Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Кузбасская государственная педагогическая академия
кафедра иностранных языков
Реферат
Невербальный компонент в общении. Его наличие в педагогическом процессе.
Содержание
Введение……………………………………………………………….3-4
Основная часть
I Раздел: Виды общения
1. Вербальное общение…………………………………………………6
2. Невербальное общение……………………………………………6-7
2.1 Схема невербальных средств общения…………………………..8
2.2 Зрительный контакт…………………………………………….8-9
2.3 Выражение лица…………………………………………………..9
2.4 Жесты……………………………………………………………9-10
2.5 Поза……………………………………………………………….10
II Раздел: «Занимательно о жестах»……………………………………..11-12
Заключение…………………………………………………………….13
Литература………………………………………………………………14
Суммарные показатели видов вербальных психологических значений ...
... руководитель, подчиненный и т. д.). Таблица 1 Суммарные показатели видов вербальных психологических значений невербального поведения Виды психологических значений невербального поведения Фотоизображения 1 2 3 4 5 ... Им предлагалось представить, что изображенные люди являются их партнерами по общению, и ответить на вопрос: «Что означает невербальное поведение изображенных на картинке людей?» ...
Введение
Актуальность исследования: Последние несколько лет все большее и большее количество людей стали интересоваться невербальным общением. В поле изучения попали такие движения и особенности человека при передаче вербального сообщения, которые истолковываются как имеющие смысл и одинаково интерпретируются в данном речевом сообщении. Вообще, надо заметить, что вопрос о трактовке или раскодировании невербальных элементов уходит корнями в далекое прошлое…
Однако особенности невербального компонента различаются по мере их применения в разных сферах деятельности человека. Например, в сфере образования это, прежде всего взаимодействие учителя с учениками. Педагогический процесс образно состоит из коммуникативной передачи информации по средствам вербального сообщения, но не стоит забывать, что подкрепляет и усиливает его невербальное дополнение.
Суть проблемы заключается в недостаточном уровне изучения невербального общения в процессе обучения и в частом отсутствии практического научения детей в процессе обучения невербальному компоненту.
Проблема исследования: Невербальное общение в педагогическом процессе.
Тема исследования: Роль невербального общения в педагогическом процессе. Обучение невербальному компоненту.
Объект исследования : Комплексное педагогическое общение как важная составляющая общей структуры педагогической деятельности.
Предмет исследования : Невербальные аспекты педагогического взаимодействия, наблюдаемые в практическом применении на предмет ознакомления обучающихся с ними.
Цель исследования: Рассмотрение невербального компонента общения непосредственно в педагогическом процессе.
Задачи исследования:
■ составить библиографический перечень источников, и на его основе проанализировать научно-теоретический материал по проблеме;
■ разработать программу экспериментального исследования;
Экспериментальное исследование процесса школьной адаптации первоклассников
... исследования является процесс адаптации первоклассников к школьному обучению. Предмет исследования: психодиагностическая программа исследования процесса школьной адаптации первоклассников. Цель исследования: ... мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения. Оценка уровня школьной адаптации состоит ... количестве 53 человек в возрасте 6,5 - 7 лет. Методы исследования: наблюдение, тестирование, ...
■ проанализировать полученные эмпирические данные, сделать выводы
Методы исследования: Анализ и синтез педагогической и психологической литературы по проблеме, эмпирические наблюдения, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологическая основа исследования: Теория деятельности культурно-исторический, аксиологический и деятельностный подход в исследовании психолого-педагогических аспектов жизнедеятельности личности: статьи, рассматривающие невербальное общение в педагогическом процессе.
I Раздел: Виды общения
Знаете ли вы, что в условиях полного одиночества у человека уже на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он начинает общаться с этими несуществующими образами, а если остается в изоляции на долгий период, то погибает.
Общение.… Именно общение сопровождает абсолютно всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность как вода и пища.
Чтобы понять, что же такое общение, рассмотрим несколько определений этого термина:
Общение – это сложный многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.
Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как с членами общества, в общении реализуются различные социальные отношения и потребности людей.
