Вопрос № 6 Этапы психологического исследования

Выделяют три основных вида психологического исследования: теоретическое, эмпи­рическое, прикладное.

Эмпирическим (эмпиричес­кой частью) называют такое исследование, целью которого является получение данных различными способами — методами наблюдения и самона­блюдения, лабораторного или естественного эксперимента.

Разделять исследования на теоретические и эмпирические можно лишь условно. Если в исследовании вынести на первый план процедурную сто­рону, то определить его как теоретическое или эмпирическое легче всего по критерию наличия или отсутствия такой его составной части, как сбор эмпирических данных во взаимодействии с объектом изучения. Если такое взаимодействие в ходе научно-исследовательской работы осуществлялось, то можно говорить об эмпирическом характере работы. Если же в исследо­вании выделять прежде всего продуктивную (результативную) сторону, то в большинстве случаев определить его как теоретическое или эмпиричес­кое можно с еще большей условностью. В любом исследовании до сбора данных или отбора уже имеющихся психолог должен определить исследо­вательскую парадигму и теоретический базис своей работы. Этот этап ра­боты является теоретическим.

С другой стороны, любая теоретическая работа пусть опосредованно, но опирается на определенный массив фактов, явно или неявно делит данные на более достоверные и менее достоверные, а своими принципами, подходом, выводами определяет направление поиска фактов и методов их получения. Учитывая общность теоретического и эмпирического исследования, рассмот­рим схему этапов, которые обычно включает психологическое исследование.

Основные этапы психологического исследования.

Наиболее часто психологическое исследование включает следующие шаги.

  1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
  2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. По­строение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.
  3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор ме­тодов и методик.
  4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследова­нии: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.
  5. Обработка данных (количественная и качественная)
  6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результа­тов в рамках исходной исследовательской концепции.
  7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теория­ми. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выво­дов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (своими си­лами и не только).

Последовательное прохождение по перечисленным этапам весьма ус­ловно в реальном исследовании, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом воз­можностей и ограничений последующих.

6 стр., 2772 слов

Современные проблемы психологии личности

... черт в любой деятельности. Эмоции пол и отрицательные, а потребность – есть нехватка. Проблемы в достижении цели могут быть в плане действий или в постановлении (образе) ... происходящем и выяснить: Нуждается ли кто-нибудь в помощи, в чем нуждается (проблема) Какой характер должна приять эта помощь (накормить или удочка) Нужно ли вмешиваться ...

I Этап

При изучении состояния проблемы целесообразна следующая после­довательность работы:

  1. Ознакомиться с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме, используя словари и энциклопедии.
  2. Составить библиографию по интересующей вас теме с помощью до­ступного для вас систематического каталога.
  3. Осуществить предварительное знакомство с предметом исследова­ния, ознакомившись с выпусками реферативного журнала ВИНИТИ; «04. Биология. Раздел 04П. Психология». Реферативный журнал ВИНИТИ является крупнейшим в мире инфор­мационным изданием в области естественных и технических наук. В нем публикуются упорядоченные совокупности библиографических записей, включающих библиографические описания, рефераты и аннотации.
  4. Ознакомиться со справочными и библиографическими изданиями по психологии, общественным наукам.

Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования. Постановка научной проблемы предпола­гает:

  1. обнаружение существования такого дефицита;
  2. осознание потреб­ности в устранении дефицита;
  3. описание проблемной ситуации на есте­ственном языке;
  4. формулирование проблемы в научных терминах (Ганзен, Балин, 1991).

Объект — это то, на что направлен процесс познания. Объектами психологической науки выступают: инди­вид, группа людей, общность людей, животное, у которого есть психика, сообщество таких животных.

В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены: пол, возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые, уро­вень образования, профессия, род занятий, состояние здоровья, националь­ность и т. д.

Предмет познания — свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях. Предмет позна­ния невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комп­лекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания. Предмет по­знания может быть общенаучным, — например, время как форма существо­вания и мера изменений. Он может быть по-разному сформулирован в те­оретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

17 стр., 8420 слов

Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей

... старения. Цель исследования: изучить особенности и возможные пути коррекции гериатрических проблем пожилых людей. Объект исследования: проблемы пожилых людей. Предмет: особенности гериатрических проблем пожилых ... психологические проблемы пожилых людей являются предметом изучения многих естественных и общественных наук. Геронтология – раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения ...

