Экзаменационные вопросы (раздел «Общая психология»)

Программа экзамена по курсу «Психология»

Для бакалавров факультета коррекционной педагогики

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: «Логопедия», «Дошкольная дефектология»

Преподаватель: Парфентьева Л.В.

Положение об экзамене

Экзамен в классической форме, в билете 3 вопроса, по одному из разделов:

1) Общая психология

2) Социальная психология, педагогическая психология.

3) История психологии, возрастная психология.

Примечание: вопрос по разделам «История психологии», «Возрастная психология» допустимо подготовить дома, один из списка вопросов (см. приложение).

  1. Предмет психологии. Определение психологии как науки. Объект и предмет психологии, деление психических явлений на процессы, состояния и свойства. Сравнение и примеры психических процессов, состояний и свойств. Предмет общей психологии и её структура.

  1. Структура и задачи современной психологии.Связь психологии с др. науками и отраслями деятельности. Теоретические и практические задачи психологии. Значение психологии. Общие и специальные, фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

  1. Методы исследования в психологии. Наблюдение. Классификации методов психологического исследования. Вербальные и невербальные методы исследования. Понятие и признаки научного наблюдения. Виды наблюдения (объективное, интроспекция, прямое, косвенное, опосредованное, включенное и др.).

    Понятие методологии исследования.

  1. Методы исследования в психологии. Эксперимент.Понятие эксперимента, отличия эксперимента от наблюдения. Виды экспериментов. Особенности педагогического эксперимента. Особенности тестов. Вспомогательные методы психологии (моделирование, статистический метод и др.).

    Использование методов других наук (генетики, медицины, истории и т.д.).

    Методические подходы: лонгитюдный, филогенетический, онтогенетический.

  1. Понятие и функции психики. Изменение содержания понятия психики в истории науки. Современное содержание понятия «психика», основные свойства психики (активность, системность и др.), основные функции психики, их взаимосвязь.

  1. Ощущения. Анализаторы. Характеристики ощущений. Понятие, основные свойства и функции ощущений. Виды ощущений. Понятие анализатора. Количественные и качественные характеристики ощущений.

  1. Чувствительность как характеристика ощущений.Понятие чувствительности. Абсолютные и относительные пороги чувствительности. Явления адаптация, сенсибилизации, синестезии ощущений.

  1. Восприятие, свойства восприятия. Понятие восприятия, его отличия от ощущения. Виды и свойства восприятия (предметность, константность, целостность, обобщенность, активность и др.).

    5 стр., 2074 слов

    46-Понятие о внимании функции, свойства, виды. Развитие внимания

    ... с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но почти нет волевых усилий. Свойства внимания: 1. Устойчивость внимания – способность внимания определенное время сосредотачиваться на одном ... ни на чем долго сосредоточиться (подлинная рассеянность – неустойчивость и отвлекаемость). Различные свойства внимания в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном ...

    Апперцепция. Функции восприятия.

  1. Механизмы восприятия.Механизмы восприятие пространства (размера, объема, формы, расстояния).

    Механизмы восприятия движения. Закономерности и механизмы восприятия времени. Понятие и причины возникновения иллюзий восприятия.

  1. Представление: виды и характеристики представлений. Понятие представления, отличия от восприятия и ощущения, связь с процессами памяти, мышления и воображения, виды представлений. Характеристики образов восприятия (обобщенность, детальность, точность и др.) и характеристики представлений. Факторы, влияющие на развитие представлений.

  1. Воображение: виды, функции, механизмы создания образов. Понятие воображения, его отличия от образов памяти, восприятия и представления. Виды воображения. Функции и значение воображения в жизни человека. Основные приемы создания образов. Характеристики образов воображения. Творческое воображение.

  1. Память: процессы, виды, характеристики. Понятие и функции памяти. Процессы памяти. Виды памяти и их характеристика. Характеристики процессов и результата запоминания (скорость, длительность, точность, объем, детальность, готовность к воспроизведению и др.).

  1. Закономерности запоминанияМеханизмы соотношения разных видов памяти.

    Закономерности запоминания (явление замещения, эффект края, кривая забывания П. Эббингауза, соотношение механической и смысловой памяти); факторы, влияющие на запоминание.

  1. Мышление: понятие, формы и операции. Понятие мышления, основные свойства и отличия от др. психических процессов. Связь мышления и речи. Три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Основные логические операции. Функции мышления.

  1. Виды и характеристики мышления.Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, др. классификации мышления), их характеристика. Этапы решения мыслительной задачи. Характеристики мышления: скорость мыслительных процессов, точность, логичность, обобщенность, широта, глубина и др.).
  2. Теории развития мышления. Теория развития мышления у детей Ж. Пиаже. Основные этапы развития мышления, их характеристика. Факторы развития мышления. Теория поэтапного формирования мыслительных действий П.Я Гальперина. Виды мыслительных действий. Этапы формирования действий. Роль речи. Понятие интериоризации.

  1. Внимание: виды, функции, характеристики.

    8 стр., 3858 слов

    3. Стили руководства: понятие, виды, характеристика

    ... Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой ... своими взглядами, на ситуацию, стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать ... общении вежлив, доброжелателен, часть управленческих функций делегирует специалистам, стремится создать ситуацию, ... С раннего детства человеку знакомо понятие «управление». Сначала мы сталкиваемся с ...

