1. Учебная цель 2

Тема № 51

ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ

ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

  1. Закрепить теоретические знания о психическом здоровье и его главных критериях, основных особенностях личности человека.
  2. Усвоить методики определения свойств темперамента и характера, мотивационной направленности и особенностей нервно-психического состояния личности человека.
  3. Выучить психогигиенические принципы оптимизации повседневной деятельности человека.

2. Исходные знания и навыки

2.1. Знать:

2.1.1. Основные задачи психогигиены и основные критерии оценки психического здоровья человека.

2.1.2. Особенности влияния наследственных факторов и факторов среды на психическое здоровье детей и подростков.

2.1.3. Основные свойства личности человека (темперамент и характер, мотивационная направленность и особенности нервно-психического состояния) и их психогигиеническое значение.

2.2. Уметь:

2.2.1. Делать определение основным особенностей личности человека.

2.2.2. Использовать в ходе организации учебного (рабочего) процесса и в свободное время психогигиенические принципы оптимизации повседневной деятельности человека.

3. Вопросы для самоподготовки

3.1. Психогигиена как наука. Основные задачи, методы и средства психогигиені.

3.2. Понятие о психическое здоровье человека и основных критериях его оценки. Пограничные нервно-психические нарушения и расстройства психического здоровья как гигиеничная проблема.

3.3. Кризисные периоды психического развития. Особенности влияния наследственных факторов и факторов среды на психическое здоровье детей и подростков.

3.4. Основные особенности личности человека (свойства темперамента и характера, мотивационная направленность и особенности нервно-психического состояния) и методики их изучения.

6 стр., 2746 слов

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером.

Введение. В последнее время обеспеченность компьютерами современных школьников достигла почти максимальных величин. Представить себе современную жизнь без компьютера сейчас очень сложно. По сей день идут многочисленный дискуссии, каково влияние компьютера? Вредно ли это? И если да, то насколько? Опаснее ли компьютер телевизора, или в нем вреда не больше, чем в обыкновенных электронных часах? К ...

3.5. Психогигиенические основы оптимизации повседневной деятельности человека. Психогигиена и психопрофилактика нарушений состояния здоровья разных контингентов населения.

  1. Задания для самоподготовки

4.1. Дайте гигиеническую оценку свойствам темперамента студента медицинского университета, если во время тестирования были получены такие результаты: экстраверсия — 8 баллов, ригидность нервных процессов — 13 баллов; эмоциональная возбудимость — 19 баллов, темп реакций — 10 баллов, активность — 12 баллов, искренность — 10 баллов.

4.2. Дайте гигиеническу оценку ведущим характеристиками мотивационной направленности, если во время тестирования были получены такие результаты: внутренняя мотивация — 12 баллов, мотивация избегания — 18 баллов, соревновательная мотивация — 12 баллов, мотивация смены деятельности — 20 баллов, мотивация самоуважения — 12 баллов.

4.3. Обоснуйте гигиенический вывод относительно основных свойств темпера­мента и уровня стремлений, если во время тестирования были получены такие результаты: экстраверсия — 20 баллов, ригидность нервных процессов — 5 баллов; эмоциональная возбудимость — 10 баллов, темп реакций — 19 баллов, активность — 25 баллов, искренность — 14 баллов, внутренняя мотивация — 10 баллов, познавательная мотивация — 14 баллов, мотивация избегания — 9 баллов соревновательная мотивация — 20 баллов, мотивация смены деятельности — 14 баллов, мотивация самоуважения — 17 баллов.

Структура занятия

    На практическом занятии, которое проводится в течение 2 часов в учебной лаборатории кафедры, студенты знакомятся с основными критериями оценки психического здоровья человека, особенностями влияния наследственных факторов и факторов среды на психическое здоровье детей и подростков, методиками определения характеристик ведущих особенностей личности.

