Суммарные показатели видов вербальных психологических значений невербального поведения

Приложение 1.

Методика «Свободной семантической оценки невербального поведения»

В основу разработки методики положены следующие теоретические положе­ния: 1) о различных индикативных и функциональных возмож­ностях невербального поведения и невербальной интеракции; 2) о невербальном поведении как личностном образовании, сви­детельствующем о действиях, состояниях, интеллектуально-воле­вых процессах, качествах личности, ее отношениях, формах взаи­модействия с другими людьми, статусе, социальной роли: 3) о невербальном поведении как полисемантическом явлении, интер­претация которого должна не только отражать социально-фикси­рованные формы значений, но и включать их индивидуальные варианты; 4) о наличии в структуре интерпретации невербаль­ного поведения как когнитивных (содержательных), так и эмо­ционально-оценочных суждений; 5) о различных способах интер­претации, отражающих взаимодействия невербального поведения и общения; 6) о «вербальном значении» как константном психо­логическом образовании, которое выражает осознанный опыт установления связей между невербальным поведением и психоло­гическими характеристиками личности и группы.

В отличие от большинства методов, применяемых для диагно­стики опознания, понимания, интерпретации невербального по­ведения, разработанная нами методика включает изображения индивидуального невербального поведения и невербальной инте­ракции, их элементов (поза, мимика, жест); список предназна­ченных для идентификации невербального поведения категорий не задается. Тем самым снимаются искусственно созданные экспе­риментаторами вербальные ограничения и выясняются те психо­логические значения невербального поведения, которые актуали­зируются спонтанно, отражают опыт индивида по установлению связей между объектными и субъектными признаками человека. Поэтому методика и получила название «Свободной семанти­ческой оценки невербального поведения». Основное ее назна­чение -вскрыть структуру и содержание психологической интер­претации индивидуального поведения и невербальной интеракции.

Методика состоит из четырех серий фотоизображения невер­бального поведения. Каждая из них включает шесть изображений, отличающихся индикативными возможностями. Первая серия— «позы»; вторая— «позы, жесты, мимика»; третья— «мимика» (мужской и женский вариант); четвертая— «невербальная интеракция». Вторая серия условно названа «индиви­дуальное невербальное поведение», четвертая обозначена «диа­да — группа», первая и третья рассматриваются как элементы кинесической структуры. Первые четыре позы взяты из книги А. А. Бодалева (…), пятая и шестая созданы по аналогии; третья серия включает изображения мимики, полученные в лаборатории П. В. Симонова. Вторая и четвертая серии составлены на основе книги (…).

2 стр., 625 слов

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению по методике К. Томаса

Образовательное учреждение профсоюзов «Академия труда и социальных отношений» Социально-экономический факультет Кафедра социологии и управления социальными процессами Самостоятельная работа по дисциплине «Конфликтология» Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению по методике К. Томаса Работу выполнила: студент 6 курса, 5 группы, «управления персоналом» А.В. Чуланов 2011 ...

Используемый вариант методики прошел психометрическую проверку. Эксперты в количестве 150 человек работали с каждой из серий методики. Им предла­галось представить, что изображенные люди являются их парт­нерами по общению, и ответить на вопрос: «Что означает невербальное поведение изображенных на картинке людей?» Фотоизо­бражения предъявлялись в виде слайдов, время экспозиции ко­лебалось от 20 до 30 секунд, на запись ответов отводилось 30— 40 секунд. Время трансляции изображений, как и время записи ответов, было отработано в предыдущих исследованиях. Такое время позволило выявить те связи, которые сформировались у субъекта и имеют устойчивые вербальные значения. Ответы экспертов анализировала группа психологов в составе 5 человек. За единицу анализа ответов принималось суждение (вербальное значение), относящееся к конкретным психологическим и социально-психологическим явлениям: действиям, состояниям, качествам личности, социальной роли, статусу, отношениям, формам взаимодействия. В результате ответы 150 человек, при­нявших участие в экспертизе на соответствие невербального по­ведения психологическим и социально-психологическим харак­теристикам личности и группы, обрабатывались пять раз. В матри­цу подготовленных для машинной обработки данных вошли только те суждения (вербальные значения), которые в 75—100% относились психологами-экспертами к определенным психоло­гическим или социально-психологическим характеристикам личности и группы.

