Вопросы для подготовки к экзамену 5

6

  1. Роль нормальной физиологии в медицинском образовании. Связь с другими науками.
  1. Вклад отечественных ученых в развитие мировой физиологии: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.

Раздел 1 Физиология крови

  1. Внешняя и внутренняя среда организма (К. Бернар).

    Механизмы поддержания гомеостаза. Особенности внутренней среды новорожденных.

  1. Кровь, ее свойства и функции. Возрастные изменения содержания эритроцитов и лейкоцитов.
  2. Характеристика форменных элементов крови. Их роль в организме. Клиническое значение и методы определения количества эритроцитов и лейкоцитов.
  3. Гемоглобин. Свойства гемоглобина как переносчика кислорода. Количество гемоглобина в 1 литре крови, методы его определения. Виды гемоглобина и его производные. Функциональные особенности гемоглобина новорожденных.
  4. Антигенные свойства крови. Понятие об антигене и антителе. Естественные и иммунные антитела. Группы крови системы АВО. Методы определения групповой принадлежности крови, правила переливания крови. Особенности реакции агглютинации у новорожденных.
  5. Антигены системы резус. Метод определения резус-принадлежности крови. Механизмы и виды резус-иммунизации.
  6. Плазма крови, ее состав. Гематокрит. Основные физиологические константы крови Ионный состав плазмы. Понятие об осмотической концентрации и осмотическом давлении.

    Единицы измерения. Исследование осмотической стойкости (резистентности) эритроцитов.

  7. Белки плазмы крови, их виды, количество и функциональное значение. Онкотическое давление крови и его роль в обмене жидкости между кровью и тканями.
  8. Буферные системы крови. Роль легких и почек в поддержании кислотно-щелочного состояния крови.
  9. Свертывание крови. Фазы гемостаза. Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови. Особенности свертывания крови у детей.
  10. Противосвертывающая система организма. Первичные и вторичные антикоагулянты, фибринолиз.

Раздел 2 Общие свойства возбудимых тканей

  1. Рефлекторный принцип регуляции функций, его развитие в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина. Структура рефлекторной дуги соматического и вегетативных рефлексов.
  1. Возбудимость и раздражимость как основные свойства живых тканей. Понятие о раздражителе, классификация раздражителей по виду энергии и по силе. Порог раздражения как мера возбудимости.
  2. Современные представления о строении и функции клеточных мембран возбудимых клеток.
  3. Активный и пассивный транспорт веществ через клеточные мембраны.
  4. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. История их открытия. Мембранный потенциал покоя и его происхождение.
  5. Понятие о возбуждении, его проявления и условия развития.

Потенциал действия, его фазы, ионный механизм возникновения.

6 стр., 2655 слов

Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования ...

... проективных тестов и используется для изучения широкого круга межличност­ных отношений ребенка, особенностей его реагирования в различных ситуаци­ях. Экспериментальный материал методики состоит из ... школе мо­жет быть обусловлен нереализованной потребностью младших школьников в общении. Выявленные особенности сви­детельствуют о повышении индивидуаль­ной толерантности испытуемых, по­скольку ситуация, ...

  1. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации. Сравнительная характеристика локального ответа и потенциала действия.
  2. Изменение возбудимости мембраны нервного волокна в различные фазы потенциала действия (начертить график).
  3. Механизм распространения возбуждения по немиелинизированным и миелинизированным волокнам. Скорость проведения возбуждения по волокнам типа А, В и С. Законы проведения
  4. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.
  5. Одиночное мышечное сокращение, его фазы. Соотношение потенциала действия и возбудимости с фазами одиночного сокращения. Суммация сокращений и виды тетануса.
  6. Молекулярный механизм мышечного сокращения и расслабления.
  7. Вегетативная нервная система: особенности симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов, медиаторы. Особенности вегетативной Н.С. у новорожденных и детей первого года жизни.
  8. Вегетативные центры. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

Раздел 3 Физиология кровообращения

  1. Общий план строения сердечнососудистой системы. Роль сердца и сосудов. Особенности строения и функции сердечнососудистой системы у новорожденных детей.
  1. Сердечный цикл, его фазы, их продолжительность. Давление в полостях сердца и положение клапанов в различные фазы цикла. Возрастные особенности сердечного цикла.
  2. Автоматия сердца. Градиент автоматии (опыты Станниуса).

    Современные представления о субстрате и природе автоматии, ионный механизм развития потенциала действия клеток- водителей ритма.

