Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 3

Министерство образования и науки Российской Федерации

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Кафедра социальной педагогики и теологии

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по образовательной политике

________________ В.Я. Шевченко

" _____ «______________ 2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 50 400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология и социальная педагогика»

Екатеринбург

РГППУ

2012

Учебно-методический комплекс дисциплины «Образовательные программы начальной школы». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 28 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 50 400.62 Психолого-педагогическое образование.

Автор: канд. пед. наук, доцент Н.П. Сулимова.

Рецензент: канд. пед. наук, профессор Н.Г. Санникова

Одобрен на заседании кафедры социальной педагогики и теологии. Протокол от «27» сентября 2012 г. № 1.1.

Заведующая кафедрой социальной

педагогики и теологии Т.В. Носакова

Рекомендован к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от «22» октября 2012 г. № 2

7 стр., 3422 слов

Информационное обеспечение методической подготовки студентов педвуза 2

... более глубоко усвоить учебный материал. Итак, информационное обеспечение методической подготовки студентов педву­за включает комплекс литературы, основу которого составляет учебное пособие, объединяющее методологию ... диссертаций. В обяза­тельном порядке на кафедре должны быть журналы "Педагогика", "Учебный предмет (математика, физика и т.д.) в школе", соответствующие ...

Председатель методической

комиссии СоИн С.П. Миронова

СОГЛАСОВАНО:

Зав. Сектором инспектирования ИМО УМУ С.В. Пеннер

Директор СоИн С.П. Миронова

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-

педагогический университет", 2012

© Сулимова Н.П., 2012

1. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Учебный курс «Образовательные программы начальной школы» представляет собой базовый компонент в системе учебных дисциплин гуманитарного блока. Он содержательно интегрирует представления студентов о специфике процесса обучения и воспитания в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования, об использовании психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие учебно-познавательной деятельности младших школьников; о создании оптимальных условий адаптации детей к образовательному учреждению; знакомит с правилами обеспечения охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе.

Цельданного курса — развитие профессиональной компетентности студентов в сфере психолого-педагогической деятельности.

Задачикурса:

  • познакомить студентов с требованиями к созданию условий для полноценного обучения, воспитания учащихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • сформировать мотивацию участия в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
  • сформировать потребность систематического повышения своего профессионального мастерства, собственного общекультурного уровня, в соблюдении норм профессиональной этики;
  • сформировать навыки проведения психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
  • сформировать навыки осуществления процесса обучения и воспитания в соответствии с основной общеобразовательной программой начального образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие личности;
  • познакомить студентов с требованиями к созданию оптимальных условий адаптации детей к образовательным учреждениям, правилами обеспечения охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе;
  • познакомить студентов с методами работы по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в школе.

2. Место дисциплины в структуре ооп впо

Учебная дисциплина «Образовательные программы начальной школы» относится к Базовой части Профессионального цикла (Модуль 2. Психология и педагогика развития детей).

16 стр., 7520 слов

Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи

... -логического мышления важное значение имеет обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи планированию своей деятельности. Планирование деятельности оказывается возможным на основе развития способности анализа изготовляемых объектов ... предметно- практического обучения в школе для глухих детей: Учебн. пособие для студентов высш. Пед. учебн. М.: Академия, 2002. . Ивошкувене Р. В. Развитие речи на ...

Она дает возможность развития базовых знаний для успешной профессиональной деятельности и продолжения обучения в магистратуре.

Содержание дисциплины позволит познакомить студентов с вариативными образовательными программами начального общего образования, сформировать навыки создания образовательных программ.

Изучение курса рассчитано на один семестр (2й); освоение ее базовых понятий должно послужить основой для возможного расширения и углубления знаний в рамках дисциплин «Теория обучения и воспитания», «Методика и технология работы социального педагога», которые изучаются в третьем семестре. Практическое применение и закрепление полученных знаний в рамках данного курса предполагается в процессе практики, а также при подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

5 стр., 2310 слов

Сюжетно-ролевая игра как средство развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

... .М. Дислалия: Логопедия. — М., 2002. 12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А. - Минск: Университетская ... использовать словарный запас и др.). Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту ...

2.1. Из курса «Психология дошкольного возраста»:

Знания: предмет, методы и основные категории психологии дошкольного возраста; психологические особенности и закономерности психического развития дошкольника; новообразования дошкольного возраста; механизмы формирования и развития личности дошкольника; особенности социальной ситуации развития дошкольника; специфику развития познавательной сферы дошкольника; значений эмоций, воли и мотивации в организации поведения и деятельности дошкольника.

Умения: учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития дошкольника, особенности регуляции поведения и деятельности дошкольника на различных возрастных ступенях; организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития дошкольников; выявлять проявления интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении дошкольников.

Владения: основными методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния; простейшими приемами психической саморегуляции; основными навыками устанавливать контакт с другим человеком; понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

  • Социальная педагогика — Профессиональный цикл, Базовая часть (ПЦ.Б.10); Модуль 1. Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности;
  • Методика и технология работы социального педагога — Профессиональный цикл, Вариативная часть (ПЦ.В.12); Профилизация. Психология и социальная педагогика — Модуль 2. Социально-педагогическая деятельность.

3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины

3.1. В результате освоения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:

  • владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
  • использует в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
  • использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
  • учитывает этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

  • способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
  • готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4);
  • готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);
  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
  • готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
  • способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
  • способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

В образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

  • способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);
  • способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2);
  • способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории учащегося (ПКНО-3);
  • готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
  • готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность учащихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПКНО-5);
  • готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к обучению в основной школе (ПКНО-6);
  • готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);
  • способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

  • различные теории обучения, воспитания и развития, основные образовательные программы для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
  • основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
  • этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса, учитывать при построении социальных взаимодействий;
  • общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
  • нормативные документы для организации культурно-просветительской работы;
  • здоровьесберегающие технологии и опасности социальной среды и образовательного пространства.

Уметь:

  • использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся младшего школьного возраста;
  • организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.;
  • организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
  • использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;
  • использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;
  • организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;
  • выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка;
  • организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы;
  • во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к обучению в основной школе.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

  • моральными нормами и основами нравственного поведения;
  • способами проведения диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности;
  • навыками построения и изменения индивидуальной образовательной траектории учащегося;
  • приемами создания условий, облегчающих адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе;
  • приемами организации индивидуальной и совместной учебной деятельности учащихся, основанной на применении развивающих образовательных программ;
  • способами осуществления сбора данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками;
  • навыками эффективного взаимодействия с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников.

4. Структура и содержание учебной дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Виды учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий

Объем часов/

зачетн. единиц

Форма обучения

очная

Заочная

с полным сроком обучения

Заочная с сокра щенным сроком обучения

1. Общая трудоемкость дисциплины

72/2

72/2

72/2

72/2

2. Аудиторные занятия:

40

8

6

2.1. Лекции

20

4

4

2.2. Практические (семинарские) занятия

20

4

2

2.3. Лабораторные работы

-

-

-

2.4. Контрольные работы

-

2

2

2.5. Курсовой проект (работа)

-

-

-

2.6. Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий: лекция с проблемным изложением, мозговой штурм, дискуссия, решение ситуационных задач, работа в малых группах, использование средств мультимедиа

-

-

-

3. Самостоятельная работа студента:

32

64

66

3.1. Курсовой проект (работа)

-

-

-

3.2. Контрольная работа

-

-

-

3.3. Другие виды самостоятельной работы (реферирование, подготовка научного сообщения, электронных презентаций, проектная деятельность, ситуативное моделирование и др.)

-

-

-

4. График изучения дисциплины

4.1. Курс

1

1

1

4.2. Семестр

2

2

2

4.3. Экзамен (семестр)

-

-

-

4.4. Зачет (семестр)

2

2

2

4.5. Курсовой проект (работа) (семестр)

-

-

-

4.6. Контрольная работа (семестр)

-

2

2

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

СРС

Консультации

Раздел 1. Общие основы педагогики начального образования

3

1−10

4

Контр. работа — 4; Реферат — 3

    Тема 1. Система начального общего образования: становление и развитие

    1−2

    2

    2

    2

    Еженед.

    Собесед. — 2; Участие в практ. занятии — 1−2.

      Тема 2. Воспитание в системе начального общего образования

      3−4

      2

      2

      4

      Еженед.

      Собесед. — 4; Участие

        Тема 3. Обучение в системе начального общего образования

        5−6

        2

        2

        Еженед.

        в практ. занятии — 4.

          Тема 4. Урок в современной начальной общеобразовательной школе

          7−8

          4

          4

          4

          Еженед.

          Контр. работа — 8; Реферат — 7

            Тема 5. Образовательное учреждение, его организация и управление

            9−10

            2

            2

            4

            Еженед.

            Собесед. — 5; Участие в практ. занятии — 6.

              Раздел 2. Содержание образования детей младшего школьного возраста

              3

              11−15

              4

              Еженед.

              Собесед. — 8; Участие в практ. занятии — 7−8.

                Тема 6. Общая характеристика системы начального общего образования

                4

                2

                4

                Еженед.

                Тестирование — 14; Творческий проект-13

                  Тема 7. Образовательные программы для начальной школы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир

                  2

                  4

                  2

                  Еженед.

                  Собесед. — 10; Участие в практ. занятии — 10−11.

                    Тема 8. Образовательные программы для начальной школы: изобразительное искусство, музыка и трудовое обучение

                    2

                    4

                    2

                    Еженед.

                    Собесед. — 12; Участие в практ. занятии — 13−14.

                    Итого

                    20

                    20

                    32

                    ВСЕГО

                    72

                    4.3. Содержание тем (разделов) дисциплины

                    Раздел 1. Общие основы педагогики начального образования

                    Тема 1. Система начального общего образования: становление и развитие

                    Понятие о системе начального образования. Принципы построения системы дошкольного образования. Цель и задачи дошкольного образования. Развитие системы начального образования в России и других странах.

                    Образование, развитие и социализации личности. Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации, ее стадии и механизмы социального развития в младшем школьном возрасте. Воспитание и формирование личности.

                    Роль обучения и воспитания в развитии и социализации детей младшего школьного возраста. Средства, условия, факторы социального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте.

                    Тема 2. Воспитание в системе начального общего образования

                    Воспитание как целостная система и педагогическое явление. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание». Сущность воспитания и его особенности в младшем школьном возрасте. Закономерности и принципы воспитательного процесса в системе начального образования. Формы организации воспитательного процесса в начальной школе. Методы и средства воспитания младших школьников. Показатели и критерии воспитанности младших школьников.

                    Содержание воспитательного процесса: гражданское, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, воспитание младших школьников. Основы семейного воспитания. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности. Взаимодействие школы с семьей в организации воспитания младших школьников.

                    Тема 3. Обучение в системе начального общего образования

                    Понятие и сущность обучения. Характеристика процесса обучения как целостной системы. Функции обучения. Учение как познавательная деятельность младшего школьника. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения. Формирование самостоятельности у учащихся в процессе обучения. Принципы обучения в системе начального общего образования. Формы организации учебного процесса в начальной школе. Методы и средства обучения в начальной школе.

                    Тема 4. Урок в современной начальной общеобразовательной школе

                    Урок в современной общеобразовательной школе. Классификация видов урока в системе начального образования. Морфология урока. Триединая цель урока как феномен и результат. Содержание учебного материала и его реализация на уроке. Формы организации познавательной деятельности в начальной школе.

                    Структура и типология урока в начальной школе. Урок функциональный и урок развивающий. Анализ урока как инструмент внутреннего управления познавательным процессом. Принципы педагогического анализа урока. Технология системного и поэлементного подходов к анализу урока. Анализ важнейших «узлов» урока.

                    Управление уроком как фактор совершенствования образовательной системы. Система управления качеством обучения. Критерии качества и эффективности современного начального общего образования.

                    Организация самостоятельной работы учащихся на уроке. Система упражнений и учебных задач.

                    Тема 5. Образовательное учреждение, его организация и управление

                    Нормативно-правовая база образовательного учреждения. Структура и кадровый состав образовательного учреждения. Типы и виды образовательных учреждений. Планирование и учет деятельности образовательного учреждения. Организация работы школьного коллектива учителей начальных классов и руководство им. Методические объединения учителей начальных классов.

                    Образовательная среда начальной школы. Формы и методы организации жизнедеятельности детей. Работа образовательного учреждения с семьей. Преемственность в работе образовательного учреждения (начальное и среднее звено).

                    Основные (общие) функции управленческой деятельности в системе образования (классификация функций управления; функция планирования и прогнозирования; функция организации выполнения принятых решений; функция мотивации; регулятивно-координационная функция; функция контроля).