В таблице 1 представлены суммарные показатели данных. По горизонтали в ней расположены виды вербальных значений невербального поведения, отличающиеся друг от друга по своему психологическому содержанию. В графу 1 заносились те суждения (значения), которые характеризовали действия человека (машет, положил, опирается, закрыл, стоит, бежит и т. д.).

В графе 2 фиксировались суждения (значения) об э м о ц и оальных состояниях человека (радость, страдание, страх, гнев, отвращение).

В 3 графу вносились суждения об интел­лектуально-волевых характеристиках изображенного че­ловека (внимательно слушает, думает, сосредоточен, что-то за­мышляет, раздумывает, соображает и т. д.).

В 4 графе отмечались суждения о чертах, качествах личности (трудолюби­вый, аккуратный, чувствительный, самовлюбленный, небрежный и т. д.).

В графе 5 фиксировались ответы, свидетельствующие об отношениях изображенного на фотообъекте человека (презирает, ненавидит, угрожает, симпатизирует, одобряет и т. д.).

Суждения типа — свидание, беседа, разговор, конфликт, вражда, дружба заносились в 6 графу и обозначались как формы взаимодействия. В графе 7 отмечались суждения (значе­ния), характеризующие социальный статус, роль изо­браженного человека (педагог, инженер, руководитель, подчи­ненный и т. д.).

Таблица 1

Суммарные показатели видов вербальных психологических значений невербального поведения

Виды психологических значений невербального поведения

Фотоизображения

1

2

3

4

5

6

7

8

1 серия — позы

1 картинка

6

12

50

15

169

6

1

13

2 — / -

6

84

93

9

56

7

3

19

3 — / -

5

53

6

35

125

0

1

42

4 -/ -

25

30

55

22

103

3

0

32

5 -/ -

5

46

88

9

21

0

6

15

6 -/ -

7

171

5

3

53

0

5

9

2 серия

индивидуальное НП

1 картинка

50

32

91

10

31

43

7

13

2-/-

8

56

93

0

11

0

0

16

3-/-

21

33

95

24

7

4

2

12

4-/-

11

33

101

5

3

2

2

9

5-/-

7

58

62

5

30

7

1

17

6-/-

17

48

63

9

18

8

2

25

3 серия -мимика (женское лицо)

1картинка

5

131

3

2

12

8

2

28

2-/

18

74

74

0

7

1

2

11

3-/-

11

79

49

6

42

1

0

13

4-/-

6

82

40

6

17

1

1

8

5-/-

7

71

71

1

65

0

1

10

6-/-

13

69

34

1

57

4

0

16

3 серия — мимика (мужское лицо)

1 картинка

9

127

8

1

34

1

1

18

2-/-

9

99

50

4

18

1

1

8

3-/-

20

86

36

0

20

3

1

10

4-/-

7

99

9

6

66

2

0

10

5-/-

8

23

25

12

98

0

0

13

6-/-

10

76

60

2

25

2

0

5

4 серия — невербальная интеракция

1 картинка

27

5

2

3

50

122

87

13

2-/-

24

11

6

3

46

95

65

10

3-/-

11

15

6

0

52

116

54

18

4-/-

23

4

7

4

44

130

73

14

5-/-

47

7

14

0

28

29

44

12

6-/-

32

6

14

14

67

84

58

13

В процессе работы над ответами экспертов обнаружилось, что они не только соотносят невербальное поведение с психологи­ческими и социально-психологическими особенностями челове­ка, но и выражают личное отношение к увиденному человеку. Иными словами, включают в процедуру «означивания» невер­бального поведения эмоциональные, оценочные суждения («кра­сивое лицо», «урод какой-то», «убить его надо» и т. д.).

