Тема 2. Суждение

Контрольная работа для ЗО1

факультета управления

Тема 1. Понятие

  1. Дайте логическую характеристику понятию. Ценность
  2. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически. Государство, федеративное государство, унитарное государ­ство, правовое государство.
  3. Обобщите понятие. Понятие
  4. Укажите вид и члены деления, основание деления. Установите правильность деления. Одним из важнейших показателей состояния общества является качество поведения личности в сфере правового действия, зрелость ее поступков, готовность или, наоборот, неготовность воспринимать происходящие перемены. По этому признаку выделяют четыре вида правомерного поведения: социально активное поведение, конформистское, привычное, маргинальное.
  1. Тема 2. Суждение

  1. Дайте объединенную классификацию суждения, укажите S и P, запишите его формулу, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката: Главный постулат при работе с клиентами разных типов – уважение к их индивидуальным стремлениям.
  2. Определите вид суждения и запишите его логическую форму.

    Для сложных суждений постройте истинностную таблицу. Первое впечатление не всегда верно, но всегда устойчиво.

  1. Тема 3.Умозаключение

  1. Сделайте вывод из данного суждения путем обращения. Составьте схему: Правомерное поведение в жизни общества обеспечивает организованность и гармоничность общественной жизни.
  2. Произведите полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, меньший, больший и средний термины, меньшую и большую посылки. Определите фигуру и модус силлогизма, проверьте его правильность. П. имеет высшее юридическое образование, он – следователь, а все следователи имеют высшее юридическое образование.
  3. Определите вид умозаключения, постройте его схему. В портовом городе ограбили спортивную базу. Следственны­ми органами часть спортивного инвентаря была обнаружена у граж­дан Р., Н. и Ж. Во время следствия была установлена причастность к ограблению всех троих. Однако следователя волновало одно обстоя­тельство: в помещение склада преступники могли проникнуть только через узкий проем между решеткой и стеной в подвальном окне скла­да, но ни Р., ни Н., ни Ж.

    8 стр., 3811 слов

    Теории происхождения государства. Понятие формы государства и ...

    ... определить наиболее популярные истории происхождения государства и дать им краткое обобщение, выяснить понятие формы государства и определить ее влияние на развитие государства ... тот факт, что государство появилось одновременно с монорелигией, которая позволяла установить в обществе ... социолог. Он считал, что государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам, ...

    по своему росту и размерам тела никак это­го сделать не могли. Следователь пришел к выводу, что в ограблении принимало участие еще одно лицо. Как было затем установлено, им оказался К.

  1. Тема 4. Доказательство и опровержение. Формально – логические законы

  1. Укажите тезис и аргументы, определите форму обоснования тезиса, запишите связь аргументов и тезиса в виде схемы: Выступая по делу Р., прокурор Н.А. Асеева квалифицировала его преступления следующим образом: «Преступления Р. органами предварительного следствия квалифицированы по ч. 2 ст. 173 и ст. 175 УК РСФСР’. Такая правовая оценка его действий является правиль­ной. Р., будучи должностным лицом и занимая ответственное служеб­ное положение заместителя главного врача областной психиатричес­кой больницы, неоднократно путем вымогательства получал взятки за помещение и содержание больных в клинике, а также в корыстных це­лях внес заведомо ложные сведения в официальные документы» (Су­дебные речи государственных обвинителей РСФСР. М., 1975. С. 44).
  2. Укажите, требования каких формально – логических законов нарушены.

“С газетным рассказом о жене в кармане не раз ходил Захар в бой с врагом”.

Тема 5. Гипотеза

    Проанализируйте следующий текст и выясните, излагается в нем гипотеза или лишь догадка: «Раскопки на разных континентах не оставляли сомнений – ящеры погибли в геологическое одночасье. Но почему мор напал на этих зверюг, среди которых были и могучие хищники, и мирные травоядные, и плавающие, и летающие? Постепенно отпадали частные объяснения и проступал грозный вывод — произошла какая-то общепланетарная катастрофа. Как всегда в трудных научных случаях на помощь «узким» специалистам пришли представители других отраслей знания».

