Практикум
Выберите один правильный вариант ответа.
1. Мотивацией называется:
а) стимулирование труда;
б) совокупность ведущих мотивов;
в) актуальность той или иной потребности для человека;
г) процесс побуждения к деятельности для достижения цели;
д) правила, способствующие повышению эффективности труда.
2. Трудовой мотив – это:
а) внешнее или внутреннее вознаграждение;
б) осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию;
в) непосредственное побуждение работника к деятельности, связанное с удовлетворением его потребностей;
г) благо, предоставляемое работнику субъектом управления при условии эффективной трудовой деятельности;
д) стремление работника получить определенные блага посредством трудовой деятельности.
3. Мотивы труда делятся:
а) на поощряемые и подавляемые;
б) активные и пассивные;
в) социальные и биологические;
г) духовные и материальные;
д) врожденные и приобретенные.
4. К мотивационным типам работников относятся:
а) «хулиган»;
б) «равнодушный»;
в) «патриот»;
г) «конформист»;
д) «наставник».
5. Побуждением называется:
а) осознание отсутствия чего-либо;
б) внешнее или внутреннее вознаграждение;
в) ощущение недостатка в чем-либо, сконцентрированное на достижении цели;
г) степень актуальности той или иной потребности для человека;
д) группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника.
6. Вознаграждение – это:
а) цель, к достижению которой стремится человек;
б) награда в виде повышения в должности;
в) мотив, заставляющий человека действовать;
г) все, что работник считает для себя ценным;
д) средство удовлетворения потребности.
Тренинг
9 Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда
... а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов. 4.Профориентация (как один из уровней профориентации - профессиональное самоопределение, ... чел-м и он может ее совершен-вать. Принцип развития психики в деятельности – раскрывает поступательную закон-сть форм-ния и соверш-вании психики, процессов ...
Выберите все варианты ответов, которые вы считаете правильными.
1. Трудовая мотивация – это:
1) стимулирование труда работника;
2) совокупность человеческих потребностей;
3) процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе;
4) совокупность внешних и внутренних вознаграждений за выполненную работу;
5) группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника.
2. Потребность – это:
1) ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность;
2) стимул к труду;
3) все, что человек считает ценным для себя;
4) внутреннее побуждение к деятельности;
5) состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования.
3. Стимулирование труда – это:
1) комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников;
2) процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации;
3) стратегическая политика фирмы, направленная на повышение эффективности труда работников;
4) совокупность мотивов труда;
5) процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов.
4. Концепция «человеческих ресурсов» включает в себя:
1) систему «пожизненного найма» работников;
2) коллективный контроль за работой;
3) продвижение по службе по старшинству и стажу работы;
4) систему моральных поощрений за коллективные результаты;
5) индивидуальный характер принятия решений и индивидуальную ответственность работника, поощряемые в зависимости от его личных результатов.
5. Японская концепция мотивации подразумевает:
1) строго формализованную структуру управления;
2) быструю оценку результатов труда и ускоренное продвижение по службе;
3) долгосрочный найм персонала в сочетании с системой старшинства при продвижении по службе;
4) обучение узкоспециализированных руководителей;
5) формальные отношения с подчиненными.
Задания к разделу 2
Тренинг
Выберите те варианты ответов, которые вы считаете правильными.
1. Материальные потребности, согласно теории Маслоу, включают в себя:
а) потребность постоянного получения заработной платы (стабильность выплат);
б) неденежиое материальное поощрение;
в) многолетнюю привычку работы в трудовом коллективе;
г) максимальную вовлеченность в процесс труда;
Возможности человеческой памяти
... повторении, наличии мотивации и задействовании нескольких органов чувств. Таким образом, возможности человеческого мозга колоссальны, при постоянной работе над собой каждый способен улучшить ... установки, а также происходит периодическое повторение ·Непроизвольное, в данном случае нет цели запомнить, но присутствует интерес ·Механическое, когда происходит повторение для заучивания информации ...
д) гарантии социального характера.
2. К потребностям в безопасности и защищенности в теории Маслоу относятся:
а) премиальные выплаты и бонусы;
б) гарантии пенсионного обеспечения по старости или увечью;
в) самостоятельное планирование карьеры;
г) ощущение своей компетентности в профессии;
д) ощущение уверенности в своей занятости на фирме в грядущей перспективе.
