Особенности различных видов восприятия у детей раннего и дошкольного возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1.Сущность и содержание понятия восприятия………………………………4

1.1 Особенности развития восприятия у детей раннего возраста……….5

1.2. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте………..9

2. Развитие восприятия величины в раннем и дошкольном возрасте………..12

3. Особенности развития восприятия формы………………………………….13

4. Развитие восприятие цвета у детей………………………………………….15

5. Исследование развития константности восприятия у детей.………………17

Заключение………………………………………………………………………21

Литература……………………………………………………………………….22

Введение

По мнению отечественных и зарубежных авторов в области психологии, дошкольный возраст — период чувственного познания окружающего (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина).

На этом этапе у детей происходит становление всех видов восприятия — зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.И. Переслени).

В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Изучением восприятия занимались многие современные физиологи и психологи Л.А. Венгер, Р.А. Гранит, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Т.С. Комарова, Е.Е. Кравцова, Т.В. Лаврентьева, Е. Н. Соколов, К.В. Тарасова, В.В. Юртайкин и другие. Они полагали, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет основу общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

4 стр., 1778 слов

Личностные особенности детей-инвалидов

... программы с помощью методов математической обработки; Предмет исследования: динамика развития личностных особенностей детей-инвалидов с нарушением зрения в процессе психокоррекционной Объект исследования: слабовидящие ... прежде всего, ориентируемся на решение проблем молодого поколения, на детей старшего школьного возраста, поскольку именно эта категория инвалидов является самой незащищённой ...

Ознакомление с основными свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и явлениях действительности. Их правильное восприятие необходимо для успешного усвоения программного материла и формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.

Формирование обобщенных сенсорных умений предполагает овладение сенсорными ориентировочными действиями и усвоение ребенком системных сенсорных знаний, «алфавитов» сенсорных эталонов, которые помогают ему правильно «прочитать» полученную сенсорную информацию (А В. Запорожец).

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов, обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Овладевая этими эталонами, ребёнок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место деление запахов на сладкие и горькие, свежие, лёгкие и тяжёлые.

1.Сущность и содержание понятия восприятия

Восприятие — очень сложный, системный, многоуровневый процесс, выполняющий отражательную, регулятивную функции в поведении ребенка. Восприятие рассматривается и как процесс формирования субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств, и как сам этот образ, и как система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на анализаторы человека.

С точки зрения А.Г Маклакова, восприятие — это психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя[6].

В словаре под редакцией А.В. Петровского звучит иное определение: восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Х.Р. Шиффмана говорит о том, что восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире[11].

7 стр., 3165 слов

закономерность сенсорных процессов в процессе деятельности и общения.

... существуют рецепторные клетки, специализированные для восприятия определенных особенностей стимула. Глава 2. Сенсорные процессы в деятельности и общении Роль сенсорных процессов в общении Поскольку человек ... вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе ...

Традиционно выделяют следующие виды восприятия:

— зрительные;

— слуховые;

— осязательные;

— вкусовые;

— обонятельные;

— кинестетические (двигательные).

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Оно представляет собой сложную деятельность зрительной анализаторной системы, включающую обработку визуальной информации (обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков и воссоединение их в целостный зрительный образ), ее оценку (соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами), интерпретацию и категоризацию (принятие решения о классе, к которому относится объект)[6].

Восприятие осязательное — это восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (симультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное восприятие заменялось активным ощупыванием предмета. В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения[3].

Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.

Восприятие обонятельное — это восприятие на основе обонятельной чувствительности.

Восприятие вкусовое — это восприятие на основе вкусовой чувствительности.

К свойствам восприятия относят:

1. Константность — постоянство воспринимаемых объектов по форме, размеру и цвету. Это свойство помогает воспринимать предметы и явления как нечто неизменное.

2. Предметность — приобретенное свойство, которое формируется в процессе активного и длительного взаимодействия человека с миром. Предметность восприятия подразумевает возможность выделения отдельных предметов и внешних фрагментов реальности.

3. Целостность — свойство, при котором предметы и явления воспринимаются как нечто целое. Отсутствие какой-либо детали не мешает целостному восприятию.

4. Избирательность — одно из свойств восприятия, которое состоит в выделении из общего пространства каких-либо объектов или их признаков. Избирательность осуществляется посредством внимания.

5. Осмысленность — восприятие всегда осмысленно. Все воспринимаемые предметы имеют определенное значение, которое связано с его употреблением.

6. Апперцептивность — восприятие окружающего мира на основе предыдущего опыта. Чем больше опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия.

22 стр., 10578 слов

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

... – Пермь, 2008. – 25 с. Учебно-методический комплекс «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» составлен в соответствии с ... асимметрия. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Пластичность мозга как основа компенсации функций 7 2 1 4 ИТОГО: 78 ... межполушарная асимметрия. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Пластичность мозга как основа компенсации функций 7 1 – 6 ИТОГО: 78 ...

Таким образом, восприятие — это сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

1.1 Особенности развития восприятия у детей раннего возраста

В психологической литературе указывается, что органы чувств новорождённого начинают функционировать с моменты рождения. Уже у месячного ребёнка можно зафиксировать следящие движения глаз [1]. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни.

1. Малыши в возрасте одного месяца по-разному реагируют на звуки весёлой и грустной мелодии: затихает при грустной и оживлённо двигает руками и ногами при весёлой. При слушании грустной мелодии у малыша может измениться выражение лица: уголки рта опускаются вниз, лицо становится печальным.

2. На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от предметов [10].

Его реакции на человека являются специфическим и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте 2-3 месяцев младенец реагирует так же улыбкой и общей активизацией движений. Это называется комплексом оживления.

К 6 месяцам у ребёнка развита зрительно-двигательная координация, и рука приспособлена к величине и форме схватываемого предмета. С помощью восприятия разных предметов обогатились его зрительные ощущения. В 6 месяцев малыш обычно начинает удерживать в каждой руке по игрушке, может перекладывать их из одной руки в другую.

Когда ребёнок начинает садиться, то видимый мир предметов предстаёт перед ним по-новому. Увеличение сферы обозрения способствует активизации познавательной деятельности, побуждая к действенному освоению мира. У ребёнка первого года жизни интерес к предмету обусловлен, прежде всего, возможностями практического действия с ними: он получает удовольствие и от самого действия (открывать, закрывать, снимать и т………

Литература

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, С. 147.

3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. — М., 1989

4. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; / Под ред. Г.М. Ляминой. — М.: Просвещение, 2000. — 224 с.

5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1995. — 144 с.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2004

7. Мухина В.С. Детская психология. — М:Просвещение,1985

8. Развитие восприятия у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и Л.В. Венгера. — М, 1968.

9. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н Поддьяковой и В.Н. Аванесовой. — М,1981.

10. Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1990 — 280 с.

11. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. — М., 2003.

5 стр., 2449 слов

процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу ...

... Объект исследования – процесс формриования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет. Предмет исследования – процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу ... дошкольников. Книга для воспитателя [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с. 15. Гаврилушкина, О.П. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание ...

12. article/n/zritelnoe-vospriyatie-kak-integrativnaya-harakteristika-poznavatelnogo-razvitiya-detey-5-7-let#ixzz3HFwDYtm0 < article/n/zritelnoe-vospriyatie-kak-integrativnaya-harakteristika-poznavatelnogo-razvitiya-detey-5-7-let>