Экзаменационный билет № 22

Экзаменационный билет № 22

  1. Диалектическое мышление как высшая форма теоретического мышления
  2. Понятие группы, основные характеристики групп и их классификация.
  3. Социально-психологический «портрет» современного руководителя.

  1. Диалектическое мышление как высшая форма теоретического мышления

Мышление: наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление (по характеру) можно разделить на теоретическое и практическое.

При этом практическое мышление бывает двух типов:

  1. Теоретическое понятийное — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.
  2. Теоретическое образное – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

Теоретическое мышление, оперирующее понятиями, связано со следующими действиями:

1) предмет познания мысленно перемещается в такие условия, в которых его сущность может быть раскрыта;

2) эти условия — мысленно формируемая среда, то есть система связей, в которую помещается данный предмет;

3) предмет, рассматриваемый в системе внешних связей, становится объектом последующих мысленных трансформаций.

4) понятие (диалектическое понятие) — такая форма мышления (вид существования мысли о предмете), посредством которой воспроизводится идеализированный предмет в системе его связей.

Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи. 2) Наглядно- ... помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс. Он состоит в выделении и обособлении предмета или признака ...

Диалектическая логика — логическое учение диалектического материализма, наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о закономерностях познания истины. Д. логика использует в качестве общего логического принципа — способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Диалектическая логика — это наука о законах и формах движения и развития теоретического мышления.

Три ступени логического. Подход, поясняющий диалектическую логику как новый способ мышления изложен во вводной части работы Гегеля “Наука логики” и базируется на выделении трех ступеней (форм) логического:

1. Рассудочная (АБСТРАКТНАЯ) форма логического. Рассудок — это способность мышления абстрагировать общие понятия и фиксировать их непротиворечивость. Мышление на уровне рассудка “не гибко”, не диалектично, т.е. не умеет понять противоречие. Тем не менее умение создавать общие (абстрактные) понятия — это первая необходимая ступень логики.

2. Отрицательно-разумная форма логического. Здесь мышление осуществляется на уровне разума, но в отрыве от рассудка. Роль разума заключается в том, что он видит противоречивость реальных предметов, которая на ступени рассудка игнорируется и подавляется формально-логическим определением.

3. Положительно-разумная форма логического. Мышление объединяет на этой ступени и рассудок, и разум. “Союз” рассудка и разума приводит к абстракциям, которые объединяют противоположности, тем самым наиболее полно, то есть конкретно отражая действительность. Предмет конструируется в понятии как КОНКРЕТНОЕ ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ЦЕЛОЕ, единство противоположностей.

Диалектическому мышлению, “улавливающему” противоположности и объединяющему эти противоположности, соответствует диалектическая логика, позволяющая конкретно-целостно представить противоречивую и развивающуюся сущность предметов. Диалектическое мышление — это мышление, рассматривающее “вещи”: 1) во взаимосвязи внутренних противоположностей, 2) в процессе саморазвития, 3) а потому наиболее полно и, следовательно, 4) целостно. Диалектическая логика, по Гегелю, это наука о формах правильного мышления (как и формальная логика), но в отличие от формальной диалектическая логика есть способ “восхождения” мысли (знания) “от абстрактного к конкретному”, то есть способ построения конкретно-целостного “диалектического понятия”, вбирающего односторонне-абстрактные “общие понятия” формальной логики.

Абстрактное и конкретное. В классической логике под “конкретным” понятием понимается понятие, указывающее на материально-вещественные предметы (например, “яблоко”, “дерево”); под “абстрактным” — понятие, указывающее на нематериальные, идеальные предметы (например, “добро”, “любовь”, “наука”).

Таким образом, обыденное сознание полагает, что мыслить абстрактно — значит мыслить утонченно, теоретично; мыслить о чем-то сложном и неявном, не вполне очевидном. Напротив, мыслить конкретно — это мыслить об очевидных вещах, так что сама “конкретность” оказывается доступной через наглядно-чувственный пример, демонстрацию конкретного материально-чувственного предмета, о котором идет речь. Абстрактное мышление здесь предстает как удел людей образованных, если не сказать — оторванных от реальной жизни.

6 стр., 2959 слов

Мышление. Понятие мышления

... между этими формами мышления изу- чает логика.Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержаниямыслей, ... повторяющиеся взаимосвязи между ними, следовательпутем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Этареконструкция ... В художественном мышлении структурнойединицей является образ, а коммуникативнойединицей — символ. В научном мышлении соответственно — понятие и ...

“Мыслить конкретно” — значит воспроизводить предмет максимально полно, всесторонне, целостно (= конкретно).