3. По теории Маслоу, социальными потребностями являются:
а) вознаграждение за выслугу лет;
б) возможность свободного (дружеского) общения с коллегами по работе;
в) получение признания от окружающих за свою трудовую деятельность;
г) ощущение своей необходимости людям;
д) возможность повышения квалификации за счет средств фирмы.
4. К потребностям самоуважения (признания) теория Маслоу относит:
а) возможность считать себя полезным работником коллектива, выполняющим необходимую работу;
б) реализацию через труд всех своих способностей и достоинств;
в) самостоятельность в принятии решений;
г) причастность к кому или чему-либо;
д) желание воздействовать на других людей для достижения личных целей или целей своей организации.
5. Самоактуализация (самовыражение), согласно Маслоу, проявляется через:
а) смену своего должностного статуса;
б) многолетнюю привычку работы в трудовом коллективе;
в) ощущение своей компетентности в выполняемой работе;
г) ощущение того, что работа, выполняемая вами, является наиважнейшим делом вашей жизни;
д) возможность выразить себя через трудовую деятельность.
Контрольные тесты на усвоение пройденного материала
1. Создателем «школы научного управления» является:
а) Г. Форд;
б) А. Маслоу;
в) Г. Мюнстерберг;
г) Ф.Тейлор;
д) Ф. Герцберг.
2. Школа человеческих отношений подразумевает:
а) политику кнута и пряника;
б) научную организацию труда;
в) иерархическое построение человеческих потребностей;
г) удовлетворенность или неудовлетворенность трудом;
д) создание неформального климата между людьми в процессе коллективного труда.
3. К содержательным теориям мотивации относятся:
а) модель Портера – Лоулера;
б) иерархия потребностей А. Маслоу;
в) теория ожиданий и предпочтений В. Врума;
г) теория равенства С. Адамса;
д) система НОТ Ф. Тейлора.
4. Двухфакторная теория Ф. Герцберга направлена:
а) на профессиональный отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев;
Теория потребностей Маслоу
... на том, что является объектом потребности: – физиологические – материальные – социальные – духовные – этические – эстетические - развлекательные Теория потребностей Маслоу Всоответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура ... других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности; 4) престижные потребности - в уважении со стороны «значимых» лиц, служебном росте, ...
б) создание психологической атмосферы в коллективах, способствующей повышению производительности труда;
в) выявление стиля руководства людьми в процессе трудовой деятельности;
г) удовлетворение определенных групп потребностей работников;
д) определение удовлетворенности или неудовлетворенности персонала своим трудом.
5. К. Алдерфер выделил:
а) потребности власти, успеха, причастности;
б) гигиенические факторы и мотиваторы;
в) пять групп потребностей, движение от потребности к потребности происходит снизу вверх;
г) авторитарный и демократический стили управления людьми в организации;
д) потребности существования, взаимосвязи и роста, движение от потребности к потребности происходит как снизу вверх, так и сверху вниз.
6. Среди ученых, внесших вклад в развитие школы научного управления, был:
а) Ф. Герцберг;
б) В. Ядов;
в) Д. МакКлелланд;
г) Д. Эмерсон;
д) А. Леонтьев.
Задания к разделу 3
Тест
Выберите один правильный вариант ответа.
1. К мотивационным состояниям личности относятся:
а) интересы, желания;
б) потребности, побуждения;
в) темперамент, характер;
г) способности, старание;
д) мотивы, стимулы.
2. Социализация личности характеризуется:
а) адаптацией к условиям своего социального бытия;
б) девиантностью поведения;
в) психическими аномалиями;
г) неспособностью к коррекции поведения (ригидностью);
д) отсутствием толерантности.
3. К слабому типу темперамента относятся:
а) гипертим;
б) холерик;
в) флегматик;
г) меланхолик;
д) иксотимик.
4. Следующему описанию акцентуации характера соответствует (веселый, жизнерадостный, общительный человек, малосклонный к переживаниям, любящий сплетни и слухи, уверенный в своем успехе):
а) меланхолик;
б) возбудимый;
в) педант;
г) гипертим;
д) интроверт.
5. Нижеперечисленным качествам соответствует следующий тип характера (любовь к порядку, тщательность во всем, подчинение букве закона, высокий энергетизм, агрессивность):
а) шизоид;
б) истероид;
в) экстраверт;
г) эпилептоид;
д) холерик.
