Программированное задание по дисциплине «Конфликтология»

4

Студентом выполняются 2 задания из предложенных – на выбор. Текст задания не переписывается. Ответы на вопросы даются максимально полно и четко, с использованием теоретического материала (учебники, пособия, лекции).

Ответы оформляются письменно, в печатной форме, придерживаясь предложенного плана. Оформляется; титульный лист работы, номера заданий, текст ответов и список использованной литературы. Рекомендуемый объем выполненного задания – 10-20 стр.

Задание сдается на кафедру социальной психологии и педагогики за 7 дней до экзамена (к.биол.н., ст. преп. Катуновой В.В.).

ЗАДАНИЕ 1. Внутриличностный конфликт. Проанализируйте фрагмент из «Исповеди» Л.Н. Толстого (Толстой Л Н. Сочинения. Часть тринадцатая. — М.: Т-во И. Н. Кушнерев и К0. 1911. – С. 16 – 19,6)и объясните:

1. Какой тип внутриличностного конфликта описан автором?

2. В чем причины данного типа внутриличностного конфликта?

3. Раскройте динамику конфликта Л.Н. Толстого.

4. Какого рода защитные механизмы от внутриличностного конфликта использовал автор «Исповеди»?

5. К какой научной концепции внутриличностного конфликта относится конфликт, описанный Л.Н. Толстым? Кто автор этой концепции?

Я вкусил уже соблазна писательства, соблазна огромного денежного вознаграждения и рукоплесканий за мой ничтожный труд, и предавался ему, как средству к улучшению своего материального положения и заглушению в душе всяких вопросов о смысле жизни моей и общей.

Я писал, поучая тому, что для меня было единой истиной,— что надо жить так, чтобы самому с семьей было как можно лучше.

Так я жил, но пять лет тому назад со мною стало случаться что-то очень странное: на меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему. Потом эти минуты недоумения стали повторяться чаще и чаще и все в той же самой форме. Эти остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: зачем? Ну, а потом?

Сначала мне показалось, что это так — бесцельные, неуместные вопросы. Мне казалось, что это все известно и что, если я когда и захочу заняться их решением, это не будет стоить мне труда,— что теперь мне только некогда заниматься, а когда вздумаю, тогда и найду ответы. Но чаше и чаще стали повторяться вопросы, настоятельнее и настоятельнее требовались ответы, и как точки, падая все на одно место, сплотились эти вопросы, без ответов, в одно черное пятно.

2 стр., 558 слов

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. Вопросы по теме занятия

Вопросы по теме занятия. 1. Объясните принцип работы механизма вытеснение. 2. Объясните, каковы причины возникновения чувства неполноценности по Адлеру. 3. Какие защитные механизмы выделила А. Фрейд? 4. Выделите критерии, на которых построена классификация психических типов по Юнгу.     Тестовые задания по теме с эталонами ответов. 1. КТО ИЗ НИЖЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ...

Случилось то, что случается с каждым заболевающим смертельною внутреннею болезнью. Сначала появляются ничтожные признаки недомогания, на которые больной не обращает внимания, потом признаки эти повторяются чаще и чаще и сливаются в одно нераздельное по времени страдание. Страдание растет, и больной не успеет оглянуться, как уже сознает, что то, что он принимал за недомогание, есть то, что для него значительнее всего в мире, что это — смерть.

То же случилось и со мной. Я понял, что это — не случайное недомогание, а что-то очень важное, и что если повторяются все те же вопросы, то надо ответить на них. Но только как я попытался ответить на них и разрешить, я тотчас же убедился, во-первых, в том, что это не детские и глупые вопросы, а самые важные и глубокие вопросы в жизни, и, во-вторых, в том, что я не могу и не могу, сколько бы я ни думал, разрешить их. Прежде чем заняться самарским имением, воспитанием сына, писанием книги, надо знать, зачем я это буду делать. Пока я не знаю — зачем, я не могу ничего делать, я не могу жить. Среди моих мыслей о хозяйстве, которые очень занимало меня в то время, мне вдруг приходил и голову вопрос: «Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии. 300 голов лошадей, а потом?..». И я совершенно опешивал и не знал, что думать дальше. Или, начиная думать о том, как я воспитываю детей, я говорил себе: «Зачем?». Или, рассуждая о том, как народ может достигнуть благосостояния, я вдруг говорил себе: «А мне что за дело?». Или, думая о той славе, которую приобретут мне мои сочинения, я говорил себе: «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира. Мольера, всех писателей в мире,— ну. и что ж?…». И я ничего и ничего не мог ответить. Вопросы не ждут, надо сейчас ответить; если не ответишь, нельзя жить. А ответа нет.

Я почувствовал, что то, на чем я стоял, подломилось, что мне стоять не на чем, что того, чем я жил, уже нет, что мне нечем жить. Жизнь моя остановилась. Я мог дышать, есть, пить, спать и не мог ни дышать, ни есть, ни пить, ни спать; но жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным. Если я желал чего, я впредь знал, что, удовлетворю или не удовлетворю мое желание, из этого ничего не выйдет. Если бы пришла волшебница и предложила мне исполнить мое желание, я бы не знал, что сказать. Если есть у меня нежелания, но привычки желаний прежних, в пьяные минуты, то я в трезвые минуты знаю, что это — обман, что нечего желать. Даже узнать истину я не мог желать, потому что я догадывался, в чем она состояла. Истина была та, что жизнь есть бессмыслица. Я как будто жил, жил, шел, шел и пришел к пропасти, я ясно увидел, что впереди ничего нет, кроме погибели. И остановиться нельзя, и назад нельзя, и закрыть глаза нельзя, чтобы не видеть, что ничего нет впереди, кроме страданий и настоящей смерти — полного уничтожения.

14 стр., 6822 слов

1.Теоретические аспекты проблемы управления деловыми конфликтами

ВВЕДЕНИЕ В настоящее время проблема изучения деловых конфликтов является актуальной для руководителей различных уровней, линейных и функциональных. Конфликты между сотрудниками и руководителем и подчинёнными часто тревожат руководителя. В этой ситуации неминуемо выяснение отношений, долгие разговоры, сопровождающиеся эмоциональной напряжённостью, что не может не отвлекать от основной работы. Среди ...

Со мной сделалось то, что я, здоровый, счастливый человек, почувствовал, что я не могу более жить,— какая-то непреодолимая сила влекла меня к тому, чтобы как-нибудь избавиться от жизни. Нельзя сказать, чтоб я хотел убить себя. Сила, которая влекла меня прочь от жизни, была сильнее, полнее хотенья, это была сила, подобная прежнему стремлению к жизни, только в обратном отношении. Я всеми силами стремился прочь от жизни. Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как прежде приходили мысли об улучшении жизни. Мысль эта была так соблазнительна, что я должен был употреблять против себя хитрости, чтобы не привести ее слишком поспешно в исполнение. Я не хотел торопиться только потому, что хотелось употребить все усилия, чтобы распутаться: если не распутаюсь, то всегда успею. И вот тогда, я счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый вечер бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьем на охоту, чтобы не соблазниться слишком легким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от нее и между тем чего-то еще надеялся от нее…

И я спасся от самоубийства. Когда и как совершился во мне этот переворот, я не мог бы сказать. Как незаметно, постепенно уничтожалась во мне сила жизни и я пришел к невозможности жить, к остановке жизни, к потребности самоубийства, так же постепенно, незаметно возвратилась ко мне эта сила жизни. И странно, что та сила жизни, которая возвратилась ко мне, была не новая, а самая старая, — та самая, которая влекла меня на первых порах моей жизни.