Гегель показал, что конкретное мышление осуществляется восхождением от простейших, а потому в значительной степени “пустых”, определений ко все более содержательным, воссоздающим “теоретическую модель” познаваемого предмета, определениям. Метод конкретного мышления — диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное мышление, диалектический метод соответствуют “положительно-разумной форме” логического.

Логико-диалектическое мышление является предметно-ориентированным, то есть руководствуется предметом, а не правилами формальной логики. Поэтому для диалектического мышления недостаточно владеть формальными логическими правилами, необходимо еще и выявлять противоречия в конкретных предметах. Только так возникает “диалектическое понятие”, устанавливающее связь между формально-логическими понятиями.

Диалектическое понятие одновременно выступает как 1) форма отражения материального предмета и 2) средство мысленного построения идеального объекта, то есть особое творческое мысленное действие. Иметь понятие о каком-либо предмете — значит владеть общим способом его мысленного построения. Способ построения понятия — это особое мыслительное действие субъекта, осуществляемое по законам мышления, которые изучает и описывает логика. За каждым теоретическим понятием скрывается особое мыследействие (или система таких действий), с помощью которого это понятие “сконструировано”, теоретически порождено. Без выявления общих способов такого “конструирования” (общих способов порождения теоретических понятий) и овладения ими невозможно понять ни возникновение, ни смысл понятия.

Диалектическое мышление рефлективно, то есть исследует природу и взаимосвязь самих понятий. Рефлективное мышление возможно только для человека, достигшего относительно высокой ступени культуры. Историческое возникновение рефлективного (теоретического) мышления отмечается в античной греческой философии (Гераклит, Платон) и, примерно в то же время, в индийской религиозно-философской мысли (Будда) и древнекитайской философии (даосизм).

Однако свое полное выражение оно получает, вероятно, лишь в европейской культуре XIX — XX веков.

  1. Понятие группы, основные характеристики групп и их классификация.

Группа (итал. узел, связь) – ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр.

Группа — это «определенное число лиц включенных в типичные для них виды деятельности и связанных с системой отношений, регулируемых некоторыми общими нормами и ценностями» (Коломинский Я.Л., 2000).

9 стр., 4172 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

... ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА Виды социальной структуры трудового коллектива Социальная структура трудового коллектива – это совокупность его социальных элементов и отношений между ними. Основным элементом структуры является социальная группа, ... деятельности. Национальная социальная структура – это национальный состав трудового коллектива (группы). До распада СССР данная структура ...

Детальный анализ социально-психологических представлений о природе социальной группы, сложившихся в русле различных теоретических ориентации, к числу главных отличительных признаков социальной группы позволяет отнести следующие:

1) включенность человеческой общности в более широкий социальный контекст, систему общественных отношений, определяющих возможность возникновения, смысл и пределы существования группы и задающих (прямо или от противного) модели, нормы или правила межиндивидуального и коллективного поведения и межгрупповых отношений;

2) наличие у членов группы значимого основания (причины) сообща находиться в ней, отвечающего интересам всех ее участников и способствующего реализации потребностей каждого;

3) сходство участи состоящих в группе людей, которые разделяют условия, события жизни и их последствия и в силу этого обладают общностью впечатлений и переживаний;

4) длительность существования, достаточная для возникновения не только специфического языка и каналов внутригрупповых коммуникаций, но и коллективных истории (традиций, воспоминаний, ритуалов) и культуры (представлений, ценностей, символов, памятников), оказывающих унифицирующее воздействие на мироощущение членов группы и тем самым сближающих их;

5) разделение и дифференциация функциональных ролей (позиций) между членами группы или ее подгруппами, обусловленные характером общих целей и задач, условий и средств их реализации, составом, уровнем квалификации и склонностями образующих группу лиц;

6) наличие органов (инстанций) планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности и индивидуального поведения, которые персонифицированы в лице одного из членов группы, наделенного особым статусом (вождя, монарха, лидера, руководителя и т.п.), представлены подгруппой, обладающей специальными полномочиями (парламент, политбюро, дирекция, ректорат и т.п.), либо распределены между членами группы и обеспечивают целенаправленность, упорядоченность и стабильность ее существования;

7) осознание участниками своей принадлежности к группе, самокатегоризация в качестве ее представителей, более сходных друг с другом, чем с членами иных объединений, возникновение на этой основе чувства «Мы» («Свои») и «Они» («Чужие») с тенденцией переоценивать достоинства первых и недостатки вторых, особенно в ситуации межгруппового конфликта, стимулирующего рост внутригрупповой солидарности за счет частичной деперсонификации самовосприятия членов группы, рассматривающих себя в ситуации угрозы извне как ее равнозначньгх защитников, а не изолированных обладателей уникальных особенностей;

8) признание данной человеческой общности как группы ее социальным окружением, обусловленное участием группы в процессе межгрупповой дифференциации, способствующей становлению и обособлению отдельных общественных объединений и позволяющей со стороны различать их в сложной структуре социального целого и идентифицировать их представителей на основе разделяемых сообществом критериев (Донцов А.И.).