    Понятие внимания как психического процесса и состояния. Свойства и виды внимания. Его значение и функции в жизни человека. Характеристики внимания: устойчивость, сосредоточенность (концентрация), переключаемость, распределение и объем. Факторы, влияющие на развитие внимания.

  1. Речь: понятие, свойства, функции, значение. Понятие речи и языка. Свойства и функции речи и языка. Соотношение речи и мышления. Структура языка и речи. Виды речи.

  1. Характеристики и теории развития речи. Характеристики устной и письменной речи. Основные теоретические подходы к возникновению и развитию речи: теория научения, теория специфических задатков Н. Хомского, лингвистический подход (основные компоненты и этапы формирования речи), единство речи и мышления по Л.С. Выготскому.

  1. Эмоции: сущность, компоненты, типы эмоциональных явлений. Понятие и особенности эмоциональных психологических процессов, основные компоненты эмоц. явлений: переживание, физиологический и экспрессивный. Типы эмоц. явлений: аффект, эмоции, чувства, настроения, стресс — их характеристика. Виды эмоций (по типу, качеству, позитивности, стеничности).

    Основные эмоции, высшие и низшие эмоции. Функции и значение эмоций в жизни человека. Характеристики эмоциональной сферы человека.

  1. Воля, структура волевой деятельности. Волевые качества человека. Понятие воли, три уровня регуляции поведения и деятельности. Факторы, влияющие на проявление волевого поведения. Структура волевого действия. Основные компоненты волевой регуляции: когнитивный, эмоциональный и деятельный (поведенческий).

    Условия и предпосылки формирования волевых качеств.

  1. Поведение и деятельность: виды, характеристики. Понятия и отличия поведения и деятельности. Виды деятельности (труд, общение, игра), их характеристика особенности, цель, объект, инструмент, правила и т.д.).

    Взаимосвязь внутренней и внешней деятельности.

  1. Основные элементы деятельности.Структура деятельности (мотив, цель, задачи, субъект, объект, действия, операции, условия, средства, предмет, знания, умения и навыки, отношения).

    Понятие внутренней и внешней структуры деятельности. Основные этапы деятельности.

  1. Сознание, его свойства и функции. Понятие сознания, различные подходы к проблеме сознания. Свойства сознания. Функции сознания. Структура (компоненты) сознания, соотношение сознания и деятельности.

  1. Личность: понятие, структура, связь с другими категориями. Определение и содержание понятия личность. Свойства личности. Соотношение понятий «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность». Структура личности.

  1. Мотивационная сфера личности. Основные формы и понятия явлений мотивации: потребности, их виды; ценности, влечения, желания, стремление, интересы, идеалы, убеждения, направленность. Понятие мотива, мотивации. Характеристики мотивационной сферы человека. Функции мотивации.

  1. Темперамент: нейродинамические свойства человека. Понятие темперамента. Свойства темперамента. Свойства нервной системы как основы темперамента. Типы нервной системы по И.П. Павлову. Современное понимание различий темперамента (по В.Русалову).

    20 стр., 9961 слов

    Социальные суждения и убеждения понятие, виды, структура

    ... основные аспекты, которые касаются психологии социальных убеждений и суждений. Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи: -изучить понятие и структуру ... делает сообщение эффективным. Какие факторы заставляют нас изменить свое ... некая особая граница, отделяющая одну группу “каузальных сил” от другой. На ... их динамическое взаимодействие проявляется в виде наблюдаемого нами поведения» (Gilbert ...

    Соотношение темперамента, характера и успешности деятельности.

  1. Характер: понятие, структура и формирование. Современное определение характера. Соотношение биологических и социальных предпосылок характера. Структура характера, примеры типологий характера. Понятие акцентуаций характера по К. Леонгарду. Факторы, влияющие на формирование характера.

  1. Способности: виды, структура и уровни развития. Определение способностей. Отличия способностей от др. психических явлений. Признаки наличия способностей. Виды способностей. Структура общеучебных способностей. Универсальные способности. Понимание среднего уровня развития способностей, задатков, одаренности, таланта, гениальности.

  1. Самосознание: понятие, структура, характеристики, формирование. Содержание понятия самосознания. Основные свойства самосознания (осознанность, эмоциональность, устойчивость, проявление в отношениях и действиях).

    Три компонента самосознания: когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой. Структура, факторы и механизмы формирования самосознания.

Вопросы к экзамену (Социальная и педагогическая психология)

  1. Предмет и задачи социальной психологии. Объект, предмет, задачи социальной психологии. Основные этапы развития, основные разделы этой науки, её место в системе общенаучного и психологического знания.
  2. Понятие общения, структура и функции. Понятие общения в контексте социальной психологии. Основные аспекты общения (структура).

    Виды общения (непосредственное, опосредованное; прямое, косвенное; вербальное, невербальное; межличностное, массовое; межперсональное, ролевое; формальное, неформальное; императивное, манипулятивное, диалогическое).

    Функции общения.

  3. Общение как обмен информацией. Сущность коммуникативной стороны общения. Особенности человеческой коммуникации. Основные элементы и этапы коммуникации. Условия эффективной коммуникации. Понятие и примеры коммуникативных барьеров. Виды информационных сетей (коммуникаций).
  4. Средства коммуникации. Вербальные средства коммуникации, виды. Приемы повышения убедительности информации с помощью вербальных средств. Невербальные средства коммуникации (оптико-кинетические, паралингвистические и экстралингвистические, организация пространства и времени коммуникации, др.).
  5. Общение как взаимодействие. Содержание интерактивной стороны общения, связь с др. сторонами. Структурные элементы процесса взаимодействия, их характеристика (мотивы, ситуации, стратегии, позиции, стили, формы организации).

