Предметом исследования является технология использования имиджа в коммуникации

28

За последние десятилетия понятие имиджа прочно вошло в нашу жизнь. Об имидже рассуждают политики, бизнесмены, журналис­ты. Слово «имидж» часто используется в периодической печати, телепередачах, рекламе. Чаще всего говорят об индивидуальном имид­же человека — политического лидера, государственного деятеля, кинозвезды. Почти столь же часто можно слышать об имидже фир­мы, организации, политической партии, общественного движе­ния или ином проявлении корпоративного имиджа. Но нередко слово «имидж» используют и в переносном смысле, применительно к таким объектам, как товар или товарная марка, город, страна, периодическое издание.

Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностной и профессиональной характеристике делового человека, появляется желание сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет. Иными словами, правильно сконструированный имидж является механизмом, запускающим коммуникативные процессы между носителем имиджа и интересующими его объектами. Считается также, что привлекательный имидж — это фактор определяющий деловой успех.

Таким образом, актуальность выбранной темы определяется рассматриванием имиджа как коммуникативной технологии, элементы которой организуют процессы взаимодействия, а на выходе технология ведет к успеху в бизнесе.

Объектом исследования является имидж руководителя организации, как составляющая имиджа организации.

Предметом исследования является технология использования имиджа в коммуникации.

Для понимания имиджа как коммуникативной технологии поставлена следующая цель: разобраться, уяснить для себя и раскрыть тему “Имидж как коммуникативная технология”.

Для решения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить соответствующую литературу.
  • Выявить сущность понятия «имиджа».
  • Рассмотреть имидж в структуре коммуникативного пространства.
  • Рассмотреть и проанализировать имидж руководителя на примере директора филиала ООО «Байкал- сервис» в Астрахани Кокурина Дмитрия Александровича.
  • Сделать выводы и рекомендации по улучшению имиджа руководителя.

Работа состоит из введения, где рассматриваются цели и задачи курсовой.

Так же теоретической части, где с помощью литературы мы рассматриваем понятие корпоративного имиджа.

9 стр., 4395 слов

Имидж организации структура и психологические факторы эффективности

... типы: политический имидж; имидж руководителя ( и его команды); имидж организации; имидж территории ( города, региона, страны); имидж идеи, проекта . Имидж организации: основные ... то неявно, опосредованно с использованием психологических технологий «тайного принуждения»). Третье основание - целенаправленность ... бы еще раз подчеркнуть, формирование имиджа - задача прежде всего психологическая и без ...

В практической части мы рассмотрели, проанализировали корпоративный имидж руководителя. Представлены Общие рекомендации по формированию имиджа.

  1. Глава Понятие корпоративного имиджа.

    1. Понятие имиджа.

Слово имидж: (от фр. или англ. image) в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик.

В общей психологии под образом в широком смысле слова по­нимается субъективная картина мира или его фрагментов, вклю­чая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий1.

С точки зрения социальной психологии имидж является разно­видностью образа, возникающего в результате социального позна­ния. Специфические характеристики имиджа как продукта именно социального, а не индивидуального восприятия объекта особенно наглядно выявляются при сравнении общепсихологического и со­циально-психологического подходов к изучению восприятия (пер­цепции).

Г. М. Андреева указывает на следующие основные различия в трактовке восприятия (перцепции) в рамках указанных подходов.

Во-первых, в процессах социальной перцепции, изучаемых социальной психологией, когнитивные, мотивационные и эмо­циональные элементы гораздо менее обособлены друг от друга, чем в перцептивных процессах, изучаемых общей психологией: «они выступают как неотъемлемая содержательная характеристи­ка любого социально — перцептивного процесса»2. Соответствен­но понятие «пристрастности» образа, которое в общей психоло­гии имеет метафорический оттенок, в социальной психологии приобретает прямое значение.

Во-вторых, из четырех элементов перцептивного процесса, к которым относятся субъект восприятия, объект восприятия, соб­ственно процесс восприятия и образ как результат этого процес­са, общая психология уделяет внимание почти исключительно третьему элементу — процессу восприятия, в то время как интерес социальных психологов сосредоточен на характеристиках субъекта и объекта восприятия, а также образа3.

3 стр., 1375 слов

Общая теория конфликта 2

Конфликтология, как наука. История конфликтологии. Конфликтология — дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. Ч. Ликсон: "если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте Ваш пульс". Ассертивное поведение - не агрессивное, подкрепленное доводами отстаивание своего мнения. Совокупность понятий конфликтологии условно ...

В-третьих, в отличие от общей психологии социальная психо­логия изучает формирование образов в условиях реальной социаль­ной группы.

