?
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Характеристики умственной отсталости школьников 7
1.2 Особенности личностного развития школьников с умственной отсталостью 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
?
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
По данным Министерства образования, в 2008- 2009 учебном году в обычных школах России обучалось 142 тыс. детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ – 148 тыс. детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах интернатах – 210 тыс. детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 21,3% — школьников с умственной отсталостью различной степени, часть из которых обучается по системе надомного образования.
Проблема умственной отсталости является одной из самых актуальных в современной психологии и психиатрии. По данным Всемирной организации здравоохранения общая распространенность умственной отсталости находится в пределах 2,5-3% населения всех возрастов. В России по данным Т.Б. Дмитриевой на конец 2005 года 34% населения страдало умственной отсталостью, 25% — доля детей с умственной отсталостью. При этом динамика распространенности умственной отсталости характеризуется тенденцией к увеличению.
Умственная отсталость у школьников мешает их социальной адаптации и интеграции в силу нарушений познавательных, коммуникативных способностей, нарушений эмоционально-волевой сферы, несформированности морально-этических представлений. Подтверждением высокого процента дезадаптации среди школьников с умственной отсталостью служат исследования Л.С. Рычковой, С.А. Супрун, А.М. Косова и др.
Социальная дезадаптация – это такое нарушение взаимодействия ребенка с его микро- и макросоциальной средой, которое нарушает его психическое и личностное развитие и проявляется со стороны ребенка в устойчивом поведенческом противодействии общественным правилам, моральным и правовым нормам. Неспособность лиц с умственной отсталостью к абстрактному мышлению, отсутствие достаточного контроля над своим поведением, эмоциональная нестабильность, снижение потребности в общении, недостаточная целенаправленность поступков, их импульсивность и непоследовательность — всё это затрудняет приспособление умственно отсталого человека к жизни.
Несмотря на негативные проявления умственной отсталости, скрупулезная педагогическая и психологическая работа с детьми с легкой и среднетяжелой степенями умственной отсталости позволяет добиться их социализации и реабилитации.
ТЕРАПИЯ И ПРОФИЛАКТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
... первоначального низшего момента до высших функций воли, глубоко недоразвиты у этих детей. 3.Причины развития умственной отсталости · Наследственность и патология генеративных клеток (половых) родителей (Болезнь Дауна, фенилкетонурия, ... дошкольном возрасте, с более легкими — чаще всего не ранее начала обучения в школе. В связи с этим лечебно-коррекционные меры начинают не сразу, а лишь ...
Долгое время в коррекционной педагогике главенствовало мнение о необходимости направлять усилия в сторону максимально возможного совершенствования учебной деятельности школьников с умственной отсталостью и подготовки к овладению конкретной профессией. В настоящее время многочисленные исследования Н.Л. Белопольской, О.В. Защиринской, Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейникова, Л.М. Шипициной, А.М. Щербаковой показали необходимость развития личностных качества школьника с отклонениями в развитии для его более успешной интеграции в общество.
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность формируется путем усвоения, или присвоения, индивидом общественно выработанного опыта. Опыт – это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека, его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т. п. Согласно Л.С. Выготскому развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Соответственно личностное развитие ребенка с умственной отсталостью должно быть насыщено общением с окружающими его людьми, разными видами активности, средствами освоения культурного опыта.
Разработанность темы.
В России изучением детей с умственной отсталостью занимались – Трошин Г.Я., Выготский Л.С. Занков Л. В, Шиф Ж.И., Лурия А.Л., Лубовский В.И., Певзнер М.С., и др.
Выготский разработал ряд главнейших положений, отражающих закономерности психического развития аномального ребенка. Л.В. Занков и И.М. Соловьев изучали преимущественно познавательную деятельность и личность умственно отсталых учащихся. Ж.И. Шиф продолжала изучение проблем, ранее привлекавших к себе внимание исследователей — внимания, мышления, речи, памяти, зрительного восприятия, а так же стали проводиться исследования личностных особенностей умственно отсталых детей.
