

  1. Виды социальных норм и механизмы их регулирования
  2. Условия формирования агрессивного поведения личности
  3. Условия формирования делинквентного поведения
  4. Противоправная мотивация

11 График консультации сроп

Виды занятия

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

1.

Консультирование по вопросам лекций

12.35

13.25

2.

Консультирование по вопросам семинаров

12.35

13.25

3.

Консультирование по вопросам СРО

12.35

13.25

4.

Консультирование по темам курсовых работ

12.35

13.25

5.

Консультации по вопросам тестовых заданий

12.35

13.25

12 Расписание проверок знаний обучающегося

Посещение лекции и практических (семинарских, лабораторных, индивидуальных, студийных) занятий оцениваются 0-100 баллов

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Виды работ

Тема, цель и содержание задания

Рекомендуемая литература

Продолжительность выполнения

Форма контроля

Срок сдачи

1

2

3

4

5

6

7

1

Реферат

Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности

3 недели

4-ая неделя

2

Реферат

Агрессивное поведение

2 недели

6-ая неделя

3

Рубежный контроль

Модуль 1,2

коллоквиум

8-ая неделя

4

Реферат

Делинквентное поведение

2 недели

9-ая неделя

5

Реферат

Зависимое поведение

2 недели

11-ая неделя

6

Рубежный контроль

Модуль 3,4

коллоквиум

15-ая неделя

12 Критерии оценки знаний обучающегося

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в форме тестирования, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием для допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий в программе.

Каждое задание оценивается 0-100 баллов.

Рейтинг допуска выводится из средне арифметического всех выполненных заданий на текущих занятиях (посещение лекции, домашние задания, задания по СРО, задания по практике и другие, рубежный контроль).

К итоговому контролю (ИК) по дисциплине допускаются студенты, выполнившие все требования рабочей учебной программы (выполнение и сдача всех лабораторных работ, работ и заданий по СРС), получившие положительную оценку за защиту курсового проекта (работы) и набравшие рейтинг допуска (не менее 50 баллов).

Уровень учебных достижений студентов по каждой дисциплине (в том числе и по дисциплинам, по которым формой итогового контроля ГЭ) определяется итоговой оценкой (И), которая складывается из оценок РД и ИК (экзамена, дифференцированного зачета или курсовой работы/проекта) с учетом их весовых долей (ВДРД и ВДИК).

И = РД*0,6 + ИК*0,4

Весовые доли ежегодно утверждаются Ученым советом университета и должны быть для РД не более 0,6, а для ИК не менее 0,3.

КП/КР защищается перед комиссией. Оценка выставляется в соответствии с продемонстрированными знаниями с учётом отзыва руководителя.

Итоговая оценка по дисциплине подсчитывается только в том случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю. Не явка на итоговый контроль по неуважительной причине приравнивается к оценке «не удовлетворительно». Результаты экзамена и промежуточной аттестации по дисциплине доводятся до студентов в тот же день или на следующий день, если письменный экзамен проводился во второй половине дня.

Для корректности подсчета итоговой оценки знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) и итоговом экзамене оцениваются в процентах от 0 до 100 %.

Оценка рубежного контроля складывается из текущих оценок и оценки рубежного контроля.

Учебные достижения, то есть Знания, умения, навыки и компетенции студентов по дисциплине «Финансы» оцениваются по балльно — буквенной системе адекватной ее цифровому эквиваленту и традиционной шкале оценок:

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Оценка по традиционной системе

A

4,0

95-100

Отлично

A-

3,67

90-94

B+

3,33

85-89

Хорошо

B

3,0

80-84

B-

2,67

75-79

C+

2,33

70-74

Удовлетворительно

C

2,0

65-69

C-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно

13 Требования преподавателя, политика и процедуры курса

Посещение обучающимися всех аудиторных занятий без опозданий является обязательным. В случае пропуска занятия отрабатываются в порядке установленном деканатом. Допускается максимально только два пропуска занятий. Два опоздания на занятия приравниваются к одному пропуску. В случае более двух пропусков преподаватель имеет право в дальнейшем студента не допускать к занятиям до административного решения вопроса. Присутствие на лекциях посторонних лиц, не являющихся студентами данного курса, запрещается.

Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий – за 3 дня до начала экзаменационной сессии.

Студенты, не сдавшие все задания не допускаются к экзамену.

Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Степень освоения учебных материалов проверяется тестами или письменными работами. Тестирование студентов может проводиться без предупреждения.

При выполнении самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) учитывать следующие четыре основные функции.

Первая – предполагает реализацию активного восприятия студентами информации преподавателя, полученной в период установочных занятий по учебной дисциплине.

Вторая функция предполагает, что студенты самостоятельно, на основании рекомендаций преподавателя, изучают учебно-методические пособия, литературные источники, выполняют домашние задания, контрольные и курсовые работы и т.д. На этом этапе от студентов требуется знание методов работы, фиксация своих затруднений, самоорганизация и самодисциплина.

Третья функция студентов состоит в анализе и систематизации своих затруднительных ситуаций, выявлении причин затруднений в понимании и усвоении ими учебного материала, выполнении других учебных действий. Студенты переводят неразрешимые затруднения в систему вопросов для преподавателя (ранжируют их, упорядочивают, оформляют), строят собственные версии ответов на эти вопросы.

Четвертая функция студентов состоит в обращении к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями.

14 Список литературы

Основная:

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения. М.: Магистр, 2009. 96 с. 2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Социальное здоровье России, 2010. – 199с.

3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 288с.

4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. М.: МЕДпрес, 2010.432 с.

  1. Отклоняющееся поведение молодежи: Краткий словарь-справочник. Владмир: Изд-во ВГПУ, 2011. 144 с.
  2. Арзуманян С. Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. — Ереван: Луис, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Горьковская И.А. Личность подростка правонарушителя. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2008.
  2. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: учебное пособие. М.: Академический прект: Трикста, 2007. 336 с.
  3. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б.
  4. Аванесов Г. А, Криминология и социальная профилактика. — М.: Академия МВД СССР, 2010.
  5. Алексеева И.А. Дети риска. -Санкт-Петербург, 2012.
  6. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск: УрГУ, 2006.

Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. — М.: Знание, 2009