Виды самостоятельной работы

Практическое занятие 1 (2 часа)

Цель: проанализировать особенности предмета психологии конфликта, выявить специфику формирования научного знания, решаемых проблем, задач и методов.

ПЛАН

1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии

2. Методологические основы конфликтологии. Многообразие методов исследования в конфликтологии

3. Эволюция конфликтологических взглядов в истории философии, социологии, психологии.

4. Современные проблемы развития конфликтологии

5. Отличительные черты «социологии конфликта» и «психологии конфликта»

6. Развитие конфликтологии в России

Практическое занятие 2 (2 ч.)

Цель: проанализировать сущность внутриличностных и межличличностных конфликтов, их причин, форм проявления.

ПЛАН

1. Проблема внутриличностного конфликта во взглядах З.Фрейда, К. Хорни.

2. Теория комплекса неполноценности А. Адлера.

3. Концепция «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма.

4. Теория психосоциального развития Э. Эриксона.

5. Мотивационные конфликты по К. Левину.

6. В.С. Мерлин: описание психологических конфликтов.

7. Сущность, классификация и особенности конфликтов «личность-группа».

8. Характеристики содержания межгруппового конфликта.

9. К. Левин о разрешении социальных конфликтов.

Практическое занятие 3 (2 часа)

Цель: выяснить основные признаки, структурные элементы и сформулировать условия возникновения конфликта

ПЛАН

1. Классификация конфликтов.

2. Определение основных структурных элементов конфликта. Интересы и позиции сторон и их соотношение.

3. Теория социальных отношений. Эксперименты Зимбардо Ф.

4. Типология конфликтных ситуаций. Параметры измерения интерперсональных отношений по М. Дойчу.

5. Этапы и фазы конфликта, соотношение фаз и этапов.

6. Картография конфликта.

Практическое занятие 4 (2 ч.)

Цель: проанализироватьтеории механизмов возникновения конфликтов, закрепить знания на примере решения ситуационных задач.

ПЛАН

1. Формулы А, Б, В возникновения конфликтов.

2. Социальная архитектура группы. Тематические области коммуникации.

3. Основные положения теории трансактного анализа. Поведенческие характеристики трансакций. Алгоритм трансактного анализа

4. Анализ ситуации методами «Инцидент», «Разыгрывание ролей».

5. Особенности семейных конфликтов, их классификация, причины, разрешение и предупреждение.

5 стр., 2032 слов

План семинарских занятий 5

... Взрослого, Родителя, Дитя. Типы взаимодействия в общении: кооперация, конкуренция, конфликт. (Конфликту будет посвящено отдельное занятие). ПРАКТИКУМ: Транзактный анализ общения. Манипуляции в общении. Литература ... социальную психологию Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии (СП). История возникновения СП как науки. Методы СП. Технология проведения социометрии. Литература Семинар ...

6. Позиционные, ресурсные и динамические конфликты в организации.

7. Специфика конфликтов в образовательных учреждениях.

8. Половозрастная специфика педагогических конфликтов.

Практическое занятие 5 (2 ч.)

Цель: проанализировать типичные конфликтные модели поведения личности

ПЛАН

1. Двухмерная модель поведения К. Томаса – Р. Киллмена. Характеристика основных моделей поведения.

2. Психологическое влияние в конфликте. Цивилизованное и нецивилизованное влияние.

3. Манипуляция как вызов к скрытой силовой борьбе. Социокультурные предпосылки манипулирования.

4. Механизмы манипулятивного воздействия.

5. Противостояние нападению и манипуляции. Коммуникативная компетентность как условие преодоления манипуляций.

Практическое занятие 6 (6 ч.)

Практикум по конфликтологии

 

Виды самостоятельной работы

(Абрамян Н.Г. Методика преподавания психологии в вузе. – Владимир, 2005. – 164 с. )

1. Составление ответов на вопросы семинара. Составить схемы ответов на каждый из вопросов плана семинарского занятия (это могут быть сложный план, тезисная запись ответа, цитатный план по 2-3-м источникам, схемапо учебникам разных авторов, таблица или логическая схема с последовательно, системно расположенными составляющими, т.е. алгоритм полного, включающего основные понятия, примеры, сопоставление разных точек зрения ответа).

