«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» 7

Ф 27-015

Учреждение образования

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

Учреждения образования

“Гродненский государственный

университет имени Янки Купалы”

____________ А.Д. Король

___ _____________ ________ г.

Регистрационный № УД- ____ /баз

Актуальные проблемы психологии личности

(название дисциплины)

Учебная программа для специальности:

1 – 238104 Социальная психология

2013 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

Карпинский Константин Викторович, зав. каф. экспериментальной и прикладной психологии УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат психологических наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Г.Ф. Михальченко, директор Филиала ГУО «Институт технологий информатизации и управления» Белорусского государственного университета в г. Гродно кандидат психологических наук, доцент

Л.А. Семчук, заместитель декана факультета психологии по учебной работе, кандидат психологических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой общей и социальной психологии

(протокол № 5 от 15.05.2013 );

Методической комиссией по специальности (ям) факультета психологии

(протокол № 4 от 23.05.2013 );

Советом факультета психологии

(протокол № 5 от 23.05.2013 );

Научно-методическим советом Учреждения образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(протокол № __ от _______________ );

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Характеристика учебной дисциплины. Курс «Актуальные проблемы психологии личности» знакомит студентов 2 ступени высшего образования с современными тенденциями развития отечественной и зарубежной персонологии, наметившимися и развившимися в период с 80-х гг. прошлого столетия по настоящее время. Он способствует актуализации, закреплению и наращиванию знаний, приобретенных студентами на 1 ступени высшего образования в рамках таких дисциплин, как «Психология личности», «Психологические теории личности», «Психодиагностика», «Психодиагностика личности», предусмотренных учебными планами специальностей 1-230104 Психология и 1-03 04 03 Практическая психология.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины.

Цель – сформировать фундаментальные знания и практические умения для решения задач научного исследования, экспертизы, консультирования, терапии и коррекции личности, а также организационно-управленческой, проектной и инновационной деятельности специалиста.

Задачи:

  • расширить и углубить психологические познания в области классических и современных теорий личности;
  • познакомить с актуальными проблемами, современными тенденциями и перспективными направлениями развития психологии личности;
  • обучить использованию современных методов психологического исследования личности в научных и прикладных целях.

1.3. Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста

Курс «Актуальные проблемы психологии личности» относится к государственному компоненту цикла дисциплин специальной подготовки магистра по специальности 1 -23 81 04 Социальная психология.

1.4. Связи с другими дисциплинами учебного плана

Дисциплина «Актуальные проблемы психологии личности» обнаруживает содержательную связь с курсом «Актуальные проблемы социальной психологии» в части изучения социально-психологической феноменологии, механизмов и закономерностей личностного развития и функционирования человека, а также с дисциплиной «Психология управления» в части рассмотрения личностного фактора в управленческой деятельности.

1.5. Требования к компетентности (согласно образовательного стандарта специальности).

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать:

  • содержание теорий личности и концептуальных подходов к проблеме личности в психологии;
  • основные термины и понятия, применяемые в теориях личности;
  • эволюцию взглядов и представлений о строении и основных содержательных характеристиках личности;
  • соотношение биологического и социального в проявлениях личности;
  • области применения теорий и концептуальных подходов в практической деятельности.

уметь:

– характеризовать концептуальные подходы к проблеме личности в психологии;

– анализировать научные и научно-методические источники, посвященные проблеме личности;

– характеризовать процесс формирования и развития личности;

– находить наиболее рациональные подходы в объяснении личностных феноменов;

использовать полученные знания для решения диагностико-коррекционных задач.

1.6. Формы и методы обучения и воспитания

  • формы – проблемно-ориентированное обучение, практико-ориентированное обучение, исследовательский подход в форме индивидуальной и групповой учебной деятельности.
  • методы – модульные, тестовые, рейтинговые технологии обучения и оценивания уровней компетенции.