Эти суждения были выделены и внесены в отдельную, 8 графу, полу­чившую название «эмоционально-оценочные суждения». Так как указанные суждения возникли на основе обобщен­ной оценки человека с конкретным невербальным поведением, мы посчитали возможным рассматривать их наряду с теми суж­дениями, которые были зафиксированы в графах 1—7.

Математическая обработка матрицы данных была осуществле­на с применением процедур корреляционного ана­лиза по Пирсону, факторного анализа по методу главных компо­нент. Количество факторов устанавливалось по проценту дис­персии (97%).

Программа математической обработки данных включала также процедуру ранжирования, умножения матриц. На их основе определялись ранги фотоизображений по их «вкла­ду» в «поле» психологических значений невербального поведения и осуществлялось ранжирование суждений относительно вида невербального поведения,

Чтобы получить эталон иерархии психологических значении каждого вида невербального поведения, был рассчитан вклад в организацию фактора каждой психологической категории, соот­ветствующей определенному явлению. Затем полученные данные были проранжированы. Показатели ранга психологического значения расценивались как его место в структуре семантической оценки определенного вида невербального поведения.

По первому фактору — «индивидуальное невербальное поведение» — психологические значения распределяются следующим. образом: 1) интеллектуально-волевые процессы; 2) эмоциональные состояния; 3) отношения; 4) действия; 5) оценка; 6) качества личности; 7) формы взаимодействия; 8) статус и роль.

Второй фактор— «мимика» —включил также ранги психо­логических значений: 1) эмоциональные отношения; 2) интеллектуально-волевые процессы; 3) отношения; 4) оценка; 5) действия; 6) качества личности; 7) статус, роль; 8) формы взаимодействия. ;

По третьему фактору — «невербальная интеракция» — пси-хологические значения распределились следующим образом: 1) формы взаимодействия; 2) статус, роль; 3) отношения; 4) действия; 5) оценка; 6) качества личности; 7) интеллектуально- волевые состояния

Ранги психологический значений четвертого фактора таковы: 1) отношения; 2) эмоциональные состояния; 3) интел­лектуально-волевые процессы; 4) оценка; 5) качества личности; 6) действия; 7) формы взаимодействия; 8) статус, роль.

На основе полученных данных были составлены схемы «по­лей» психологических значений невербального поведения (см. рис. 1).

В центре «семантического поля» находятся значения, имеющие высший ранг; второй и третий круг образуют значения, ранги которых достоверно отличаются как от рангов значений, составляющих ядро, так и от находящихся на периферии. Иными словами, чем дальше «круг значений» от центра «поля», тем ниже вероятность появления входящих в него значений в момент восприятия невербального поведения.

Устойчивость схем «полей» психологических значений невербального поведения была проверена при повторном опросе экспертов (60 человек) через месяц после первого участия в эксперименте. Коэффициент устойчивости оказался равен 0,80. Следовательно, можно считать, что каждый вид невербального поведения актуализирует определенное «поле» психологических значений, в пространстве которого размещаются различные психологические характеристики личности и группы.

Рис. 1. Схема «полей» психологических значений невербального поведения: 1 — «поле» психологических значений поз человека; 2 — «поле» психологи­ческих значений индивидуального невербального поведения; 3 — «поле» психо­логических значений мимики; 4 — «поле» психологических значений невербаль­ного поведения диады, группы. Д — действия; ЭС — эмоциональные состояния; ИВП — интеллектуально-волевые процессы; КЛ — качества личности; ОТ — от­ношения; ФВ- формы взаимодействия; СР — социальный статус, роль; ОЦ — эмоционально-оценочные суждения

Объем «поля» психологических значений составляет семь единиц, взаимосвязь между которыми отражена на рис. 1. Приведенные на нем схемы «полей» психологических значений использовались в исследовании как эталон. В соответствии с ним устанав-ливались различия и динамика структуры и содержания интерпретации невербального поведения.