    14 стр., 6581 слов

    Определить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по данному делу

    ...   Определить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по данному делу. Ответ на данный вопрос следует начать с криминалистической характеристики преступления. Это научная ... и в конечном счете способствующая раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Убийства могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Помимо ... Указать, на каких объектах в квартире и какие ...

    Вариант 2

    Тема1. Понятие

    1. Дайте логическую характеристику понятию. Следователь.
    2. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически. Ученый, юрист, общественный деятель, адвокат.
    3. Обобщите понятие: правовое регулирование
    4. Произведите анализ определения: Проступок — противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность.
    1. Тема 2.

      Суждение

    1. Дайте объединенную классификацию суждения, укажите S и P, запишите его формулу, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката. Постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, выносится в форме решения.
    2. Определите вид суждения и запишите его логическую форму. Для сложных суждений постройте истинностную таблицу. Если обвиняемый в силу физических недостатков или других причин не в состоянии подписать протокол допроса, то ознакомление его с текстом протокола производится в присутствии защитника, который подтверждает своей подписью содержание протокола и фат невозможности его подписания. (УПК РФ, ст.167).

    Тема 3.Умозаключение

    1. Сделайте вывод из данного суждения путем обращения. Составьте схему. Родство и супружество относятся к числу юридических факторов, порождающих семейные правоотношения.
    2. Произведите полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, меньший, больший и средний термины, меньшую и большую посылки.

      Определите фигуру и модус силлогизма, проверьте его правильность. Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. П. привлекается к уголовной ответствен­ности, так как он совершил хулиганский поступок.

    3. Определите вид умозаключения, постройте его схему. Там, где плотность населения незначительна, при прочих рав­ных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях слу­жит одной из важных предпосылок быстрого развития производства. Значит, от плотности населения в той или иной мере зависит ускоре­ние или замедление темпов развития производства.
    1. Тема 4. Доказательство и опровержение. Формально – логические законы

    1. К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения. Если Н. задержан по подозрению в совершении преступления, то по его делу суд может вынести как обвинительный, так и оправда­тельный приговор.
    2. Укажите, требования каких формально – логических законов нарушены.

    “Сейчас Роза получает по 10-12 кг молока от каждой коровы своей группы, но она убеждена, что далеко не исчерпаны ее возможности”.

    20 стр., 9961 слов

    Социальные суждения и убеждения понятие, виды, структура

    ... Глава 1. Теоретические основы проблемы социальных убеждений и суждений 1.1. Понятие и структура социальных убеждений и суждений При выборе тактики, прежде всего, нужно решить, на ... заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются следующие вопросы: Понятие социальные убеждения и суждения, их структура, взаимосвязь суждений и излишней самоуверенности, а также взаимосвязи настроения и ...

    Тема5. Гипотеза

      Проанализируйте следующий текст и выясните, излагается в нем гипотеза или лишь догадка: «Как утверждает американский психиатр С.Смит, музыка активизирует концентрацию памяти и способность к запоминанию. Он провел ряд экспериментов в университете Техаса на двух группах студентов. Одни учили заданное в полной тишине, другие – под негромкие звуки классической и легкой музыки. У второй группы результаты усвоения материала были заметно выше».

      Вариант 3

      Тема1. Понятие

      1. Дайте логическую характеристику понятию. Невиновность
      2. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически. Участник Ве­ликой Отечественной войны, полковник, генерал.
      3. Ограничьте понятие. Юрист
      4. Произведите анализ определения: Обычай – общественное в определенных условиях и социальной сфере исторически сложившееся традиционное правило (норма) поведения, проверенное и закрепленное многократным повторением в ходе длительной общественной практики.

      Тема 2. Суждение

      1. Дайте объединенную классификацию суждения, укажите S и P, запишите его формулу, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката. В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со ст. 166 УПК РФ.
      2. Определите вид суждения и запишите его формулу. Для сложных суждений постройте истинностную таблицу.

        Если лица, участвующие в деле, считают постановление суда по тем или иным причинам неправильным и после вступления его в законную силу просят о его проверке и пересмотре, возникает следующая стадия гражданского процесса – пересмотр решений, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу, в порядке надзора (Ст.319 – 332 ГПК РСФСР) .

