От сумы да от тюрьмы-2 Ход игры

Ведущий. Никто из вас, надеюсь, не бывал на скамье подсудимых? А довелось ли кому-нибудь нищенствовать, просить милостыню? Это замечательно, что удалось обойтись в жизни без такого опыта. Стремиться ни к тому, ни к другому никому, наверное, не стоит. Однако не следует забывать известную пословицу: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся».

Вот и давайте вообразим себе ситуацию, когда вам придется выбирать между тюрьмой и сумой, — не в прямом смысле, конечно, а в тренинговом.

Передо мной на столе в двух стопочках лежат карточки. На части из них символически изображена тюремная решетка, а на другой — шляпа нищего. Вам нужно выбрать либо ту, либо другую карточку.

Каков же смысл этой альтернативы? Сейчас разъясню. Но прежде немного пофилософствуем. Как бы парадоксально это ни звучало, но каждый из нас практически в любой момент жизни является нищим, ожидающим подаяния, и подсудимым, ожидающим приговора.

Нищим — потому, что нам почти всегда не хватает признания наших заслуг и достоинств («поглаживания» от окружающих в форме комплиментов, восхищения, разнообразных знаков внимания, подчеркивающих нашу значимость).

Кто-то «нищ» постоянно и все время «ходит с протянутой рукой», добиваясь признания или похвалы. Кто-то лишь изредка испытывает потребность в подтверждении своей значимости.

А почему — подсудимым? Потому что, живя среди людей, мы постоянно подвергаемся внешней оценке. Любой наш поступок, любое слово вызывают определенное отношение к нам наших партнеров по общению — положительное, отрицательное, иногда — индифферентное. И в этом смысле любое наше деяние ожидает какой-то приговор.

Разница между нищим и подсудимым в том, что первый сознательно ищет положительных оценок, а второй готов получить и отрицательную.

Каждому из вас предоставляется возможность выбрать одну из карточек. По очереди вы будете подходить к столу, на котором лежат стопочки, и брать карточку. Брать обе нельзя. Только одну! Или не одной — то есть вы можете отказаться от выбора. При этом вам все равно следует подойти к столу. До тех пор полка каждый из вас не примет какое-либо решение, никто не должен говорить о своем выборе или сознаваться, что отказался от него.

7 стр., 3054 слов

Служебная этика. Визитная карточка

Федеральное агентство по образованию Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно- Экономического университета в городе Череповце Контрольная работа По дисциплине: «Профессиональная этика и этикет» Тема: «Служебная этика. Визитная карточка» Преподаватель Кудрявцева И. А. Студента группы ФКС-09 Соломатин А.В. г. Череповец 2010г. Содержание 1 Понятие «служебная этика» 2 Нормы и требования ...

В нашей игре человек, выбравший карточку нищего, обеспечивает себе право на три «подаяния». Иными словами, он может обратиться к любым трем членам группы и услышать от каждого из них, какими главными достоинствами он, по их мнению, обладает. Всякая критика и даже намек на недостатки «нищего» исключаются — ведь уличный попрошайка желает увидеть в своей шапке банкноту, а не булыжник. Говорящие о достоинствах «нищего» могут начинать свое устное «подаяние» со слов: «Мне нравится в тебе то, что…»

Человек, выбравший карточку подсудимого, должен быть готов предстать перед судом. В отличие от «нищего», он может получить правдивую информацию обо всех — и позитивных, и негативных — своих качеств.

Далее ведущий предлагает каждому сделать свой выбор. Эта часть упражнения является во многом диагностичной: она четко разделяет тех, кто готов пойти на риск — получить отрицательные оценки, и тех, кому спокойнее услышать хвалебные оды.

Для того чтобы участники не совершали конформистских выборов, ведущий следит за тем, чтобы каждый делал свой выбор индивидуально и втайне от других.

Как сложится ситуация в каждой конкретной группе, предугадать сложно: может оказаться что большинство участников предпочтут стать «нищими», не исключено, что почти все готовы будут «предстать перед судом».

