ВВЕДЕНИЕ
Восприятие и ощущения — это сложные познавательные психические процессы, на основании которых формируется картина мира, окружающего человека. С помощью этих процессов происходит отражение реальной действительности, которую мы познаем при помощи восприятия и ощущений. Другими словами, все наши знания основаны на ощущениях и восприятии. Из этого можно сделать вывод, что разработка темы об этих познавательных процессах является достаточно актуальной.
Восприятие происходит на основе чувственных данных ощущений. При восприятии все ощущения синтезируются, создавая целостные образы предметов и явлений. Но восприятие время не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда более или менее сложным целым, качественно отличным от элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и осмысления воспринятого, и — в определенном смысле — также чувства и эмоции по этому поводу. Отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно-зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретного человека, воспринимает.
Восприятие — это психический процесс отражения в мозге предметов и явлений в целом, в совокупности всех их свойств и качеств при непосредственном воздействии на органы чувств человека.
Цель данной работы — дать характеристику видам и свойствам восприятия.
1. Сущность восприятия как психического процесса
В восприятии осознается окружающий мир, в том числе мир людей, предметов, явлений, имеющих определенное значение и находящихся в различных отношениях. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных видов чувств в целостные образы вещей и событий.В формировании восприятия участвуют, как правило, несколько анализаторных систем.
Восприятие — это форма познания действительности. Возникая в процессе восприятия, чувственные данные и зримые образы, которые формируются при этом, приобретают предметное значение, т.е. относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове, в значении слова зафиксированы признаки и свойства, которые скрывались в предмете в результате общественной практики и общественного опыта. Сопоставление, сличение образа, возникающего в индивидуальном сознании, с предметом, состав, свойства, признаки которого обнаружены общественным опытом, зафиксированным в значении обозначенного слова, составляют существенное звено восприятия как познавательной деятельности.
Ощущения и восприятие. Виды нарушений
... в ощущение и восприятие. Представление — оживление в сознании образов, воспринимавшихся в прошлом. По сравнению с тем, что происходит при непосредственном восприятии, представление бывшего восприятия — ... или иное явление или предмет внешнего мира был осознан, мало знания одного свойства или качества предмета — нужен комплекс ощущений. Это новое психологическое понятие. Восприятие — ...
В отличие от ощущения, в котором отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью чувственного познания с присущими ему особенностями. Важнейшие особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и стабильность. Восприятие тесно связано с двигательной системой субъекта, а потому необходимо достаточно высокое развитие и активность не только сенсорного, но и двигательного аппарата. Так, восприятие пространства формируется реальным двигательным овладением пространством: в раннем детском возрасте — это хватательные движения, а затем — передвижение. Такая связь между чувствами и действием определяет весь путь исторического развития восприятия у человека.
Восприятие, в том числе высшие специфические человеческие формы восприятия, неразрывно связаны со всем историческим развитием культуры, в частности с различными видами искусства. Восприятие объективно отражают окружающую действительность. Однако такое отражение не происходит пассивно. В восприятии отражается вся психическая жизнь конкретного человека.
2. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Предметность восприятия
Предметность восприятия состоит в том, что сведения, полученные из внешнего мира, относятся только к этому миру. Такое восприятие выполняет свою ориентировочную и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не является врожденным качеством. Существует определенная система действий, обеспечивает лицу открытия предметного мира. Следует отметить, что решающую роль в этом случае играют ощущения и движения.
И. М. Сеченов в своих трудах подчеркивал, что предметность формируется на основании процессов, в конце концов всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим этим предметом. Благодаря функции движений наши восприятия имеют качество предметности. Определенную роль играют также и наши зрительные, слуховые и другие ощущения.
Предметность как свойство восприятия играет важнейшую роль в поведении человека. Например, кирпич и блок взрывчатки воспринимаются на ощупь как очень похожие. Между тем, они абсолютно разные. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как используем их на практике и по их основным свойствам. Форма важна только как признак для опознания предмета в его значении, то есть по отношению к другим вещам, и в возможном его использовании.
Предметность играет большую роль в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное восприятие.
Восприятие не является простой механической суммой независимых друг от друга ощущений, котороые только суммируются в процессе восприятия, поскольку при этом различные раздражения находятся в различных взаимозависимостях, постоянно взаимодействуют друг с другом. В восприятии обычно каждая часть зависит от того окружения, в котором оно дано. Значение структуры целого для восприятия частей, не входящих в его состав, оказывается очень ярко и наглядно в некоторых оптико-геометрических иллюзиях. Так, при оптических иллюзиях воспринятый размер фигур оказывается в зависимости от окружения, в котором они даны.