      1. Тема3.Умозаключение

      1. Сделайте все возможные выводы по логическому квадрату. Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке.
      2. Произведите полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, меньший, больший и средний термины, меньшую и большую посылки. Определите фигуру и модус силлогизма, проверьте его правильность: Любой материальный объект существует только благодаря взаимодействию его элементов. Атом — материальный объект, зна­чит, он существует только благодаря этому взаимодействию.
      3. Определите вид умозаключения, постройте его схему. Исследуя происхождение цветов радуги, английский мысли­тель Роджер Бэкон установил, что цвета радуги появляются при про­пускании света сквозь шестигранные кристаллы.

        23 стр., 11312 слов

        Отношения к своему внешнему облику как фактор возрастной динамики ...

        ... гипотезы определяем задачи исследования. Задачи исследования следующие: - провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ Я-концепции женщин; - определить ... как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). 2. Эмоциональное отношением к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). 3. Соответствующая реакция, ...

        Расширив область своих наблюдений, он открыл, что то же явление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные среды; он нашел его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов веслами по воде. Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги является прохождение, света через прозрачные среды сферической или призма­тической формы

      1. Тема 4. Доказательство и опровержение. Формально – логические законы

      1. К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения. В суждении «Некоторые депутаты Государственной Думы — юристы» субъект и предикат не распределены.
      2. Укажите, требования каких формально – логических законов нарушены. Бог – возвышенное, неземное существо, совершенное во всех своих деяниях, существо, подобное солнцу, и никто меня в этом не разубедит (К.Чапек «Похождения бравого солдата Швейка»)

      Тема5. Гипотеза

        Проанализируйте следующий текст и выясните, излагается в нем гипотеза или лишь догадка: «Мальтус рисовал примерно такую картину. Представьте себе участок земли, на котором кормится один человек. Он вкладывает за год 200 человеко-дней труда и получает со своего участка, скажем, 10 тонн пшеницы, которых ему как раз хватает. Приходит второй человек и на том же участке вкладывает еще 200 человеко–дней. Поднимается ли сбор зерна ровно вдвое, до 20 тонн? Едва ли, полагает Мальтус: хорошо, если он возрастет до 15 или 17 тонн. Если же придет третий. То на новые 200 человеко-дней они получат еще меньше отдачи. Кому-то придется уйти».

        Вариант 4

        Тема1. Понятие

        1. Дайте логическую характеристику понятию. Неосторожность
        2. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически. Оружие, меч, копье, кинжал, сабля, ятаган.
        3. Ограничьте понятие: форма мышления
        4. Укажите вид и члены деления, основание деления. Установите правильность деления. Семейные правоотношения возникают на основе юридических фактов. В зависимости от юридических последствий юридические факты в семейном праве подразделяются на правопорождающие, правоизменяющие, правопрекращающие, правопрепятствующие, правовосстанавливающие.

        Тема 2. Суждение

        1. Дайте объединенную классификацию суждения, укажите S и P, запишите его формулу, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката: Многие следственные действия имеют своей целью профилак­тику правонарушений.
        2. Определите вид суждения и запишите его формулу. Для сложных суждений постройте истинностную таблицу.

          8 стр., 3835 слов

          по психологии по теме Моральные суждения школьников

          ... судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Им  установлено, что в период жизни от пяти до ... мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нрав­ственности установлены властью и незыблемы,  что они абсолютны и не имеют ... его действиям. Л.Колберг расширил и углубил идеи Пиаже. Он установил, что на до­конвенциональном уровне развития морали дети  ...

          Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление о назначении судебной экспертизы и необходимые материалы непосредственно эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные ст.57.УПК РФ.

        1. Тема3.Умозаключение

        1. Сделайте вывод из данного суждения путем противопоставления предикату. Составьте схему. Некоторые люди считают рассвет лучшим временем суток.
        2. Произведите полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, меньший, больший и средний термины, меньшую и большую посылки. Определите фигуру и модус силлогизма, проверьте его правильность: П. привлекается к уголовной ответственности, так как он не­законно хранил огнестрельное оружие, а лица, незаконно хранящие огнестрельное оружие, привлекаются к уголовной ответственности.
        3. Определите вид умозаключения, постройте его схему. Алиса очень хотела попасть в сад, но дверь в него была закрыта. «И тут она увидела под столом стеклянную шкатулочку. Шкатулочка свободно открылась, и в ней оказался пирожок, на котором изюмом были красиво выложены слова «съешь меня».

