Методы индивидуального сознания

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

Глава 1. МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

1.1. История создания группы методов……………………………………6

1.2. Современное состояние группы методов……………………………..9

1.3. Отличие ТРР от других стандартизированных методик……………24

1.4. Перспективы развития группы методов……………………………..27

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

2.1. Планирование исследования………………………….………………29

2.2. Методы исследования…………………………………………………29

2.3. Обработка результатов………………………………………………..30

Библиографический список………………………………………………..32

Введение

Одна из отличительных черт современной эпохи — повышение роли человеческого фактора, возрастания значения всех проблем, связанных с человеком. Это обусловлено и тем, что мир, в котором мы живем, становится с каждым годом все сложнее, увеличивается поток информации, растут нагрузки на психику человека, и тем, что сам человек, если можно так сказать, становится сложнее. Этот процесс объективен — чем более сложные и ответственные задачи приходится решать человеку, чем в более сложную систему общественных, межличностных отношений он включен, чем больше факторов приходится ему учитывать в своей деятельности — тем более многомерным и многоуровневым должны быть и становятся его мышление и восприятие, его мировоззрение. Увеличивается значение личного опыта, личного вклада людей. Повышается и личная ответственность, а вместе с этим и значение личности, человеческой индивидуальности.

Современный человек не терпит обезличенности и уравниловки, он включается в общественный процесс не просто в силу необходимости, а сознательно. Такой человек требует и особого, бережного отношения к себе, индивидуального, в прямом и полном смысле этого слова, подхода.

Личностный принцип, индивидуальный субъектный подход являются важными положениями и достижениями советской психологии. Вместе с тем, как показывает первый опыт психологических служб в нашей стране, психологи, выйдя из лабораторий и академических кабинетов в жизнь, остро ощутили нехватку адекватных психодиагностических методов и средств, необходимых для реализации этих положений на практике. Психологи сегодня больше знают о мышлении вообще, чем могут разобраться в мышлении конкретного человека; больше знают о развитии и формировании личности вообще, чем могут описать и объяснить поведение или отношения данного конкретного человека.

Надо сказать прямо, что современная психодиагностика отстает от теории. Так, если на теоретическом уровне, на уровне фундаментальных исследований, развиваются принципы и методы системного подхода, целостного многостороннего и многоуровневого анализа, то практическая психодиагностика пока лучше приспособлена к работе с отдельными функциями, «выборками», нормами, чем с человеком, как с целостной личностью. В частности, мы лучше умеем выявлять и измерять установки, предпочтения и личностные особенности (отличия), чем реконструировать систему целостных представлений конкретного человека. Между тем, как следует из принципов того же системного подхода, одна и та же установка или один и тот же мотив в разных системах представлений и отношений могут иметь противоположный смысл. Это учитывать тем более важно, что нам сегодня предстоит решать сложную задачу, задачу перестройки мышления и сознания многих людей.

15 стр., 7045 слов

Эмоции человека и основные подходы к их изучению в психологии

... не менее интересные и важные вопросы. Объектом курсовой работы являются эмоции человека и основные подходы к их изучению. Предмет исследования - эмоции, экспрессивность и внутренние переживания. ... Цель исследования - рассмотреть некоторые подходы в изучении эмоций человека. Основные задачи курсовой - рассмотреть основные компоненты эмоций, их виды ...

Применительно к этому перед практической психологией встает проблема изучения того, как конкретный человек познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного человека. Другими словами, необходимо разработать подходы и средства, позволяющие включить в научный анализ не только общее и типичное, но и единичное и уникальное в личности человека. Важные шаги в этом направлении уже сделаны, теперь дело за практическими диагностическими и прогностическими индивидуально-ориентированными методами. [9]

Объект исследования – изучение индивидуального сознания

Предмет исследования – Методы индивидуального сознания.

Целью курсовой работы является изучение методов индивидуального сознания.

Задачи:

1. Изучить методы индивидуального сознания.

2. Определить с помощью метода индивидуального сознания влияние взаимоотношений в коллективе на эффективность в работе.

В соответствии с поставленной целью и задачами, нами выдвинута следующая гипотеза: взаимоотношение в коллективе влияет на эффективность выполнения работы.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: изучение, обработка и анализ научной литературы, учебников по психологии и психодиагностике по данной теме.

Структура и объем курсовой работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и библиографического списка.