5 стр., 2135 слов

Тема № 6. Деятельность ведущего, направленная на группу в целом и отдельного участника (2 часа)

Вопросы: Подготовительный этап работы с группой. Поощрение групповой сплоченности. Прорабатывание конфликтов. Деятельность ведущего, направленная на отдельного члена группы. 1 Успех работы с группой в значительной степени зависит от соответствующей подготовки, которая предполагает, в числе прочего, подробный анализ собственной личности, диагностику группы, ее ожиданий и готовности к обучению, а ...

Опыт показывает, что распределение выборов тесно связано с уровнем развития группы: в тех, где еще велико действие механизмов психологической защиты, большинство составляют «нищие», в более «продвинутых» группах увеличивается количество рискнувших «пойти под суд». Отказы от выборов в тренинговых группах — всё-таки редкость.

Ведущий. Итак, выбор сделан всеми. Теперь я попрошу тех участников, кто выбрал нищенскую суму, показать свои карточки… спасибо. А теперь тех, кто предпочел скамью подсудимых… поднимите руки те, кто не взял ни той, ни другой карточки… Спасибо.

Начнем с «нищих». Пусть каждый из вас по очереди выберет троим членов группы и попросит у них «подаяния». При этом совершенно не важно, что выбрал сам «подающий» — «тюрьму» или «суму».

(Предоставление положительной обратной связи создает в группе особую атмосферу принятия и комфорта. Эффект психического заражения, возникающий на этом этапе, может помочь предотвратить вынесение «судьями» излишне жестких «приговоров».)

Ведущий. А теперь перед судом предстанут те, кто «суме» предпочел «тюрьму», то есть карточки с изображением решетки. У них тоже есть возможность выбрать из членов группы троих «судей», каждому из которых будет предоставлено слово. «Судьи» могут говорить обо всем: и о хороших чертах «арестанта», и о его недостатках. Однако хочу подчеркнуть: судить — это не значит обливать грязью. Судить — это значит давать справедливую оценку.

(Заметим, что после того как «арестанты» стали свидетелями получения «подаяния», у некоторых из них могут зародиться сомнения в правильности своего выбора. Действительно, ведь куда как приятнее получить гарантированный комплимент, чем «кота в мешке» в качестве «приговора». Думается, что ведущий перед началом второго этапа может предложить желающим поменять карточку с «тюремной решеткой» на «суму». Впрочем, этот щадящий шаг, как показывает опыт, бывает лишним: редко кто проявляет малодушие и переигрывает свой выбор.

3 стр., 1205 слов

Развитие лидерских способностей у работающих 5 жилого корпуса АУ СОН ТО «Центр «Заря» в количестве 6 человек.

Введение Развитие лидерских способностей всегда было актуальной проблемой, однако в современном обществе эта проблема обрела наиболее острую необходимость в быстром и успешном решении. Под лидерскими способностями понимаются способности человека к определенным психологическим особенностям личности, являющиеся условием для достижения высоких лидерских результатов в сотрудничестве с подчиненными и ...

Случается, что выбранные в качестве «судей» начинают свои выступления со слов «Я о тебе ничего плохого сказать не могу…», а потом продолжают «Мне в тебе нравится… Могу только пожелать тебе стать более…» Думаю, что не следует в этом случае категорически требовать негативных оценок. Ведь суд может вынести и оправдательный приговор.)

Обсуждение

После окончания игры нужно обсуждение и предоставить всем участникам возможность отрефликсировать свои мысли и эмоции не только по поводу суда, но и по поводу «сбора подаяний».

— Трудно ли было сделать выбор между «нищенством» и «тюрьмой»?

— Почему ты предпочел именно такой выбор?

— Сложно было ли «просить подаяния»?

— Понравилось ли его получать? Почему?

— Хотел бы ты сам оказаться на «скамье подсудимых»?

— Почему ты выбирал на роли «подающих» именно этих людей?

— Почему тебе было важно получить «приговор» именно от эих людей?