В качестве предмета психологического исследования могут быть взя­ты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т. д. Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, значительно объемней перечня объектов.

II Этап

В большинстве случаев в начале и по ходу исследования осознанно и неосознанно выдвигается не одна, а совокупность гипотез, часть которых может образовывать цепочку связанных предположений, вытекающих из исходного.

«Гипотеза» рас­крывается как «научное предположение, выдвигаемое для объяснения ка­кого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обо­снования для того, чтобы стать достоверной научной теорией».

Чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера действия исследования, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. В качестве гипо­тезы вполне может быть достаточным предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи двух или нескольких свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления. Если прове­денное исследование даст убедительное подтверждение или опровержение сделанного ранее утверждения, то более ясной будет схема изучения смежных областей или родового психического качества.

Сказанное относится к гипотезам эмпирической части исследования. В теоретическом исследовании (теоретической части исследования) целесо­образно придерживаться в некотором смысле противоположной ориента­ции.

При разработке концепции исследования необходимо учитывать приро­ду, специфику психологических закономерностей и законов. Во-первых, их специфика в том, что они имеют статистический характер, поскольку любое психическое явление обусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния, а также постоянно меняющееся сочетание полностью учесть невозможно. Во-вторых, поведение и деятельность, все отношения человека к миру, к другим людям и к себе подчинены и общим для психологии челове­ка закономерностям, и факторам индивидуальности конкретного человека; направляются всем содержанием внутреннего мира личности, хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток уникальности пони­маемого, переживаемого и реализуемого личностного смысла каждого поня­тия, каждой вещи и события окружающего.

Цель исследования — желаемый конечный результат (главный), он мо­жет быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим.

Основные виды целей психологического исследования, различаются конечным ре­зультатом.

Целями исследования могут выступать:

11 стр., 5287 слов

ОБРАЗ ПЕЧОРИНА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ...

... поворот от общих культурно-исторических оснований к исследованию конкретных художественных элементов. Упрочению психологического направления способствовали успехи ученых в области физиологии, психологии ... -исторической и психологической школ в литературоведении. Методологически связанные между собой, эти школы различаются принципами подхода к проблемам исследования художественных произведений. ...

  1. Описание характеристик психического явления;
  2. Выявление взаимосвязей психических явлений;
  3. Изучение возрастной динамики явления;
  4. Описание нового феномена, эффекта;
  5. Открытие новой (другой) природы явления;
  6. Создание классификации, типологии;
  7. Создание, адаптация методики.

III Этап

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволяет прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка).

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечивают нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. В число задач исследования надо включать такие, которые позволяют определить место изучаемого явления в психики – его взаимосвязи с другими психическими явлениями.

При определении целей и задач исследования необходимо оценить его актуальность. Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:

  1. Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
  2. Потребность в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
  3. Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
  4. Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применение в труде;
  5. Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

Планирование исследования:

I. Определение переменных

Психологическое исследование не­пременно связано с выделением признаков (существенных для предмета исследования), регистрацией их наличия или отсутствия, определенной сте­пени выраженности. Чтобы зафиксировать проявления признака, исследо­ватель использует те или иные показатели выраженности признака. Пока­затель — то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. В каче­стве синонима термина «показатель» нередко используют заимствованный из технических наук термин «параметр», параметр — величина, характери­зующая какое-либо свойство системы, устройства.

К числу основных понятий планирования эксперимента и обработки данных относится также понятие «переменная». В общем случае переменная — это то, что изменяется, то, что подвержено увеличению и/или уменьшению с течением времени. Хотя большинство переменных рассматривается как некоторые предметы, кото­рые претерпевают изменения, это, строго говоря, абстракция. Примеры переменных: одной из переменных звукового тона является его интенсив­ность, одной из переменных теста — его трудность.

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

... давал детальное описание нескольких путешествий по городу перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города Изучая материалы исследования проведенного ... обособление пути приводит к потере ориентации, утрате чувства места, например, как это происходит при выходе из метро. И ... правило на этой территории возникают различные формы искушения. Например, вы выходите из метро, и тут перед вами ...

Независимая переменная — любая переменная, значения которой в прин­ципе не зависят от изменений значений других переменных. В эксперименте — любая переменная, которая специально изменяется так, чтобы можно было наблюдать ее влияние на зависимую переменную (переменные).

