Теоретические аспекты психологических особенностей поведения детей с РДА. Программы диагностики и коррекции нарушений поведения детей с РДА

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей поведения детей с РДА 6

1.1 Понятие поведения в психологии 6

1.2 Нарушение поведения у нормы 9

1.3 Психологические особенности поведения детей с РДА 15

Глава 2. Программы диагностики и коррекции нарушений поведения детей с РДА 21

2.1 Диагностика нарушений 21

2.2 Подходы к коррекции нарушений поведения у детей с РДА 30

2.3 Рекомендации по работе с детьми с РДА с нарушением поведения 36

Заключение 38

Список литературы 39

Введение

Изучение закономерностей раннего развития является одним из приоритетных направлений психологических исследований последних лет. Особенно актуальна эта тема в области специальной психологии и коррекционной педагогики, где все очевиднее становится значимость максимально ранней диагностики трудностей развития и поиска адекватных раннему возрасту форм и содержания коррекционной помощи, а также определения возможностей профилактики тяжелых проявлений и последствий нарушенного развития. Это особенно важно для детей, страдающих аутизмом.

Являясь крайней формой психологического отчуждения, аутизм выражает степень ухода индивида от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний и размышлений. Серьезность исследуемой проблемы определяется не только пристальным научным интересом многих исследователей в области индивидуальных особенностей ориентации человека на картину своего внутреннего мира, но и особым вниманием общества к данной проблеме. Данные статистики показывают, что еще в 2000 году распространенность аутизма составляла от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения [3]. В 2005 году — на 250−300 новорожденных в среднем приходился 1 случай рождения ребенка с аутизмом. По данным Всемирной организации аутизма за 2010 год на 150 обследованных детей приходится один ребенок, страдающий аутизмом, за последние годы количество детей с диагностируемым аутизмом выросло в 10 раз.

Формирование данного типа психического дизонтогенеза исходно связано с тяжелыми нарушениями организации отношений ребенка с миром, что закономерно выводит на первый план исследования, ориентированные на самый ранний возраст и ставит задачи разработки средств раннего коррекционного вмешательства.

22 стр., 10786 слов

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом в процессе логопедической коррекции

... коррекционной работы должно быть формирование коммуникативной деятельности и адаптивного поведения, необходимых для успешного развития ребёнка. В настоящее время выделяют ряд психолого-педагогических методов коррекции аутизма ... психологические варианты РДА отражают различные патогенетические механизмы формирования этого нарушения развития, разный характер генетического патогенного комплекса [18;34]. ...

В отечественной психологической школе ранний детский аутизм рассматривается как биологически обусловленный особый тип психического дизонтогенеза — искаженное психическое развитие (В.В. Лебединский).

Исследования, последовательно развивающие данное направление, показали, что характерные нарушения развития всех психических функций при детском аутизме (первазивные нарушения развития) связаны с первичной дефицитарностью аффективной сферы.

Описаны наиболее характерные варианты аутистического дизонтогенеза, отражающие трудности формирования базовых механизмов аффективной организации поведения и сознания (О.С. Никольская).

Выделены первые признаки аффективного неблагополучия, дающие возможность прогнозировать вероятность аутистического развития до очевидного проявления синдрома во всей его полноте (К.С. Лебединская), а также определенные сочетания этих признаков, позволяющие предсказать формирование того или иного типа синдрома (Е.Р. Баенская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг).

Это обеспечило возможность более точной и качественной диагностики угрозы искажения психического развития на ранних этапах онтогенеза, что выводит на первый план задачу разработки средств ранней помощи. Все более ощутимой становится потребность в определении коррекционных воздействий при нарушении поведения у детей с аутизмом, особенно в связи с тем, что проблема коррекции нарушений поведения у детей данной категории изучена недостаточно.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Психологические особенности нарушений поведения у детей с ранним детским аутизмом».

Объект исследования — дети с ранним детским аутизмом.

Предмет исследования — нарушения поведения у детей с ранним детским аутизмом.

11 стр., 5013 слов

Коррекционная психолого-педагогическая деятельность с детьми, страдающие аутизмом

... эффектом для ребенка с аутизмом. Заключение Ранний детский аутизм - одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности ... . Игорь Костин. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008. - 240 с. 3. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с ...

Цель исследования — изучить психологические особенности нарушений поведения у детей с ранним детским аутизмом.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия «поведение» в психологии.

2. Раскрыть виды нарушений поведения.

3. Проанализировать особенности поведения у детей с аутизмом.

4. Рассмотреть методики диагностики поведения у детей с аутизмом.

5. Раскрыть подходы к коррекции нарушений поведения у детей с аутизмом.

Методы иссследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей поведения детей с РДА

1.1 Понятие поведения в психологии

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью» [16].