В толковых словарях русского языка слово «образ» определяет­ся как облик, вид, подобие, «живое, наглядное представление о ком или чем-нибудь», «обобщенное художественное отражение действи­тельности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явле­ния», тип, характер, воплощенный в художественном произведе­нии4

Обобщая эти характеристики, можно сказать, что образ пони­мается в обыденном смысле как результат психического отражения (представления) того или иного объективного явления; в процессе этого отражения возможны преобразования исходной информации, и соответственно образ не обязательно представляет собой точную копию отображаемого; процесс создания образа может быть ак­тивным и целенаправленным (например, в искусстве); этот процесс может включать процедуры анализа (что позволяет отобразить ти­пичное в объекте) и синтеза (благодаря чему образ обладает ха­рактеристиками индивидуального явления).

Все эти характеристики применимы по отношению к имиджу. Однако слово «имидж» не является точным синонимом слова «об­раз». Правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которой является не любое явле­ние, а субъект. Таким субъектом могут быть в первую очередь че­ловек, затем организация, коллектив, группа и, наконец, любой предмет, если ему в процессе создания и восприятия его образа приписываются личностные, человеческие качества. В этом случае можно говорить об имидже города, имидже сигарет или иного то­вара, имидже газеты, журнала, фестиваля и т.д.

В настоящее время в специальной литературе можно встретить большое число определений имиджа. Перечислим некоторые, наи­более часто встречающиеся из них. Нередко имидж определяется как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Объектом или носителем имиджа могут быть человек, группа людей, организация и т.п. Когда речь идет о корпоративном имидже, то его опреде­ляют как «специально проектируемый в интересах фирмы, осно­ванный на особенностях деятельности, внутренних закономернос­тях, свойствах, достоинствах, качествах и характеристиках образ, который целенаправленно внедряется в сознание (подсознание) целевой аудитории, соответствует ее ожиданиям и служит отли­чию фирмы (товара, услуги) от аналогичных»5

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Образ вожатого "Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с) Хороший вожатый. Кто это? Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор. Хороший ...

Имидж информативен, он сообщает о некоторой совокупнос­ти признаков, которые присущи самому объекту. Причем эти при­знаки могут существовать объективно или же произвольно припи­сываться объекту создателями имиджа.

Многие авторы признают, что имидж, поскольку он зависит от многих факторов, которые могут изменять свои значения, не является чем-то однажды заданным и неизменным. Он динами­чен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или в групповом сознании.

Важной особенностью имиджа является его активность. Он «спо­собен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения. Как следствие, люди отдают предпочтение тем или иным товарам, фирмам, бан­кам или политическим партиям».

Понятиями, родственными понятию «имидж», являются «мне­ние», «репутация», «авторитет». В литературе можно встретить даже отождествление имиджа с этими явлениями. Так, например, А. Ю. Панасюк полагает, что имидж: есть по существу то же, что и мнение, и усматривает различие между соответствующими терми­нами лишь в грамматических правилах употребления соответству­ющих слов в русском языке: «Имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях типа «имидж человека (политика, адвоката)», «мнение» — в словосочетаниях типа «мнение о человеке (полити­ке, адвокате)».

Нередко имидж рассматривают в общем контексте с репута­цией, в частности, в разработках так называемого репутационного менеджмента6, однако это не дает оснований для отожде­ствления имиджа и репутации. В частности, А. Ю. Кошмаров харак­теризует имидж как экспрессивную, выразительную сторону об­раза, между тем как репутация (от лат. reputatio счет, счисление) в русском языке означает «сложившееся общее мнение о достоин­ствах или недостатках кого-нибудь или чего-нибудь», «приобретенную кем – чем-нибудь общественную оценку, создав­шееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого – чего-нибудь»7. Иными словами, репутация, как и мнение, предполагает вербальную форму выражения или по крайней мере возможность вербализации, а кроме того, включает в себя в каче­стве существенного и обязательного параметра оценку объекта: репутация всегда является «хорошей» или «плохой», причем, что существенно, эта характеристика включена в саму репутацию в отличие от имиджа, который также может быть оценен, но не обязательно включает в себя оценку как обязательный элемент.

11 стр., 5088 слов

Социально-психологическая модель формирования имиджа ВУЗа

Российский государственный социальный университет ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕНОЛОГИИ КАФЕДРА СЕМЕЙНОЙ И ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ Реферат по дисциплине «PR и реклама в молодежной среде» на тему: «Социально-психологическая модель формирования имиджа ВУЗа» Выполнила Могачёва Кристина Организация работы с молодежью, 4 курс Преподаватель: Ионова Екатерина Павловна Оглавление Введение Глава ...

