План:
Введение
- Перинатальный период развития
- Рождение и ранний период.
- Нормы развития детей до 3 лет (для диагностики)
- Нейропсихологические синдромы в детском возрасте
- Нейропсихологическое обследование в детском возрасте
Литература
Нейропсихология– это относительно молодая, в данный момент активно развивающаяся отрасль психологической науки. Особенность нейропсихологии заключается в том, что психические процессы рассматриваются не как само по себе существующее явление, а с точки зрения их мозговой организации. Что же касается направления детскойнейропсихологии, то эта отрасль изучает связи между закономерностями формирования Высших Психических Функций и созреванием мозговых структур.
Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов человека.
Психогенез человека обусловлен двумя обстоятельствами: изменением, системно-динамическими перестройками как мозговой организации, так и психологической структуры ВПФ и их констелляций. Современные исследования позволяют расширить понимание этой драматургии: очевидно, что существуют определенные (связанные с интимными механизмами генетики мозга) требования к нормальному протеканию этих процессов.
Так, можно говорить о нейробиологической предуготованности, зрелости той или иной мозговой системы, если эта система:
Тема: Динамика становления мозговой организации психических функций ...
... зрелости к 18-20 годам. Нейропсихологические синдромы как форма нарушения мозговой организации психических функций Нейропсихологический синдром – комплекс нарушений ВПФ, состоящий из ... периода взрослости Наиболее важные представления о динамике функциональной организации мозга 1. В процессе формирования мозговой организации ПФ созревание рассматривается в трех измерениях: - вертикальное ...
- опережает развитие конкретного психологического фактора;
- востребована этим фактором извне (и изнутри — организмом ребенка) для прогрессивного увеличения морфофункционального веса и роли этой системы;
- проходит период функционального оттормаживания, отступления на второй план по мере созревания более высокоорганизованных церебральных систем. Последнее опять должно быть востребовано извне и/или изнутри;
4) создает предпосылки для возникновения и наращивания новых, межсистемных, иерархически построенных церебральных интеграции.
По этому сценарию поэтапно обеспечивается мозговая организация адаптации ребенка к тем канонам, которые предъявляются ему в процессе психического развития. Стимуляция от социума и внешнего мира вообще превращает потенциальные ресурсы его мозга в актуальные и детерминирует характер цереброгенеза. Одновременно имеет место обратный процесс, особо ярко обнаруживающий себя на ранних этапах онтогенеза (в эмбриогенезе): состояние мозга ребенка координирует и модулирует взаимодействие как с лавиной внешней информации (начиная с организма матери), так и с самим собой.
Главное отличие детского мозга от мозга взрослого человека — это пластичность мозговых связей и нервной системы в целом.
Но также это чрезмерная подверженность влиянию вредных факторов с внешней стороны. Детский мозг созревает гетерохронно, т.е. неравномерно. Бывает так, что анатомически мозг без патологий, но есть функциональные нарушения. На них влияет функциональная незрелость. В основе пластичности мозга и в основе необратимой инвалидизации лежит один и тот же нейроонтогенетический процесс: аксо-дендритное ветвление. Либо оно нормальное, либо аномальное. Пластичность обусловлена гетерохронией созревания различных функциональных систем. В результате чего незаконченный процесс формирования связей в более молодой функциональной системе позволяет компенсировать уже имеющиеся дефекты в функциональных системах предыдущих стадий. Это внешний вид компенсации, так как не сама система перестраивает себя, а извне вносятся изменения.
Если перинатальное развитие происходит с патологией, то возникает генерализованное перинатальное нарушение: резервные возможности мозга снижены, начало формирования патологической аксодендритной сети с аномальными контактами. Необходимо это изменять: ломать старые связи, строить новые. Это возможно двумя методами:
- Сенсомоторная коррекция;
- «Обкалывание» ребенка (методика, разработанная под руководством доктора медицинских наук, профессора И.А. Скворцова, позволяющая точно адресовать вводимые лекарственные препараты в нужные отделы головного и спинного мозга. Осуществляется это на основе принципа метамерии или сегментарного строения тела человека в целом и его нервной системы, в частности. Препараты гидролизатов мозга вводятся в микродозах в виде инъекций или безыгольно (с помощью точечного микроэлектрофореза или фармакомассажа) в сегментарные зоны кожи, мышц, соединительно-тканных связок и надкостницы, а также по ходу основных нервов конечностей, шеи и туловища.)