Под двигательной активностью, по мнению И.А. Фурманова, понимаются движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции; под психической — мотивация, целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции. Причем, внутренняя активность определяет внешнюю, следовательно, изучение когнитивной, мотивационной, эмоциональной сферы личности позволит разобраться в понимании того, как происходит формирование психологически здорового или нездорового типа поведения [16].

Изучением человеческого поведения психологи занимаются издавна, но, не смотря на это, проблематика остается актуальной. Эволюция общественного развития в целом и исторически обусловленное изменение социально-экономических условий в частности приводят к появлению у человека иных потребностей, мотивов, целей, а также и новых способов их удовлетворения, реализации и дост

18 стр., 8561 слов

Психологические аспекты агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте

... агрессивного поведения детей; - изучение психологических аспектов агрессивного поведения детей младшего школьного возраста; - разработка программы курса коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного ... факторы, оказывающие влияние на становление агрессивного поведения детей; - изучены психологические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста; В курсовой работе ...

Список литературы

1. Александров, А.А. Курение и его профилактика в школе / А.А. Александров, В.Ю. Александрова. — М.: Медиа-Сфера, 1996. — 70 с.

2. Амбрумова, А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте / А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова. — М.: Педагогика, 1978. — 230 с.

3. Баенская, Е.П. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста / Е.П. Баенская. — СПб.: Дидактика Плюс, 2001. — 365 с.

4. Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. — М.: Медицина, 1999. — 236 с.

5. Башина, В.М. Детский аутизм процессуального генеза: вопросы патогенеза, клиника и дифференциальная диагностика / В.М. Башина, М. Г. Красноперова // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2004. — Т. 6, № 1.

6. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с.

7. Виничук, Н.В. Психология аномального поведения / Н.В. Виничук. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 194 с.

8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / Л.С. Выготский; под ред. Т.А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. — Т.5.

9. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения / Л.А. Грищенко. — М., 1987. — 240 с.

10. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М.: Теревинф, 2008. — 224 с.

11. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. — СПб.: Речь, 2005. — 436 с.

12. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. — М.: Академия, 2004. — 288 с.

13 стр., 6034 слов

Ранний детский аутизм: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

... мозговых механизмов, специфичных для этой формы дизонтогенеза. Психологическая модель аутизма Развитие ребенка, страдающего аутизмом, как правило, аномально уже на самых ... Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. 12. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути ... мы считаем теорию В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг [6; 12], Согласно этой ...

13. Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция: учебное пособие / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. — СПб.: Дидактика Плюс, 2004. — 80с.

14. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми / И. Б. Карвасарская. — М.: Теренвинф, 2003. — 70 с.

15. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. — Минск: Беларусь, 1988. — 207 с.

16. Краткий психологический словарь / под общей ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л.А. Карпенко. — Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 1998. — 490 с.

17. Лаврова, Г. Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста / Г. Н. Лаврова. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. — 90с.

18. Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. — М.: Просвещение, 1989. — 95 с.

19. Лебединская, К.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма. Диагностика раннего детского аутизма / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. — М.: Просвещение, 2003. — 320 с.

20. Лебединский, В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / В.В. Лебединский // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 1996. — № 2. — С.18−24.

21. Лебединский, В.В. Классификация дизонтогенеза нарушения психологического развития/ В. В. Лебединский. — СПб.: Дидактика Плюс, 2001. — 265 с.

22. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

Классификация психических и поведенческих расстройств: клинические описания и указания по диагностике. — Киев: Факт, 1999. — 272 с.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

... О.С. Никольская (Никольская, 1995) предложила в зависимости от степени выраженности и характера проявлений аутизма у детей выделять 4 ... Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их ... ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка ...

23. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.

24. Никольская О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. — СПб.: Дидактика Плюс, 2007. — 288 с.

25. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.

26. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии: учебн. пособие / Ю.П. Платонов. — СПб., 2004. — 280 с.

27. Пробылова, B.C. Об особенностях развития аутичного ребенка / В.С. Пробылова // Педагогическое обозрение. — 2005. — № 2. — С. 41−42.

28. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / под ред. У.В. Ульенковой. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.

29. Ранний детский аутизм / под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. — М.: Педагогика, 2005. — 370 с.

30. Специальная психология / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. — М.: Академия, 2003. — 464с.

31. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. — СПб., 2000. — 752 с.

32. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И.А. Фурманов. — Мн.: НИО, 1997. — 198 с.

33. Шипицина, Л.М. Социальная реабилитация детей с аутизмом / Л.М. Шипицина, И.Л. Первова. — СПб.: Дидактика Плюс, 2001. — 135 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector