Тема: «Коммуникативные свойства личности»

Министерство образования РФ

Удмуртский государственный университет

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Тема: «Коммуникативные свойства личности»

Выполнил: ст. гр. 41-23

Бахтин Иван

Проверила: преподаватель

кафедры общей психологии

Васюра С.А.

Ижевск 2012

Содержание

  1. Введение
  2. Общительность
  3. Эмпатия
  4. Воля
  5. Коммуникативно-речевые способности
  6. Коммуникативные качества по Бодалеву
  7. Коммуникативное ядро личности
  8. Развитие коммуникативных свойств личности
  9. Формирование коммуникативных свойств личности
  10. Факторы формирования коммуникативных свойств личности
  11. Заключение
  12. Список литературы

Введение

В общей психологии изучаются психологические функции общения, взаимоотношения общения с другими аспектами психической жизни челове­ка и особенностями личности.

Исходной же базой для изучения коммуникативных свойств личности в психологии послужили именно исследования проблем общения и личности.

Известно, что в разработку проблем личности огромный вклад внесли как отечественные, так и зарубежные ученые: А.Ф. Лазурский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и др.

Общительность

Можно выделить три подхода в исследовании коммуникативных свойств личности: аналитический, поликомпонентный и системный.

5 стр., 2005 слов

Психология общения 10

... взаимопонимания (коммуникативная функция взаимоотношения). Выделяют следующие виды общения: «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются ... собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции. 6. Манипулятивное общение направлено на извлечение ...

В рамках аналитического подхода исследуются в основном отдельные стороны или грани общительности. На наш взгляд можно выделить три на­правления в рамках этого подхода.

1) Исследование мотивационных характеристик общительности, т.е. стремления и внутренние побуждения.

2) Исследование взаимосвязи общительности и темперамента. При взаимосвязи с темпераментом в содержание общительности включались в основном психодинамические характеристики общительности.

3) Изучение результативной стороны общительности как свойства личности.

В рамках поликомпонентного подхода изучается сразу несколько гра­ней общительности.

Общительность как социально-психологическое качество имеет свою эмоциональную сторону. Так, И.М. Юсупов отмечал, что партнеры по общению практически «говорят» друг другу о своем эмоциональном состоянии, сами часто этого не сознавая. Эмоциональный обмен информацией возникает как результат потребности в выражении чувств, а также как проявление ожиданий почувствовать эмо­циональное состояние партнера по общению.

Системный подход предусматривал единство различных сторон общи­тельности.

Общительность включает в себя отно­шения человека к другим людям, мотивы, способности и результат общения. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать в единстве трех компонентов: по­требности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тону­са на всем временном отрезке и стабильных коммуникативных навыков и умений.

Общительность является необходимым свойством личности, га­рантирующим успешность общения.

Эмпатия

Наряду с общительностью широко исследовалась и эмпатия. Эмпатия — это произвольный процесс идентификации с объектом с после­дующим репродуцированием эмоций в себе. Эмпатийные переживания изучаются в связи с проблемой общения, взаимодействия личностей.

Выделяли три компонента эмпатии: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Эмпатия в эмоциональном компоненте рассматривается как эмоцио­нальный процесс, переживание аффективного состояния другого человека в ответ на его эмоциональное поведение. В семье с од­ним ребенком формирование у него способ­ности к сопереживанию происходит более медленно, чем в многодетных семьях или в детских садах с хорошо поставленным воспитательным процессом. Ребенку отождествить, идентифицировать себя с другим человеком легче, когда этот другой — сверстник. Способность к эмпатии строится вначале на подражании определенному взрослому, сопереживании ему, а затем ребенок может уже переносить свой опыт на других детей, т.е. учится сопереживать сверстнику.

Воля

Воля, по определению В.И. Селиванова, есть сознательное регулиро­вание человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целена­правленных действий и поступков.