2. Аннотирование – краткая характеристика содержания книги, статьи.

Группа студентов (1/2 группы) аннотирует (по специально и заранее объясненной схеме определяет цель, задачи, идеи, вытекающие из статьи, степень ее прикладного значения) статьи конкретных номеров журнала за год по определенному разделу и изучаемой теме. Сообщения, в целом, занимают немного времени. Остальные студенты записывают выходные данные интересующих их статей по теме занятия.

3. Конспектирование (монографий, статей из сборников, хрестоматий, журналов) – краткое письменное изложение научной работы.

Аудитория делится на 2-3 группы студентов. Группы конспектируют иногда один источник, но по-разному: цитатный конспект, тезисный, «пересказный» и другие, иногда – два-три разных источника по специальному плану. Во втором случае при пересказе конспекта одной группой другая группа обязательно делает тезисную запись услышанного для последующего устного сравнения и обсуждения точек зрения разных авторов на один из вопросов темы занятия.

4. Рецензирование– письменный анализ, содержащий критическую оценку научной работы.

План рецензии

1. Краткие сведения об авторе работы.

2. Выходные данные статьи.

3. Цель статьи. Описываемая им проблема.

4. Вопросы, выделенные автором в работе.

5. Какие из них более освещены и почему?

6. Как развивается мысль автора по каждому из заявленных в статье вопросов?

7. К каким выводам пришел автор?

8. С чем можно и с чем нельзя согласиться? Почему?

9. Что вносит данная статья в разработку рассмотренной в ней проблемы?

10. Каковы, на ваш взгляд, недостатки статьи? Ваши рекомендации автору.

8. Реферирование–1) подготовка доклада по теме, основанная на обзоре первоисточников, 2) краткое устное или письменное изложение научной работы, книги.

9 стр., 4433 слов

План реферата:

... Используются лишь краткие выражения, отдельные слова, даты. Когда разговор касается деликатных вопросов, лучше прекратить записывать. 2. Встреча с больным Подготовившись, врач готов ... относятся поощрение, рефлексия, пояснение, сопереживание, конфронтация (противопоставление), интерпретация (истолкование) и вопросы, раскрывающие чувства и переживания. Поощрение. Этот приём заключается в том, ...

Требования к реферату

1. Время сообщения – 5 минут, максимально – 7 мин.

2. Объем работы – 12-15 стр.

3. Время подготовки – 1 неделя, т.е. к каждому следующему семинару,

4. Реферат оформляется в рабочей тетради для семинарских занятий.

5. Реферат готовят два студента: первый – введение и заключение, второй – основную часть.

6. Структура работы стандартна: план, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

7. Каждый из разделов включает в себя следующие компоненты

Опишем содержание каждой части, составляющей структуру работы.

Введение. Прежде всего следует доказать, что тема реферата актуальна, важна в практической деятельности (2-3 фразы).

Далее следует назвать цель работы (например, описать основные свойства внимания и их сформированность в определенном возрасте), которая, как правило, обозначена в названии темы реферата (1 фраза).

Затем необходимо указать, что для достижения этой цели требуется решить ряд задач, например:

1) изучить источники по проблеме,

2) сопоставить различные точки зрения на рассматриваемые в реферате вопросы.

После этого нужно дать краткий анализ (в хронологической последовательности) литературы, которая была изучена для написания реферата (3-5 источников, из них – не менее 2-х статей и хотя бы 1 глава какой-либо монографии); можно дать аннотацию к каждому источнику (по образцу подготовки аннотаций на семинарах).

Затем – кратко сказать о структуре работы.

В общей сложности, введение должно занять не более 1,5 страницы.