90% детей с поражением нервной системы — это следствие натальной или перинатальной травмы.
Анатомия центральной нервной системы Методические указания к ...
... К какому отделу нервной системы относится спинной мозг? Где расположен спинной мозг? Назовите основные функции спинного мозга. Где находятся утолщения спинного мозга и почему они ... материи - мозга; в её основе лежат физиологические процессы, протекающие в головном мозге. (Белинский, Добролюбов). И.М.Сеченовым впервые показана неотделимость психических процессов от мозга и одновременно ...
Детский нейропсихолог занимается диагностикой и коррекционно-развивающим обучением нарушений познавательной сферы ребенка.
Перинатальный период развития
Беременность — 266 дней (40 недель).
Весь срок беременности подразделяется на 3 стадии:
- Герминальный период (зародыша).От зачатия до 10 дней. Выживает 50%. Дробление клеток происходит в геометрической прогрессии. Происходит первичная организация клеток. Этот период заканчивается имплантацией в стенку матки. На этом этапе происходит начало формирования всех систем.
- Стадия эмбриона (10 дней — 7 недель).
- Фетальная стадия, стадия плода (с 8 недели до рождения).
Рассмотрим подробнее вторую стадию — эмбриона. У зародыша формируется 3 слоя клеток:
- эктодерма— наружный слой — в будущем это нервная система, органы чувств и кожа.
- мезодерма— средний слой. В будущем это мышцы, кровеносная и выделительная система, скелет.
- эндодерма— внутренний слой. В будущем это внутренние органы.
На третьей неделе эктодерма утончается и формируется нервная пластина. Затем она прогибается и образуется нервная бороздка, которая замыкается и образуется нервная трубка и отделяется от эктодермы. А эктодерма по бокам этой трубки образует валики, потом валики сливаются и все вместе это образует нервную трубку с расширением на переднем конце (будущие полушария).
Первыми закладывается задние отделы мозга (мост, мозжечок, продолговатый мозг).
Затем замыкается средняя часть трубки. Затем передняя. Формирование происходит с затылочной стороны ко лбу).
Этот процесс называется нейруляция.
После образования нервной трубки эктодерма (ее остатки) образуют нервный гребень (вдоль нервной трубки).
Это будущие спинальные ганглии. Именно, когда заканчивается процесс нейруляции эмбрион приобретает билатеральную симметрию. Вокруг трубки-пластики. Верхние пластинки отвечают за сенсорную систему, нижние — за двигательную систему. Также на третьей неделе появляется сердцебиение эмбриона. Сердца как такового нет, это некоторые клетки, которые сами себя регулируют. Действует и ритмичная среда внутри.
На четвертой неделе происходит формирование первичных и вторичных пузырей. Передняя часть трубки начинает делиться. Формируются 3 расширения — первичные мозговые пузыри. Полости этих пузырей сохраняются в видоизмененном виде и у взрослого — это желудочки и водопровод. Также на четвертой неделе нервная система начинает регулировать развитие всего зародыша и себя самой.
На пятой-шестой неделе намечаются мозговые оболочки.
С пятой по восьмую неделю формируется лицо, пальцы, кожная чувствительность.
1. Рефлекс Россолимо-Вендеровича
... Угасает в 2-3,5 месяца. 3. Сосательный рефлекс – угасает к 12 месяцам. 4. Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) – при надавливании на тенар открывается рот, сгибается голова, плечо и предплечье. Угасает ... поражения пучка Грациоле). 4. Гемиатаксия – в результате выпадения суставно-мышечного чувства. Промежуточный мозг Содержит 3-ий ж-к, вокруг которого располагаются: 1). Таламус - имеет яйцевидную ...
На седьмой неделе из нервной пластики образуются клетки, которые начинают мигрировать. На этом этапе формируется продолговатый мозг, ядра моста. Хорошо выражен зрительный бугор, полосатое тело. Пузыри конечного мозга начинают обволакивать промежуточный мозг, подкорковые структуры становятся подкорковыми.
На восьмой неделе в коре появляются типичные нервные клетки, без дендритов еще, но это уже нейроны. Выражена твердая, мягкая паутинная оболочка, субархноидальная.
