7. Характеристика мышления виды, исследования, теории

7. Характеристика мышления: виды, исследования, теории.

М. – высшая форма сознательного отражения и познания объективной реальности. М. – познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений. Мышление опосредованно, то есть совершается через какие-либо средства, в качестве которых могут выступать действие, образ или слово. В М. отражаются обобщённые вещи. Единица М. – понятие, в которых отражаются существенные свойства класса предметов, родственных по какому-либо признаку. Существуют свойства, которые обнаруживаются при взаимодействии с объектами – это содержания понятия. Содержание может быть 2 видов: 1. Эмпирические –наглядно представленные свойства. 2. Теоретические – свойства класса предметов. Чем глубже обобщение, тем универсальнее понятие.

Понятие – обобщение класса предметов по их существенным признакам.

Суждение – высказывание об объектах, приписывание им свойств.

Умозаключение – общее суждение, связанное с ним частное суждение и вывод, основанный на данной связи.

Мышление рассматривается с двух позиций:

  1. М. как процесс решения задач (Вюрцбургская школа)
  2. М. как высшая психическая функция.(Л.С. Выготский)

В М. есть объект и есть субъект, объектом М. является задача и проблема. В задаче выделяются требования и условия, которые должны соблюдаться при преобразовании объекта. Субъект – человек, решающий задачу. Задача превратиться в проблему, когда она приобретает значение для субъекта. Проблемы- творческие задачи. Эвристика – новые способы решения проблемы.

Теории М.

  1. Ассоциативный подход:

Выделяют четыре типа ассоциаций: * по сходству, * по контрасту, * по отношению, * по сходству во времени и пространстве. Как таковая теория мышления в рамках ассоцианизма е существует, но можно сделать некоторые выводы из общей теории ассоцианистов. М. подразумевалось как образное М., предполагающее процесс смены образов. Развитие М. рассматривалось как процесс наполнения ассоциаций. Понятие – ассоциация представлений. Суждение- ассоциация понятий. Умозаключение – ассоциация понятий. Мыслительные процессы не могут быть предметом исследования, так как их нельзя изучить эмпирически, а лишь по продуктам, запечатлённым в культуре.

10 стр., 4669 слов

Понятие коммуникации и предмета теории коммуникаций

... коммуникации и предмет теории коммуникаций · Дискурс- логически целостная, опосредованная социально обусловленная единица коммуникации В теории коммуникации дискурс представлен социальным процессом, в который ... при обмене информацией познавательного или оценочного характера. Общение составило понятие «межличностная коммуникация» Общение представляет собой социально обусловленный обмен мыслями ...

  1. Мышление в классической психологии поведения.

М. – действия, научение. Исходные элементы анализа – это двигательные реакции, закономерности сочетания этих реакций и установление новых. М. выступает как научение, как образ навыка решения интеллектуально-практической задачи. Дайк выдвинул «теорию проб и ошибок»: в процессе решения задачи животное двигается хаотично, но если нужный результат получил подкрепление, то навык решения данной задачи закрепляется. Но данные исследования были проведены на животных и с трудом могут быть перенесены на человека.

М. как процесс переработки информации. Исходный момент – операции с условными символами («информационные процессы»).

Сочетание таких операций составляет алгоритм решения задач. Субъекту предоставляется исходное и конечное логическе выражение и способы преобразования. Идея опрограмма как способах решения задач дала основу когнитивной психологии, которая рассматривала М. как процесс переработки информации.

  1. Телеологический подход.

М. становится объектом экспериментального исследования. Наиболее полно этот подход был заявлен в Вюрцбургской школе. (Н. Ах, О. Кюльпе, А. Марбе, О. Зельц).

Мышление здесь рассматривалось как процесс решения задач. Основным понятием являлась «задача». Принципы данного направления:

* М. является специфическим процессом, суть которого в том, что субъект имеет направление на достижении цели – на поиск решения задачи.

* Мыслительный процесс обладает активностью – субъект осуществляет сознательный поиск решения задачи.

* Мыслительный акт – выделение, осознание отношения чувственных элементов структуры задачи.