    11 стр., 5472 слов

    Специальность: «Общая медицина», 5В130100

    Министерство здравоохранения и социального развития Республики казахстан РГП на ПХВ «Западно- КазахстанскИЙ государственнЫЙ МедицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Марата Оспанова» с НС Кафедра педиатрического профиля интернатуры и послевузовского обучения Силлабус Дисциплины:Диагностические алгоритмы поражения мочевой системы Ультразвуковая диагностика в педиатрии   Код дисциплин Специальность: «Общая ...

    Самостоятельная работа состоит в проведении гигиеничной оценки особенностей личности студентов с использованием методик определения свойств темперамента и мотивационной направленности

    Результаты работы записывают в протокольную тетрадь.

    1. Литература

    6.1. Основная:

    6.1.1. Общая гигиена: пропедевтика гигиены/Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др./Под. ред. Е.И. Гончарука. — К.: Высшая школа, 1995 — С. 485-490 (на укр. языке).

    6.1.2. Общая гигиена: Пропедевтика гигиены/Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др. — К.: Высшая школа, 2000. — С. 568-573.

    6.1.3. Общая гигиена/Румянцев Г.И., Воронцов М.П., Гончарук Е.Г. и др. — М.: Медицина, 1990. — С. 255-256, 259-263.

    6.1.4. Румянцев Г.И., Вишневская Э.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. — М.: Медицина, 1985. — С. 228-230.

    6.1.5. Берзинь В.И. Гигиена и психофизиология детей дошкольного возраста. — Тернополь, 1994. — С. 227-236.

    6.2. Дополнительная:

    6.2.1. Гигиена детей и подростков/Под ред. В.Н.Кардашенко. — М.: Медицина, 1988. — С. 60-79, 469-487.

    6.2.2. Общая гигиена. Учебное пособие к практическим занятиям для студентов VI курса медицинского факультета/И.В. Сергета, Б.Р. Бойчук, С.О. Латанюк и др. — Тернополь: Укрмедкнига, 1999. — С. 42-50.

    6.2.3. Бардов В.Г., Сергета И.В. Общая гигиена и экология человека: Учебное пособие для студентов стоматологических факультетов / Винница: НОВАЯ КНИГА, 2002. — С. 185-203.

    6.2.4. Сергета И.В., Бардов В.Г. Организация свободного времени и здоровье школьников. — Винница: РВВ ВАТТ “Віноблдрукарня“, 1997. — 292 с.

    6.2.5. Сергета И.В, Олейник М.П., Бардов В.Г. Гигиена и охрана труда пользователя ЭВМ. — Винница: РВВ ВАТТ “Віноблдрукарня”, 1998. — 112 с.

    6.2.6. Гехт К. Психогигиена. — М.: Прогресс, 1979. — 250 с.

    3 стр., 1272 слов

    Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека

    Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека Власовец Н.С., Свидрицкая Я.О., 1 курс, специальность логистика Научный руководитель: доцент, кандидат психологических наук Плескачева Н.М. Каждый день мы сталкиваемся с разными людьми. И в каждом человеке присутствует своя смесь эмоций и чувств. Как узнать, какие человек испытывает эмоции в данную минуту или в данной ситуации, что им движет в ...

    6.2.7. Психогигиена детей и подростков/Под ред. Г.Н. Сердюковской, Г. Гельница. — М.: Медицина, 1985. — 224 с.

    6.2.8. Здоровье, развитие, личность/Под ред. Г.Н. Сердюковской, Д.Н. Крылова, У.Кляйнпетера. — М.: Медицина, 1990. — 336 с.

    6.2.9. Болтивець С.И. Педагогическая психогигиена (теория и методика).

    — К., 2000. — 300 с (на укр. языке).

    7. Оснащение занятия

    1. Анкета (опросник) для оценки темперамента личности с кодом для его расшифровки.
    2. Опросник для оценки мотивационной направленности личности с кодом для ее расшифровки.
    3. Таблица: Основные методы и средства психогигиены и психопрофилактики.
    4. Ситуационные задачи для самостоятельной работы студентов на занятии.