12 стр., 5936 слов

Институт дополнительного профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра педагогики и психологии профессионального образования ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Выпускная квалификационная работа слушателя гр. 32.1 (2) Зырянова И.А. ...

Я вернулся во всем к самому прежнему, детскому и юношескому. Я вернулся к вере в ту волю, которая произвела меня и чего-то хочет от меня; я вернулся к тому, что главная и единственная цель моей жизни есть то, чтобы быть лучше, т.е. жить согласнее с этой волей; я вернулся к тому, что выражение этой воли я могу найти в том. что в скрывающейся от меня дали выработало для руководства своего вес человечество, т.е. я вернулся к вере в Бога, в нравственное совершенствование и в предание, передававшее смысл жизни. Только та и была разница, что тогда все это было принято бессознательно, теперь же я знал, что без этого я не могу жить.

ЗАДАНИЕ 2. Организационный конфликт. Проведите анализ конфликтной ситуации по следующему плану. Дайте развернутые и аргументированные ответы.

  1. В чем суть представленного в фильме конфликта? В чем состоит столкновение противоречий?
  2. Кто является его основными участниками?
  3. В каких условиях происходит развитие конфликта (место, время)?
  4. Определите причины данного конфликта.
  5. К каким типам относится этот конфликт?
  6. Что является источником конфликтной ситуации?
  7. Проведите анализ динамики конфликта. Выявите и опишите основные стадии конфликта в следующей последовательности: Предконфликтная ситуация. — Инцидент. — Эскалация.- Завершение конфликта.- Посткофликтная ситуация.
  8. Проведите анализ стиля поведения конфликтантов: как они ведут себя на разных стадиях конфликта? Кто из них предпринимает попытки по предотвращению и разрешению конфликта и в чем они состоят? Какие интересы отстаивают участники конфликта?
  9. Составьте ролевую и эмоциональную карты данного конфликта (приложение).
  10. Разрешение конфликта. В чем состоят усилия участников по разрешению конфликта? Какие возможные варианты решений были приняты в реальности? Какие дополнительные шаги к принятому решению можно было бы рекомендовать?
  11. Какие функции имеет этот конфликт относительно участников конфликта и их микросоциума?
  12. Если бы Вы оказывали конфликтологическую помощь участникам в данном конфликте, то в чем бы состояла эта помощь? Какие бы методы и методики Вы использовали? Какие бы рекомендации могли бы дать участникам данного конфликта?
  13. Заключение.

Описание конфликта.В НИИ по приглашению директора вливается группа молодыхисследователей, которая получает статус лаборатории, а ее лидер – молодой и талантливый ученый – должность начальника. В коллективе НИИ создание лаборатории было встречено настороженно. Молодые люди были полны энтузиазма и в то же время отличались некоторым высокомерием по отношению к остальным сотрудниками института. Директор института поддерживал лабораторию, направлял в нее основные ресурсы – ставки, оборудование. Эта поддержка была не совсем бескорыстной: лаборатория, разрабатывающая перспективное направление в науке, должна была поправить репутацию института, который считался одним из самых консервативных среди смежных НИИ.

10 стр., 4773 слов

Посредничество в разрешении конфликтов. Внутренние конфликты работников и их влияние на эффективность работы

Содержание 1. Посредничество в разрешении конфликтов 2. Внутренние конфликты работников и их влияние на эффективность работы Список использованной литературы 1. Посредничество в разрешении конфликтов Посредническая деятельность по разрешению конфликтов – новая психологическая реальность нашей жизни, требующая отдельного изучения и подготовки специалистов в этой области. Сегодня проблемы конфликта ...

Многие из сотрудников, в основном старые друзья директора и его ученики, вместе с которыми он создал институт, были недовольны ростом влияния новой лаборатории, ощущая угрозу своей деятельности, те более что часть старых кадров не могла освоить новые методы. По их мнению, самым верным способом дискредитации лаборатории было бы доказательство неприемлемости для института предлагаемых ею новых методов исследования и демонстрация практической неопытности молодых сотрудников лаборатории. В институте начались конфликты, в которых директор пытался играть роль олимпийского миротворца.

Но старым сотрудникам института удалось убедить директора, что начальник лаборатории покушается на его пост, тем более что у последнего установились хорошие контакты с директорами смежных НИИ. Лаборатория лишается всякой, в том числе и материальной, поддержки директора. Тогда эту функцию взяло на себя министерство: целевые ассигнования стали направляться прямо в лабораторию через голову директора. Обстановка в институте резко обострилась, и чтобы как-то оздоровить ее, руководство министерства решило выделить лабораторию из состава НИИ, причем большая доля финансирования, предназначавшаяся ранее НИИ, стала направляться в лабораторию. Теперь внутри институтский конфликт перерос в конфликт между двумя организациями.

18 стр., 8655 слов

Характер трудовых конфликтов

... т.п.). Сказанное позволяет сделать вывод, что трудовой конфликт (индивидуальный или коллективный) представляет собой спор между работником (группой работников), с одной стороны, и работодателем (а также иным ... может быть решена из-за непонимания сторон того, как правильно действовать в ситуациях трудовых споров и конфликтов. Практика участия в примирительных процедурах с целью разрешения ...

Лаборатория быстро росла. По квалификационному уровню сотрудников она была выше НИИ, по численности сравнима с ним, а по результатам деятельности ушла далеко вперед. Начальник лаборатории по своему положению стал равен директору НИИ. И когда директор института ушел на пенсию, министерство отдало приказ о слиянии НИИ с лабораторией и о назначении начальника лаборатории директором НИИ. Поскольку создавалась новая организация, все сотрудники лаборатории и НИИ должны были вновь поступать на работу. Министерство бралось трудоустроить всех, кого директор нового НИИ не считал возможным оставить в институте. Естественно, лаборатория вошла в НИИ в полном составе, и ее сотрудники заняли ведущие посты.

ЗАДАНИЕ 3. Трудовой конфликт.

Российское законодательство выделяет особую категорию внутрифирменных конфликтов — коллективные трудовые споры. Прочитайте Федеральный закон, направленный на регулирование трудовых коллективных споров (принят Государственной Думой ФС РФ 20 октября 1995 г.), и проанализируйте заложенные в нем возможности содействия преодолению подобных конфликтов.

Вопросы:

1. Какой внутрифирменный конфликт (по форме и содержанию) в соответствии с Законом называется коллективным трудовым спором?

2. Какие методы отстаивания своих интересов в коллективных трудовых спорах допускаются по Закону?

3. Проявлением какой фазы конфликта является забастовка?

4. На что ориентированы предлагаемые законом процедуры: на ликвидацию возникшего конфликта, на перевод конфликта из конфронтационной фазы в компромиссную или на преодоление конфликта через выстраивание коммуникации?

5. Какая роль в соответствии со вторым конфликтологическим подходом отводится законом посреднику?

6. Какие коммуникативные структуры вводятся законом для обеспечения преодоления конфликта?

7. Какой тип инцидента описывается в п. 5 ст. 2: информационный или деятельностный?

