гражданском процессе» (2 часа)

3

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО «ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(4 ЧАСА)

ТЕМА № 1 «Судебнопсихологическая экспертиза в уголовном и

гражданском процессе» (2 часа)

ПЛАН:

  1. Предмет судебно — психологической экспертизы, основания и поводы ее на­значения
  2. Методологические основы судебно — психологической экспертизы, ее компе­тенция

3.Основные вопросы, решаемые экспертом — психологом

4.Подготовка, назначение, использование судебно — психологической эксперти­зы следователем (судом)

Задачи

Задание №1

Ч. (42 года) обвиняется в убийстве. Об обвиняемой известно следующее: по специальности бухгалтер, по характеру ранимая, обидчивая, излишне впе­чатлительная. По месту работы характеризуется положительно. Дважды была замужем, с первым мужем развелась из-за пьянства. Во втором браке имеет сы­на 7 лет. Отношения с мужем были плохие, т.к. он также пил, неоднократно из­бивал ее, беспричинно ревновал. В связи с этим она неоднократно ревновал. В связи с этим она неоднократно пыталась покончить с собой. Из материалов де­ла известно, что она убила мужа, ударив его ножом в грудь. В своих первых по­казаниях сообщила, что муж пришел домой пьяным и начал с ней ссориться, не­цензурно бранился, избивал ее и грозил убить, замахнулся на нее ножом, но она выхватила нож и ударила его в грудь.

Составьте постановление о назначении судебно — психологической экс­пертизы.

Назовите поводы и назначения экспертизы. Задание № 2

Двое молодых людей подошли к незнакомому человеку с целью ограбле­ния и попросили его дать прикурить. Незнакомец грубо отказал в просьбе, и они стали его избивать, затем взяли кошелек и убежали. Один из них, который нанес первый удар пострадавшему, утверждал, что тот оскорбил его, и он был в слепой ярости,

Можно ли поведение молодого человека рассматривать как фрустрационное?

Задание № 3

Какие вопросы следует выяснить эксперту — психологу относительно раз­вития подэкспертного в детском и юношеском возрасте, если военнослужащий покончил жизнь самоубийством в армии?

8 стр., 3561 слов

Основы судебно-психологической экспертизы

План Введение 1. Методологические основы судебно-психологической экспертизы 2. Виды, условия и порядок проведения судебно-психологической экспертизы Задача Заключение Список литературы Введение Судебно-психологическая экспертиза - это исследование конкретной личности, психологических механизмов поведения человека в строго определенных условиях. Первая попытка проведения судебно-психологической ...

Задание № 4

Какие вопросы следует задать свидетелям или потерпевшему при сомне­ниях в аффективном состоянии обвиняемого?

Задание № 5

Эксперты — психологи «заочно» составили заключение об отсутствии у обвиняемого аффекта (оно уместилось на одной странице машинописного тек­ста).

Вместо того, чтобы подробно проанализировать поведение и эмоциональ­ное состояние обвиняемого, особенности его личности, эксперты — психологи обосновали свой вывод только тем, что в момент совершения преступления у обвиняемого «лицо было спокойно, кровь к лицу не приливала, вены на лбу не набухали, глаза не блестели, дышал он ровно и спокойно, ничего не говорил»,

Оцените доказательственное значение приведенного заключения экспер­тов — психологов.

Задание № 6

Поведение потерпевшей по делу об изнасиловании 15-летней А. в крими­нальной ситуации отличалось крайней пассивностью, податливостью к требова­ниям обвиняемого. Некоторые ее действия позволяли в равной степени предпо­лагать как добровольное вступление в близкие отношения, так и непонимание ситуации, неспособность выработать внутренний план поведения и противопос­тавить его действиям обвиняемого.

Какие данные необходимо собрать о потерпевшей? Что следует в данном случае выяснить путем производства судебно — психологической экспертизы?

От имени следователя сформулируйте соответствующие вопросы экспер­там.

Задание № 7

По делу о причинении во время драки телесных повреждений обвиняемый Ж. утверждал, что потерпевший первым нанес ему удар по голове, а больше он ничего не помнит, поскольку у него» … помрачилось в голове». Следователь, не имея возможности детально разобраться в происшедшем, назначил комплекс­ную психолого- психиатрическую экспертизу, перед которой поставил задачу выяснить, находился ли Ж. в момент совершения преступления в состоянии аффекта, а если да, то какой аффект имел место и как он сказался на характере инкриминируемых деяний. Производство экспертизы было поручено экспертной комиссии (в составе психиатра, психолога и судебного психолога), которая в ре­зультате проведенного исследования исключила патологический аффект и травматические отклонения (оглушение, ступор, кома).