                    Специализированные функции управленческой деятельности в системе начального образования (функция социального управления; функция формирования и развития социальных качеств людей; функция формирования и развития социальных систем).

                    Раздел 2. Содержание образовательных программ для начальной школы

                    Тема 6. Стратегия развития вариативного образования в начальной школе

                    Понятие и сущность содержания образования. Стандартизация начального общего образования: федеральный, региональный и школьный компоненты. Стратегия развития вариативного образования в России. Современные подходы в построении системы школьного образования. Традиционная система и система развивающего обучения: общая и сравнительная характеристика.

                    Источники и факторы формирования содержания образования в начальной школе. Базисный учебный план начальной школы. Учебные программы, учебники и учебные пособия для начальной школы.

                    Содержание образовательных программ для начальной школы:

                    • Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей младшего школьного возраст
                    • Программы по системе развивающего обучения (Д. Эльконин, В. Давыдов)
                    • Программы по системе развивающего обучения (Л. Занков)
                    • Программа «Истоки» (под общ. ред. Л.Е. Курнешовой)
                    • Комплексная программа развития и воспитания школьников «Школа-2100» (А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
                    • Комплексная программа развития и воспитания школьников «Школа-XXI век» (Н.Ф. Виноградова, М.М. Безруких)
                    • Программа «Дошкольное обучение. Подготовка к школе» — концепция «Преемственность» (Н.А. Федотова, А.А. Плешаков)

                    Тема 7. Образовательные программы для начальной школы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир

                    Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной школе в системе начального образования. Учебно-методические комплекты. Общая характеристика учебных программ и учебных пособий для начальной школы. Рабочие программы для начальной школы. Познавательные и общекультурные цели учебных предметов. Задачи и направления изучения предметов русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир. Формы и методы организации учебного процесса по предметам.

                    Содержание образовательных программ по предметным областям:

                    • Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей младшего школьного возраст
                    • Программы по системе развивающего обучения (Д. Эльконин, В. Давыдов)
                    • Программы по системе развивающего обучения (Л. Занков)
                    • Программа «Истоки» (под общ. ред. Л.Е. Курнешовой)
                    • Комплексная программа развития и воспитания школьников «Школа-2100» (А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
                    • Комплексная программа развития и воспитания школьников «Школа-XXI век» (Н.Ф. Виноградова, М.М. Безруких)
                    • Программа «Дошкольное обучение. Подготовка к школе» — концепция «Преемственность» (Н.А. Федотова, А.А. Плешаков)

                    Тема 8. Образовательные программы для начальной школы: изобразительное искусство, музыка и трудовое обучение

                    Цель, задачи, основное назначение образовательной области. Содержание образовательных программ по предметным областям. Рисование с натуры как способ освоения объектов действительности, развития памяти и воображения. Обучение декоративной работе как средство освоения школьниками народного декоративно-прикладного искусства. Беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира. Аппликация как средство формирования интереса к изобразительной деятельности.

                    Музыка как средство развития эмоциональной и духовной сферы ребенка. Формы и методы музыкального развития младших школьников.

                    Трудовое обучение в системе начального образования. Цели и задачи трудового обучения. Формы организации и методы осуществления образовательного процесса. Содержание трудового обучения в начальной школе. Трудовое обучение как средство развития творческого мышления младших школьников.

                    Содержание образовательных программ по предметным областям:

                    • Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей младшего школьного возраст
                    • Программы по системе развивающего обучения (Д. Эльконин, В. Давыдов)
                    • Программы по системе развивающего обучения (Л. Занков)
                    • Программа «Истоки» (под общ. ред. Л.Е. Курнешовой)
                    • Комплексная программа развития и воспитания школьников «Школа-2100» (А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
                    • Комплексная программа развития и воспитания школьников «Школа-XXI век» (Н.Ф. Виноградова, М.М. Безруких)
                    • Программа «Дошкольное обучение. Подготовка к школе» — концепция «Преемственность» (Н.А. Федотова, А.А. Плешаков)

                    5. Образовательные технологии

                    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе традиционных и активных образовательных технологий, интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

                    • традиционные формы организации — лекции, семинарские и практические занятия;
                    • методы осуществления образовательного процесса — словесные, практические, наглядные, проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные; методы контроля и самосконтроля;
                    • активные и интерактивные образовательные технологии — лекции с проблемным изложением материала, лекции-диалоги, мозговой штурм, дискуссии, учебные конференции, решение ситуационных задач, работа в малых и мини- группах, использование средств мультимедиа, различных видов проектной деятельности, деловые и ролевые игры, разработка, решение и анализ педагогических ситуаций, психологические и педагогические тренинги, кейс-метод (анализ конкретных ситуаций в малых группах).