5 стр., 2175 слов

Трудовые конфликты и методы их разрешения Осеев А.А

... коллективные договоры не заключаются, и действует контрактная система регуляции социально-трудовых отношения, именно содержание контрактов будет служить критерием в разрешении трудовых споров. Отсюда вывод: работник ... действий. Организационные институты разрешения трудовых конфликтов. Соглашения и контракты, коллективный договор,комиссия по трудовым спорам или суд,ведомственных и межведомственных ...

8. Какому стилю поведения в конфликте соответствуют описанные в законе примирительные процедуры?

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ

О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Задачи и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в Российской Федерации в ходе разрешения коллективного трудового спора.

2. Установленные настоящим Федеральным законом нормы распространяются на всех работников, работодателей, а также на объединения работников и работодателей и их полномочные органы.

3. Разрешение коллективных трудовых споров, возникающих в связи с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников, не является предметом настоящего Федерального закона.

4. Федеральным законом может быть установлен иной порядок разрешения коллективных трудовых споров и ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 2. Основные понятия

1. Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее — стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

2. Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.

3. Представители работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им.

4. Представители работодателей — руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

5. Момент начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

6. Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Глава 2. Порядок разрешения коллективного трудового спора

Статья 3. Выдвижение требований работников

1. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители.

2. Требования работников организации, филиала, представительства выдвигаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

3. Представители работников выдвигают требования в порядке, установленном уставом или решением собрания (конференции) работников, образовавшего представительный орган.

4. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его проведению.

5. При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении данного коллективного трудового спора.

6. Требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

7. Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба).

В этом случае Служба обязана проверить получение требований другой стороной.

Статья 4. Рассмотрение требований работников

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

Статья 5. Примирительные процедуры

1. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или к рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

3. В поддержку своих требований в ходе разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

4. Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу для уведомительной регистрации спора.

5. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

6. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

7. Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные статьями 6—8 настоящего Федерального закона.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Статья 6. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

1. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.

2. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе.

Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

3. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

4. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.

5. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.

6. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

7. При недостижении согласия по поводу использования примирительных процедур после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией стороны должны приступить к созданию трудового арбитража.

Статья 7. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

1. По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора может быть приглашен посредник независимо от Службы или по рекомендации Службы.

2. Если стороны в срок до трех рабочих дней с момента обращения в Службу не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника, он назначается Службой.

3. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами коллективного трудового спора.

4. Посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора.

5. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его приглашения (назначения) и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Статья 8. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

1. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

2. Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора.

В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора.

3. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы.

4. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

5. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон; получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

Статья 9. Гарантии работников в связи с разрешением коллективного трудового спора

1. Члены примирительной комиссии, посредники, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.

2. Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности не могут быть в период разрешения коллективного Трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Статья 10. Уклонение работодателя от участия в примирительных процедурах

1. В случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.

2. В случаях уклонения работодателя от создания трудового арбитража, рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, а также выполнения его рекомендаций, — если достигнуто соглашение об их обязательности, работники могут приступить к проведению забастовки.

Статья 11. Участие службы по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

1. Служба — государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

2. Служба:

— осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

— поверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

— формирует список посредников и трудовых арбитров;

— проводит подготовку посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

— выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

— оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;

— организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

— организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Служба действует в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров.

Работники Службы пользуются правом беспрепятственного, при предъявлении удостоверения установленного образца, посещения организаций, филиала, представительства в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявлениями устранения причин, порождающих эти конфликты.

Статья 12. Соглашение в ходе разрешения коллективных трудовых споров

Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

Глава 3. Осуществление права на забастовку

Статья 13. Право на забастовку

1. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.

2. В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

3. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством.

4. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Статья 14. Объявление забастовки

1. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов.

2. Собрание (конференция) работников, профсоюзной организации считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции).

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).

3. После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.

4. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

5. В решении об объявлении забастовки указываются:

— перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

— дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;

— наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

— предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве в период проведения забастовки.

6. Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу.

Статья 15. Орган, возглавляющий забастовку

1. Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующий орган профсоюза.

2. Орган, возглавляющий забастовку, вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.

3. Орган, возглавляющий забастовку, вправе приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией, посредником или в трудовом арбитраже. Работодатель и Служба должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня.

4. Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).

Статья 16. Обязанности сторон в ходе забастовки

1. В период проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем проведения примирительных процедур.

2. Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры для обеспечения в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации, филиала, представительства и физических лиц, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

3. В организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг).

Минимум необходимых работ (услуг) определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.

В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

4. При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Статья 17. Незаконные забастовки

1. Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных статьями 3—8, 12—16 настоящего Федерального закона.

2. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц.

3. Являются незаконными забастовки работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, — если при этом создается угроза обороне страны и, безопасности государства.

4. Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с законом о чрезвычайном положении.

5. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

6. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

7. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

8. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

9. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно-важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

10. В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.

Статья 18. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки

1. Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания расторжения трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 22 настоящего Федерального закона.

2. Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 22 настоящего Федерального закона.

3. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

4. Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

5. Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде. Работодатель вправе переводить этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством о труде (простой не по вине работника).

6. Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный, чем предусмотренный законодательством о труде, порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке.

Статья 19. Запрещение локаута

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации, филиала, представительства.

Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах

Статья 20. Ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах

Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований или препятствующие его проведению, подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

Статья 21. Ответственность за невыполнение соглашения

Представители работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

Статья 22. Ответственность работников за незаконные забастовки

1. Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

2. Профсоюзная организация, объявившая и не прекратившая забастовку после признания ее незаконной, обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Статья 23. Порядок привлечения к ответственности Дела о наложении штрафов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, рассматривается в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Статья 24. Ведение документации при разрешении коллективного трудового спора

— Действия сторон, соглашения и рекомендации, принимаемые в связи с разрешением коллективного трудового спора, оформляются протоколами представителями сторон, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 25. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 26. О признании нормативных правовых актов не действующими в Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Признать не действующим в Российской Федерации Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991. №23. Ст. 654).

Статья 27. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Предложить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок утвердить Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров.

Президент Российской Федерации

Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль. 23 ноября 1995 года. № 195-ФЗ

Задание 4. Эссе «Анализ конфликта по сюжету кинофильма «Любовь и голуби»»

Эссе пишется на основании просмотра фильма, объемом не более 10 страниц печатного текста (формат А4, кегль 12, интервал 1,5).

Минимальный объем 5 страниц.

  1. В чем суть представленного в фильме конфликта? В чем состоит столкновение противоречий?
  2. Кто является его основными участниками?
  3. В каких условиях происходит развитие конфликта (место, время)?
  4. Определите причины данного конфликта.
  5. К каким типам относится этот конфликт?
  6. Что является источником конфликтной ситуации?

Проведите анализ динамики конфликта. Выявите и опишите основные стадии конфликта в следующей последовательности:

  • Предконфликтная ситуация.
  • Инцидент.
  • Эскалация.
  • Завершение конфликта.
  • Посткофликтная ситуация.
  1. Проведите анализ стиля поведения конфликтантов: как они ведут себя на разных стадиях конфликта? Кто из них предпринимает попытки по предотвращению и разрешению конфликта и в чем они состоят? Какие интересы отстаивают участники конфликта?
  2. Разрешение конфликта. В чем состоят усилия участников по разрешению конфликта? Кто выполняет роль медиатора (посредника)? В чем в данном случае состоят действия медиатора?
  3. Прогнозирование постконфликтного взаимодействия: каким Вы его представляете? Опишите наиболее возможный с Вашей точки зрения вариант.
  4. Какие функции имеет этот конфликт относительно участников конфликта и их микросоциума?
  5. Если бы Вы оказывали конфликтологическую помощь участникам в данном конфликте, то в чем бы состояла эта помощь? Какие бы методы и методики Вы использовали? Какие бы рекомендации могли бы дать участникам данного конфликта?
  6. Заключение.

