Этапы представлений о предмете

Этап и время

Предмет психологии, его содержание

Методы исследо-вания психики

Основные достижения

Донаучный – до VII-VI вв. до н.э.

Душа без раскрытия ее конкретного содержания и функций

Нет

Общее представление об охранительной и активной роли души

Философский VII-VI вв. до н.э. — конец XVIII начало XIX вв.

Античная психология

демокрит, платон, аристотель

Душа – источник активности тела, обладает функци-ями познания и регуляции поведения

Определение основных проблем П., связанных с исследованием познания, активности тела, регуляции поведения и др.

Психология средневековья

августин, аквинский, ибн-сина, оккам

Душа, иссле-дование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира

Развитие психофизиологических исследований и первых работ по психологии масс

ф.бэкон, декарт

гоббс, спиноза, лейбниц

Психология Возрождения и Нового времени

Сознание, его содержание и пути его формирования

Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д.

Рационалистический, сенсуалистический подходы. Теории эмоций и рефлекса. Первые попытки ввести бессознательное в предмет психологии

Ассоцианистическая психология – конец XVIII в. — начало XIX в. — середина XIX в. Беркли, юм, гартли

Сознание, состоящее их ощущений, пред-ставлений и чувств. Предмет психологии – познавательные процессы, к концу периода – еще и поведение.

Инстроспекция, логика, методы естественных наук (проб и ошибок при попытках формировать поведение).

Первая психологическая школа, новые подходы к предмету и методу науки, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода, дальнейшее развитие идей о бессознательном.

Экспериментальная психология –середина XIX вв. — начало XX в.

вундт

Элементы психики, отождествляемые, главным образом с сознанием, их связи и законы.

становление рефлексологии-бехтерев, ананьев.

Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности, первые тесты

Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народа», новых данных о психических про-цессах (памяти).

Новые подхо-ды к психологии, первые сим-птомы методологич. кризиса.

Методологический кризис, разделение психологии на отдельные школы 10-30 гг. XX в.

титченер, джемс, фрейд, юнг, адлер,

уотсон,

келер, вертгеймер

Предметы: элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм).

Затем глубинная пси-хология-бессознательное, бихевиоризм-поведение, гештальтпсихология-особ восприятия, советская психология.

выготский, леонтьев-предмет-психическая деятельность

лурия, гальперин.

Важнейшие из новых методов – психоанализ и проективные (глубинная психология), эксперимен-тальное изучение «научения», стимул реакция (бихевиоризм), познавательных процес-сов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология).

Первые концепции личности, теории сознания (в т.ч. измененного), теории научения и развивающего обучения, творческого мышления. Первые экспериментальные исследования личности, введение ее в исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии.

Дальнейшее развитие психологических школ 40-60 гг. XX вв.

роджерс, маслоу, франкл-особ личности, гроф-возможности психики

Появление новых направлений, для которых предмет психологии связан с сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная), познавательными процессами (когнитивная-найсер), развитием интеллекта и этапами переработки информации (генетическая-пиаже).

Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в т.ч. искусственного

Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий.

Современная психология 60гг. – конец XX вв.

кто эти люди?

Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ

Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик

Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.