По Зельцу, интеллектуальные операции — это дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства, анализ, синтез. Основным методом решения выступает комбинация операций.

Мыслительные операции:

  1. Базовые (анализ, синтез)
  2. Надстроечные (абстрагирование и анализ)
  3. Промежуточные (сравнение).

Суть анализа и синтеза – выявление закономерностей. Анализ и синтез взаимообратные процессы, в которых проявляется единство познавательной деятельности. Анализ может быть двух видов – анализ чувственных образов и мыслительный анализ словесных образов. Абстрагирование – форма анализа (выделение существенного).

Синтез предполагает объединение единиц в целое, образующее органическое единство. На уровне теоретического мышления синтез приобретает форму обобщения. Обобщение может быть двух видов – генерализация (осуществляется на первосигнальной системе) и понятийное обобщение (выделение общих свойств на основе анализа.).

Сравнение – единство анализа и синтеза.

  1. Целостный подход.

Гештальт-теория (Вертгеймер, Кёллер, Кофка).

Главное содержание психического процесса – целостные образования. Авторы занимались изучением специфики творческого мышления, роли прошлого опыта при решении задач. Решение задач состоит из нескольких фаз: 1. Нахождение принципа (алгоритма), 2. Идеи решения. 3. Проверка. 4. Реализация.

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... ситуации, отвлечься от несущественных свойств и отношений. Мышление как процесс решения задач Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной жизни, ... обезьяна переходит к новой структуре, тем самым решая задачу. Наглядно-образное мышление. Здесь средством решения задачи является образ. В отличии от наглядно-действенного. в ...

  1. Генетический подход. Пиаже.

Изучение стадий развития мышления (интеллекта) – данные понятия не разведены в теории Пиаже. Стадии:

  1. Сенсомоторный (довербальный) от 0 до 1.5 лет. Симультанная схема действия.
  2. Наглядный (доопрециональный) от 1.5 до 7 – 8 лет. Овладение знаковой речью. Интуитивное представление объекта – принятие части за целое. Синктетизм – ориентация на внешние признаки.
  3. Конкретные операции. От 8 до 11-12 лет. Группировка наглядных представлений, которая сопровождается уверенностью в том, что наблюдаемые частные свойства взаимосвязаны.
  4. Формальных операций. С 11-12 лет. Переход к операциям абстрактного уровня.

Новые теории М.

  1. Когнитивный подход. (Найснер)

Объединяет ряд направлений, признающих «человека познающего».

Р. Солсо «Когнитивная психология»:

Мышление — это процесс формирования новой мысленной репрезентации; он включает преобразование информации в ходе сложного взаимодействия мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения задач.

Мышление — наиболее содержательный элемент из трех составляющих умственного процесса, оно характеризуется скорее всеобъемлемостью, чем исключительностью. Когда мы читаем книгу, информация последовательно передается от сенсорного хранилища к хранилищу памяти. Затем эта новая информация преобразуется, «переваривается», и в результате появляется оригинальный продукт.

Учёные-когнитивисты исследовали становление понятий и появление суждений, здесь они исследовали основные законы логики.

Немалое внимание данные учёные уделяли пониманию М. как процессу решения задач.

Решение задач — это мышление, направленное на решение конкретной задачи и включающее формирование ответных реакций, а также выбор из возможных реакций.

В повседневной жизни мы встречаемся с бессчетным количеством задач, которые заставляют нас формировать стратегии ответов, выбирать возможные ответы и проверять ответные действия.

В данной теории разведено понимание М. и интеллекта: «В качестве рабочего определения мы предлагаем рассматривать человеческий интеллект как способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между объектами и идеями и использовать знания осмысленным способом.» Здесь уместно вспомнить 3мерную модель интеллекта Стернберга (1. Компонентный интеллект, отвечающий за аналитическое мышление, 2. Интеллект, основанный на опыте, 3. Контекстуальный интеллект, проявляющийся в социальном контексте.).

  1. Личностный подход.