        — Ладно, я съем тебя, — сказала Алиса. Если я от этого увеличусь, я достану ключ. А если вдруг уменьшусь, то пролезу в щелочку под дверью. Что бы ни случилось, а в сад я попаду» (Л.Кэррол «Приключения Алисы в Стране Чудес»)

        Тема 4. Доказательство и опровержение. Формально – логические законы

          1. Аргументируйте данный тезис, используя любую форму обоснования: Сравнимые понятия могут быть совместимыми или несовместимыми.
          2. Укажите, требования каких формально – логических законов нарушены: Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле.
          1. Тема 5. Гипотеза

          Проанализируйте следующий текст и выясните, излагается в нем гипотеза или лишь догадка. При исследовании звуковых волн было сделано предположение о необходимости существования среды – носителя звуковых колебаний. Это предположение утверждало воздух в качестве такого носителя звуковых волн, что было доказано эмпирически (например, если из- под стеклянного купола выкачать воздух, то звук электронного звонка, помещенного под купол, перестанет быть слышным).

          Вариант 5

          Тема1. Понятие

          1. Дайте логическую характеристику понятию. Менеджмент
          2. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически. Деньги, монеты, бумажные деньги, фальшивые деньги.
          3. Обобщите понятие. Суждение
          4. Произведите анализ определения: Иск – предъявленное в суд для рассмотрения и разрешения в определенном процессуальном порядке материально-правовое требование одного лица другому, вытекающее из спорного материально- правового отношения и основанное на определенных юридических фактах.
          1. Тема 2. Суждение

          1. Дайте объединенную классификацию суждения, укажите S и P, запишите его формулу, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката: Причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходи­мой обороны не является преступлением.
          2. Определите вид суждения и запишите его формулу.

            14 стр., 6772 слов

            1. Деление суждений на аналитические и синтетические, априорные и апостериорные

            ... аналитически из представления данной улицы и дневной температуры; но зато эти суждения выражают только единичные эмпирические факты, лишенные всеобщего и необходимого значения ... эстетикой (от αϊσθησις – чувство, ощущение). 3. Обоснование возможности априорных синтетических суждений. Рассудок: категории, схемы, основоположения Но, кроме воззрительной математической связи чувственных фактов, мы ...

            Для сложных суждений постройте истинностную таблицу. Суд или судья оставляет заявление без рассмотрения, если стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствии, не явились без уважительных причин по вторичному вызову, а суд не считает возможным разрешить дело по имеющимся в деле материалам.

          Тема 3.Умозаключение

          1. Сделайте вывод из данного суждения путем обращения. Составьте схему: Участие в судопроизводстве народных заседателей является одним из принципов организации правосудия.
          2. Произведите полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, меньший, больший и средний термины, меньшую и большую посылки. Определите фигуру и модус силлогизма, проверьте его правильность: Обвиняемый, дело в отношении которого принято к произ­водству судом, именуется подсудимым. Обвиняемый Д. подсудимым не именуется, так как дело обвиняемого Д. судом к производству не принято.
          3. Определите вид умозаключения. При освобождении бойцами ОМОН заложников, захваченных преступниками, в завязавшейся схватке один бандит был убит, двое ра­нены, остальные сдались. Ни один из заложников не пострадал. Таким образом, все заложники были освобождены, бандиты обезврежены.
          1. Тема 4.

