Особенности образования детей с детским церебральным параличом

[Введите текст]

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП

1.1 Этиология и патогенез ДЦП

1.2 Психолого-педагогические особенности детей с ДЦП

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

2.1 Организация дошкольной системы образования

2.2 Организация школьной системы образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Любая семья в ожидании «маленького чуда» желает, чтоб их ребенок родился здоровым, крепким и развитым ребенком в дальнейшей жизни. Но в настоящее время не в каждой семье, исполняются эти заветные мечты. Так как настоящая молодежь не задумывается над своими действия, привычками и желаниями, совершенные в период зачатия и вынашивания ребенка. Они не предполагают, что любая вредная привычка, действие, может сказаться на дальнейшее развитие их будущего ребенка. Поэтому самой распространенной болезнью у наших детей является Детский Церебральный Паралич.

Среди детской и подростковой инвалидности значительное место занимает Детский церебральный паралич (ДЦП) как у нас в стране, так и за рубежом. ДЦП характеризуется многообразием клинических проявлений, на преодоление которых в течение многих лет были направлены усилия специалистов различного профиля.

Необходимость и возможность ранней постановки диагноза ДЦП в первые месяцы жизни больного ребёнка, была доказана работами Л.О. Бадаляна, основоположника отечественной детской неврологии, и работами К.А. Семёновой, описавшей принципы диагностики и лечения детского церебрального паралича по этапам и с непрерывной комплексной реабилитацией.

Так как развитие медицинской науки и методов исследования не стоит на месте, поэтому продолжается изучение реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение состояния больных детей с ДЦП. И эта работа является, как никогда актуальна. Также необходимо отметить, что среди различных средств восстановительного лечения и реабилитации больных с ДЦП все более устойчивые позиции занимают высокотехнологичные методы, основанные на изучении этого заболевания.

Все проблемы и противоречия описываются выше и определяют тему нашего исследования.

Цель исследования: раскрыть особенности образования детей с ДЦП.

Объект исследования: образования детей с ДЦП.

Предмет исследования: дошкольные и школьные системы образования детей с ДЦП.

7 стр., 3001 слов

Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности

... он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы. 1. Особенности развития игр Играми и другими ... видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, свободное от занятий ...

Задачи:

раскрыть понятие ДЦП и ее основные формы;

выделить причины возникновения ДЦП;

охарактеризовать особенности детей с заболевания ДЦП;

изучить основные направления коррекционной работы с детьми ДЦП.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП

1.1 Этиология и патогенез ДЦП

Детский церебральный паралич — это нарушение двигательной функции, которое появляется в раннем возрасте, даже до рождения. Симптомы детского церебрального паралича обычно появляются в первый год жизни.

Нарушение в двигательной системе — результат нарушения мозговой деятельности. Нервная система помогает телу двигаться и контролировать движения. Под нарушением мозговой деятельности можно понимать любое нарушение мозговой структуры или функции, которое может остаться на всю жизнь. Детский церебральный паралич особенно часто диагностируется у недоношенных младенцев и у младенцев с очень низким весом.

Новые методы лечения, которые повышают показатель рождаемости детей с низким весом и недоношенных младенцев, действительно показывают общее количество детей с церебральным параличом. Новые технологии не изменили темп развития церебрального паралича у детей, которые родились в нормальный срок и с нормальным весом.

Советский и российский врач-невролог, профессор, доктор медицинских наук Ксения Александровна Семёнова вывела классификацию форм ДЦП с учетом развития не только двигательной, но и интеллектуальной, психоречевой и эмоциональной сфер [11, 21]:

1) двойная спастическая гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, которая диагностируется уже в период новорожденности. Двойная гемиплегия характеризуется тяжелыми двигательными нарушениями во всех четырех конечностях, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Развитие двигательных функций крайне затруднено. Дети не держат голову, не сидят, не стоят и не ходят. Не могут самостоятельно передвигаться и себя самообслуживать.

2) спастическая диплегия (болезнь Литтла) — наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень поражения рук может быть различной — от выраженных ограничений в объеме и силе движений и до легкой моторной неловкости, которая проявляется лишь при выполнении тонких дифференцированных движений (письмо, составление мозаики, трудовые операции и др.).