На десятой-двенадцатой неделе формируются общие структурные черты головного мозга. Разрастается кора. Большие полушария уже можно узнать по форме. В спинном мозге появляется поясничное и шейное утолщения.
На двенадцатой неделе зародыш может брыкаться, открывать и закрывать рот, сосать палец. Развиваются наружные половые органы. Формируются голосовые связки, вкусовые почки.
На двенадцатой-пятнадцатой неделе хватательные движения. Ребенок морщится, гримасничает.
На шестнадцатой неделе нарастает масса коры. Появляется мозолистое тело. Выражен мозжечок. Образуются бугорки четверохолмия. Также на шестнадцатой неделе плод может избирательно отвечать на внешние раздражения. Ребенку щекочут волосом ногу — он брыкается. Начинается дифференциация нервной системы (чувствует именно ту часть, где раздражают).
20 тысяч движений в день.
На семнадцатой-восемнадцатой неделе переломный этап. Правило линии онтогенетического развития: конец предыдущего этапа развития всегда более богат функционально, чем начало следующего. Однако этот спад в конце этапа является началом взлета функциональных возможностей. Однако конец следующего этапа несоизмеримо богаче конца предыдущего. В этот момент двигательная активность ребенка резко падает — это период относительного покоя. Идет перенастройка регулирующих систем. Формируются высшие центры мозга, которые начинают регулировать активность, ранее контролируемую более низкими средними структурами.
На двадцатой неделе завершается формирование комиссур мозга (связывающий элемент между полушариями).
Начинается миелинезация волокон спинного мозга. Формируется цикл: сон-бодрствование. Формируются мимические движения, позднее формируется реакция на звук.
На двадцать пятой неделе заметны все 6 слоев коры головного мозга, т.е. клетки дифференцируются.
На двадцать шестой — тридцатой неделе начинается миелинизация головного мозга. Разрастание полушарий происходит с помощью миграции нейронов.
На двадцать седьмой неделе нервная система обеспечивает поворот головы в сторону света (ориентировочная реакция).
На двадцать восьмой неделе появляется шейно-топический рефлекс (поза фехтовальщика).
На двадцать восьмой-тридцатой неделе формирование бород и извилин головного мозга.
На тридцать второй неделе сильное прибавление в весе до 200 гр в неделю. Созревают легкие, образуется жировой слой, пушковые волоски. Также на тридцать второй неделе мозг специально затормаживает свое развитие. Для лучшей адаптации по всем другим формам.
За два часа до родов в организме матери вырабатываются специальные вещества, для обезболивания родов. То, как пройдены родовые пути (8-10см) обеспечивает дальнейшую жизнь. Прохождение родовых путей запускает многие функции ствола.
Причины и механизмы нарушения развития двигательных функций при ДЦП
... церебральным параличом вследствие нарушения нормального развития промежуточного мозга, больших полушарий наблюдается патологическая активация стволовых структур, контролирующих тонические шейные и лабиринтные рефлексы. И потому ... линии, иначе нарушается равновесие при сидении, стоянии, ходьбе. Наличие тонических рефлексов с головы на туловище и с таза на туловище препятствует возможности ...
Рождение и ранний период
Первые часы (2-12) после рождения период подражательных автоматизмов. Все повторяет: мимику, некоторые движения.
Состояние ребенка оценивается по шкале Апгар. Больше семи — норма. Меньше четырех — реанимация. Ребенок рождается с некоторым набором рефлексов.
Безусловные рефлексы у новорожденного и время их угасания:
- Зрачковый рефлекс— всю жизнь, не угасает. Реакция на яркий свет или во время засыпания.
- Сосательный рефлекс— все, что попадает в рот — сосется. К году этот рефлекс должен угаснуть.
- Рефлекс поиска груди. Поворачивает голову если провести по щеке или похлопать. Угасает к 3-4 месяцам.
- Рефлекторный ответна действие сильных раздражителей. Ребенок лежит, и если ему хлопнуть перед лицом — он вздрогнет или моргнет. Может не угаснуть всю жизнь.
- Плавательный рефлекс— если опустить животом вниз — плавательные движения. К 6 месяцам исчезает.
- Реакция на яркий свет— держим вертикально, включаем свет — откидывает голову назад. До 6 месяцев.
