Методы индивидуального сознания

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

Глава 1. МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

1.1. История создания группы методов……………………………………6

1.2. Современное состояние группы методов……………………………..9

1.3. Отличие ТРР от других стандартизированных методик……………24

1.4. Перспективы развития группы методов……………………………..27

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

2.1. Планирование исследования………………………….………………29

2.2. Методы исследования…………………………………………………29

2.3. Обработка результатов………………………………………………..30

Библиографический список………………………………………………..32

Введение

Одна из отличительных черт современной эпохи — повышение роли человеческого фактора, возрастания значения всех проблем, связанных с человеком. Это обусловлено и тем, что мир, в котором мы живем, становится с каждым годом все сложнее, увеличивается поток информации, растут нагрузки на психику человека, и тем, что сам человек, если можно так сказать, становится сложнее. Этот процесс объективен — чем более сложные и ответственные задачи приходится решать человеку, чем в более сложную систему общественных, межличностных отношений он включен, чем больше факторов приходится ему учитывать в своей деятельности — тем более многомерным и многоуровневым должны быть и становятся его мышление и восприятие, его мировоззрение. Увеличивается значение личного опыта, личного вклада людей. Повышается и личная ответственность, а вместе с этим и значение личности, человеческой индивидуальности.

Современный человек не терпит обезличенности и уравниловки, он включается в общественный процесс не просто в силу необходимости, а сознательно. Такой человек требует и особого, бережного отношения к себе, индивидуального, в прямом и полном смысле этого слова, подхода.

Личностный принцип, индивидуальный субъектный подход являются важными положениями и достижениями советской психологии. Вместе с тем, как показывает первый опыт психологических служб в нашей стране, психологи, выйдя из лабораторий и академических кабинетов в жизнь, остро ощутили нехватку адекватных психодиагностических методов и средств, необходимых для реализации этих положений на практике. Психологи сегодня больше знают о мышлении вообще, чем могут разобраться в мышлении конкретного человека; больше знают о развитии и формировании личности вообще, чем могут описать и объяснить поведение или отношения данного конкретного человека.

Надо сказать прямо, что современная психодиагностика отстает от теории. Так, если на теоретическом уровне, на уровне фундаментальных исследований, развиваются принципы и методы системного подхода, целостного многостороннего и многоуровневого анализа, то практическая психодиагностика пока лучше приспособлена к работе с отдельными функциями, «выборками», нормами, чем с человеком, как с целостной личностью. В частности, мы лучше умеем выявлять и измерять установки, предпочтения и личностные особенности (отличия), чем реконструировать систему целостных представлений конкретного человека. Между тем, как следует из принципов того же системного подхода, одна и та же установка или один и тот же мотив в разных системах представлений и отношений могут иметь противоположный смысл. Это учитывать тем более важно, что нам сегодня предстоит решать сложную задачу, задачу перестройки мышления и сознания многих людей.

9 стр., 4337 слов

Основные идеи и методы индивидуальной психологии Альфреда Адлера

... как полезными, так и пагубными для человека. Глава 2. Основные методы индивидуальной психологии Адлера Адлер хотел создать практическую психологию ... . Но, в целом, определенные психологические особенности соответствуют конкретной позиции ребенка в семье. Адлер считал, что пока ... и путей их лечения. В адлеровском терапевтическом подходе подчеркивается важность понимании стиля жизни пациента, осознания ...

Применительно к этому перед практической психологией встает проблема изучения того, как конкретный человек познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного человека. Другими словами, необходимо разработать подходы и средства, позволяющие включить в научный анализ не только общее и типичное, но и единичное и уникальное в личности человека. Важные шаги в этом направлении уже сделаны, теперь дело за практическими диагностическими и прогностическими индивидуально-ориентированными методами. [9]

Объект исследования – изучение индивидуального сознания

Предмет исследования – Методы индивидуального сознания.

Целью курсовой работы является изучение методов индивидуального сознания.

Задачи:

1. Изучить методы индивидуального сознания.

2. Определить с помощью метода индивидуального сознания влияние взаимоотношений в коллективе на эффективность в работе.

В соответствии с поставленной целью и задачами, нами выдвинута следующая гипотеза: взаимоотношение в коллективе влияет на эффективность выполнения работы.

5 стр., 2171 слов

Проблема психологической природы индивидуальных особенностей личности

Введение Категория «индивидуальность» является одной из основных в современной психологии и «едва ли найдется другой объект исследований, который рассматривали бы столь активно с разных сторон». Исходным моментом в изучении индивидуальности выступает уникальность, индивидуальное своеобразие как неповторимое сочетание всех признаков, отличающих одного человека от другого: «понятие «уникальный», ...

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: изучение, обработка и анализ научной литературы, учебников по психологии и психодиагностике по данной теме.

Структура и объем курсовой работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и библиографического списка.

