Вопрос 9. Эго-психология э.Эриксона. Периодизация жизни. Http://biofile.Ru/psy/1730.Html

Американский психолог Э. Эриксон (1902—1994) известен как представитель направления эго — психологии. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии Я индивида.

Предметом исследования Э. Эриксона стала идентичность как тождественность человека самому себе, как твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве и разнообразии отношений личности к окружающему миру. Природа неврозов, соотносится с тем, что происходит разрыв между настоящим и прошлым образами Я. Невроз по Эриксону — это интерперсональное явление.

Теория Эриксона имеет явную социо-культурную направленность. Оставаясь психоаналитиком, он тем не менее соединяет психологию вместе с социологией и биологией с тем, чтобы выяснить, как происходит взаимодетерминация социальных условий формирования личности и ее собственной активности.

Суммируя свои выводы относительно природы идентичности, или тождественности, личности, Эриксон определяет ее как важнейшую характеристику целостности личности на высших уровнях развития, как интегративное качество ее организации, в центре которой находится переживание индивидом своей неразрывной связи с определенными социальными группами. Человек, по Эриксону, проходит психологические стадии развития Эго, или Я, в ходе которых он устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Принцип прохождения стадий носит название эпигенеза, поэтому и теорию Эриксона называют эпигенетической. Эпигенез — учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований. Содержание и форма нового качества определяются общением индивида с социальным окружением, но при этом оно обязательно опирается на внутренние предпосылки. Первые стадии развития Эриксон выделяет по аналогии со стадиями психосексуального развития Фрейда. Правда, он их истолковывает несколько иначе. Отношения, которые формируются у человека к новым требованиям, ролям, задачам становятся центром его идентичности. При переходе от одной целостности к другой происходит смена идентичности, которая носит название кризиса. Такие кризисы у Эриксона имеют нормативный характер, стимулируя процесс личностного роста. Эриксон выделяет восемь стадий жизненного цикла человека, на каждой из которых делается выбор между двумя полярными отношениями к миру и к себе.

1.  Орально-сенсорная, или инкорпоративная (0-18 мес.).

23 стр., 11099 слов

Сравнительная характеристика психических процессов и их значение ...

... и неосознаваемые мотивы определяют поведение людей? -В чем заключается механизм развития творчества и воображения? -Каковы закономерности общения в мире людей и животных? Как овладеть своими ... и психология труда, психофизиология и педагогическая психология). Общая психология неразрывно связана спсихологией личности. Без общей психологии психолог превращается во всадника без головы. Общая психология ...

Цель: выбор между доверием или недоверием.

2.  Мышечно-анальная (18 мес.4 года).

Цель: выбор между автономией или стыдом.

3.  Локомоторно-генитальная, или эдипова (4-6 лет).

Цель: выбор между инициативой и виной.

4.  Латентная (6-11 лет).

Цель: выбор между чувством умелости, компетентности и неполноценностью.

5.  Стадия юности (11-20 лет).

Цель: выбор между обретением положительного Я и диффузной идентичностью.

6.  Ранняя взрослость (21-25 лет).

Цель: выбор между интимностью и изоляцией.

7.  Взрослость (25-60/65 лет).

Цель: выбор между продуктивностью или застоем.

8.  Зрелость (свыше 60/65 лет).

Цель: выбор между интеграцией или отчаянием.

Эриксон говорил о замкнутости жизненного цикла, связи между младенческим доверием и целостностью взрослого. По его мнению, здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.

Вопрос 10. К.Хорни. Социокультурная теория. Понятие базальной тревоги. Этиология неврозов.

Карен Хорни (1885-1952) – психоаналитик, является общепризнанным основателем науки о женской психологии.

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Во-вторых, ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хорни не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Потребность во всем этом должны обеспечить родители. Если они любят ребенка – вырастет здоровая личность, если нет – то вероятно патологическое развитие личности.

4 стр., 1687 слов

1.Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности ...

... путем экстериоризации. Личность по Леонтьеву – внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Личность - ... направления либидо от исходной цели к «высшей», социально значимой цели. Адлер, Хорни, Фромм стремились преодолеть биологический ... на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию. Личность, по ...

Результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. В результате включается механизм вытеснения, чтобы подавить враждебные чувства по отношению к родителям, чтобы выжить.

Так же возникает базальная тревога – интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности (является одной из основополагающих концепций Хорни).

По мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций: 1. В любви и одобрении 2. В руководящем партнере 3. В четких ограничениях 4. Во власти 5. В эксплуатировании других 6. В общественном признании 7. В восхищении собой 8. В честолюбии 9. В самодостаточности и независимости 10. В безупречности и неопровержимости.

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. 1. Ориентация на людей: уступчивый тип (зависимость, нерешительность, беспомощность), 2. Ориентация от людей: обособленный тип (уединенность, независимость, самодостаточность, принцип «мне все равно), 3. Ориентация против людей: враждебный тип (доминирование, враждебность, эксплуатация).

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. Эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако, у здоровых, этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами.

3 стр., 1039 слов

Значение сна в жизни человека

... вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здоровогосна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Концепции сна В ... лечить с помощью сна. Литература Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М., 1979. — 304 с. Винчестер А. Основы современной ... Таким образом, взрослый человек проводитв состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет ...

Вопрос 11. Э.Фромм. Экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера

http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt11.htm

Эрих Фромм (1900-1980) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Экзистенциальные потребности человека являются одной из составляющих гуманистической теории личности. Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. В природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Деление свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Пять основных экзистенциальных потребностей человека: 1.Потребность в установлении связей, 2. Потребность в преодолении, 3. Потребность в корнях, 4. Потребность в самотождественности, 5. Потребность в системе взглядов и преданности.

Возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Фромм выделял пять социальных типов характера. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья. Ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Типы соц. Характера: 1.Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. 2.Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. 3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. 4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. 5. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер (идеальный тип) представляет собой конечную цель в развитии человека. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.

3 стр., 1113 слов

Психогенетика поведения человека. Модели поведения

... только в одну человеческую жизнь – опыт семьи «до седьмого колена» заложен в индивидуальной модели поведения каждого человека. И если мы хотим изменить модели поведения своего ребёнка, его ... этот мир, как чистый лист. И это было верно ранее, НО!!! Психогенетика поведения человека добавляет очень существенные детали. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом длиной не ...

Вопрос 12. В. Франкл. Логотерапия, ноогенные неврозы и понятие экзистенциального вакуума.

http://psychology.academic.ru/1050/%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F

Виктор Франкл (1905-1997) — австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера).

Логотерапия — исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения. Практика логотерапии ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и направлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им смысл жизни. Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа: о стремлении к смыслу, воле к смыслу; о смысле жизни; о свободе воли.

Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Значительное внимание уделяется проблемам философии человеческой ответственности и смыслоосознающей гуманитарной активности.

Главное препятствие в поисках смысла жизни — центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» — к другому человеку или смыслу. Чтобы помочь человеку в его проблемах, применяются два основных принципа: принцип дерефлексии (означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях) и принцип парадоксальной интенции (вдохновение клиента терапевтом (или самим собой) именно на то, чего он старается избежать).

Ноогенные неврозы возникают из-за конфликтов между различными ценностями; т.е. они являются результатом нравственных конфликтов, духовных проблем. Значительное место среди таких проблем занимает экзистенциальная фрустрация. По сути своей, ноогенный невроз — это потеря вкуса к жизни.

Термин «экзистенциальный вакуум» используется для описания состояния, в котором люди жалуются на внутреннюю пустоту. Они страдают от ощущения бессмысленности, пустоты и тщетности. Экзистенциальный вакуум — это «переживание пропасти».

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного ... часто рассматривают как одну из форм психологического стресса. У сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к самоанализу возможна ...

Франкл выделяет три причины возникновения экзистенциального вакуума: 1. Люди не запрограммированы стремлениями и инстинктами, которые побуждают их к совершению определенных действий (в отличие от животных) 2. Традиции, соглашения и ценности не подсказывают людям, что они должны делать. 3 «редукционизм» (сведение сложного к простому).

При этом люди рассматриваются скорее как совокупность влечений, инстинктов, чем как способные принимать решения деятельные индивиды.

Вопрос 13. Бихевиоральное направление в изучении личности http://studopedia.Net/12_8058_biheviorizm.Html

Бихевиоризм, или поведенческая теория личности, представлен в двух направлениях.

Рефлекторное направление представлено работами Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются А. Бандура и Дж. Роттер.

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. Бихевиористы полагают, что личность является продуктом научения, а ее свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

Предметом изучения рефлекторного бихевиоризма стало поведение человека, а психология рассматривалась как экспериментальное направление естествознания, задача которого — предсказание и контроль поведения.

Уотсон: все поведение человека возможно описать с помощью терминов «стимул» и «реакция», личность определяется как производное систем привычек, проблемы личности – это нарушение поведения и конфликты привычек.