- Рефлекс опоры и шаговый рефлекс(это внутриутробный рефлекс).
Угасает после двух месяцев.
- Шейно-тонический рефлекс— поза фехтовальщика. Голову поворачиваем направо, рука выпадает направо вслед за головой. До 4 месяцев.
- Хватательный рефлекс руки— до 5-го месяца.
- Хватательный рефлекс стопы— до 9 месяцев. Проводим поперек сторы — пытается зацепить.
- Рефлекс Бобинского. От пятки ведем вдоль стопы — большой палец отгибается, остальные подгибаются. До 6 месяцев.
- Рефлекс Моро. Подбросить чуть и создается чувство невесомости. Ребенок расправит руки и пальцы в стороны, п потом назад. Угасает в 4 месяца.
- Рефлекс Бабкина, до 4 месяцев. Если ребенку давить на ладошку и предплечье — закрывает глаза, открывает рот, поворачивает голову в сторону руки.
3. Нормы развития детей до 3 лет (для диагностики) Этапы нормального психомоторного развития.
В 2 мес — фиксация взора и прослеживание глазами — от 18 до 25,5 см — зона видения. У новорожденных прослеживается скачкообразное движение зрачков. Отсутствует конвергенция (сведение к носу).
Контрастные цвета различает (больший интерес к черно-белой, а не цветной картинке).
В 2 мес — начинает приподнимать голову и держать ее.
Копия 2 распр.нарушения у детей
Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, ... меньше штампов, она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой ... др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц ...
В 4,5 мес — присаживание (тянут за руки — и он садится).
Лежа на животе держит голову.
В 5 мес — сидит с поддержкой за поясницу.
В 5,5-6 мес — перекатывается с живота на спину
В 6 мес — перекладывает игрушку из руки в руку.
В 7 мес — лежит на спине задирает ноги рассматривает тело.
В 7,5-8 мес — сидит без поддержки, ласточка на животе
В 8,5 мес — перекат с живота на спину и наоборот
В 9 мес — сидит без опоры, поворачивает голову в сторону и назад, хлопание в ладоши
В 9,5 мес — ползание на животе
В 10 мес — появляются жевательные движения мягкой пищи, начинает вставать на четвереньки и протягивать руки к игрушке, начинает вставать на ноги
В 11 мес — из положения на четвереньках — садится на попу
В 12 мес — пинцетный захват (двумя пальцами)
В 12 мес — 1 год 1 мес — ползание на четвереньках. Главное — диагональное ползание. Попытка вставать.
В 1 год 1 мес — боком переступают, делают переставные шаги. Могут стоять без опоры и самостоятельно ходить.
В 1 год 2 мес — присаживаются на корточки, встают и идут дальше. Реагирует на мокрые штаны
В 1 год 3 мес — длительная ходьба
В 1 год 4 мес — могут поставить кубик на кубик
В 1 год 6 мес — залезать на возвышение
В 1 год 9 мес — протолкнуть формочку в отверстие
В 1 год 10 мес — просится в туалет
В 2 года — хождение по лестнице, можно сажать на обычный стул. Могут нанизывать бусы.
В 2 года 6 мес — одевает носки, штаны, обувь.
В 2,5 — 3 года — определяется ведущая рука
В 3 года — режет ножницами, осваивает трехколесный велосипед, перешагивает через препятствия, может стоять на одной ноге.
Речь.
Гуление у девочек в 3-4 мес, у мальчиков может быть чуть позднее. Лепет в 10 мес — это произнесение мягких звуков — мя, ля…
В 1 год 2 мес — повтор за взрослым серии слогов, односложных слов.
В 1 год 6 мес — эхолалическая речь в этом возрасте и до 4 лет — норма.
В 2,0-2,1 год — элементарное предложение из 2-х слов
В 2,6 лет у девочек — фразовая речь с аграмматизмами
В 2,8-2,9 лет у мальчиков фразовая речь из 4-5 слов
В 3 года повторит четверостишие.
4. Нейропсихологические синдромы в детском возрасте
4. Нейропсихологические синдромы в детском возрасте.
Дисгенетический синдром— синдром дисфункции стволовых образований мозга; синдром дисфункции подкорковых образований.
Влияние личностных особенностей фельдшеров службы скорой медицинской ...