    21 стр., 10094 слов

    1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

    ... основных форм психической активности : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития ... Понятие ведущей деятельности. Возрастная периодизация психического развития, построенная ... Основная задача изучение законов психической деятельности человека. Общая психология – это наука, ...

    Предмет взаимодействия и его направленность (социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное).

  6. Общение как познание человека человеком. Социальная перцепция. Сущность перцептивной стороны общения. Понятие и виды социальной перцепции. Значение и функции восприятия человека человеком. Основные закономерности и механизмы восприятия человека человеком (ассоциации, селективность, идентификация, эмпатия, рефлексия).
  7. Каузальная атрибуция. Каузальная атрибуция как механизм и результат социальной перцепции. Факторы, от которых зависит мера и степень приписывания. Виды атрибуции (личная, объектная, обстоятельственная; позитивная, негативная).
  8. Межличностная аттракция. Аттракция как процесс и результат восприятия социальных объектов. Уровни, факторы способствующие аттракции. Виды человеческих привязанностей. Дружба- сущность отношений и факторы, влияющие на их установление. Любовь: типы, факторы установления любовных отношений.
  9. Понятие и значение группы в социальной психологии, её характеристики. Понятие группы, функции группы, значение группы в жизни личности и общества, основные характеристики группы (численность, форма организации, цели и нормы, статусно-ролевая структура, уровень развития отношений, коммуникации, лидерство и руководство).
  10. Особенности малой группы. Понятие коллектива.Виды малых групп (первичные, вторичные, лабораторные, естественные, формальные, неформальные, открытые, закрытые).

    Понятие референтной группы. Понятие и признаки групповой сплоченности. Уровни групповой сплоченности. Признаки возникновения коллектива.

  11. Конформность и групповое давление. Явление группового давления, его направленность и результат. Понятие конформности поведения. Внутренняя и внешняя конформность. Факторы влияющие на возникновение конформности.
  12. Групповая динамика. Основные этапы вхождения человека в группу (содержание процессов и результат).Стадии и уровни развития группы. Механизмы группового развития. Понятие и характеристики эффективности деятельности группы (продуктивность, удовлетворенность, процессы групповой динамики).

    Социальный критерий эффективности деятельности группы.

  13. Лидерство и руководство. Сущность лидерства как явления и процесса. Функции, отличия лидерства и руководства. Психологические теории, объясняющие явление лидерства. Лидерские качества человека, стили лидерства (директивный, коллегиальный, разрешительный).
  14. Процесс принятие группового решения. Этапы, закономерности и явления при принятии группового решения. Формы организации групповой дискуссии (методы деловой дискуссии, мозгового штурма и синектики).

    9 стр., 4276 слов

    1. Социальные институты как понятия социологической науки

    ... социализации, связанные с созданием, развитием и распространением духовных ценностей (образование, наука, учреждения культуры, семья). Ведущая ... и Дж. Ленски (США) предлагают такой перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества: Коммуникация ... заведений, т.е. через группы. Трудность представляет разграничение понятий социальные институты и социальные организации. Это ...

    Факторы, оказывающие влияние на процесс принятия группового решения.

  15. Большие социальные группы. Понятие и методы изучения большой социальной группы. Устойчивые группы. Характеристики и регуляторы социального поведения больших групп. Влияние большой соц. группы на личность. Особенности процессов межгрупповой коммуникации, восприятия и взаимодействия. Эффект принадлежности к группе в межгрупповом взаимодействии («свои» и «чужие»).

    Факторы влияющие, на взаимодействие между группами.

  16. Стихийные социальные группы и массовые движения. Виды стихийных больших социальных групп и их характеристика. Психологические механизмы присоединения к стихийным социальным группам. Механизмы воздействия на человека в группе. Особенности массовых коммуникаций.
  17. Этнопсихология. Объект и явления, изучаемые в этнопсихологии. Психологические характеристики этнических групп. Национальный характер и этнические стереотипы. Факторы, оказывающие влияние на проявление этнических психологических различий. Явление этноцентризма.
  18. Социализация. Сущность процесса социализации, две стороны процесса социализации. Результат процесса социализации. Институты социализации. Психологические механизмы процесса социализации. Содержание основных сфер социализации (деятельность, общение, самосознание).

    Стадии социализации.

  19. Социальные стереотипы. Понятие социального стереотипа, причины существования и функции социальных стереотипов. Стереотипы восприятия и поведения. Виды, примеры социальных (педагогических) стереотипов. Факторы способствующие возникновению стереотипов и разрушающие их.
  20. Агрессия: теории и виды агрессии. Понятие агрессивного поведения. Виды и формы агрессии (мотивационная и инструментальная, по предмету, на который направлено агрессивное поведение).

    Факторы, влияющие на проявление агрессии (биологические и социальные).

    Проблема снижения агрессии.

  21. Характеристика педагогической психологии как науки.Объект, предмет педагогической психологии. Место в системе наук. Основные элементы образовательного процесса. Задачи педагогической психологии. Структура науки. Методы педагогической психологии.
  22. Психологическая сущность и структура процесса учения. Сущность процесса учения (учебной деятельности ученика).