9 стр., 4111 слов

Структура общения. Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения

... является формирование межличностных отношений. 1.2 Коммуникативная сторона общения. Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с ... Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. В ходе ... ослабление. Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Рефлексия в проблеме ...

Практика показывает, что неумение общаться, контролировать и сдер­живать себя, в значительной мере связано с недостатками волевого поведе­ния.

В психической структуре личности важное место занимают волевые качества, без которыхневозможна успешная деятельность в повседневной жизни. Различные воле­вые качества представляют разные возможности для влияния на характер общения, что выражается в разной степени принятия друг друга и в уровнеудовлетворенности общественной деятельностью.

К волевым свойствам личности относил такие ка­чества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самообла­дание и мужество. Недостаточное развитие данных свойств является одним из главных факторов, обусловливающим трудности в процессе общения.

Автономно волевая активность самостоя­тельная деятельность человека. «Люди, как свидетельствует опыт жизни, отличаются друг от друга по степени развития самостоятельности. Одни ждут указаний, что и как делать (гетерономный тип), другие проявляют по­чин, сами выдвигают задачи или предлагают более совершенные способы деятельности (автономный тип).

Все это связано со многими свойствами личности.

Формирование волево­го поведения является важным условием расширения круга общения, ста­новления дружеских взаимоотношений.

Коммуникативными способностя­ми является та часть структуры личности, которая отвечает требовани­ям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществ­ление. Структура коммуникативных способностей является своеобразным отражением струк­туры деятельности и имеет три подструктуры:

— гностические способности, т.е. способности понимать других;

  • экспрессивные способности, т.е. способности быть понятым другими, способность к самовыражению;
  • интеракционные способности, т.е. способности адекватно влиять на других.

Коммуникативно-речевых способ­ности

Коммуникативно-речевых способ­ности – комплекс индивидуальных психо­логических и психофизиологических особенностей, которые обеспечивают человеку быстрое и качественное усвоение и применение средств коммуни­кации для успешного взаимодействия с партнерами по общению.

Коммуникативно-речевая способность является интегральным личностным образованием психики индивида как субъекта об­щения. Сущность этой способности проявляется в развитии произвольных коммуникативных характеристик. Ведущим условием развития обозначен­ной способности является установление субъект-субъектных отношений ре­бенка с окружающими взрослыми и детьми.

Коммуникативные качества по Бодалеву

Более полную характеристику коммуникативных качеств мы встречаем у А.А. Бодалева. Он отмечал, что коммуникативные качества являются важным условием общения. » Личностные черты, формирующиеся у каждого из нас, и, прежде всего те из них, которые образуют склад нашего характера, определяют общий рисунок нашего поведения при общении с людьми». Автор выделил следующие качества личности, необходимые при общении:

12 стр., 5721 слов

Изучение индивидных свойств и их роли в развитии личности человека

... является изучение индивидных свойств как предпосылки развития личности. Предметом исследования - индивидные свойства как предпосылка развития личности, объект нашего исследования - индивидные свойства. Задачи, которые мы ... человека к самому себе, к своим идеям и образам). Задатки - анатомо - физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. ...

  1. Глубокое знание психологии другого человека. Развитие этих качеств по его мнению, начинается с формирования такой направленности личности, при которой другие люди стояли бы в центре складывающейся у него системы ценностей. Это будет способствовать успешности общения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним.
  2. Наличие в интеллекте, а также в эмоциональной и волевой сферах целого ряда характеристик, которые все вместе обеспечивали бы успешное общение.