Зависимая переменная — любая переменная, значения которой в прин­ципе являются результатом изменений в значениях одной или более незави­симых переменных. В математике это понятие зависимости хорошо пред­ставлено выражением типа у =f(x), где значения у зависят от значений х.

Полномочная (проксимальная) переменная — это переменная, ис­пользуемая в качестве косвенного измерения другой переменной, когда вто­рую переменную трудно измерить или непосредственно наблюдать. Напри­мер, частоту злоупотребления уличными наркотиками трудно измерить, но она может быть охарактеризована через полномочную переменную — чис­ло госпитализаций по поводу передозировки наркотиков.

Промежуточная переменная — внутренняя переменная, которая не оце­нивается непосредственно, но свойства которой могут быть выведены и про­интерпретированы на основании систематических изменений независимой переменной и наблюдения сопутствующих изменений в зависимой переменной. Гипотетические компоненты во многих теориях являются по сути промежуточными переменными, например, психодинамическое понятие «сила эго» или бихевиористское понятие «связь между стимулом и реакци­ей». В таких случаях невозможны никакие прямые измерения этих внут­ренних переменных; скорее, они интерпретируются как скрытые факторы, которые вмешиваются в отношения между определенными стимульными условиями (независимыми переменными) и определенными моделями по­ведения (зависимыми переменными).

В ходе опыта, эксперимента, измеряя тот или иной показатель или фик­сируя в наблюдении проявление некоторого признака, психолог получает конкретное значение показателя у отдельного испытуемого. Совокупность значений всей показателей заносится в протокол данного испытуемого. Со­вокупность всех собранных в ходе эмпирического исследования данных об­разует массив данных.

Например, в ходе изучения коммуникативной компетентности начи­нающих менеджеров нами было задумано сопоставить показатели компе­тентности с уровнями развития вербального и невербального интеллекта. В этом случае уровни развития вербального и невербального интеллекта, как и характеристики коммуникативной компетентности, выступают для нас признаками, которые предположительно имеют существенные связи между собой. Измерив у наших испытуемых уровни вербального и невер­бального интеллекта, — например, по методике Д. Векслера, — мы полу­чим показатели интеллекта для каждого испытуемого. По завершении об­работки результатов тестирования по методике Векслера мы для каждого испытуемого получим значение показателя уровня развития вербального и невербального интеллекта. Каждое подсчитанное число является значе­нием соответствующего показателя (уровня развития вербального и не­вербального интеллекта).

25 стр., 12489 слов

Основные психодиагностические ситуации и действия психолога по ...

... научных данных. Организационные методы Сравнительный метод - (метод "поперечного среза") заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы ... Это этап научных размышлений о том, что удалось выявить в ходе исследования. Здесь осуществляется обработка материала методами математической статистики. Наиболее ответственным ...

II. Планирование сравнительного анализа

Необходимо уже на начальном этапе планирования принять решение — какие виды обработки полученных данных вы будете использовать. Если качество можно измерять, фик­сировать или оно относится к достаточно явным характеристикам человека (полу, возрасту и т. д.), то у вас есть возможность провести сравнительный анализ. Сравнение часто проводят следующими способами.

  • Берут для сопоставления две или более возрастные группы, соци­альные групп и т. п. Две сравниваемые группы могут быть рассмотрены как полярные, если вы выделите их в вашей выборке по некоторому при­знаку, взятому в качестве основания для деления таким образом, что выра­женность этого признака будет разнонаправленной у сравниваемых групп. Например, люди с более высокой и более низкой тревожностью, интравертные и экстравертные;
  • Для деления могут быть использованы существующие нормы, уста­новленные по более широкой выборке. Но чаще полярные группы выделяют относительно средней величины данного признака у своей выборки. Обычно более определенные выводы получаются, когда всю группу (выборку) делят не на две части, а на три — выделяют подгруппу со средней выраженностью качества (по которому делят группу на подгруппы).

    Понятно, что при этом многие различия между полярными (крайними) группами становятся более яркими. Двум полярным группам уделяют основное внимание;

  • Исходя из гипотетических предположений или опираясь на имею­щиеся данные, берут одну часть выборки в качестве экспериментальной группы (например, группу лиц с высоким уровнем самореализации или групп лиц, обладающих выраженными экстрасенсорными способностями), а другую — в качестве контрольной. При этом контрольную группу образу­ют представители той части популяции, у которой рассматриваемое каче­ство выражено на среднем уровне, то есть как у большинства людей (на­пример, средний уровень самореализации), или изучаемое качество отсутствует (например, экстрасенсорные способности).