— Трудно ли было на «суде» в открытую обсуждать человека?

— Удалось ли тебе быть искренним во время этого обсуждения?

— Каково быть «подсудимым»?

Игра может дать всем участникам очень многое. Несмотря на некоторую гротескность игровых процедур, содержание разговора очень серьезно — речь идет о личностных характеристиках конкретного человека. В то же время остальные участники учатся быть искренними и деликатными, сопереживать и оказывать поддержку, разбираться в себе и своих чувствах.

13 стр., 6388 слов

Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут

... выполнят проигравшие. Группа разбивается на две команды. (Если количество игроков нечетное, то оставшийся не у дел игрок объявляется судьей ... потом «иностранцы» признаются. В заключении игры происходит общее обсуждение, в котором группа анализирует, какие ответы были правильными и ... на других. После чего участники по очереди представляют друг друга. Перерыв 5 минут. Упражнение «Горячий стул» Время ...

Ведущему игра может дать немало важной информации о структуре группы, системе взаимоотношений между участниками, критериях оценок людей и ценностях в этой группе. Выбор участниками своих «Подающих» и «судей» является фактически социометрической и референтометрической процедурой, позволяющей определить наиболее значимых и авторитетных людей в группе.

Игорь Вачков,

Кандидат психологических наук

Ищу друга

Упражнение используется как разогрев к дискуссии о наиболее ценимых достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.

Инструкция ведущего:

— любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из нас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то — множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.

С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называете «Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует только помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы ваше привлекло внимание.

7 стр., 3162 слов

Игра — как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

... организовывать игры, занятия, читать веселые книжки, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить. Хороший климат в группе возникает ... ему значительной доли самостоятельности.   Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте На этапе ... нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка. В игре происходит и развитие волевых качеств, таких как: - умение ограничивать свои ...

Возьмите листы бумаги, фломастеры — творите! Время на подготовку — 10 минут.

Спустя определенное время ведущий предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы молча читают объявления. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его подателем. Можно ограничить выбор таких объявлений, например, до трех.

— Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество красных кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет одну цифру — количество доставшихся выборов.

Обсуждение.

Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?

Что помешало вам откликнуться на другие объявления? (Речь идет об объявлениях, не получивших ни одного выбора, — если такие окажутся).

Вполне вероятно, что наименьшее количество красных кружков будет на тех объявлениях, в которых подробно перечислены требования, предъявляемые к будущему другу, естественно не легко соответствовать высокому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами, как «преданность», «готовность, все бросив, прийти на помощь», «умение хранить тайны» или владение карате или кун-фу. И потом самое главное: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Подробное потребительское отношение к другу, от которого требуется служить подателю объявления, вряд ли встретит понимания и сочувствие. Опыт показывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывает объявления, в которых человек предлагает то, чем он сам обладает, в общий котел дружбы, то есть он готов именно к дружеским взаимоотношениям, предлагающим желание и умение не только брать, но и давать.

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: «Мы едем, едем, едем»

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем" Кузнецова Лариса Михайловна, педагог-психолог Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба Человек есть “человек играющий”, homo ludens. Хейзенга. Игра: “ мы едем, едем, едем” Время игры: 1 час – 1 час 20 минут Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 10 – 14 лет. Цель: мотивация учащихся на игровое взаимодействие ...

Задача ведущего — организовать обсуждение, дискуссию, участникам сами прийти к выводам. Осознание того факта, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому, быть полезным для него, происходит через анализ конкретного материала объявлений.

Достаточно плавным и логичным будет переход к обсуждению человеческих качеств, важных для подлинной дружбы. Ведущему нельзя упускать возможность подвести участников группы к рефлексии и инвентаризации собственных качеств, помочь возникновению продуктивных обратных связей, мотивировать желание самоизменяться

Упражнение «Встреча взглядами»

1 вариант. Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача — встретиться с кем-то взглядами. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

2 вариант. Отличается противоположной постановкой задачи — ни с кем не встретится взглядом.