14 стр., 6695 слов

5.Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения

Тема «Судебно-психологическая экспертиза». 5.Основания и поводы для назначения судебно-психологической экспертизы. 6.Виды судебно-психологической экспертизы. 7.Организация судебно-психологической экспертизы. 8.Права и обязанности эксперта-психолога. 9.Оценка заключения судебно-психологической экспертизы. Основная задача СПЭ сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в ...

Одновременно в заклю­чении отмечалось, что Ж. — акцентуированная личность. Он склонен к аффекта­ции, неадекватным реакциям. Инкриминируемое ему деяние явилось следстви­ем сужения сознания, вызванного обидой, гневом как реакцией на нанесенные ему удары. Самоконтроль и саморегуляция Ж. исключал возможность осмысли­вания отдельных последствий. Характер событий, предшествовавших правона­рушению, поведение потерпевшего, сама ситуация совершения преступления с учетом личности обвиняемого свидетельствуют о том, что преступление он со­вершил в состоянии физиологического аффекта.

Аргументируйте обоснованность назначения в данном случае комплекс­ной психолого — психиатрической экспертизы для установления наличия или от­сутствия аффекта. К проведению какой экспертизы судебно — психологической либо комплексной психолого — психиатрической — следует прибегать для уста­новления наличия или отсутствия физиологического и патологического аффек­та?

ЛИТЕРАТУРА:

1 Алмазов Б.Н. Правовая психопатология: Учебное пособие. — Екатерин­бург: УрГЮА, 2000.

2 Балабанова Л.М. Судебная патопсихология ( вопросы определения нормы и отклонений).

— Д.: Сталкер, 1998.

3 Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. — СПб., 2003.

4 Иванов Л.А., Мазуркевич В.Б., Мельник В.В., Яковлев Я.М. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании транспортного происше­ствия. — Саратов, 1993.

5 Мищенко Е.В. Принудительные меры медицинского характера. Их право­вая природа и основания применения судом. Учебное пособие / Под ред. Гуськовой А.П. Оренбург: ОГАУ, 1999

6 Рогозин Д.А. Социально — правовые и психологические основы произ­водства по уголовным делам несовершеннолетних: Учебное пособие / Под ред. А.П. Гуськовой. — Оренбург: ОГАУ, 2001.

7 Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М., Юристъ, 2004

8 Сафуанов Ф.С. Судебно — психологическая экспертиза в уголовном про­цессе: Научно — практическое пособие . -М.: Гардарика, Смысл, 1999.

9 Сорокотягин И.Н. Правовая психология. Учебное пособие. — Екатерин­бург, 2000.

9 стр., 4046 слов

Учебное задание как условие развития учащихся

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 ГЛАВА 1. Самостоятельная работа учащихся 1.1 Общая характеристика самостоятельности 5 1.2 Основные требования к самостоятельной работе 7 1.3 Формирование самостоятельной работы учащихся 9 ГЛАВА 2. Учебное задание как условие развития учащихся 2.1 История вопроса 13 2.2 Сущность учебного задания учащихся и ее роль в овладении знаниями 15 2.3 Формирование у учащихся умений и ...

10 Ю.Сафуанов Ф.С. Судебно — психологическая экспертиза аффекта в свете нового УК РФ: проблемы и перспективы. // Психологический журнал. 1997.т.18,№2. С.50-57.

11.Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления су­дебно- психологической экспертизы, Справочное пособие. М.* ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2000.

12.Сорокотягин И.Н. Основы общей психологии. Учебное пособие для сту­дентов юридических вузов. Екатеринбург, 1996.

13.Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. A.M. Сто-ляренко.-М., 2003.

ТЕМА № 2: «Познавательная подструктура профессиональной дея­тельности юриста» (2часа)

ПЛАН:

6 Общая характеристика психологических особенностей следственной дея­тельности.

7 Психология осмотра места происшествия.

8 Психология проведения обыска и выемки.

9 Психология предъявления для опознания.

10 Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверка показаний на месте).

Задачи

Задание №1

Подозреваемые Астров и Варгин отрицали причастность к совершению разбойного нападения. Астров на допросе заявил, что он не имеет ничего об­щего с Варгиным, поскольку тот вор. Затем рассказал о совершенной Варгиным краже белья, не имевшей какого — либо отношения к разбойному нападению. Между ними была проведена очная ставка. В ходе нее Астров повторил ранее данные показания. Для Варгина они явились полной неожиданностью и настоль­ко возмутили его, что он тут же рассказал следователю о совершенном ими разбойном нападении.

Какие психологические особенности взаимоотношений участников очной ставки способствовали получению правдивых показаний?

Оцените допустимость в данной ситуации обострения противоречий в показаниях участников очной ставки как психологического средства установ­ления истины по спорным обстоятельствам.

10 стр., 4961 слов

Психологическая характеристика заданий теста по сериям

Структура теста Цветной вариант Прогрессивных матриц Равена (для детей и пожилых) состоит из трех серий (А; Ab; В), различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12 матриц с пропущенными элементами. Таким образом, для работы испытуемому предлагается 36 заданий. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а ...