Глава 1. МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ.

1.1. История создания группы методов.

Проблема метода исследования, являясь одной из центральных и наиболее сложных проблем психологии вообще, в психологии личности приобретает особую значимость и остроту. Многие психологи за рубежом были обеспокоены преобладанием объектного подхода в этой области, наличием тенденции к нормативному описанию человеческой индивидуальности, отсутствием стремления к реконструкции исходной целостности личности человека в экспериментально-психологических исследованиях. Поэтому возникла потребность в эффективном и гибком экспериментальном методе, который позволял бы исследовать личность человека как особую уникальную целостность, строить предсказания и проверять гипотезы сразу же в ходе эксперимента, без привлечения, как групповых статистических норм, так и громоздких систем толкования.

Надо сказать, что уровню индивидуального сознания в психоди-агностике до недавнего времени уделялось незаслуженно мало внимания. Для номотетической психодиагностики эта тенденция естественна. Экономичнее и на операциональном, и на концептуальном уровнях представить индивидуальные особенности в качестве индивидуальных отличий по нескольким общим какой-либо группе людей характеристикам или определять степень похожести на какие — либо типичные «личности». Естественно, при этом индивидуальное сознание лишается самостоятельной значимости для психодиагностики, превращается в «поставщика» материала для номотетической интерпретации. [7]

Недостаточность традиционных психодиагностических подходов для решения многих задач, которые встали перед психологами, про-явилась достаточно остро. В целом ряде исследований показано, что инди-видуальные параметры оценок и самооценок у разных людей могут быть настолько различными, что возникает проблема психологического обоснования групповых шкал: не являются ли они математическим артефактом процедуры, следствием усреднения индивидуальных данных. Конечно, такая крайняя точка зрения едва ли оправданна. Однако все это говорит о том, что есть объективная необходимость дополнить традиционные техники психодиагностики индивидуально ориентированными методами.

3 стр., 1335 слов

Личность преступника как носитель причин индивидуального преступного поведения

Содержание Основные данные о работе 2 Введение 4 Основная часть 7 1. Теоретические основы личности преступника 7 1.1. Понятие личности преступника 7 1.2. Структура личности преступника 15 1.3. Классификации и типологии преступников 28 2. Личность преступника как носитель причин индивидуального преступного поведения 38 2.1. Соотношение социального и биологического в личности преступника 38 2.2. ...

До недавнего времени такое объединение и дополнение было невозможным. Во — первых, традиционная психометрика опиралась на мощный психометрический аппарат, тогда как идеографические техники были «понимающими», апеллировали к особой «проницательной» способности исследователя и мало чем отличались от обычного разговора (причем также не были свободны от спонтанной интерпретации).

Во-вторых, индивидуальное сознание человека характеризуется динамикой смысловых образований, тогда как традиционная психометрика нацелена на выявление и описание только воспроизводимых надежных фактов.

Важность охвата как устойчивых, так и изменчивых характеристик можно проиллюстрировать на следующем примере. Традиционные тест — опросники позволяют сделать удовлетворительный прогноз в тех случаях, когда психологов интересуют предсказания на длительные промежутки времени жизни человека (например, при выборе профессии), и оказываются плохо приспособленными для предсказания поведения конкретных людей в конкретных ситуациях при варьировании социального контекста (объясняют менее 10% дисперсии экспериментальных данных).

В этом проявляется гибкость и динамичность индивидуального сознания, тесная зависимость субъективной категоризации от контекстных факторов, от состояния, от особенностей той самой уникальной целостности личности, которая не ухватывается номотетическими методами.

Таким экспериментальным подходом к исследованию личности, который позволяет использовать весь инструментарий современной психометрики и аппарат многомерных статистических методов <�…> в качестве тонкого инструмента анализа индивидуальной структуры личности человека, описываемой, если можно так сказать, на «ее собственном языке», в системе ее собственных конструктов, стала техника репертуарных решёток. Возникновение техники репертуарных решеток связано с именем Дж. Келли, с созданной им теорией индивидуальных конструктов. [7]

19 стр., 9448 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека

Министерство Образования Российской Федерации Самарский Государственный Педагогический Университет Отделение факультета по подготовке психологов Курсовая работа на тему: «Особенности психического развития личности взрослого человека» Выполнила: Студент IV курса Севостьянова М.Д. Проверила: Кандидат психологических наук Кадочкина В.Е. Самара, 2001 г. Содержание: I. Введение. II. Видение современных ...

Основное понятие в теории Келли — понятие конструкта. Это же понятие легло в основу метода репертуарных решеток, точнее, репертуарные решетки появились в результате попыток операционализации понятия конструкта. С ним же связаны и особенности терминологии, принятой в данной психологической традиции. Конструкт — это особое субъективное средство, созданное (сконструированное) самим человеком, проверенное (валидизиров…

**************************************************************