ЗАДАНИЕ 5. Глобальный конфликт.

Проанализируйте представленный далее текст и дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

  1. В чем суть пописываемого конфликта? В чем состоит столкновение интересов сторн?
  2. Кто является основными участниками конфликта?
  3. В каких условиях происходит развитие конфликта (место, время)?
  4. Определите причины данного конфликта.
  5. К каким типам относится этот конфликт?
  6. Что является источником конфликтной ситуации?
  7. Проведите анализ возможной динамики конфликта. Выявите и опишите основные стадии конфликта в следующей последовательности:
  8. Предконфликтная ситуация.
  9. Инцидент.
  10. Эскалация.
  11. Завершение конфликта.
  12. Посткофликтная ситуация.
  13. Проведите анализ стиля поведения конфликтантов: как они поведут себя на разных стадиях конфликта? Кто из них предпримет попытки по предотвращению и разрешению конфликта и в чем они состоят? Какие интересы отстаивают участники конфликта?
  14. Разрешение конфликта. В чем в настоящее время состоят усилия участников по разрешению конфликтной ситуации? Кто выполняет роль медиатора (посредника)? В чем в данном случае состоят действия медиатора?
  15. Прогнозирование постконфликтного взаимодействия: каким Вы его представляете? Опишите наиболее возможный с Вашей точки зрения вариант.
  16. Какие функции имеет этот конфликт относительно участников конфликта и социума?
  17. Если бы Вы оказывали конфликтологическую помощь странам-участникам в данном конфликте, то в чем бы состояла эта помощь? Какие бы методы и методики Вы использовали для изучения и прогноза развития конфликтной ситуации? Какие бы рекомендации могли бы дать участникам данного конфликта?
  18. Заключение.

О возможности возникновения мировой войны и некоторых особенностях ее ведения

Источник: Журнал «Оружие России», М., 1.05.2011.

http://www.arms-expo.ru/055057052124050051048049051.html

В рамках круглого стола «Военные концепции и оружие будущего», который прошел в МГИМО, ряд видных ученых и экспертов выказали свое мнение по ряду вопросов, связанных с указанной темой. Так, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков выступил с докладом «Оценка реальности мировой войны, как основного инструмента выхода из глобального кризиса, и ее вероятный характер». Он осветил вероятность начала мировой войны, основные причины ее возникновения, кто может выступить в качестве противоборствующих сторон и ряд других вопросов. Ниже публикуется полное содержание доклада.

Глобальный финансовый кризис стал сегодня основным фактором, определяющим, как глобальные и региональные политические процессы, так и направленность развития внутриполитической ситуации практически во всех странах мира. Несмотря на чрезвычайные меры, предпринимаемые лидерами практически всех стран мира по его разрешению, интенсивные консультации и саммиты на самом высоком уровне, пока успехов в этом направлении достичь не удается. Причина этого состоит в том, что глобальный финансовый кризис является лишь проявлением более глубокого и масштабного цивилизационного кризиса, который охватывает практически все стороны жизни современного Человечества.

К основным диспропорциям и противоречиям, породивших глобальный (цивилизационный по своей сути) кризис можно отнести:

1. Противоречие между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли. Разрешение этого противоречия возможно только за счет сокращения потребления. Возникает вопрос – как и за счет кого?

2. Диспропорциями в распределении промышленных мощностей и сырья, породивших конфликт интересов между промышленно развитыми странами и странами-поставщиками сырья. Разрешение этого конфликта возможно, либо установлением более справедливых глобальных товарно-денежных отношений, либо достижением контроля промышленно развитых стран над основными планетарными сырьевыми ресурсами путем установлением их господства (в какой-либо форме) над странами-поставщиками сырья.

3. Противоречием между «бедными» развивающимися странами и «богатыми» промышленно развитыми. Его разрешение также возможно, либо за счет установлением более справедливых глобальных товарно-денежных отношений, либо фактическим уничтожением суверенитета развивающихся стран, установлением над ними в той или форме военно-политического контроля стран промышленно развитого Запада.

4. Противоречием между нациями, национальными элитами и транснациональной элитой. Его разрешение возможно, либо построением единого мирового государства, где будут доминировать наднациональные органы власти и различные иные транснациональные субъекты, с радикальным ослаблением или полным устранением государственных суверенитетов, либо создания мирового порядка, как сообщества суверенных государств, отражающих интересы своих народов, где наднациональные органы играют лишь координирующую роль, а транснациональные структуры не имеют самостоятельной политической субъектности.

5. Противоречие между объемом мирового «финансового пузыря» и масштабом реального сектора мировой экономики. Его разрешение возможно либо устранением (в какой-либо форме) мирового «финансового пузыря», что чревато утратой власти транснациональной финансовой элитой, либо его «конверсией» в реальный сектор экономки, что будет означать установление безраздельного экономического господства транснациональной финансовой элиты над миром.

6. Противоречие между огромной мировой финансовой властью транснациональной финансовой элиты и отсутствием ее политической субъектности. Его разрешение может быть осуществлено либо построением единого мирового государства, с преобразованием нынешней транснациональной финансовой элиты в единственный субъект мировой власти, либо устранением финансового господства транснациональной финансовой элиты в системе международных экономических отношений с восстановлением экономического суверенитета государств.

7. Противоречие между бездуховностью «свободного рынка», порождающей власть денег и духовными основами существования различных цивилизаций, формирующих цивилизационные различия, порождающих власть идей (в той или иной степени).

Разрешение этого противоречия возможно только за счет установления единой духовной основы мирового порядка. Диспропорции и противоречия, породившие начинающий свое развитие цивилизационный кризис охватывают все сферы жизнедеятельности Человечества и соответственно изменения в обществе, направленные на устранение этого кризиса должны будут охватить все аспекты мирового порядка. То есть речь идет о построении качественно нового мирового порядка, по всем основным аспектам, отличающимся от настоящего.

Именно по этой причине меры, ориентированные на преодоление именно финансового кризиса не позволяют и, можно смело утверждать не позволят, разрешить этот цивилизационный кризис, а значит, и устранить его проявление в финансовой сфере – финансовый кризис. Опыт разрешения двух подобных кризисов в начале и в средине 20-го века показывает, что их разрешение проходило через мировые войны – Первую и Вторую. Анализ возможных вариантов разрешения дисбалансов и противоречий, породивших этот кризис показывает, что они носят антагонистический характер и без существенного ущемления интересов тех или иных крупнейших геополитических субъектов этот кризис разрешен не будет.

А это означает неизбежность применения военной силы для их разрешения. Учитывая мировой характер кризиса можно полагать, что и масштаб применения военной силы для его разрешения приобретет мировой масштаб. Таким образом, можно утверждать, что развивающийся цивилизационный кризис вполне может породить новую мировую войну и будет разрешен по ее итогам. Пришло время обсуждать вероятный характер этой войны.