Особенности восприятия и понимания человека человеком
... Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая в рассматриваемом случае заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т.е. как свойства этого человека. Восприятию человеком человека ...
мышление восприятие осознанность чувственный
2.2 Целостность восприятия
При ощущении человек воспринимает только отдельные части и свойства предмета (холодный, горячий, мягкий и т. п.).
При восприятии воспринимается целостный образ предмета, который формируется на основании анализа и обобщения знания об отдельных свойствах и качествах предмета, которые мы получаем с помощью органов чувств в виде различных ощущений. Целое влияет на восприятие его отдельных частей и наоборот. Это влияние целого на восприятие частей заключается:
в том, что некоторые из этих частей имеют господствующее значение для восприятия других.
Любая попытка оторвать целое от единства частей является пустой мистификацией, любая попытка поглотить части в целом неизбежно ведет к самоустранению целого.
2.3 Структурность восприятия
Восприятие не соответствует нашим мгновенным ощущениям и не является их суммой. Фактически человек воспринимает абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение определенного времени. Так, если мы слушаем любой музыкальное произведение, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у нас в уме, а в орган слуха в это время уже поступает новая нота. Слушатель понимает музыкальное произведение, то есть воспринимает его структуру как единое целое. Вполне понятно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с ее разнообразными и взаимосвязанными элементами.
Примером может служить восприятие ритма: в отдельный отрезок времени можно услышать лишь один удар. Между тем ритм — это не единичные удары, а длительное звучание всей системы ударов, находящихся в определенной взаимосвязи между собой, и этим взаимосвязью обусловлено восприятия ритма. Следует отметить, что источники целостности и структурности восприятия заложены в особенностях самих отображаемых объектов, а также в предметной деятельности человека. Целостность и структурность восприятия, по И. М. Сеченова, является результатом рефлекторной деятельности анализаторов.
2.4 Константность восприятия
Все наши восприятия является отражением объективно существующего окружающего мира. Восприятие неразрывно связано с определенным предметом или моментом объективно существующей действительности. Константность восприятия выражается в относительной устойчивости размеров, формы и цвета предметов в условиях, изменяющих окружающий мир и его восприятие.
Если бы не было константности, то не было бы вообще восприятия предметов. Мы бы воспринимали одно непрерывное мерцание чего-то, что все время двигается, увеличивается и уменьшается, сплющивается и растягивается, пятна и блики различной пестроты. Мы бы перестали воспринимать мир устойчивых предметов, и окружающая действительность превратилась бы в хаос. Мир стал бы непознаваемым и человек не смог бы ориентироваться в окружающей среде.
Восприятие музыки человеком
... как психология творчества, психология восприятия, психофизиология. Цель курсовой работы: исследование восприятия музыки. Объект: человек в момент воздействия на него музыки. Предмет: психологические особенности восприятия музыки человеком. Задачи: Рассмотрение основных подходов ...
Различные окружающие объекты непрерывно меняют свой облик, поворачиваясь к человеку различными сторонами. При этом изменяется и функция перцепетивних систем, совокупность анализаторов, обеспечивающих восприятие в таких условиях. Благодаря свойству константности, что проявляется в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, человек воспринимает окружающие предметы, относительно постоянные по размеру, форме, цвету и т. д..
Приведем такой пример. Известно, что изображение предмета, в том числе и на сетчатке глаза, увеличивается, когда расстояние до объекта сокращается, и наоборот. При этом отражение предмета на сетчатке глаза то увеличивается, то уменьшается, хотя сам предмет не меняется. Объяснение сводится к тому, что действительным источником константности восприятия является восприятие и активные действия перцептивной системы. Из множества ощущений человек выделяет относительно постоянную инвариантную структуру объекта воспринимается. Многократное восприятие тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность воспринятого образа. При этом вариации, обусловленные изменением условий восприятия и активных движений органов чувств, наблюдатели сами по себе никак не ощущают, воспринимается лишь нечто относительное, инвариантное, например, форма любого предмета, его размеры и т. д. Например, при надевании очков возникает искажение окружающего мира. Они искажают окружающий мир, однако человек корректирует такие искажения. Вследствие этого искажения перестают замечаться, хотя они и отражены на сетчатке глаза.
