1.Смысл проблемы сознания и трудности её решения. Основные подходы к исследованию сознания

Бытие духовного реализуется как духовный мир, духовная деятельность человека и общества в виде индивидуализированного духовного (субъективный дух) и внеиндивидуального духовного (объективный дух).

Способы осмысления духовного бытия в различных культурных традициях и философских концепциях связаны с использованием таких основных понятий как дух, душа, духовность, психика, разум, мышление, сознание. В современной европейской философии сложилась традиция рассматривать в качестве ключевой категории духовного бытия – понятие сознание. Следуя этой традиции можно выделить три основных проблемы, находящиеся в центре внимания различных течений:        

а) существует ли качественное отличие сознания от физических, материальных процессов и явлений?  (В этой связи полезно вспомнить, что с регулярностью примерно в 20 лет медики и философы         поднимают вопрос о «взвешивании души». В конце Х1Х в. душа «весила» 12 граммов, ныне  – 6 грамм. В официальной фундаментальной науке этот вопрос не будируется).

б) является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое?        

в) как соотносятся между собой сознание и близкие ему реальности – психика, душа, духовное, идеальное?        

Понятие сознания. Немногие философские категории обладают столь сложной и противоречивой судьбой, какой отличается понятие сознания. Его содержание вобрало множество значений. Та роль, которую сознание играет в жизни людей, определяет его ближайшее и этимологическое значение (сознание) как совокупности знаний человека о мире, себе и других людях. Сознание – это универсальная способность человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь; обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом,  накапливать и передавать опыт другим поколениям. Сознание интегрирует творческие потенции человека, всю культуротворческую деятельность и прогресс свободного развития человека. Человек – существо сознательное, и это уникальное  и во многом очень загадочное свойство отличает его образ жизни от образа жизни всех других живых существ. Человек способен осознавать себя, т.е. выделять и отличать от окружающей среды, осмысливать, оценивать, контролировать, ставить цели и планировать их достижение. Проявления сознания многообразны: научное открытие, предвидения – прогнозы, юмор, смех, любовь, гордость, подлость, хитрость, глупость и т.д.

10 стр., 4945 слов

К вопросу о понятии «душа» в психологии

... знания и соотнесение этого понятия с понятием психики, а на основе этого — рассмотрение форм проявления души в жизнедеятельности человека. Системное описание и анализ содержания понятия «душа» в психологии позволит не ...

Оно проявляется в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, вины, радости и др. В любых своих проявлениях сознание всегда есть осознание бытия. Сознание – сложное системное качество человека, возникающее как интегральный эффект совокупности весьма разнородных идеальных, психических процессов – мыслительных, чувственных (ощущений, восприятия, представлений), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, – достигается за счет связности и согласованности этих процессов.  Все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называют «экраном», «призмой» сознания. Сознание сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «я мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю», т.е. осознаю свои мысли, чувства, знания, но часто могу мыслить и чувствовать, не осознавая этих процессов.

Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что oн при этом почувствовал, подумал, пережил. Следовательно, сознание и психика не тождественны. Сознание – это способность человека  фиксировать, осознавать свои психические процессы и состояния, управлять ими и соотносить с факторами внешней и внутренней среды. Психика  – регулятор неосознаваемого поведения и у человека, и у животных. Сознание – специфически человеческий способ организации деятельности и отношения человека к миру, другому человеку и к самому себе со всеми присущими ему конкретными и разнообразными значениями.  Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, но при этом  всерьез полагают, что сознание  одновременно и крест, тяжесть, «проклятый дар» Божий человеку и без него человек был бы счастливее, ибо не знал бы душевных страданий. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключают на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т.д.

Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство — чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных. Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Его реальность прячется, ускользает.  Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия без нашего на то согласия и контроля. Оно мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он при этом почувствовал, подумал, пережил. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует. Поэтому-то вплоть до XX в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, «растягивала» во времени и пространстве акт сознания, выделяя такие его «шаги», как ощущение, восприятие, представление и т.д. Фактически философский анализ сознания  сводился к психологическому.  В ХХ столетии философы дерзнули задать вопрос: как и почему эти «шаги» мгновенно сворачиваются в образ, благодаря которому возникает связь человека с миром и с самим собой.