    Внешняя структура учебной деятельности: основные элементы, их содержание и последовательность. Структура, стадии и характеристики усвоения содержания.

  23. Характеристики учебной мотивации.Понятие учебной мотивации. Факторы, влияющие на формирование учебной мотивации, её характеристики. Проявления мотивации: потребность в учении, смысл учения, мотивы, цели, интерес, переживание эмоций, отношение к учебе.
  24. Соотношение обучения и развития.Основы развивающего обучения. Различные подходы к проблеме взаимосвязи развития и обучения в психолого-педагогической науке. Концепция Л.С.Выготского. Основы развивающего обучения. Характеристика развивающего обучения по системе Л.В. Занкова, по системе В.В.Давыдова.
  25. Обученность и обучаемость.Понятие обученности, связь с усвоением знаний и умений. Уровни возможной обученности. Понятие обучаемости. Психологическое содержание уровней обучаемости учащихся. Причины школьной неуспеваемости.
  26. Общие и частные цели обучения. Виды обучения.Особенности различных видов обучения: проблемного обучения, программированного обучения, знаково-контекстного обучения, использования компьютерных и информационных технологий.
  27. Поэтапное формирование умственных действий. Основные положения теории (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф.) Ориентировочные и исполнительные действия. Ориентировочная основа действий. Характеристики действий.
  28. Педагог как субъект образовательной деятельности. Особенности субъектов образовательного процесса. Педагогические задатки и способности. Педагогические умения. Педагогический стиль.
  29. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Основные модели и характеристики взаимодействия в педагогическом процессе. Особенности учебно-педагогического сотрудничества, его формы, признаки, психологические предпосылки. Педагогическое общение. Психологические барьеры в педагогическом взаимодействии.
  30. Характеристики педагогической деятельности. Сущность, структура (мотивация цели, предмет, средства, способы, продукт, результат).

    21 стр., 10094 слов

    1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

    ... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ...

    Функции педагогической деятельности. Формы и характеристики. Особенности педагогической мотивации.

Вопросы для подготовки к экзамену (разделы «История психологии», «Возрастная психология»)

1. Зарождение психологических знаний древности. Появление и использование психологических знаний в первобытную эпоху. Философы античности о феноменах психики: о сущности души человека, о способах познания мира человеком, о происхождении ощущений, о разуме и его возможностях, о добродетелях человека (Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Сократ, Платон, Аристотель, стоики).

Ораторское искусство как практическое применение психологических знаний. Значение античной философии и риторики в накоплении психологических знаний.

2. Развитие психологических знаний в Средние века. Господство религии. Схоластика и учения отцов церкви о психических феноменах. Средневековые философы о Боге и о душе человека, о способности человека к познанию мира, о его предназначении (Аврелий Августин, Псевдо-Дионисий, Фома Аквинский).

Дискуссия номиналистов и реалистов об универсалиях. Средневековые ритуалы как практическое применение психологических знаний.

3. Философы эпохи Возрождения и их вклад в развитие психологических знаний. Борьба против схоластики. Изменение взгляда на человека (Н. Кузанский, Л. Валла и др.).

Новое представление о способах познания мира человеком (Л. Да Винчи, Л. Валла).

4. Философы Нового времени и их вклад в развитие психологических знаний. Особенности научного знания Нового времени. Борьба против схоластики. Новые методы исследования в науке (Ф. Бекон, Р. Декарт и др.).

5 стр., 2096 слов

Темы ов для допуска к вступительному экзамену в аспирантуру по ...

... состоит из трех вопросов Раздел 1. Общие вопросы психологии развития 1. Предмет психологии развития. Развитие и возраст – базовые категории психологии развития и возрастной психологии. 2. Развитие как изменение во времени: филогенез,антропогенез,онтогенез, микрогенез. Общие ...

Представления о человеке, его душе и способах познания мира у философов Нового времени (Ф. Бекон, Р. Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, Дж. Локк, Г. Лейбниц).

5. Появление психологии в XVII – первой половине XIX века. «Психология сознания» и ассоцианизм. Зарождение психологии как науки. Ее предмет и методы в XVI-XVIII вв. Ассоцианизм, его представители, методы и значение в истории психологической науки. Понимание психики в ассоцианизме. Атомизм, механицизм в понимании психики.

6. Развитие «психологии сознания» в XIX веке. Сущность «психологии сознания». Структурная школа. Функционализм и его борьба против традиционной психологии. Описательная психология В. Дильтея.

7. «Экспериментальная психология» второй половины XIX века. Предпосылки внедрения эмпирических методов в психологию. Появление «экспериментальной психологии» как попытка преодоления кризиса «психологии сознания». Представители, идеи, понимание методов и предмета психологии. Достижения «экспериментальной психологии» и ее вклад в развитие психологической науки.

8. Появление и развитие психоанализа, его вклад в развитие психологической науки. Основные идеи З.Фрейда. Методы психоанализа. Вклад З. Фрейда в развитие психологической науки. Развитие идей и методов психоанализа в работах К.Юнга, Э. Фромма. Вклад психоаналитического направления в развитие современной психологии.

9. Появление и развитие бихевиоризма, его вклад в развитие психологической науки. Основные идеи бихевиоризма в работах Э.Торндайка, Дж. Уотсона, Б. Скинера. Методы исследования и терапии в бихевиоризме. Развитие бихевиоризма в бихевиорально-когнитивной терапии, в теории социального научения. Вклад бихевиоризма в развитие психологической науки.

10. Появление и развитие гештальтпсихологии, ее вклад в развитие психологической науки. Основные представители и идеи гештальтпсихологии. Методы исследования и терапии. Вклад в развитие психологической науки.

11. Появление и развитие гуманистической психологии, ее вклад в развитие психологической науки. Основные идеи гуманистической психологии в работах К. Роджерса, А. Маслоу, их связь с философскими идеями экзистенциализма. Методы изучения человека и психологической помощи терапии в гуманистической психологии. Вклад гуманистической психологии в развитие психологической науки.

12. Особенности русской психологии конца XIX – начала ХХ века и ее вклад в развитие психологической науки. Русская психологическая школа: основные представители, особенности. Методы исследования, достижения, вклад в психологическую науку.

13. Особенности советской психологической школы и ее вклад в развитие психологии. Основные факторы, влияющие на становление советской психологии. Идеи, методы, основные научные проблемы. Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, понимание человека и личности.

14. Направления в современной психологии. Характеристика основных направлений в современной психологии (нарративная психология, трансцендентальная психология, холодинамика, индивидуальная психология, эго-психология, гешталь-психология, когнитивная психология и т.д.).

15. История психологии как научная дисциплина.Объект и предмет истории психологии. Основные аспекты истории психологии (содержательный, социальный, личностный) в примерах. Понятие о методологии психологической науки. Основные методологические принципы.

7 стр., 3402 слов

Предмет и структура психологии развития

... знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией. Возрастная психология тесно примыкает к психологии развития. Возрастная психология - это область ... сочетание психики и поведения человека.   Диагностические методы в психологии развития К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, ...

16. Этапы развития психологической науки.Истоки научной психологии. Основные этапы развития психологии. Основные фундаментальные и практические проблемы, пути и методы их решения на разных этапах развития психологии. Движущие силы развития психологической науки.

17. Когнитивная психология как одно из направлений психологии. Характеристика предмета, методов, особенностей, значения направления. Известные представители направления. Понимание и факторы развития личности в рамках направления.

18. Направления развития современной теоретической и практической психологии. Основные задачи современной психологии. Социальная направленность психологической науки. Задачи и методы психологии в образовании. Задачи психотерапии и психоконсультирования.

19. Изучение познавательной сферы личности в западной психологии (школа «Новый взгляд», информационный подход).

20. Развитие советской психологии в 20-30 гг. (исследования и теории В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Л.С. Рубинштейна).

21. Создание теории деятельности в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

22. Теория функциональных систем П.К. Анохина: основные идеи.

23. Изучение познавательных процессов в советской психологии

24. Изучение развития ребенка в советской психологии.

25. Изучение коллектива в советской психологии.

26. Развитие представлений о личности в советской психологии.

27. Информационный подход в российской психологии (Л.М. Веккер, П.Симонов и др.).

28. Системный подход в отечественной психологии (В.А.Ганзен, В.С.Мерлин и др. )

29. Понятие личности и ее структуры в зарубежных теориях личности (К.Рождерс, Г.Оллпорт, и др.)

  1. Категория самосознания и исследование самосознания в отечественных и зарубежных теориях личности.
  2. Предмет, задачи и межпредметные связи возрастной психологии.
  3. Методы исследования в возрастной психологии.
  4. История развития возрастной психологии.
  5. Проблемы психологии возрастного развития.
  6. Исторический обзор основных теоретических концепций психического развития.
  7. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л.С. Выготский).
  8. Периодизации интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).
  9. Периодизация личностного развития (Э. Эриксон).
  10. Периодизация развития морального сознания (Л. Колберг).

10. Периодизация психосексуального развития (з. Фрейд).

11. Периодизация возрастного развития (Л.С. Выготский).

12. Понятие о возрастных кризисах.

13. Условия, факторы, движущие силы психического развития.

14. Критерии периодизации психического развития ребенка.

15. Периодизация психического развития детей (Д.Б. Эльконин).

16. Законы психического развития.

17. Роль общения в психическом развитии ребенка.

18. Общая характеристика психического развития в младенческом возрасте. Кризис первого года.

19. Психологические особенности развития ребенка раннего возраста. Кризис трех лет.

20. Психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста. Кризис 7 лет.

21. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста.

22. Психологическая готовность ребенка к школе.

23. Трудности адаптации первоклассника к школе.

24. Психологические особенности развития ребенка младшего школьного возраста.

25. Особенности мотивационной сферы в младшем школьном возрасте.

26. Развитие личности и психических функций в младшем школьном возрасте (мышление, внимание, память, восприятие).

27. Проблема подросткового кризиса.

28. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового возраста.

29. Психофизиологическое развитие подростков.

30. Развитие личности и познавательных процессов в подростковом возрасте.

31. Психологическая характеристика юношеского периода (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования).

32.Особенности развития личности и познавательной сферы в период ранней юности.

33.Межличностные отношения старшеклассников со сверстниками и взрослыми.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

Модули «Общая психология» и «История психологии»

  1. Василенко Е.А. Накопление психологических знаний в рамках философской традиции: хрестоматия по курсу «Психология: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 96 с.
  2. Василенко Е.А. Основные направления в зарубежной психологии: хрестоматия по курсу «Психология: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 132 с.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков.- СПб.: Питер, 2005.- 583 с.
  4. Немов Р.С. Общая психология. — СПб. и др.: Питер, 2008.-304 с.
  5. Общая психология: в 7 т.: учеб. для вузов / В.В. Нуркова; ред. Б.С. Братусь. — М.: Академия, 2006-2009.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для вузов.- М.: Академия, 2005.- 501 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2004.-713 с.