Игра развивает навыки социальной перцепции.

Упражнение «рукопожатие»

— Ребята, для этого упражнения нужен доброволец. Кто им будет:! Задача добровольца, с завязанными глазами, только по рукопожатию разделить всех членов на группы на тех, кого он причислил к друзьям и тех, кого он к этому разряду не отнесет.

Обсуждение:

Почему именно эти рукопожатия ты отнес к дружеским?! По каким признакам. Дальше можно подойти к обсуждению того, кого мы называем другом.

Игра «Подарки».

Игра способствует консолидации группы и формированию в ней эмоционально позитивной атмосферы. Для психолога данное игровое задание может иметь диагностическое значение, поскольку с его помощью выявляется социометрическая структура группы.

Желательная численность 12−16 человек. Длительность игры — 45−60 минут.

Игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты).

Количество билетов должно соответствовать численности группы, увеличенной в 2−3 раза. Если группа большая, каждому игроку следует дать не более двух чистых билетов. При маленькой группе можно раздать по три.

На каждом билете игроки записывают качество человека, которое они больше всего ценят в людях. При этом то, что будут писать игроки, никто не видит, кроме них самих. После этого билеты сворачиваются и укладываются в пакет. Психолог перемешивает все билеты.

Группа садится в круг, а стол с пакетом становится в центр. Ведущий выбирает члена группы, который должен достать из пакета билет, про себя прочитать его и подарить этот билет тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» молча знакомится с ним, благодарит и в свою очередь выбирает билет и дарит его какому-то участнику.

Игра проходит интересно, если психолог следит за тем, чтобы игроки не ошиблись и не читали вслух качества, написанные на билетах. Но игра не должна проходить и в полном молчании. Желательно, чтобы игроки шутливо комментировали происходящее. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не была бы сконцентрирована в руках 2−3 игроков. В этом случае остальные игроки начнут скучать и почувствуют себя ненужными.

ТОРГ

Психологическая игра

Цель. Способствовать личностному самоопределению подростков; облегчить процесс самопознания и работы над собой.

Задача. Важно, чтобы подросток:

В игровой, непринужденной форме поработал над осознанием самого себя: задумался о своих «плохих» и «хороших» сторонах, разобрался в себе более глубоко;

Соотнес себя с другими людьми (сверстниками — партнерами по игре, взрослыми, литературными героями), осознав, каких качеств, имеющихся у других людей, ему не хватает;

Выстроил собственную индивидуальную программу выработки тех качеств, которых ему не хватает для успешности в жизни, в той, или иной сфере деятельности, и получил «экспертную оценку» этой программы.

Условия проведения. Желательно проводить занятие с подростками 13−15 лет, которые уже достаточно хорошо знают друг друга. Количество участников 15−40 человек. Необходимо просторное помещение (желательно актовый или спортивный зал, холл).

Оборудование. Таблички из плотной бумаги размером примерно 7×15 см (по 10 штук на каждого игрока);

Английские булавки; бумага формата А4; ручки, маркеры — для каждого участника; копировальная бумага — один лист для каждого участника игры.

Время. Может варьироваться от 1,5 до 2,5 часов.

Ход игры

I этап.

Подготовительный

(10 минут)

Участники садятся в круг.

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами собрались поиграть в психологическую игру, которая называется «Торг». Это интересная игра, и, конечно, вы можете просто развлечься с ее помощью… Но если вы отнесетесь серьезно к тому, что здесь будет происходить, то сможете узнать про себя много нового, увидеть себя со стороны и даже попытаться измениться или, по крайней мере, начать работать над собой…

Расскажите сейчас, пожалуйста, кто с каким настроением пришел сюда сегодня.

Каждый из ребят по кругу высказывается.

Ведущий. А сейчас каждый возьмите по листу бумаги и ручке. У вас будет 10 минут на следующее задание: написать 10 качеств характеризующих вас как человека, как личность. Это могут быть любые качества, но обратите внимание — это должны быть качества внутренние, они не должны описывать внешность (например, «симпатичный»), не должны отражать социальное положение или какие-то успехи (например, «богатый», «отличник»).