Столь же безосновательно смешение имиджа с авторитетом. Поводом для такого смешения может послужить то, что оба поня­тия используются в контексте исследований социального влияния8. Однако и в рамках этих исследований имидж и авторитет строго различаются. Авторитет, информационный или нормативный, выступает в качестве непосредственной основы социального влия­ния в том смысле, что человек, обладающий авторитетом, может навязывать свою волю другим людям, наличие у него авторитета служит непосредственной причиной выполнения ими действий, противоречащих их собственным интересам, целям, потребнос­тям и желаниям, что продемонстрировали эксперименты Стэнли Милграма. В толковых словарях авторитет определяется как «общепризнанное значение, влияние», авторитетность — как «признанная обществом осведомленность, компетентность кого-нибудь в каких-нибудь вопросах», авторитетный означает «заслу­живающий безусловного доверия».

  1. Роль имиджа в коммуникативном пространстве.

Имидж можно трактовать как коммуникативную единицу, идеально соответствующую требованиям коммуникативного про­странства. Именно потому, что таким путем наиболее эффективно можно достичь необходимых результатов, имидж и привлекает внимание как политиков, так и представителей шоу-бизнеса.

Коммуникативное пространство строится по определенным закономерностям символического порядка. Можно упомянуть такие его существенные параметры как интерес к негативным событиям (скандалам и подобному).

11 стр., 5220 слов

Влияние риторики на имидж делового человека

... розыrpышами, не заботясь о дурных последствиях для своего собеседника. Вербальный имидж такого человека вряд ли можно назвать притягательным. Таким ... ошибку совершают те, кто, стремясь склонить собеседника к своей точке зрения, стараются слишком много говорить. Следует избегать иносказаний, ... Смена темпа речи меняет и скорость восприятия, не давая слушателю отвлечься. Меняйте также и тон голоса -- он ...

Ряд исследователей объясняет, что в СМИ большую роль играет реклама, которая поставляет только позитивные события. И в ответ ради баланса СМИ начинают ориентироваться на негативные события. Определенная балансировка есть и в том, что официоз дополняется стремлением узнать о домашней жизни великих (политиков, актеров и подобных).

Коммуникативное пространство в сильной степени формируется преувеличением, как бы раздутием тех или иных реальных характеристик.

Телевидение сегодня стало основным инструментарием по­строения коммуникативного пространства. Телевидение оказалось сегодня основным информационным нервом, который в состоянии интегрировать общество, преодолеть его стремление к фрагментарности. Если раньше эти функции выполняли книги или газеты и журналы, то сегодня функция такого «синхронизатора» общественного мнения безоговорочно принадле­жит телевидению.

Косвенно, это связано и с тем, что сегодня мы живем в более динамическое время, чем раньше, и, как следствие, за ним не поспевает массовое сознание. Мы пытаемся ориентироваться в этом новом мире, опираясь на нормы, выработанные в мире старом. Мы попали в ситуацию, о которой нам ничего не было известно. И поскольку у нас не было иного опыта, мы просто перевернули старые роли в новые: первого секретаря ЦК — в президента, секретаря обкома — в народного депутата. И сами они также часто ведут себя по этим же моделям.

Помощь в переходе к новым моделям поведения должны оказывать средства массовой коммуникации. Они дают модели интерпретации действительности для массового сознания. Они становятся первыми учителями в том, что теперь хорошо и что теперь плохо. И, учитывая, что сегодня наблюдается реальный переход массового потребителя информации от типа читателя газеты к типажу зрителя телевидения, особую роль в этих процессах играет и будет играть телевидение.

Для поддержания стабильности необходимо использовать метод контроля информационного пространства. Он состоит не в закрытии информационного пространства, к чему в первую очередь начинают стремиться властные структуры. Такой подход является прерогативой слабого игрока, создающего для себя особые льготы. Иной вариант лежит в использовании определенных резонансных коммуникативных тех­нологий. В этом случае происходит не управление всей системой как целым, а попытка многоходового введения тех или иных тем и со­общений, к которым привлекается общественное мнение. Это стратегия более сильного игрока, который говорит более редко, но всегда в точку. Многословие, как один из вариантов управления, характерно только для слабого, который хочет заинтересовать другого в своем мнении, и потому склонен выдавать даже лишнюю информацию.

14 стр., 6531 слов

Сущность и структура имиджа

Глава 6 ПСИХОЛОГИЯ ИМИДЖА   Сущность и структура имиджа Психология воздействия имиджа Процесс формирования имиджа Имидж руководителя КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Атрибуция Аспекты восприятия Аттракция Внутренний мир Идентификация Восприятие образа Имиджелогия Деловой стиль Импонирование Мотивационная сфера Кинесика Первое впечатление Перцепция Самопрезентация Репутация Социальный статус Физиогномика ...