Часто нарушения моторики рук столь незначительны, что спастическая диплегия определяется как «спастический паралич конечностей, чаще нижних. При спастической диплегии основным признаком является повышение мышечного тонуса в нижних конечностях с ограничением объема и силы движений [11, 22].

Выраженные симптомы спастической диплегии обнаруживается уже в первые дни жизни ребенка. При купании и пеленании выявляется повышенный тонус мышц, проявляющийся в тугоподвижности. Более легкие формы болезни могут выявиться позже, к 5 — 6 месяцам жизни. В этих случаях у детей отмечается вынужденное положение конечностей, при котором бедра повернуты внутрь, колени прижаты друг к другу. Дети начинают ходить с опозданием. Во время ходьбы ступни касаются пола только пальцами, ноги переставляются с большим трудом, часто перекрещиваются. Повышение мышечного тонуса преобладает в приводящих мышцах бедер, в силу чего наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает осанку, затрудняет стояние и ходьбу. Обе ноги при попытке встать или лечь приводятся в движение одновременно.

10 стр., 4994 слов

Влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных ...

... подражательных упражнений для развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. 5. Развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста посредством имитационно - ... использования имитационно - подражательных упражнений в процессе развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния ...

Спастическая диплегия иногда описывается как болезнь Литтля, когда заболевание возникает на фоне недоношенности. В. Литтл впервые указал на роль родовой травмы в происхождении ДЦП. Он обратил внимание на то, что большая часть детей, у которых после тяжелых родов развился паралич конечностей, родились недоношенными и перенесли асфиксию при рождении.

3) гемипаретическая форма ДЦП (гемипарез) обусловлена односторонним повреждением двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного пути. Эта форма характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Чаще отмечается более тяжелое поражение руки. Мышечный тонус в руке высокий, она согнута в локтевом суставе, кисть опущена и сжата в кулак. Если ребенок не пользуется пораженной рукой, то со временем наблюдается ее укорочение, уменьшение в объеме. Нога разогнута в коленном суставе, стопа опущена. Сухожильные рефлексы повышены, имеются патологические рефлексы. Нередко поражаются и черепные нервы. При поражении глазных нервов отмечается косоглазие.

4) гиперкинетическая форма — поражение подкорковых отделов мозга.

Она характеризуется двигательными расстройствами, проявляющимся в виде насильственных непроизвольных движений — гиперкинезов. Именно гиперкинезы являются ведущим двигательным нарушением. Они считаются самостоятельным видом расстройств, сочетающимся с параличом и парезами. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаясь при движении и волнении, утомлении и эмоциональном напряжении, охватывая различные группы мышц: мышцы лица, языка, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Гиперкинезы — это физиологически нецелесообразные движения, проявляющиеся в различных формах [11, 24-25]:

А) Хореиформные гиперкинезы — это быстрые, интенсивные, размашистые, неритмичные непроизвольные движения в различных мышечных группах: непроизвольное нахмуривание бровей, лба, зажмуривание глаз, высовывание языка, причмокивание, шмыганье носом, порывистые и беспорядочные движения конечностей. Движения при хореическом гиперкинезе иногда напоминают произвольные двигательные акты — гримасы, выразительные жесты. При выраженном хореиформном гиперкинезе существенно затрудняется прием пищи, стояние и ходьба.

Б) Лтетоидные гиперкинезы — медленные, червеобразные движения пальцев рук, реже — мышц лица: выпячивание губ, перекашивание рта, гримасничанье, прищелкивание языком и др. Атетоидные гиперкинезы сопровождаются изменением тонуса мышц.

В) Хореоатетоидные гиперкинезы — смешанная форма гиперкинеза, сочетающая хореиформные и атетоидные насильственные движения.

Г) Спастическая кривошея — судорожные сокращения мышц шеи. Голова непроизвольно повернута в сторону и наклонена к плечу. Может сочетаться с непроизвольными движениями — откидыванием головы назад, пожиманием плечами и др.

12 стр., 5518 слов

Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с детским ...