Итак, люди общаются, причем их должно быть не меньше двух. Один из них направляет информацию – коммуникатор, а другой соответственно ее принимает — реципиент.
Зачем же они это делают?
Для того, чтобы строить свои отношения друг с другом, понимать, обмениваться информаций, совместно учиться и трудиться, советовать и получать советы, выражать эмоции и настроения, передавать чувства и отношения, играть, приказывать, передавать накопленный опыт и многое другое.
Общение подразделяется на 2 типа: вербальное общение и невербальное общение, которые могут в свою очередь встречаться как отдельно, так и в сочетании.
Глава III. Общение и взаимодействие людей
... его личностей, так и общественные отношения не существуют вне реальной жизнедеятельности и общения людей. Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг ... обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Известный советский психолог В.Н.Мясищев создал в 1950-60 гг. свою концепцию ...
1.Вербальное общение
Вербальное общение – это сложный социально-психологический процесс, осуществляемый по речевому каналу.
Структура вербального общения:
а) Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность; правильность построения фразы и произношения звуков, выразительность и интонация.
б) Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция.
в) Выразительные качества голоса: смех, хмыканье, плач, стон, шепот, вздохи. Разделительные звуки: кашель, нулевые звуки: паузы, а так же звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.
2.Невербальное общение
Для большинства людей словосочетание «Невербальное общение» означает коммуникацию, осуществляемую несловесными средствами ( слова – это вербальный элемент общения).
В принципе, этим определением, как и множеством других можно пользоваться, хотя, оно не совсем объективно отражает всю многообразную сложность этого явления.
Невербальное общение включает в себя такие движения и особенности человека при передаче им вербального сообщения, которые истолковываются как имеющие смысл и одинаково интерпретирующиеся в данной культуре или данном речевом сообщении. Когда мы говорим, что невербальное сообщение интерпретируется как имеющее смысл, мы имеем в виду, что люди действуют так, будто у них есть определенное намерение, хотя они падают невербальные сигналы бессознательно и непроизвольно.
Необходимо отметить тот факт, что ряд физиологов и психологов считают, что вербальное и невербальное практически невозможно
разделить на две отдельные категории.
Доказательством послужит такой пример: Движения рук, составляющие язык глухонемых. В основном жесты глухонемых носят вполне лингвистический (вербальный) характер, при этом движения рук рассматривались традиционно как «несловесное» поведение. Или вот еще один существенный пример: некоторые жесты имеют лингвистический смысл, так как при различных видах афазии (афазия – это расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловлено поражением коры больших полушарий головного мозга) вместе с утраченными вербальными навыками у человека исчезают и жесты с соответствующими лингвистическими функциями.
Психологические закономерности делового общения
... коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). Этот процесс ... Жесты и позы Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Чтобы преуспеть в воздействии на людей в деловом общении, менеджеру необходимо использовать такой сильнодействующий стимулятор формирования имиджа, как речь. ... общения необходимо обратиться к соответствующей литературе. Ведь нужно грамотно излагать свои мысли, следить за движениями ...
Чтобы объективно представить невербальную категорию общения
рассмотрим схему невербальных средств общения.
Схема невербальных средств общения :
Кинесика: эксперессивно-выразительные движения, поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд), направление движения, длина паузы, частота контакта.
Просодика и экстралингвистика: интонация, темп речи, сила голоса, пауза, вздох, смех, плач, кашель.
Такесика: рукопожатие, поцелуй, похлопывание по плечу.
Проксемика: ориентация в пространстве, дистанция.
Итак, четыре названия фундаментальных наук – базис невербального
общения.
Кинесика – это наука, которая изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций.
Просодика – это наука, которая изучает ритмико-интонационное оформление речи.
Такесика – это наука, которая изучает прикосновения в ситуации общения.
Проксемика – это наука, которая изучает расположение людей в пространстве при общении.
Из всех видов невербального поведения нам лучше всего знакома кинесика или движения, к которым относятся зрительный контакт, выражение лица, жесты и изменение позы в процессе общения. Последовательно рассмотрим каждое из них.