Построение имиджа должно учитывать отмеченные особенности, поскольку имидж по сути является оптимальным информационным объектом, который удовлетворяет всем требованиям коммуникатив­ного пространства.

Имидж политика идет параллельно с имиджем его ближайшего окружения. Обвинение в коррупции премьера абсолютно точно на­крывает и президента. Та или иная реакция общественного мнения относительно родственников переносится и на первое лицо.

Дочь американского президента Трумэна Маргарет на первых страницах своей книги пишет: «В последнее время, благодаря деятельности Хиллари Клинтон и других прогрессивных «первых леди», стало ясно, что от хозяек Белого дома зависит очень и очень многое. Но их деятельность до сих пор не получила четкого опреде­ления и, будучи превратно истолкованной, зачастую служит мишенью для гораздо более яростных атак, чем те, что выпадают на долю самих президентов. В психологическом и политическом плане эта деятель­ность ничуть не менее сложна, чем головоломки, над которыми бьются высоколобые сотрудники Госдепартамента и Пентагона»9.

За возможность и целесообразность рассмотрения имиджа в контексте символического интеракционизма говорит тот факт, что именно в рамках этого научного направления преимуще­ственно исследуется социальное общение в аспекте его символичес­кого содержания. Само название данного направления в психологи­ческой науке происходит от слова «интеракция», которое в этом контексте означает социальное взаимодействие, т.е. взаимодействие людей в рамках социальной группы. Именно понятие интеракции является ключевым в символическом интеракционизме, указывая на его основную проблематику и центральный предмет исследова­ний. В отличие от представителей других направлений современной социальной психологии, рассматривающих социальное взаимодей­ствие скорее как условие или контекст, в котором разворачивается деятельность индивидов, психологи интеракционистской ориента­ции в фокус своего внимания помещают именно сам процесс соци­ального взаимодействия, анализ которого необходим, с их точки зрения, для понимания социального поведения человека10. Так, Т. Шибутани, объясняя, почему действия людей в группах яв­ляются согласованными и в то же время их согласованность отлича­ется высокой пластичностью и гибкостью, приходит к выводу, что это возможно благодаря тому, что каждый участник группового вза­имодействия хотя и действует независимо, но при этом «шаг за ша­гом приспосабливаясь к другим участникам по мере того, как они месте продвигаются к общей цели»11. Таким образом, соци­альное поведение индивида выступает как результирующая двух оди­наково значимых групп факторов: с одной стороны, социальные структуры, задающие общие рамки взаимодействий, с другой — активность индивида, который «в конкретной ситуации принимает решение на свой страх и риск и действует в соответствии с собствен­ной оценкой ситуации»12.

  1. Использование имиджа в деловом общении.

Чтобы тебя воспринимали как личность, надо, прежде всего, ею быть. Человек, обладающий цельностью: интеллектом, собственным стилем, собственной позицией, непременно будет воспринят как личность. То, что мужчина реагирует на вашу сексуальную привлекательность, — вполне естественно (кстати, сексуальная привлекательность действует положительно не только на мужчин, но и на представительниц женского пола).

Абсолютно асексуальным особам, мужчины, как правило, дают очень низкие оценки. Если же ваш деловой партнер — женщина, то у нее, скорее всего, вызовет отрицательную реакцию, избыток элементов сексуальной провокации в вашей одежде или поведении. Любые формальные отношения предполагают большую сдержанность. Существует ряд правил, выполнение которых позволяет настроить собеседника (независимо от его/ее пола) на деловой стиль общения. Начнем с внешнего вида.

ПОЗА

Во время деловых переговоров и встреч ваша поза должна быть одновременно достаточно свободной и сдержанно-подтянутой. Съежившаяся на краешке стула женщина, судорожно вцепившаяся в свою сумочку, всем своим видом показывает скованность, стеснение, неуверенность в себе. Слишком свободная поза может быть воспринята как свидетельство вашей развязности. Лучше сидеть прямо и свободно жестикулировать в пределах так называемой интимной зоны радиусом около 45 сантиметров вокруг вашего тела. Сумку лучше не держать на коленях, а положить или поставить рядом с собой.

ВЗГЛЯД

Необходимо доброжелательно и внимательно смотреть в лицо своему собеседнику, показывая, что вам интересно то, что он говорит. При этом, если у вас с собеседником деловые отношения, то свой взгляд направьте в верхнюю часть лица, чуть выше бровей, а для обозначения внимания — эпизодически смотрите в глаза (долгий пристальный взгляд в глаза, может вызвать у вашего собеседника чувство дискомфорта).