Граница группы воспринимается как граница этой психической общности. Главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и явятся своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности - это ... тип Y. Тип X стремится прежде всего развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Придерживается гибкой программы, не замыкается на ...

Основные характеристики групп.

К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада.

Мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.

То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.

Однако если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в данном случае самое главное — это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы — структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.

Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) — обязательные параметры описания группы в социальной психологии.

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика.

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...

... военных психологов, разделяемых военно-педагогическойнаукой и адаптированных к условиям профессиональной деятельности флотского офицера. 4 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ ВВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Вотличие от неорганической природы живой организм непрерывно взаимодействует с ...

Вторая характеристика индивида в группе — это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества.

При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Классификация групп. Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... на воздействие руководителя. Структура управленческого воздействия включает следующие компоненты: субъект (отдельные личности, группа лиц, ... на более совершенное самоуправление своей психической деятельностью, безотносительно к влиянию внешнего социального ... руководителя Теоретические основы психологии воздействия. Психология воз­действия - одно из базовых направлений современной психологии ...

Но среди этих реальных существуют такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы.

В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же — организованные, длительно существующие группы, — подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.

Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

Все, начиная с рубрики «реальные естественные группы» является объектом исследования социальной психологии. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.

  1. Социально-психологический «портрет» современного руководителя.

Личность руководителя: психологический портрет

I. Социально-биографические характеристики

личности руководителя.

II. Управленческие способности.

III. Личностные качества руководителя.

I.

В психологической науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследо­ваний, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу пред­ложил следующую классификацию личностных качеств менеджера. По его мнению, личность руководителя мож­но «разложить» на три группы характеристик:

а) биографические характеристики;

б) способности (в том числе управленческие);

в) черты личности (личностные качества).

Известный специалист в области психологии управле­ния Р. Л. Кричевский дополнил эту классификацию еще одной группой — менеджерскими характеристиками.

Социально-биографические характеристики личности руководителя

3 стр., 1176 слов

Никитина Т.А. Стереотипы мышления руководителей об управленческой деятельности

... поведенческого менеджмента (модель поведения руководителя), определяет готовность руководителей к управленческой деятельности. Находим подтверждение данному выводу у ... управления персоналом, большее количество вопросов, сформулированных руководителями, соответствуют уровню способностей (до 70 – 80%). В ... компонента мифосознания. // Методология и история психологии. Том 2. Выпуск 3. М., 2007. С. ...

Эта группа включает:

  • возраст;
  • пол;
  • социальный статус;
  • образование.

II.

Под способностями, в общем смысле этого слова, в психологии понимаются некоторые свойства и качества личности, позволяющие успешно осуществлять опреде­ленные виды деятельности.

Способности можно подразделить на общие (напри­мер, интеллектуальные) и специфические (профессиона­льные).

Как влияют общие способности на эффектив­ность управленческой деятельности?

В классическом исследовании Е. Гизелли «Интеллект и менеджерский успех» было убедительно доказано, что наиболее эффективными оказываются руководители со средними умственными способностями.

Т. Коно обратил внимание, что студенты-отличники, поступая на службу в японские корпорации, как правило, не становятся там высшими менеджерами. С чем это связа­но? Дело в том, что существует по меньшей мере два вида (типа) интеллекта — теоретический и практический. При этом не следует думать, что теоретический интеллект есть нечто более высокое, чем практический. В работе «Ум пол­ководца» известный психолог Б. Теплов убедительно пока­зал, что «с точки зрения многообразия, а иногда и внутрен­ней противоречивости интеллектуальных задач, а также же­сткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической (умственной) деятельности». Так что «нет основания счи­тать работу практического ума более простой и элементар­ной, чем работу ума теоретического». Одно дело — решать задачи (теоретические и практические) самому и совсем другое — организовывать на их решение других людей.

Среди специальных способностей, необходимых эф­фективному менеджеру, я, вслед за М. Шоу, выделил бы такие:

  • специальные умения и знания;
  • компетентность;
  • информированность.

Доказывать важность этих способностей для успеш­ного осуществления управленческой деятельности, по-видимому, нет необходимости.

III.

Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее су­щественными являются:

  • доминантность;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность;
  • стрессоустойчивость;
  • креативность;
  • стремление к достижениям;
  • предприимчивость;
  • ответственность;
  • надежность;
  • независимость;
  • общительность.

Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать. Оста­новимся на них более подробно.