В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам:

  • внимание; достаточно большой объем внимания, умение его распределять, высокая его устойчивость;
  • восприятие, наблюдательность; умение быть наблюдательным по отношению к окружающим нас людям, способность фиксировать малейшие колебания в их внешнем поведении;
  • память; это условие, успешного общения; в общении необходимо постоянно запоминать имена людей, их отчества, лица;
  • мышление; способность каждого из нас анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, которые руководят им, определять его поведение в различных ситуациях;
  • интуиция; постижение особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения; у человека происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на постижение сути какого-либо поступка, факта поведения или всей личности другого человека;
  • воображение; проявляется в умении ставить себя на место другого человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами; человек с неразвитым социальным воображением приписывает свои собственные состояния, свои намерения и мысли другим людям;

Условием успешности общения человека с другими людьми является также воспитанность его эмоциональной сферы, умеет ли человек сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои.

3. Умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее под­ходящий способ поведения, способ обращения с ним.

Коммуникативное ядро личности

Коммуникативное ядро личности – включает характерное для нее единство отражения,отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими-то техническими средствами контактах индивида с различными людьми и общностями. Во-первых, все формы знания (образы восприятия, представления, понятия, образы воображения) о людях и общностях, которыми располагает человек и которые более или менее полно актуализируются у него в общении с ними; во-вторых, все переживания, проявляемые в контактах с другими людьми или общностями; в-третьих, все виды вербального и невербального поведения, через которое возникают эти контакты.

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... уровень своей общительности (около 30% считают себя общительными людьми). Это отражает не только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - ... социального портрета безработного. Глава 1. Личность и психологический статус безработного Важно определить, присущи ли современному безработному определенные, характерные свойства характера или темперамента, если таковые ...

Вступая в общение с людьми или общностями, человек обнаруживает определенную направленность. Совокупность качеств, вместе взятые, составляют коммуникативное ядро личности.

Шесть уровней восприятия и понимания людьми друг друга:

  1. Уровень мастерства и свободы в общении. Предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошую саморегуляцию, отсутствие отчужденности, отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования.
  2. Лидерский уровень (чаще экстраверты).

    Хорошее владение навыками и умениями устанавливать и поддерживать общение. Это увереннее в себе люди, находящие взаимопонимание с другими, с чувством собственного достоинства, которое избавляет их от недоверия, липших ссор и недоразумений. Они смелы и активны в контактах, без излишней чувствительности, не авторитарны, владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей.

  1. Радикально-партнерский уровень. Он характерен для людей конформных, умеющих выслушать и найти общее решение, владеющих самоконтролем, практичных и неагрессивных.
  2. Жестко-консервативный уровень. Отмечается у закрытых, расчетливых, нон конформных, погруженных в себя и не контролирующих свои эмоции людей. У них не наблюдается эмпатия.
  3. Авторитарно-агрессивный уровень. Нет гибкости в способах влияния, пониженное самоуважение и высокая тревожность. Такие индивиды эмоционально не стабильны, фрустрированы, конфликтны, раздражительны, взвинчены, нетерпеливы, без партнерской ориентации.
  4. Уровень невротического одиночества и застенчивости. Это несмелые, робкие, неуверенные в себе, глубоко одинокие, аутичные, с плохой адаптацией, невротизированные люди. Причем застенчивых индивидов разделили на две группы:

— неадаптированные (особо застенчивые и шизоидные личности);

— адаптированные (просто застенчивые).

Развитие коммуникативных свойств личности

Развитие коммуникативных свойств личности проходит ряд последовательных этапов, на которых происходит формирование отдельных звеньев, составляющих обязательное условие для того, чтобы мог сложиться конечный механизм, составляющий основу данного свойства. Развитие — сложный интегративный процесс с устойчивой структурой, закономерное изменение качественного состояния системы как единого целого . Развитие предстает как совокупность устойчивых качественных изменений состояния системы, ведущих к новому уровню ее целостности. Причем устойчивые свойства есть не что иное, как моменты развития системы. Устойчивость индивидуального развития является основой направленности изменений. Само развитие при этом представляет собой, по сути дела, переходы от одного устойчивого (качественного) состояния к другому.