6. Для создания коллектива, встречающего комиссию или делегацию, лучше всего использовать двух работников, относящихся к следующим психологическим типам:
а) гипертима и эпилептоида;
б) двух шизоидов;
Эстетические потребности человека
... Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы ... выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что ...
в) истероида и гипотима;
г) психастеноида и паранояльного;
д) интроверта и педанта.
Тренинг
Выберите два варианта ответов, которые вы считаете правильными.
1. Для человека, обладающего холерическим темпераментом, характерны:
а) повышенная возбудимость;
б) эмоциональная устойчивость;
в) повышенная резкость в движениях;
г) замедленные вербальные и невербальные реакции;
д) повышенная склонность к глубоким переживаниям;
е) быстрая утомляемость и падение работоспособности.
2. Человеку, являющемуся по типу темперамента сангвиником, присущи:
а) легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни;
б) резкая смена настроений;
в) сильно уравновешенная, но инертная нервная система;
г) повышенная раздражительность даже к слабым внешним воздействиям;
д) способность к быстрому переключению внимания и деятельности;
е) значительное единовременное напряжение сил.
3. Человек, являющийся по типу темперамента флегматиком, способен:
а) преодолевать значительные трудности, отдаваясь выполняемому делу с большой страстью;
б) к быстрому переключению внимания и деятельности.
в) действовать сначала завершив одно дело, а потом взявшись за другое;
г) к высокохудожественному и интеллектуальному творчеству;
д) хорошо сопротивляться сильным внешним раздражителям;
е) менять свои привычки, место работы, круг знакомств;
4. Поведение человека, являющегося по типу темперамента меланхоликом, отличается:
а) вспыльчивостью и агрессивностью;
б) повышенной контактностью с окружающими людьми;
в) устойчивым настроением;
г) повышенной ранимостью;
д) долгими колебаниями перед принятием решения;
е) ухудшением результатов деятельности в стрессовых ситуациях.
Задания к разделу 4
Тренинг
Определите, правильно ли вы понимаете изученные понятия по предлагаемым вариантам ответов, и выберите те варианты, которые вы считаете правильными.
1. Чтобы определить, каковы мотивационные ожидания работников, следует:
а) выявить соотношение между затратами и результатами труда;
б) определить вероятность определенного вознаграждения в ответ на достигнутые результаты труда;
в) выяснить, справедливо ли вознаграждение результатов труда по мнению работника;
г) выявить предпочтение работника между внутренним и внешним вознаграждением;
д) выяснить, какова комплексная оценка работником получаемого вознаграждения.
2. Для восстановления мотивации у работников, чувствующих себя несправедливо вознагражденными по результатам своего труда, по сравнению с другими работникам трудового коллектива, руководитель должен:
Стимулирование труда работников фирмы
... найме на работу; - результаты аттестаций работников; - программы внутрифирменной ориентации (информация о вакансиях); - показатели производительности труда; - информация об участии в прибыли, о вознаграждениях, дополнительных выплатах; - информация ...
а) постоянно повышать вознаграждение работника, пока он не почувствует себя удовлетворенным;
б) определить совместно с работником ценность поощрения по результатам труда;
в) заставить его эффективно работать под угрозой увольнения;
г) доверительно поговорить с работником, объяснив, почему тот или иной работник получает большее вознаграждение и что необходимо сделать данному работнику для удовлетворения своих потребностей;
д) предоставить работнику возможность удовлетворения других потребностей в процессе труда.
3. Для определения комплексного воздействия процессуальных факторов мотивации на результаты труда работников, необходимо:
а) проанализировать воздействие на эффективность работы внутреннего вознаграждения от процесса труда;
б) определить возможные связи между внутренними и внешними вознаграждениями;
в) определить иерархию потребностей для данного работника;
г) удовлетворить потребности работника, для достижения результативного труда;
д) исходить из предпосылки, что человек ленив, и по своей воле работать не станет.
4. Для авторитарного стиля руководства характерно:
а) постоянное награждение работника по результатам его труда;
б) предоставление работнику возможности участвовать в процессе управления и давать советы руководителю в пределах своей компетенции;
в) уравнительное («справедливое») отношение ко всем работникам организации при выплате вознаграждения за результаты труда;
г) принуждение к труду под угрозой наказания;
д) предоставление работнику возможности творческого отношения к делу.