    Приложение 1 учебная инструкция по методике определения свойств темперамента, мотивационной направленности и уровня стремлений

    Психогигиенакак область современной гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья человека, его динамику в связи с влиянием на организм человека естественных, производственных и социально-бытовых факторов и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные мероприятия по активному влиянию на организм человека и среду его пребывания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления психического и соматичного здоровья.

    К числу основных задач психогигиены относят:

    • анализ нервно-психического здоровья населения;
    • разработку возрастных стандартов развития психофизиологических функций и особенностей личности;
    • изучение характера влияния факторов среды на организм и их нормирование с учетом динамических сдвигов нейрофизиологических и психофизиологических показателей организма.

    Психическое здоровье человекахарактеризуется отсутствием выраженных нервно-психических расстройств, определенным резервом сил, разрешающих преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, а также стойким равновесием между организмом и окружающим миром. Таким образом, определяющими чертами психического здоровья являются не только отсутствие психических заболеваний, но и нервно-психическое развитие, которое соответствует возрасту, и благоприятное функциональное состояние организма и, прежде всего, центральной нервной системы.

    19 стр., 9229 слов

    Влияние цвета на психику и деятельность человека

    ... использования цвета в различных областях деятельности людей. Произвести диагностирование психического состояния личности с помощью цветового тестирования. ... психику и деятельность человека. Цель: Объяснить феномен цветовосприятия, особенности взаимодействия человеческого организма с цветом, ... или иному темпераменту. Ломаццо считал, что белому цвету соответствует флегматический темперамент, черному -- ...

    Исходя из этого, к числу важнейших критериев оценки психического здоровьяследует отнести:

    • отсутствие или наличие выраженных форм психических заболеваний и пограничных нервно-психических расстройств;
    • гармоничность психического развития и его соответствие возрасту;
    • уровень развития показателей состояния основных социально- и профессионально-значимых психофизиологических функций (свойства нервных процессов, внимания, памяти, темперамента и характера, умственной трудоспособности и т.п.), которые предопределяют эффективное выполнение разнообразных учебных, профессиональных или бытовых заданий в повседневной деятельности.

    К основным особенностям личности человека, которые подлежат обязательному изучению в ходе проведения психогигиенических исследований, относят свойства темперамента и характера, мотивационную направленность и особенности нервно-психического состояния.

    Ведущее место в структуре особенностей личности человека занимают свойства темперамента, которые относятся к первичным формам объединения разнообразных психологических качеств и представляют собой совокупность потребностей, главным содержанием которых являются выполнение стабилизационной функции. В многоуровневой иерархии характеристик личности свойства темперамента отличаются от других как тесной связью с морфологическими, биохимическими и физиологическими особенностями организма, так и прямым внедрением в работу многих высших интегративных систем.

    Итак, темпераментом следует называть относительную константу личностной окраски переживаний, характеристику индивидуального стереотипа реакций в ответ на влияние факторов окружающей среды и социальных условий жизни, способ эмоциональной реактивности и динамики деятельности человека. Поэтому к числу главных показателей степени выраженности отдельных черт темперамента относят силу побуждения или импульсивность, скоростные характеристики моторной деятельности и стойкости двигательных проявлений.

    19 стр., 9397 слов

    Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента

    ... человека, начиная от биохимических особенностей организма и кончая социальным статусом личности в обществе. Особенности типа высшей нервной деятельности (далее по тексту ВНД) и свойств темперамента ... «в» и «г», по таблице представленной в приложении №7-а, определяется балл, а в соответствии с ним степень выраженности качества. Методика «Уравновешенность ...

    С целью определения свойств темперамента используют личностные опросники Х. Айзенка, В.М. Русалова и других.

    Комплексное изучение особенностей личности человека обязательно должно предусматривать исследование свойств характера, исключительное значение которых в процессе социального становления личности подчеркивают их четкую связь с состоянием адаптационных систем организма, высокий уровень индивидуальных проявлений, а также тот факт, что каждая особенность характера определяет отдельную тенденцию к осуществлению разного рода поступков.