... Коррекция двигательных нарушений у младших школьников, страдающих церебральным параличом на уроках физической культуры (обзор литературы) Медицинский аспект изучения ДЦП ДЦП (детский церебральный паралич) – заболевание, возникающее в результате поражения мозга, ...

Гиперкинезы часто сочетаются с изменениями мышечного тонуса, но в отличие от спастичности они характеризуются непостоянством. При гиперкинетической форме ДЦП произвольные движения маловыразительны, замедленны, затруднена автоматизация двигательных навыков. Осуществление произвольных движении затруднено в первую очередь за счет насильственных движений, поскольку гиперкинезы не могут быть подавлены волевым усилием. Наличие гиперкинезов в мышцах верхних конечностей затрудняет развитие манипулятивной, предметной, игровой, изобразительной и других видов деятельности и навыков самообслуживания.

5) атонически-астатическая форма — низкий мышечный тонус. При ней поражается мозжечковая система мозга, которая регулирует координацию движений и равновесие. При повреждении данной системы двигательные нарушения проявляются в основном в виде мозжечковой атаксии. Атаксия — это нарушение координации движений: они становятся неловкими и несоразмерными. Мозжечковая атаксия характеризуется расстройством целенаправленных движений ходьбы.

Семенова К. А. вывела 5 форм ДЦП, определив, что характерно для каждой формы, но для возникновения любой болезни есть и причины [11]. Также и для возникновения ДЦП есть свои причины, способствующие ее появлению. Согласно данным многих исследователей, в 80% случаев возникновения церебрального паралича поражение мозга происходит в период внутриутробного развития плода. Наша современная медицина выделяет свыше 400 факторов, воздействующих на дальнейшее внутриутробное развитие. Причиной же возникновения церебральной патологии в 70-80% случаев является действие на мозг комплекса вредных факторов.

К вредным факторам, неблагоприятно действующим на внутриутробное развитие плода относят:

1.инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности (краснуха, вирусные инфекции, токсиплазмоз);

2. сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения матери;

3. частые токсикозы в период беременности приводят к недоразвитию структур головного мозга ребенка, особенно участков мозга, отвечающих за формирование рефлекторных механизмов и поддержку равновесия тела. Из-за этого происходит неправильное распределение мышечного тонуса в скелете, возникают патологические двигательные реакции;

4. несовместимость крови матери и плода по резус-фактору может привести к возникновению так называемой «ядерной желтухе» у новорожденного, при которой происходит интоксикация головного мозга ребенка.

5. психические травмы, в том числе и отрицательные эмоции;

6. физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах);

7. лекарственные препараты;

8. неблагополучная экологическая среда (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок) [19, 318].

9. Родовые травмы, вызванные различными видами акушерской патологии (узкий таз матери, неправильное его строение, слабость родовой деятельности, затяжные или стремительные роды, а также роды после продолжительного безводного промежутка), лишь в небольшом количестве случаев служат единственной причиной, приводящей к повреждению мозга плода. Слабо развитая мозговая деятельность наблюдается у некоторых недоношенных младенцев, и может быть связана с нарушениями в белом веществе мозга. Белое вещество необходимо для нормального развития сигналов, которые передаются к мозгу, и от мозга в остальные части тела.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... соответствии с теорией социального научения для понимания феномена возникновения агрессии необходимо рассматривать: • каким путем агрессивная модель поведения ... этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. 4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические ...

10. Нарушение белого вещества наблюдаются во многих случаях церебрального паралича. Тем не менее, важно признать, что большинство недоношенных младенцев, и даже те, которые родились в нормальный срок, не имеют церебрального паралича.

11. Самой главной причиной возникновения церебрального паралича — это недостаток кислорода в мозге. Когда церебральный паралич является результатом асфиксии (удушения) при рождении, то младенец почти всегда будет испытывать изменения в своем организме в худшую сторону, у него буду проявляться следующие изменения:

а) припадки;

б) раздражительность;

в) проблемы с питанием и дыханием;

г) летаргия — это болезненное состояние, похожее на сон и характеризующееся неподвижностью, отсутствием реакций на внешнее раздражение и резким снижением интенсивности всех внешних признаков жизни;

д) кому.