В основной части реферата рассматриваются последовательно вопросы, раскрывающие тему. Это может быть грамотно скомпонованный материал из разных источников (монографий, статей из журналов «Вопросы психологии» и др., учебников), но каждое теоретическое положение следует подкреплять примером из истории психологии, жизни, популярной литературы. Эта часть работы должна содержать сопоставление хотя бы двух точек зрения по каждому из вопросов основной части. По каждому из этих же вопросов необходимо сделать вывод (1-2 предложения), а в конце основной части сформулировать общий вывод по теоретическому исследованию, в котором указать, чьей точки зрения Вы придерживаетесь, изложить свой взгляд на проблему, обозначенную в теме реферата. По объему эта часть работы занимает 8-10 страниц.

Заключение содержит все выводы по основной части и общий вывод о необходимости дальнейшего изучения проблемы или тот, к которому вы пришли, изучив источники. Объем заключения – 1 страница.

Последовательность работы с научным источником и правила оформления письменных работ отражено в учебно-методическом пособии: [Электронный ресурс] Выпускные квалификационные работы. ВНТИЦ 50201150044. — ФГНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», 2010.

9. Оппонирование – выступление с возражениями в публичной беседе, диспуте.

Вариант I

1. Положительное в реферате: содержательные, композиционные и другие компоненты.

2. Отрицательное в реферате (несоответствие «нормам»).

Рекомендации автору по исправлению недостатков и перспективе разработки темы.

Вариант II

Содержание Форма
1. Актуальность, значимость темы, острота постановки проблемы. 2. Глубина, степень проникновения в проблему, знание вопроса. 3. Конструктивность предложений и возможности их практического применения. 1. Умение привлечь внимание, эмоциональность изложения. 2. Ясность, лаконичность изложения, четкость формулировок. 3. Невербальная коммуникация (поза, мимика, жесты).

Культура речи, грамотность изложения.

 

Рекомендации по написанию рефератов, курсовых и контрольных работ

При написании реферата и контрольной работы по психологии рекомендуется опираться на следующие рекомендации.

Реферированиекак важный вид самостоятельной работы студента предполагает:1) подготовка доклада по теме, основанная на обзоре первоисточников, 2) краткое устное или письменное изложение научной работы, книги.

Требования к реферату

8. Время сообщения – 5 минут, максимально – 7 мин.

9. Объем работы – 12-15 стр.

10. Время подготовки – 1 неделя, т.е. к каждому следующему семинару,

11. Реферат оформляется в рабочей тетради для семинарских занятий.

12. Реферат готовят два студента: первый – введение и заключение, второй – основную часть.

13. Структура работы стандартна: план, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

14. Каждый из разделов включает в себя следующие компоненты

Опишем содержание каждой части, составляющей структуру работы.

Введение. Прежде всего следует доказать, что тема реферата актуальна, важна в практической деятельности (2-3 фразы).

Далее следует назвать цель работы (например, описать основные свойства внимания и их сформированность в определенном возрасте), которая, как правило, обозначена в названии темы реферата (1 фраза).

Затем необходимо указать, что для достижения этой цели требуется решить ряд задач, например:

3) изучить источники по проблеме,

4) сопоставить различные точки зрения на рассматриваемые в реферате вопросы.

После этого нужно дать краткий анализ (в хронологической последовательности) литературы, которая была изучена для написания реферата (3-5 источников, из них – не менее 2-х статей и хотя бы 1 глава какой-либо монографии); можно дать аннотацию к каждому источнику (по образцу подготовки аннотаций на семинарах).

Затем – кратко сказать о структуре работы.

В общей сложности, введение должно занять не более 1,5 страницы.

В основной части реферата рассматриваются последовательно вопросы, раскрывающие тему. Это может быть грамотно скомпонованный материал из разных источников (монографий, статей из журналов «Вопросы психологии» и др., учебников), но каждое теоретическое положение следует подкреплять примером из истории психологии, жизни, популярной литературы. Эта часть работы должна содержать сопоставление хотя бы двух точек зрения по каждому из вопросов основной части. По каждому из этих же вопросов необходимо сделать вывод (1-2 предложения), а в конце основной части сформулировать общий вывод по теоретическому исследованию, в котором указать, чьей точки зрения Вы придерживаетесь, изложить свой взгляд на проблему, обозначенную в теме реферата. По объему эта часть работы занимает 8-10 страниц.