    Итак, если характеристики темперамента являются формальными, относительно независимыми от содержания деятельности, то характерологические проявления обеспечивают регуляцию деятельности слежения, переключения, предвидения и планирования личного поведения.

    С целью определения свойств характера используют личностные опросники MMPI, Mini-mult, Р. Кеттелла и Г. Шмишека.

    Высокий уровень умственной и физической трудоспособности определяется комплексом факторов, характеризующих особенности профессиональной деятельности и личностно-типологические особенности организма. Среди последних существенная роль принадлежит мотивационной направленности. Высокая положительная мотивация предопределяет готовность субъекта к осуществлению в сжатые сроки и с наибольшим эффектом деятельности. В ряде научных исследований во время анализа динамических сдвигов трудоспособности даже выделяется так называемый установочный период, который связан с процессом формирования мотивационных установок и становлением соответствующего уровня стремлений.

    Известно, что обязательным условием высокой успеваемости профессиональной (учебной) деятельности является адекватное соотношение внешних и внутренних факторов развития. Эффективность обучения зависит не только от деятельности преподавателя, а в первую очередь от сформированности умственных умений и навыков, способов умственной деятельности, развития сферы потребностей личности учеников и студентов.

    3 стр., 1398 слов

    Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном у

    Введение. Детская игра, очень важный момент развития ребенка, способ, посредствам которого он познает окружающий мир. Игра учит ребенка общению, учит быть добрым, смелым, подвижным, прививает чувство ответственности. Игра сближает взрослых и детей помогает им лучше понять друг друга. Игры очень нужны в раннем возрасте: они дарят малышу радость, уверенность в себе и в своих возможностях, возбуждает ...

    С целью определения особенностей мотивационной направленности используют личностный опросник В.С. Горбачевского и тестовую методику РСК.

    Под психическим состоянием организма понимают обобщенную картину психического функционирования высшей нервной деятельности организма в ограниченный промежуток времени, представление о которой в сознании человека реализуется на основе процессов самооценки. Адекватная, постоянная и гармоническая самооценка содействует наиболее продуктивному выполнению разных видов деятельности. Ведь изучение психофизиологических коррелят самооценки на основе факторного группирования ее основных характеристик позволяет осуществить комплексный анализ психического состояния личности.

    Больше того, именно оценка человеком своего состояния в значительной степени обуславливает потребность в достижении успеха и, соответственно, тот уровень стремлений, который проявляется в желании достичь определенную, конкретную и сложную цель. Таким образом, самооценка психического состояния не только отображает глубинное отношение человека к себе как личности, но и дает представление об определенном уровне ее требований к себе, непосредственно связанная с саморегуляцией поведения, являясь одной из центральных характеристик психического развития.

    С целью определения особенностей нервно-психических состояний используют тестовые методики М. Люшера и САН.

    К ведущим психогигиеническим принципам оптимизации повседневной деятельности человекаследует отнести:

    • проведение гигиенического нормирования профессиональной (учебной) деятельности человека;
    • определение факторов, оказывающих содействие ломке адаптационных механизмов и, прежде всего, учет кризисных периодов в жизни человека, в основе которых лежат перестройка структурной организации личности, психофизиологический и поведенческий нарушения, изменения психосоциальной ориентации;
    • рациональную организацию внерабочей (внеучебной) деятельности человека, которая предусматривает изучение индивидуальных особенностей темперамента, характера, мотивационной направленности и нервно-психических состояний человека, учет возрастных закономерностей их изменений, использование активных методов психофизиологического влияния на процессы формирования критериальных показателей личности;
    • обоснование и дифференцированное внедрение мероприятий психогигиенической коррекции и реабилитации.

    Исследование свойств темперамента

    Гигиеническая оценка индивидуально–типологических особенностей организма, прежде всего характеристик темперамента, разрешает определить людей с разной степенью выраженности основных полярных базисных свойств высшей нервной деятельности, таких как экстраверсия–интроверсия; ригидность нервных процессов-пластичность нервных процессов, эмоциональная возбудимость–эмоциональная уравновешенность; темп реакций (быстры–медленный); активность (высокая-низкая).