Константность восприятия объясняется тем, что оно является своеобразным саморегулируемым действием, имеет механизм обратной связи и подстраивается к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования, формируется в процессе предметной деятельности человека. Константность восприятия — необходимое условие жизни и деятельности человека.
2.5 Осознанность восприятия
Каждое наше восприятие является предметным и осмысленным. Человек воспринимает не отдельные ощущения, а предметы и явления окружающего мира, имеющие определенное значение. Значение предмета связано с его использованием. Восприятие включает в себя понимание и осмысление предмета или явления. В целом восприятие — единство чувственного и логического, чувственного и осознанного, чувственного и мышления. Осознанное содержание предметов и явлений опирается прежде всего на чувственный смысл, исходит из него и является ни чем иным, как осмыслением предметного значения этого чувственного содержания. Одновременно осознание значения воспринимаемого предмета уточняет его чувственно-предметное содержание.
Так, если попытаться воспроизвести фразу, произнесенную людьми, говорящих на незнакомом языке, то это не удается. И вместе с тем мы легко можем воспроизвести сказанное знакомом нам языке. Особенно ярко расстройства восприятия проявляются при патологических очагах в головном мозге в виде нарушения взаимосвязи чувственного и осмысленного, ощущения и мышления. Поражение теменной доли головного мозга приводит к развитию астереогнозии, т.е. к неузнавания большинства предметов, хотя больные и называют некоторые свойства таких предметов (холодный, острый и т. д.) и могут даже указать в отдельных случаях, что можно делать с помощью того или иного предмета — «это то, чем режут», «это то, чем делают огонь» и др.
Восприятие цвета человеком 2
... и решающую роль, можнопродолжать до бесконечности. [7] Физиология восприятия цвета человеком Для адекватного восприятия мирачеловеку природой были предоставлены пять органов чувств. Как известно ... определяется словами — синий, зеленый,красный, желтый и т. д. Цветовой тон предметов, не являющимися источникамиизлучения, зависит от избирательного спектрального пропускания прозрачныхпредметов и ...
Восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы. Перцептивные образы всегда имеют определенное осмысленное значение. Восприятие у человека теснейшим связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Так, увидев незнакомый предмет, мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к той или иной категории. Восприятие не определяется обычным набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. В этом плане показательны так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон.
Осознать восприятие — значит проявить предметное значение тех ощущений, которые предопределяют этот предмет или явление. В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отмежеванию разных сторон, обобщению. Происходит постепенный переход от восприятия к представлению, а от него — к мышлению. Единство чувственного, осмысленного и логического составляет суть человеческого восприятия. Происходит переход от единичного через особенности общего, а это уже и есть мышление при осмысливания восприятия.
Итак, восприятие — активный процесс, в ходе которого человек совершает множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки во время прикосновения, движения глаз в зрительном восприятии и т. п.).
Кроме того, необходима активность на макроуровне, то есть возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.
2.6 Историчность восприятия
Восприятие является результатом исторического развития сознания. Человеческое восприятие, основываясь на ощущениях, является актом познания мира. Восприятие действительности на этой стадии развития человека вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практики, в процессе которой совершенствовалась и его чувствительность. Научно-технический прогресс общества порождает и новые формы предметного сознания. Чувства человека, живущего в обществе, существенно отличаются от чувств необщественного человека.
Наша чувственность постоянно совершенствуется. Так, особенно совершенствуются чувства, отражающик способность к наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Все это происходит благодаря наличию соответствующего предмета.
«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»
... адаптируется к данной среде. Вопрос по лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования информации Вам известны? Как ... создают дополнительную видимость и различаемость при плохом освещении. Также на зрительное восприятие влияет размер и постоянство отображаемой информации. Исходя из проведенных экспериментов можно ...
Человеческое восприятие обусловлено всем предшествующим историческим развитием общественной формы познания. Наше восприятие формируется на основе общественной и научно-практической деятельности, опыта и достижений человечества.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЙ
3.1 Восприятие пространства
Восприятие пространства — необходимое условие ориентировки в нем человека. Восприятие пространства — это отражение объективно существующего пространства, что предполагает восприятие формы, размера и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Отношения человека со средой охватывают и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам человек — это материальное тело, находящееся в пространстве.
Следует отметить, что определение формы, размера, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов является высшим проявлением аналитико-синтетической деятельности и осуществляется деятельностью комплекса анализаторов.
