Обществоведение 9 класс параграф 2

Тема урока: Характер и темперамент человека

Тип урока: комбинированный

Цели:

— познакомить учащихся с такими понятиями: характер, черты характера, экстраверт, интроверт, темперамент, сангвиник, флегматик, меланхолик;

— способствовать формированию навыков логического мышления учащихся и анализа учебных текстов;

— воспитание нравственных качеств личности и ответственной социальной позиции.

Оборудование к уроку: учебник, параграф №2, вопросы в конце параграфа.

Оформление доски:

Дата

Характер черты характера экстраверты интроверты темперамент Сангвиник Флегматик Меланхолик

Тема: Характер и темперамент человека

План:

1. Сущность характера

2.Типы и черты характера

3. Пути формирования характера

4. Понятие о темпераменте

Д/з.: параграф №2, вопросы и задания в конце параграфа. Выучить все понятия

План урока:

Этап урока

Приёмы и методы

Время (мин )

1.

Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания.

2 мин.

2.

Актуализация знаний

Постановка вопросов по параграфу №1.

10 мин.

3.

Изучение нового материала

Рассказ-повествование учителя.

20 мин.

4.

Закрепление изученного материала

Вопросы после параграфа 2.

10 мин.

5.

Д/з

Параграф 2.

3 мин.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Учитель приветствует школьников и настраивает на работу: «Здравствуйте! Садитесь. Кого сегодня нет в классе?»

Учащиеся настраиваются на работу и отвечают на вопросы учителя.

2.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение первой темы «Общественная сущность человека» и начнём изучение параграфа «Характер и темперамент человека».

План

1. Сущность характера

2.Типы и черты характера

3. Пути формирования характера

4. Понятие о темпераменте

Сегодня мы узнаем о том, что такое характер, дадим развёрнутую характеристику этому понятию, а также узнаем, что такое темперамент и научимся эти понятия различать.

1.Попробуйте дать своё определение слову «характер».

Сущность характера. Характер человека — это совокупность его от­носительно устойчивых свойств, которые проявляются в действиях и поступ­ках. Характер определяется не только тем, что человек делает, но и тем, как он это делает, какие цели ставит перед собой.

Не каждый поступок или намерение человека полно и точно выражает его характер. Человек совершает разные поступки. Многие из них являются случайными, не свойственными ему. Так, если вы однажды не уступили ме­сто в автобусе пожилому человеку, это ещё не означает, что вы проявили к нему неуважение. Возможно, вы плохо себя чувствовали. Но если в подоб­ных ситуациях вы так поступаете всегда, то это уже характерный для вас по­ступок, который стал скверной привычкой, свидетельствующей о невоспи­танности. Слова, жесты, действия, если относиться к ним внимательно, рас­сказывают о поведении в целом и позволяют понять характер человека.

Давайте попробуем подвести итог: как и где может проявится характер?

§2. Характер и темперамент человека. Открывают учебники, записывают в тетрадь

Учащиеся отвечают с места, записывают определение

Слушают учителя

Ученики подводят итоги

3.

Перейдём к изучению 2 пункта нашего параграфа «Типы и черты характера».

Каждая эпоха, каждая культура порождает свои характеры. Типичные черты характера, общие для многих людей, опре­деляются теми историческими условиями, в которых они живут и действуют. Вместе с тем характер как индивидуальная особенность личности порожда­ется своеобразными, неповторимыми ситуациями, в которых проходит жизнь человека, осуществляется его воспитание и самовоспитание. Свойства и устойчивые отношения человека обычно называют черта­ми его характера. Типы характера можно представить в виде схемы:

Характер человека

  • черты, в которых проявляются отношения чело­века к окружающей действительности, к другим людям
  • к самому себе, к порученному делу (волевые чер­ты)

на странице 13 найдите понятия, характеризующие эти основные типы. Кем отличается экстраверт от интроверта? Что значит, когда говорят «у него сильный характер»? «Слабость» и «сила» характера это тип или черта характера?

3. Пути формирования характера

Ознакомьтесь с текстом пункта 3 и выпишите в тетрадь основные пути формирования характера, отвечая на вопрос:

может ли быть характер врожденным?

4. Понятие о темпераменте

Все люди отличаются друг от друга особен­ностями поведения: одни — подвижны, энергичны, другие — медлительны; одни — эмоциональны, другие — спокойны. Подобные признаки поведения личности называются динамическими. Динамику человеческого поведения можно сравнить с течением реки. Бывает, река несёт свои воды медленно и плавно, её течение едва заметно. Другая река течёт быстро, вода в ней бурлит и грохочет, ударяясь о камни. Так же отличаются и действия, поведение раз­ных личностей, динамические характеристики которых во многом зависят от темперамента.