Модули «Социальная психология» и «Педагогическая психология»

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. -М.: Аспект Пресс. 2007.-363 с.
  2. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник для вузов. -М.: Проспект, 2005.-332 с.
  3. Майерс Д. Социальная психология: интенсивный курс.-СПБ.; М.: Прайм-Еврознак: Олма-Пресс, 2004.-521 с.
  4. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб пособие для психол. и пед. спец. вузов.- М.: Аспект- Пресс, 1997.- 239с.
  5. Белинская Е.П. , Тихомандрицкая О.А.Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов.- М.: Академия, 2009.- 301с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: для вузов.- М.: Логос, 2008.-383 с.
  7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2003.-288.с
  8. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. — СПб. и др.: Питер, 2009.-170 с.

Возрастная психология

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 264 с.
  2. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. / Е.Н.Каменская. — Ростов н/Д: Феникс,2007. – 251 с.
  3. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. / О.А.Карабанова. –М.: Айрис-пресс, 2005. – 288 с.
  4. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология /И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект: Трикста.– 2011. – 432 с.
  5. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. /В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
  6. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. уч. заведений: в 3х кн.: / Р.С.Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 496 с. – Кн.2.
  7. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н.Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
  8. Поляков А.М. Психология развития. Уч. пособие для вузов А.М. Поляков. – М.: Изд-во Тетра Системс. – 2009. – 304 с.
  9. Смирнова Е.О. Детская психология. /Е.О.Смирнова. – СПб.: Питер,2009. – 304 с.
  10. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: Учеб. пособие для вузов. / Е.Л.Солдатова, Г.Н.Лаврова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 383 с.
  11. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология /Е. А. Сорокоумова. — СПб.: Питер.- 2009. – 208 с.
  12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология): учеб. для вузов. / И.В.Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с.

Дополнительная литература: Модули «Общая психология» и «История психологии»

  1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии: Очерки психологии. История русской психологии. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.- Т.1, 2007.- 411 с.
  2. Андреев О.А.Тренируем свою память. — Ростов н/Д.: Феникс,2004.-221 с.
  3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. – М., 2001.
  4. Блонский П.П.Педология: кн. для преподавателей и студентов пед. вузов.- М.: Владос, 2000.-287 с.
  5. Бреслав Г. Психология эмоций: учебник для вузов / Г.М. Бреслав. — М.: Академия: Смысл, 2004.-542 с.
  6. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов/ Ред. А.В. Либин.- М.: Смысл, 200.- 658 с.
  7. Волков Б.С.Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов. –М.: Мир: Академ. Проект, 2005.-350 с.
  8. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл: Эксмо,2006.—1135с.
  9. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: учеб. пособие для вузов .- М.: Гардарики, 2002.-431 с.
  10. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПБ. и др.: Питер, 2008.-(Мастера психологии).-460 с.
  11. Ильина М.Н.Подготовка к школе: развивающие игры и упражнения. -СПб. : Питер, 2006.-204 с.
  12. Исследования по когнитивной психологии.- М.: Изд-во Ин-та психологии РАН,2004.- 477 с.
  13. История психологии. ХХ век: хрестоматия для высш. шк. / ред. П.Я Гальперин, А.Н. Ждан. -М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2005.-830 с.
  14. Когнитивная психология: учебник для вузов / Ред. В.Н. Дружинин, Д.В.Ушаков.-М.: Пер Се, 2002.-479 с.
  15. Когнитивная психология: учебник для вузов / Ред. В.Н. Дружинин, Д.В.Ушаков.-М.: Пер Се, 2002.-479 с.
  16. Ланге Н.Н.Психический мир: Избр. психолог. труды.-М.: Изд-во Ин-та практ. Психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-367 с.
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов.- М.: Академия: Смысл, 2004.- 304 с.
  18. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования / Б.Ф. Ломов;, РАН; Ин-т психологии._М.: Наука, 1999.-206 с.
  19. Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ.- СПБ.: Речь, 2002.- 539 с.
  20. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: учеб. пособие.-М.; Воронеж: Модэк, 2005.-333 с.
  21. Марцинковская Т.Д. История психологии. — М., 2001.
  22. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.
  23. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр.- М.; Воронеж: Изд-во Ин-та практ. психологии, МОДЭК, 1996.- 448 с.
  24. Московская психологическая школа: история и современность: в 3 т.- 2004.
  25. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. – М.-Воронеж, 1995.
  26. Панферов В.Н.Психология человека: душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2000.-156 с.
  27. Прогресс психологии: критерии и признаки / ред. А.Л. Журавлев, Т.Д. Марцинковский, А.В. Юревич. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009.-335 с.
  28. Психология внимания/ ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романов.- М: ЧеРо: Омега-Л, 2005.-(Хрестоматия по психологии).-857 с.
  29. Психология мотивации и эмоций: учеб. пособие для вузов/ ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман.- М.: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006.-(Хрестоматия по психологии).-751 с.
  30. Психология ощущений и восприятия: учеб. пособие для вузов / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.-М.: ЧеРо: НОУ Моск. Псих-соц.ин-т,2002.-629 с.
  31. Психология памяти: Хрестоматия / Под ред Ю.А. Гиппенрейтер. – М.,2000.
  32. Психология эмоций: учеб. пособие для вузов / авт.-сост. В. Вилюнанс.- СПБ.: Питер, 2006. -469 с.
  33. Рогов Е.И. Эмоции и воля. — М.: Владос, 2001.-239 с.
  34. Рогов Е.И. Я и самопознание. Развиваю мышление, память, воображение.-М.: Ростов н./Д.: МарТ, 2006.-219 с.
  35. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997. – 317 с.
  36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. — 713 с.
  37. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для вузов. -М.: Академия, 2007.-334 с.
  38. Смит Н. Современные системы психологии. История. Постулаты. Практика.- СПб.; Питер, 2003.
  39. Современная психофизика/ ред. В.А. Барабанщиков.-М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009.-542 с.
  40. Солсо Р.Л.Когнитивная психология. -М.: Тривола: Либерия, 2002.-598 с.
  41. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 2006.
  42. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения.- М.: Эксмо, Харьков: Фолио, 2006. – 861 с.
  43. Хрестоматия по истории философии [Текст]: В 3 ч.: учеб пособие для вузов / ред. Л.А. Микешина. – Ч.1.– М.: ВЛАДОС, 1998. – 445 с.
  44. Хрестоматия по истории философии [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений. –– Ростов н/Д, 2002. – 486 с.
  45. Хрестоматия по философии [Текст]: учеб пособие для вузов / Ред. В.П. Кохановский. – М.: Проспект, 2006. – 541 с.
  46. Хрестоматия по философии [Текст]: учеб пособие для вузов / сост. П.В. Алексеев; МГУ. – М.: Проспект, 2006. – 574 с.
  47. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение.- СПБ.: Питер, 2000.- 606 с.
  48. Чуприкова Н.И.Умственное развитие: принцип дифференциации. — СПб.: Питер, 2007.-448 с.
  49. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. — СПб., 1998.
  50. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. – М.:АСТ, Минск: Харвест, 2006. – 527 с.