    Если оценивается влия­ние какого-либо воздействия (обучающего, коррекционного и др.), то экс­периментальную группу образуют те, кто был объектом этого воздействия; в контрольной группе — те, кто не находился под данным воздействием. Эк­спериментальная и контрольная группа должны быть уравнены по всем зна­чимым параметрам (по возрасту, уровню образования, уровню здоровья, социальной принадлежности или другим) параметрам, могущим оказать влияние на изучаемое явление.

Наличие экспериментальной и контрольной групп в выборке открывает богатые возможности для сравнения. Сравнение — универсальный метод, крае­угольный камень научного анализа.

III. Выбор методик. Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент, моделирование. Выбор методов исследования обусловлен осо­бенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.

7 стр., 3128 слов

Данные лабораторных и инструментальных исследований

... аллергическая реакция на пенициллин. Гемотрансфузий не было. Объективное исследование Состояние больного средней тяжести, сознание ясное, положение ... №2, где был госпитализирован для дальнейшего стационарного лечения. История жизни Родился 25.01.1954 года. Ходить и говорить ... голове, «мелькание мушек» перед глазами, общую слабость. Данные жалобы появились после физической нагрузки на фоне психо ...

Метод — способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с факта­ми и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа дан­ных, а также принцип воздействия на объект.

Методика — форма реализа­ции метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определен­ной цели. В психологическом исследовании: формализованные правила сбора, обработки и анализа информации. Обычно эти процедуры требуют определенной квалификации, и владение ими отражает некоторый уровень опытности. С помощью методики фиксируют характеристики поведения и воздействуют на объект. В большинстве случаев для изучения сходных сто­рон объекта можно использовать различные методики (существует методи­ческая избыточность), что обеспечивает взаимную верификацию данных, получаемых различными методиками.

Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией иссле­довательских гипотез, Детализация представлений о природе изучаемого психического феномена, качества должна идти в направлении выбора тех его проявлений, признаков, которые доступны фиксации, измерению.

IV. Этап

Различают факты объективные и научные. Под объективными факта­ми понимают любые, не зависящие от наблюдателя события, явления, фраг­менты реальности. Научный факт — это отражение объективного факта в человеческом сознании, его описание посредством некоторого — искусст­венного или естественного — языка (Философский словарь, 1991).

Фактуальное описание — это упорядоченное представление совокуп­ности научных фактов. Научный факт описывается всегда на каком-либо языке с использованием терминов и понятий. Их выбор связан с выбором теории, в рамках которой делается описание. Уже на уровне описания про­исходит некоторое обобщение и включение научного факта в ту или иную концепцию или теорию.

Пример фактуального описания.Пред­положим, в ходе экстрасенсорного лечения у пациента была ликвидирована язва желудка. При этом существование язвы до начала лечения и отсутствие после него подтверждено клиническими данными и результатами аппаратур­ного обследования. В обычном смысле это факт, достоверность которого дока­зана достаточно убедительно. Для того чтобы оценить это событие как науч­ный факт, необходимо рассмотреть это событие с большей широтой.

Прежде всего, изменение одного какого-либо параметра организма в сторону среднестатистических величин (температуры тела, частоты сердеч­ных сокращений и др.) не свидетельствует об успешном ходе выздоравли­вания. Восстановление нормального статуса одного органа не является сви­детельством укрепления здоровья, рассматриваемого на уровне целого орга­низма как сложной психофизиологической организации (саморегулирую­щейся, саморазвивающейся и т. д.).

Во многих случаях цена локального из­лечения остается неизвестной. Человек, как целостное живое существо, никогда не заболевает и не выздоравливает одним органом или системой (какой-либо одной своей частью).

В ходе обследования часто не удается выяснить направление и величину изменений в различных сферах психики, в нервной системе, в эндокринной системе и т. д. и во взаимовлиянии меж­ду ними. От внимания, направленного на то расстройство, которое явилось поводом для лечения, ускользают многие другие явления в организме и пси­хике. Остаются неизвестными возможные последствия лечения («шрамы») как в системах и функциях тела, так и в душе.

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

... Нарушение приемов рационального использования лекарств не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать динамику лечебного процесса. К таким отраслям ...