            Доказательство и опровержение. Формально – логические законы

          1. Укажите тезис и аргументы, определите форму обоснования тезиса, запишите связь аргументов и тезиса в виде схемы: В речи по делу Мироновича Н.П.Карабачевский развивает мысль о вероятной причастности Семеновой к преступлении, опираясь на данные медицинской экспертизы: «В своем… блестящем и вме­сте с тем научном заключении профессор Белинский… доказал нам, что этот аномальный психопатический склад подсудимой нисколько не исключает (если, наоборот, не способствует) возможности самого тяжелого преступления, особливо если подобной натурой руководит другая, более сильная воля…

          К мнению профессора Белинского… присоединился другой экс­перт, психиатр-практик Чечот, остановившись на… строго научном выводе: «Душевное состояние психопатизма не исключает для лица, одержимого таким состоянием, возможности совершения самого тяж­кого преступления. Такой человек, при известных условиях, способен совершить всякое преступление, без малейшего угрызения совести. Ради удачи того, что создала его болезненная фантазия, он способен идти на погибель».

          Психопат — тип, лишь недавно установленный в медицинской на­уке. Этот субъект безусловно ненормальный, и притом, как доказано, неизлечимый… Таким психопатическим субъектом эксперты-психиа­тры считают Семенову» (Речи известных русских юристов. М., 1985. С. 219).

          4 стр., 1550 слов

          Среди перечисленных ниже принципов укажите наиболее важный этический ...

          ... формировать понятия; в) свойство мозга формировать суждения; г) высший уровень психического отражения и саморегуляции.   69. В данном перечне укажите один из факторов, способствовавший формированию сознания: ... согласно которому вся материя одушевлена? а) монизм; б) гилозоизм; в) эвдемонизм; г) силлогизм.   50. В какой апории Зенона заложен принцип теории относительности? а) «Стрела»; ...

          1. Укажите, требования каких формально – логических законов нарушены.

          “Модернизация прокатного стана, выполненная по предложению И. Иванова, подняла его производительность на 50 %”.

          Тема 5. Гипотеза

            Проанализируйте следующий текст и выясните, излагается в нем гипотеза или лишь догадка: Расследуя пропажу человека, Ш.Холмс рассуждает: «Предположим, что Бун выбросил Невилла Сент-Клера через окно и этого никто не видел. Что стал бы он делать дальше? Естественно, что первым долгом он попытался избавиться от одежды, которая могла бы его выдать. Он берет пиджак, хочет выбросить его за окно, но тут ему приходит в голову, что пиджак не потонет, а поплывет. Он страшно торопится, ибо слышит суматоху на лестнице, слышит, как жена Сент-Клера требует, чтобы ее пустили к мужу, да вдобавок, быть может, его сообщник Ласкар предупреждает его о приближении полиции. Нельзя терять ни минуты. Он кидается в укромный угол, где спрятаны плоды нищенства, и набивает карманы пиджака первыми попавшимися под руку монетами. Затем он выбрасывает пиджак и хочет выбросить все остальные вещи, но слышит шум шагов на лестнице и перед появлением полиции едва успевает захлопнуть окно»(А.К.Дойлл «Человек с рассеченной губой»).

            Вариант 6

            Тема1. Понятие

            1. Дайте логическую характеристику понятию. Конспиратор.

            2.Установите отношения между понятиями, изобразив их графически: Кража, мошенничество, разбой, преступление про­тив собственности, грабеж.

            3.Ограничьте понятие. Следственное действие.

            4. Проанализируйте деление: укажите вид и члены деления, основание деления, установите правильность. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (М.,1998) предусматривает три вида гражданских дел: исковые дела по спорам, возникающим из семейных, трудовых, финансовых, земельных и других правоотношений; дела, возникающие из административно-правовых отношений; дела особого производства.

            1. Тема 2. Суждение

            1. Дайте объединенную классификацию суждения, укажите S и P, запишите его формулу, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката. Не допускается одновременная проверка на месте показаний нескольких лиц.
            2. Определите вид суждения и запишите его формулу. Для сложных суждений постройте истинностную таблицу. Определите вид суждения и запишите его формулу. «Нам при нашей службе, ежели коней не кормить да не ухаживать за ними, так можно и живым не быть» (М.Шолохов)
            1. Тема3.Умозаключение

            1. Сделайте вывод из данного суждения путем превращения. Составьте схему. Некоторые люди совершают безнравственные поступки.
            2. Произведите полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, меньший, больший и средний термины, меньшую и большую посылки. Определите фигуру и модус силлогизма, проверьте его правильность: Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Данное доказательство не имеет юридической си­лы, потому что оно получено с нарушением закона.
            3. Определите вид умозаключения, постройте его схему. Если подозреваемый в совершении преступления был задер­жан и причины, препятствующие его допросу, отсутствуют, то его до­прос производится немедленно; если произвести допрос немедленно не представлялось возможным, то он должен быть допрошен не позд­нее двадцати четырех часов с момента задержания. Однако или при­чины, препятствующие допросу подозреваемого, отсутствовали, или произвести допрос немедленно не представлялось возможным.