Задание №2

По делу о хищении был арестован руководитель одного пищевого завода. Соучастником преступления являлся служащий того же предприятия. На до­просах он дал в отношении руководителя изобличающие показания. Считая, что руководитель завода его незаслуженно недооценивает, служащий выразил желание дать правдивые показания ему в лицо. Когда на очной ставке допрашивае­мым были поставлены первые вопросы, руководитель завода тут же решение дать показания без проведения этого следственного действия.

Очная ставка была прервана. Последовал немедленный допрос, в ходе ко­торого руководитель завода стал давать правдивые показания. На вопрос, поче­му он решил дать такие показания, допрашиваемый заявил, что было бы не на его уровне, если бы он позволил себя изобличать нижестоящему по службе со­участнику.

Какие психологические факторы в данном случае помогли следователю повысить эффективность воздействия на изобличаемого с целью получения от него правдивых показаний?

Задание №3

Проведя обыск на даче и дачном участке расхитителя, следователь столк­нулся с необходимостью осмотреть участок местности 0,5 га, засаженный пло­довыми деревьями, кладовку, подвал с многочисленными банками варенья, ком­потов, поленницу дров 1*3 м, гараж, колодец и сарай, в котором хранились ста­рые вещи.

Какими характерологическими качествами должен обладать следователь для успешного проведения данного обыска?

Задание №4

При расследовании обстоятельств нападения на потерпевшую, она описа­ла приметы преступника: крепкое телосложение, низкий лоб, тяжелые челюсти, черные глаза, тонкие губы. Когда же ей представили картотеку фотографий, она узнала преступника в щуплом молодом человека с открытым взглядом и ве­селым выражением лица.

Каков психологический механизм добросовестного заблуждения потер­певшей?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. УПК РФ. -М: НОРМА, 2005.
  2. Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика: Науч.-практ. пособие / О.Я. Баев. — М., 2003
  3. Васильев В.Л. Психологические аспекты преступных формирований и расследования совершаемых преступлений: Учебное пособие. СПб., 1994
  4. Васильев А.Н., Корнеева Л.М. Тактика допроса. М., 1970.
  5. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. — Волгоград, 1983.
  6. Гримак Л.П. и др. Методы прикладной психологии в раскрытии и рассле­довании преступлений. -М., 1999.
  7. Гримак Л.П., Скрыпников А.И. Психологические методы активизации па­мяти свидетелей и потерпевших. — М.,1997.
  1. Еникеев МЛ., Черных Э.А. Психология обыска и выемки. — М., 1994.
  2. Еникеев М.И.. Черных Э.А. Психология допроса. — М.. 1994.
  3. Ю.Зубрилова И,С, Скрыпников А.И. Применение полиграфа при раскрытии

преступлений органами внутренних дел. — М.,1999.

7 стр., 3224 слов

Психология взаимоотношений между руководителем и подчиненным

Реферат "Психология взаимоотношений между руководителем и подчиненным" Введение Каждый человек хочет, чтобы его жизнь была благополучной. Залог успеха должен закладываться еще с юного возраста, когда идет формирование взглядов и целей. Я согласна с тем, что молодость – это время, когда человек обязан учиться, «пахать», брать от жизни все, что есть рядом и, наконец, сделать карьеру. Однако стать ...

11.Комиссарова Я.В., Семенов В.В. Особенности невербальной коммуника­ции в ходе расследования преступления. — М., 2004.

  1. Коченов М.М. и др. Изучение следователем психологии обвиняемого: Ме­тод, пособие. — М., 1987.
  2. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.,2001.

14.Образцов В.А., Кручинина Н.В. Преступление. Расследование. Проверка достоверности информации: Науч.-метод. пособие. — М., 2002.

  1. Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для со­трудников правоохранительных органов): Учеб. пособие. М., 2003.
  2. Прыгунов П.Я. Психологическое обеспечение специальных операций: ро­левое поведение: Учеб. пособие. — М., 2003.

17 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: ООО Издатель­ство «Юрлитинформ», 2001.

4 стр., 1711 слов

Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособ. М.: МЕДпресс, 2001.

Зависимость, в силу высокой поисковой активности аддикта, яркости его воображения и фантазий, а также максимализма, как правило, оказывается сопряженной со склонностью к риску. С целью вывести себя из состояния скуки такая личность в рамках аддиктивного поведения отправляется на поиск все более сложных и опасных способов достижения удовольствия. Обычно с ростом зависимости ранние способы перестают ...

  1. Соловьев А.Б. Очная ставка на предварительном следствии. — М., 1970.
  2. Соловьев А.Б. Допрос свидетеля и потерпевшего. — М., 1974.

20.Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. Ус­тановление и развитие контактов с субъектами заинтересованности. М… 1996.

21.Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы, — М, 1981.

22.Экман П. Психология лжи. — СПб., 2000.