Основными аспектами, определяющими характер любой войны являются: ее участники, цели, преследуемые ими в этой войне и решаемые ими задачи, применяемое оружие, основные этапы войны, факторы, определяющие ее ход и возможные варианты ее исхода. Мировая война будет безусловно коалиционной. Состав коалиций, будет определяться приверженностью конкретных стран (точнее их элит) к той или иной модели нового мирового порядка, который они готовы отстаивать в войне. Анализ возможных вариантов разрешения дисбалансов и противоречий показывает, что сегодня новый мировой порядок может быть построен только по одной из двух моделей.

Первая, которую можно назвать сообразно ее сути, как «мир цивилизационной иерархии», когда немногие «избранные», определив себя как «интеллектуальное ядро человечества», сохраняют и увеличивают достигнутый уровень потребления, за счет жестокой эксплуатации остального Человечества с искусственным сокращением его численности, доведением до критически минимального уровня его материального потребления и духовной деградации. Реализация этой модели предполагает исчезновение межцивилизационных различий — «унификацию» народов, по сути исчезновение самих цивилизаций, с разделением всего человечества на две «суперцивилизации» — «Золотой миллиард» и все остальные «эксплуатируемые недочеловеки».

Сегодня это проявляется в виде разделения стран на промышленно развитые, имеющие перспективу дальнейшего развития и страны мировой периферии, обреченные на деградацию в духовном, экономическом и демографическом отношении. Вторую модель можно было бы назвать как «цивилизационная взаимоподдержка» или «цивилизационная гармония». В этом варианте цель глобализации состоит не в «унификации», а в развитии всех существующих цивилизаций, с сохранением и расширением для каждого народа и цивилизации «поля развития», что составляет основу развития каждого из них и всех вместе. 

Это путь в будущее. То есть, по сути дела, новая мировая война будет вестись за то, на каких духовных основах будет построен новый мировой порядок: или в основе нового мирового порядка будет положен индивидуализм, эгоизм, подавление одного субъекта другим, принцип выживания за счет других, или в основу мировых отношений будет положена общинность, доминирование общих интересов совместного выживания и развития, над частными, принцип совместного выживания за счет взаимоподдержки. В этом состоит ее качественное отличие от двух предшествующих мировых войн, которые велись главным образом за экономический передел мира.

Это позволяет концептуально определить состав возможных коалиций в будущей мировой войне. Их будет две: 1.Сообщество так называемых промышленно развитых стран, основу которого составит страны Западной цивилизации, духовные основы которых опираются на индивидуализм и материальное начало, порождающие власть денег, которые претендуют на роль мирового гегемона, контролирующего все мировые ресурсы, с уничтожением геополитической субъектности всех остальных цивилизаций. 2.Сообщество стран православной, исламской и других цивилизаций, в духовной основе которых заложено доминирование духовного над материальным, общего над частным, индивидуальным, которые объективно ориентируются на многополярный мировой порядок.

Сегодня ядро первой коалиции уже сформировано не только политически, но и военно-политически в виде блока НАТО. Четко осмыслена и его глобальная цель в новой мировой войне – установление мирового господства – однополярный мир. В частности, эта цель в явном виде определена в «Стратегии национальной безопасности США» — достижение гарантированного доступа ко всем жизненно-важным для США районам мира, то есть установление контроля над всеми основными ресурсосодержащими районами мира. Элиты стран этой коалиции четко, прежде всего на духовном уровне, представляют себе основного противника, в качестве которого на данном этапе в первую очередь определены исламская и православная цивилизации.

Сообщество стран ориентирующихся на многополярный мировой порядок, которые могут составить вторую коалицию, пока еще даже не осознало, общность своих геополитических интересов, не говоря уже о каком-либо политическом или тем более военно-политическом оформлении единого союза. Некоторым прообразом такого союза могли бы послужить ШОС или ОДКБ, на данном этапе весьма рыхлые и малоэффективные организации. Нет сегодня четко разработанной, всеми признанной модели нового мирового порядка в варианте многополярного мира. В этих условиях естественно, что объективно существующая глобальная цель этих стран в новой мировой войне – установление справедливого многополярного мира, ими в полной мере не осознана.

Поэтому нет и понимания основной задачи стран второй коалиции в мировой войне – срыв попыток установления мирового господства Западной цивилизации в форме однополярного мирового порядка. Это дает возможность Западной цивилизации сталкивать их в жестокой междуусобной борьбе. Сегодня мы видим, как стравливают мусульман с православными и индуистами, раскалывают сам ислам, сталкивая суннитов и шиитов. Исходя из существа целей первой коалиции ее можно именовать как «коалиция монополярного мира», тогда как вторую – «коалиция многополярного мира».

Исходя из вероятной цели действий коалиции монополярного мира ее главной глобальной задачей в мировой войне будет разгром коалиции стран стремящихся к многополярному миру с установлением над ними политического или даже военно-политического контроля и ликвидацией или радикальным ослаблением их государственного суверенитета. Исходя из вероятной цели действий коалиции многополярного мира ее главной глобальной задачей в мировой войне должно быть — отражение агрессии коалиции монополярного мира и срыв построения монополярного мира, с сохранением своего государственного суверенитета, и последующее построение многополярного мироустройства.

Учитывая решительность целей сторон в предстоящей мировой войне следует ожидать, что в ее ходе найдут применение все самые совершение виду вооружений и военной техники, включая оружие массового поражения:

1. Информационное оружие будет применяться на всех этапах подготовки и развития мировой войны в мирное и военное время, что определяется высокой скрытностью его воздействия на противника и отсутствием международно-правовой базы, эффективно регламентирующей его применение. Информационное оружие будет основным средством борьбы в мирный период, а с началом боевых действий оно будет применяться главным образом в интересах обеспечения применения группировок вооруженных сил.

2. Обычные вооружения будут применяться сторонами в полном объеме с началом боевых действий. Условием начала боевых действий с применением обычного оружия будет создание хотя бы минимальной морально-психологической и нормативно-правовой базы для начала военных действий. До начала военных действий следует ожидать ограниченного применения обычных вооружений силами специальных операций в интересах обеспечения эффективного применения информационного оружия. Обычные виды вооружений будут применяться сторонами для решения практически всех задач мировой войны.

3. К основным видам неядерного оружия массового поражения (ОМП), которое может быть применено в возможной мировой войне, относятся химическое и биологическое. Возможность скрытного применения биологического оружия, особенно новейших его образцов, позволит применять его не только в ходе боевых действий, но и в мирный период. Другой важнейшей особенностью этого вида ОМП является относительно низкий порог применения. Существенное влияние на масштабы и способы его применения сторонами окажет без сомнения простота его изготовления и применения, позволяющие использовать этот вид ОМП даже негосударственными и относительно ограниченными в своих возможностях организациями. Немаловажным фактором, ограничивающим возможные масштабы применения биологического оружия, будет угроза возникновения крупных эпидемий или даже пандемии. Особо следует отметить, возможность применения неядерного ОМП негосударственными организациями терриростического толка, которые могут его применить, как одну из форм своей борьбы. При этом подобная их деятельность будет использоваться противоборствующими странами в качестве предлога (инцидента) для дальнейшей эскалации военных действий.

