Ф 27-015
Учреждение образования
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
УТВЕРЖДАЮ
Ректор
Учреждения образования
“Гродненский государственный
университет имени Янки Купалы”
____________ А.Д. Король
___ _____________ ________ г.
Регистрационный № УД- ____ /баз
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Актуальные проблемы психологии личности
(название дисциплины)
Учебная программа для специальности:
1 – 238104 Социальная психология
2013 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
Карпинский Константин Викторович, зав. каф. экспериментальной и прикладной психологии УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат психологических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Г.Ф. Михальченко, директор Филиала ГУО «Институт технологий информатизации и управления» Белорусского государственного университета в г. Гродно кандидат психологических наук, доцент
Л.А. Семчук, заместитель декана факультета психологии по учебной работе, кандидат психологических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой общей и социальной психологии
(протокол № 5 от 15.05.2013 );
Методической комиссией по специальности (ям) факультета психологии
(протокол № 4 от 23.05.2013 );
Советом факультета психологии
(протокол № 5 от 23.05.2013 );
Научно-методическим советом Учреждения образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(протокол № __ от _______________ );
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Характеристика учебной дисциплины. Курс «Актуальные проблемы психологии личности» знакомит студентов 2 ступени высшего образования с современными тенденциями развития отечественной и зарубежной персонологии, наметившимися и развившимися в период с 80-х гг. прошлого столетия по настоящее время. Он способствует актуализации, закреплению и наращиванию знаний, приобретенных студентами на 1 ступени высшего образования в рамках таких дисциплин, как «Психология личности», «Психологические теории личности», «Психодиагностика», «Психодиагностика личности», предусмотренных учебными планами специальностей 1-230104 Психология и 1-03 04 03 Практическая психология.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины.
Цель – сформировать фундаментальные знания и практические умения для решения задач научного исследования, экспертизы, консультирования, терапии и коррекции личности, а также организационно-управленческой, проектной и инновационной деятельности специалиста.
Задачи:
- расширить и углубить психологические познания в области классических и современных теорий личности;
- познакомить с актуальными проблемами, современными тенденциями и перспективными направлениями развития психологии личности;
- обучить использованию современных методов психологического исследования личности в научных и прикладных целях.
1.3. Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста
Курс «Актуальные проблемы психологии личности» относится к государственному компоненту цикла дисциплин специальной подготовки магистра по специальности 1 -23 81 04 Социальная психология.
1.4. Связи с другими дисциплинами учебного плана
Дисциплина «Актуальные проблемы психологии личности» обнаруживает содержательную связь с курсом «Актуальные проблемы социальной психологии» в части изучения социально-психологической феноменологии, механизмов и закономерностей личностного развития и функционирования человека, а также с дисциплиной «Психология управления» в части рассмотрения личностного фактора в управленческой деятельности.
1.5. Требования к компетентности (согласно образовательного стандарта специальности).
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
знать:
- содержание теорий личности и концептуальных подходов к проблеме личности в психологии;
- основные термины и понятия, применяемые в теориях личности;
- эволюцию взглядов и представлений о строении и основных содержательных характеристиках личности;
- соотношение биологического и социального в проявлениях личности;
- области применения теорий и концептуальных подходов в практической деятельности.
уметь:
– характеризовать концептуальные подходы к проблеме личности в психологии;
– анализировать научные и научно-методические источники, посвященные проблеме личности;
– характеризовать процесс формирования и развития личности;
– находить наиболее рациональные подходы в объяснении личностных феноменов;
– использовать полученные знания для решения диагностико-коррекционных задач.
1.6. Формы и методы обучения и воспитания
- формы – проблемно-ориентированное обучение, практико-ориентированное обучение, исследовательский подход в форме индивидуальной и групповой учебной деятельности.
- методы – модульные, тестовые, рейтинговые технологии обучения и оценивания уровней компетенции.