... формирование синдрома эмоционального выгорания у них в процессе выполнения профессиональной деятельности. Объект исследования: синдром ... зависимость, вовлечённость), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью, а также наличием химических ... это состояние, как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного ...
Ствол и подкорка.
Развитие стволового ребенка изначально со смещением этапов, заранее дисгармонично.
Часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше. Наблюдаются стигмы (знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз. У девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием.
У стволовых детей(если и ствол задействован и подкорка) — снижение иммунитета, диатез, нарушение работы эндокринной системы. Внешне дети очень худы или наоборот. Нарушение формулы сна, трудности с засыпанием. Проблематичное становление навыков опрятности — энурез, энкопрез.
Психические функции: крупная и мелкая моторика страдает. Долго не формируется избирательная активация. Можно заметить ложную леворукость Плохое развитие речи.
У подкорковых детейситуация с психическими функциями получше. Подкорка очень рано берет на себя компенсирующие функции. Детки много и умно говорят.
В случае со стволовыми детками — трудно поддаются коррекции. Обучаются во вспомогательных классах.
В случае с подкорковыми детками — все зависит ото лба (воспитывается функционально).
В процессе коррекционной деятельности будет простроена лобная доля и за счет подключения лобного контроля ребенок компенсирует подкорку. В таком случае ребенок будет интеллектуально сохранен. Если лоб «не воспитывают», то идет интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» — ведущая позиция на всю жизнь.
В исследованиях наблюдается большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания, трудность переключения внимания (проявляется в пробах на динамический праксис), эхолалия, эхопраксия. Темп деятельности снижен, низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости, зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно ухудшение памяти. У ребенка могут наблюдаться тонические нарушения в руках.
В школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружения, давление, слабый вестибулярный аппарат. Проблемы с почерком. Позднее может добиться лучших результатов, но на данном этапе нет. У стволовых деток — левостороннее игнорирование. Сложности с ударением, ритмизация на всех уровнях нарушена. Школьная дезадаптация. Проявление неуклюжести на уроках физкультуры.
Чем можно подтвердить стволовые нарушения?
Маркеры ствола:
- речь (6-7 лет)
- обилие разных патологий на уровне организма, стигмы
- искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность)
- леворукость (ложная)
- нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение
Синдром функциональной недостаточности височных отделов.
Левый висок:страдает слухо-речевая память. Если подключается правый висок — то добавляется нарушение нужного порядка слов, происходит замена слов. Конфабуляции — замена по смыслу. Контаминации — замена по звукам. Нарушение слухо-речевой памяти сочетается с запаздыванием созревания фонематического слуха.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
... занятия включает несколько направлений работы: · развитие понимания речи; · развитие активной подражательной речевой деятельности; · развитие внимания, памяти, мышления детей. Задачи и содержание логопедической работы с детьми, имеющими 1 уровень ОНР. Левина. ...
Правый висок:нарушение ритма, постановка ударений. Это проявления в нарушении фонематического слуха.
Теменные области:функциональная недостаточность теменных областей: кожно-кинестетическая чувствительность (куда дотронулась?), с 7 лет — кожное чтение. Проба на кинестетический фактор (он нарушен).
Артикуляция речи нарушается — путаются звуки близкие по говорению. В письме путает «у» и «и», «о» и «а».
Тактильная память: если говорим о правом полушарии — то добавляется соматогнозис — соматические обманы на фоне повышения температуры (может казаться, что пальцы распухли и горячие).
Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов
Сам по себе затылок страдает редко.
При нарушении деятельности височно-затылочной области — трудности называния с 5-6 лет.
При нарушении деятельности теменно-затылочной области- при копировании и воспроизведении геометрических фигур — трудности, зеркальность. Нарушение ориентировки в пространстве элементов на письме (строчку не держит).
Пространственный фактор и в речи, и в предлогах, также право-лево, за или перед.
Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.
Нарушение программирования, регуляции и контроля. Нарушение динамического пракcиса, контроля. Проба: ладонь, кулак, ребро — не запоминает. Речь бедная. Фразы примитивные. Слова, предлоги, слоги — не дописаны. Упрощение программы. Простейшие правила не запоминает.
Синдром функциональной недостаточности правого полушария.