Глава 1. МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ.

1.1. История создания группы методов.

Проблема метода исследования, являясь одной из центральных и наиболее сложных проблем психологии вообще, в психологии личности приобретает особую значимость и остроту. Многие психологи за рубежом были обеспокоены преобладанием объектного подхода в этой области, наличием тенденции к нормативному описанию человеческой индивидуальности, отсутствием стремления к реконструкции исходной целостности личности человека в экспериментально-психологических исследованиях. Поэтому возникла потребность в эффективном и гибком экспериментальном методе, который позволял бы исследовать личность человека как особую уникальную целостность, строить предсказания и проверять гипотезы сразу же в ходе эксперимента, без привлечения, как групповых статистических норм, так и громоздких систем толкования.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные ... личности, ее системообразующая характерность - это направленность личности. Особенно в данном свойстве проявляются цели, побуждающие личность к действию, ее индивидуальные ...

Надо сказать, что уровню индивидуального сознания в психоди-агностике до недавнего времени уделялось незаслуженно мало внимания. Для номотетической психодиагностики эта тенденция естественна. Экономичнее и на операциональном, и на концептуальном уровнях представить индивидуальные особенности в качестве индивидуальных отличий по нескольким общим какой-либо группе людей характеристикам или определять степень похожести на какие — либо типичные «личности». Естественно, при этом индивидуальное сознание лишается самостоятельной значимости для психодиагностики, превращается в «поставщика» материала для номотетической интерпретации. [7]

Недостаточность традиционных психодиагностических подходов для решения многих задач, которые встали перед психологами, про-явилась достаточно остро. В целом ряде исследований показано, что инди-видуальные параметры оценок и самооценок у разных людей могут быть настолько различными, что возникает проблема психологического обоснования групповых шкал: не являются ли они математическим артефактом процедуры, следствием усреднения индивидуальных данных. Конечно, такая крайняя точка зрения едва ли оправданна. Однако все это говорит о том, что есть объективная необходимость дополнить традиционные техники психодиагностики индивидуально ориентированными методами.

До недавнего времени такое объединение и дополнение было невозможным. Во — первых, традиционная психометрика опиралась на мощный психометрический аппарат, тогда как идеографические техники были «понимающими», апеллировали к особой «проницательной» способности исследователя и мало чем отличались от обычного разговора (причем также не были свободны от спонтанной интерпретации).

Во-вторых, индивидуальное сознание человека характеризуется динамикой смысловых образований, тогда как традиционная психометрика нацелена на выявление и описание только воспроизводимых надежных фактов.

Важность охвата как устойчивых, так и изменчивых характеристик можно проиллюстрировать на следующем примере. Традиционные тест — опросники позволяют сделать удовлетворительный прогноз в тех случаях, когда психологов интересуют предсказания на длительные промежутки времени жизни человека (например, при выборе профессии), и оказываются плохо приспособленными для предсказания поведения конкретных людей в конкретных ситуациях при варьировании социального контекста (объясняют менее 10% дисперсии экспериментальных данных).

В этом проявляется гибкость и динамичность индивидуального сознания, тесная зависимость субъективной категоризации от контекстных факторов, от состояния, от особенностей той самой уникальной целостности личности, которая не ухватывается номотетическими методами.

Таким экспериментальным подходом к исследованию личности, который позволяет использовать весь инструментарий современной психометрики и аппарат многомерных статистических методов <�…> в качестве тонкого инструмента анализа индивидуальной структуры личности человека, описываемой, если можно так сказать, на «ее собственном языке», в системе ее собственных конструктов, стала техника репертуарных решёток. Возникновение техники репертуарных решеток связано с именем Дж. Келли, с созданной им теорией индивидуальных конструктов. [7]

10 стр., 4610 слов

Вербальные и невербальные средства общения. Личность — понятие, ...

... него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. ... ситуаций и социальных групп взаимодействия. В аналитической психологии К. Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы)[5]: · самость · тень · анима и анимус ...

Основное понятие в теории Келли — понятие конструкта. Это же понятие легло в основу метода репертуарных решеток, точнее, репертуарные решетки появились в результате попыток операционализации понятия конструкта. С ним же связаны и особенности терминологии, принятой в данной психологической традиции. Конструкт — это особое субъективное средство, созданное (сконструированное) самим человеком, проверенное (валидизиров…

**************************************************************