1.7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
По самостоятельной работе с учебной литературой (как основной, так и дополнительной) рекомендуется придерживаться следующей схемы:
1) учебную литературу следует прочитывать несколько раз, используя приемы опорного конспектирования (выделение логической структуры текста, опорных понятий, графическое отображение логических связей между ними, фиксацией промежуточных и конечных выводов);
2) в процессе ознакомления с тематической литературой целесообразно вести терминологический словарь дисциплины, в котором отражать общепризнанные определения ключевых понятий психологии личности;
3) в качестве средства самопроверки надлежит использовать терминологический диктант, заключающийся в расшифровке значений 10-15 понятий в течение 18-20 минут. Удовлетворительным показателем освоения понятийного аппарата дисциплины при этом следует считать способность к точному и лаконичному определению сущности 70-80 % терминов.
В соответствие с учебным планом на изучение учебной дисциплины отводится 86 часов, из них аудиторных – 32 часа.
Примерное распределение аудиторного времени следующее:
- лекции – 18 часов;
- практические занятия – 14 часов.
-
Примерный тематический план
Номер раздела (темы, занятия)
|
Название раздела (темы, занятия) |
Количество аудиторных часов |
||||
лекции |
практические занятия |
лабораторные занятия |
Семинары |
управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Статус классических теорий в современной психологии личности. |
4 |
|
|
|
|
|
|
Диспозициональный подход в современной психологии личности. |
2 |
2 |
|
|
2+2 |
|
Целевое направление в современной психологии личности. |
2 |
2 |
|
|
2+2 |
|
Нарративный подход в современной психологии личности. |
2 |
2 |
|
|
2+2 |
|
Позитивная персонология. |
2 |
2 |
|
|
2+2 |
|
Личностный потенциал как проблема современной психологии личности. |
2 |
2 |
|
|
2+2 |
|
Неодеятельностный подход современной психологии личности. |
2 |
2 |
|
|
2+2 |
|
Субъектный подход в современной психологии личности. |
2 |
2 |
|
|
2+2 |
|
Всего: |
18 |
14 |
|
|
28 |
3. Содержание учебного материала
Тема 1. Статус классических теорий в современной психологии личности.
- Современное состояние и перспективы развития психодинамического направления в теории личности.
- Современное состояние и перспективы развития когнитивно-бихевиористского направления в теории личности.
- Современное состояние и перспективы развития социально-когнитивного и когнитивного направлений в теории личности.
- Современное состояние и перспективы развития гуманистического направления в теории личности.
- Современное состояние и перспективы развития экзистенциально-феноменологического направления в теории личности. Экзистенциально-аналитическая теория личности А. Лэнгле. Экзистенциальная персонология С. Мадди.
Тема 2. Диспозициональный подход в современной психологии личности.
- Персонализм и ситуационизм. Критика диспозиционального подхода в психологии личности (У. Мишел, Д. Магнуссон).
- Пятифакторная модель личности «Большая пятерка» («Big Five»).
- Диспозициональный материализм личности (концепция Р. Белка).
- Диспозициональный перфекционизм личности (концепция П. Хьюитта и Г. Флетта).
- Диспозициональный макиавеллизм личности.
- Современные методы диагностики личностных диспозиций.
Тема 3. Целевое направление в современной психологии личности.
- Зарождение целевого подхода к личности в русле исследований психической саморегуляции (концепция М. Шиера и Ч. Карвера).
- Концепция личных проектов Б. Литтла.
- Концепция личностных стремлений Р. Эммонса.
- Концепция жизненных стремлений К. Шелдона и Т. Кассера.
- Методы психодиагностики личности в рамках целевого направления.
Тема 4. Нарративный подход в современной психологии личности.
- Основные понятия нарративной персонологии.
- Триархическая концепция личности Д. МакАдамса.
- Концепция диалогического «Я» Х. Херманса.
- Нарративный анализ как метод изучения личности.
Тема 5. Позитивная персонология.
- Исторические предпосылки, концептуальные основы и актуальные проблемы позитивной персонологии.
- Силы характера и личностные добродетели: понятие и таксономия (М. Селигман, К. Петерсон).
- Оптимальное функционирование и благополучие личности (гедонистические и эвдемонические подходы).
Концепции Э. Динера, К. Рифф, М. Чиксентмихайи, М. Селигмана, П. Вонга.
- Методы диагностики личности в позитивной психологии.
Тема 6. Личностный потенциал как проблема современной психологии личности.
- Понятие, структура и функции личностного потенциала.
- Потенциал самоопределения и его психологические составляющие.
- Потенциал реализации и его психологические составляющие.
- Потенциал преодоления и его психологические составляющие.
- Методы диагностики личностного потенциала.
Тема 7. Неодеятельностный подход современной психологии личности.
- Проблема личности в поздних работах А.Н. Леонтьева («Деятельность. Сознание. Личность», 1975; «Философия психология», 1994).
- Смысловой подход к личности.
- Уровни организации человеческой деятельности и проблема личности (подход А.В. Карпова).
- Жизнедеятельность как метасистемный уровень организации деятельности. Личность как субъект жизнедеятельности.
Тема 8. Субъектный подход в современной психологии личности.
- Формирование субъектного подхода в отечественной психологии: научные школы С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.Ф. Божович, А.Н. Леонтьева.
- Проблема соотношения субъекта и личности (акмеологический и системно-субъектный подходы).
- Психические механизмы и закономерности субъектогенеза личности.
- Личность как субъект жизни: атрибуты, развитие, функционирование.
4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
4.1. Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература:
- Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб., 1999.
- Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990.
- Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. – М.: МГУ, 1981.
- Иванов С. П. Мир личности: контуры и реальность. – М.: Флинта, 1999.
- Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1993.
- Мадди С. Р. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб: Речь, 2002.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986.
- Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Питер, 2000.
- Психология личности. Тексты. – М.: МГУ, 1982.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001.
- Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер, 1997.
Дополнительная литература:
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 104 с.
- Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е.Василюк. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
- Гришина, Н.В. Онтопсихология: психология человека как субъекта жизни / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 58 – 69.
- Знаков, В.В. Психология человеческого бытия – одно из направлений развития психологии субъекта / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. – № 2. – С. 69 – 77.
- Карпинский, К.В. Психологическая характеристика смысложизненного кризиса / К.В. Карпинский // Белорусский психологический журнал. – 2005. – № 1. – С. 21 – 27.
- Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности / К.В. Карпинский. – Гродно: Изд-во ГрГУ им. Я.Купалы, 2002. – 170 с.
- Карпинский, К.В. Смысложизненный кризис в развитии личности как субъекта жизни / К.В.Карпинский // Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко.— М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 186 – 199.
- Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е.Ю. Коржова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во «Союз», 2002. – 334 с.
- Кроник, А.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути личности / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. – М.: Смысл, 2008. – 294 с.
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.
- Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – 680 с.
- Логинова, Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности / Н.А.Логинова. – Алматы: Казак университет, 2001. – 172 с.
- Лэнгле, А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия / А. Лэнгле. – М.: Генезис, 2009. – 128 с.
- Обуховский, К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / К.Обуховский. – СПб.: Речь, 2003. – 296 с.
- Пергаменщик, Л.А. Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф: процесс и результаты адаптации / Л.А. Пергаменщик, Н.Н.Лепешинский // Психологическая диагностика. – 2007. – № 3. – С. 73 – 96.
- Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
- Столин, В.В. Самосознание личности / В.В.Столин. – М.: МГУ, 1983. – 284 с.
- Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2011. – 512 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
- Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды / В.Э.Чудновский. – М.: Изд-во МСПИ, 2006. – 768 с.
- Adler, A. Sens zycia / А.Adler. – Warszawa: PWN, 1986. – 276 s.