4. Ядерное оружие является на сегодня самым мощным ОМП, которым обладает ограниченных круг стран «ядерного клуба» и некоторые другие, которые, формально не входя в этот «клуб», обладают ядерным оружием (в частности Израиль, Индия, Пакистан, вероятно в будущем Иран и Северная Корея).

Применение ядерного оружия в мировой войне вероятнее всего будет иметь чрезвычайно ограниченный масштаб и главным образом для устрашения противника с целью принуждения его отказаться от дальнейшей эскалации войны, либо принуждения к отказу от дальнейшей борьбы. Крупномасштабное применение ядерного оружия маловероятно (хотя и полностью не исключается), в связи с тем, что это будет означать национальную катастрофу для стран, обменявшихся массированными ядерными ударами, с вероятным исчезновением их с лица Земли как государственных образований.

Для правильного прогноза вероятной периодизации будущей мировой войны необходимо проанализировать текущее состояние стран и их союзов, которые могут в перспективе составить противоборствующие коалиции в мировой войне. Нарастающий мировой кризис необходимость радикального пересмотра основ глобального миропорядка сделал очевидной. Сегодня можно констатировать, что абсолютное большинство национальных элит признает необходимость построения нового мирового порядка, но по-разному его себе представляют: Руководство США и стран ЕС, судя по высказываниям его представителей, продолжают вести политику на установление своего доминирования в мире с возложением на другие страны (естественно в закамуфлированном виде) обязанностей обеспечивать их процветание за счет своих ресурсов и принести этому развитие и процветание своих народов.

Противоречия внутри этого сообщества (в частности между США и отдельными странами ЕС) носят неантагонистический характер и, судя по всему, связаны с разделом сфер влияния в новом мировом порядке, предполагающем господство Западной цивилизации над остальным «нецивилизованным» миром. Это сообщество стран в организационном и техническом отношении в целом позволяют им рассчитывать на ведение успешных первых войн и вооруженных конфликтов в мировой войне. Их основными проблемами остаются высокая чувствительность к потерям личного состава вооруженных сил этих стран и неготовность населения этих стран к войне, что определяется в значительной степени отсутствием идеологии войны, а также ограниченные природные ресурсы, территория и людской потенциал, по сравнению со всем остальным миром.

Это определяет неготовность этих государств к войне в моральном и идеологическом отношениях и ставит под сомнение успех их коалиции в затяжной войне. Страны, не входящие в состав Западной цивилизации, в основном ни в организационном, ни в техническом отношении не готовы к военному противостоянию Западной цивилизации. Вместе с тем это сообщество имеет подавляющее превосходство в людском потенциале, более высокий по сравнению с Западной цивилизацией моральный потенциал и контроль огромных природных ресурсов и территорий. Это существенно повышает шансы этого сообщества государств на победу в затяжной войне, а также создает благоприятные условия для организации отпора агрессору на первых этапах войны, в том числе и на основе подъема народного сопротивления в случае разгрома их вооруженных сил, а также практически исключает возможность одновременных геополитических ударов по всем направлениям, создавая резерв времени для консолидации стран не входящих в Западную цивилизацию в коалицию многополярного мира, а также поддержки тех стран, которые окажутся первыми жертвами агрессии со стороны Западной цивилизации.

Таким образом, ни одна из возможных коалиций на сегодняшний момент к участию в мировой войне полноценно не готова. Сегодня страны Запада могут лишь инициировать внутренние вооруженные конфликты в других странах и принять участие в их разрешении весьма ограниченными контингентами войск, возложив основную тяжесть борьбы в этих конфликтах на одну из враждующих сторон союзную с ними. Да и морально не готовы сегодня лидеры западных держав, включая США, перейти к масштабному применению военной силы для разрешения развивающегося кризиса в мире насыщенном оружием массового поражения.

Исходя из этого можно предполагать, что в ближайшее время Западная цивилизация будет ставить перед собой цель разрешить кризис в своих интересах с формированием выгодной ей системы международных отношений (построить выгодный Западу мировой порядок, в котором он будет доминировать над остальным Человечеством) невоенными мерами. В свою очередь другие страны будут стремиться к разрешению мирового кризиса совместно в Западной цивилизацией с минимальными для себя потерями и сформировать основу для строительства в перспективе многополярного и справедливого нового мирового порядка.

Соответственно этот первый этап, сообразно целям сторон можно именовать как «попытка мирного разрешения кризиса». Важным направлением деятельности Западной цивилизации на этом этапе будет инициирование внутренних вооруженных конфликтов в странах других цивилизаций, прежде всего наиболее крупных, для создания условий их распада, подрыва их экономики и военного потенциала. Одновременно будут предприниматься меры к приведению своих вооруженных сил в состояние готовности к ведению широкомасштабных военных действий. В этот период военная деятельность будет иметь вспомогательный период и сосредоточится, в основном на решении демонстративных задач и «специальных действиях» на территориях других государств, а также на завершении боевых действий в Ираке и Афганистане.

Общим явлением на этом этапе, но особенно ощутимым для стран Западной цивилизации, будет нарастание классовой, межнациональной и межрелигиозной борьбы, нарастание ксенофобии. Это будет служить хорошей основой для начала процессов фашизации стран Западной цивилизации. Продолжительность этого этапа может колебаться в больших пределах – от 1-2 до 5-6 лет в зависимости от интенсивности развития кризисных явлений и эффективности попыток Запада достичь своих целей с опорой только на невоенные меры. Учитывая антагонистических характер противоречий, породивших этот кризис, можно полагать, что предпринимаемые на этом этапе невоенные меры не приведут к желаемому результату (что, кстати, хорошо видно по итогам саммитов 20G) и Западная цивилизация, поняв, что невоенными мерами она ничего достигнуть не может, перейдет к непосредственной подготовке к вооруженной борьбе за ресурсы, первоначально в форме локальных войн и вооруженных конфликтов.

Начнется второй этап, который можно именовать как «угрожаемый период перед началом мировой войны», в ходе которого Западная цивилизация приступит к непосредственной подготовке локальный войн и вооруженных конфликтов за ресурсы. К этому времени уже окончательно оформится, практически во всех основных, значимых для войны, аспектах коалиция монополярного мира, которая станет главной формой военно-политической организации Западной цивилизации в мировой войне. В рамках этого периода коалиция монополярного мира будет преследовать цель создания идеологических, морально-психологических, экономических, нормативно-правовых и политико-дипломатических условий для ведения успешных локальных войн и вооруженных конфликтов начального этапа мировой войны.

Со стороны стран других цивилизаций целью действий на 2-м этапе может быть сдерживание процессов ведущих к переходу к фазе вооруженной борьбы, за счет сохранения и укрепления существующей системы международной безопасности, укрепления региональных союзов с расширением их оборонных функций, наращивание потенциала своих вооруженных сил. Большие усилия будут предприниматься в направлении сдерживания эскалации международной напряженности даже ценой определенных экономических уступок. Как целостная форма военно-политической организации стран, противостоящих экспансии коалиции монополярного мира, коалиция многополярного мира еще вероятнее всего не оформится.

Основным содержанием действий на этом этапе будут информационные операции и действия в экономической сфере, которые могут иметь различную форму – от экономических санкций до террористических актов на предприятиях промышленности, а также различные формы действий сил специальных операций. В этот период будут выделяться страны, которые выступят ядрами региональной консолидации других стран для коллективного противостояния агрессии со стороны коалиции монополярного мира. Этап завершится формированием готовности коалиции монополярного мира к ограниченным войнам. При этом вероятнее всего смогут в основном сформироваться политические и частично военно-стратегические союзы стран, противостоящих коалиции монополярного мира и выявится для них в более-менее четком виде источник угрозы их национальной безопасности в виде Западной цивилизации.