Темперамент (от лат. temperamentum — соразмерность, соотношение) — это совокупность индивидуальных особенностей, которые придают своеоб­разие поведению и деятельности человека, характеризуют степень его жиз­ненной активности.

Учение о темпераменте берёт начало в далеком прошлом. Ещё в Древ­ней Греции врач Гиппократ учил, что в организме человека есть четыре жид­кости: кровь (по-латински «sanguis»), слизь (по-гречески «phlegma»), жёлтая жёлчь (по-гречески «chole») и чёрная жёлчь (от греческих «melas» — чёрный, «chole» — жёлчь).

Смешивание этих жидкостей, и преобладание какой-то од­ной из них, как утверждал Гиппократ, лежит в основе типов темпераментов: сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического.

Темперамент — врождённая характеристика человека. Она проявляется с самого рождения и почти не изменяется в течение жизни. Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов дал научное объяснение происхождению темперамента. По его мнению, в основе темперамента лежит тип нервной системы, который человек наследует от своих родителей. Работа нервной системы определяется прежде всего соотношением её основных процессов — возбуждения и торможения. Процессы возбуждения и торможения у разных людей неодинаково сильны. В зависимости от этого он выделил два типа нервной системы: сильный и слабый. Важную роль играют и такие особенно­сти нервной системы, как её уравновешенность или неуравновешенность, а также подвижность или инертность. В зависимости от соотношения данных признаков и различаются типы темперамента.

Таблица: характеристика типов темперамента.

Сангвиник — человек подвижный, весёлый, общительный. Легко схо­дится с людьми. В большой компании незнакомых людей чувствует себя «как рыба в воде». Его отличает доброта, желание прийти на помощь. Он ак­тивен, энергичен, легко приспосабливается к новым условиям жизни. Охотно берётся за дело, но может не довести его до конца. Напряжённая умственная и физическая работа его быстро утомляет. И. П. Павлов называл его: «Горя­чий продуктивный деятель», но лишь тогда, когда много интересных дел. В противном случае он становится скучным и вялым.

Сангвиник — человек быстрый, порывистый, с большой жизненной энер­гией. И. П. Павлов так определял этот темперамент: «Боевой, задорный, лег­ко раздражающийся тип». Его чувства вспыхивают быстро и ярко, но также быстро потухают. Настроение часто меняется. В общении с людьми холери­ки бывают вспыльчивы, несдержанны, крикливы. Человек с таким характе­ром за дело берётся страстно, увлечённо, но сил хватает ненадолго, и тогда всё ему невмоготу. Не любит выполнять работу, которая требует длительной концентрации внимания, спокойного, медленного темпа.

Флегматик — человек спокойный, медлительный; он никуда не спешит. Его чувства, эмоции сдержанны; его трудно «вывести из себя». Движения и мимика невыразительны; не любит новых знакомств, для него важнее об­щаться с одними и теми же людьми в узком кругу старых знакомых. Он на­стойчивый и упорный работник. И. П. Павлов его так и называл: «Упорный труженик жизни».

Меланхолик — человек очень чувствительный, даже тревожный, обид­чивый, легко ранимый. Голос тихий. Движения невыразительны. Плачет ти­хо. Редко смеётся во весь голос. У него небольшое разнообразие эмоцио­нальных переживаний, но если он переживает, то долго, сильно и глубоко. Тяжело переносит неудачи, обиды. Он сдержан и слов на ветер не бросает, дорожит хорошими отношениями с окружающими людьми. Лучше всех справляется с малоинтересной, монотонной работой, сохраняет при её вы­полнении высокую работоспособность. В привычной, спокойной обстановке работает очень продуктивно, но плохо приспосабливается ко всему новому.

При малейших трудностях у него опускаются руки. И. П. Павлов говорил о нем так: «Меланхолик теряется в новых условиях жизни».

Следует учитывать, что далеко не все люди являются «чистыми» пред­ставителями какого-то одного из основных темпераментов. У большинства из них особенности одного темперамента сочетаются с характерными при­знаками другого.

В каждом типе темперамента имеются положительные и отрицатель­ные стороны. Исследования психологов показали, что высоких результатов в своей деятельности могут добиваться люди с разными темпераментами. При любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности. Например, у холерика может появиться несдержанность, резкость поведения, у сангвиника — легкомыслие, неустойчивость в делах и поступках, у меланхолика — чрезмерная замкнутость, застенчивость, у флегматика — пас­сивность, вялость, безразличие.

Сравните понятие характера и темперамента.

Записывают понятия

Отвечают

Читают и записывают

Записывают

Записывают

Слушают учителя

Записывают таблицу

Конспектируют

5.

Д/з. параграф №2, понятия, вопросы и задания на стр. 14 – 15.

Записывают в дневник домашнее задание.

7