    Для определения базисных свойств темпераментанеобходимо предложить человеку искренне, не тратя времени на раздумья, ответить утвердительно “Да” (+) или отрицательно “Hет” (–) на вопросы предлагаемого опросника.

    1. Любите ли Вы часто бывать в компании?

    2. Избегаете ли Вы иметь вещи, которые ненадежны и непрочны, хотя и красивые?

    3. У Вас часто бывают подъемы и спады настроения?

    4. Во время беседы Вы очень быстро разговариваете?

    5. Нравится ли Вам работа, которая требует большого напряжения сил?

    6. Бывает ли так, что Вы передаете сплетни?

    7. Считаете ли Вы себя очень веселым и жизнерадостным человеком?

    8. Привыкаете ли Вы к определенной одежде, ее стилю, цвету и покрою настолько, что не имеете желания изменить ее на что-нибудь другое?

    9. Часто ли Вы чувствуете, что имеете потребность в людях, которые Вас понимают, могут похвалить или утешить?

    10. У Вас очень быстрый почерк?

    11. Ищете ли Вы себе работу, когда есть возможность отдохнуть?

    12. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?

    13. У вас есть много хороших друзей?

    14. Тяжело ли Вам отвлечься от дел, в которые Вы углублены и переключиться на что-то другое?

    15. Вы часто страдаете от чувства “вины”?

    16. Вы всегда ходите быстро, независимо от того спешите, или нет?

    17. Раздумываете ли Вы над тяжелыми задачами до тех пор, пока не решите их?

    18. Бывает ли так, что иногда Вы думаете хуже обычного?

    19. Легко ли Вам найти общий язык с незнакомыми людьми?

    20. Планируете ли Вы, как будете вести себя во время будущей встречи, беседы и т.п.?

    21. Вы вспыльчивы и легко ранимы шуткам над Вами?

    22. Жестикулируете ли Вы во время беседы?

    23. Просыпаетесь ли Вы утром свежим и бодрым?

    24. Бывают ли у Вас такие мысли, что Вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

    25. Любите ли Вы насмехаться над другими?

    26. Вы склонны к тому, чтобы тщательно проверить свои мысли, прежде чем сообщить их кому-нибудь?

    27. Часто ли Вам снятся кошмары?

    28. Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

    29. Вы настолько активны, что Вам тяжело усидеть даже несколько часов без работы?

    30. Бывает ли так, что Вы “выходите из себя”, когда сердитесь?

    31. Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную кампанию?

    32. Долго ли Вы думаете, принимая любое важное решение?

    33. Часто ли Вам говорят, что Вы принимаете все очень близко к сердцу?

    34. Вам нравится играть в игры, которые требуют высокой скорости и хорошей реакции?

    35. Если у Вас что-то не выходит, то Вы все-таки до самого конца стараетесь это сделать?

    36. Возникало ли у Вас хотя бы кратковременное чувство раздражительности к Вашим родителям?

    37. Считаете ли Вы себя откровенным и компанейским человеком?

    38. Вам тяжело взяться за новое дело?

    39. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

    40. В повседневной жизни Вам тяжело что-то делать с медлительными людьми?

    41. Можете ли Вы в течение дня долго и производительно, не оставаясь в стороне, заниматься чем-нибудь, не чувствуя усталости?

    42. У Вас есть привычки, от которых следует отказаться?

    43. Вы человек беззаботный?

    44. Считаете ли Вы хорошим товарищем для себя лишь тех, чья симпатия к Вам проверена и надежна?

    45. Легко ли Вас вывести из себя?

    46. Во время дискуссии Вы быстро находите наилучший ответ?

    47. Принуждаете ли Вы себя долго и продуктивно заниматься чем-нибудь?

    48. Случается ли так, что Вы говорите о вещах, о которых совсем не имеете понятия?