                    В рамках организации учебных занятий по дисциплине предусматриваются встречи с педагогами-практиками, представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы специалистов.

                    Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется целью и содержанием программы курса и составляет не менее 20% аудиторных занятий с учетом специфики основной образовательной программы.

                    6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

                    6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

                    Для изучения дисциплины «Образовательные программы начальной школы» предусмотрено выделение 2,0 зачетных единицы (72 часов), из них на самостоятельную работу студентов отводится 0,9 зачетных единиц (32 часа).

                    Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.

                    Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины являются:

                    а) выполнение домашних заданий, направленных на освоение и проработку тем теоретического (лекционного) материала курса — изучение и конспектирование учебной литературы и периодических изданий по теме, разделу курса, реферирование и написание аналитического обзора первоисточников;

                    б) выполнение и подготовка к защите домашних заданий творческого характера — написание реферата по теме/разделу курса, написание эссе, разработка мультимедийных презентаций по теме/разделу курса, подготовка доклада/сообщения по теме/разделу курса;

                    в) подготовка к промежуточной и итоговой аттестации — контрольные работы, сдаче зачета по дисциплине.

                    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследовательских проектов.

                    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Образовательные программы начальной школы» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследовательских проектов.

                    По итогам изучения дисциплины предусмотрены виды промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, контрольные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.

                    Практические занятия проводятся с целью закрепления, углубления, расширения и более детальной проработки теоретического материала по основным разделам дисциплины «Педагогика». Последовательность и количество аудиторных практических занятий по дисциплине «Педагогика» определяется тематикой теоретического материала в зависимости от объема часов, выделенных для реализации данного вида учебной работы.

                    6.2. Темы рефератов, докладов и эссе для подготовки к практическим занятиям

                    1. Развитие системы начального общего образования в России и других странах.
                    2. Образование, развитие и социализации личности. Сущность социализации, ее стадии и механизмы социального развития в младшем школьном возрасте.
                    3. Развитие личности как педагогическая проблема. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности.
                    4. Роль обучения и воспитания в развитии и социализации детей младшего школьного возраста.
                    5. Средства, условия, факторы социального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте.
                    6. Воспитание как целостная система и педагогическое явление. Закономерности и принципы воспитательного процесса в системе начального образования. Показатели и критерии воспитанности младших школьников.
                    7. Содержание воспитательного процесса с младшими школьниками.
                    8. Основы семейного воспитания. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.
                    9. Взаимодействие школы с семьей в организации воспитания младших школьников.
                    10. Учение как познавательная деятельность младшего школьника. Формирование самостоятельности в учащихся в процессе обучения.
                    11. Принципы обучения в системе начального общего образования.
                    12. Формы организации учебного процесса в начальной школе.
                    13. Методы и средства обучения в начальной школе.
                    14. Урок в современной общеобразовательной школе. Классификация видов урока в системе начального образования.
                    15. Урок функциональный и урок развивающий. Анализ урока как инструмент внутреннего управления познавательным процессом.
                    16. Управление уроком как фактор совершенствования образовательной системы. Система управления качеством обучения. Критерии качества и эффективности современного начального общего образования.
                    17. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке. Система упражнений и учебных задач.
                    18. Нормативно-правовая база образовательного учреждения. Методические объединения учителей начальных классов.
                    19. Образовательная среда начальной школы. Формы и методы организации жизнедеятельности детей.
                    20. Работа образовательного учреждения с семьей. Преемственность в работе образовательного учреждения (дошкольное образовательное учреждение и начальная школа; начальное и среднее звено школы).
                    21. Основные (общие) функции управленческой деятельности в системе образования и их классификация.
                    22. Специализированные функции управленческой деятельности в системе начального образования и их характеристика.
                    23. Нормативные документы и факторы формирования содержания образования в начальной школе. Базисный учебный план начальной школы. Учебные программы, учебники и учебные пособия для начальной школы.
                    24. Стандартизация начального общего образования: федеральный, региональный и школьный компоненты.
                    25. Современные подходы в построении системы школьного образования. Традиционная система и система развивающего обучения: общая и сравнительная характеристика.
                    26. Содержание образовательных программ для начальной школы: общая и сравнительная характеристика.
                    27. Образовательные программы для начальной школы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Задачи и направления изучения дисциплин.
                    28. Образовательные программы для начальной школы: изобразительное искусство, музыка и трудовое обучение. Задачи и направления изучения дисциплин.