Постарайтесь написать такие 10 качеств, среди которых были бы положительные, и отрицательные с вашей точки зрения, чтобы, глядя на свой список, вы могли сказать: «Да, это я, я — такой». Всем понятно? Приступайте и постарайтесь работать самостоятельно, серьезно, не бойтесь честно взглянуть на себя.

Ребята приступают к работе. Ведущий в это время подходит и смотрит на то, что получается. Его роль на этом этапе — отследить, не написал ли подросток внешнее качество, все ли ему понятно, и помочь подростку дать более четкое название.

Ведущий. Теперь взгляните еще раз на те 10 качеств, которые написали, еще раз удостоверьтесь, что это ваши качества, что вы достаточно объективно подошли к описанию себя. И когда будете в этом уверены, перепишите, пожалуйста, каждое из 10 ваших качеств на отдельную табличку. После этого прикрепите все ваши таблички булавками себе на одежду. После этого мы приступим ко второму этапу игры.

II этап Основной (40−60 минут)

Ведущий. Итак, каждый из вас описал себя, 10 качеств каждого из вас могут видеть другие ребята. Наверняка что-то вам нравится в себе, а от чего-то вам хотелось бы избавиться. Представьте, что сегодня у вас появилась уникальная возможность — поменяться качествами.

Посмотрите на своих знакомых ребят, у каждого из них есть 10 качеств, написанные на табличках. Каких из этих качеств у вас нет, но вам бы хотелось иметь? Возможно, этому человеку по каким-то причинам «надоело» это его качество. А вы хотите избавиться от чего-то из своего «набора».

Тогда попробуйте заключить сделку! Поменяйтесь! Итак, у вас есть сейчас 15 минут на совершение обмена. Качества можно менять только одно на одно — просто поменяйтесь табличками! Думайте, что вам нужно, ищите эти качества у других людей, «сбывайте» свои!

Ребята начинают хаотично ходить по комнате, рассматривая таблички друг друга и совершая обмены. На этом этапе задача ведущего — стимулировать сделки, чтоб их было совершено как можно больше.

Примечание для ведущего. Скорее всего, на этом этапе довольно много ребят отнесутся к заданию несерьезно и будут менять «все на все! Просто из интереса и азарта. Не препятствуйте этому, главная цель этого этапа игры — чтоб ребята вошли во вкус, научились совершать сделки, изучили «рынок качеств». Примерно через 10−15 минут, когда ребята осуществили уже достаточно много сделок, ведущий останавливает игру и просит всех сесть на свои места.

Ведущий. Ребята, вы сейчас совершили много разных сделок. Остановитесь и обратите внимание, что за человек получился из вас! Вам нравится эта картина? Точно ли вам хочется быть именно таким?

Представьте сейчас этого человека в ваших повседневных делах — вот он такой общается с мамой, делает он доклад на уроке, гуляет с друзьями… Нравится ли вам то, что получилось? Или вы бездумно разбазарили все, что у вас было? Отдали все, то просили?

Подумайте об этом, может, что-то вам захочется вернуть из своих качеств? Может, получившаяся картина не совсем вас удовлетворяет?

У вас есть еще какое-то время обмены — сделайте себя таким, каким хотите быть! А может, вы сами не понимаете, чего хотите? Тогда не торопитесь меняться — задумайтесь об этом еще раз.

Ребята продолжают совершать обмены. Ведущий на этом этапе наблюдает за ребятами, отслеживая, кто из них серьезно подошел к делу, а кто продолжает просто веселиться.

Примечание для ведущего. Вы можете попытаться повлиять на кого-то из ребят, кто не смог начать серьезную игру, поговорив с ним в таком ключе: ты можешь продолжать так играть, но это твой шанс понять себя, понять, чего ты хочешь добиться, каким хочешь стать. Неужели в твоей реальной жизни все так нравится тебе?

Видя, что игра потеряла активность, ведущий останавливает игру.