6 стр., 2732 слов

Тема 1. Возраст в сознании человека

... 1988. Хейманс П.Г. Концептуализация и операционализация задач развития /Процессы психического развития: в поисках новых подходов. Под ред. ... Моделирование На конкретных примерах покажите проявление неравномерности развития человека при расхождении возраста: а) хронологического и биологического ... время я перестала думать о каких-то загадочных мирах, перестала играть в куклы. Мои мысли были заняты ...

Ответить же на вопрос, как возможно восприятие психического образа, значит объяснить феномен сознания. Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания. В свою очередь от того, как представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависел их образ жизни и образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, самих себя, ибо сознание всегда «вплетено в язык реальной жизни» (К.Маркс), тесно связано с характером жизнедеятельности людей, является культурно-историческим феноменом.  

Основные подходы к проблеме сознания в философии – физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический материализм).

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

физикализм;

солипсизм;

объективный идеализм;

умеренный материализм.

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания:

образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

9 стр., 4097 слов

Сознание человека и компьютера

... клеточно-тканевом уровне организации материи осуществление общих функций сознания. . Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека. Таким образом, источником индивидуального ...

никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвления являются:

«теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся):

объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии.

2.Структура сознания

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а такжепереживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это — знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты : оно включает в себя и акт вниманиякак свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.) ,настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

4 стр., 1570 слов

Сoзнательное и бессознательное в психике человека

... психики. 3 Структура психики 4 Сознание 5 Самосознание 6 Осознаваемость предметов и явлений 7 Бессознательное 8 Личностное и коллективное бессознательное 9 Взаимодействие сознания и бессознательного 10 Заключение 1. Психика ... общения ребенка с другими людьми, усвоения культуры, в процессе деятельности формируется и развивается психика человека. Психика человека проявляется как отражательно- ...

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях : они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства. Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание) , эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.

3 Сознание и бессознательное

Сознание составляет лишь часть нашей психики. Другую ее часть, не попадающую под контроль сознания, принято обозначать категорией «бессознательное». Заслуга открытия и разработки метода исследования неосознаваемой сферы человеческой психики принадлежит 3. Фрейду. Концептуальная новизна фрейдовского подхода к анализу психических явлений заключается в том, что поведение человека оказывается определяемым не его сознательными планами, а борьбой его «Я» с бессознательными устремлениями организма. Человек не знает о существовании этих устремлений. Он наивно полагает, что в психике есть только то, что доступно сознанию. Периодически же прорывающиеся туда естественные животные мотивы, не отвечающие требованиям общественной морали и идеологии («Сверх-Я»), испуганно вытесняются обратно в бессознательное («Оно»).