Заключение содержит все выводы по основной части и общий вывод о необходимости дальнейшего изучения проблемы или тот, к которому вы пришли, изучив источники. Объем заключения – 1 страница.

Последовательность работы с научным источником и правила оформления письменных работ отражено в учебно-методическом пособии: [Электронный ресурс] Выпускные квалификационные работы. ВНТИЦ 50201150044. — ФГНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», 2010.

Контрольная и курсовая работы являются одной из форм учебно-исследовательской деятельности будущего специалиста и преследует цели углубленного исследования конкретных проблем сферы его профессиональной деятельности. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством научного руководителя.

Общие положения

Курсовые работы должны отвечать ряду общепринятых требований. Курсовая работа выполняется по тематике одной из изученных учебных дисциплин. Курсовая работа должна содер­жать элементы теоретического и эмпирического (эксперимен­тального) исследования. Многие студенты сводят написание курсовой работы к процессу переписывания из литературных источников известных фактов, соответствующих по своему со­держанию теме. В результате получается реферат большого объема, который не может быть признан в качестве курсовой работы. В связи с этим, теоретические исследования должны проводиться на основе анализа литературных источников, в результате которого должны быть выявлены несоответствия, про­тиворечия, нерешенные вопросы в исследуемой области и, по возможности, предложены пути их решения.

Эмпирическое исследование заключаются в проведении конкретной опытно-экспериментальной работы, в получении по ее результатам фактических данных, их обработке, анализе и формулировании выводов и практических рекомендаций.

Содержание контрольной, курсовой работы должно соответствовать утвержденной теме и сформулированным целям. Характерной ошибкой многих студентов при написании курсовой работы является стремление вложить в содержание курсовой работы как можно больше предметного материала. Как правило, излагается известный фактический материал, содержание которого значительно выходит за рамки темы исследования. В результате этого не удается полностью раскрыть тему и получить обосно­ванные результаты.

Названия глав сформулированы на основании вопросов, подлежащих разработке. Подобный подход обеспечивает выполнение требования к контрольной, курсовой работе о соответствии ее содержания теме. Аналогичный подход применим к формулировке разделов глав, которые должны раскрывать содержание каждой главы по тому заголовку, в котором они сформулированы. Практика показывает, что наиболее характерными ошибками при разработке плана являются:

1. Совпадение названия глав (разделов) с темой курсовой работы (главы).

2. Названия глав (разделов) не раскрывают реального со­держания темы курсовой работы (главы) и относятся к другой области знаний.

Обе ошибки недопустимы, особенно вторая, поскольку она приводит к несоответствию содержания курсовой работы ее теме.

Изложенная выше методика в целом проста и применима для разработки плана курсовой работы по любой дисциплине.

Важным этапом подготовки к выполнению курсовой работы является подбор и изучениелитературы. Эта работа ведется на основании разработанного плана. Основной ее задачей является подбор и составление списка литературных источников к каждой главе. При подборе литературы необходимо ориентироваться на следующие ее типы:

1. Научные специализированные журналы по тематике кур­совой работы.

2. Информационные издания по определенным тематичес­ким направлениям, цель выпуска которых — оперативная информация как о самих изданиях, так и о существенных сторонах их содержания.

3. Периодические издания (научно-популярные, специализированные газеты и журналы).

4. Учебники и учебные пособия, рекомендованные к использованию Министерством образования Российской Федерации.

5. Монографии известных ученых и практиков.

6. Энциклопедии и словари.

7. Научные отчеты научно-исследовательских и других уч­реждений.

Существует несколько подходов для организации такого по­иска в библиотеках и читальных залах. Если вам известны фами­лии авторов, работающих по исследуемой проблеме, их последние публикации можно найти с помощью алфавитного каталога.Если фамилии авторов неизвестны, то поиск литературы можно вести по систематическим каталогам,в которых перечень литературных изданий представлен по отраслям знаний.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Подготовить реферативные работы по 1-2 предложенным вопросам;

2. Подготовить конспекты – схемы:

· Философские, социологические и психологические предпосылки возникновения конфликтологии;

· Причины возникновения и содержание внутриличностных конфликтов в работах в работах классиков психоанализа;

· Теория возникновения конфликта в работах Э. Берна;

· Взгляды В.С. Мерлина на содержание психологических конфликтов;

· К. Левин о разрешении социальных конфликтов;

· Структурные элементы конфликта и их содержание;

· Психология манипуляций;

· Е.В. Сидоренко о влиянии и противостоянию влиянию.