    Код опросника:

    ЭКСТРАВЕРСИЯ

    “Да” 1, 7, 13.19, 25, 31, 37 — 3 балла

    “Нет” 4, 43 — 2 балла

    “Hет” 2 — 1 балл.

    РИГИДHОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

    “Да” 8, 26, 32 — 3 балла

    “Да” 2, 14, 20, 38, 44 — 2 балла

    “Hет” 37 — 2 балла

    “Hет” 19, 46 — 1 балл

    ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ

    “Да” 15, 21, 33, 39, 45 — 3 балла

    “Да” 3, 9 — 2 балла

    “Да” 27 — 1 балл

    ТЕМП РЕАКЦИЙ

    “Так” 4, 16, 28 — 3 балла

    “Так” 10, 22, 34, 40, 46 — 2 балла

    “Так” 17, 29, 37 — 1 балл

    АКТИВHОСТЬ

    “Да” 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47 — 3 балла

    “Да” 10 — 1 балл

    “Hет” 38 — 1 балл

    ИСКРЕННОСТЬ

    “Да” 30, 36, 42, 48 — 3 балла

    “Да” 6, 12 — 2 балла

    “Да” 18, 24, 25 — 1 балл

    Оценка полученных результатов:

    ЭКСТРАВЕРСИЯ

    22-26 — очень высокая экстраверсия

    17-21 — высокая экстраверсия

    12-16 — средняя экстраверсия

    7-11 — высокая интроверсия

    0-6 — очень высокая интроверсия

    РИГИДHОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

    16-23 — очень высокая ригидность нервных процессов

    12-15 — высокая ригидность

    7-11 — средняя пластичность нервных процессов

    3-6 — высокая пластичность

    0-2 — очень высокая пластичность нервных процессов

    ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ:

    18-20 — очень высокая эмоциональная возбудимость

    14-17 — высокая эмоциональная возбудимость

    8-12 — средняя эмоциональная уравновешенность

    4-7 — высокая эмоциональная уравновешенность

    0-3 — очень высокая эмоциональная уравновешенность

    ТЕМП РЕАКЦИЙ

    20-22 — очень быстрый

    14-19 — быстрый

    9-13 — средний

    5-8 — медленный

    0-4 — очень медленный

    АКТИВHОСТЬ:

    24-26 — очень высокая

    21-23 — высокая

    14-20 — средняя

    9-13 — низкая

    0-8 — очень низкая

    ИСКРЕННОСТЬ

    13-20 — высокая

    8-12 — средняя

    0-7 — низкая (ответы не надежны)

    Исследование мотивационной направленности и уровня стремлений

    Под уровнем стремлений человека понимают потребности, мотивации и другие черты личности, проявляющиеся степенью сложности цели, которую она ставит перед собой.

    Для определения характеристик мотивационной направленности личности человека следует использовать модифицированну форму опросника, разработанного В. К. Горбачевским. Применение опросника позволяет оценить такие компоненты мотивационной структуры личности, как внутренняя мотивация, которая непосредственно связана с процессом деятельности; познавательная мотивация, которая характеризует отношение субъекта к результатам своей работы; мотивация избегания; соревновательная мотивация; мотивация к смене деятельности; мотивация самоуважения, выражающаяся в стремлении субъекта ставить перед собой в однотипной повседневной деятельности все более и более сложную цель.

    Кроме того, опросник позволяет оценить такие элементы мотивационной структуры личности, как степень выраженности волевых усилий; намеченный уровень мобилизации сил; инициативность; предоставляет возможность провести самооценку уровня достигнутых результатов и своего интеллектуального потенциала.

    Исследуемому во время выполнения обычной для него деятельности предлагают прочитать каждое из приведенных высказываний и решить, в какой степени он соглашается или не соглашается с ними и, в зависимости от этого, выбрать один из приведенных ниже вариантов и поставить напротив вопроса соответствующую оценку: если полностью согласен — +3; если согласен — +2; если скорее согласен, нежели не согласен — +1; если скорее не согласен, нежели согласен — -1; если не согласен — -2; если полностью не согласен — -3. В случае нерешительности с ответом и если невозможно ни согласиться с высказыванием, ни отклонить его — 0.