                    6.3. Задания к контрольной работе

                    Контрольная работа по дисциплине «Образовательные программы начальной школы» предполагает развернутый ответ на два вопроса: теоретический, направленный на расширение и углубление знаний студентов по педагогике, формирование навыков самостоятельной работы, и практический, связанный с развитием их творческого мышления, навыков исследовательской деятельности.

                    При выполнении теоретической части работы студенты самостоятельно, на основе знакомства с рекомендованной литературой, углубленно изучают одну из тем дисциплины.

                    Практическая часть контрольной работы представляет собой учебно-познавательное задание (педагогическую задачу), направленное на осмысление студентом конкретных проблем, с которыми сталкивается педагог в своей практической деятельности; на формирование умений сравнивать, сопоставлять различные точки зрения, анализировать и прогнозировать педагогические явления, критически их оценивать.

                    Контрольная работа № 1

                    1. Понятие о системе начального образования. Принципы построения системы дошкольного образования. Цель и задачи дошкольного образования. Развитие системы начального образования в России и других странах.

                    2. Проанализировать Программы по системе развивающего обучения (Л. Занков)

                    Контрольная работа № 2

                    1. Образование, развитие и социализации личности. Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации, ее стадии и механизмы социального развития в младшем школьном возрасте. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности.

                    2. Проанализировать методы взаимодействия образовательного учреждения с семьей (на конкретном примере).

                    Контрольная работа № 3

                    1. Развитие системы начального образования в России и других странах. Принципы построения системы дошкольного образования. Цель и задачи дошкольного образования.

                    2. Проанализировать Примерную общеобразовательную программу воспитания, обучения и развития детей младшего школьного возраст

                    Контрольная работа № 4

                    1. Воспитание как целостная система и педагогическое явление. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание». Сущность воспитания и его особенности в младшем школьном возрасте. Закономерности и принципы воспитательного процесса в системе начального образования. Формы организации воспитательного процесса в начальной школе.

                    2. Подобрать материал для портфолио «Критерии определения воспитанности младших школьников»

                    Контрольная работа № 5

                    1. Содержание воспитательного процесса: гражданское, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, воспитание младших школьников. Основы семейного воспитания. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.

                    2. Проанализировать формы воспитания младших школьников (на конкретном примере).

                    Контрольная работа № 6

                    1. Методы и средства воспитания младших школьников. Показатели и критерии воспитанности младших школьников.

                    2. Проанализировать методы воспитания младших школьников (на конкретном примере).

                    Контрольная работа № 7

                    1. Понятие и сущность обучения. Характеристика процесса обучения как целостной системы. Функции обучения. Учение как познавательная деятельность младшего школьника.

                    2. Проанализировать деятельность учителя начальных классов по организации обучения младших школьников.

                    Контрольная работа № 8

                    1. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения. Формирование самостоятельности в учащихся в процессе обучения. Принципы обучения в системе начального общего образования.

                    2. Проанализировать реализацию принципов обучения в деятельности учителя начальных классов (на конкретном примере).

                    Контрольная работа № 9

                    1. Формы организации учебного процесса в начальной школе. Методы и средства обучения в начальной школе.

                    2. Проанализировать формы и методы, используемые учителем начальных классов в образовательном процессе.

                    Контрольная работа № 10

                    1. Нормативно-правовая база образовательного учреждения. Структура и кадровый состав образовательного учреждения. Типы и виды образовательных учреждений. Планирование и учет деятельности образовательного учреждения. Организация работы школьного коллектива учителей начальных классов и руководство им. Методические объединения учителей начальных классов.

                    2. Проанализировать план работы методического объединения учителей начальных классов.

                    Контрольная работа № 11

                    1. Образовательная среда начальной школы. Формы и методы организации жизнедеятельности детей. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей. Преемственность в работе образовательного учреждения (начальное и среднее звено).

                    2. Проанализировать план работы классного руководителя с семьей учащихся начальных классов.