По продолжительности этот этап будет относительно непродолжительным – 1-2 года, что определяется стремлением коалиции монополярного мира стратегически упредить завершение консолидации стран им противостоящим и постараться их разгромить последовательно поодиночке, не допуская возникновения единого фронта сопротивления. С завершением формирования морально-психологической базы войны, хотя бы в основном, коалиция монополярного мира, вероятнее всего, перейдет к ведению локальных войн против отдельных государств, являющихся лидерами или способных стать таковыми в противостоящих ей распространению ее господства региональных сообществах.

Начнется третий этап мировой войны, который по своей сути будет являться начальным периодом мировой войны. Сообразно его основному содержанию можно назвать «этап ограниченных войн». В его рамках коалиция монополярного мира будет преследовать цель разрушения формирующихся региональных союзов государств путем разгрома оформленных или оформляющихся лидеров региональной консолидации с одновременным устрашением остальных государств региона. На этом этапе, скорее всего единой цели действий у государств коалиции многополярного мира вероятнее всего еще не будет.

Одни государства, подвергшиеся агрессии будут преследовать цель ее отражения, другие – не допустить агрессии против себя, третьи – укрепить региональные союзы, как средство защиты от нарастающей военной угрозы со стороны коалиции монополярного мира. Основным содержанием действий в этот период будет ограниченное число локальных войн и вооруженных конфликтов, которые будет вести коалиция монополярного мира против государств, которые, занимая лидирующее положение в своих регионах, стремятся к проведению независимой от Запада политики. Будут вестись внутренние и межгосударственные военные конфликты различной интенсивности в странах не входящих в коалицию монополярного мира.

 

В этот период, в основном будут применяться обычные виды оружия. Однако в случае неблагоприятного развития ситуации для группировки вооруженных сил коалиции монополярного мира и при гарантии отсутствия ответной ядерной угрозы, можно предполагать возможность нанесения ею одиночных ядерных ударов с целью принуждения ее противников к отказу от дальнейшего сопротивления. Для оправдания таких ударов возможны провокации с ограниченным применением химического оружия против собственного населения. Продолжительность этого этапа будет определяться главным образом способностью стран, подвергшихся агрессии противостоять ей и темпами нарастания региональной и глобальной военно-политической консолидации стран не входящих в коалицию монополярного мира и может составить от 2-3 до 6-7 лет.

Завершится этот этап с момента, когда к участию в локальных войнах ведущихся против одного государства начнут подключаться другие государства региона, а также с созданием дееспособных военных оборонительных региональных союзов, государств не входящих в коалицию монополярного мира. С этого момента начнется слабо контролируемая эскалация отдельных локальных войн в региональные, возникнут новые локальные войны и вооруженные конфликты. Это будет означать начало нового этапа мировой войны – «полномасштабной мировой войны с применением обычного оружия».

Периодизацию этого этапа сегодня спрогнозировать чрезвычайно сложно, так как ее определяет множество малопрогнозируемых сегодня факторов. Однако исходя из исходного состояния противоборствующих коалиций и естественных их действиях в войне могут быть выделены три основных периода полномасштабной мировой войны с применением обычного оружия. Первый из них, который можно именовать как «разобщенной геополитической обороны коалиции многополярного мира», будет отличаться тем, что страны этой коалиции в силу незавершенности своей военно-политической консолидации будут вынуждены вести слабо скоординированные между различными регионами на глобальном уровне боевые действия, тогда как коалиция монополярного мира, действуя согласованно и обладая превосходством в организационном отношении и возможностях своей транспортной инфраструктуры будет, владея геополитической инициативой, вести геополитическое наступление, свободно маневрируя силами для их сосредоточения в важнейших на тот или иной момент времени геополитических регионах.

Продолжительность этого периода будет, главным образом, определяться временем необходимым странам коалиции многополярного мира для организации согласованных действий в глобальном масштабе и по времени может составить от 2-4 до 6-7 лет и более. Следующий период, который исходя из складывающегося соотношения возможностей сторон можно назвать периодом «геополитического баланса», будет также достаточно продолжительным – 3-5 лет, и завершится исчерпанием коалицией монополярного миралюдских и материальных ресурсов для ведения одновременных на всех театрах мировой войны крупномасштабных наступательных действий.

В результате коалиция монополярного мира будет вынуждена перейти к геополитической обороне и начнет искать пути завершения войны на минимально приемлемых для себя условиях. Наступит этап «геополитического наступления коалиции многополярного мира». В этот период возможно падение правительств в некоторых странах коалиции монополярного мира, в результате массовых выступлений населения (в том числе и вооруженных), вызванных тяготами войны и потерями, с выходом этих стран из войны. В случае, если такие события произойдут в нескольких ведущих странах коалиции монополярного мира, это может привести к распаду этой коалиции, а возможно и завершению мировой войны победой коалиции многополярного мира. 

На этапе «полномасштабной мировой войны с применением обычного оружия» могут иметь место отдельные одиночные ядерные удары преимущественно со стороны коалиции монополярного мира, однако их вероятность будет существенно ниже, чем на предыдущих этапах в связи с нарастанием угрозы ответа со стороны ядерных держав коалиции многополярного мира, существенно в большей степени связанных военными договорами с другими странами этой коалиции. Существенно сократятся на этом этапе и масштабы внутренних вооруженных конфликтов в странах коалиции многополярного мира в результате принятия более решительных мер по их пресечению.

Перед лицом выявленного глобального противника, отойдут на второй план региональные противоречия и прекратятся военные конфликты между странами коалиции многополярного мира. Однако угроза масштабного скрытного применения биологического ОМП со стороны стран коалиции монополярного мира существенно возрастет. По мере сокращения возможностей коалиции монополярного мира по дальнейшему ведению войны, нарастанию масштабов военных поражений и внутриполитической напряженности в ее странах, выхода из войны некоторых ее членов и невозможности добиться мира хотя бы на минимально приемлемых для себя условиях, коалиция монополярного мира может пойти на ограниченное применение ядерного оружия, как последнего средства к принуждению противостоящей коалиции к миру.

Наступит этап «ограниченного применения оружия массового поражения». Этот этап будет весьма коротким – от нескольких дней до нескольких месяцев, что определяется резким нарастанием угрозы перехода к полномасштабному применению ядерного оружия и огромными потерями среди личного состава войск и мирного населения. Отличительной его чертой будет применение сторонами ядерного оружия (преимущественно тактического) в виде одиночных и групповых ударов, на фоне продолжающихся боевых действий обычным оружием. Вероятнее всего, после этого враждующие коалиции будут вынуждены пойти на мирные переговоры и завершить мировую войну подписанием взаимоприемлемого мира.