            Тема 4. Доказательство и опровержение. Формально – логические законы

              1. К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения: Чугунов и Ястребов, совершившие грабеж, привлекаются к уголовной ответственности по статье 161 УК РФ.
              2. Укажите, требования каких формально – логических законов нарушены: На общем собрании коллектива локомотивного депо, на кото­ром обсуждалось поведение подростков, один из работников сказал: «Перечисленных товарищей мы знаем очень плохо, так как они в на­шем коллективе недавно. А поэтому я выражаю мнение всего коллек­тива, что их нужно судить по всей строгости закона».
              1. Тема 5. Гипотеза

              Проанализируйте следующий текст и выясните, излагается в нем гипотеза или лишь догадка: «Химик из Калифорнийского университета Д.Джимзесски выдвинул предположение о том, что клетки «разговаривают»: любой вибрирующий предмет, в том числе и живые клетки, является источником акустических волн, то есть звука. А звук о многом может поведать. Ученый создал прибор, который смог уловить микроскопические колебания. В результате ученый выяснил, что оболочка клеток вибрирует с частотой тысяча герц в секунду».

              7 стр., 3171 слов

              С1. Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, ...

              ... правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил – господство в том виде, в каком ... и знание курса, сформулируйте сущность вождизма. Выскажите суждение о специфике(особых условиях) формирования в государстве харизматической ... благоприятным. Каково его основное содержание? В ответе должны быть указаны следующие элементы: 1.стиль общения - «личностно центрированный» 2. ...

              Вариант 7

              Тема1. Понятие

              1. Дайте логическую характеристику следующему понятию. Офицерская честь.
              2. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически: Сын, отец, брат, дед.
              3. Обобщите понятие. Судебное заседание
              4. Произведите анализ определения: Подсудность – институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции.

              Тема 2. Суждение

              1. Дайте объединенную классификацию суждения, укажите S и P, запишите его формулу, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката: Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной.
              2. Определите вид суждения и запишите его формулу. Для сложных суждений постройте истинностную таблицу. Если эксперт считает, что не обладает достаточными знаниями для производства экспертизы или представленных материалов недостаточно для проведения исследования, он вправе возвратить следователю постановление о назначении судебной экспертизы без исполнения.

              Тема 3.Умозаключение

              1. Сделайте все возможные выводы по логическому квадрату: Совершеннолетние имеют право голоса.
              2. Произведите полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, меньший, больший и средний термины, меньшую и большую посылки. Определите фигуру и модус силлогизма, проверьте его правильность: Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не­действительна. Данная доверенность недействительна: в ней не указа­на дата ее совершения.
              3. Определите вид умозаключения, постройте его схему, сделайте вывод. Совершивший преступление небольшой тяжести впервые мо­жет быть освобожден от уголовной ответственности или в связи с де­ятельным раскаянием, или в связи с примирением с потерпевшим. М. или раскаялся в содеянном, или примирился с потерпевшим. Следовательно, …

              Тема 4. Доказательство и опровержение. Формально – логические законы

                1. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте те­зис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы на­учной индукции: Любой вид сложных суждений строится на основе соединения нескольких простых суждений логическими связками.
                2. Укажите, требования каких формально – логических законов нарушены.

                “Зоотехник ежемесячно производит перевеску всех свиней с начислением им зарплаты”.