  3. Скорость проведения возбуждения по различным отделам проводящей системы сердца. Механизм и физиологическое значение атриовентрикулярной задержки. Полный и неполный сердечный блок.
  4. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, сократимость, закон «все или ничего».
  5. Особенности потенциала действия рабочих кардиомиоцитов.
  6. Соотношение возбуждения, сокращения и возбудимости миокарда в различные фазы сердечного цикла. Механизм возникновения желудочковой экстрасистолы.
  7. Дипольная теория формирования различных компонентов ЭКГ. Клиническое значение ЭКГ. Метод регистрации и принцип расчета величины зубцов и длительности интервалов. Возрастные изменения ЭКГ.
  8. Регуляция сердечной деятельности: гетеро- и гомеометрическая регуляция, внутрисердечная рефлекторная саморегуляция. Механизмы действия парасимпатических и симпатических нервов на работу сердца. Особенности нервной регуляции сердечной деятельности у новорожденных и причины их изменения с возрастом.
  9. Гемодинамические сердечные рефлексы.
  10. Объемная скорость кровотока. Факторы, определяющие ее величину. Изменение сопротивления

и давления в различных отделах сосудистого русла (начертить график).

9 стр., 4297 слов

Влияние группового давления на изменение и искажение суждений1 с.Е. Аш

... данного подхода была аксиома о том, что групповое давление неизбежно вызывает психологические изменения безотносительно к материальным особенностям ситуации. Такая модель подчеркивает рабское подчинение индивидов ... его органов чувств. Эта процедура явилась отправной точкой исследования. Его главными особенностями было следующее: (1) испытуемый был подчинен двум противоречивым и несовместимым силам ...

  1. Систолический и минутный объемы крови, их величина и причины изменения при физической нагрузке. Величины систолического и минутного объемов крови у новорожденных и детей разного возраста.
  2. Механизм формирования сосудистого тонуса: базальный и нейрогенный тонус сосудов. Гуморальная регуляция тонуса сосудов.
  3. Рефлекторная регуляция тонуса сосудов. Афферентные нервы (И.Ф.Цион, Людвиг, Э. Геринг).

    Сосудодвигательный центр, сосудодвигательные нервы (К.Бернар).

    Медиаторы и механизмы их действия. Функциональные особенности сосудистых рефлексогенных зон в раннем онтогенезе Условия возникновения артериального давления в сосудистой системе. Причины непрерывности тока крови по сосудам. Возрастные изменения артериального давления у детей.

  4. Роль гидростатического фактора в гемодинамике. Факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам высокого и низкого давления. Центральное венозное давление.
  5. Фазовые изменения артериального давления: механизм возникновения волн первого, второго и третьего порядка.
  6. Артериальное давление как одна из основных физиологических констант организма. Периферические и центральные механизмы саморегуляции артериального давления. Особенности саморегуляции артериального давления у детей.
  7. Особенности кровообращения в капиллярах. .скорость кровотока, давление, емкость капиллярного русла. Регуляция капиллярного кровообращения.
  8. Морфофункциональные особенности микроциркуляторного русла. Механизм образования тканевой жидкости. Значение гидродинамического и онкотического давления крови и тканей. Уравнение Старлинга.

Раздел 4 Физиология дыхания

  1. Механика вдоха и выдоха, её особенности у новорожденных.

    Давление в плевральной полости, его изменения при дыхании. Механизм формирования отрицательного давления у детей. Модель Дондерса.

  1. Легочные объемы и ёмкости. Спирометрия и спирография. Минутный объем дыхания (МОД) у детей разного возраста.
  2. Газообмен в легких. Процентное содержание и парциальное давление кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе, артериальной и венозной крови. Возрастные изменения состава альвеолярного воздуха.
  3. Газообмен в тканях. Напряжение кислорода и углекислого газа в артериальной, венозной крови и тканевой жидкости.
  4. Транспорт О2 кровью. Гемоглобин, его формы. Кислородная ёмкость крови.Факторы, влияющие на образование и диссоциацию оксигемоглобина. Особенности кривой диссоциации оксигемоглобина в раннем онтогенезе.

6. Транспорт СО2.Формы транспорта в эритроцитах и в плазме крови. Основные реакции.обеспечивающие транспорт углекислоты. Роль фермента карбоангидразы. Значение углекислого газа в регуляции дыхания. Механизм первого вдоха новорожденных.