При эмоциональном общении взгляд автоматически перемещается от глаз в нижнюю часть лица — это сразу чувствуется.

ГОЛОС

Особенности вашего голоса тоже имеют значение в общении. Если у вас высокий голос, постарайтесь хотя бы, чтобы он не был визгливым, так как в этом случае вы можете вызвать у собеседника непреодолимое желание зажмуриться и заткнуть уши. Высокий тембр голоса очень раздражает и утомляет, он ассоциируется с напряжением или с зависимостью. Поэтому постарайтесь сделать свой голос грудным и приятным, понизив его насколько это возможно. Но не говорите слишком тихо и неуверенно. Неужели вы так боитесь своего собеседника! Также плох слишком громкий, оглушающий собеседника голос.

ТЕМП РЕЧИ

Лучше всего воспринимается размеренный темп речи, когда вы позволяете себе делать небольшие паузы, показывая, что прежде чем что-то ответить, обдумываете услышанное. Сразу появляется ощущение, что вы «человек разумный».Нежелательно говорить слишком быстро, захлестывая собеседника потоками информации. Он может не сразу понять, о каком таком грандиозном проекте вы ему сообщаете, и может быть прервет вас и попросит повторить все сначала. Потеряете время, а самое главное, — дадите понять, что вы человек мелкий, зависимый и стараетесь как можно быстрее успеть все сказать, пока вас не выгнали. Повышенный темп речи всегда ассоциируется с зависимостью и несерьезностью. А если будете говорить слишком медленно, то утомите вашего собеседника: ему уже все понятно, а вы еще заканчиваете фразу.

РУКОПОЖАТИЕ

В деловых и политических кругах принято здороваться за руку. Рукопожатие — традиционно мужской способ приветствия. У большинства женщин он вызывает легкий дискомфорт, поскольку ей неизвестно заранее, будут ли ее руку энергично трясти как товарищу по партии или попытаются поцеловать. Во избежание путаницы и неловкости, лучше подать руку ни в вертикальной плоскости (как для пожатия), ни в горизонтальной (как для поцелуя), а в промежуточном положении под углом к плоскости: хотите целуйте, хотите жмите. Рукопожатие должно быть лаконичным, и достаточно энергичным.

ПОВЕДЕНИЕ

Никогда не суетитесь — это производит плохое впечатление в любом случае. Если, приходя на деловую встречу, вы быстренько просачиваетесь в кабинет, скороговоркой здороваетесь, суетливо вручаете какие-то важные документы, при этом что-то роняя, то считайте — вы пропали. Гораздо лучше войти, не торопясь, спокойно поздоровавшись, осведомиться, куда можно сесть. Все делать без суеты, излишней частоты в пластике, речи, мимике. Одним словом, вести себя так, как будто вы — шикарная, роскошная женщина и можете себе позволить не торопиться. Плавно садиться, не спеша брать предметы, поднимая их так, как будто они живые, спокойно говорить — этим вы, несомненно, произведете на собеседника приятное впечатление. Будьте доброжелательны, открыты, сдержанны в эмоциональных проявлениях, не демонстрируйте излишнюю напористость и самоуверенность.

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ

Здесь, как и во многом другом, хороша золотая середина. Жестикуляция должна быть соразмерна ритму речи и примерно соответствовать тому, о чем вы говорите. Чем более формально общение, тем более сдержанной должна быть жестикуляция. Но в то же время полное ее отсутствие воспринимается как скованность. Избегайте невротических жестов, свидетельствующих о вашем стеснении и нервозности: ковыряния в ухе, под ногтями, почесывания, поправления на себе одежды, прически. Большинство людей даже не подозревают о том, какое огромное значение в беседе имеют жесты. Жест может сообщить о нас гораздо больше информации, чем мы того хотим. Жесты слишком часто выдают нас и неразумное использование некоторых жестов порой приводит к нежелательному результату. Поэтому, чтобы расположить к себе собеседника, используйте в разговоре предлагающие жесты, позволяющие видеть ваши ладони. Это является свидетельством вашей открытости. А вот негативных, давящих жестов следует избегать. Решительно разрубая ладонью воздух, можно вызвать у собеседника неприятное чувство, что с ним не желают ни в чем соглашаться. Если вы не собираетесь оказывать давление на собеседника и в конце концов прихлопнуть его, как муху, — не прессуйте стол ладонью, обращенной вниз. Не сжимайте кулаков во время разговора и не тыкайте по-менторски в собеседника пальцем. Также забудьте на время отвергающий жест ладонью: «Минуту! Я еще не все сказала!», показывая тем самым, что вы желаете продолжить свой чудный монолог, а он пусть послушает. У собеседника это жест вызовет ощущение, что вы не хотите с ним говорить, и увеличит дистанцию между вами.