Несмотря на перечисленные признаки, чаще всего церебральный паралич характерен для лиц мужского пола. В среднем ДЦП у мальчиков встречается в 1,3 раза чаще и имеет более тяжелое течение, чем у девочек [19, 320]. Поэтому не всегда возможно определить ведущую причину нарушения.

В заключении данного вопроса можно отметить, что детский церебральный паралич является серьезным нарушением двигательных функции у наших детей. При этом нарушения бывают различных форм и осложнений и их возникновению способствуют различные факторы, описанные нами выше.

1.2 Психолого-педагогические особенности детей с ДЦП

церебральный паралич ребенок образование

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) [11, 125].

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем возрасте. При этом больше всего страдают большие полушария головного мозга, которые отвечают за произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими изменениями в детском церебральном параличе являются двигательные нарушения, сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. ДЦП с каждым возрастом и с правильным лечением улучшает состояние ребенка.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства.

16 стр., 7520 слов

Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи

... предметно-практической деятельности в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов Заключение Литература Приложение Введение Формирование речи у детей с нарушениями психофизического развития является одной ... Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретённого паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребёнка вследствие нейроинфекции и других мозговых ...

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы, он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей).

Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный период, в момент родов, или на первом году жизни. Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается сочетанию поражения головного мозга во внутриутробном периоде и в момент родов [10].

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что более 400 факторов способны оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Это может произойти в любой момент беременности, но особенно опасно их действие в период до четырех месяцев внутриутробного развития, т. е. в период, когда интенсивно закладываются все органы и системы. Все неблагоприятные факторы нарушают кровообращение плода с маткой матери, что приводит к расстройствам питания и кислородному голоданию плода (внутриутробной гипоксии).

Развитие плода, особенно его нервной системы, в условиях хронической гипоксии нарушается; может иметь место недоношенность, функциональная незрелость, пониженная сопротивляемость к действию внешних факторов. У плодов, перенесших внутриутробную гипоксию, возникает большой риск для возникновения родовой травмы, которая в свою очередь усугубляет изменения, возникшие внутриутробно. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения детского церебрального паралича. Родовая травма, с одной стороны, воздействует на мозг, как и всякая механическая травма, с другой — она вызывает нарушение мозгового кровообращения и в тяжелых случаях — кровоизлияние в мозг. Причинами родовой травмы могут быть узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом, преждевременное отхождение вод, слабость родовой деятельности, неправильное расположение плода.

Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией (патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания, сердечной деятельности) [6]. У детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень риска для возникновения ДЦП. Недоношенный плод имеет повышенную склонность к асфиксии и родовой травме. В настоящее время асфиксия и родовая травма считаются главными причинами возникновения ДЦП, а затем уже как механическая родовая травма.

8 стр., 3829 слов

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ № 1 и № 2

... что на каждое приложение имеется соответствующая ссылка в тексте.   4. ОБЩЕЕ ОФОРМЛЕ-НИЕ РАБОТЫ 1. Курсовая работа должна быть выполнена компьютерным способом (с применением ... исполнителе; · сведения о научном руководителе; · местонахождение вуза; · год написания работы. 4.1.2 Основной текст Содержание(см. Приложение 2): · Введение, список использованной литературы и заключение не нумеруются. ...

Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных различных инфекции, повреждений. Поэтому возникновению ДЦП могут повлиять множество факторов не только в период беременности, но и после.

Таким образом, ДЦП — это заболевание головного мозга, возникающее под влиянием действия различных вредных факторов внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного.

Часто имеющее сочетание различных вредоносных факторов.

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

2.1 Организация дошкольной системы образования

Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60-х годах М. В. Ипполитовой и Л. А. Даниловой. Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость формирования государственной системы специального дошкольного образования детей с ДЦП [13].