4 стр., 1853 слов

Формирование коммуникативной компетентности медработника

... лечебно-диагностического процесса, вселить веру в выздоровление. Формирование коммуникативной компетентности медработника. Умение общаться с больными - коммуникативная компетентность медработника - искусство, которое начинает ... эмоциональных контактов с пациентом повышается лишь на отдельных, наиболее значимых этапах диагностики и терапии: при необходимости убедить больного пройти болезненную ...

Закономерность этапов развития свойств — это этап перехода от внешнего к внутреннему действию, период свертывания действия и т.д.

Критерием смены этапов служит смена ведущих деятельностей и деятельностно-опосредованных типов взаимоотношений с референтной, на данный момент группой (или лицом).

Детерминантой перехода на новый этап развития также являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду. Систематическая игровая, учебная, теоретическая, практическая, профессиональная и т.д. деятельность и типы взаимоотношений, которые складываются в процессе этих деятельностей, а также внешние условия приводят к образованию устойчивых свойств личности. В связи с этим на каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и изменение его отношений с окружающими людьми. В результате чего личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняется у него в течение всей последующей жизни.

Формирование коммуникативных свойств личности

Коммуникативные свойства личности формируются не на пустом месте — их появление подготовлено всем процессом предшествующего развития личности.

На наш взгляд можно выделить 7 основных этапов формирования коммуникативных свойств в личности.

I этап — формирование доверия, привязанности к людям.

II этап — возникновения речи.

  1. этап — формирование открытости, общительности.
  2. этап — формирование коммуникативных способностей.

V этап — формирование организаторских способностей.

VI этап — этап самоопределения

VII этап — закрепление коммуникативных свойств личности.

Формирование коммуникативных свойств личности на первом этапе

Экспрессивно-мимические средства общения возникают в онтогенезе первыми. Они выражают содержание отношений, не передаваемое больше никакими иными средствами с такой полнотой. Прежде всего эти средства ярче, точнее передают внимание и интерес одного человека к другому. Первым появляется внимательный взгляд в сочетании с мимикой.

Максимально адекватны экспрессивно-мимические средства общения для передачи доброжелательности.

Затем появляется улыбка. улыбка — это жест, адресованный ребенком взрослому.

На первом этапе формируется «комплекс оживления» в ответ на обращение взрослого. «Комплекс оживления» проявляется во вскидывании ручек и перебирании ножек. Сначала появляются отдельные элементы реагирования, затем их сочетания.

Далее появляется реакция на дистантные формы обращения взрослого. Причем наблюдается соответствие между инициативными действиями взрослого и характером ответов детей. Затем одно лишь повторное появление взрослого вызывает улыбку и двигательное оживление.

«Комплекс оживления» выполняет две функции: коммуникативную, для целей общения и экспрессивную — способ выражения радости.

8 стр., 3993 слов

Психологические требования к личности специалиста на современном этапе

... социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного ... тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность ...

Появление «комплекса оживления» говорит о начале формирования потребности в общении. На I этапе формируется первый уровень этой потребности — потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослого. После появления «комплекса оживления» — развитие идет дальше. Младенцы начинают смеяться, гулить, издавая низкий, нежный звук в ответ на обращенную к ним речь. У них возникает лепет (сочетание гласных и согласных звуков).

Лепетание возрастает вплоть до произнесения первых слов. К концу I этапа появляется явное намерение общаться с окружающими. Эта потребность начинает выражаться с помощью жестов, пристального взгляда, вокализации.

В конце первого этапа ребенок уже может произносить ряд простых слов. Причем уровень понимания ребенком слов мало зависит в этот период от уровня развития его продуктивной речи. Ребенок может понимать гораздо больше слов, чем произносить

Формирование коммуникативных свойств личности на I этапе захватывает примерно период от рождения до 1 года.

Формирование коммуникативных свойств личности на втором этапе

На II этапе происходит начало формирования самосознания. Ребенок начинает осознавать свои качества и возможности, свое состояние. Дети озабочены именно своими поступками. Часто говорят «Я». Малыши начинают узнавать себя в зеркале. Видят различие между собой и другими, употребляют местоимение «я», «мне», «ты». С появлением самосознания развивается способность понимать эмоциональное состояние другого человека (эмпатия).

Появляется стремление утешить расстроенного человека, обнять его, дать игрушку, т.е. дети способны вспомнить прежние свои эмоциональные ощущения и поступать соответственно своему личному опыту. Развитие всего этого зависит от индивидуального опыта ребенка.

На II этапе идет интенсивное развитие речи. Дети начинают соединять слова попарно. Речь ребенка возникает в результате предметной и иного рода деятельности, а также общения с другими людьми. Развивается способность встать на точку зрения другого человека. К концу II этапа начинаются появляться первые сложные предложения. Возникает ситуативное речевое подражание — ребенок адресует поступки самому себе так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая с собой, отчитывает себя или хвалит себя. Ребенок как бы использует социальные роли других, перенося свое «я» в персонажи своего воображения.

В конце II этапа появляется потребность в общении со сверстниками, а также первые попытки «показать себя» сверстнику. Идет развитие чувствительности к отношению сверстника. Появляется симпатия к другим детям. II этап охватывает возраст от 1 до 3 лет.

Формирование коммуникативных свойств личности на третьем этапе

На III этапе складываются и закрепляются такие свойства, как экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность.

5 стр., 2434 слов

Формирование речевой деятельности старших дошкольников

... способности ребенка будут развиваться успешнее. 1. Характеристика речевой деятельности старших дошкольников. В дошкольном возрасте речь ребёнка приобретает ... при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ... для правильного обучения грамоте. Обучение грамоте – важнейший этап развития осознания звуковой стороны языка[6, с.225]. А.В. ...

Возникает волевая регуляция поведения. У ребенка оформляется «внутренняя позиция» — довольно устойчивая система отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Это исходный пункт для формирования волевых свойств личности: настойчивости, самостоятельности, целеустремленности. Продолжается формирование характера. Складываются такие черты характера как открытость, вера в себя. Начинает определяться манера в общении. Представления о правилах поведения, которые дети приобретают в раннем возрасте, закрепляются и к ним добавляются новые. Так, симпатия, возникшая на II этапе, на III этапе переходит в устойчивое желание общаться со сверстниками. Эта социальная потребность является предпосылкой для формирования первичных эстетических потребностей -таких, как вежливость в обращении с товарищами, умение проявить доброжелательность, умение заметить затруднения товарища. Начинают оформляться такие важные качества как инициативность, воля, независимость. Ребенок усваивает элементарные нормы группового поведения. Начинает успешно формироваться внутренняя речь. Завершается процесс формирования речи. С развитием когнитивных навыков и расширением знаний об окружающей среде совершенствуется и искусство общения. Растет умение слушать, умение говорить по очереди, учитывать опыт, навыки и интересы собеседника, воздерживаться от доминирования в беседе, не перебивать, проявлять внимание и готовность продолжать общение невербальными средствами, например взглядом.

Происходит известная автоматизация представлений ребенка о ролевых обязанностях взрослых. III этап охватывает возраст от 3 до 6 лет.

Формирование коммуникативных свойств личности на IV этапе

На IV этапе происходит становление системы произвольной регуляции. Появляется настойчивость как свойство личности. Развивается самоконтроль как органическое свойство самосознания. Вследствие этого совершенствуется самооценка. Развивается понимание чужой точки зрения, принятие чужой роли в соответствии с представлениями об окружающих. Дети осознают, что другие имеют иные точки зрения. Происходит принятие двух ролей. Дети к концу IV этапа могут рассматривать отношения между двумя людьми с точки зрения третьего человека — постороннего. В этот период закрепляются поведенческие свойства характера.