ДИСТАНЦИЯ

Теперь поговорим о дистанции, устанавливающейся между людьми в любой деловой беседе. Каждый человек в зависимости от личной эмоциональности сам определяет подходящую для данного случая дистанцию. Эмоциональные люди кажутся более близкими и понятными, скованные и сдержанные отодвигают собеседника на большее расстояние. О сокращении дистанции говорит живая мимика, когда играют бровями, щурятся, улыбаются, живые интонации, раскованные позы. Как только собеседник хочет увеличить дистанцию, он сразу натягивается, превращая лицо в непроницаемую маску, и начинает вещать бесстрастным голосом репродуктора или диктора телевидения. Если вы сознательно хотите увеличить дистанцию, начните просто чаще, чем нужно, величать собеседника по имени и отчеству. Вообще время от времени упоминать имя собеседника в разговоре необходимо. Если вы, беседуя с человеком два часа подряд, ни разу не назвали его по имени, он может заподозрить, что вы вообще забыли, с кем разговариваете. Использование бюрократических, громоздких или устаревших словесных конструкций вроде «разумеется», «непременно» вызывает недоумение, увеличивает дистанцию и свидетельствует о довольно прохладном отношении. Поэтому надо всегда стараться учитывать массу нюансов во взаимоотношениях, играя которыми, можно нащупать оптимальный стиль общения, устраивающий обоих собеседников.

ВЛАДЕЙТЕ СИТУАЦИЕЙ

Представьте, что вы приходите на переговоры, в помещение, где нет кондиционера, или вас сажают на более низкое сиденье, чем у вашего собеседника, или лицом к окну, из-за чего вы видите только темный силуэт на ярком фоне. Вы поставлены в невыгодные условия, на вас оказывают давление. В таком случае, почувствовав, что вам неудобно, скажите, что вы хотели бы пересесть, сославшись, например, на то, что свет бьет в глаза. Если вам не идут на встречу, то лучше откажитесь от переговоров. Владейте ситуацией и управляйте ею. Надеюсь, что приведенные выше советы помогут выработать выдержанный, лишенный суеты и ненужных попыток выставить на показ все свои достоинства стиль поведения. Этот стиль поможет вам, с одной стороны, соблюдать определенную дистанцию, а с другой стороны, демонстрировать заинтересованность и приветливость. Помните, чем больше чего-то истинного в человеке, тем более он свободен в своем поведении, тем меньше ему надо изображать из себя что-то.13

  1. Анализ имиджа руководителя на примере директора Астраханского филиала транспортной фирмы ООО «Байкал-Сервис Астрахань»

Кокурин Дмитрий Александрович — руководитель фирмы «Байкал-сервис» в Астрахани, по адресу ул. Брестская, д.7.

ООО «Байкал-Сервис Астрахань» – специализируется на перевозке и доставке сборных грузов по России и миру автомобильным, железнодорожным, авиационным транспортом.

Транспортная компания «Байкал-Сервис» успешно работает на логистическом рынке более 15 лет. За это время в компании реализован и постоянно развивается комплекс услуг, удовлетворяющий большинство потребностей клиентов. Услугами компании пользуются предприятия среднего и малого бизнеса, а также крупные торговые, промышленные, государственные организации. Одной из важнейших задач транспортная компания «Байкал-Сервис» считает построение долгосрочных и взаимовыгодных отношений со своими клиентами и партнерами.

ООО «Байкал-Сервис Астрахань» работает с сентября 2005. Кокурин Дмитрий Александрович, работает на должности директора «Байкал — сервиса» с ноября 2010 года.

Механизмы формирования имиджа.

Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление человека как индивидуальности. Руководитель выступает той личностью, которой он является на самом деле (или тем, кем ему легче всего быть).

Имидж такого рода не требует изменений в том случае, если он гармонично сочетается с особенностями организационной культуры и занимаемой должности. Обычно эта ситуация имеет место тогда, когда человек занимает пост руководителя в результате продолжительной вертикальной и горизонтальной карьеры в одной организации

Второй путь предполагает активное формирование, которое необходимо, если:

  • руководитель является «чужим» по отношению к организации (в случае антикризисного управления);
  • руководитель не имеет большого опыта управления;
  • в системе управления персоналом есть конфликтные точки;
  • размер организации столь велик, что сотрудники не могут составить адекватное представление о деятельности руководителя и его личности (и это приводит к снижению трудовой мотивации);
  • существуют внешние причины для создания имиджа руководителя как некоего аналога «торговой марки» предприятия.