                    Контрольная работа № 12

                    1. Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы формирования содержания образования в начальной школе. Базисный учебный план начальной школы. Учебные программы, учебники и учебные пособия для начальной школы.

                    2. Проанализировать Программу «Истоки» (под общ. ред. Л.Е. Курнешовой)

                    Контрольная работа № 13

                    1. Стандартизация начального общего образования: федеральный, региональный и школьный компоненты. Стратегия развития вариативного образования в России. Современные подходы в построении системы школьного образования. Традиционная система и система развивающего обучения: общая и сравнительная характеристика.

                    2. Проанализировать стандарт начального образования.

                    Контрольная работа № 14

                    1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной школе в системе начального образования. Учебно-методические комплекты. Общая характеристика учебных программ и учебных пособий для начальной школы. Рабочие программы для начальной школы.

                    2. Проанализировать комплексную программу развития и воспитания школьников «Школа-XXI век» (Н.Ф. Виноградова, М.М. Безруких)

                    Контрольная работа № 15

                    1. Познавательные и общекультурные цели учебных предметов. Задачи и направления изучения предметов русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир. Формы и методы организации учебного процесса по предметам.

                    2. Проанализировать комплексную программу развития и воспитания школьников «Школа-2100» (А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

                    Контрольная работа № 16

                    1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной школе в системе начального образования. Учебно-методические комплекты. Образовательные программы для начальной школы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир Общая характеристика учебных программ и учебных пособий для начальной школы.

                    2. Разработать конспекты урока по литературному чтению

                    Контрольная работа № 17

                    1. Рабочие программы для начальной школы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Познавательные и общекультурные цели учебных предметов. Задачи и направления изучения предметов русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир.

                    2. Разработать конспекты урока по русскому языку

                    Контрольная работа № 18

                    1. Рабочие программы для начальной школы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Формы и методы организации учебного процесса по предметам.

                    2. Разработать конспекты урока по математике

                    Контрольная работа № 19

                    1. Образовательные программы для начальной школы: изобразительное искусство, музыка и трудовое обучение. Цель, задачи, основное назначение образовательной области. Содержание образовательных программ по предметным областям.

                    2. Проанализировать уроки по образовательной программ начальной школы (по выбору)

                    Контрольная работа № 20

                    1. Образовательные программы для начальной школы: изобразительное искусство. Рисование с натуры как способ освоения объектов действительности, развития памяти и воображения. Обучение декоративной работе как средство освоения школьниками народного декоративно-прикладного искусства. Беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира. Аппликация как средство формирования интереса к изобразительной деятельности.

                    2. Проанализировать уроки по изобразительному искусству

                    Контрольная работа № 21

                    1. Образовательные программы «Музыка» для начальной школы. Музыка как средство развития эмоциональной и духовной сферы ребенка. Формы и методы музыкального развития младших школьников.

                    2. Проанализировать уроки по музыкальному образованию младших школьников.

                    Контрольная работа № 22

                    1. Образовательные программы для начальной школы: трудовое обучение. Трудовое обучение в системе начального образования. Цели и задачи трудового обучения. Формы организации и методы осуществления образовательного процесса. Содержание трудового обучения в начальной школе. Трудовое обучение как средство развития творческого мышления младших школьников.

                    2. Проанализировать уроки по трудовому обучению в начальной школе.

                    6.4. Вопросы для подготовки к экзамену

                    1) Развитие системы начального общего образования в России и других странах.

                    2) Образование, развитие и социализации личности. Сущность социализации, ее стадии и механизмы социального развития в младшем школьном возрасте.

                    3) Развитие личности как педагогическая проблема. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности.

                    4) Роль обучения и воспитания в развитии и социализации детей младшего школьного возраста.

                    5) Средства, условия, факторы социального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте.

                    6) Воспитание как целостная система и педагогическое явление. Закономерности и принципы воспитательного процесса в системе начального образования. Показатели и критерии воспитанности младших школьников.

                    7) Содержание воспитательного процесса с младшими школьниками.

                    8) Основы семейного воспитания. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.

                    9) Взаимодействие школы с семьей в организации воспитания младших школьников.

                    10) Учение как познавательная деятельность младшего школьника. Формирование самостоятельности в учащихся в процессе обучения.

                    11) Принципы обучения в системе начального общего образования.

                    12) Формы организации учебного процесса в начальной школе.