IV этап является сензитивным для формирования коммуникативных способностей. Формируется способность управлять своим поведением в процессе общения. Развиваются способности устанавливать и поддерживать контакт, передавать и перехватывать инициативу в общении. Заканчивается формирование такого свойства как умение слушать. Занятия в школе, общение со сверстниками способствуют дальнейшему развитию у детей умений и навыков культурного поведения: дети учатся уважать окружающих их людей, строго относится к себе.

Формирование коммуникативных свойств личности на V этапе

На этом этапе ведущее место занимает личностное общение. Учебную деятельность сменяет трудовое обучение. Ведущую роль в формировании коммуникативных свойств личности оказывает общение со сверстниками.

В этот период появляется потребность в самопознании. Желание разобраться не только в себе, но и желание того, что о тебе думают другие.

17 стр., 8458 слов

Влияние личности учителя на формирование личностных качеств

... формируются социально-психологические свойства личности, поэтому для нас представляет особую важность исследование особенностей личности учителя как средства социально-психологического воздействия на процесс формирования ценных личностных ... общаться и контактировать с людьми. Отсюда следует, что профессиональная деятельность педагога - процесс непрерывного общения со школьниками, от эффективности ...

Формируется стремление к самосовершенствованию. Формируются волевые свойства характера. В связи со сменой деятельности к середине V этапа ребенок уже готов к самовоспитанию волевых качеств.

На V этапе стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими, дифференцированными, индивидуально различными.

Складываются эталоны межличностного восприятия и оценивания людей.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценки.

Формируются социальные установки отношения к себе, к людям, к обществу. Начинается процесс самоутверждения себя как личности.

В этот период создаются оптимальные условия для формирования организаторских способностей. Формируется умение налаживать деловые контакты, договариваться, распределять между собой обязанности.

К потребности в дружбе, самоутверждении, в общении со сверстниками и взрослыми добавляется потребность в информации о других людях, о собственной личности как субъекте общения, об особенностях человеческого общения. V этап охватывает возраст от 11 до 15-16 лет.

Формирование коммуникативных свойств личности на VI этапе

На VI этапе происходит частичная гармонизация состояний личности по сравнению с V этапом. Ведущее место занимает профессиональная ориентация. Повышается контактность и общительность. В меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях. Заметно улучшаются личностные качества.

На данном этапе характерна подверженность эмоциям, обидчивость, импульсивность, склонность к категорическим суждениям. Возникает определенная возрастная интровертированность — думы о себе, о других, о мире и т.д.

Происходит становление нравственного самосознания, формирование и развитие морали. Характерно нравственное самоопределение личности, «каким быть», «кем быть». Формируются личностные качества: привязанность, ответственность. VI этап захватывает возраст от 15-16 лет до 18.

Формирование коммуникативных свойств личности на VII этапе

На VII этапе происходят коренные изменения в социальном окружении личности. Расширяется круг общения, происходят изменения в личной жизни. Профессиональное обучение сменяет профессиональная деятельность. Личность уже определилась, «каким быть» и «кем быть». Завершается формирование сложных социальных установок. Можно уже говорить о сформи-рованности культуры общения: доверие, вежливость, тактичность, чуткость, отзывчивость, внимательность; либо совершенно противоположные качества.

К концу VII этапа происходит становление основных коммуникативных свойств личности. Коммуникативные возможности закрепляются и переходят в свойства.

В этот период можно уже говорить об относительной устойчивости коммуникативных свойств личности.

Итак, развитие коммуникативных свойств личности проходит ряд последовательных этапов, на которых происходит формирование отдельных звеньев, составляющих обязательное условие для того, чтобы мог сложиться конечный механизм, составляющий основу данного свойства. КСЛ являются продуктом онтогенетического развития. Они не могут быть непосредственно врожденными, а всегда формируются в процессе развития и воспитания человека. В связи с чем можно выделить ведущие факторы формирования коммуникативных свойств личности.