Левостороннее игнорирование, резонерство, вычурность. Общая стратегия — симультанная — ориентация в целом.
Синдром функциональной недостаточности зоны ТРО.
В основном нарушен пространственный фактор и смысловая часть речи.
5. Нейропсихологическое обследование в детском возрасте
Нейропсихологическое обследование проводится с детьми с различными нарушениями:
(1) с тяжелыми очаговыми поражениями головного мозга с целью создания индивидуальной программы восстановления высших психических функций (последствия тяжелых нейроинфекций, черепно-мозговой травмы);
Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: ...
... развитии, пониженными обучаемостью и умственной работоспособностью, трудностями в организации учебной деятельности и/или поведения, неполноценностью социальных коммуникаций. В 2015/16 учебном году 19,4 тыс. таких детей ... ОВЗ и (или) инвалидностью 3. Среди детей с ОВЗ самую большую и разнородную группу составляют дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР), характеризующиеся, в силу ...
(2) с тяжелыми последствиями перинатальных поражений головного мозга (детский церебральный паралич, эпилепсия);
(3) с различными проявлениями минимальной мозговой дисфункции, в том числе с синдромом гиперактивности и дефицита внимания – с целью оценки развития высших психических функций, выявления нарушений, степени компенсации патологического процесса, разработки индивидуальной, эффективной программы развития отстающих высших психических функций;
(4) с трудностями школьного обучения, особенно с такими феноменами, как феномен зеркальной деятельности, нарушения внимания, памяти; а также для оценки готовности ребенка к школьному обучению;
(5) с различными медицинскими проблемами, требующими длительной терапии (сахарный диабет, аллергические заболевания и т.д.) с целью своевременной коррекции нарушений развития;
(6) с эмоциональными расстройствами.
Нейропсихологическому обследованию подвергаются дети, как правило, начиная с 5-летнего возраста, до этого периода используются методики оценки развития высших психических функций и соответствия их развития возрасту. На основании этого обследования можно прогнозировать наличие трудностей обучения, формирование нейропсихологического дефицита в старшем возрасте.
Дело в том, что зачастую психологи, констатируя нарушение той или иной функции у ребенка (например, внимания, памяти) не учитывают то, что каждая функция имеет сложную мозговую организацию, и мы можем видеть одну и ту же картину при выпадении совершенно разных звеньев структуры, отвечающей за выполнение функции.
Для понимания проблем, с которыми работает нейропсихолог приведем пример:
Родители двух детей одного возраста обратились к психологу с жалобами на плохую успеваемость (Назовем детей условно Маша и Даша).
Стандартное психологическое исследование выявляет, что у Маши есть проблемы с вниманием. Тот же результат получает Даша. Затем родители Маши и Даши решают обратиться к нейропсихологу. В результате нейропсихологической диагностики выясняется, что основная проблема Маши – высокая истощаемость. Машиной внутренней «батарейки» не хватает, чтобы высидеть целый урок, выполнить все домашнее задание и т.д. Поэтому когда «батарейка садится» Машино внимание будто бы выключается. Такой своеобразной «батарейкой» для человека являются глубинные структуры мозга. В то же время у Даши корни проблемы таятся совсем в другом – энергетические процессы в ее организме проистекают на должном уровне, но она не в состоянии произвольно регулировать свою деятельность – ее внимание будто бы неподвластно ей самой, им как будто управляет кто-то другой. За произвольность у человека, условно говоря, отвечают лобные стурктуры мозга. на этом примере видно, что у одной «внешней» проблемы могут быть разные внутренние причины, а это означает, что подход в решении одной и той же проблемы в разных случаях может быть совершенно различным!
Отметим в самом общем виде несколько моментов, принципиальных для квалификации имеющейся у ребенка недостаточности.
1. Психологу необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:
• гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки; полноценность глазодвигательных функций (конвергенции и амплитуды движения глаз);
• пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому, истощаемость, утомляемость; колебания внимания и эмоционального фона, аффективные эксцессы;
• выраженные вегетативные реакции, аллергии, энурез; сбои дыхания вплоть до его очевидных задержек или шумных «преддыханий»; соматические дизритмии, нарушение формулы сна, дизэмбриогенетические стигмы и т.п.