                1. Тема 5. Гипотеза

                Проанализируйте следующий текст и выясните, излагается в нем гипотеза или лишь догадка: «Команда ученых во главе с Б.Эллвудом из Лузианского университета (США), изучая скалистые массивы в Марокканской пустыне, нашла свидетельства доисторической катастрофы. Исследователям удалось доказать, что 380 миллионов лет назад колоссальный космический объект врезался в местность, где сейчас располагается Марокканская пустыня, а в те времена плескался океан. Удар из космоса уничтожил сорок процентов морских обитателей. Это открытие подтверждает предположение, что массовые исчезновения видов связаны с космическими катаклизмами».

                Вариант 8

                Тема1. Понятие

                1. Дайте логическую характеристику понятию. Истец
                2. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически. Государство, столица государства, европейская столица, Париж, Пекин.
                3. Ограничьте понятие. Непосредственное умозаключение
                4. Произведите анализ определения: установите правильность, определите вид, в родо-видовых определениях укажите род и видовое отличие. Приговор – решение о виновности или невиновности подсудимого и назначения ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции.
                1. Тема 2. Суждение

                1. Дайте объединенную классификацию суждения, укажите S и P, запишите его формулу, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката. Основание преобразовательного иска составляют факты двоякого значения.
                2. Определите вид суждения и запишите его формулу. Для сложных суждений постройте истинностную таблицу «Иные из его товарищей всю жизнь либо сетуют на то, что лишены выбора, либо рассуждают о решениях, принятых другими» (П.Коэльо «Книга воина света»)
                1. Тема 3.Умозаключение

                1. Сделайте вывод из данного суждения путем противопоставления предикату. Составьте схему: Все следователи – юристы.
                2. Произведите полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, меньший, больший и средний термины, меньшую и большую посылки. Определите фигуру и модус силлогизма, проверьте его правильность. Каждый участник общей долевой собственности имеет пра­во на отчуждение своей доли другому лицу. Р. не является участником общей долевой собственности, так как он не имеет права на отчужде­ние своей доли другому лицу.
                3. Определите вид умозаключения, постройте его схему, сделайте вывод. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при деле в течение всего срока хранения последнего либо пе­редаются заинтересованным лицам. Эти документы не были переданы заинтересованным лицам. Следовательно, …

                Тема 4. Доказательство и опровержение. Формально – логические законы

                  1. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте те­зис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы на­учной индукции: Ряд модусов умозаключений из сложных суждений не дают до­стоверных выводов.
                  2. Укажите, требования каких формально – логических законов нарушены. «Такая у нас, в России, жизнь, но все равно митинговать надо в выходные» (Из речи политика)
                  1. Тема 5. Гипотеза

                  Проанализируйте следующий текст и выясните, излагается в нем гипотеза или лишь догадка. «Раскопки на разных континентах не оставляли сомнений – ящеры погибли в геологическое одночасье. Но почему мор напал на этих зверюг, среди которых были и могучие хищники, и мирные травоядные, и плавающие, и летающие? Постепенно отпадали частные объяснения и проступал грозный вывод — произошла какая-то общепланетарная катастрофа. Как всегда в трудных научных случаях на помощь «узким» специалистам пришли представители других отраслей знания».

                  Вариант 9

                  Тема1. Понятие

                  1. Дайте логическую характеристику следующему понятию. Ответчик.
                  2. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически: организатор, пособник, соучастник преступления
                  3. Ограничьте понятие. Определение
                  4. Произведите анализ определения, установите правильность, определите вид, в родо-видовых определениях укажите род и видовое отличие: Правосудие – рассмотрение и разрешение судами в установленном законом процессуальном порядке конкретных судебных дел с вынесением по ним законных, обоснованных и справедливых судебных постановлений.
                  1. Тема 2. Суждение

                  1. Дайте объединенную классификацию суждения, укажите S и P, запишите его формулу, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката: Уголовное наказание назначается по приговору суда.
                  2. Определите вид суждения и запишите его формулу. Для сложных суждений постройте истинностную таблицу. Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения.
                  1. Тема 3.Умозаключение

                  1. Сделайте вывод из данного суждения путем обращения. Составьте схему. Незаконное предпринимательство – преступление в сфере экономической деятельности.
                  2. Произведите полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, меньший, больший и средний термины, меньшую и большую посылки. Определите фигуру и модус силлогизма, проверьте его правильность: Электрон имеет отрицательный заряд. Электрон — элемен­тарная частица. Значит, некоторые элементарные частицы имеют от­рицательный заряд.
                  3. Определите вид умозаключения, постройте его схему, сделайте вывод. Если обвиняемый совершил грабеж, он привлекается к уго­ловной ответственности по статье 161 УК РФ. Обвиняемый привлечен к уголовной ответственности по данной статье. Следовательно, …

