Никитина Т.А. Стереотипы мышления руководителей об управленческой деятельности

Стереотипы мышления руководителей об управленческой деятельности

Никитина Т.А.

Самарская академия государственного и муниципального управления

Основываясь на результатах исследований особенностей мышления и поведения руководителей различных организаций, проводимых в течение последних десяти лет, можно констатировать, что в сознании руководителей устойчиво сохраняются образы и представления, которые, являясь эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой (устаревшей или деструктивной) установкой, стереотипом мышления или неким стандартом о правильном управлении препятствуют успешной деятельности руководителя. Условием же эффективной управленческой деятельности является осознанность и ответственность.

С другой стороны, управленческая деятельность, как деятельность по обеспечению другой деятельности, представляет в первую очередь мыслительный процесс, направленный на решение задач, выполнение которых обеспечит достижение поставленных целей. От того, как думает руководитель, каков образ его мышления, его ментальность, зависит будущее организации. Можно согласиться, что управление — форма выражения ментальности, форма проявления внутренней социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом контексте ментальность (модель мышления), являясь основой поведенческого менеджмента (модель поведения руководителя), определяет готовность руководителей к управленческой деятельности. Находим подтверждение данному выводу у У. Раульфа, который определяет ментальность как некую предрасположенность, внутреннюю готовность человека действовать определенным образом, область возможного для него (Раульф У., 1996).

Понятие ментальности до сих пор не имеет четкого определения, при этом объем общих рассуждений о данном понятии и подходов к его исследованию достаточно велик (К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Акопов, Н.А. Бердяев, А.В. Брушлинский, С.Н.Булгаков, В.И. Вернадский, Р.А. Додонов, А.Л. Журавлев, Н.М. Лебедева, С.Б. Орлов, В. Франкл, В.А. Шкуратов, А.Г. Шмелев и др.; профессиональный менталитет исследуют: Е.Ю. Артемьева, Н.А Ерина, Е.А. Климов, Д.В. Оборина, В.Ф. Петренко, В.А. Сосин).

Ментальность выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, свойственные сообществу и культурной традиции (Косов А.В., 2007).

9 стр., 4101 слов

Взаимосвязь деятельности руководителя и формирования его образа ...

... Предмет исследования - коллектив организации, состоящий из сотрудников и руководителя Связь точности социальной перцепции с эффективной деятельностью руководителя Необходимым условием управленческой деятельности являются процессы межличностного восприятия. Существует нелинейная зависимость между ...

Пищик В.И. отмечает, что «в дефиниции ментальности намечается общая тенденция акцентировать ее системность, выделять в ней ценности, социальные установки, способы мышления и программы поведения» (Пищик В.И., 2010, с. 7).

Эти характеристики во многом соответствуют определенным уровням мышления в системообразующей модели Р. Дилтса (Дилтс Р., 2004).

Данную модель можно назвать уникальным комплексом универсального использования для профессионального и личностного роста. Каждый уровень модели определяется соответствующими вопросами, на каждом уровне решаются адекватные задачи, связанные между собой определенной закономерностью: построение миссии и определение целей деятельности (зачем?); идентификация субъекта деятельности (кто?); развитие систем убеждений и ценностей (почему?); развитие способностей, потенциала, ресурсов (как?); четкое планирование деятельности (что?) и определение времени, места (когда?, где? с кем?).

М. Аткинсон назвала эти урони «логическими уровнями мышления» (Аткинсон М., 2009), которые позволяют систематизировать представления человека о себе и своих целях, привести их в соответствие с ценностями и определить необходимые ресурсы.

Исходя из вышесказанного и того, что «особенности ментальности выражаются в представлениях о жизни и окружающем мире» (Пищик В.И., 2010, с.18), мы решили применить систему вопросов логических уровней Р. Дилтса для анализа особенностей представлений руководителей об успешном управлении. Учитывая обозначенные уровни информации, мы предположили, что эффективный руководитель сегодня — это человек, который в сложившейся ситуации знает ответы на следующие вопросы: зачем, кто, почему, как, что, где, когда и с кем (именно в последовательности логических уровней).

Респондентам в различное время предлагалось: а) закончить следующее предложение «Эффективный руководитель сегодня – это человек, который в ситуации неопределенной и изменчивой знает ответы на такие вопросы, как …» (продолжить, сформулировав 5-7 вопросов); б) расставить поставленные вопросы в приоритетном порядке.

Нами был проведен целый ряд исследований с 2005 по 2010 годы (около тысячи респондентов: руководители различных организаций Самары и Самарской области и студенты самарских вузов управленческих специальностей).

Анализ представленных текстов (вопросов) показал, что при всем том, что темы «цели» и «мотивации» считаются одними из самых важных в системе управления персоналом, большее количество вопросов, сформулированных руководителями, соответствуют уровню способностей (до 70 – 80%).