Факторы формирования коммуникативных свойств личности

Вы­делить три различных подхода: биологический, социальный и комплексный.

Представители биологического подхода считали, что ведущее место в формировании личности занимает генетическая предрасположенность инди­вида.

Доминирующее влияние на формирование личности оказывают усло­вия воспитания и обучения, считали сторонники социального подхода.

В настоящее время в отечественной психологии существует мнение, согласно которому биологическое составляет важнейшее условие, социальное — источник, а активное взаимодействие с внешним миром — движущую силу психического развития.

Подробное исследование коммуникативных свойств позволяет считать нам, что на их формирование влияют две группы факторов: психологические и социально-психологические. Первые обусловлены типом высшей нервной деятельности, потребностями, интересами, способностями и т.д. Коммуника­тивные свойства личности при этом связаны с индивидуально-типологическими характеристиками человека и их развитие мы объясняем внутренней структурой личности.

А.Р. Лурия считал, что взаимодействие среды и наследственности может быть различным на разных этапах развития. По мере развития удельный вес генотипа значи­тельно падает.

К психологическим факторам формирования коммуникативных свойств личности мы относим способности, характер, потребности и т.д. По нашему мнению, факторы, определяющие динамику и успешность личности в общении, представляют собой личностные свойства, способности, умения и т.п., составляющие в системе коммуникативную структуру личности. Системы этих свойств (способности, характер, воля, темперамент и т.д.) и будут являться психологическими факторами.

Одним из наиболее значимых факторов считается тип высшей нервной деятельности. Согласно представлениям И.П. Павлова в структуре ВНД вы­деляются два компонента: общая психическая активность и эмоциональ­ность. Отмечая особенности подвижных и инертных индивидов, он заметил, что первые в высшей степени подвижны и общительны, а вторые малореактивны и необщительны.

В научных исследованиях имеется большое количество данных, кото­рые указывают на совместное проявление свойств темперамента и черт лич­ности.

Так, в 20-е годы нашего века швейцарский психиатр К. Юнг выделил два типа личности: экстраверт и интроверт. В основу деления была положена установка индивида во вне или во внутрь. Экстраверт — индивид, мысли, чувства, интересы которого обращены на окружающих. Он хорошо вступает в контакт с другими людьми. Интроверт — индивид, психическая энергия ко­торого, согласно К. Юнгу, направлена внутрь самого себя. В связи с этим у него появляется склонность к рефлексии, замкнутости.

Исследования связей между свойствами темперамента и особенностями личности в общении представляются исключительно интересными. Во взаимодействии факторов, формирующих коммуникативные свойства личности, существенную роль играют свойства темперамента. В некоторых ситуациях свойства темперамента могут благоприятствовать либо затруднять формирование определенных свойств. Свойства темперамента, не будучи связаны с содержанием поведения непосредственно, не определяют направления развития личности. Они проливают свет на некоторые закономерности формирования личности, развивающейся, прежде всего под влиянием воспитания и среды.

При изучении психологами влияния родительских отношений на формирование личности ребенка, неоднократно указывалось на их значение для развития самооценки. В онтогенезе самооценка ребенка формируется под влиянием оценки других людей (в первую очередь родителей).

Адекватная оценка родителями ребенка способствует повышению активности личности, уверенности в себе.

Большое значение при формировании коммуникативных свойств личности играет и учебная деятельность. Учебная деятельность — это не только индивидуальная форма активности ребенка. Это и коллективная деятельность. Она предполагает общение не только между учителем и учащимися, но и между самими учениками. Учебная деятельность — это форма включения учащихся в систему общественных отношений, коллективистическую деятельность, в процессе которой усваивается многообразие социальных качеств личности. Развитие деятельности в педагогическом процессе, по мнению Г.И. Щукиной, знаменует собой и поступательное развитие личности, поскольку меняется характер деятельности. Изменение характера деятельности влияет и на изменение позиции школьника: от исполнительской — к активной — к позиции субъекта. Возникает саморегуляция. К саморегуляции ученика подводят важнейшие личностные образования: активность, самостоятельность и т.д. Включение школьников в учебную деятельность решает основную задачу: научить учиться. Умение учиться предполагает и овладение элементарными коммуникативными умениями.

Учебная деятельность неразрывно связана с трудовой деятельностью. Непосредственное участие детей в труде способствует воспитанию трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности, развивает волю. И игровая, и учебная, и трудовая деятельность подготавливает ребенка к жизни, к будущей профессиональной деятельности.

В свою очередь и профессиональная деятельность оказывает влияние на формирование коммуникативных свойств личности. Существует группа профессий, у которой успех в профессиональной деятельности в значительной мере зависит от успеха в общении: преподаватели, продавцы, работники сферы обслуживания, профессиональные руководители, врачи. Давно замечено, что люди тех профессий, где требуется частый контакт с другими, гораздо общительнее, у них лучше развиты коммуникативные навыки и умения. Так, В.И. Кабрин в своих исследованиях доказал, что коммуникативный потенциал личности зависит от рода деятельности. На комплексе различных статистических массивов данных лонгитюдного исследования он выявил два универсальных транскоммуникативных фактора личностного роста, со специфическими стратегиями детерминации в зависимости от пола и профессионально-культурной ориентации. Практическое значение исследований В.И. Кабрина в психологии коммуникативного развития человека заключается в выявлении особенностей типов личностного роста в зависимости от пола и профессионально-культурной ориентации.

А.Н. Капустина считает, что эффективность профессиональной деятельности связана как с предрасположенностью личности к данной профессиональной деятельности, выражающейся в исходной структуре личностных свойств, так и с развитием специфического для каждой профессии комплекса личностных качеств. На формирование профессиональных коммуникативных свойств, по ее данным, оказывают влияние требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к человеку.

Заключение

Устойчивость коммуникативных свойств личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость поведения в сфере общения. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях коммуникативные свойства не были бы устойчивыми, то людям было бы трудно взаимодействовать друг с другом: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

Но часто может не совпадать картина поведения, темперамента и действительный тип нервной системы в повседневной жизни человека. В поведении одного и того же человека в различных условиях обнаруживаются резко различные динамические особенности (ситуации общительности и замкнутости).

Можно ли здесь говорить об устойчивых особенностях поведения и будут ли в этом случае они считаться свойствами?

При изучении коммуникативных свойств личности наблюдается известная фрагментарность, нет единого понимания этой проблематики и недостаточно выражен системный подход.

Список литературы

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. В сб.: Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. — Краснодар, 1979.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-464с.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. — М.: Педагогика. 1990. — 140с.
  4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967. — 195 с.
  5. Кабрин В.И. Методологические проблемы совершенствования вузовского образования. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986. — 155с.
  6. Кирсанов А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. -Казань: КГПИ. 1986. — 113 с.
  7. Ковалев А.Г. Психология личности. — М.: Просвещение,, 1970. — 262 с
  8. Леонтьев А.А. Психология общения. — Тарту, 1973. — 208с.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  10. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника. — В кн.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М. — Л., 1948.
  11. Мелюхин СТ. Философские проблемы естествознания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 343 с.
  12. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избран, труды. — М.: Педагогика, 1984.-271 с.
  13. Селиванов В.И. Воспитание воли и характера детей в семье. -Рязань: Кн. Изд-во, 1960. — 72 с.
  14. Степанов В.Г. Психология подростка. — М.: Моск. пед. ун-т., 1993. -138 с.
  15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  16. Юнг К.Г. Психологические типы. (Сб. работ 1913-1936 гг.).

    // Пер. с нем. Лорие С. — Минск: Попурри, 1998. — 716 с.

  17. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. — Казань: Татар, кн. Изд-во, 1991.-192с.