3. Составить сравнительные таблицы:

· отличительные особенности определения структурных характеристик конфликта в рамках психоанализа, бихевиоризма, гуманистического подхода;

· сравнительный анализ теоретических положений о возрастных кризисах, изложенных в теориях Э. Эриксона и Д.Б. Эльконина;

· сравнительный анализ теоретических подходов к описанию межгрупповых конфликтов: ситуационный, когнитивный, реалистический подходы;

4. Подготовить библиографию и краткий обзор статей, посвященных проблемам конфликтов, за последние 5 лет в журналах «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Журнал практического психолога».

5. Ознакомиться с параметрами измерения интерперсонального поведения М. Дойча. Подобрать примеры, характеризующие 16 типов отношений.

6. Изучить способы анализа конфликтных ситуаций.

7. Проанализировать представленные в литературе конфликтные ситуации, и выделить их структурные элементы. Результаты анализа представить в виде таблицы.

8. Описать и разобрать конфликтную ситуацию из собственного жизненного опыта по схеме «Картография конфликта».

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — СПб., 2003. – С.50 -70.

2. Конфликтология: хрестоматия / сост. Н.И. Леонов. – М.: МПСИ, 2011 – 568 с.

3. Леонов Н.И. Конфликтология: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального институты, 2010 -232 с.

4. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие.- СПб., 2003. – С. 146 -167.

5. Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009. – С. 55-75.

6. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций: Учеб. пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК».- 192 с.

 

Перечень вопросов к экзамену

1. История становления конфликтологии

2. Современные концепции конфликта

3. Понятие конфликта, способы описания конфликта

4. Структурные элементы и характеристики конфликта

5. Технологии разрешения конфликтов

6. Основные источники и причины конфликтов

7. Различные типы конфликтных личностей

8. Психодинамические традиции описания конфликтов

9. Изучение конфликтов в рамках бихевиоризма

10. Восприятие конфликтной ситуации и типы конфликта

11. Различные классификации конфликтов.

12. Психологические традиции изучения конфликта

13. Организационные конфликты.

14. Межгрупповые конфликты.

15. Межличностные конфликты.

16. Внутриличностные конфликты.

17. Психологические особенности семейных конфликтов

18. Стили поведения в конфликтной ситуации.

19. Противоборство и сотрудничество в конфликте

20. Манипуляции в конфликте. Манипулятивные технологии

21. Защиты и противостояние манипуляции.

22. Управление конфликтом.

23. Основные технологии переговоров.

24. Предпосылки манипуляций.

25. Управление эмоциями в конфликте. Идеи А. Эллиса в разрешении конфликта

26. Педагогические конфликты

27. Этнические конфликты

28. Основные положения теории трансактного анализа. Манипуляции и конфликт в трансактном анализе.

29. Теория социальных отношений. Эксперименты Зимбардо Ф.

30. Технология модерации конфликтов

31. Исследование причин конфликтов на предприятии

32. Алгоритм деятельности руководителя в процессе формирования инновационного конфликта

33. Конфликты в школьном возрасте: их предупреждение и преодоление

34. Деятельность руководителя в конфликтных ситуациях

35. Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности.

36. Предупреждение конфликтов.

37. Методы изучения предпочитаемых стилей конфликтного поведения в коллективе

38. Инновационные конфликты способы их разрешения

39. Специфика форм проявления управленческих конфликтов.

40. Возможности социально-психологического тренинга в овладении конфликтологической компетентностью

41. Структура конфликтологической компетентности сотрудников организации

42. Развитие коммуникативной компетентности как условие сотрудничества в совместной деятельности