В данном случае можно говорить о сформировавшемся образе мышления руководителей, для которых важно «как делать?», а потом уже (в некоторых случаях) – «зачем?». Вопросы мотивации, ценностей, понимания своей роли, смысла деятельности представлены в текстах в наименьшей степени. Поскольку результаты исследований за последние шесть лет у руководителей различных управленческих специальностей и студентов, готовящихся таковыми стать, принципиально не отличаются, можно говорить о сложившемся стереотипе (модели) мышления руководителей относительно сущности управленческой деятельности. Эти устойчивые образы, сформированные на основе социального опыта, определяются ментальностью, характеризующей специфический тип мышления (Косов А.В., 2007, с. 76).

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... по форме отражения. - близки тем, что это ценностные формы духовной деятельности - все перечисленные. Вопрос 9. Бытие можно рассматривать как: - материально-предметное и объективно- ... функция мозга. - все перечисленное. Вопрос 36. Основная особенность сознания в том, что это: - высшая форма мыслительной деятельности. - предвидение результатов деятельности; моделирование идеальных объ-ектов, - ...

В результате проведенного исследования были выделены три типа ментальности.

— Поведенческий тип ментальности руководитель ориентирован на процесс деятельности, руководитель всегда знает, как делать «правильно», он раздаёт распоряжения, которые зачастую противоречат друг другу, о конечном результате никто не говорит, важно создание образа «движущейся машины». Вопросы: «Как делать?», «Что делать?» (уровень конкретных действий).

Направленность на прошлое.

— Ценностно-личностный тип ментальности — руководитель ориентирован на построение благоприятного климата в коллективе, первостепенное значение имеет индивидуальный подход к подчинённым и сохранение достигнутых результатов. Вопросы: «Почему я это делаю?» (мотивация), «Как делать?» (способности), «Зачем делать?» (цель), но в отличие от целевого типа ментальности, цель не на первом месте в порядке важности. Направленность на настоящее, ценность того, что уже достигнуто и всевозможные пути сохранения.

— Целевой тип ментальности — руководитель ориентирован на цель деятельности и на то, какими средствами её можно достичь. Он видит конечную цель и создаёт атмосферу, в которой подчинённые сами хотят достигать поставленные цели и развиваться для достижения других более глобальных. Вопросы: «Зачем я это делаю?» (цель), «Кто будет это делать?» (личностное определение), «Почему я это делаю?» (мотивация), «Как делать?» (способности), «Что делать?» (конкретные действия), «Где и с кем делать?» (внешний контекст).

Направленность на будущее, на развитие.

Анализ результатов исследования показал, что большее количество руководителей относятся к поведенческому типу ментальности, что свидетельствует о том, что у них слабо развит навык целеполагания, они действуют «по старинке», руководствуясь устаревшими знаниями и методами. Только пять процентов респондентов имеют целевой тип управленческой ментальности. Можно предположить, что большая часть опрошенных руководителей пока не готова принять новые парадигмы управления, не готова применять инновационные технологии в управленческой деятельности, не готова эффективно работать в условиях постоянно изменяющейся макро- и микросреды.

Разработанный нами инструментарий позволил: а) проанализировать представления руководителей об особенностях управленческой деятельности; б) определить особенности ментальности руководителей, ее тип и, соответственно, уровень психологической готовности к эффективной деятельности руководителя; в) наметить дальнейшие действия по повышению данного уровня (например, познакомить руководителей с используемой здесь системой логических уровней информации Р. Дилтса, содействуя «расширению» осознания их профессиональной деятельности).

6 стр., 2716 слов

Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным ...

... управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением». Объект исследования управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. Предмет исследования процесс оценивания управленческой деятельности руководителя ДОУ. Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические основы оценки управленческой деятельности руководителя ... для целей экспертизы ...

Таким образом, результаты анализа вопросов респондентов подтвердили наличие противоречия между сущностью управленческой деятельности и сложившимся образом, стереотипом мышления руководителей. Осознание, понимание этих противоречий руководителем позволит определить актуальные аспекты развития организации. Для повышения уровня готовности (или, как сегодня принято говорить, компетентности) к эффективному выполнению своей профессиональной деятельности, руководителям или людям, готовящимся ими стать, необходимо осознание своих целей и соответствующих им профессиональных ролей, развитие системы ценностей и самомотивации, формирование управленческих навыков. Системообразующая модель логических уровней мышления может быть использована в качестве инструмента для анализа особенностей ментальности руководителей и как идеальная модель управленческого взаимодействия.

Список литературы

Аткинсон М., Чоис Т.Р. Пошаговая система коучинга \ Пер. с англ. – К., 2009

Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП/ пер. с англ. С. Комаров. М., 2004

Косов А.В. Ментальность как мировоззренческая система и компонента мифосознания. // Методология и история психологии. Том 2. Выпуск 3. М., 2007. С. 75 – 90.

Пищик В.И. Психология ментальности поколений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Ростов – на – Дону, 2010.

Раульф У. Предисловие к сборнику «История ментальностей. К реконструкции духовных процессов» // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в образах и рефератах. М., 1996.