Ведущий. Сейчас каждый из вас совершил определенное количество сделок. Что-то было легко, кого-то пришлось убеждать.

Обращаю ваше внимание, что далеко не все из вас эффективно использовали возможности рекламы как двигателя торговли! Сейчас посмотрите на качества, которые у вас есть, найдите среди них то, которое ну никак не удается никому «продать», и подумайте над его рекламной кампанией.

Что такого хорошего есть в этом, казалось бы, отрицательном качестве? Кому оно может пригодиться? Например, вы можете сказать, что лень помогает человеку не заниматься всякой ерундой, тратя свои силы попусту, и предложить ее человеку, про которого знаете, что он очень активный, постоянно во всем участвует и устает от этого.

Подумайте, как вы будете рекламировать свои плохие качества. Да и чтобы выменять у человека его «хорошее» качество, не помешает подумать, чем оно может мешать ему в его жизни… Устраивайте публичные аукционы, шумные рекламные акции!

Проявите творчество, выдумку, посмотрите на каждое качество с разных углов зрения. Будьте активны — только тогда вы сможете получить все, что захотите!

Примечание для ведущего. На этом этапе игры предполагается, что ребята смогут по-новому взглянуть на стереотипные качества, увидеть их в новом свете. По большому счету, задача здесь — помочь ребятам увидеть себя по-другому. Этот этап помогает сделать самооценку подростков более адекватной, увидеть хорошие стороны «плохих» качеств и плохие — «хороших. Осознать, что во многом их позитивность и негативность зависит от того, как мы умеем их использовать в своих интересах.

Хорошо, если эта мысль так или иначе прозвучит у ребят, если нет — можно специально обсудить это во время или после игры — в зависимости от ситуации.

III этап Рефлексивный (30−40 минут)

Когда ведущий видит, что сделки закончены он предупреждает, что времени осталось 5 минут и у каждого есть последний шанс «построить себя идеального». После этого все рассаживаются на свои места.

Ведущий. Основной этап нашей игры закончился. За 20 минут вам надо ответить на следующие вопросы:

  1. Сложно ли было играть? Что самое приятное и что самое неприятное было в игре?
  2. Представляли ли вы четко перед началом обмена, какие качества хотите получить и от каких избавиться? Если нет, то тогда когда это представление появилось?
  3. Сильно изменился набор качеств по сравнению с первоначальном? Не жалеете ли вы о каких-то из своих качеств, которые обменяли?
  4. Что изменилось в вашем представлении о себе? Что нового о себе вы узнали? Какие свои качества смогли увидеть по-другому?
  5. что нового вы узнали, поняли о других людях?
  6. как вы думаете — есть ли способ, не избавляясь от некоторого качества, сделать так, чтобы оно не так вам мешало? Нашли ли вы для себя в игре такой способ?
  7. Смогли ли вы получить все качества, которые хотели? Что в окончательном портрете вас не устраивает?
  8. Назовите как минимум одно качество, которое вы точно хотите иметь, но его по тем или иным причинам не удалось заполучить в ваш «портрет»? почему вы не смогли его получить?
  9. Как вы думаете, сможете ли вы реально стать таким человеком, каким вы стали в игре по своему желанию? Что для этого вам нужно сделать?

Примечание для ведущего. Проще будет, если вопросы, будут напечатаны на листке и розданы каждому участнику игры.

После того как все ребята ответят на вопросы, проводится обсуждение по очереди с 1-го по 7-й вопрос. Обсуждение может быть организовано в зависимости от ситуации — каждый по кругу высказывает свое мнение или только желающие.

С ответов на 8-й и 9-й вопрос начинается заключительный этап игры.

IV этап. Заключительный (20 минут)

Ведущий. Каждый из вас написал качество, которое он не смог получить в торгах. Что это за качество? Ребята называют несколько качеств.

Почему не удалось получить их, как вы думаете?

Ребята высказывают версии.