Мыслительная деятельность рассматривается как направленная реальными побуждениями или мотивами. М. зависит от эмоционального состояния субъекта и его личностных характеристик. Данный подход своими корнями имеет психоанализ и гуманистическую психологию. Психоаналитики предполагала, что на основе изучения снов и ассоциаций может быть выявлен механизм творческого М. Гуманистический подход рассматривал потребность в самоактуализации в качестве основной. Франкл полагал, что человеческая мыслительная деятельность осуществляется в рамках поиска смысла человеческого существования.

2 стр., 691 слов

Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды ...

... адаптации пройдёт безболезненно. Готовность к школе - состояние, при котором ребёнок созрел для школьного обучения. Готовность к школе бывает: -физической Физическая готовность ... включающее выделение фигуры из фона; концентрация внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; логическое запоминание; сенсомоторная координация; умение ...

  1. Исторический подход.

«Нет человека вне культуры». Человека сопричастен конкретным историческим условиям и социальным установкам, что структурирует сознательное представление мира. Все исторические тенденции влияют на М. В зарубежной психологии этим стали заниматься Дюркгейм, Леви-Стросс и Леви –Брюлль. Леви-Брюлль выдвигает идею о качественных различиях в первобытном и современном мышлении: первобытное мышление нечувствительно к логическим противоречиям, мышление эмоционально насыщено, представления непроницаемы для объективного опыта.

В отечественной психологии Л. С. Выготским была сформулирована культурно-историческая концепция. М. рассматривалось как высшая психическая функция(ВПФ), предполагающая использование культурных средств отражения или опосредования. Понимание М. как ВПФ связано с проблемой соотнесения М. и речи. Главную роль к концепции Выготского играют знаки, которые отражают реальность на двух уровнях: 1. Физический (непосредственный), 2. Мыслительный (опосредованный).

Для понимания окружающего человеку необходимо осуществить ряд операций:

  1. Формирование знаний о мире.
  2. Фиксация этих знаний для передачи (семиотическая система)
  3. Сопоставление знаний для открытия существенных сторон и связей.
  4. Использование сохранённых форм мыслительной деятельности и знаковых систем.

М. обладает 4 взаимосвязанными признаками:

1. человеческий мыслительный акт является социально разделённым м речь является средством коммуникации.

2. М. возникает как процесс опосредованный сначала материальными объектами, а птом системой знаков.

3. М. предполагает связь с речью. М. обладает системным строением и речь является инструментом, с помощью которого эта система существует как целостное психическое образование.

4. Логическое М. является производным. Речь – система средств, с помощью которой человек может управлять мыслительными процессами.

Л.С. Выготский «Развитие речи и мышления» из собрания сочинений:

Маленький ребёнок мыслит «глыбами», связанно. Выготский вводит понятие «синкртетичность» (свойство М., характеризующееся отсутствием расчленения и отделения понятий.) Синкретичный характер, то есть М. ситуациями, держится в области словесного М. у школьников и является преобразующей формой у дошкольников. Ребёнок при синкретичном М. ребёнок связывает всё со всем, что может быть объединено по внешним впечатлениям. «Таким образом, синкретичность заключается в бессвязной связности мышления». В данном случае ребёнок объединяет объекты на основе внешних связей. Связь впечатлений ребёнок воспринимает как связь вещей.

Известно, что ребёнок говорит сначала отдельные слова, затем фразы, затем набирает круг отрывочных фраз и явлений. В 5-6 лет ребёнок устанавливает связь между предметами. Если ребёнка 5 лет попросить сыграть то, что изображено, то получится то, что мог бы рассказать ребёнок 12 лет, то есть связанный рассказ. Развитие речи ребёнка влияет на М. и перестраивает его. М. начинает развиваться до развития речи.

Зачатки М. обнаруживаются у детей 10 месяцев. Ребёнок 9-12 месяцев по мимо инстинктов обнаруживают навыки, которые вырабатываются в раннем детстве. При употреблении орудий улавливает основные связи между предметами. Ребёнок 10 месяцев, чтобы пододвинуть предмет, не просто пытается взять его, а сам создаёт связь и отношения между предметами.