Результаты математической обработки подтверждают предпо-ложение об индикативно-функциональных различиях между индивидуальным невербальным поведением и невербальной интеракцией. Эти два вида невербального поведения можно рассматривать как различные объекты психологической интерпретация и в соответствии с их семантическими «полями» выделить психологический уровень анализа невербального поведения и соци­ально-психологический.

Иерархия психологических значений каждого вида невербального поведения отражает его полифункциональность и свидетельствует о наличии ведущих функций. В зависимости от вида кинесико-проксемических компонентов невербального поведения поле его психологических значений переструктурируется. Индикативные возможности позы раскрываются главным образом в психологических значениях отношений, эмоциональной сферы личности. Мимика оценивается в первую очередь как знак эмоциональных состояний, интеллектуально-волевых процессов. Индивидуальное невербальное поведение с одинаковой вероятностью актуализирует психологические значения, относящиеся к интеллектуально-волевым процессам, эмоциональным состояниям, отношениям личности. Невербальная интеракция служит показателем разворачивающихся в группе социально-психологических процессов.

Знание центральных психологических значений для каждого вида невербального поведения позволяет использовать методику для изучения индивидуально-типологических различий структуры, содержания психологической интерпретации невербального поведения.

На первом этапе создания методики была также разработана инструкция участнику исследования. В окончательном варианте она звучит так: «Вы видите перед собой альбом (слайды) с изображением мимики, позы, жестов и их сочетаний — одного человека и группы людей. Ваша задача — определить, что они означают для вас в ситуации общения. Помните, что на каждое изображение можно дать несколько ответов. «Плохих» и «хоро­ших», «правильных» и «неправильных» ответов при выполнении данного задания нет. Итак: что означают для Вас в общении эти позы? Вопрос повторяется при переходе участника эксперимента к следующей серии.

Затем были введены критерии, определяющие способы интер­претации. Помимо семантической оценки (вербальных значений) к ним были отнесены те суждения, которые свидетельствовали о взаимосвязи невербального поведения и общения. Вычленялись они в соответствии с основными составляющими общения: сред­ства, ситуация, партнер. Первый способ был назван «способом интерпретации с опорой на речевое поведение»; второй— «спо­собом интерпретации с опорой на анализ ситуации», третий классифицирован как «способ интерпретации с опорой на сти­мул». К первому способу интерпретации относятся все ответы, в которых изображенный человек наделяется речевым поведением. Например, все высказывания от первого лица: «я вам еще пока­жу», «ну, что вы от меня хотите?», «я люблю вас» и т. д. Второй способ интерпретации заключается в указании на место действия, условия общения, его контекст: «смотрят телевизор», «встрети­лись на собрании», «сидят у кабинета зубного врача». Третий способ интерпретации раскрывается в обращении к стимулам, причинам, породившим индивидуальное невербальное поведение или невербальную интеракцию. К примеру: «получил из дома плохое письмо», «девушку обидел молодой человек», «ему сооб­щили, что начальник злой», «опоздал на работу» и т. д.

Таким образом, ответы участников эксперимента анализиру­ются в трех направлениях:

1) устанавливается круг психологических значений невербаль­ного поведения;

2) выделяются способы интерпретации невербального пове­дения;

3)определяются эмоционально-оценочные суждения, свиде­тельствующие об отношении субъекта познания к человеку с определенным невербальным поведением.

Ключевые слова текста ответов подчеркиваются и заносятся в соответствующую графу. Таблица составляется на каждого участника эксперимента отдельно и включает одиннадцать разде­лов. Семь из них описаны выше — это психологические явления: 1) действия, 2) состояния, 3) интеллектуально-волевые процеcc 4) качества личности, 5) отношения, 6) форма взаимодействие 7) статус, роль. Затем помещаются сведения о способах интерпретации: 8) ситуация, 9) речь, 10) стимул. Завершается таблица 11-м разделом—эмоционально-оценочные суждения. Ответы суммируются по каждой серии изображений невербального поведения, по каждому критерию контент — анализа.