1.7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

По самостоятельной работе с учебной литературой (как основной, так и дополнительной) рекомендуется придерживаться следующей схемы:

1) учебную литературу следует прочитывать несколько раз, используя приемы опорного конспектирования (выделение логической структуры текста, опорных понятий, графическое отображение логических связей между ними, фиксацией промежуточных и конечных выводов);

2) в процессе ознакомления с тематической литературой целесообразно вести терминологический словарь дисциплины, в котором отражать общепризнанные определения ключевых понятий психологии личности;

3) в качестве средства самопроверки надлежит использовать терминологический диктант, заключающийся в расшифровке значений 10-15 понятий в течение 18-20 минут. Удовлетворительным показателем освоения понятийного аппарата дисциплины при этом следует считать способность к точному и лаконичному определению сущности 70-80 % терминов.

В соответствие с учебным планом на изучение учебной дисциплины отводится 86 часов, из них аудиторных – 32 часа.

Примерное распределение аудиторного времени следующее:

  • лекции – 18 часов;
  • практические занятия – 14 часов.
  1. Примерный тематический план

Номер раздела

(темы, занятия)

Название раздела

(темы, занятия)

Количество аудиторных часов

лекции

практические занятия

лабораторные занятия

Семинары

управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

Статус классических теорий в современной психологии личности.

4

    Диспозициональный подход в современной психологии личности.

    2

    2

    2+2

      Целевое направление в современной психологии личности.

      2

      2

      2+2

        Нарративный подход в современной психологии личности.

        2

        2

        2+2

          Позитивная персонология.

          2

          2

          2+2

            Личностный потенциал как проблема современной психологии личности.

            2

            2

            2+2

              Неодеятельностный подход современной психологии личности.

              2

              2

              2+2

                Субъектный подход в современной психологии личности.

                2

                2

                2+2

                Всего:

                18

                14

                28

                3. Содержание учебного материала

                Тема 1. Статус классических теорий в современной психологии личности.

                1. Современное состояние и перспективы развития психодинамического направления в теории личности.
                2. Современное состояние и перспективы развития когнитивно-бихевиористского направления в теории личности.
                3. Современное состояние и перспективы развития социально-когнитивного и когнитивного направлений в теории личности.
                4. Современное состояние и перспективы развития гуманистического направления в теории личности.
                5. Современное состояние и перспективы развития экзистенциально-феноменологического направления в теории личности. Экзистенциально-аналитическая теория личности А. Лэнгле. Экзистенциальная персонология С. Мадди.

                Тема 2. Диспозициональный подход в современной психологии личности.

                1. Персонализм и ситуационизм. Критика диспозиционального подхода в психологии личности (У. Мишел, Д. Магнуссон).
                2. Пятифакторная модель личности «Большая пятерка» («Big Five»).
                3. Диспозициональный материализм личности (концепция Р. Белка).
                4. Диспозициональный перфекционизм личности (концепция П. Хьюитта и Г. Флетта).
                5. Диспозициональный макиавеллизм личности.
                6. Современные методы диагностики личностных диспозиций.

                Тема 3. Целевое направление в современной психологии личности.

                1. Зарождение целевого подхода к личности в русле исследований психической саморегуляции (концепция М. Шиера и Ч. Карвера).
                2. Концепция личных проектов Б. Литтла.
                3. Концепция личностных стремлений Р. Эммонса.
                4. Концепция жизненных стремлений К. Шелдона и Т. Кассера.
                5. Методы психодиагностики личности в рамках целевого направления.

                Тема 4. Нарративный подход в современной психологии личности.

                1. Основные понятия нарративной персонологии.
                2. Триархическая концепция личности Д. МакАдамса.
                3. Концепция диалогического «Я» Х. Херманса.
                4. Нарративный анализ как метод изучения личности.

                Тема 5. Позитивная персонология.

                1. Исторические предпосылки, концептуальные основы и актуальные проблемы позитивной персонологии.
                2. Силы характера и личностные добродетели: понятие и таксономия (М. Селигман, К. Петерсон).
                3. Оптимальное функционирование и благополучие личности (гедонистические и эвдемонические подходы).

                  Концепции Э. Динера, К. Рифф, М. Чиксентмихайи, М. Селигмана, П. Вонга.

                4. Методы диагностики личности в позитивной психологии.

                Тема 6. Личностный потенциал как проблема современной психологии личности.

                1. Понятие, структура и функции личностного потенциала.
                2. Потенциал самоопределения и его психологические составляющие.
                3. Потенциал реализации и его психологические составляющие.
                4. Потенциал преодоления и его психологические составляющие.
                5. Методы диагностики личностного потенциала.

                Тема 7. Неодеятельностный подход современной психологии личности.

                1. Проблема личности в поздних работах А.Н. Леонтьева («Деятельность. Сознание. Личность», 1975; «Философия психология», 1994).
                2. Смысловой подход к личности.
                3. Уровни организации человеческой деятельности и проблема личности (подход А.В. Карпова).
                4. Жизнедеятельность как метасистемный уровень организации деятельности. Личность как субъект жизнедеятельности.

                Тема 8. Субъектный подход в современной психологии личности.

                1. Формирование субъектного подхода в отечественной психологии: научные школы С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.Ф. Божович, А.Н. Леонтьева.
                2. Проблема соотношения субъекта и личности (акмеологический и системно-субъектный подходы).
                3. Психические механизмы и закономерности субъектогенеза личности.
                4. Личность как субъект жизни: атрибуты, развитие, функционирование.

                4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

                ПО ДИСЦИПЛИНЕ

                4.1. Перечень рекомендуемой литературы

                Основная литература:

                1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб., 1999.
                2. Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.
                3. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
                4. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. – М.: МГУ, 1981.
                5. Иванов С. П. Мир личности: контуры и реальность. – М.: Флинта, 1999.
                6. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1993.
                7. Мадди С. Р. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб: Речь, 2002.
                8. Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986.
                9. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Питер, 2000.
                10. Психология личности. Тексты. – М.: МГУ, 1982.
                11. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001.
                12. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
                13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер, 1997.

                Дополнительная литература:

                1. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 104 с.
                2. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
                3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е.Василюк. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
                4. Гришина, Н.В. Онтопсихология: психология человека как субъекта жизни / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 58 – 69.
                5. Знаков, В.В. Психология человеческого бытия – одно из направлений развития психологии субъекта / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. – № 2. – С. 69 – 77.
                6. Карпинский, К.В. Психологическая характеристика смысложизненного кризиса / К.В. Карпинский // Белорусский психологический журнал. – 2005. – № 1. – С. 21 – 27.
                7. Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности / К.В. Карпинский. – Гродно: Изд-во ГрГУ им. Я.Купалы, 2002. – 170 с.
                8. Карпинский, К.В. Смысложизненный кризис в развитии личности как субъекта жизни / К.В.Карпинский // Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко.— М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 186 – 199.
                9. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е.Ю. Коржова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во «Союз», 2002. – 334 с.
                10. Кроник, А.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути личности / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. – М.: Смысл, 2008. – 294 с.
                11. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.
                12. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – 680 с.
                13. Логинова, Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности / Н.А.Логинова. – Алматы: Казак университет, 2001. – 172 с.
                14. Лэнгле, А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия / А. Лэнгле. – М.: Генезис, 2009. – 128 с.
                15. Обуховский, К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / К.Обуховский. – СПб.: Речь, 2003. – 296 с.
                16. Пергаменщик, Л.А. Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф: процесс и результаты адаптации / Л.А. Пергаменщик, Н.Н.Лепешинский // Психологическая диагностика. – 2007. – № 3. – С. 73 – 96.
                17. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
                18. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В.Столин. – М.: МГУ, 1983. – 284 с.
                19. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2011. – 512 с.
                20. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
                21. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды / В.Э.Чудновский. – М.: Изд-во МСПИ, 2006. – 768 с.
                22. Adler, A. Sens zycia / А.Adler. – Warszawa: PWN, 1986. – 276 s.
                23. Brandstadter, J. Tenacious goal pursuit and flexible goal adjustment: Explication of age related analysis of assimilative and accommodative strategies of coping / J. Brandstadter, G. Renner // Psychology and Aging. – 1990. – № 5. – P. 58 – 67.
                24. Brandtstadter, J. Intentional self-development through adulthood and later life: Tenacious pursuit and flexible adjustment of goals / J. Brandtstadter, D. Wentura, K. Rothermund // Action and self-development: Theory and research through the life span. – Thousand Oaks, CA: Sage, 1999. – P. 373–400
                25. Brandtstadter, J. The life-course dynamics of goal pursuit and goal adjustment: A two-process framework / J. Brandtstadter, K. Rothermund // Developmental Review. – 2002. – № 22. – P. 117 – 150.
                26. Diener, E. The Satisfaction with Life Scale / E. Diener, R.A. Emmons, R. Larsen, S. Griffin // Journal of Personality Assessment. – 1985. – № 47. – P. 1105 – 1117.
                27. Emmons, R.A. Striving for the sacred: Personal goals, life meaning, and religion / R.A. Emmons // Journal of Social Issues. – 2005. – № 61 – P. 731 – 745.
                28. Folkman, S. Adaptive goal processes in stressful events / S. Folkman, N.L. Stein // Memory for everyday and emotional events / N.Stein, P.A.Ornstein, B.Tversky (Eds.).