Модули «Социальная психология» и «Педагогическая психология»

  1. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учебн. пособие для вузов: пер.с нем.-М..: Академия, 2006.-208 с.
  2. Безруких М.М. Проблемные дети.- М.: Из-во УРАО, 2000.-308 с.
  3. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплекс. помощь.- М.: Эксмо, 2009.-462 с.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. -М.: ЭКСМО,2010.-566с.
  5. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп.- М.: Эксмо, 2008.- 287с.
  6. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты.- СПб.: Речь, 2005.- 323с.
  7. Вердербер Р.Психология общения: тайны эффективного взаимодействия: полный курс.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.- 412 с.
  8. Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия: учеб. метод. пособие.- М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004.-319 с.
  9. Горелова Г.Г. Личность и профессия : Профессионально-личностная реадаптация в условиях «тройного» кризиса. – М., Челябинск, 2002.
  10. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб. и др.: Питер, 2009.- 538с.
  11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения развития: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Академия, 2004.-238 с.
  12. Дик У. Эффективая коммуникация: приёмы и навыки: пер. с нем.- Харьков: Гуманит. Центр, 2007.- 186с.
  13. Душкина М.Р. Психология влияния.- СПБ. и др.: Питер, 2004.-224 с.
  14. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1996.
  15. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб.пособие для вузов.- М.: Академия, 2009.-223 с.
  16. Зеер З.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов. -М.: Академия, 2006.-240 с.
  17. Калинина Н.В., Прохорова С.Ю., Горбылева А.Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: практ.пособие.-М.: АРКТИ, 2006.-72 с.
  18. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.-М.: Эксмо: Алгоритм, 2006.-831 с.
  19. Карнеги Д.Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: самоучитель для девочек-подростков.-М.: АСТ, 2008.-191 с.
  20. Конфликтология: учеб. пособие для вузов/ ред. В.П. Ратников.-М.: ЮНИТИ, 2007.-511 с.
  21. Кросс- культурная психология: исследования и применение.- Харьков: Гуманит. Центр,2007.- 558с.
  22. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие.- М.,2002.
  23. Кузьмина Т.В. Эффективное манипулирование поведением человека. -М.: Дашков и К, 2009.-146 с.
  24. Лебон Г. Психология масс.- Минск: Харвест; М.: АСТ, 2003.-204 с.
  25. Лидерство в детском коллективе/ авт.-сост. Л.М. Волкова, А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик.-Минск: Красико-Принт, 2008.-125 с.
  26. Льюис Д. Язык эффективного общения.- М.: Эксмо,2005.-316с.
  27. Монина Г.Б., Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. -СПБ.: Речь, 2006.-199 с.
  28. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные кампании: учеб. пособие для вузов.- М.: Академия, 2005.-154 с.
  29. Основы теории коммуникации: Учебник для вузов.- М.: Гардарика, 2003.-615 с.
  30. Панасюк А.Ю.Формирование имиджа: Стратегия. Психотехнологии. Психотехника.-М.: Омега-Л, 2008.-266 с.
  31. Панкратов В.Н. Психология управления людьми: практ. руководств.-М.: Из-во Ин-та Психологии, 2002 -325 с.
  32. Пастернак Н.А., Асмолов А.Г.Психология воспитания: учеб. пособие для вузов.- М.: Академия, 2008.-222 с.
  33. Поваляева М.А. и др. Невербальные средства общения.- Ростов н/д.: Феникс, 2004.-346 с.
  34. Поветьева Л.И. Творческая реализация идей развивающего обучения системы Л.В. Занкова: метод. пособие для учителей начальных школ и учителей математики и рус. яз. 5-6 кл.- Самара: Изд.дом «Федоров»: Учеб. лит., 2004.-31 с.
  35. Развитие исследовательских умений младших школьников / ред.Н.Б. Шумакова. -М.: Просвещение, 2011.-156 с.
  36. Рогов Е.И. Я познаю себя: психология общения с друзьями или Я и другие: мимика, жесты, первое впечатление.- М.; Ростов н/Д.: Март,2006.- 254с.
  37. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека.- СПБ.: Речь, 2006.-364 с.
  38. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Пер с англ.: учеб. пособие для вузов. -М.: Аспект-Пресс, 1999.- 429 с.
  39. Самылкина Н. Современные средства оценивая результатов обучения. -М.: БИНОМ. Лабор.знаний, 2007.-72 с.
  40. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент: учеб. пособие для вузов.- Спб.: Питер, 2005.- 539с.
  41. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М.,2000.
  42. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. -СПб.: Речь, 2002.-148 с.
  43. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учеб. пособие /Т.И. Шамова, С.Н. Белова, И.В.Ильина и др.- М.: Пед.об-во России, 2007.-189 с.
  44. Стишенок И. «Трудный ребенок»: практическое пособие для психологов и родителей.-М.: Чистые пруды, 2010.-31 с.
  45. Столбун В.Д. Психология воспитания П.Ф. Коптерева.- Тверь: Б.и., 1999.-639 с.
  46. Карташов В.Ф.Учебные проблемы в процессе изучения астрономии: метод. рек. для учителей шк.- Челябинск: Взгляд, 2007.-388 с.
  47. Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. -СПб. и др.: Питер, 2011.-334 с.
  48. Чуприкова Н.И. Психологический смысл системы Л.В. Занкова и ее значение для психолого-педагогической теории обучения и развития.- М.: Из-во Федер. науч.-метод. центра им.Л.В. Занкова, 2001.-40с.
  49. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников.- СПб.: Речь, 2003.-383 с.