- Зрительный контакт
Это прямой взгляд на человека или на людей в процессе общения. Характеризуется тем, как и сколько времени мы смотрим на другого
человека или людей во время общения. Зрительный контакт выполняет в общении ряд значимых функций:
Смирнов. Деловое общение. Первый контакт. Деловая беседа
... для гостя — на мягком диване, справа от хозяина. В деловом общении, особенно при первом контакте, важно определить круг вопросов, которые должны быть обсуждены. При этом ... нравы, традиции его страны. Одним из непременных атрибутов делового общения, который очень важен при первом контакте, является визитная карточка. Едва ли партнер, особенно зарубежный, посчитает ...
а) зрительный контакт как бы подтверждает, что мы внимательно слушаем собеседника;
б) То, как мы смотрим на собеседника, также отражает наши эмоции;
в) интенсивность зрительного контакта выражает доминирование (когда говорят о «взглядах сражающих наповал» или о ком-то, кто «смотрит в упор»).
г) Когда мы смотрим на собеседника, мы непроизвольно проверяем или оцениваем эффект, который произвели на него наши слова.
Степень зрительного контакта зависит от индивидуальных особенностей человека и ситуации. Например, когда тема приятна и интересна нам, мы заинтересованы в комментариях и реакциях собеседника – мы чаще поддерживаем зрительную связь с ним. И наоборот, мы избегаем прямых взглядов, когда тема разговора вызывает неприязнь и дискомфорт.
2. Выражение лица
Выражение лица – это организация лицевых мышц, которая передает эмоциональное состояние человека или его реакцию на сообщение. Выражение лица имеет не меньшее значение в общении, так как оно передает шесть основных эмоций, легко узнаваемых в любой культуре : радость, страх, гнев, удивление, печаль и отвращение.
3.Жесты
Жесты – это движения рук и пальцев, используемых человеком в процессе общения с целью привлечения внимания собеседника. Например, собеседник говорит: «Вот такой большой!», мы уже
непроизвольно ждем разведения его рук на определенную длину. Или когда человек говорит: «Послушай меня!», — он указывает пальцем или стучи кулаком, таким способом подкрепляя свои слова жестикуляцией.
Интересно то, что практически каждый человек отличается своей индивидуальной манерой и интенсивностью жестикуляции. А некоторые люди «говорят руками» лучше, чем ртом.
4.Поза
Поза – это положение тела. Изменения позы могут говорить о многом:
— если человек внезапно выпрямился на стуле и наклонился вперед, то это значит, что он усиливает свое внимание
— если встает, это означает я «закончил»
Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся
... педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся» неслучаен. В школе ребенок проводит значительную часть своей жизни, именно в начальных классах начинается развитие и совершенствование человека, как ... втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становится человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты. Исторический опыт и ...
— когда поворачивается спиной к другим – человек отвлекся и перестал
обращать внимание на собеседников.
Итак, мы рассмотрели наиболее частые проявления кинесики в общении.
Они могут выступать отдельно (без речевого сообщения), могут дополнять (усиливать) нашу словесную речь, а могут и подтверждать обратное (опровергать наши слова).
Все содержание первого раздела несет теоретический базис общения. Далее необходимо показать невербальное в практике – текущем педагогическом процессе в школе в младшем школьном звене.
II Раздел: «Занимательно о жестах»
«Занимательно о жестах» — это название статьи из журнала « Начальная школа». Цель статьи: демонстрация примерного занятия с детьми младшего школьного возраста, которое содержит обучающий элемент культуры жестов.