Скиннер: типы поведения — респондентное и оперантное; теория оперантного научения – важен результат, оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, отриц. рез-ат – стрем. не повтор.; личность — это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения; исп. подкрепления и наказания.

По мнению представителей социального бихевиоризма, важную роль в развитии личности играют внутренние факторы.

Бандура: саморегуляция, самоэффективность, внутренние факторы действуют по своим внутренним законам, хотя и возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание.

Дж. Роттер: «поведенческий потенциал» (вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации), сост. из 2 компонентов: субъективной значимости подкрепления данного поведения (насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека) и доступности данного подкрепления (насколько предстоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано).

Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается по мере социализации, воспитания и научения. Ранние годы более важные. Основа любых знаний и способностей закладывается в детстве. В личности в равной степени представлены рациональные и иррациональные процессы. И в одних случаях человек может четко осознавать свое поведение и поступки, а в других — нет.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены ... наблюдателем. В класс средств, выявляющих своебразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль ...

Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы.

Бихеовиористы утверждают, что внутренний мир человека объективен, поскольку человек зависит от среды. Личность полностью раскрывается через свое поведение, поэтому, по мнению бихевиористов, наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению. В качестве элементов личности в бихевиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Список социальных навыков (т. е. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением).

Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают.

В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок — самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом «могу — не могу». Дж. Роттер выделяет два основных внутренних блока личности — субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта).

Эти блоки не функционируют самостоятельно, а образуют более общий блок, называемый поведенческим потенциалом, или блоком когнитивной мотивации (Хьелл А., Заглер Д., 1997).

Целостные свойства личности проявляются в единстве действия блоков субъективной значимости и доступности. Люди, которые не видят связи между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и их результатами (подкреплениями), по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальный, «локус контроля». «Экстерналы» — это люди, которые не управляют ситуацией, надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный, «локус контроля». Интерналы — это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна.

Таким образом, в рамках данного подхода личность — это система навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Вопрос 14. Б.Ф.Скиннер: теория оперантного научения

http://studopedia.org/8-123591.html

Ф. Скиннер. Бихевиарист. Создал теорию оперантного научения. Он исследовал воздействие окружения на организм после проявления реакции. В результате он обнаружил два типа поведения, характерных для личности: респондентное поведение, в основе которого лежит классическое обуславливание, и оперантное поведение, для которого важен результат, следующий за ним.

28 стр., 13822 слов

Требования к личности психолога-консультанта. Модель эффективного ...

... Сферы применения и основные направления в практике консультирования. 3. Требования к личности консультанта - модель эффективного консультанта. Существуют поверхностные и более глубокие взгляды на этот предмет. ... терпимость к возможным невротическим срывам с его стороны. 5. Поддержание общей культуры поведения возможно только при многочисленных и разнообразных контактах психолога с другими людьми. В ...

Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться; оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повториться. Скиннер утверждал, что личность — это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Ф. Скиннер исследовал проблему подкрепления: его виды, режимы, динамику. Результаты этих исследований нашли широкое применение в практике организации обучения и психотерапии.

Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, после которых следует наказание. И таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и новые свойства личности.

Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления — правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Самым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного научения, когда организм учится производить правильную реакцию.

Скиннер тщательно изучал, как режим прерывистого, или частичного, подкрепления влияет на оперантное поведение. Хотя возможны многие различные режимы подкрепления, их все можно классифицировать в соответствии с двумя основными параметрами: 1) подкрепление может иметь место только после того, как истек определенный или случайный временной интервал с момента предыдущего подкрепления (так называемый режим временного подкрепления); 2) подкрепление может иметь место только после того, как с момента подкрепления было получено определенное или случайное количество реакций (режим пропорционального подкрепления).

В соответствии с этими двумя параметрами выделяют четыре основных режима подкрепления: 1. Режим подкрепления с постоянным соотношением — организм подкрепляется по наличию заранее определенного или «постоянного» числа соответствующих реакций. 2. Режим подкрепления с постоянным интервалом — организм подкрепляется после того, как твердо установленный или «постоянный» временной интервал проходит с момента предыдущего подкрепления. 3. Режим подкрепления с вариативным соотношением — организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций. 4. Режим подкрепления с вариативным интервалом — организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный временной интервал.

Теоретики, занимающиеся научением, признавали два типа подкрепления — первичное и вторичное. Первичное подкрепление — это любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами (пища, вода, физический комфорт, секс).