                  Тема 4. Доказательство и опровержение. Формально – логические законы

                      1. Аргументируйте данный тезис, используя любую форму обоснования: Россия XIX века дала миру многих выдающихся ученых, писателей, художников, композиторов.
                    1. Укажите, требования каких формально – логических законов нарушены. «Если кто-то начинает наглеть, а это бывает, нужно вылить холодный душ на СМИ». (Из речи политика)
                    1. Тема 5. Гипотеза

                    Проанализируйте следующий текст и выясните, излагается в нем гипотеза или лишь догадка: «Существует несколько предположений о происхождении эукариотических клеток (клеток, имеющих ядро): появление эукариот путем усложнения дифференциации слабо структурированных клеточных образований или путем симбиоза нескольких прокариотических (доядерных) клеток».

                    Вариант 10

                    Тема1. Понятие

                    1. Дайте логическую характеристику понятию. Листва.
                    2. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически: юрист, прокурор, адвокат, следователь.
                    3. Обобщите понятие. Закон исключенного третьего
                    4. Произведите анализ определения: Гражданское процессуальное право – совокупность и определенная система процессуальных норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между судом и другими лицами в связи с осуществлением правосудия по гражданским делам.
                    1. Тема 2. Суждение
                    1. Дайте объединенную классификацию суждения, укажите S и P, запишите его формулу, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката. С точки зрения юридических качеств законы обладают высшей юридической силой
                    2. Определите вид суждения и запишите его формулу. Для сложных суждений постройте истинностную таблицу. Если обвиняемый отказался от получения копии обвинительного заключения либо не явился по вызову или иным образом уклонился от получения копии обвинительного заключения, то прокурор направляет уголовное дело в суд с указанием причин, по которым копия обвинительного заключения не была вручена обвиняемому.
                    1. Тема 3.Умозаключение

                    1. Сделайте вывод из данного суждения путем превращения. Составьте схему: Время простоя по вине работника оплате не подлежит.
                    2. Произведите полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, меньший, больший и средний термины, меньшую и большую посылки. Определите фигуру и модус силлогизма, проверьте его правильность. Присяжные вынесли вердикт «не виновен». К. был на этом процессе присяжным, следовательно, его мнение было «не виновен».
                    3. Определите вид умозаключения, постройте его схему.

                    Тема 4. Доказательство и опровержение. Формально – логические законы

                    1. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте те­зис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы на­учной индукции: Скорее всего, полные сборы обеспечивало участие в концертах известного зарубежного исполнителя.
                    2. Укажите, требования каких формально–логических законов нарушены. «Белоруссия способна показать хороший пример России, ее человеческий потенциал много выше – ситуация с коррупцией, бандитизмом, наркоманией, пьянством здесь на порядок лучше» (Из речи политика)

                    Тема 5. Гипотеза

                      Проанализируйте следующий текст и выясните, излагается в нем гипотеза или лишь догадка. «Грозы величественное природное явление, преподносящее науке все новые сюрпризы. Так, в последнее время выдвинуто предположение о том, что грозы «виноваты» в изменении климата. Все довольно просто. Загрязнение городского воздуха приводит к увеличению числа гроз. А поскольку во время грозы атмосфера насыщается озоном, то чем чаще случаются грозы, тем больше озона скапливается в воздухе. Он начинает влиять на химические процессы в атмосфере и, как любой парниковый газ, способствует изменению климата – возникновению парникового эффекта»

                      1. Список используемой литературы и средств обучения Основная литература

                      1. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М.: Дело, 2001.
                      2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.
                      3. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

                      Дополнительная литература

                      1. Гетманова А.Д. Логика. М., 1998.
                      2. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
                      3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
                      4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.
                      5. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.
                      6. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

                      1Вариант контрольной работы соответствует последней цифре зачетной книжки.