    1. Работа, которая ежедневно выполняется, мне уже надоела.

    2. Я работаю из последних сил.

    3. Я хочу показать всем, на что я способен.

    4. Я чувствую, что меня принуждают добиваться высоких результатов.

    5. Мне интересно, какой будет результат.

    6. Задача, которая решается, довольно сложная.

    7. То, что я делаю, никому не нужно.

    8. Мне интересно знать, каковы мои результаты: лучше или хуже, чем у других.

    9. Мне хотелось бы скорее заняться чем-то другим.

    10. Думаю, что результаты моей деятельности будут высокими.

    11. Ситуации и проблемы, которые связаны с моей деятельностью, могут создать для меня неприятности.

    12. Чем лучше результаты, которые показываешь, тем больше есть желания их превзойти.

    13. Я прилагаю достаточно усилий.

    14. Я считаю, что мой лучший результат не является случайностью.

    15. Работа, которая выполняется, большого интереса у меня никогда не вызывает.

    16. Я сам ставлю перед собой цель и задачи.

    17. Я озабочен результатами своей деятельности.

    18. Во время выполнения работы я чувствую приток сил.

    19. Лучших результатов, как бы не старался, мне не достичь.

    20. Выполняемая работа всегда имеет для меня большое значение.

    21. Я всегда ставлю перед собой сложную цель.

    22. К результатам своей деятельности я отношусь безразлично.

    23. Чем больше я работаю, тем становится интереснее.

    24. Я не собираюсь, как говорят, “выкладываться” на этой работы.

    25. Hаверняка, мои результаты будут низкими.

    26. Как не старайся, результат от этого не изменится.

    27. Я хотел бы заниматься чем угодно, только бы не то работой, которая выполняется.

    28. Работа достаточно простая.

    29. Я способен на лучший результат.

    30. Чем труднее цель, тем больше хочется ее достичь.

    31. Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели.

    32. Мне безразлично, какими будут мои результаты по сравнению с результатами других.

    33. Я увлекаюсь выполняемой работой.

    34. Я хочу избежать низких результатов.

    35. Я чувствую себя независимым.

    36. Мне кажется, что я напрасно трачу и силы, и время.

    37. Я работаю в полсилы.

    38. Меня интересует, где находится граница моих возможностей.

    39. Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из наилучших.

    40. Я сделаю все, что в моих силах, для достижения цели.

    41. Я чувствую, что у меня ничего не получается.

    42. Любые испытания – это лотерея.

    Обработка результатов сначала предусматривает перевод ответов в стандарти­зованные баллы согласно правилам прямого, или обратного перевода.

    Прямой перевод: –3-1 балл; –2-2 балла; –1-3 балла; 0-4 балла; +1-5 баллов; +2-6 баллов; +3-7 баллов.

    Обратный перевод: –3-7 баллов; –2-6 баллов; –1-5 баллов; 0-4 балла; 1-3 балла; +2-2 балла; +3-1 балл.

    Для оценки результатов исследований используется следующий ключ (о — обратным переводом):

    • Внутренняя мотивация – 15о; 23; 33.
    • Познавательная мотивация – 5; 22о; 38.
    • Мотивация избегания – 11; 17; 34.
    • Общая мотивация – 8; 32о; 39.
    • Мотивация смены деятельности – 1; 9; 27.
    • Мотивация самоуважения – 12; 21; 30.
    • Значимость результатов – 7; 20о; 30.
    • Сложность задач – 6; 28о.
    • Волевое усилие – 2; 13; 37о.
    • Оценка уровня достигнутых результатов – 19о; 29.
    • Оценка своего потенциала – 18; 31; 41о.
    • Hамеченный уровень мобилизации усилий – 3; 24о; 40.
    • Ожидаемый уровень результатов – 10; 25о.
    • Закономерность полученных результатов – 14; 26о; 42о.
    • Инициативность – 4о; 16; 35.