Но вытесненные стремления никуда не исчезают. Они вновь и вновь пытаются прорваться в сферу сознания, обманывая цензуру сознания превращением в благопристойные символы или используя состояния, при которых психологическая защита «Я» ослаблена и пр. В итоге практически все виды человеческой активности (работа, наука, искусство, спорт) оказываются у 3. Фрейда сублимацией бессознательных устремлений, т.е. превращением их в социально приемлемые формы. В такой интерпретации сознание человека оказывается лишь верхушкой психического «айсберга», основная масса которого недоступна прямому наблюдению и оценке. Заложенная 3. Фрейдом иррационалистическая традиция истолкования психики активно поддерживалась в XX в. многими учеными. Из классиков неофрейдизма наиболее убедителен и популярен был К. Г. Юнг. Его главные аргументы против рационалистической трактовки психики таковы: ___1. Никогда не было доказано, что жизнь и мир рациональны. Заложенная еще эпохой Просвещения традиция истолковывать человека и общество как сферу действия разума или разумной воли не выдерживает проверки реальностью: если бы это было так, разум давным-давно положил бы конец бессмысленному истреблению людей в кровавых войнах, накоплению чудовищных арсеналов ядерного оружия и т.п. История XX века, однако, выглядит в таком разрезе совершенно неразумной. ___2 Другая ошибочная традиция, укорененная рационализмом Просвещения, состоит в предположении, что человек при рождении подобен «чистой доске» и что при благоприятных социальных условиях и соответствующем воспитании люди — вполне разумные и добрые существа. Но кто же тогда несет ответственность за ошибки и злодейства истории? ___Как правило, это некие анонимные «другие» — «общество», «государство», тираны, деспоты, тоталитаризм, административно-командная система и пр. Большинство же людей вполне безгрешны, они ни за что не несут ответственности и не совершают ошибок. Вот и выходит, что лишь злодей Гитлер (ну в крайнем случае и его ближайшее окружение) виноват в зверствах Второй мировой и лишь тиран Сталин виновен в уничтожении множества добросовестных строителей коммунизма. ___Вряд ли это так. Ведь тогда придется признать большинство человечества этакими несмышленышами, которые не ведают, что творят. Самолюбивое человечество никогда в этом не признается и скорее всего будет право. Чтобы выйти из этого логического тупика, К. Г. Юнг предлагает постулировать следующие положения: 1) психическое вообще наряду с личным и коллективным сознанием включает в себя также личное и коллективное бессознательное. 2) коллективное бессознательное возникает в результате «окультуривания» человека и соответственно обуздания и подчинения им своей инстинктивной, животной природы, психическая энергия которой «вытесняется» из сферы сознания; «культурный слой» человеческой психики необыкновенно тонок по сравнению с мощными слоями «первобытной психики» (ведь цивилизации всего лишь несколько тысяч лет), которые и формируют «коллективное бессознательное», состоящее из унаследованных инстинктов и форм восприятия или понимания, характерных для целой группы — семьи, нации, расы и т.д. (Эти формы восприятия и понимания Юнг называет архетипами); 3) чрезмерный нажим социального и интеллектуального развития Европы последних столетий на рационализм и неприятие им религий, суеверий, т.е. всего иррационального, привели к подавлению бессознательного содержания нашей психики. В итоге коллективное бессознательное взбунтовалось. Разряжение же подавляемой энергии принимает форму массовых психозов, оформляющихся в соответствии с требованиями цивилизации в виде политических движений. 4) тот же грех лежит и на личности. Человек, не сознающий в себе злого начала (проявлений древних пластов психики), лишается многомерности, психологической глубины. Непризнаваемую, не совместимую с сознанием низшую часть личности Юнг называет «тенью». Тень — это сумма всех тех непривлекательных качеств, которые, мы предпочитаем скрывать, энергично вытесняя их из сферы сознания. Но чем больше она вытесняется в личное и коллективное бессознательное, тем сильнее становится и в конце концов мстит нам своим возвращением в виде массовых психозов и асоциального поведения. ___Итоговый же диагноз К.Г. Юнга таков: западная цивилизация поражена тяжелым неврозом, который проявляется в современных политических конфликтах, войнах, терроризме и т.п. Следовательно, глубинная основа всех этих явлений — психологическая. Поэтому выход предлагается такой: следует признать наличие в каждом из нас способностей и наклонностей к совершению всего того зла, что совершается в истории. Нужно научиться жить с осознанием своей тени, т.е. зла в своей собственной природе. Необходимо также изменить современную социально-культурную практику, которая не дает выхода нашим иррациональным душевным импульсам. Нужно найти цивилизованные формы выражения личного и коллективного бессознательного (религия, спорт, политика), чтобы оно перестало прорываться наружу в социально опасных формах. ___Таков общий контур концепции К.Г. Юнга, в которой, как нетрудно заметить, личное и коллективное бессознательное превратились в главных героев человеческой истории. Согласиться с таким глобальным обобщением трудно: не доказано, что жизнь и мир иррациональны. При всей основательности критических аргументов, психоаналитическая концепция остается по существу метафизической, т.е. не поддающейся опытной проверке. Пока еще не найдено способа, которым можно было бы точно определить, насколько весома неосознаваемая часть нашей психики.

24 стр., 11586 слов

Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека

... терапии. Согласно Фрейду, они являются “королевской дорогой к бессознательному”. В снах выражаются бессознательные потребности, воспоминания, конфликты и желания человека. Сны могут стать путем понимания скрытых аспектов “Я ... влечения не лишаются своей энергии и постоянно стремятся пробиться в сознание, но сделать они это могут лишь частично, путём компромисса и искажения. Их можно изучить ...