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осуществляется коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Основными целями является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Положительным эффектом от лечебных и педагогических мероприятий служит своевременная, взаимосвязанная и непрерывная работа. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Их общая позиция необходима будет при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралич включается большой перечень работы: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры. Существует несколько принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом [19]:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Означает постоянный контроль взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в дальнейшем развитии ребенка. Вследствие этого необходима совместное развитие всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. После 3-4 лет начинается проводится коррекционно-педагогическая и логопедическая работа с детьми, несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности. Чаще всего в этом случае работа направлена не на предупреждение сложившихся дефектов, а на их исправление. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое взаимодействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а также исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок, а не с учетом его возраста.

9 стр., 4200 слов

Текст для аудиторной работы: тексты разных литературных родов ...

... внесюжетные элементы, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, пролог, эпилог, вводные (вставные) эпизоды, лирические отступления, фабула. Текст для аудиторной работы: М.А. Шолохов «Судьба человека». ... баллада, поэма; трагедия, драма (как жанр литературы), комедия, водевиль. Текст для аудиторной работы: тексты разных литературных родов и жанров (по выбору студента). Литература ...

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущим видом деятельности является эмоциональное общение со взрослыми; в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) — предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) — игровая деятельность; в школьном возрасте — учебная деятельность.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.

5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

Таким образом, дошкольная система образования большое внимание уделяет проведению коррекционной работы с детьми детского церебрального паралича. Для этого существую специальные дошкольные образовательные учреждения, в которых работают с такими детьми. Особенностью которой является комплексная работа по всем направления в развитии и подготовки ребенка для дальнейшего обучения в школе, которую осуществляют все специалисты: логопед, психолог, дефектолог и т.д.

2.2 Организация школьной системы образования

По Т.В. Грузиновой, в настоящее время не все дети могут пойти учится в настоящую школу, так как эти дети имеют свои особенности в развитии, и для них созданы специальные школы, куда ходят дети с такие же дети, как и они. Обучение детей и подростков с ДЦП осуществляется в школах интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают следующих видов [13]:

дети с церебральным параличом (ДЦП);

последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;

с миопатией;

с врожденными и приобретенными недоразвитием и деформациями опорно-двигательного аппарата.

Дети с ДЦП обучаются в школах-интернатах, которые ставят своей задачей помимо учебно-воспитательного и лечебного процесса также проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентировки.

Коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая с детьми школьного возраста, заключается в познавательной деятельности и коррекции ее нарушений, коррекции высших корковых функции, воспитании устойчивых форм поведения и деятельности.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...

В крупных городах примерно 60-70% детей с ДЦП обучаются в школах-интернатах, где осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются знания индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания.

Это все необходимо знать педагогу, чтоб постепенно вырабатывать у ребенка объективное отношение к своим возможностям [13].

В маленьких городах или в сельских местностях нет такой возможности как отправить детей с ДЦП обучаться в специализированные учреждения. Именно поэтому они учатся в обычных школах, либо на дому, что в большой степени снижает качество усвоения знаний, лишает возможности приобретения необходимых трудовых навыков.

Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии.

Профессионально-ориентационная работа с детьми ДЦП с целью подготовки к будущей профессии проводится в течении всего периода обучения, которая соответствует психофизическим возможностям и интересам подростка.

В школах-интернатах детей также обучают различным «ремеслам»: шитье, столярные и слесарные работа, машинопись, садоводство и т.д.

После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, где будет легко учится и предоставляться какие-то привилегии.

Поэтому выбор учреждения часто определяется желанием родителей, наличием учреждений по месту жительства и другими условиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ДЦП представляет собой большую проблему человечества. Эта проблема является предметом изучения разных наук — специальной психологии и педагогики, дефектологии, логопедии, общей и специальной методики. Данная проблема становится все актуальней, так как возрастает рождаемость детей с данным отклонением и с каждым годом увеличивается. Есть множество трудов известных педагогов, логопедов, психологов, которые показывают их роль и систематическую работу с такими детьми. Работа предусматривает собой полный комплекс терапии, воздействующий одновременно на все факторы развития и предполагающая работу одновременно всех специалистов. ДЦП считается самой проблематичной болезнью, которую очень трудно предугадать ее появление и стадии развития. Для ученых еще остается загадкой от чего она возникает, хоть мы и знаем перечень факторов, но иногда и они не является фондом возникновения. Поэтому ДЦП самая загадочная болезнь, требующая своего подхода, свою тактику работы и методику.