3 стр., 1449 слов

Теоретические аспекты проблемы формирования нормального уровня ...

... работах, где поднимаются вопросы адекватности самооценки, это понятие отвечает понятию «представление о себе». В других работах ... старшего дошкольного возраста будет эффективным, если: - определено сущность понятия «самооценка»; - выделены особенности развития самооценки в старшем ... психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности ...

Натуральное М. основано на свойствах нервного аппарата, отличается конкретностью того, что имеется перед ребёнком, смыканием имеющегося в более или менее готовые ситуации, динамикой образов. Когда глаза ребёнка направлены на два предмета, происходит замыкание, образуется связь одного предмета с другим, ребёнок переходит от натуральной формы М. к культурной. Это имеет место, когда ребёнок переходит к М. с помощью речи.

При наблюдении двух форм М. у ребёнка – при помощи наглядной ситуации и при помощи слов – мы замечаем те же изменения, что и при развитии речи. Сначала ребёнок действует, а потом говорит, и его слова являются результатом практической деятельности. К 5 годам ребёнок переходит к одновременному проявлению речи и М. при решении задачи. Здесь речь прояляется в виде эгоцентрической речи, возникает М. во время действия. В школьном возрасте ребёнок сначала планирует действия, а потом практически их реализует.

Товарищи, я тут в вкратце опишу становление понятий. Это тоже к Выготскому можно. Так, напомню.

3 ступени:

  1. До 3 лет. Ребёнок мыслит «глыбами». Синкретичность. На данной ступени имеется динамика, заключающаяся в усложнении связей. Эта ступень делится на 3 этапа:
  • Период «проб и ошибок» — группа предметов берётся наугад и её составляющие легко меняются.
  • Период руководства субъективными связями, основанными на восприятии.
  • Период появления синкретичного образа – приведение предметов к одному значению. Построение синктерического образа является эквивалентом понятий.
  1. М. в комплексах. Объединение предметов происходит на основе реально существующих связей, но они могут быть ситуативны. Следовательно, М. становится объективным. Выделяют 5 форм комплексной системы:
  • Ассоциативный – любая связь с любым из признаков.
  • Коллекция – взаимное дополнение по одному признаку
  • Цепной – объединение звеньев в цепь с возможностью переносов признака через звенья.
  • Диффузный – признак, объединяющий предметы становится смутным, размытым.
  • Псевдопонятия – имеет признаки понятия, но сохраняет свойства комплекса.
  1. Развитие расчленения, анализа и абстрагирования. Фазы:
  • Приближенность к псевдопонятию
  • Потенциальное понятие – практическое отнесение к кругу предметов.
  • Понятия с присущей им сигнификативностью.

Виды М.

  1. По средствам:
  • Наглядно-действенное (средство — действие): Решение задачи осуществляется с помощью практического преобразования ситуации.
  • Наглядно-образное (средство-образ): в образе зафиксировано видение предмета с разных сторон. Ситуация преобразуется в плане образа.
  • Словесно-логическое (средство — слово): характеризуется использованием понятий, логических конструкций, существующих языковых средств.
  1. По направлению:
  • Реалистическое – направленное на внешнюю среду.
  • Аутестическое – направленное внутрь, внутренний диалог.
  1. * Интуитивное – свёрнутое, минимально осознанное.
  • Аналитическое – развёрнутое, осознанное.
  1. * Репродуктивное
  • Продуктивное
  1. По типу решаемых задач:

* Практическое – создание схем и алгоритма действия.

5 стр., 2083 слов

Ребенок в очаге чрезвычайной ситуации: оценка состояния и психологическая помощь

... особенностям оказания пострадавшим детям экстренной психологической помощи в очаге чрезвычайной ситуации, отметим основные мероприятия, осуществляемые ... чрезвычайной ситуации, следует указать специфику чрезвычайной ситуации, возрастные особенности маленького пострадавшего и особенности реакции на происходящее значимых для него взрослых. Переходя к ...

* Теоретическое – познание законов, правил.

Что касается исследований, то тут тоже самое, что в теориях – Пиаже, Выготский, когнитивисты.