Презентация на тему: ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТНОЙ, НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТНОЙ, НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Ключевые слова: Дефектология; коррекционная (специальная) педагогика; специальная психология; лица с особыми

образовательными потребностями; особые образовательные потребности; приоритеты научно-практической деятельности

Определение

Дефектология – (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.

Задача дефектологии

Основной задачей дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной – медико-психолого-педагогической – помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии.

Приоритеты

современной

дефектологическойсоздание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-

наукипсихолого-педагогической)помощи;

разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования;

переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, определяющее новое содержания специального обучения,

разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального образования, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования,

определение содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

4 стр., 1950 слов

Я группа — новорождённые с риском развития трофических ...

... 3-месячном возрасте. 3-я группа - новорождённые с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий Факторы риска: экстрагенитальная патология матери (сахарный диабет, гипотиреоз, ... анауран, гаразон). Наблюдение до 18 лет. Группа риска по развитию анемии Факторы риска: нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность (токсикозы, угроза прерывания, перенашивание ...

Определения специальной и коррекционной педагогики

используются в

Различаются по

научном и социальном

субъекту изучения и

контексте как

оказания

синонимы для

педагогической

обозначения одной

помощи

области педагогики.

 

Субъект Специальной педагогики

Человек с

ограниченными

возможностями

здоровья и

жизнедеятельно

сти, имеющий

вследствие этого

особые

образовательны

е потребности

Субъект Коррекционной педагогики

Дети и подростки,

имеющие нерезко

выраженные

недостатки в

развитии психики

и отклонения в поведении

Сравненние субъекта

Интегрированное определение

Коррекционная (специальная) педагогика — это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.

Объект и предмет специальной (коррекционной) педагогики

Объект – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен

Предмет – теория и практика специального образования

Обшая педагогика

Специальная педагогика

Формирование

Достижение

всесторонне

личностью

развитой

максимально

личности,

возможной

достижение ею

самостоятельности

социализации и

и независимой

самореализации

жизни как

 

высокого качества

 

социализации и

 

предпосылки для

 

самореализации

Основополагающие

цели

Общие Коррекционные цели

Компенсация

недостатка в

ходе коррекции

вторичных

нарушений;

Абилитация и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная

Цели социальноличностного развития

Воспитание чувства

собственного

достоинства,

преодоление

чувства

малоценности,

маргинальности

или завышенной

самооценки,

формирование

адекватных форм

социадльного

поведения

Цели специальной

педагогики

Презентация на тему: Задачи специальной (коррекционной) педагогики

Задачи специальной (коррекционной) педагогики

1.Изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности

2.В соответствии со структурой нарушения и социально-личностнымиусловиями его предъявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкретным нарушением

3.Определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности

4.Изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями, прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем

5.Разрабатывает научные основы содержания

образования, принципы, методы, технологии,

организационные условия специального

образования

6.Разрабатывает и реализует образовательные

коррекционно-педагогические,компенсаторные и

реабилитационные программы образования лиц с

ограниченными возможностями

7.Изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека

8.Разрабатывает и реализует программы

профориентации, профконсультирования,

профессиональной подготовки, социально-

трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью

9.Взаимодействует с социальной педагогикой по всем проблемам людей с ограниченными возможностями выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта

10.Исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития

11.Совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию инетеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет психолого-педагогическуюподготовку родителей, имеющих детей с психофизическими нарушениями

Специальная

психология

Специальная психология — область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.

Объект – проблемное развитие ребенка

Предмет – нарушение развития психической деятельности ребенка, подбор методов диагностики и коррекции направленных на оптимизацию нарушенных процессов

Цель специальной психологии

Является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии

Задачи Специальной психологии

Выявление общих и специфических закономерностей психического развития особенного ребенка в сравнении с нормально развивающимся

Изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений

Изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития

Изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения

Психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений

Значение специальной психологии для специальной педагогики

На основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальная адаптация людей имеющих различные типы нарушений психического развития; определяются наиболее эффективные методы обучения, строится система профессиональной консультации и профессиональной адаптации.

общие аспекты особых образовательных потребностей детей с нарушениями психофизического развития:

1. Время начала образования– потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка.

2. Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка.

3. Создание специальных методов и средств обучения– потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого обычно требует обучение

нормально развивающегося ребенка.

общие аспекты особых образовательных потребностей детей с нарушениями психо-физическогоразвития:

4.В особой организации обучения — потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды

5.В определении границ образовательного пространства –потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

6.В продолжительности образования –

потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

7.В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность

всогласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

Презентация на тему: Современная система специального образования

Современная система специального образования

Детские сады компенсирующего вида.

Дома и школы-интернатыдля сирот.

Школы для детей с девиантным поведением.

Школы и школы-интернатыдлядетей-имбецилов,аутистов, детей со сложной структурой дефекта.

Центры диагностики и консультирования.

Центры психолого-медико-социальногосопровождения.

Центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

В системе специальных (коррекционных) школ, школ-интернатовимеются учреждения восьми видов:

I вид – для неслышащих (глухих).

II вид – для слабослышащих и позднооглохших.

III вид – для незрячих (слепых).

IV вид – для слабовидящих и поздноослепших.

V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи.

VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательногоаппарата.

VII вид – для детей с ЗПР.

VIII вид – для умственно отсталых детей.