Различные патофеномены такого круга, как и ряд иных, аналогичных, всегда свидетельствуют о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга, что с необходимостью требует направленной коррекции. Ведь перечисленное, по сути, является отражением базального, непроизвольного уровня саморегуляции человека. Причем уровня во многом жестко генетически запрограммированного, т.е. функционирующего помимо воли и желания ребенка. Между тем полноценный его статус предопределяет во многом весь последующий путь развития высших психических функций (ВПФ).
Это обусловлено тем, что к концу первого года жизни названные структуры практики чески достигают своего «взрослого» уровня и становятся точкой опоры для онтогенеза в целом.
2. Необходимо отмечать, насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне; легко ли переключается он от одной программы к другой или инертно воспроизводит предыдущую. Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу, не пытаясь понять, что же от него требуется? Как часто отвлекается он на побочные ассоциации и соскальзывает на регрессивные формы реагирования? Способен ли он к самостоятельному планомерному выполнению требуемого в условиях «глухой инструкции», или задание доступно ему только после наводящих вопросов и развернутых подсказок экспериментатора, т.е. после того, как изначальная задача будет раздроблена на подпрограммы.
Наконец, способен ли он сам дать себе или другим внятно сформулированное задание, проверить ход и итог его выполнения; оттормозить свои не адекватные данной ситуации эмоциональные реакции? Положительные ответы на эти вопросы наряду со способностью ребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно попытаться их исправить), свидетельствуют об уровне сформированности его произвольной саморегуляции, т.е. в максимальной степени отражает степень его социализации в отличие от тех базальных процессов, о которых говорилось выше.
Достаточность перечисленных параметров психической деятельности свидетельствует о функциональной активности префронтальных (лобных) отделов мозга, прежде всего его левого полушария. И, хотя окончательное созревание этих мозговых структур растягивается по нейробиологическим законам до 12—15 лет, к 7 —8 годам в норме уже имеются все необходимые предпосылки для их оптимального в соответствующих возрастных рамках статуса.
Говоря о понимании ребенком инструкций и их выполнении, необходимо подчеркнуть, что первоочередной задачей является дифференциация первичных трудностей от тех (вторичных), которые связаны у него, например, с недостаточностью памяти или фонематического слуха. Иными словами, вы должны быть абсолютно убеждены, что ребенок не только понял, но и запомнил все вами сказанное относительно предстоящего задания.
3. Как известно, развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) протекает по законам гетерохронии и асинхронии.
Различные виды кинестетического праксиса полностью доступны детям уже в 4 —5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).
Тактильные функции достигают своей зрелости к 4 — 5 годам, в то время как соматогностические — к 6. Различные виды предметного зрительного гнозиса перестают вызывать затруднения у ребенка к 4 —5 годам; здесь необходимо подчеркнуть, что возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов. Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. До 6 — 7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин.
В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6 — 7 лет), в то время как метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности — к 8 и 9 годам соответственно.
Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти (т.е. удержание всех шести эталонных слов или фигур после трех предъявлений) достаточен у детей уже в 5 лет; к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 7—8 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности.
Так, в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (т. е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухоречевой памяти: вплоть до 7-летнего возраста даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами, близкими по звучанию или значению.
Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка: фонематический слух (7 лет), квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного речевого высказывания (8 — 9 лет).
Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т.п.
4. Следующее требование связано с необходимостью включения в нейропсихологическое обследование сенсибилизированных условий для получения более точной информации о состоянии того или иного параметра психической деятельности. К таковым относятся: увеличение скорости и времени выполнения задания; исключение зрительного (закрытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля.
Успешность выполнения любого задания в сенсибилизированных условиях (в том числе на следах памяти) в первую очередь свидетельствует о том, что изучаемый процесс у ребенка автоматизирован, а следовательно, помимо прочих преимуществ может быть опорой для ведения коррекционных мероприятий.
Необходимым условием является также выполнение любых мануальных проб (двигательных, рисуночных, письма) обеими руками поочередно. В дальнейшем описании это оговаривается особо, но здесь хотелось бы подчеркнуть, что использование бимануальных проб приближается по информативности к ди-хотическому прослушиванию, тахистоскопическому эксперименту и т.п., а пренебрежение ими — к неадекватной квалификации имеющейся феноменологии.