13 стр., 6312 слов

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с ...

... -педагогической помощи и коррекции развития ребенка дошкольника. 1. Закономерности психомоторного развития детей дошкольного возраста 1.1 Особенности психического развития детей в период дошкольного возраста Каждый ... взрослого, иерархическая структура отношений (главный, сильный, командир), семейных и профессиональных ролей. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, СРИ интенсивно ...

7. Дыхательный центр (Н.А.Миславский).

Современные представления о его структурах и их взаимодействии. Особенности функции дыхательного центра новорожденных.

8. Регуляция дыхания, механизм смены дыхательных фаз, роль хемо- и механорецепторов. Возрастные изменения функции хемо- и механорецепторов.

9. Дыхание в условиях пониженного атмосферного давления и механизмы адаптации.

Раздел 5 Физиология пищеварения

  1. Функции пищеварительной системы. Типы пищеварения в зависимости от происхождения и места действия ферментов.
  1. Роль И.П. Павлова в создании учения о пищеварении. Значение метода хронического эксперимента в изучении функции пищеварительных желез. Основные операции, разработанные в лаборатории И.П.Павлова.
  2. Принципы регуляции деятельности пищеварительной системы. Роль рефлекторных, гуморальных и местных механизмов регуляции.
  3. Пищеварение в полости рта. Состав и физиологическая роль слюны. Методы изучения. Регуляция слюноотделения. Клеточный механизм секреции. Возрастные особенности слюноотделения.
  4. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Роль ферментов, соляной кислоты и слизи. Клеточные механизмы секреции соляной кислоты. Особенности пищеварения в желудке у новорожденных и детей первого года жизни.
  5. Регуляция желудочной секреции, ее фазы. Методы изучения.
  6. Роль двенадцатиперстной кишки в пищеварении. Роль гастроинтестинальных гормонов в регуляции секреции пищеварительных желез.
  7. Суточное количество, ферментный состав и свойства поджелудочного сока.
  8. Рефлекторная и гуморальная регуляция секреции панкреатического сока (И.П.

    Павлов)

  9. Пищеварительное значение желчи. Рефлекторная и гуморальная регуляция желчеобразования и желчевыделения.
  10. Состав и свойства кишечного сока. Методы получения. Полостное и пристеночное пищеварение. Соотношение этих типов пищеварения у грудных детей и взрослых.
  11. Гидролиз белков в желудочно-кишечном тракте. Механизм всасывания в кишечнике конечных продуктов гидролиза белков. Особенности переваривания белков у детей.
  12. Роль липолитических ферментов желудочного, панкреатического и кишечного соков в гидролизе жира. Особенности переваривания жира у детей.
  13. Всасывание веществ в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Механизмы всасывания. Изучение скорости всасывания солевых растворов в опыте Р.Гейденгайна.
  14. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта. Особенности двигательной деятельности желудка и кишечника у новорожденных и грудных детей. Регуляция моторики.
  15. Физиологические основы рационального питания. Принципы составления пищевых рационов. Особенности пищевого рациона детей и подростков.
  16. Энергетический обмен организма.

    7 стр., 3436 слов

    Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

    ... гематоэнцефалический барьер. Вытекает жидкость под слабым давлением. Вегетативная нервная система ко времени рождения ребенка уже функционирует. Она обеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует деятельность ... симптомы. Головная боль Головная боль – наиболее частая жалоба детей, страдающих заболеваниями нервной системы. При этом необходимо установить причину головных болей, которые могут ...

    Методы определения расхода энергии. Возрастные изменения энергетического обмена.

Раздел 6 Физиология почек и водно-солевого обмена

  1. Основные этапы процесса мочеобразования. Роль различных отделов нефрона в образовании мочи.
  1. Образование первичной мочи. Факторы, определяющие эффективное фильтрационное давление. Скорость клубочковой фильтрации у детей. Состав ультрафильтрата и его осмотическая концентрация. Определение скорости клубочковой фильтрации (СКФ) методом очищения.
  2. Реабсорбция в проксимальных канальцах. Клеточные механизмы реабсорбции. Величина реабсорбции различных веществ. Определение величины реабсорбции методом очищения.
  3. Механизмы осмотического концентрирования и разведения мочи. Роль противоточно-поворотно-множительной системы. Особенности функционирования этого механизма у новорожденных.
  4. Реабсорбция в дистальных извитых канальцах и собирательных трубках. Роль гормонов в образовании окончательной мочи. Влияние АДГ на почки новорожденных.
  5. Регуляция объема жидкости при гипер — и гиповолюмии.

