ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТНОЙ, НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Ключевые слова: Дефектология; коррекционная (специальная) педагогика; специальная психология; лица с особыми
образовательными потребностями; особые образовательные потребности; приоритеты
Определение
Дефектология – (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.
Задача дефектологии
Основной задачей дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной –
Приоритеты
современной
дефектологическойсоздание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-
разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования;
переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, определяющее новое содержания специального обучения,
разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального образования, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования,
определение содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.
Я группа — новорождённые с риском развития трофических ...
... 3-месячном возрасте. 3-я группа - новорождённые с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий Факторы риска: экстрагенитальная патология матери (сахарный диабет, гипотиреоз, ... анауран, гаразон). Наблюдение до 18 лет. Группа риска по развитию анемии Факторы риска: нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность (токсикозы, угроза прерывания, перенашивание ...
Определения специальной и коррекционной педагогики
используются в |
Различаются по |
научном и социальном |
субъекту изучения и |
контексте как |
оказания |
синонимы для |
педагогической |
обозначения одной |
помощи |
области педагогики. |
|
Субъект Специальной педагогики
Человек с
ограниченными
возможностями
здоровья и
жизнедеятельно
сти, имеющий
вследствие этого
особые
образовательны
е потребности
Субъект Коррекционной педагогики
Дети и подростки,
имеющие нерезко
выраженные
недостатки в
развитии психики
и отклонения в поведении
Сравненние субъекта
Интегрированное определение
Коррекционная (специальная) педагогика — это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными
Объект и предмет специальной (коррекционной) педагогики
Объект – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен
Предмет – теория и практика специального образования
Обшая педагогика |
Специальная педагогика |
Формирование |
Достижение |
всесторонне |
личностью |
развитой |
максимально |
личности, |
возможной |
достижение ею |
самостоятельности |
социализации и |
и независимой |
самореализации |
жизни как |
|
высокого качества |
|
социализации и |
|
предпосылки для |
|
самореализации |
Основополагающие |
|
цели |
Общие Коррекционные цели
Компенсация
недостатка в
ходе коррекции
вторичных
нарушений;
Абилитация и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная
Цели социальноличностного развития
Воспитание чувства
собственного
достоинства,
преодоление
чувства
малоценности,
маргинальности
или завышенной
самооценки,
формирование
адекватных форм
социадльного
поведения
Цели специальной
педагогики
Презентация на тему: Задачи специальной (коррекционной) педагогики
Задачи специальной (коррекционной) педагогики
1.Изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности
2.В соответствии со структурой нарушения и
3.Определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности
4.Изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями, прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем
5.Разрабатывает научные основы содержания
образования, принципы, методы, технологии,
организационные условия специального
образования
6.Разрабатывает и реализует образовательные
реабилитационные программы образования лиц с
ограниченными возможностями
7.Изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека
8.Разрабатывает и реализует программы
профориентации, профконсультирования,
профессиональной подготовки, социально-
трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью
9.Взаимодействует с социальной педагогикой по всем проблемам людей с ограниченными возможностями выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта
10.Исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития
11.Совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию инетеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет
Специальная
психология
Специальная психология — область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.
Объект – проблемное развитие ребенка
Предмет – нарушение развития психической деятельности ребенка, подбор методов диагностики и коррекции направленных на оптимизацию нарушенных процессов
Цель специальной психологии
Является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии
Задачи Специальной психологии
Выявление общих и специфических закономерностей психического развития особенного ребенка в сравнении с нормально развивающимся
Изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений
Изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития
Изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения
Психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений
Значение специальной психологии для специальной педагогики
На основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальная адаптация людей имеющих различные типы нарушений психического развития; определяются наиболее эффективные методы обучения, строится система профессиональной консультации и профессиональной адаптации.
общие аспекты особых образовательных потребностей детей с нарушениями психофизического развития:
1. Время начала образования– потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка.
2. Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка.
3. Создание специальных методов и средств обучения– потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого обычно требует обучение
нормально развивающегося ребенка.
общие аспекты особых образовательных потребностей детей с нарушениями психо-физического развития:
4.В особой организации обучения — потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды
5.В определении границ образовательного пространства
6.В продолжительности образования –
потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.
7.В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность
всогласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
Презентация на тему: Современная система специального образования
Современная система специального образования
Детские сады компенсирующего вида.
Дома и
Школы для детей с девиантным поведением.
Школы и
Центры диагностики и консультирования.
Центры
Центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
В системе специальных (коррекционных) школ,
I вид – для неслышащих (глухих).
II вид – для слабослышащих и позднооглохших.
III вид – для незрячих (слепых).
IV вид – для слабовидящих и поздноослепших.
V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи.
VI вид – для детей с нарушениями
VII вид – для детей с ЗПР.
VIII вид – для умственно отсталых детей.