«В общении учителя с учениками важную роль играет взаимопонимание, которое достигается не только с помощью словесной речи, но и путем невербальной коммуникации. Ведь жесты и мимика необходимы и в повседневном общении, и в учебной деятельности, когда нужно передать информацию (часто без слов), сообщить о своем отношении к чему-либо, о чувствах, о согласии или несогласии. Поэтому для того, чтобы общение было полноценным, необходимо развивать у детей ЗУН невербальной коммуникации. На наш взгляд это лучше всего делать в занимательной форме на внеклассных занятиях…»
«Занятие начинается с того, что учитель просит тишины, поднося указательный палец к губам. Затем рукой показывает знак «садитесь». Потом, обращаясь к одному ребенку, жестами просит его подняться и вновь сесть на место. Без вербального сообщения все без исключения поняли, что
от них требуется…»
«Дети высказывают свои мнения. Приходят к выводу, что движения, которые показывал учитель, называются жестами. Жесты – это движения не только руками и головой, но и другими частями тела…»
«Далее учитель спрашивает у детей, нужны ли жесты людям? Зачем? Дети отвечают на поставленные вопросы, показывают жесты, которые они часто используют, пытаются разыграть ситуации без словесной речи и др. …»
«Общение с помощью жестов происходит ни только на уроках, но и в повседневной жизни. Детям предлагается проверить знания общепринятых жестов, Учитель показывает жесты «до свиданья», «иди ко мне», «согласен», а ребята их читают…»
Психокоррекционная программа работы в сфере общения и поведения ...
... щеки, втянуть щеки в полость рта.(обследование развития лицевой моторики). Ведущий предлагает детям показать жестом слова “высокий”, “маленький”, “там”, “я”, “здесь ... его развития, важнейший фактор формирования личности. Неразвитые навыки общения приводят к множеству психологических проблем и нервно- ... и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже ...
«Заканчивая занятие, учитель предлагает ребятам интересное домашнее заданье: «Включите дома телевизор и уберите громкость, Попробуйте по жестам людей догадаться, о чем они говорят. А потом прибавьте громкость и проверьте, верны ли ваши догадки…»
Эти занятия, безусловно, не являются часть обязательной частью учебного плана, но ее авторы утверждают, что подобные занятия проводились ими неоднократно в нескольких классах. Авторы отмечают, что дети с удовольствием участвовали в работе. Полезно провести не одно, а целую серию таких занятий, так как они очень нравятся детям, знакомят их с различными средствами общения, а значит, учат понимать себя и других.
Заключение
Анализируя все выше изложенное необходимо подвести итоги. Человек окружен социальным пространством и без взаимодействия с ним течение его нормальной жизнедеятельности невозможно. Взаимодействие – это, прежде всего общение: вербальное (словесное) и невербальное (жесты, поза, мимика, рукопожатие и др.).
В данной работе мы подробно рассмотрели невербальный компонент общения, его структуру и отдельные составляющие. Все это составило первый раздел работы – теоретический базис.
Второй раздел работы был посвещен анализу и синтезу теоретического базиса в практическом применении (статья, содержащая идею «Обучения невербальному компоненту детей младшего звена в средней школе»).
На основе изложенных наблюдений авторов этой статьи можно выделить массу интересных фактов. К примеру, один из них: Без целенаправленного обучения «Языку жестов» со стороны родителей и педагогов, дети еще с ранних лет при помощи наблюдения за поведением взрослых неплохо усваивают, понимают и активно используют невербальный компонент.
Невербальный компонент – является необходимым дополнением для создания полноценного и успешного общения. Он исполняет функцию, как сопровождающего подкрепления вербального сообщения, так и функцию опровержения сказанных слов.
Объективное представление невербального компонента и его использование облегчает жизнь человеку в современном мире.
Список литературы
11. Педагогическое общение: компоненты, функции, стили, модели и барьеры
... различают вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация - процесс общения с помощью языка (человеческую речь). Невербальная коммуникация - это ... процесса, организуя его и управляя им. Функции педагогического общения познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира; эмотивную, ... несколько моделей поведения учителя в общении с обучаемым на занятиях. Модель первая. Педагог как бы ...
- Вербер Р., Вербер К. Психология общения. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2005.- 320с.
- Живодерова О.С. Занимательно о жестах. /О.С. Живодерова, М.А Масленникова.//Начальная школа.-2003. -№4. –С.52-54.
- Повалева М.А. Невербальные средства общения. /М.А. Повалева, О.А Рутер. – Ростов н/Д: Феникс. 2004. – 352 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. Ч.1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии./Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 1995.: илл. – ISBN.