Цель: изучение особенностей поведения и личности умственно отсталых школьников.
Задачи:
— проанализировать характеристики умственной отсталости школьников;
— выделить особенности личностного развития школьников с умственной отсталостью;
— исследовать влияние умственной отсталости на личностное развитие школьников;
— провести анализ результатов исследования.
Объект: группа школьников с умственной отсталостью.
Предмет: особенности личностного развития школьников с умственной отсталостью.
Гипотеза: школьники с умственной отсталостью характеризуются завышенной самооценкой, эгоцентричностью, неадекватно завышенными притязаниями, низким уровнем сопереживания.
Методы:
— анализ литературы;
— наблюдение;
Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования ...
... особенностей младших школьников – 2 ч. (СЗ) Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования волевой сферы младших школьников. Развитие познавательных способностей ... М., 2009.(электронный ресурс Глава Психология младшего школьника Раздел Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника ) 2. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. ...
— психодиагностика.
Практическая значимость.
Работа может быть использована в качестве методического пособия педагогами при проведении диагностики личностных особенностей школьников с умственной отсталостью.
Апробация работы.
Результаты исследования были представлены на региональных и общероссийских научно-практических конференциях.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе анализа научной и методической литературы были изучены особенности поведения и личности умственно отсталых школьников.
Были проанализированы характеристики умственной отсталости школьников. В контексте данной работы под умственной отсталостью мы понимаем совокупность этиологически различных наследственных, врожденных и приобретенных в первые годы жизни не прогрессирующих патологических состояний, выражающихся в общем психологическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и приводящих к затруднению социальной адаптации.
Умственная отсталость формируется в силу эндогенных, врожденных и приобретенных причин. Может иметь легкую, умеренную, тяжелую и глубокую степени поражения.
Умственная отсталость проявляется в нарушении развития познавательных способностей человека, нарушениях речевого развития, несформированности эмоционально-волевой сферы, размытости морально-этических ориентиров.
Были выделены особенности личностного развития школьников с умственной отсталостью. Формирование личности представляет собой сложный процесс, который происходит на протяжении всей жизни. Но основные черты личности закладываются в детском возрасте. Особенность формирования личности умственно отсталых школьников состоит в недостаточной сформированности и понимании представлений о социально приемлемом поведении.
Личностными особенностями умственно отсталых детей являются отсутствие инициативы, самостоятельности, склонность к подражанию другим, косность психики, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности, сочетающаяся с инертностью и тугоподвижностью.
Дети с умственной отсталостью испытывают затруднения в обучении, часто нацелены лишь на себя самих, негативно относятся к оценкам собственных действий, требуют поощрений за любое действие. В зависимости от характера поражения школьники с умственной отсталостью могут быть общительны и навязчивы, а могут быть замкнуты и нелюдимы. Для них характерная завышенная самооценка и неадекватные представления о мироустройстве.
При легкой степени поражения школьники могут интегрироваться в общество, создавать семьи, получать профессию и работать. При более сложных поражениях требуется особая коррекционная работа, результаты которой не всегда могут приводить к реабилитации умственно отсталого ребенка.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ...
Среди способов личностного развития школьников с умственной отсталостью выделяют обучение способам контролировать свои эмоции и поведение, развитие коммуникативных способностей, коллективные формы учебной и трудовой деятельности, нормализацию психосоматического состояния и др.
Во второй главе описывается опыт исследования влияния умственной отсталости на личностное развитие школьников.
Исследование проводилось на базе КГСОУ «Красноярская специальная общеобразовательная школа-интернат 8 вида №3». В исследовании приняло участие 20 учащихся учреждения в возрасте 12-14 лет с различными степенями умственной отсталости. Исследование проводилось с использованием методик измерения уровня самооценки С.Я. Рубинштейн, измерения уровня притязания Ф. Хоппе, измерения направленности и черт характера личности А.Д. Виноградовой, измерения уровня сопереживания «Прояви сочувствие» Е.А. Овсянниковой.
Анализ результатов показал, что большая часть испытуемых имеют завышенную самооценку, неадекватно завышенный уровень притязаний. При этом они в большей степени заинтересованы в удовлетворении собственных потребностей, эгоцентричны и неспособны к сопереживанию другим.
Таким образом, в ходе проведенного исследования нам удалось решить все поставленные задачи и доказать сформулированную ранее гипотезу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили И.А. Размышления о гуманной педагогике /И.А. Амонашвили. – М.: Сириус, 2011. – 464 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.
3. Войтенко Р.М. Олигофрения у детей и подростков. Особенности клиники, медико-социальной экспертизы и реабилитации /Р.М. Войтенко. – СПб.: СПБИУВЭК, 2010. – 50 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
5. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников / М.Ф. Гнездилов. – М.: Педагогика, 2010. – 135 с.
6. Занков Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения /Л.В. Занков. – М.: Интеллект, 2010. – 350 с.
7. Защиринская О.В. Дизонтогенетические особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью / О.В. Защиринская //Вестник СПбГУ. – Сер.12, 2011. – Вып.3. – С.97-104.
8. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь /В.П. Зинченко. – М.: Сфера, 2011. – 672 с.
9. Исаев Д.Н. Умственная отсталость /Д.Н. Исаев. – М.: Знание, 2010. – 310 с.
10. Ковалев В.В. Специальная психология / В.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 2010. – 350 с.
11. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация /И.А. Коробейников. – М.: ПЕР СЭ, 2012. – 192 с.
12. Косов А.М. Психология девиантного поведения /А.М. Косов. – СПб.: Питер, 2010. – 200 с.
13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте /В.В. Лебединский. – М.: Педагогика, 2003. – 144 с.
14. Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: Просвещение, 2010. – 310 с.
15. Лурия А.Л. Лекции по общей психологии / А.Л. Лурия. – СПб.: Питер, 2010. – 430 с.
16. Максимова Н.Ю. Детская патопсихология /Н.Ю.Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 576 с.
Тема 1. Понятие, предмет, задачи и структура психологии как науки. ...
... эмоционально-волевойсферы психики. 1.1. Понятие и предмет общей психологии. Этапы развития психологии Современная психологическая наука – широко разветвленная область человеческих ... 1. Понятие, предмет, задачи и структура психологии как науки. Этапы развития психологии............................................................................... 4 Тема 2. Основные методы психологических ...
17. Маллаев Д.М. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника / Д.М. Маллаев. – СПб.: Речь, 2013. – 160 с.
18. Певзнер М.С. Патопсихология / М.С. Певзнер. – СПб: Лениздат, 1999. – 118 с.
19. Психология лиц с умственной отсталостью /под ред. Е.А. Калмыковой. – Курск: КГУ, 2012. – 121 с.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2014. – 713 с.
21. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника /С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2009. – 192 с.
22. Рычкова Л.С. Психология аномального развития /Л.С. Рычкова. – Екатеринбург: ЮУГУ, 2010. – 368 с.
23. Соловьев И.М. Патопсихология / И.М. Соловьев. – М.: Сфера, 2013. – 320 с.
24. Супрун С.А. Патопсихология / С.А. Супрун. – М.: Сфера, 2009. – 211 с.
25. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста /Г.Е. Сухарева. – М: Медгиз, 2012. – 46 с.
26. Трошин Г.Я. Психопатология и педагогика /Г.Я. Трошин. – М.: Просвещение, 1937. – 320 с.
27. Хомич А.В. Психология девиантного поведения /А.В. Хомич. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 140 с.
28. Шаповалова О.Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников / О.Е. Шаповалова. – Нижний Новгород: Веста, 2015. – 140 с.
29. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта /Л.М. Шипицина. – СПб.: Речь, 2010. – 477 с.
30. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Ж.И. Шиф. – М.: Просвещение, 1965. – 343 с.