5. Во всех экспериментах, требующих участия правой и левой руки испытуемого, не следует оговаривать в инструкции, какой именно рукой начинать выполнение задания. Спонтанная активность той или иной руки в начале выполнения задания дает экспериментатору дополнительную, косвенную информацию о степени сформированности у ребенка мануального предпочтения. Эта же информация содержится в «языке жестов»: исследователь обязательно должен отмечать, какая рука «помогает» ребенку обогатить свою речь большей выразительностью.
6. Большинство проб, представленных в «Альбоме», даны в нескольких вариантах. Это позволяет, с одной стороны, использовать ряд из них для динамического исследования, а с другой — подобрать тестовый вариант, адекватный возрасту ребенка.
Задания должны чередоваться так, чтобы два идентичных (например, запоминание двух групп по 3 слова и запоминание 6 слов) не следовали одно за другим.
7. Крайне важно как аксиому воспринимать тот факт, что ребенок всегда включен в целую систему межличностных и социальных взаимоотношений (родители, учителя, друзья и т.д.).
Поэтому успешность вашего обследования (и последующей коррекции) однозначно будет коррелировать с тем, насколько полно будут представлены в нем соответствующие данные. В первую очередь это означает установление партнерского контакта с родителями, особенно с матерью ребенка. Именно она способна дать вам важнейшую информацию о его проблемах, а в последующем — стать одним из центральных участников коррекционного процесса.
Особенности нейропсихологической оценки детей.
Во-первых, задача детского нейропсихолога не ограничивается получением выводов о состоянии ЦНС (центральной нервной системы).
С практической точки зрения очень важно оценить имеющиеся нарушения у ребенка и дать последующие рекомендации по его лечению.
Во-вторых, детскому нейропсихологу не стоит полагаться только на известные модели нарушения у взрослых. Необходимо также опираться на знания о развитии и организации способностей здорового ребенка. Значение того, как, например, взаимосвязаны языковые навыки и способности к чтению у здорового ребенка, может указать новые подходы к изучению нарушения чтения у детей.
В-третьих, детский нейропсихолог должен четко дифференцировать влияние социальных факторов на поведение ребенка и выполнение им теста. Неоправданно интерпретировать результаты выполнения тестов без учета факторов окружающей среды, в которых находится ребенок.
В-четвертых, детский нейропсихолог должен попытаться учесть при выполнении тестов и уровень развития ребенка. Анализ уровня развития ребенка требует внимательной оценки проявлений исследуемого нарушения с учетом разных проявлений этого нарушения в зависимости от возраста.
Информация относительно имеющихся нарушений у ребенка может быть получена, по крайней мере, темя способами.
(1) Первый способ заключается в сборе данных о ребенке до проведения процедуры оценки. К этим данным можно отнести опрос учителей и родителей, медицинские показатели и показатели успеваемости в школе, а также результаты предыдущих исследований. Обычно используются разработанные и широко известные формализованные перечни вопросов для учителей и родителей.
(2) Вторым способом получения информации об имеющихся нарушениях у ребенка является непосредственная беседа с родителями. В ходе такой беседы родителей просят описать характер и историю нарушений у ребенка, а также поделиться их точкой зрения по поводу происхождения этих нарушений. В ходе беседы анализируется, как родители понимают проблемы своего ребенка, их взаимоотношения с ребенком и учителями.
(3) Третий способ заключается в непосредственном тестировании ребенка. Нейропсихологи, оценивая детей с помощью специально для них разработанных тестов и наблюдая за их поведением, делают выводы о состоянии высших психических функций. И хотя этим выводам недостает прямой объективизации, они, тем не менее, являются эффективными в лане диагностики и коррекции выявленных нарушений. В настоящее время используются модифицированные варианты методов нейропсихологического исследования, разработанных А.Р. Лурия (1973), адаптированных к детскому возрасту (Э.С. Симерницкая и соавт., 1988; Л.С. Цветкова., 1997; и др.).
Литература:
- Детский консультативно-диагностический медицинский центр «Здоровье человека». Интернет-ресурс: http://www.detcenter.ru/index.php?str=168.
- Медицинский портал для врачей и студентов. Интернет-ресурс: http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=1326.
- Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с: ил. ~ (Серия «Учебное пособие»).
- Мир психологии. Интернет-ресурс: http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology-of-childrens-age.html
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва .ACADEMA, 2002
14