                  – Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1997. – P. 113 – 137.

                29. Kashdan, T.B. Curiosity and pathways to well-being and meaning in life: Traits, states, and everyday behaviors / T.B. Kashdan, M.F. Steger // Motivation and Emotion. – 2007. – № 31. – P. 159 – 173.
                30. King, L.A. What makes a life good? / L.A. King, , C.K. Napa // Journal of Personality and Social Psychology. – 1998. – № 75. – P. 156 – 165.
                31. Park, C.L. Meaning in the context of stress and coping / C.L. Park, S. Folkman // General Review of Psychology. – 1997. – № 1. – P. 115 – 144.
                32. Park, C.L. Meaning Making and Psychological Adjustment Following Cancer: The Mediating Roles of Growth, Life Meaning, and Restored Just-World Beliefs / C.L. Park, D. Edmondson, J.R. Fenster, T.O. Blank // Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 2008. – Vol. 76 (5).

                  – P. 863 – 875.

                33. Peterson, C. Orientations to happiness and life satisfaction: The full life versus the empty life / C. Peterson, N. Park, M.E.P. Seligman // Journal of Happiness Studies. – 2005. – № 6. – P. 25 – 41.
                34. Popielski, K. Noeticzny wymiar osobowosci. Psychologiczna analiza poczucia sensu zycia / K.Popielski. – Lublin: KUL, 1994. – 445 s.
                35. Reker, G.T. Aging as an individual process: Toward a theory of personal meaning / G.T. Reker, P.T.P. Wong // Emergent Theories of Aging / J.E. Birren, V.L. Bengston (Eds).

                  – New York: Springer, 1988. – P. 214 – 246.

                36. Ryff, C.D. The contours of positive human health / C.D. Ryff, B. Singer // Psychological Inquiry. – 1998. – № 9. – P. 1 – 28.
                37. Wong, P.T.P. Implicit theories of meaningful life and the development of the personal meaning profile / P.T.P.Wong // The human quest for meaning / P.T.P.Wong, P.S.Fry (eds.).

                  – Mahwaw, NJ: Erlbaum, 1998. – P. 111 – 140.

                4.2. Критерии оценок результатов учебной деятельности

                10 баллов

                • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
                • точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
                • безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
                • выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
                • полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
                • умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
                • творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

                9 баллов

                • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
                • точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
                • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
                • способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы; полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
                • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
                • самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

                8 баллов

                • систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;
                • использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
                • владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;
                • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
                • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии (по дисциплинам социально-гуманитарного цикла);
                • активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

                7 баллов

                • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
                • использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
                • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
                • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
                • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
                • самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

                6 баллов

                • достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;
                • использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
                • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно применять типовые решении в рамках учебной программы;
                • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
                • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

                5 баллов

                • достаточные знания в объеме учебной программы;
                • использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
                • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
                • способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
                • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
                • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;
                • самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

                4 балла

                • достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
                • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
                • использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
                • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;
                • умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;
                • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;
                • работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий

                3 балла, незачтено

                • недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
                • знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
                • использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;
                • слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;
                • неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;
                • пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

                2 балла, незачтено

                • фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;
                • знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;
                • неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;
                • пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

                1 балл, незачтено

                • отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.

                4.3. Перечень рекомендуемых средств диагностики результатов учебной деятельности

                • тестирование по стандартизированным заданиям;
                • реферативный обзор иностранной периодической научной литературы;
                • терминологический диктант;
                • индивидуальный устный опрос;
                • групповая дискуссия.

                Форма контроля – зачет.

                13