Дмитрий Александрович не имеет большого опыта управления, из этого можно сделать вывод, что позволить имиджу создаваться стихийно крайне нежелательно. Мы решили выяснить пытается ли Дмитрий Александрович формировать свой имидж.

Внутренний и внешний имидж руководителя

«Внутренний» имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала организации, точнее, восприятием руководителя работниками организации. Лидер должен стремиться к формированию положительного образа у персонала, причем руководителю следует самому работать над созданием своего имиджа. В небольшой организации руководитель имеет возможность формировать свой имидж путем прямого взаимодействия со всеми сотрудниками организации, это можно отнести к преимуществам формированию имиджа руководства компании Байкал-сервис.

Формирование внутреннего имиджа важно не только для слаженной работы самой организации, но и для формирования ее «внешнего» имиджа, так как сотрудники передают свое личное восприятие руководителя во внешнюю среду.

«Внешний» имидж, в свою очередь, можно разделить на «общий внешний» имидж (восприятие личности руководителя обществом, которое не имеет непосредственного отношения к данной организации) и на «непосредственный внешний» имидж (восприятие руководителя представителями непосредственного делового окружения организации: покупателями, поставщиками, конкурентами, деловыми партнерами).

Очень важно, чтобы внешний имидж руководителя соответствовал состоянию дел внутри организации, не противоречил истинному положению ее бизнеса. Необходимо отметить, что «внутренний» имидж руководителя часто отличатся от его «внешнего» имиджа. Многие качества, присущие руководителям организаций, не становятся достоянием общественности и их можно выявить только при вхождении в организацию и соприкосновении со всеми организационными процессами. Очень часто новые сотрудники, нанимающиеся на работу в подчинение конкретного руководителя под воздействием имиджа, созданного средствами массовой информации, испытывают глубокое разочарование при соприкосновении с ним в работе14.

Итак, имидж руководителя — это целая структура, состоящая из отдельных деталей. Мы решили провести анкетирование, таким образом выяснить мнение сотрудников фирмы «Байкал – сервис Астрахань» по следующим пунктам:

  • Внешний вид.

Исследование показало следующие результаты:

Из двадцати сотрудников семнадцать (85% опрошенных) думают, что руководитель не выстраивает и не поддерживает позитивный имидж с учетом корпоративного духа компании.

  • Дома как в офисе.

Из двадцати сотрудников шестнадцать (80%) ответили «нет» и 4 (20%) ответили «Да, но только если это действительно важно». Большинство сотрудников считает, что начальник не вмешивается в их личную жизнь в нерабочее время.

  • На совещании.

Почти 100% опрошенных сотрудников считают, что руководитель, пребывая в плохом настроение, может сделать выговор при коллективе.

  • На корпоративной вечеринке.

Больше 50% считают, что руководитель на корпоративных вечеринках держится так обособленно, как и в офисе.

(Опрос на тему «имидж руководителя» показан приложение № 1)

С помощью этого опроса мы хотели выяснить положительно ли сформирован имидж руководителя предприятия «Байкал-сервис».

Благодаря опросу можно увидеть, что имидж руководителя ООО «Байкал-сервис Астрахань» Кокурина Дмитрия Александровича формируется стихийно, что может отрицательно сказаться на имидже компании, потому что Создание позитивного образа руководителя не только во многом определяет успех его деятельности и успех деятельности его фирмы

Оценка стиля руководителя.

Оценка стиля руководства проводилась так же методом опроса работников. Результат оценки сопоставлялся с данными (приложение №2), на основании которой делались выводы о стиле руководства.

Результаты оценки:

Руководитель ООО «Байкал – сервис Астрахань» — Кокурин Дмитрий Александрович — использует смешанный стиль руководства между авторитарным и демократическим. Хотя стиль не полностью авторитарный, использование даже части этого стиля так же доказывает, что стиль руководства может неблагоприятно повлиять на имидж компании.

2.2 Общие рекомендации по формированию имиджа и рекомендации по формированию имиджа руководителя «Байкал-сервис Астрахань»

По результатам такого анализа можно дать рекомендации по дальнейшему улучшению имиджа руководителя.

Работа над созданием имиджа должна начинаться с постановки цели. Часто основная задача человека, принявшего решение о совершенствовании своего имиджа, сводится к решению вопроса, зачем ему это нужно. Цель руководителя может состоять в усилении влияния на подчиненных, улучшении имиджа вверенного ему подразделения или достижения успеха на определенных переговорах. В зависимости от цели принимается решение о методах формирования имиджа.