                    13) Методы и средства обучения в начальной школе.

                    14) Урок в современной общеобразовательной школе. Классификация видов урока в системе начального образования.

                    15) Урок функциональный и урок развивающий. Анализ урока как инструмент внутреннего управления познавательным процессом.

                    16) Управление уроком как фактор совершенствования образовательной системы. Система управления качеством обучения. Критерии качества и эффективности современного начального общего образования.

                    17) Организация самостоятельной работы учащихся на уроке. Система упражнений и учебных задач.

                    18) Нормативно-правовая база образовательного учреждения. Методические объединения учителей начальных классов.

                    19) Образовательная среда начальной школы. Формы и методы организации жизнедеятельности детей.

                    20) Работа образовательного учреждения с семьей. Преемственность в работе образовательного учреждения (дошкольное образовательное учреждение и начальная школа; начальное и среднее звено школы).

                    21) Основные (общие) функции управленческой деятельности в системе образования и их классификация.

                    22) Специализированные функции управленческой деятельности в системе начального образования и их характеристика.

                    23) Нормативные докумнты и факторы формирования содержания образования в начальной школе. Базисный учебный план начальной школы. Учебные программы, учебники и учебные пособия для начальной школы.

                    24) Стандартизация начального общего образования: федеральный, региональный и школьный компоненты.

                    25) Современные подходы в построении системы школьного образования. Традиционная система и система развивающего обучения: общая и сравнительная характеристика.

                    26) Содержание образовательных программ для начальной школы: общая и сравнительная характеристика.

                    27) Образовательные программы для начальной школы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Задачи и направления изучения дисциплин.

                    28) Образовательные программы для начальной школы: изобразительное искусство, музыка и трудовое обучение. Задачи и направления изучения дисциплин.

                    7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

                    Основная литература:

                    1. Мудрик А. В.Социальная педагогика — М.: Изд. центр «Академия», 2006.
                    2. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2008.
                    3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пос. для студентов пед. Учеб заведений. — М.: Школа-Пресс, 2010.

                    Дополнительная литература:

                    1. Алиева Т.И. Ознакомление с литературой: Метод. пос. и разработки занятий. — М., 2003.
                    2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. — М., 2003.
                    3. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Развитие речи: Метод пос. и разработки занятий. — М., 2003.
                    4. Байрамукова П.У. Методика обучения матматике в начальных классах: Курс лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 299 с.
                    5. Гладкая Н.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учеб пособие / Под общ. Ред. А.П. Тряпицыной. — СПб.: КАРО, 2008. — 144 с.
                    6. Кузин В.С., Ломов С.П., Шорохов Е.В. Изобразительное искусство. 1−4 классы: программа для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2009. — 43 с.
                    7. Новоселова С.А. Развивающая предметная среда. — М., 2002.
                    8. Программа «Дошкольное обучение. Подготовка к школе» — концепция «Преемственность» (Н.А. Федотова, А.А. Плешаков)
                    9. Программа «Истоки» / Под общ. ред. Л.Е. Курнешовой; Науч. ред. Л.А. Парамонова. — М., 2003.
                    10. Программа «Одаренный ребенок» / Под ред. Л.А. Венгер. — М., 1995.
                    11. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1−4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. — 575 с.
                    12. Журналы:

                    Начальное образование — Первое сентября

                    Игра и дети

                    Одаренный ребенок

                    Педагогика

                    Первое сентября

                    Практическая психология и логопедия

                    Психологическая диагностика

                    Психологическая наука и образование

                    Развитие личности

                    Семейная психология и семейная терапия

                    Социальная педагогика

                    Школа здоровья

                    1. www.tc-sfera.ru
                    2. www.msbook.ru
                    3. www.vlados.ru
                    4. www.uchitel-izd.ru

                    8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

                    Эффективность реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска, мел, учебная литература, методические и дидактические пособия, таблицы, схемы, видеоматериалы, экран для проектирования видео- и мультимедийных материалов.

                    Технические средства обучения: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеопроектор, множительная техника.

                    Учебно-методический комплекс дисциплины

                    «Образовательные программы начальной школы»

                    Подписано в печать Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

                    Печать плоская. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 200 экз. Заказ №.

                    Издательство ФГАО ВПО «Российского государственного профессионально-педагогического университета». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

                    Ризограф ФГАО ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

                    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

                    Отправить запрос

                    Adblock
                    detector