Очень трудно и сложно приходится работать с такими детьми. У каждого своя стадия и форма развития, свои манеры и повадки, характер, да и каждый ребенок индивидуален и нужен к каждому свой подход. Поэтому в ходе такой работы огромную помощь оказывают в первую очередь родители и педагоги, так как они больше знаю о каждом проблемном ребенке и могут помочь во взаимодействии.

После рождения каждый ребенок идет в дошкольное образовательное учреждение для своего развития, так и дети с ДЦП тоже имеют полное право ходить в детский сад. Ходят только они в специализированные детские сады, которые работу с детьми, имеющими отклонениями в развитии. В таких садах работают специализированные и опытные педагоги, которые могут развить ребенка до нормального уровня, и помочь для дальнейшего будущего.

Чтоб себя реализовать в жизни и определить свои путь на следующей стадии развития для детей с ДЦП созданы специальные учреждения, которые дают право каждому в получении образования. Существуют специальные учреждения не только для получения среднего школьного образования, но и такие которые могут подарить подростку «билет» в счастливую взрослую жизнь, определив его главные назначения в этой жизни. Поэтому хоть и ребенок и болен этой страшной болезнью, но это не значит, что можно ставит крест на его жизни. Наша наука не стоит на месте, всему есть понятие и решение, так и тут есть выход в такой ситуации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М, 1989.

2. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. — Киев: Здоровья, 1988 — 322 с.

3. Винокурова И.П. Эмоциональные особенности детей с диагнозом ДЦП [Текст] / И.П. Винокурова. — М.: Вестник, 1993.

4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова. — М.: Просвещение, 1985. — 182с.

5. Волкова Л.С. Дефектология [Текст] / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева — М: Просвещение, 1989. -528 с.

6. Детский Церебральный Паралич [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.7gy.ru/rebenok/detskie-bolezni-simptomy-lechenie/detskaja-nevrologija/671-detskij-cerebralnyj-paralich-dcp.html.

7. Детский Церебральный Паралич [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.medicalj.ru/diseases/neurology/638-detskij-cerebralnyj-paralich-dcp-simptomy-lechenie.

8. Дрозд Г.А. Детские церебральные параличи Государственный медицинский университет [Текст] / Г.А.Дрозд. — Курск, 2006.

9. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учебно-методическое пособие / Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — М.: Прогресс, 2007. — С 22.

10. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр Академия, 2002. — 480 с.

11. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. — М.: Просвещение, 2001.

12. Лубовский В.И. Специальная психология [Текст]: учебное пособие / под ред. В.И. Лубовского. — М.: Академия, 2004. — 410 с.

13. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом [Текст] / Н.Н. Малофеев. — М.: 1996.

14. Марцинковский Т.Д. Детская практическая психология [Текст] / Т.Д. Марцинковский. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.

15. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст]: кн. для логопеда / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова.- М.: Просвещение, 1985.

16. Мамайчук И.И., Пятаковой Г.В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом [Текст] / И.И. Мамайчук, Г.В. Пятакова // Логопедия.- 1990. — №3. — С 45.

17. Отклонение в поведении у детей с ДЦП [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://odiplom.ru/pedagogika/otkloneniya-v-povedenii-u-detei-s-dcp.

18. Самойлов В.И. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы [Текст]: руководство для врачей / В.И. Самойлов. — Спб., 1998 Т. 1.

19. Специальная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / под. ред. Н.М. Назаровой. — М.: Академия, 2010. — 400 с.

20. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. М. Шипицына, И.И. Мамайчук. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с.

21. Шишковская А. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП [Текст] / А. Шишковская // Вестник интегративной психологии. — 2006. — № 5. — С.14-22, с.21.

22. Филичева Т.Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.) / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.

23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичева. — М.: Просвещение, 1989 г.

24. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста [Текст] / М.Б. Цукер. М., 1978.

25. Янушанец Н.Ю. Если ваш ребенок болен ДЦП [Текст] / Н.Ю. Янушанец. — Спб., 2004.

Размещено на