На втором этапе разработки методики «Свободной семантической оценки» были определены типы психологической интерпретации невербального поведения. Суммарные показатели видов вербальных психологических значений невербального поведения, полученные на первом этапе создания методики, были обработаны с помощью корреляционного анализа и по методу главных компонент. В этом случае математическому анализу подвергались показатели психологических значений невербального поведения.

На основе корреляционного анализа были выделены три относи- тельно независимых блока связей. Первый образуют такие психологические значения, как действия, формы взаимодействия, статус, роль. Второй блок состоит из связей качеств личности, отношения, эмоционально-оценочного суждения. Третий блок представлен значениями: эмоциональные состояния, интеллектуально-волевые про- цессы.

Факторный анализ подтверждает существование трех видов связей между психологическими значениями невербального поведения. В результате обработки данных по методу главных компонент выделены три относительно независимые компоненты, отличающиеся по своему психологическому содержанию. Первая, главная компонента, связана с признаками, которые являются показателями действий человека, форм взаимодействия, социального статуса, роли. Эта компонента двухполюсная, по­скольку в нее входят с большим отрицательным весом такие психологические значения, как «эмоциональные состояния». Пси­хологическое содержание первой компоненты указывает на существование двух наиболее распространенных типов интерпре­тации невербального поведения. Первый тип можно условно на­звать «взаимодействие — роль» (действия, формы взаимодействия, статус-, роль), второй — обозначить как эмоциональный.

PRILOZ-1 — Стр 2

Вторая компонента связана с признаками, которые выступают показателям качеств личности, ее отношений к другому и эмоцнонально-оценочных суждений. Психологическое содержание данной компоненты — это еще один тип интерпретации невербального поведения «отношенне — оценка»

Третья компонента двухполюсная. На одном полюсе с поло-жительным факторным весом находятся психологическиее значеиия, рас-крывающие интеллектуально-волевые характеристики" личности, на другом полюсе располагаются с отрицательным значимым весом психологические значения форм взаимодействия, статусно-ролевых характеристик индивида, группы. Следовательно, в соответстствии с психологическим содержанием третьей компоненты существует еще два типа интерпретации: «интеллектуально — волевой» и «статус—взаимодействие».

Таким образом, мегодика «Свободной семантической оценки невербального поведения» диагностирует пять типов вербальной психологической интерпретации иеварбального поведения: 1}"взаимодействие — роль"; 2) «эмоциональный»; 3) «отношение — оценка»; 4) «интеллектуально — волевой» 5} «статус — взаимодействие»

Диапазон возможных связей типов вербальной психологической интерпретации с другими способами определен также на основе интеркорреляционного анализа, оторый показал, что достоверные положительные связи между типом и способом интерпретацли невербального поведения отсутствуют. Исключение составляет «деятельностный» тип интерпретации Он имеет значимую свяаь с дополнительным способом анализа невербального поведения, а именно, с «ситуацией». Остальные виды связей денонсгрируют, что вербальная психологическая оценка не зависит от того, какие дополнитепьыые средства, характеристики общения привлекает субъект познания. Отсутствуют также положительные значимые связи между способами интерпретации. Тем самым способы интерпретацпи («ситуация, «речь», «стимул») не являются статистически постоянной величиной. Они могут учитываться при обработке данных в качестве показателей инди­видуальных ориентаций на конкретные компоненты общения и рассматриваться как проявление индивидуального опыта в уста­новлении связей между психологическими явлениями, невербальным поведением, общением.

Итак, на основе методики «Свободной семантической оценки невербального поведения» выявляется тип интерпретации невербального поведения. Индивидуально — типологические различия рассчитываются на основе суммирования ответов участников эксперимента по всем одиннадцати показателям интерпретации и сравнения их с описанными выше эталонами типов интерпретации.