Психологические особенности шестилетних детей

Тема: Психологические особенности шестилетних детей

Цель: Познакомить родителей с психологическими особенностями шестилетних детей.

Задачи:

— Научить родителей видеть психологические особенности своего шестилетнего ребёнка;

— Выявить плюсы и минусы первоклассников шестилеток;

— Показать разнообразные методики по выявлению готовности шестилетнего ребёнка к школе;

— Дать рекомендации по подготовке шестилетнего ребенка к школе.

Ход собрания:

1.Приветствие родителей.

— Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня на собрании мы рассмотрим актуальную для нас тему: Психологические особенности шестилетних детей. Попытаемся выделить плюсы и минусы первоклассника шести лет. Знание и учет психологических особенностей детей шестилетнего возраста позволят нам сделать вывод о готовности ребёнка к школе. Как призывал великий педагог К. Д. Ушинский «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». 2.Выступление психолога.

— Для более удобного рассмотрения психологических особенностей детей шести лет следует отметить, что вне зависимости от возраста, от уровня психического развития, от сферы деятельности и т.д., психология рассматривает два основных блока: психология познавательной сферы (познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение и т.д.) и психология личности (темперамент, характер, мотивация).

Психологические особенности детей данного возраста также можно рассматривать в виде данных блоков.

1.Психология познавательной сферы.

1) Продолжает развиваться восприятие. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

2) Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

3) Память. У шестилетнего ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения.

7 стр., 3145 слов

«ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА»

... данного исследования - изучить особенности современных семей с позиции детей разного психологического возраста. Объект исследования: представление о семье у детей дошкольного возраста Предмет исследования: особенности представление о семье ... .: Владос-Пресс, 2002 - 159 с.: ил. (Психология для всех).. 8. Венгер, А. Л. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого [Текст] / А. Л. Венгер ...

4) Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий

5) Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).

Этот период — сензитивный для развития фантазии. психология первоклассник шестилетний школа

6) Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

2. Психология личности

1) Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

16 стр., 7807 слов

Общая характеристика условий развития и деятельности ребенка дошкольного возраста 2

... развитие внутренней позиции ребенка 2. Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах Таблица 2. Психологическая школа Представитель Описание возраста ... возрасте мышление непосредственно связано с практической деятельностью ребёнка (наглядно-действенное мышление). С предметной деятельностью ребёнка в раннем детском возрасте ... (дочка плачет, мама гремит кастрюлями и ругается ...

2) Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативные, поэтому во время занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям учителя. Завышенная и в целом неустойчивая самооценка, характерная также для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: «Ты сделал неправильно», — это воспринимается как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечаний учителя вызывает у детей 6-ти лет тревожность, состояние дискомфорта. Поэтому некоторые ученики становится пассивными, бросают начатую работу или требуют помощи учителя. В силу своей социальной нестабильности, трудностей приспособления к новым условиям и отношениям 6-летний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах, а в формализованных условиях школьного обучения эта потребность не может удовлетворяться в полной мере.

В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными.

И ещё, один принципиально важный момент. В 6 лет еще существуют значительные трудности с произвольным поведением: в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Более того, у 6-летних детей недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила.

3. Беседа с родителями, разбор ситуации.

— Как вы считаете, есть ли разница в психологических особенностях детей семи и шести лет? Какие?

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания (Семенова л.Э. Общая психология. Часть 1. Н.Новгород: нф мгэи, 2002)

1. Развитие психики в филогенезе На проблему возникновения психики существует несколько точек зрения. Так, например, в отношении критериев психического в науке имеется ряд весьма разнообразных подходов, среди которых: идея панпсихизма, т.е. признание психики всеобщим свойством как живой, так и неживой материи; идея биопсихизма, наделяющая психикой все живые существа; идея нейропсихизма, признающая ...

— Нужно ли отдавать в школу шестилетнего ребёнка? Почему?

— Как же учить и воспитывать шестилетних детей в школе, какими должны быть характер и направленность учебно-воспитательного процесса?

— Над чем заставляет задуматься изречение Н. А. Добролюбова: «Детская натура весьма склонна подражанию, и, будучи оставлена самой себе, она в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые сильные внушения разума, самые лучшие наставления и требования чести и долга не в силах уже будут изгнать укоренившиеся дурные навыки»? — Далее я, предлагая вам разобрать следующую ситуацию:

Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу — научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»

— Как вы считаете права ли мама Ильи? Ваше мнение

Конечно же, мама в данной ситуации не права. Ваша заинтересованность и объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.

— Готов ли такой ребёнок к школе?

— Подумайте, а как вы реагируете, когда ребёнок не доводит начатое до конца?

4. Разбор методик на выявление готовности ребёнка к школе.

16 стр., 7848 слов

Формирование готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта

... большие трудности в формировании личностной подготовке к школе Объект исследования: формирование готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта. Предмет исследования: влияние нарушения ... , грубом и подробном членении образца – 0,25 балла. 5 баллов – задание выполняется правильно, самостоятельно; 4 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются ...

1) Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера «Лабиринт».

Цель: Выявление уровня развития пространственного мышления.

Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания — мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.

2) Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

5. Как нужно вести себя на уроках в школе?

6. Что такое домашнее задание?

7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?

8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

3) Методика « Домик«.

Цель: определение развития произвольности у детей шестилетнего возраста.

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного внимания

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

А) неправильно изображенный элемент (1 балл).

Если этот элемент неверно изображен во всей детали рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым, не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно, так, если не6правильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл, если же допущены ошибки в обеих его частях, то испытуемый получает 2 балла (за каждую часть по 1 баллу).

31 стр., 15060 слов

Формирование готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет

... коррекционно-развивающие мероприятия, стимулирующие развития компонентов готовности к школе у старших дошкольников в условиях детского образовательного учреждения. готовность педагогический ребёнок школа Заключение Готовность ребенка к школе - это сложный комплекс ... балла С 3 балла Н 1 балл В Артур А. 4 балла Н 3 балла С 5 баллов Н 4 балла Н Диана Б. 0 балла В 2 балла ...

Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку (неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе);

Б) замена одного элемента другим (1 балл);

В) отсутствие элемента (1 балл);

Г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);

Д) сильный перекос рисунка (1 балл).

За хорошее выполнение рисунка выставляется 0 (ноль).

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла.

4)Тест: «Запомни фразы»

Цель: Оценка смысловой памяти.

Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони и груши

4) В небе летит самолет.

5) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное — передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.

Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

5. Подведение итогов собрания, выдача памятки, рекомендации родителям по подготовке шестилетнего ребёнка к школе.

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.

21 стр., 10195 слов

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

... проведена диагностическая работа по проведению психологической диагностики на определение психологической готовности к школе. Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой ... критерии оценки задания 2 (срисовывание написанного текста). 1 балл — срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше ...

* Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

* Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).

* Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.* Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.

— Так же я хочу вас познакомить с некоторыми рекомендациями по подготовке шестилетнего ребёнка к школе:

· Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

· Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

· По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

· Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

· Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Размещено на