Однако если этого не произойдет, то перед лицом угрозы полного разгрома коалиция монополярного мира может пойти на полномасштабное применение ядерного оружия. В рамках этого этапа — «полномасштабного применения ядерного оружия» стороны обменяются ядерными ударами основным составом своих стратегических ядерных сил. Это будет самый короткий этап и по продолжительности составит несколько дней. В результате взаимному уничтожению подвергнутся ведущие страны противостоящих коалиций, а сами коалиции могут утратить единство. Мировая война распадется на слабо взаимосвязанную систему локальных войн и вооруженных конфликтов, которые будут постепенно затухать в связи с утратой материальной основы продолжения войны, огромных потерь в личном составе войск и мирном населении, их полной деморализации. В этом варианте развития событий мировая война прекратится вероятнее всего путем заключения системы сепаратных мирных договоров. Возможность развития ситуации по этому варианту можно оценить как чрезвычайно маловероятную, поскольку взаимное уничтожение — абсолютно неприемлемый исход для обеих противостоящих коалиций.

С началом мирных переговоров лидеров коалиций военные действия в отдельных регионах и направлениях вероятнее всего не прекратятся – стороны будут стремиться, приостановив противоборство в геополитическом масштабе, достигнуть перед возможным завершением мировой войны частных стратегических и оперативных успехов для упрочения своих позиций в ходе мирных переговоров, создания предпосылок для достижения выгодной политической конфигурации будущего мироустройства в отдельных регионах мира.

Анализируя опыт предшествующих войн можно предположить, что быстро достигнуть полноценных мирных договоренностей, позволяющих полностью прекратить военные действия не удастся и по продолжительности этот этап может составить несколько лет – от года до 4-х лет и более. С завершением мирных переговоров и заключением мира, наступит этап «формирования нового мирового порядка».

В рамках этого этапа будет завершаться правовое оформление нового мирового порядка, с созданием соответствующей ему международной нормативно-правовой базы, созданием новых и реорганизацией сохранившихся международных координационных и иных органов, формированием новой системы международного управления и координации, выработкой и принятием новых идеологических основ жизнедеятельности цивилизации, формированием у населения доброжелательного или нейтрального отношения к состоявшемуся исходу мировой войны, реорганизацией на новых основах экономического мирового порядка, переводом вооруженных сил на мирное положение, переориентацией промышленности на выпуск продукции мирного времени.

Одновременно будут вестись локальные военные действия по уничтожению незаконных женных формирований. Всего по продолжительности этот этап, судя по масштабу действий, которые необходимо будет выполнить и опыту завершения предшествующих войн, может составить от 3-4 до 7-10 лет и более. Изложенный вариант периодизации возможной мировой войны сформирован исходя из предположения, что российский ядерный потенциал остается сдерживающим фактором для стран коалиции монополярного мира.

В случае нейтрализации ядерного потенциала России коалиция монополярного мира вероятнее всего пойдет на уничтожение упреждающим ударом ядерного потенциала Китая и других противостоящих стран, обладающих ядерным оружием, и перейдет к неограниченному применению ядерного оружия за счет чего сможет достичь полной победы. Произойти это может на любом из этапов развития мировой войны. Однако наиболее вероятно, что это произойдет в угрожаемый период или на первых этапах мировой войны.

Важнейшим элементом анализа характера любой войны является выявление ее возможных исходов и факторов, определяющих тот или иной из них. Исход мировой войны будет в значительной степени определяться основополагающими ресурсами противостоящих коалиций: духовным, научным, военном, промышленным, людским, ресурсным и территориальным потенциалами. Коалиция монополярного мира обладает неоспоримым преимуществом в научном, военном и промышленном потенциалах, имеет отработанную военно-политическую организацию и территориально расположена весьма компактно, а надежный контроль океанских и морских коммуникаций, превосходство в средствах воздушного транспорта позволяет ей действовать согласованно как единая система.

К слабым сторонам этой коалиции можно отнести существенно меньшие территории, занимаемые ею, ограниченные запасы ресурсов, не позволяющие ей вести длительные и интенсивные боевые действия, а также отсутствие возможности осуществлять идеологическое управление основной массой населения планеты, в том числе и собственного населения, в силу необходимости скрывать истинные цели, то есть отсутствие полноценной, принятой населением этих стран идеологической базы войны, связанное с этим отсутствие необходимого уровня морально-психологической готовности населения к ведению войны, высокая чувствительность к потерям.

Существенно снижает возможности коалиции монополярного мира и значительные по численности диаспоры представителей выходцев из других стран, которые составят базу для возникновения внутриполитической нестабильности в ней. Это дает ей значительные преимущества над коалицией многополярного мира, в первую очередь на начальных этапах мировой войны. Коалиция многополярного мира будет превосходить своего противника в духовном, людском, ресурсным и территориальном отношениях, существенно уступая с отношении организованности, информационных и экономических возможностях.

Кроме того, страны коалиции многополярного мира территориально разобщены и обладают весьма ограниченными возможностями по контролю морей и океанов, воздушного, космического и информационного пространств. Это превосходство проявится на более поздних этапах мировой войны. Поэтому коалиция монополярного мира будет стремиться решить все основные геополитические задачи в ходе первых этапов мировой войны, не допуская ее затягивания. Учитывая огромное превосходство коалиции многополярного мира в размерах территорий ею занимаемых, людском и духовном потенциале возможность достижения целей мировой войны коалицией монополярного мира по итогам ее первых этапов можно оценить как маловероятный. Затягивание мировой войны в условиях сохранения фактора ядерного сдерживания со стороны России и, частично Китая, резко сокращает шансы на полную победу коалиции монополярного мира.

В этих условиях существенно возрастает возможность установления паритетного мира, когда стороны практически исчерпав возможности для дальнейшего ведения войны, согласятся на частичное удовлетворение своих притязаний. Такой вариант исхода мировой войны можно оценить как весьма вероятный. Возможность полного поражения коалиции монополярного мира, учитывая ее огромный ядерный потенциал (США, а также Великобритании и Франции) существует лишь при условии возникновения внутреннего социального взрыва в ведущих странах этой коалиции, прежде всего США.

Возможность такого исхода, учитывая многонациональный состав США, наличие значительных внутренних противоречий, прежде всего на национальной и классовой основе, а также доминирование индивидуализма в духовной сфере, существует, однако такой вариант исхода можно оценить как исключительно маловероятный. Существенной (учитывая складывающуюся в России обстановку, когда «пятая колонна Запада» оказывает значительное влияние на принятие решений в области обороны страны, в частности на направленность строительства Вооруженных сил России) можно полагать возможность нейтрализации ядерного потенциала России в угрожаемый период или в ходе первых этапов мировой войны с последующим переходом коалиция монополярного мира к неограниченному применению ядерного оружия, что позволит ей достичь полной победы.

Проведенный анализ позволяет сделать заключение, что новая мировая войны, если она все-таки будет развязана, затронет большую часть населения мира, охватив практически все континенты, океаны и моря. По продолжительности она может охватить период от 6-7 до 25-30 лет. В военных действиях могут принять участие более 100 миллионов человек с обеих сторон. Суммарные демографические потери населения мира могут превысить несколько сотен миллионов человек. Поэтому все честные люди Земли, всех стран, включая и те, которые в настоящей работе относятся к коалиции монополярного мира, должны сделать все возможное, чтобы не допустить подобного развития мировой ситуации.

Для этого надо умерить, возможно и силой закона, другими средствами, алчность транснациональных и национальных воротил экономики, прежде всего финансовой сферы, остановить, состоящих у них на службе амбициозных, корыстолюбивых, беспринципных и порой весьма недалеких политиков. Сделать это можно только на основе международной консолидации усилий.

4