    Возрастные изменения объема жидкости в организме.

  6. Рефлекторная регуляция осмотической концентрации внутренней среды при гипер — и гипоосмии. Реакция новорожденных и грудных детей на гипергидратацию и дегидратацию.
  7. Роль почек в регуляции кислотно-щелочного равновесия внутренней среды.

Раздел 7 Физиология эндокринной системы

  1. Сравнительная характеристика нервной и гуморальной регуляции физиологических функций.
  1. Рефлекторная регуляция. Строение и функция рефлекторной дуги. Взаимодействие нервных и гуморальных механизмов в регуляции физиологических функций.
  2. Вегетативная нервная система. Структурные и функциональные особенности симпатического и парасимпатического отделов. Особенности вегетативных рефлекторных реакций. Метасимпатическая система.
  3. Эндокринные железы. Общие свойства гормонов и механизмы их взаимодействия с клетками-мишенями.
  4. Гипоталамус, его участие в регуляции вегетативных функций. Гипоталамо-гипофизарные взаимоотношения.
  5. Роль инсулина и контринсулярных гормонов в регуляции уровня глюкозы в крови.

7.Щитовидная железа. Тиреоидные гормоны и их роль в регуляции основного обмена и морфогенетических процессов. Гипо- и гиперфункция щитовидной железы в детском возрасте и у взрослых.

11 стр., 5317 слов

Роль общения ребенка раннего возраста со взрослыми

... психолого-педагогическую литературу по изучению и описанию роли общения детей раннего возраста с взрослыми. Раскрыть основные особенности общения детей с взрослыми. Определить влияние общения на ... ” – запечатления также отводят первостепенную роль раннему опыту ребенка в формировании его отношений к окружающим. Сущность ее заключается в переносе механизма ”импритинга” / описанного впервые К.Лоренцом ...

8.Роль кальция в организме. Регуляции уровня кальция в крови. Причины и последствия нарушения обмена кальция в детском возрасте.

9.Нейрогипофиз, его анатомические и функциональные связи с гипоталамусом. Физиологическая роль гормонов и возрастные особенности их действия.

10.Аденогипофиз, его анатомические и функциональные связи с гипоталамусом. Физиологическая роль его гормонов. Гипо- и гиперфункция аденогипофиза в детском возрасте.

11.Гормоны коры надпочечников, их влияние на белковый, жировой, углеводный и минеральный обмен, влияние на сердечно-сосудистую и другие системы организма.

12.Роль гормонов гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в защитных реакциях организма. Общий адаптационный синдром (Г.Селье).

13.Роль гормонов аденогипофиза и половых желез в становлении и регуляции менструального цикла.

14.Роль женских и мужских половых гормонов в формировании пола, обмене веществ и общем развитии организма. Результаты удаления половых желез в детском возрасте.

15.Роль гормонов плаценты в протекании нормальной беременности.

16.Значение эпифиза и вилочковой железы в становлении иммунитета и биологических ритмов.

Раздел 8 Физиология цнс и сенсорные системы

  1. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Его физиологические свойства и взаимосвязь с глиальными клетками.
  1. Основные принципы распространения возбуждения в ЦНС (иррадиация, трансформация ритма и др.).
  2. Передача возбуждения в синапсах ЦНС. ВПСП и ТПСП, механизм их возникновения.
  3. Торможение в ЦНС (И.М. Сеченов), его роль в регуляции функций организма. Основные виды торможения, современные представления об их механизмах.
  4. Механизм поддержания равновесия тела: статические и статокинетические рефлексы (рецепторы, центры, эффекторы).

    Развитие двигательной активности у детей первого года жизни.