Фактуальное описание в рамках различных научных направлений раз­лично прежде всего из-за того, что у каждого из них свой подход к поиску фактов, своя основа описания.

Пример: предположим, в психологическом исследо­вании поставлена цель изучения воздействия телевизионных рекламных объявлений на телезрителей. Следует ожидать, что в исследовании, прово­дящемся в русле когнитивной психологии, основное внимание будет уделе­но динамике образа рекламной информации, особенностям сохранения ин­формации в памяти, процессов понимания, включения в структуру знаний и опыта и т. д. В русле бихевиорального направления как наиболее важные, вероятно, могут быть рассмотрены данные об изменении покупательского поведения: намерений, целей, планов, выборов, удовлетворенности и т. д. При гештальтпсихологическом подходе не должны быть оставлены без вни­мания детали перемещения малозначимой или случайной информации к центру сознания, зарождения желания, его трансформации и места в целост­ной динамике переживаний.

Таким образом, фактуальное описание одного и того же явления будет различным при разных подходах. Без сомнения, разными будут и результа­ты исследований, и выводы.

Чем точнее вами будут описаны параметры выборки испытуемых и усло­вия сбора данных, тем больше шансов, что на полученные вами результаты будут опираться последующие исследоватёли этой проблемы и на вашу ра­боту будут ссылаться.

V. Этап

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных) полученных данных. В таблицу можно свести не только числовые данные. К данным качественного харктера также могут быть применины простейшие способы количественной обработки. В таблицу целесообразно внести все интересующие признаки в форме десятичного числа, то есть предварительно пересчитать минуты в десятичные доли часа ит.п.

К обработке данных может применяться математико — статистическая обработка, для определения ее способо необходимо оценить характер распределения по всем используемым параметрам. Важнейшими первичными статистиками являются:

  • Средняя арифметическая – это величина, сумма отрицательных и положительных отклонений от которой равно нулю.
  • Среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение) – мера разнообразия входящих в группу объектов; она показывает, на сколько в среднем отклоняется каждая вариата (конкретное значение оцениваемого параметра) от средней арифметической. Чем сильнее разбросаны вариаты относительно средней, тем большим оказывается и среднее квадратическое отклонение. Разброс значений характеризует и размах – разность между наибольшим и наименьшим значением в ряду.

Достоверность различий средних арифметических можно оценить по достаточно эффективному параметрическому критерию Стьюдента.

Также можно применить корреляционный анализ. Он дает возможность точной количественной оценки степени согласованности изменений (варьирования) двух и более признаков. Факторный анализ – основывается на том, что все наблюдаемые переменные являются функциями скрытых факторов: не предполагается включение в состав переменных таких, которые являются причинами для других. Данные факторного и корреляционного анализа помогают обнаружить взаимосвязи между переменами, но не могут дать достаточных оснований для выводов о причинно – следственных зависимостях, об иерархии причинных связей.

10 стр., 4689 слов

Социальный эксперимент

... закономерностях, тенденциях социальных процессов. В отличие от метода наблюдения на основе данных эксперимента не только получают описательную информацию, но и дают объяснение связей, отношений, ... гипотез. Выделение основных и побочных результатов эксперимента. Выводы. 3.5. Оценка эффективности метода, выявление ошибок, новаций, сопоставление с данными, полученными другими методами. 3.6. Выработка ...

VI. VII Этап

Вначале целесообразно писать общее впечатление от экспериментов, обучающих процедур, психологических воздействий, обследования, анке­тирования. Затем дать общую оценку эффективности измерений: что оказалось возможным фиксировать, а что — нет, на что участники экспериментов охотно давали ответы, на что с трудом, на что отказались отвечать (уклони­лись с объяснениями или без объяснений), какие задание решали с легкос­тью, какие — с трудом, какие не были решены никем из испытуемых, как участники воспринимали процесс обучения.

Перейти к описанию результатов, начав с перечисления всех получен­ных показателей: тех, что измерялись в ходе экспериментов или наблюде­ний, и тех, что были подсчитаны при обработке (шкальные оценки, индек­сы и т. п.).

Лучше перечислять их упорядоченно, деля на виды. Например, объективные и субъективные показатели, исходные и вычисленные и т. д.

В дальнейшем описании целесообразно придерживаться последователь­ности задач (всего исследования), которые были ранее сформулированы. При этом лучше начинать с более общих аспектов, с более широкого плана, переходя в последующем ко все более частным аспектам.

5