В восприятии пространства особую роль играет двигательный анализатор, который устанавливает взаимодействие между различными анализаторами. К специальным механизмам пространственной ориентировки относятся нервные связи между обоими полушариями мозга: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное ощущение, дириническое обоняние и др. Важную роль в анализе окружающего пространства играет функциональная симметрия, характерная для всех парных анализаторов. При этом одна из сторон анализатора является доминирующей. Например, один глаз является доминирующим по остроте зрения, тогда как второй может быть доминирующим по размеру поля зрения.
Восприятие трехмерной формы реальных предметов объективной действительности осуществляется, как правило, зрительным, тактильным и кинестетическим анализаторами.
Во время восприятия формы наиболее информативным признаком является контур предмета, который является границей раздела между фигурой и фоном. Затем благодаря микродвижениям глаз выделяются границы предмета (контур и мелкие детали).
В дальнейшем с помощью микродвижения глаз зрительный анализатор не только выделяет границу между объектом и фоном, но и проходит по ней.
На зрительное восприятие влияет много субъективных и объективных факторов и условий: размер предмета, расстояние между объектом и глазами наблюдателя, освещенность, контрастность между яркостью предмета и фоном и др..
При касательном восприятии рука движется, берет предмет, возвращает его, прикасается к нему с разных сторон и возвращается обратно. Восприятие формы в этом случае составляется на основании объединения в единый комплекс тактильных и кинестетических ощущений.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ...
... воздействию которых на анализаторы присоединяется прошлый опыт человека. Й.В.Дубровкна, дает такое определение восприятию. Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира ... всей жизни человека. Восприятие является психическим процессом непосредственного отражения действительности. Через органы чувств в мозг человека поступают сведения о предметах и явлениях ...
Восприятие размеров предметов определяется их угловым размером (размер их изображения на сетчатке глаза) и расстоянием, с которой они наблюдаются. Восприятие размера предметов (объектов) осуществляется с помощью аккомодации и конвергенции. Аккомодация — это изменение преломляющей способности хрусталика изменением его кривизны. Аккомодация неразрывно связана с конвергенцией, т.е. сведением зрительных осей на фиксированном предмете. Угол конвергенции используется как индикатор расстояния, как своеобразный дальномер. Комбинация двух раздражителей — размера изображения на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого предмета. Аккомодация и конвергенция действуют на небольших расстояниях: аккомодация — 5-6 м, а конвергенция — до 450 м. Однако человек воспринимает глубину предметов и занимаемого ими пространства на расстоянии до 2500 м. Такое восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется благодаря бинокулярному зрению. Некоторым точкам сетчатки одного глаза соответствуют определенные точки сетчатки другого глаза. Такие точки называются корреспондирующими точками. Одновременное их возбуждения дает ощущение одного объекта в поле зрения (например, звезда, самолет в небе и т. д.).
Важным моментом пространственного распознавания является восприятие направления, в котором находятся объекты относительно других объектов или наблюдателей. Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза и положением человека относительно окружающих предметов. Для человека характерно вертикальное положение тела относительно горизонтальной плоскости земли.
Восприятие направления осуществляется не только зрительным, но и слуховым анализатором с помощью бинаурального слуха. Основу дифференцировки направления звука составляет разница во времени поступления сигналов в кору головного мозга от обоих ушей.
3.2 Восприятие времени
Время и пространство — основные формы существования материи. Время дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и рационально строить свою деятельность. Восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости и последовательности процессов и явлений окружающей действительности. Человек точно воспринимает только короткие отрезки времени в пределах 0,5 — 2 с. Если время меньше 0,5 с, то влияние как единичного уже не воспринимается. Так, 18 изображений в секунду сливаются в одно непрерывное движение, 16 колебаний воздуха (вибраций воздуха) воспринимается нашим ухом как один низкий звук, 18 легких нажатий на кожу в течение одной секунды ощущаются как одно нажатие. Такая способность органов чувств дает человеку возможность ориентироваться во времени, и эта способность может варьироваться у разных людей.
Выше верхней границы (2 с.) человек может оценивать время только примерно с учетом его деятельности. На оценку времени, которое течет, действуют биологические и психические факторы. Так, повышение температуры может вызвать переоценку продолжительности времени, а понижение температуры — наоборот недооценку. Седативные препараты, транквилизаторы и другие лекарства замедляют физиологические процессы в мозге и приводят к недооценке отрезков времени. Во время приема возбуждающих лекарств, ускоряющих психические процессы в мозге, человек ускоренно воспринимает отрезки времени.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Отсчет времени — чрезвычайно важная часть приспособительной деятельности человека, которая дает ему возможность ориентироваться в окружающей среде. Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга, хотя специального центра времени до сих пор не обнаружено. Восприятие времени осуществляется совокупностью анализаторов, объединяемых в единое целое. Восприятие времени связано с ритмическим изменением возбудимости и торможения, с затуханием возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе — с циркадным ритмом. В восприятии времени участвуют различные анализаторы, но точную дифференцированность промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения.
Особую значимость имеет кинестетический анализатор в восприятии ритма. Под ритмом психологи понимают восприятие серии объектов как серии группы стимулов. Восприятие ритма сопровождается движениями. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Восприятие различных периодов времени связано с эмоциями, т.е. переживаниями. Обычно время, проведенное интересно, деятельно, кажется короче, чем потеряно в бездействии. Положительные эмоции создают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — растягивают временные промежутки.
3.3 Восприятие движения
Целенаправленная деятельность живого организма связана с движением, которое является главным средством взаимодействия его с окружающей средой. Учитывая этот вопрос психофизиологии движений, в частности восприятие движений, является чрезвычайно актуальным.
Движущийся предмет (объект) мы видим потому, что он выходит из участка лучшего видения и мы вынуждены повернуть глаза или голову для того, чтобы вновь фиксировать на нем свое зрение. Движущийся, смещается относительно нашего тела и это указывает на его передвижения. Человек получает информацию о движении с помощью зрительного анализатора двумя способами: при фиксированном взгляде и с помощью движений глаз, следящих за объектом.
Различают движения действительные и мнимые. Мнимые движения окружающих предметов ощущает человек утомленный или в состоянии опьянения. Впечатление движения возникает также при отсутствии движения, но при чередовании на экране через небольшие промежутки времени ряда изображений, воспроизводящих последовательные фазы движения предмета (объекта).
Такое явление называют стробоскопическим эффектом. Для его возникновения необходимо, чтобы отдельные раздражения были отделены друг от друга определенными промежутками времени. Такая пауза между раздражениями должен составлять около 0,06 с. Если пауза меньше, то изображения сливаются, а если больше, то изображения воспринимаются как раздельные. На стробоскопическом эффекте основан кинематограф.
Известно, что глаз имеет свойство инерции, которое заключается в том, что зрительное ощущение возникает не сразу с началом действия раздражителя и исчезает также не сразу после окончания действия раздражителя. Благодаря этому глаз сохраняет на время проведенное на него световое раздражение, в результате чего возникает впечатление движения в кино при изменении 24 кадров за 1 с. Восприятие движения возможно также и с помощью слухового анализатора. Слышимость звука усиливается при приближении источника звука и ослабевает с его удалением.
восприятие человека как высший психический познавательный процесс.
... исследования. Цель курсовой работы – изучить творческую природу восприятия. Объект исследования – восприятие человека как высший психический познавательный процесс. Предмет исследования – творческая природа восприятия. Цель конкретизирована в следующих задачах: 1. Провести ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря ощущениям в сознании отражаются отдельные свойства предметов и явлений. Однако в действительности, окружающей человека, каждый предмет или явление имеет целый комплекс различных качеств. Для правильного их отображения отдельные ощущения объединяются и у человека создается целостный образ предмета или явления.
Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном их воздействии на органы чувств.
К общим свойствам восприятия в психологии относят: избирательность, целостность, константность, предметность, структурность и осознанность.
Избирательность восприятия заключается в том, что человек замечает в объекте то, что его больше интересует. Целостность проявляется в том, что восприятие части объекта зависит от того, в какое целое данная часть включена. Константность выражается в том, что предмет воспринимается человеком более или менее одинаковым, несмотря на то, что физиологические условия восприятия меняются. Предметность восприятия означает, что сведения, получаемые из внешней среды, относятся к этой среде. Структурность восприятия получает свое выражение в том, что восприятие не является простой совокупностью ощущений. Человек воспринимает абстрагированную от этих ощущений систему предмета, явления, события. Осознанность восприятия означает, что человек понимает суть предмета, явления, события, им воспринимаются.
Основные виды восприятия: восприятие пространства, времени и движения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. — М.: Ось-89, 2010. — 352 с. 115
2.Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. — М.: Академический проект, 2011. — 368 с. 211
.Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2011. — 320 с. 136
.Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2011. — 232 с. 73
.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2008 713 с. 248