Требования к компетентности:

Тема 1.5. Педагогика в системе наук о человеке

Цели изучения: сформировать представление о педагогике как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке; познакомиться с понятийным аппаратом педагогики как целостной системой; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки.

Форма изучения: лекция, семинар.

Основные понятия: наука, педагогика, категория педагогики, образование, воспитание, обучение, развитие, формирование, социализация, педагогический процесс, самовоспитание, самообразование, самообучение, объект педагогики, предмет педагогики, отрасли педагогической науки.

Требования к компетентности:

Знать различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства.

Знать и уметь раскрывать сущность педагогики как науки, педагогической практики и учебной дисциплины.

Знать объект и предмет педагогики, уметь их формулировать.

Знать предпосылки возникновения педагогической теории и уметь обосновывать ее роль в развитии общества.

Знать основные категории педагогики, уметь выделять существенные признаки основных категорий, общее и особенное при их сравнении и сопоставлении.

Уметь анализировать взаимодействие и взаимовлияние педагогической теории и практики.

Знать отрасли педагогической науки и уметь объяснить объективную необходимость ее дифференциации.

Уметь представлять педагогическую реальность на языке педагогических категорий.

Понимать сущность педагогических явлений и осознавать их роль в собственной жизни и деятельности, в развитии общества.

Основные вопросы к семинарскому занятию:

1. Педагогика как наука об образовании. Генезис и структура педагогической науки, ее основные отрасли.

2. Объект, предмет, функции, задачи педагогической науки.

5 стр., 2383 слов

Психолого-педагогический эксперимент, его сущность и основные виды

... эксперимент, направленный на решение задач педагогики и педагогической психоло ... развитие влияют и другие факторы, кроме семьи). Одно из основных понятий при описании эксперимента - переменная. Так называют любое ... соответствуют реальным; 2. испытуемые знают, что они являются объектами исследований. Многие значимые достижения психологической науки стали следствием использования лабораторных ...

3. Основные категории педагогики.

4. Связь педагогики с другими науками.

Проблемные вопросы:

1) Почему педагогика трактуется не только как наука, но и искусство?

2) Зачем нужна научная педагогика, если есть проверенная веками педагогика народная?

3) Народная педагогика и этнопедагогика…Как вы считаете, это одно и тоже?

4) Охарактеризуйте основные разновидности источников педагогики.

4) Обоснуйте, с какими из отраслей педагогических знаний связана Ваша будущая профессиональная деятельность.

Подготовка к занятию:

1. Составьте опорную схему по материалам лекции.

2. Запишите определения основных понятий в ваш педагогический словарь.

3. Что определило возникновение педагогики как науки? Отметьте правильный ответ:

1) объективная потребность общества в подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду;

2) забота родителей о благополучии и счастье детей;

3) биологический закон сохранения и продолжения рода;

4) прогресс науки и техники;

5) _________________________________________________ (свой вариант ответа).

4. Установите иерархию следующих определений педагогики, начиная с самого общего и кончая самым частным. Проставьте соответствующие цифры напротив определений:

1) педагогика – искусство воспитателя воздействовать на воспитанника с целью формирования его мировоззрения;

2) педагогика – наука о воспитании;

3) педагогика – часть общественной культуры;

4) педагогика – наука о воспитании и обучении детей;

5) педагогика – наука о проблемах образования и обучения людей.

5. В какую группу включены основные категории педагогики?

а) среда, наследственность, воспитание;

б) знания, умения, навыки;

в) воспитание, обучение, образование;

г) созревание, система, социализация.

6. Какая схема правильно отражает наиболее существенные связи педагогики с другими науками?

а) Педагогика  физика, литература, родной язык, химия, математика, история, иностранный язык, география.

б) Педагогика  этика, эстетика, школьная гигиена, психология, социология, анатомия и физиология.

в) Педагогика  обществоведение, философия, информатика, история, психология, социология.

Литература

1. Бордовская, Н. В. Педагогика. учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб : Питер, 2001.

2. Основы педагогики : учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; Под общ. Ред. А. И. Жука. – Мн. : Аверсэв, 2003.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... связана с общественными науками: историческая психология, математика, математическая статистика, технические науки, педагогика, биология, физика, химия. ... способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации поведения ... поведения (изучение сознания отрицал): наблюдения в искусстве и в естественной среде обитания. Большинство ...

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

5. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. /И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. – Мн. : ТетраСистемс, 2002.

6. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. – 3-е изд., стереотипное. – Мн. : «ТетраСистемс», 2002.

7. Экзамен по педагогике в вопросах и ответах / сост. Н. Н. Литовчик. – Мозырь : Содействие, 2005.

8. Коцевич, С. С. Педагогика / С. С. Коцевич. – Брест, 2001.

9. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 58-79.

10. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. — М.: Логос, 2002. – С. 8 – 25.

11. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — Мн.: Універсітэцкае, 2000. – С. 10-30.

Информация к размышлению:

1. Педагогика: наука об обучении и воспитании, практика обучения и воспитания, искусство обучать и воспитывать, учебный предмет в системе профессионального образования. Чем и как, по вашему мнению, связаны эти ипостаси педагогики?

2. Обучение, воспитание, образование…Таковы некоторые категории педагогики – главные понятия этой науки. Что, с вашей точки зрения, объединяет их, что отличает? Какое из них и почему представляется самым главным? Какие еще понятия могли бы претендовать на то, чтобы выступить категориями педагогики?

3. Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния.

4. Говорят: все знают, как воспитывать чужих детей, но при этом затрудняются со своими…В этой шутке – только доля шутки. Есть в школе классы, трудные для одних учителей и вполне любимые другими. В жизни – на производстве, в быту – встречаются люди, которые хотят и умеют смотреть и увидеть, слушать и слышать, быть корректными в обращении и общении, а есть воспринимающие только себя, поучающие назойливо и бестактно…Так что же такое педагогика? Наука, чьи положения не всем доступны? Сфера профессиональной деятельности (но мы все – люди разных специальностей, вовсе не учителя?).

Вынужденный опыт (но он у всех семей различен, к тому же интуитивен и зависит от обстоятельств)? Искусство (тогда не при чем ни наука, ни уроки опыта житейского и профессионального)? Может ли стать педагогом всякий человек?

4 стр., 1727 слов

Игровая деятельность в процессе социализации детей.Сюжетно-ролевые ...

... 2.Невключенное наблюдение. Глава 1. . Теоретические аспекты социализации дошкольников в процессе игровой деятельности 1.1 Социализация детей дошкольного возраста Дошкольный период необычайно значим для ... педагогики [1, с. 78]. А.В. Мудрик считает важной ступенью социального развития ребенка, формирование у него социальных навыков. Навык - «автоматизированные компоненты сознательной деятельности, ...

5. Чем вы можете объяснить традиционное представление: педагогика – наука о школе и для школы, о воспитании и обучении детей? Разве не нужно чему-то учить и переучивать, воспитывать и перевоспитывать, к сожалению, многих взрослых?

6. Каждый человек – педагог, независимо от своей принадлежности: вольно или невольно, но он воспитывает себя и других. Что, как вы полагаете, существенней для формирования человека – внешние на него влияния, идущие от окружающих (родителей, соседей, учителей, приятелей), или внутренняя работы над собой, самовоспитание?

7. Magister dixit («Учитель сказал») – таким был решающий довод в средневековых спорах и диспутах. В то время слово учителя было окончательным. Хорошо это или плохо? Если плохо, то, что может служить таким решающим доводом в современной педагогике?

В помощь студенту

«Увлекающийся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории…» (Леонардо да Винчи)

«Педагогическое искусство основывается на теории… Кто думает, что теория вредит практике, тот крайне заблуждается. Чем полнее и правильнее теория, тем должно быть совершеннее искусство» (А.Г. Ободовский).

«Я очень уважаю педагогическую теорию, жить без нее не могу, люблю педагогическую теорию. Хочу уточнить: речь идет именно о педагогической теории, а не о наборе благих пожеланий, который часть выдается за нее» (А.С. Макаренко).

«Педагогика одновременно является и прикладной, и теоретической наукой. Как теоретическая наука, педагогика устанавливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная наука, она использует установленные закономерности в повседневной практической работе» (Н.К. Гончаров).

«Задача науки — … сделать педагогические знания более глубокими, достоверными, доказательными, правильными, чтобы, опираясь на них, можно было более эффективно строить педагогический процесс» (М.Н. Скаткин).

«Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено, что в природе вообще не существует более сложной науки в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч ее компонентов. Мера ответственности ее – человек!» (В.Ф. Шаталов).

«Педагогическая наука – это поэма о познанных тайнах человеческого становления, а чтение поэмы – череда радостных открытий» (Н.Е. Щуркова).

Теоретические материалы (тема 1.5.)

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний действительности; результатом которой являются новые знания. Цель науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания; — эта та область (сфера) действительности, которую изучает данная наука.

4 стр., 1924 слов

Когнитивные механизмы процесса совершенствования психомоторной ...

... является психомоторное действие в контексте мотивированной деятельности. Итак, мотивированная деятельность человека может рассматриваться как системная организация, в ... помимо своей практической ценности для спортивной педагогики имеют научное значение как исследование наличия ... когнитивные компоненты действия загружены обработкой коррекционных процессов, поэтому на составление программы движения к ...

Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой; — особая точка зрения на объект.