В первую очередь руководитель должен четко сформулировать для себя свою самооценку, Т.е. понять, как он представляет сам себя. Несмотря на очевидность этого факта, многие люди, в том числе и руководители, об этом даже не задумываются. Многие из них думают, что у них не хватает времени на подобные занятия. Однако, если руководитель решил изменить свой имидж, он должен оценить, что именно он хочет изменить, какие сильные и слабые стороны он имеет на момент принятия этого решения.

Следующим этапом является конструктивное использование критики. Для того чтобы обратиться к другим с просьбой высказать критические замечания, требуется некоторое мужество. Многие предпочитают не травмировать себя подобной процедурой. Однако она необходима для достижения конечной цели. Желательно найти для этой цели людей, которые искренне заинтересованы. Следует объяснить им желание изменить какой-либо аспект самопрезентации и попросить помощи и совета.

Мы провели анкетирование среди сотрудников. Вопросы были осторожно сформулированы для того, чтобы подчиненные отвечали искренне. С помощью опросов руководитель может увидеть пробелы формирования имиджда и постараться их исправить.

Заключение.

Данная работа была направлена на исследование имиджа как коммуникативной технологии, элементы которой организуют процессы взаимодействия, а на выходе технология ведет к успеху в бизнесе. были решены поставленные задачи. Изучив проблему данного исследования автором были сделаны следующие выводы.

  1. Корпоративный, или организационный имидж – это образ организации в представлении групп общественности. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным) и ведение операций.
  2. Имидж компании формируется, прежде всего, для партнеров, потенциальных клиентов и общества. Но знакомство с персоналом предприятия, с теми, кто производит продукт, важно и с точки зрения и партнеров, и клиентов. Следовательно, важен также имидж предприятия как работодателя. Для формирования позитивного имиджа компании необходимо уделять внимание корпоративной культуре и имиджу ее руководителей.
  3. При построении коммуникативного пространства учитываются очень многие вещи и имидж в том числе. Коммуникация, которая начинается с визуального восприятия будет более успешна если участники этой коммуникации будут поддерживать свой имидж, не только внешний, но и внутренний. Внешний облик человека, темп речи, поза, дистанция, профессиональные качества, личностные качества и так далее имеют большое значение для достижения целей в деловом общении.
  4. Имидж руководителя организации играет наиболее важную роль в деловых коммуникациях. Руководитель является главным лицом компании и потому все сложности переговоров лежат на его плечах. Именно он должен включать в свой имидж все элементы, которые позитивно влияют на успех деловых переговоров.
  5. Руководитель вступившему в должность недавно, не зарекомендовав себя, должны серьезно озабоченны проблемой положительного представления себя на рынке рано или поздно придется заняться изучением своего имиджа и работой над ним.
  6. Современные руководители должны уделять большое внимание созданию своего имиджа, для этого необходимо знать не только основные составляющие имиджа, и пути их формирования, но и уметь на практике использовать психологические и поведенческие приемы.
  7. В данной работе рассмотрены теоретические аспекты проблемы, а также в последней части приведены практические рекомендации по работе над созданием своего имиджа.

Список использованной литературы

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
  2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 2001
  3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2001.
  4. Кошмаров А. Ю. Телевизионный образ политического лидера как ре­зультат репутационного менеджмента // Психология как система направле­ний. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9, вып. 2. М., 2002.
  5. Малая энциклопедия этикета / Малая энциклопедия этикета – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000 г.-640с.
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1986.
  7. Психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996.
  8. Семенов А. К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. 2-е изд. М., 2000
  9. Трумэн М. Президенты и секс. Кн. 1. Минск; Смоленск. 1997
  10. Федоркина А. П., Ромашкина Р. Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа // Имидж госслужбы. М., 1996
  11. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1999
  12. Мещерякова С.Ю. Ваш имидж. – М.: АСТ, 2001. – С. 218.

1Психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996.

2Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.

3Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000, с 46.

4Федоркина А. П., Ромашкина Р. Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа // Имидж госслужбы. М., 1996, с694-696; 57,371-372.

5Семенов А. К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. 2-е изд. М., 2000, с 87

6Кошмаров А. Ю. Телевизионный образ политического лидера как ре­зультат репутационного менеджмента // Психология как система направле­ний. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9, вып. 2. М., 2002.

7Ожегов С. И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1986.

8Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2001.

9Трумэн М. Президенты и секс. Кн. 1. Минск; Смоленск. 1997. С. 7

10Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная соци­альная психологияXXстолетия. М., 2001 с 180.

11Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1999 с 81.

12Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1999 с 81.

13Малая энциклопедия этикета / Малая энциклопедия этикета – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000 г.-640с.

14Мещерякова С.Ю. Ваш имидж. – М.: АСТ, 2001. – С. 218.