Примечание для ведущего. Чаще всего среди таких качеств оказываются уверенность в себе, целеустремленность и другие качества, пожалуй, одни из самых важных для достижения успеха в жизни и достать их таким легким путем невозможно.

Ведущий. Что мы делаем, когда сумма денег так велика, что мы не можем взять ее у кого-то или быстро заработать? Мы идем в банк за кредитом! Вот и вы должны сейчас пойти в банк и написать заявление на кредит. Что должно быть в этом заявлении?

Во-первых, вы должны доказать банку, что этот кредит вам действительно крайне необходим, иначе вы его не получите. То есть вы объясняете как можно убедительнее и конкретнее, зачем вам нужно это качество (например, уверенность), что и каким образом она позволит вам достичь. Желательно, чтобы вы очень конкретно описали нужное вам качество, возможно приведя в пример того или иного литературного или исторического персонажа, у которого оно было/есть.

Во-вторых, вы должны доказать банку свою платежеспособность. В нашем случае — вы объясните, что будете делать, чтобы заработать это качество (в чем участвовать, какие делать дела и т. д.), и описываете шаги, которые уже сделали на этом пути. То есть рисуете идеал, который себе построили, и рассказываете, что планируете сделать для его достижения.

Итак, приступайте к написанию заявления в банк. От того, как убедительно и конкретно вы опишите эти два пункта, будет зависеть ваша последняя удача или неудача в игре — получение кредита или отказ.

Итак, ребята садятся и пишут заявление в банк в форме стандартного заявления с подписью в конце (причем пишут под копирку, чтобы было 2 экземпляра).

Примечание для ведущего. По сути, этот этап позволяет подростку построить примерный план работы над собой. Он должен осознать, что получения такого качества, как, например, ответственность, он должен браться за дело и доводить его до конца. А для получения такого качества, как уверенность, ему, возможно, придется бороться со своей застенчивостью и усилием воли заставлять себя играть лидерские роли.

А может, он осознает необходимость работы с психологом для решения своих личностных проблем, которые мешают ему стать уверенным. Кто-то, вероятно решить пойти на тренинг общения и т. д.

Суть этого этапа в том, чтобы каждый наметил себе определенный свой план и в этом смысле запустил процесс самоопределения и работы над собой. Форма заявления в банк позволяет сделать написание этого плана просто необходимым и для того, чтобы выиграть, — ведь кредит получит не каждый.

Заявления сдаются «в банк на рассмотрение» (отдаются ведущему).

Игрокам говориться, что все заявления будут рассмотрены и вынесено решение по каждому — удовлетворить ли просьбу в кредите.

Ведущий еще раз подчеркивает основания для принятия решения: насколько убедительно человек смог описать необходимость для него определенных качеств и насколько четко он осознает, что нужно ему сделать для их получения. По сути, выясняется, смог ли человек глубоко поработать над собой…

Назначается встреча через неделю, где будут сообщены результаты.

Примечание для ведущего. Отсроченная встреча нужна специально, чтобы сработал еще один эффект. Когда человек ждет рассмотрения своего дела, он волей не волей снова и снова думает, все ли он хорошо написал. В нашем случае подросток имеет шансы еще раз «прокрутить в мозгу» свою программу развития, осознав чего он не дописал-недопонял в тот момент.

По окончании 4-го этапа проводиться краткая рефлексия всей игры. Каждый участник по кругу высказывается произвольно или на тему «Что мне дала эта игра?».

V этап Отсроченный (30-минутная встреча через неделю)

На этой встрече каждый участник получает свое заявление, на котором написано заключение и объяснена причина того или иного решения «банка». После этого ведущий просит каждого подростка высказаться:

Насколько неожиданным было для него решение банка и почему? Что происходило с ним за эту неделю? Какие мысли еще появились после игры?

Возможны также одна или несколько встреч через 2−3 месяца, которые можно организовать в форме «отчета за использование кредита». Получившие кредит могут рассказать, что сделано, а что нет и почему.

Здесь можно дать возможность написать заявление на кредит тем, кто не получил его в первый раз