Вторичное, или условное подкрепление — это любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организма (деньги, внимание, привязанности, хорошие оценки).

12 стр., 5528 слов

Сущность и особенности теорий агрессии и подражания (Н. Миллер, ...

... фрустрационную теорию агрессии Н. Миллера и Д. Долларда; - рассмотреть теорию научения А. Бандуры. Методологическую основу курсовой работы составили труды таких авторов, как Андреева Г.М., ... Бандура А., Берковиц Л., Бэрон Р., Лоренц К., Ричардсон Д., Парыгин Б.Д., Петровский ...

Вопрос 15. Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

http://biofile.ru/psy/1719.html

Альберт Бандура (1925 — 1988) — канадский и американский психолог, известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма).

Совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность личности.

Бандура назвал поведение человека, детерминируемое внутренними факторами, саморегуляцией. Основная задача саморегуляции — обеспечивать самоэффективность, т. е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент. Внутренние факторы действуют по своим внутренним законам, хотя и возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание.

Основным тезисом теории Альберта Бандуры было утверждение, что обучение может быть организовано не только посредством осуществления каких-либо действий, как это полагал Скиннер, но и с помощью наблюдения за поведением других людей.

Объектом наблюдения является не только модель поведения, но и последствия, к которым она приводит. Этот процесс Бандура назвал опосредованным (косвенным) подкреплением, которое также имеет когнитивный компонент — ожидание последствий. Бандура подчеркивал ситуативную специфичность ожиданий и убеждений человека, связанную с умением человека тонко дифференцировать и группировать многообразные условия и обстоятельства жизни. Вместе с тем восприятие одной и той же ситуации индивидуально вариативно и зависит от уникальных личностных характеристик.

Одной из таких особенностей является самоэффективность как представление индивида о своей способности справляться с конкретными ситуациями. Источниками самоэффективности являются: знания о своих собственных достижениях; косвенный опыт, полученный благодаря наблюдению за другими людьми, имеющими приблизительно равные с индивидом способности, которые демонстрируют умение выполнить поставленную задачу; вербальные убеждения и поддержка со стороны социального окружения; физические, телесные признаки (усталость, напряжение, легкость и др,), указывающие на степень трудности поставленной задачи.

Убеждения в самоэффективности влияют на мотивацию и на успешность деятельности, а также на способность справляться с проблемами и трудностями. Исследования показывают, что чувство контроля над событиями помогает человеку преодолеть стрессовые жизненные обстоятельства.

Обучение посредством наблюдения включает в себя четыре следующих компонента: 1.Усиление внимания за моделью. Оно состоит в выделении тех ее признаков, усвоение которых приведет к полезному результату. 2.   Актуализация процессов запоминания, которая заключается в способности сохранять результаты наблюдений в символической, закодированной форме. 3.   Воспроизведение движений, закрепляющее эффекты, полученные путем наблюдения. 4.   Мотивация обучения, которая определяет значимость данной модели в качестве образца для подражания.

Все эти условия определяют эффективность обучения. Однако усвоение модели еще не означает ее реализацию в поведении. Связь усвоения и исполнения зависит от подкреплений — поощрений и наказаний. Эксперимент Бандуры, ставший классическим, подтверждает это положение. В исследовании три группы детей наблюдали за моделью, демонстрирующей агрессивное поведение по отношению к кукле Бобо. В первой группе за агрессивным поведением модели не следовало никаких санкций, во второй группе агрессивное поведение модели поощрялось, в третьей — наказывалось. Сразу после наблюдения за агрессивным поведением дети из этих трех групп оказывались в одной из двух экспериментальных ситуаций. В первой ситуации детей оставляли одних в комнате, где было много игрушек, в том числе и кукла Бобо. За ними наблюдали через одностороннее зеркало. В другой ситуации детей побуждали к воспроизведению поведения модели.

Оказалось, что в ситуации с позитивным побуждением к действию дети демонстрируют намного больше исполнительных агрессивных действий, чем в ситуации, где их не побуждали к действию. Поощрения/наказания также повлияли на исполнительную часть действия. Дети, наблюдавшие за агрессивным поведением модели, которую потом наказывали, продуцировали меньше агрессивных действий, чем дети, в присутствии которых модель вознаграждали.

Отсутствие социального подкрепления, согласно Бандуре, ограничивает реализацию полоролевой модели в поведении, но не влияет на усвоение модели путем наблюдения.