5. Для демократического стиля управления характерны следующие положения:
1) труд для человека процесс естественный;
2) у человека отсутствует честолюбие, и он предпочитает, чтобы им руководили;
3) человек стремится к ответственности и самоконтролю;
4) работника нужно постоянно вознаграждать по результатам труда;
5) если работника запугивать, то он станет работать лучше.
Контрольные вопросы на усвоение пройденного материала
Выберите правильный вариант ответа.
1. Автором теории справедливости является:
а) Д. МакГрегор;
6) В. Врум;
в) Л. Портер;
г) С. Адаме;
д) Э. Лоулер.
2. Теория ожиданий предполагает:
а) наличие авторитарного стиля руководства;
б) справедливость по отношению к другим работникам при распределении вознаграждения;
в) возможность творческого отношения к труду со стороны работника;
г) наличие валентности у работников;
д) взаимосвязь между внутренними и внешними вознаграждениями.
Особенности системы мотивации труда работников социально-культурного ...
... работы – изучить особенности системы мотивации труда работников социально-культурного сервиса и туризма. Глава 1. Теоретические аспекты управления мотивацией персонала 1.1 Понятие и содержание ... личность. Объект исследования – система мотивации труда работников социально-культурного сервиса и туризма. Предмет исследования – факторы мотивации труда на предприятии социально-культурного сервиса и ...
3. Теория справедливости предполагает, что:
а) человек ленив по своей природе;
б) если затраченные усилия будет вознаграждены достойно, то мотивация повысится;
в) результативный труд ведет к удовлетворению;
г) восприятие вознаграждения разными людьми неоднозначно;
д) восприятие справедливости у работников носит ярко выраженный субъективный характер.
4. Модель Портера–Лоулера показывает, что:
а) работник удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты;
б) эффективный труд достигается только за счет принуждения;
в) труд для человека процесс естественный;
г) удовлетворение работника способствует эффективному труду;
д) работник стремится к ответственности и самоконтролю.
5. Основным положением теории «X» является:
а) необходимость творческого отношения к труду;
б) достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий;
в) важное место в процессе коллективного труда играет осознание работником своей роли;
г) человек по своей природе ленив, не любит работать и всячески избегает этого;
д) удовлетворение – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости.
Задания к разделу 5
Практикум
Выберите все варианты ответов, которые вы считаете правильными.
1. Для характеристики потребительской корзины справедливо:
а) она является одним из показателей уровня жизни;
б) для нормального потребления продуктовая потребительская корзина в экономически развитых странах должна составлять не менее 50% совокупных расходов;
в) она используется для расчета индекса потребительских цен.
2. Трансфертные платежи – это:
а) одна из форм заработной платы;
б) выплаты населению, не обусловленные предоставлением с его стороны товаров и услуг;
в) доходы от собственности.
3. Можно ли считать бедным человека, если его зарплата ниже прожиточного минимума:
а) да, это так;
б) нет, это не так.
4. Что учитывается при определении индекса развития человеческого потенциала:
а) средняя продолжительность жизни;
б) размеры теневой экономики;
в) валовой продукт на душу населения;
г) уровень образования населения;
д) состояние окружающей среды;
е) уровень смертности населения.
5. Государственная система социальной защиты населения – это характерная черта:
а) чистого капитализма;
б) смешанной (социальной) рыночной экономики;
Социально-психологические аспекты организации труда
... и установленными нормами, наконец, с оплатой труда. Таким образом, организацию труда следует рассматривать как систему использования труда работников, обеспечивающую его функционирование с целью ... доходов - это социально-трудовые отношения, складывающиеся между работниками по поводу распределительных отношений, в том числе оплаты труда. · Степень регламентированности трудовых отношений - это ...
в) социалистической экономики;
г) традиционной экономики.
6. Помощь, предоставляемая социально уязвимым слоям населения (в денежной и натуральной форме), требующая (как правило) проверки на нуждаемость и финансируемая за счет общих налоговых поступлений, – это:
а) социальное обеспечение;
б) социальные гарантии;
в) социальное страхование;
г) социальные льготы;
д) социальная поддержка;
е) социальная работа.
7. Защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба – это:
а) социальное обеспечение;
б) социальные гарантии;
в) социальное страхование;
г) социальные льготы;
д) социальная поддержка;
е) социальная работа.
8. Может ли массированная социальная поддержка населения иметь негативные последствия:
а) да, это так;
б) нет, не может.
9. Что считается показателем уровня бедности населения:
а) более низкие доходы по сравнению с окружающими;
б) отсутствие в домохозяйстве автомобиля, телевизора, видеокамеры;
г) доходы ниже прожиточного минимума;
д) доля расходов на продукты питания свыше 50% общих расходов.
10. В России минимальная продуктовая корзина (для расчета физиологического прожиточного минимума) включает:
а) 19 продуктов питания;
б) минимум товаров и услуг, которые общество признает необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни;
в) 30 продовольственных товаров;
г) наиболее часто потребляемые товары и услуги в среднестатистической семье.
11. Индекс потребительских цен – это:
а) отношение стоимости потребительской корзины в текущих ценах к стоимости потребительской корзины в базовых ценах;
б) отношение номинального ВВП к реальному ВВП;
в) отношение стоимости корзины из основных продовольственных товаров в текущих ценах к стоимости этой же корзины в базовых ценах.
12. Совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы, – это:
а) единая тарифная сетка;
б) тарифно-квалификационный стравочник;
в) тарифная система.
13. Бонус – это:
а) ежемесячная заработная плата;
б) трансферт;
в) форма социальной поддержки;
г) разовое вознаграждение, премия или добавочное вознаграждение;
Социальная работа как профессиональный вид деятельности
... в России признан 1990 г. Однако непрофессиональная социальная работа складывается много раньше, прошла три этапа. Социальные работники — это главный субъект социальной работы, поскольку они должны обладать определенными профессиональными ...
д) форма штрафа.
14. К нематериальным методам поощрения относятся:
а) предоставление дополнительных дней отпуска;
б) поощрения, выплачиваемое победителям соревнований, проводящихся между подразделениями предприятия;
в) единовременные выплаты на рождение ребенка, юбилей и пр.
г) возможность приобретения льготных путевок;
д) награждение почетными званиями и знаками.
15. К трансфертам относятся:
а) пенсия;
б) заработная плата;
в) доходы от предпринимательской деятельности;
г) пособие;
д) наследство;
е) проценты; ж)стипендия.
16. Стимулирование классифицируется как:
а) материальное и нематериальное;
б) социальное и биологическое;
в) духовное и материальное;
г) моральное и денежное;
д) сознательное и подсознательное.
17. К основным формам оплаты труда относятся:
а) сдельная или повременная;
б) тринадцатая зарплата;
в) бонусы;
г) надбавка за выслугу лет;
д) дивиденды.
18. Одним из основных принципов стимулирования является:
а) сочетание моральных и материальных стимулов;
б) превышение материальной составляющей над нематериальной;
в) обязательное наличие бонусов в оплате труда работника;
г) участие работников в управлении и разработке форм оплаты труда;
д) государственное регулирование оплаты труда.
19. Целями социальной политики на предприятии являются: а) формирование «среднего» класса в обществе;
б) рост производительности труда и желание работников трудиться;
в) выбор наиболее эффективной системы оплаты труда;
г) социальная защищенность работников;
д) сочетание тарифных и бестарифных систем оплаты труда.
20. Государственное регулирование оплаты труда преследует цепь:
а) устранения социального неравноправия в обществе;
б) установления государственных гарантий по оплате труда;
в) расчета заработной платы на основе тарифной сетки;
г) социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
д) стимулирование эффективного труда работников на предприятиях государственного сектора экономики.
Тренинг
Определите, правильно ли вы понимаете изученные понятия по предлагаемым вариантам ответов, часть из которых заведомо неверные.
1. Под стимулированием понимается:
а) мотивирование работника к достижению поставленных целей;
б) комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников;
в) воздействие на персонал, направленное преимущественно на активизацию функционирования работников работников;
г) наказание работника за ошибки, допущенные в работе;
д) компенсация трудового вклада работника в деятельность фирмы.
2. Партисипативное управление означает:
а) программы вознаграждения за труд, стремящиеся усилить внутреннюю мотивацию работников;
б) участие всего трудового коллектива в управлении предприятием;
в) участие работников в прибылях и собственности фирмы;
г) принятие решения о повышении стимулирующих выплат во всех подразделениях трудового коллектива;
д) коллективная разработка систем оплаты труда.
3. Государственное регулирование оплаты труда предполагает:
а) централизованное вмешательство государственных органов в установление форм и величины заработной платы во всех сферах экономики;
б) законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;
в) разработку «компенсационных пакетов» на предприятиях, увеличивающих размер заработка работника;
г) установление государственных гарантий по оплате труда;
д) обязательное проведение социальной политики на предприятиях.
4. Социальная политика на предприятиях представляет собой:
а) обеспечение комфортного социально-психологического климата в коллективе;
б) участие представителей профсоюзов в принятии решений, касающихся повышения заработной платы работников;
в) проведение мероприятий, связанных с предоставлением работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера;
г) участие работников в управлении предприятием;
д) инструмент мотивации и стимулирования работников.
5. Заработная плата оказывает стимулирующее воздействие на работника в следующих случаях:
а) существует тесная связь с произведенной работой по времени;
б) когда она выше прожиточного минимума;
в) реально, а не символически увеличивает доход работника;
г) состоит из постоянной и переменной составляющих;
д) ее величина согласована с отраслевыми профсоюзами.
Задания к разделам 6–7
Контрольные тесты на усвоение пройденного материала
Выберите варианты ответов, которые считаете правильными.
1. К административным методам управления относятся:
а) премирование персонала;
б) участие работников в управлении организацией;
в) формирование трудовых коллективов с учетом особенностей характера;
г) дисциплинарные мероприятия;
д) пропаганда и агитация.
2. В состав экономических методов входят:
а) нормирование труда;
б) применение правовых и нормативных актов;
в) участие работников в прибылях и капитале;
г) социальное развитие коллектива;
д) аттестация работников.
3. Мотивационными ресурсами в управлении являются:
а) стимулирование персонала;
б) организация труда;
в) структура управления организацией;
г) ориентирующие условия;
д) социальное партнерство.
4. К элементам внешней среды косвенного воздействия относятся:
а) конкуренты и потребители;
б) профсоюзы;
в) законы и учреждения государственного регулирования;
г) трудовые ресурсы;
д) состояние экономики страны.
5. Оценить эффективность мотивационного управления можно следующим образом:
а) произведя опрос персонала на предмет выявления неудовлетворенности трудом;
б) подсчитав затраты на содержание службы управления персоналом;
в) сравнив достигнутые финансовые результаты организации с запланированными;
г) определив общий эффект от мотивационного управления персоналом путем суммирования отдельных показателей;
д) путем суммирования качественных показателей (снижение текучести, число работников, освоивших новые профессии, снижение числа самовольных невыходов на работу и др.).
Тренинг
Определите, правильно ли вы поняли, какие элементы внутренней и внешней среды (прямой или косвенной) влияют на мотивацию работников, ответив на поставленные вопросы, некоторые из которых заведомо неверные.
1. Факторы внешней среды прямого воздействия оказывают влияние:
а) на потребность работников в самоуважении;
б) потребность работников в социальных привязанностях;
в) потребность работников в безопасности и защищенности;
г) потребность в самовыражении;
д) материальные потребности.
2. Факторы внешней среды косвенного воздействия влияют на мотивацию работников следующим образом:
а) руководители активно стимулируют своих работников в условиях спада производства;
б) у работников происходит обострение потребности в безопасности благодаря внедрению достижений научно-технического прогресса;
в) руководители способствуют улучшению условий труда работников;
г) политические изменения оказывают мотивационное воздействие на наемных работников;
д) социокультурные изменения в жизни страны обостряют у руководителей потребность в безопасности.
3. Воздействие факторов внутренней среды оказывает сильное влияние на следующие потребности работников:
а) материальные;
б) в безопасности и защищенности;
в) самоуважение и самовыражение;
г) потребность в причастности и социальном общении;
д) потребности во власти и успехе.
4. Внешняя среда характеризуется:
а) возможностью изменения со стороны организации;
б) уровнем силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;
в) числом факторов, на которые организация должна реагировать;
г) неподвижностью;
д) определенностью.
5. К элементам внутренней среды относятся:
а) организация управления предприятием;
б) трудовые ресурсы на рынке труда;
в) объем и темпы производства;
г) владельцы акций предприятия;
д) поставщики и подрядчики организации.