- Brandstadter, J. Tenacious goal pursuit and flexible goal adjustment: Explication of age related analysis of assimilative and accommodative strategies of coping / J. Brandstadter, G. Renner // Psychology and Aging. – 1990. – № 5. – P. 58 – 67.
- Brandtstadter, J. Intentional self-development through adulthood and later life: Tenacious pursuit and flexible adjustment of goals / J. Brandtstadter, D. Wentura, K. Rothermund // Action and self-development: Theory and research through the life span. – Thousand Oaks, CA: Sage, 1999. – P. 373–400
- Brandtstadter, J. The life-course dynamics of goal pursuit and goal adjustment: A two-process framework / J. Brandtstadter, K. Rothermund // Developmental Review. – 2002. – № 22. – P. 117 – 150.
- Diener, E. The Satisfaction with Life Scale / E. Diener, R.A. Emmons, R. Larsen, S. Griffin // Journal of Personality Assessment. – 1985. – № 47. – P. 1105 – 1117.
- Emmons, R.A. Striving for the sacred: Personal goals, life meaning, and religion / R.A. Emmons // Journal of Social Issues. – 2005. – № 61 – P. 731 – 745.
- Folkman, S. Adaptive goal processes in stressful events / S. Folkman, N.L. Stein // Memory for everyday and emotional events / N.Stein, P.A.Ornstein, B.Tversky (Eds.).
– Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1997. – P. 113 – 137.
- Kashdan, T.B. Curiosity and pathways to well-being and meaning in life: Traits, states, and everyday behaviors / T.B. Kashdan, M.F. Steger // Motivation and Emotion. – 2007. – № 31. – P. 159 – 173.
- King, L.A. What makes a life good? / L.A. King, , C.K. Napa // Journal of Personality and Social Psychology. – 1998. – № 75. – P. 156 – 165.
- Park, C.L. Meaning in the context of stress and coping / C.L. Park, S. Folkman // General Review of Psychology. – 1997. – № 1. – P. 115 – 144.
- Park, C.L. Meaning Making and Psychological Adjustment Following Cancer: The Mediating Roles of Growth, Life Meaning, and Restored Just-World Beliefs / C.L. Park, D. Edmondson, J.R. Fenster, T.O. Blank // Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 2008. – Vol. 76 (5).
– P. 863 – 875.
- Peterson, C. Orientations to happiness and life satisfaction: The full life versus the empty life / C. Peterson, N. Park, M.E.P. Seligman // Journal of Happiness Studies. – 2005. – № 6. – P. 25 – 41.
- Popielski, K. Noeticzny wymiar osobowosci. Psychologiczna analiza poczucia sensu zycia / K.Popielski. – Lublin: KUL, 1994. – 445 s.
- Reker, G.T. Aging as an individual process: Toward a theory of personal meaning / G.T. Reker, P.T.P. Wong // Emergent Theories of Aging / J.E. Birren, V.L. Bengston (Eds).
– New York: Springer, 1988. – P. 214 – 246.
- Ryff, C.D. The contours of positive human health / C.D. Ryff, B. Singer // Psychological Inquiry. – 1998. – № 9. – P. 1 – 28.
- Wong, P.T.P. Implicit theories of meaningful life and the development of the personal meaning profile / P.T.P.Wong // The human quest for meaning / P.T.P.Wong, P.S.Fry (eds.).
– Mahwaw, NJ: Erlbaum, 1998. – P. 111 – 140.
4.2. Критерии оценок результатов учебной деятельности
10 баллов
|
|
9 баллов
|
|
8 баллов
|
|
7 баллов
|
|
6 баллов
|
|
5 баллов
|
|
4 балла
|
|
3 балла, незачтено
|
|
2 балла, незачтено
|
|
1 балл, незачтено |
|
4.3. Перечень рекомендуемых средств диагностики результатов учебной деятельности
- тестирование по стандартизированным заданиям;
- реферативный обзор иностранной периодической научной литературы;
- терминологический диктант;
- индивидуальный устный опрос;
- групповая дискуссия.
Форма контроля – зачет.
13