  5. Роль спинного мозга в регуляции деятельности скелетных мышц. Рефлекторная дуга спинномозгового тонического рефлекса. Причины и физиологическое значение гипертонуса новорожденных.
  6. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений. Перекрестный спинномозговой рефлекс.
  7. Роль продолговатого и среднего мозга в регуляции мышечного тонуса.
  8. Ретикулярная формация ствола мозга. Ее нейронная организация и физиологическая роль, влияние на рефлекторную деятельность спинного мозга и кору больших полушарий.
  9. Роль мозжечка в координации двигательных актов. Характер нарушения движений после его удаления.
  10. Роль коры больших полушарий и подкорковых (базальных) ядер в регуляции движений. Развитие двигательной активности у детей первого года жизни.
  11. Гипоталамус. Характеристика основных ядерных групп. Гипоталамус как высший подкорковый отдел вегетативной нервной системы.
  12. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативных функций, в управлении гомеостатическими процессами. Его участие в формировании мотиваций, эмоций, биоритмов.
  13. Понятие об анализаторах (сенсорных системах), их роль в обеспечении связи организма и внешней среды. Общие свойства анализаторов.
  14. Рецепторный отдел анализаторов: классификация, функциональные свойства, механизмы рецепции (рецепторный и генераторный потенциалы).
  15. Обонятельный анализатор. Механизм восприятия запахов. Проводниковый и корковый отдел анализатора.
  16. Вкусовой анализатор. Механизм восприятия вкуса. Проводниковый и корковый отдел анализатора. Методы исследования вкусового анализатора. Созревание вкусового анализатора у детей.
  17. Слуховой анализатор. Звукоулавливающий и звукопроводящий аппараты. Рецепторный отдел звукового анализатора. Механизм возникновения рецепторного потенциала. Проводниковый и корковый отделы слухового анализатора. Значение слухового анализатора в становлении 2ой сигнальной системы у детей.
  18. Зрительный анализатор. Рецепторный аппарат, фотохимические процессы в сетчатке. Проводниковый и корковый отделы анализатора. Восприятие цвета и основные формы нарушения цветового зрения. Основные причины и профилактика развития близорукости у детей.
  19. Роль вестибулярного аппарата в восприятии и оценке положения тела в пространстве и его перемещения. Результат одностороннего разрушения лабиринтов.
  20. Биологическое значение боли. Современные представления о ноцицептивной и антиноцицептивной системах.

Раздел 9 Физиология высшей нервной деятельности

  1. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы и инстинкты).

    12 стр., 5610 слов

    Роль и значение сновидений в психической жизни индивида

    ... сердце. Все органы отдыхают и восстанавливают свои функции. Только мозг во время сна пользуется относительным покоем. Биологическое значение сна заключается в восстановлении работоспособности организма, утомленного в ... для приема телепатического послания. В телепатическом сне телепатическое известие сыграет ту же роль, что и любой другой остаток дневных впечатлений. И как таковое оно оказывается ...

    Их значение для приспособительной деятельности организма.

  1. Биологическая роль условных рефлексов, условия их образования. Развитие условно-рефлекторной деятельности у детей.
  2. Виды торможения в коре головного мозга, его физиологическое значение. Безусловное (внешнее и запредельное) и условное (внутреннее) виды торможения. Механизмы его развития.

Особенности коркового торможения у детей.

  1. Нейрофизиологические механизмы формирования временной связи при выработке условных рефлексов. Развитие условно-рефлекторной деятельности у детей.
  2. Нейрональные механизмы кратковременной и долговременной памяти. Роль различных отделов мозга в формировании памяти.
  3. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий: динамический стереотип и его значение для обучения и приобретения трудовых навыков у детей.
  4. Функциональная ассиметрия коры головного мозга. Доминантность полушарий, ее роль в формировании высших психических функций.
  5. Нейрофизиологические основы целенаправленного поведения (теория функциональных систем П.К. Анохина).
  6. Потребности и мотивации, их классификация, механизмы формирования. Роль гипоталамуса и коры больших полушарий.
  7. Особенности ВНД человека. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Развитие второй сигнальной системы у детей.
  8. Типы высшей нервной деятельности. Характеристика типа ВНД в зависимости от свойств основных нервных процессов (И.П. Павлов).

    12 стр., 5670 слов

    Этика и психология коммерческой работы и их роль в эффективности ...

    ... в изучении этики и психологии коммерческой работы и их роль в эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия. Задачами курсовой работы являются: 1. Изучить требование ... и профессиональные требования к коммерческому работнику. Основой торгового бизнеса является коммерческая деятельность, икоммерсант, следовательно, является ключе­вой фигурой в торговом процессе. Профессиональное ...

    Роль воспитания в формировании типологических свойств ВНД. Значение для врачебной практики знания типологических особенностей больного.

  9. Биологическая роль эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Теории эмоций. Особенности эмоциональной реакции ребенка.
  10. Нейрофизиологические механизмы сна. Особенности сна новорожденных и детей раннего возраста.