Структура педагогики (по Коджаспировой Галине Михайловне)

— Педагогические теории (научное единство знаний, в котором факты, явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводятся или объясняются ими)

— Педагогические системы (совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами); структурные элементы педагогической системы – это субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения. Под педагогическими системами понимаются и различные учебно-воспитательные, образовательные учреждения, детские объединения и организации, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые в процессе реализации целей образования и воспитания. Педсистемы могут действовать в масштабах страны (общества), отдельного образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, практики отдельного преподавателя. Н-р, авторские педагогические системы А. С. Макаренко, В. Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и др.

— Педагогическая технология является системой способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий.

Основные категории1 педагогики:

ВОСПИТАНИЕ:

в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта (известные знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы и т.п., все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества) от старших поколений к младшим; функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни.

в узком социальном смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.

в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: а) определенных отношений; б) мировоззрения; в) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...

... исследования – воображение как познавательный процесс дошкольника младшего возраста. Предмет исследования – развитие воображения как познавательного процесса в творческой игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Таким ... 17. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др. – М.: Педагогика, 1981. 18. Сухомлинский В. А. Разговор ...

ОБУЧЕНИЕ – это специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого происходит усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

Данный процесс включает две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание (деятельность педагога) – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и учение (деятельность обучаемого) как усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

ОБРАЗОВАНИЕ:

как процесс – освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;

— процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми ЗУНами в связи с изменяющимися условиями жизни.

как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;

как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительских заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, органов управления образованием. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии со стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов.

РАЗВИТИЕ – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов. Различают: физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное развитие.

ФОРМИРОВАНИЕ – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания); процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов, экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

4 стр., 1586 слов

Формирование трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста ...

... воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - формирование трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. На достижение цели исследование направленные ... условия формирования трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. 3. Обнаружить педагогические условия, которые оказывают содействие повышению ...

САМОВОСПИТАНИЕ – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

САМООБРАЗОВАНИЕ – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – это совокупность закономерных и последовательных взаимодействий педагога и учащихся в целях своего развития.

Система педагогических наук

Научные дисциплины: общая педагогика; теория воспитания; теория обучения (дидактика); история педагогики; теория управления; сравнительная (компаративная) педагогика; возрастная педагогика коррекционная педагогика (дефектология): сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия; методика преподавания различных дисциплин (частные методики).

Отрасли педагогики: преддошкольная, дошкольная, педагогика средней школы, педагогика среднего специального образования, педагогика профессионально-технического образования, педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрогогика); школьная гигиена, производственная педагогика; семейная педагогика; профессиональная педагогика (военная, инженерная, медицинская и др.); социальная педагогика; исправительно-трудовая (пеницентиарная) педагогика, лечебная педагогика; этнопедагогика; информационная педагогика.

Связь педагогики с другими науками.

(См.  Основы педагогики : учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; Под общ. Ред. А. И. Жука. – Мн. : Аверсэв, 2003. – с. 45 – 47.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с.9 – 14.

Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – с.30 – 32.

Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. /И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. – Мн. : ТетраСистемс, 2002. – с. 25 – 28. и др.).

Философия: предмет – общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, мышления, познания. Философская антропология: предмет – сущность и место человека в природе и обществе. Этика: предмет – природа морали, ее место в системе общественных отношений. Эстетика: предмет – ценностное отношение человека к миру, художественная деятельность людей. Социология: предмет – влияние социальной среды на человека; закономерности взаимодействия человека, семьи, коллективов и общества. Психология: предмет – закономерности функционирования и развития психики человека. Анатомия: предмет – строение человеческого организма. Физиология: предмет – закономерности функционирования организма и высшей нервной деятельности. Медицина: предмет – условия, пути и средства сохранения и укрепления здоровья людей. Объективно существуют связи педагогики с литературой, историей, экономикой, демографией, политологией, географией, экологией, кибернетикой, математикой, информатикой, юриспруденцией, статистикой и др.

10 стр., 4947 слов

Предметом исследования является технология использования имиджа в коммуникации

... исследования является имидж руководителя организации, как составляющая имиджа организации. Предметом исследования является технология использования имиджа в коммуникации. Для понимания имиджа как коммуникативной технологии ... картина мира или его фрагментов, вклю­чая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий1. С точки зрения социальной ...

Формы связи педагогики с другими науками: Заимствование научной идеи и ее творческое использование в педагогике; использование данных, полученных другими науками; использование методов других наук; объединение усилий нескольких наук для совместного с педагогикой решения общих проблем; использование терминов и понятий других наук.

1Категория (от греч.kategoria– высказывание, признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности.Категория педагогики— наиболее общее и существенное понятие, выражающее свойства и отношения в педагогической действительности.