Возрастная психология

  1. Аверин В.А. Понятие факторов психического развития: психология человека от рождения до смерти/ под ред. А.А. Реана. – СПб. – 2002.

  2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика /Л.Ф. Бурлачук. – СПб.:Питер, 2006- 351 с.
  3. Возрастная психология: хрестоматия.- М.: Академия.- 2008. – 624 с.
  4. Волков Б. С. Возрастная психология / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Академический проект: Трикста.- 2008. – 672 с.
  5. Волков Б. С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков. — М.: Эксмо.- 2010. – 272 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С.Выготский. – М.: Просвещение. – 1967. – 90 с.
  7. Гаврилина Л.К. Кризисы взрослой жизни / Л. К. Гаврилина, В. М. Бызова. — М.: Речь.- 2010. – 224 с.
  8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Элементы практической психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.М.Грановская. – М.: АСТ, 2008. – 352 c.
  9. Гордеева, О.В. Измененные состояния сознания и культура. Хрестоматия. / О.В. Гордеева. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  10. Деркач А.А. Акмеология в вопросах и ответов / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. — М.: МПСИ, МОДЭК — 2007. – 248 с.
  11. Каменская В. Г. Детская психология с элементам и психофизиологии / В. Г. Каменская. – М.: Форум — 2011. – 288 с.
  12. Костяк Т. В. / Психологическая адаптация ребенка в детском саду./Т. В. Костяк. — М.: Академия.- 2008. – 176 с.
  13. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. / Т. В. Костяк.- М.: Академия.- 2008. – 176 с.
  14. Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства / О. О. Косякова. — М.: Феникс.- 2007. – 416 с.
  15. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг. – СПб, : Питер, 2000. – 988 с.
  16. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
  17. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии / Т. Д. Марцинковская. М.: Академический проект: Трикста.- 2010. – 320 с.
  18. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М.: Юрайт, МГППУ — 2011. – 464с.
  19. Пак Т. С. Психология развития и возрастная психология / Т. С. Пак. — М.: Человек.- 2010. – 248 с.
  20. Психологические тесты от Пси-Корпуса. – М.: Медиахауз, – 2006. – 1000 с.
  21. Психология /Под ред. В.Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб.:Питер, 2009. – 656 с.
  22. Психология личности / Под ред. Ермакова П.Н., Лабунской В.А. М.: Эксмо, 2007. – 656 с.
  23. Психология: Учебник для педвузов / под ред. Б.А.Сосновского. – М., 2005.
  24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Филип Райс, Ким Долджин. — СПб.: Питер.- 2010. – 816 с.
  25. Смирнова Е. О. Детская психология. / Е. О. Смирнова. — СПб.: Питер.- 2011. – 304 с.
  26. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. – 2-е изд. — М.: Эксмо, 2005 – 672 с.
  27. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника /Г. А. Урунтаева. – М.: Академия. — 2009. – 368 с.
  28. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста /Г. А. Урунтаева. – М.: Академия.- 2011. – 272 с.
  29. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психолог. труды / Ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. – 414 с.